Научная статья на тему 'Нравственная беседа в современном образовательном пространстве'

Нравственная беседа в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горева Ольга Ивановна

The actuality of the inspected problem cohich is connected with holding moral talks in schools doesn't cause any doubts since the reality of a contemporary life of the Russian society demand the revival of one of the most wide-spread in classical rhetoric genres the moral talk. During the process of studying were defined the problems of the communicative preparation of future teachers connected with the application in the talk the persuasive arguments, influencing the moral and ethic positions of the teenagers. This sets the practical significance in teaching the students of the pedagogical universities to have a vision of a trust full talk according to the traditions of speech skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The moral talk in the contemporary educational sphere

The actuality of the inspected problem cohich is connected with holding moral talks in schools doesn't cause any doubts since the reality of a contemporary life of the Russian society demand the revival of one of the most wide-spread in classical rhetoric genres the moral talk. During the process of studying were defined the problems of the communicative preparation of future teachers connected with the application in the talk the persuasive arguments, influencing the moral and ethic positions of the teenagers. This sets the practical significance in teaching the students of the pedagogical universities to have a vision of a trust full talk according to the traditions of speech skills.

Текст научной работы на тему «Нравственная беседа в современном образовательном пространстве»

О.И. Горева

НРАВСТВЕННАЯ БЕСЕДА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В процессе исследования определены проблемы коммуникативной подготовки будущих учителей, связанные с применением в беседе убедительных аргументов, влияющих на морально-этические позиции подростков. Это обусловливает практическую значимость в обучении студентов педагогического вуза ведению доверительного разговора, в соответствии с традициями ора-торики.

Актуальность исследуемой проблемы, связанной с проведением нравственных бесед в школах, не вызывает сомнений, поскольку реалии современной жизни российского общества требуют возрождения одной из наиболее востребованных в классической риторике жанра нравственной беседы, которая развивает способность руководствоваться идеальными нормами поведения в реальной действительности, учит находить контакт с любым собеседником. Такая беседа актуальна прежде всего в школе, т.к. «именно на личностном уровне взаимодействия учителя и ученика реализуется нравственный потенциал общения» [1. С. 60]. Дети, являясь достоянием нации, нуждаются в формировании у них нравственных основ личности, коммуникативных взаимоотношений в обществе.

Рассмотрим пример нравственной беседы педагога с подростком о взаимосвязи слов и дел в жизни человека:

«Ванда притихла, начала вытирать слезы, но вошел Захаров, и она снова зарыдала. Потом вскочила с дивана, сдернула с себя берет, швырнула в угол и закричала... некрасиво вытягивая шею:

- .возьми и зарежь меня! Возьми нож и зарежь, я все равно жить больше не буду.

Захаров не спеша, основательно уселся за столом. и произнес так, как будто продолжал большой разговор:

- Эх, Ванда, мастера мы пустые слова говорить! И у меня вот... такое бывает...

Захаров подошел к Ванде, сел на диван. Она отвернулась.

- Видишь, Ванда, умереть - это всегда можно, это в наших руках. А только нужно быть вежливой. Чего же ты от меня отворачиваешься? Я тебе зла никакого не сделал, ты меня не знаешь. А может быть, я очень хороший человек. Другие говорят, что я хороший человек.

Ванда с трудом навела на него косящий глаз, угол рта презрительно провалился.

- Сами себя хвалите...

- Да что же делать? Я и тебе советую. Иногда очень полезно самому себя похвалить. Хотя я тебе должен сказать: меня и другие одобряют.

Ванда, наконец, улыбнулась попроще:

- Ну, так что?

- Да что? Я тебе предлагаю дружбу.

- Не хочу я никаких друзей! Я уже навидалась друзей, ну их!

- Какие там у тебя друзья! Я уже знаю. Я тебе предлагаю серьезно: большая дружбу и на всю жизнь. На всю жизнь, ты понимаешь, что это значит?

Ванда пристально на него посмотрела:

- Понимаю» [2. С. 156].

Педагог в этом фрагменте сумел расположить к себе подростка, а может ли современный выпускник педагогического вуза вести доверительный разговор с

подростками о понятиях добра и зла, главных мерилах нравственности или безнравственности человека? Для получения ответов на этот вопрос мы провели анкетирование среди 150 старшеклассников (8-11-е классы) школ города Новокузнецка Кемеровской области. Выбор этих учащихся определяется следующими факторами:

- во-первых, в этом возрасте у подростков появляется стремление к самоутверждению;

- во-вторых, они не всегда удовлетворяются только той оценкой поведения, которую дают им взрослые;

- в-третьих, они пытаются самостоятельно оценить как свои поступки, так и поступки своих сверстников;

- в-четвертых, начинают анализировать поведение взрослых;

- в-пятых, пытаются разобраться в мотивах своих действий.

