Научная статья на тему 'Нравственная норма как регулятор поведения в абхазской народной педагогике'

Нравственная норма как регулятор поведения в абхазской народной педагогике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЫЧНОЕ ПРАВО / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА АБХАЗОВ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / АБХАЗЫ / РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ / COMMON LAW / MORAL UPBRINGING / BEHAVIOR REGULATOR / NATIONAL PEDAGOGY OF ABKHAZIANS / ETHNOPEDAGOGICS / ABKHAZIANS / REPUBLIC OF ABKHAZIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анкваб Марина Фёдоровна

Статья посвящена рассмотрению особенностей норм обычного права у абхазов, их основой являлись морально-нравственные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение и обязательные для исполнения всеми членами общества. Регулятивный характер адата проявлялся во всех сферах быта. В него посвящали и подрастающие поколения, что являлось неотъемлемой частью как обучения, так и воспитания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to peculiarities of moral upbringing of the Abkhazians. Abkhazians have regulations of common law which basis, moral values of the people passed from father to son and were obligatory for executing by all members of society. Regulatory nature of the law was shown in all the spheres of life. It was the integral part of younger generations upbringing. Lack of research on regulations of common law as upbringing factor in the Abkhazian ethnopedagogics causes relevance of this subject

Текст научной работы на тему «Нравственная норма как регулятор поведения в абхазской народной педагогике»

М. Ф. Анкваб

(г. Сухум, Республика Абхазия) НРАВСТВЕННАЯ НОРМА КАК РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ В АБХАЗСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

MORAL PRINCIPLES AS BEHAVIOUR REGULATORS IN ABKHAZIAN

NATIONAL PEDAGOGY

Статья посвящена рассмотрению особенностей норм обычного права у абхазов, их основой являлись морально-нравственные ценности народа, передаваемые из поколения в поколение и обязательные для исполнения всеми членами общества. Регулятивный характер адата проявлялся во всех сферах быта. В него посвящали и подрастающие поколения, что являлось неотъемлемой частью как обучения, так и воспитания

Ключевые слова: обычное право, нравственное воспитание, регулятор поведения, народная педагогика абхазов, этнопедагогика, абхазы, Республика Абхазия

The article is devoted to peculiarities of moral upbringing of the Abkhazians. Abkhazians have regulations of common law which basis, moral values of the people passed from father to son and were obligatory for executing by all members of society. Regulatory nature of the law was shown in all the spheres of life. It was the integral part of younger generations upbringing. Lack of research on regulations of common law as upbringing factor in the Abkhazian ethnopedagogics causes relevance of this subject

Keywords: common law, moral upbringing, behavior regulator, national pedagogy of Abkhazians, ethnopedagogics, Abkhazians, Republic of Abkhazia.

Проблема нравственного воспитания является вечной и порождена самим ходом исторического развития цивилизации. Неизмеримо возросла ее актуальность для Республики Абхазия в настоящее время, когда насущной потребностью стало решение задачи нравственного оздоровления подрастающих поколений. В условиях кризиса политических и социально-экономических реформ определение духовно-нравственных ориентиров и ценностей приобретают особую значимость.

В обществе утрачиваются нравственные ценности, растут насилие и преступность, равнодушие и недоверие друг к другу, которые способствуют снижению уровня воспитанности учащихся. Сегодня, как никогда, необходимо возрождение этнических традиций воспитания, создание условий для успешной реализации воспитательного потенциала нравственных норм, для приумножения ду-

ховно-нравственной специфики каждого народа.

Фундаментом нравственного становления личности является усвоение простых норм поведения, приемлемых в среде его развития. Процесс усвоения происходит в ранние годы жизни, при этом вырабатываются национальные черты характера и общечеловеческие нравственные качества, без которых невозможно превращение моральных принципов и норм в личные нравственные убеждения [1].