В связи с особенностью региона Кузбасса, в котором живут представители более 110 наций, народностей и этнических групп, ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 4 тысячи человек, продолжает расти детская беспризорность и безнадзорность. Происходит нравственная деградация ребенка. Тысячи школьников состоят на учете в наркологическом диспансере. Не снижается опасность для будущего поколения, вызванная наркоманией и преступностью. И во многом ответственность лежит и на школьных учителях. В связи с этим в анкету были включены три группы вопросов, с помощью которых мы определили актуальность проведения нравственных бесед, тематику и уровень общения педагога и учеников.

1. Проводятся ли в Вашем классе нравственные беседы? Кем: а) классным руководителем; б) учителем предмета; в) а еще кем?

2. О чем говорят с Вами во время такой беседы?

3. Нравится ли Вам участвовать в таких разговорах с учителем? Да или нет. Почему?

4. Какие трудности Вы испытываете во время таких разговоров с учителем?

5. Считаете ли Вы, что учителю необходимо говорить о нравственности?

Утвердительно на первый вопрос ответили 97% учащихся. Собеседником подростков были названы:

а) классный руководитель; б) преподаватели различных предметов; в) родители; г) друзья (соответственно 45%, 43, 7, 5%). Таким образом, в формировании нравствен-н ости подростков ведущим фактором является личность учителя.

Отвечая на второй вопрос, учащиеся выделили следующие темы: о поведении (32%), обо всем (22%,) о жизни (15%), об отношениях между людьми (12%). Некоторые ученики затруднялись ответить на вопрос (10%), назвав как нравственные по безопасности жиз-

недеятельности человека, учебе в школе и т.д. Таким образом, очевидно, что старшеклассники не имеют четкого понятия о том, что включает в себя нравственная беседа.

Вместе с тем учащимся (70%) нравится разговаривать с учителем, от которого они получают «полезную информацию для того, чтобы разбираться в людях, познавать себя и как поступать в сложившейся ситуации». 30% школьников не любят нравственных бесед, т.к. «хватает родителей» и многим учащимся «скучно слышать на каждом уроке однообразную информацию». В связи с тем, что «учитель на уроке кричит, высказывает негативную информацию об учащихся», они «стесняются» и им «неловко участвовать в разговорах с педагогом после урока». В подтексте ответов чувствуется, что для некоторых учеников нравственная беседа ассоциируется с боязнью сказать что-то. Подростки предпочитают промолчать, нежели ошибиться или вызвать недовольство педагога или, более того, вступить в спор, отстаивая свое мнение перед учителем.

Главная трудность, с которой сталкиваются школьники во время бесед, следующая: «сложно доказывать свою правоту» (35%). Не испытывают трудностей 65% учеников, а 79% считают, что о нравственности говорить необходимо. Отрицательно высказались 14% подростков. Затруднялись ответить на заданный вопрос 7%. На наш взгляд, это связано с тем, что учащиеся не имеют старшего друга в лице педагога.

Для получения более полной информации о востребованности нравственной беседы в педагогической деятельности учителя-практика мы предложили 90 педагогам анкету (учителям школ и слушателям курсов повышения квалификации Новокузнецка, Москвы, Красноярска, Магнитогорска, Славгорода, Прокопьевска). В анкету были включены вопросы, которые помогли выяснить представление учителей о нравственной беседе и взаимодействии с учениками, частотность проведения, тематику, источники информации, актуальности проведения данной беседы в школе:

1. Объясните, как Вы понимаете, что такое «нравственная беседа»?

2. Проводите ли Вы нравственные беседы со своими учениками (нужный вариант подчеркните): а) часто; б) иногда; в) редко; г) никогда.

3. На какие темы Вы чаще беседуете: а) правила поведения; б) взаимоотношения с людьми; в) а ещё?

4. С кем чаще проводите беседы: с мальчиками или с девочками? Отличаются ли они по содержанию? Назовите темы бесед, которые проводятся с мальчиками и девочками.

5. С какой целью Вы беседуете: а) разнообразить педагогическую деятельность; в) расширить круг сведений; б) изменить поведение детей; г) а ещё?

6. Готовитесь ли Вы к проведению нравственных бесед: а) да; б) нет; в) в зависимости от обстановки.

7. Из чего, как правило, состоит такая беседа?

8. Какие трудности Вы испытываете, проводя нравственную беседу?

9. Какие трудности испытывают ученики в беседе?

10. От чего, на Ваш взгляд, зависит успех нравственной беседы: а) от выбора темы; б) от готовности собеседника к диалогу; в) а ещё?

11. Приведите пример неудачной нравственной беседы. В чём причина неудачи?

«Я хотела поговорить о..., но...».

12. Из каких источников Вы берёте информацию для нравственной беседы: а) из жизненного опыта;

б) из литературы; в) а ещё?

13. Какой информации (о чем?) в этих источниках Вам не хватает?

14. Сколько учеников присутствует во время беседы: а) один; б) несколько.

15. Считаете ли Вы необходимым учить будущих педагогов проводить нравственные беседы? Да, нет (нужное выделите). Почему Вы так считаете?