Изучение феномена нравственности в конкретных ситуациях общения определяет качественно новую направленность в подходе к исследуемой проблеме. Практическое значение приобретает выявление нравственных норм абхазского народа при решении педагогических задач в современных условиях. Ведь очевидно, что, если поведение ребенка выходит за пределы установленных общест-

венных норм, которые лежат в основе общения людей, то его развитие будет деформировано. Поэтому симптоматично, что и педагогические дисциплины, наряду с социальной психологией, философией, активно включаются в исследование специфики нормативного поведения и нормативной регуляции. Это оправданно прежде всего потому, что процесс воспитания будет эффективным лишь тогда, когда будут учтены выявленные нормы морали.

Нормативность, выступая качественным обобщением массовой социальной практики, однотипных поступков большого числа индивидов при множестве подобных ситуаций, с одной стороны, ограничивает общение, с другой - задает тип и форму контактных взаимоотношений людей. Личность не пассивно относится к тем или иным нормативным требованиям. Они позволяют осуществить оптимальный вариант нравственного выбора тех образцов поведения, которые делают личность социально устойчивой. Нормы приносятся в коллектив в качестве оценки существующих взаимодействий, в то же время они выступают регуляторами отношений и изменяются по мере развития последних.

Насколько позволяет судить конкретно-исторический материал, первоначальные отношения между различными человеческими объединениями (группами, стадами] носили, по всей вероятности, случайный несистематический характер, были отмечены взаимной враждой, не знавшей никакой меры, никакого ограничения. А. Гусейнов характеризует их как социально нерегулированные [2, с. 64].

По определению ученых, дух, пронизывающий собой все сферы бытия древнего человека, предопределил характер такой регламентации: отношения между родами стали регулироваться принципом равного воздаяния, наиболее характерным выражением которого является так называемое обычное право - «апсуа хабз», которое рассматривается в трудах М. Э. Цугба, Р. З. Дгебия, Ф. Г. Камкия [6], Л. Л. Кавшбая, Е. Б. Гучуа и др.

«Нормы обычного права регулировали важнейшие области общественных отношений абхазского общества и отражали основные черты и особенности, существовавших в этом обществе экономических, социальных и бытовых отношений. Более того, и сегодня обычное право продолжает играть заметную роль в жизни абхазов, в частности в брачно-семейных, наследственных, уголовных, гражданских правоотношениях» [5, с. 3].

Анализ сути абхазского обычного права является весьма значимым в контексте нашего исследования, поскольку позволяет лучше понять помимо правовых, политических и экономически особенностей народного быта его нравственные приоритеты.

По мнению М. Э. Цугба, обычное право «и в настоящее время обладает внушительным регулятивным потенциалом. <...> сохраняет свое значение, конкурируя с законодательством» [7, с. 4].

У абхазов нормы обычного права, основой которых, естественно, являлись морально-нравственные ценности народа, передавались из поколения в поколение и были обязательны для исполнения всеми членами общества. Регулятивный характер адата проявлялся во всех сфера быта. Е. Б. Гучуа отмечает, что согласно нормам обычного права, «если возникала необходимость в урегулировании отношений между членами разных общин, то созывался сход всех общин (аибабара], о чем обязательно ставился в известность владетель» [3].

Однако при более серьезных деяниях, чем недопонимание между общинами, таких, которые приравниваются к уголовным, существовал параллельный обычным правовым нормам институт - «кровной мести». Как и у других древних народов, кровная месть «носила безграничный характер и могла возникнуть по любому поводу» [4, с. 213]. Кровная месть являлась своего рода системой наказания, поскольку в обычном праве абхазов смертной казни не существовало и, соответственно, она не применялась в отношении

лиц, совершивших преступление. На наш взгляд, кровная месть являлась крайней мерой морально-нравственного взыскания, соответствуя представлениям народа о справедливости и чести - по принципу «око за око, зуб за зуб».

Устои абхазского народа основаны на твердой убежденности в значимости каждого его представителя в деле становления благополучия общества. Это доказывает и тот факт, что у абхазов отсутствует такая мера наказания, как смертная казнь. Старшие стремились внушить своим детям, что каждый человек должен жить согласно не только своим интересам, но и интересами общества. В этом заключается регулятивная функция нравственных ценностей.

Известно, что на одном из первых мест при соблюдении нравственных норм, стояло уважение к родителям и особенно к лицам старшего поколения (престарелым]. Для привития почтения к старшим члены семьи (особенно бабушки и дедушки], соседи, просто знакомые объясняли детям, как себя вести в тех или иных ситуациях со старшими. Указывали, что можно делать, чего нельзя допускать. Если случались оплошности в поступках младших, осуждали их, указывая на то, что они идут вразрез с абхазским этикетом.

С ориентиром на существующие порядки, с целью им соответствовать на протяжении многих веков развивалась специфика народной педагогики абхазов, формировались морально-нравственные ценности, которые старшие стремились передать младшим для становления совершенной жизнеспособной личности. Именно нормы обычного права являлись одной из тех фундаментальных основ, на которых зиждилось и от которых в значительной мере зависело нравственное становление и развитие безупречного с позиции воззрений народа человека - честного, доброго, благородного, живущего по закону предков идеала, совершенной личности.

Идеал является носителем общих черт, совершенных качеств, характерных для общества, и представлен в многообразии единичного. Он не представляет некую абстрактную схему уже потому, что, персонифицируясь в примере, ориентирует личность на достижение нравственных ценностей.

Рассматривая конкретный эпос «Нарты», в котором отчетливо и весьма красочно «поется» гимн гуманизму, мы наблюдаем вечную и вездесущую параллель между добром и злом. В образе главного героя эпоса об абхазских богатырях Сасрыквы отчетливо проявляется воплощение высоких нравственных качеств: честность и бескорыстность, справедливость и гуманизм, неотступная целеустремленность и неимоверная физическая сила (стоит отметить, не уступающая находчивости, смекалке и уму] - положительные черты характера в понимании народа, на которые, несомненно, стоит равняться подрастающему поколению.

Роль норм абхазского обычного права была долгое время первостепенной в формировании личности, в развитии ее нравственных качеств. Важнейшей заповедью нравственности абхазов является любовь к справедливости, честности и добру. Ценности, устанавливаемые и приобретаемые в ходе соблюдения норм обычного права у абхазов, внушались детям с малолетства. Уважительное отношение к неписанным законам предков, устанавливаемым для регулирования порядка проживающих по соседству семей, общин, фамилий, было неотъемлемой частью этновоспитания почти всех народов.

Таким образом, можно заключить, что положительное отношение к нормам обычного права как важное и необходимое качество предпочиталось и тесно переплеталось с государственными законами еще в начале XX века. Стоит отметить, что отголоски его «присутствия» в злободневной и прогрессивной форме можно ощутить в республике и в наши дни.

Литература

1. Байчорова А. А. Преемственность традиционных норм нравственного воспитания детей младшего школьного возраста у горских народов (На материале этнопедагогики карачаевцев): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. -Карачаевск, 2000. - 209 с.

2. Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. - М.: Издательство МГУ, 1974. - 157 с.

3. Гучуа Е. Б. Уголовное право и процесс Абхазии конца XVIII - начала XIX века (историко-правовой аспект) // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 1. - С. 227-228.

4. Дгебия Р. З. Правовой плюрализм в сфере регулирования уголовно-правовых отношений в Абхазии (середина XIX в. - начало XX в.) // Системы власти и права автохтонных народов Кавказа, Российской империи, Советов (XVШ-XX вв.): сравнительный анализ: Материалы VI Международной научно-практической конференции / отв. ред. и сост. Д. Ю. Шапсугов. - 2016. - С. 212-218.

5. Кавшбая Л. Л. Обычное право абхазов в конце XVШ-XIX вв. (Историко-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01: - Н. Новгород, 1999. - 158 с.

6. Камкия Ф. Г. Правовой статус субъектов обычного права Абхазии в первой половине XIX века: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Ростов н/Д., 2000. - 177 с.

7. Цугба М. Э. Регулирование брачно-семейных отношений у абхазов (XIX - нач. XX вв.): соотношение обычного права и законодательства Российской империи: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Сочи, 2010. - 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.