16. Что для этого необходимо сделать?

Ответы на первый вопрос включали понятия о нравственности, морали, этике, культуре поведения и взаимоотношений в обществе, но не характеристику беседы на нравственную тематику. Затруднялись ответить на данный вопрос 20% респондентов, лишь 9% отметили, что это «разговор по душам»; «непринужденный разговор»; «доверительная беседа, в которой может раскрыться учащийся и старший человек может показать верные пути решения». Цель данной беседы - «развитие чувства добра»; «обмен мнениями»; «выяснение мнений детей и “тихое ” влияние на них».

Второй вопрос анкеты выявил частотность нравственных бесед в профессиональной деятельности учителя. При этом варианты ответов были: соответственно а) 68%, б) 27%, в) 4%, г) 1%.

Тематика нравственных бесед включала разговор о правилах поведения (51%), взаимоотношениях с людьми (49%). Важность культуры речи в общении отметили 4% педагогов. Таким образом, сопоставительные результаты анкетирования показали, что и школьники, и учителя наиболее часто говорят о правилах поведения в обществе. При этом мы выявили, что 75% не учитывают гендерных особенностей учащихся. Учителя проводят беседы как с мальчиками (15%), так и с девочками (10%), однако 19% респондентов затруднялись определить тематику бесед и назвать, в чем отличие бесед с учащимися разного пола.

При анализе ответов у нас сложилось впечатление, что многие преподаватели оценивали только нравственные качества учеников и не соотносили их со своим речевым поведением. Многие педагоги (75%) отметили цель нравственной беседы - изменение поведения детей; 23% респондентов - расширение круга сведений; 3% учителей считают, что нравственные аспекты также должны быть усвоены ими самими; 57% проводят нравственные беседы в зависимости от обстановки, готовятся к проведению бесед 43% опрошенных. Зная особенности спонтанной речи, можно предположить, что далеко не всегда неподготовленный диалог достигает своей цели.

Наибольшую трудность составил вопрос № 7 о структуре беседы. Затруднялись выделить и охарактеризовать ее структурную композицию 25% респондентов, около 70% отметили только некоторые части: «разъяснение понятий»; «примеры из жизни и литературы»; «вопрос, ответ»; «ответы на волнующие вопросы»; «объяснение (аргументация), как и почему надо поступать».

В качестве трудностей организации искреннего взаимодействия (вопрос № 8) педагоги выделили:

«недостаток методической литературы, неглубокий кругозор со стороны учителя»; «авторитарность, недостаток аргументов, вследствие которого беседа превращается в нравоучение, возрастной барьер, невозможность всё сказать из педагогических соображений»; «смещение нравственных понятий в обществе, отсутствие единой линии воспитания в семье и в школе, влияние средств массовой информации». Учителям трудно определить «границы» темы. Однако 42% отметили, что трудности во время проведения бесед не возникают.

Среди затруднений, которые испытывают ученики в беседе (вопрос № 9), респонденты отметили «неумение отстаивать свою точку зрения, аргументировать, формулировать мысли, анализировать свои поступки слушать и слышать других людей, мотивировать причины данного поступка, нравственную дезориентацию, смущение, стеснение, боязнь откровенности, открытости». Не ответили на вопрос 20% учителей.

31% педагогов считают, что успех нравственной беседы зависит от выбора темы, 65% - от готовности собеседника к диалогу.

Основные источники информации для нравственной беседы (вопрос № 12) называются: жизненный опыт, художественная литература, средства массовой информации, школьная жизнь (соответственно 45%, 45, 8, 2%).

Крайне важным для нас было мнение практикующих учителей о том, нужно ли обучать студентов педа-

гогических вузов умению проводить нравственные беседы. Положительно ответили 95% педагогов, отрицательно - 5%. Преподаватели отметили, что «уметь вести беседу дано не каждому и этому необходимо учиться, а тем, кто умеет, необходимо оттачивать свое мастерство; это поможет составить грамотный разговор с ребенком, действенный и конструктивный; педагог должен обладать методическими, психологическими и тематическими знаниями».

Таким образом, несмотря на потребность учащихся в старшем друге, духовном наставнике, педагоги, слабо владея знаниями о задушевной непринужденной речи, с трудом умеют использовать убедительные аргументы в беседе, которые, по мнению Н.А. Ипполитовой, «...обращены не только к разуму, но и к чувствам человека» [3. С. 297]. Основная масса педагогов затрудняется в реализации цели аргументирующей речи - воздействовать на слушателя для того, чтобы убедить или призвать их к осуществлению поступков нравственного характера.

Следовательно, одной из проблем коммуникативной подготовки будущих учителей является проблема формирования способности вызывать учеников на откровенный разговор и, не злоупотребляя их откровенностью, мягко, ненавязчиво в соответствии с лучшими традициями ораторики, влиять на их моральноэтические позиции. Думается, что данные исследования будут интересны и практикующим учителям, и родителям учащихся среднего и старшего звена.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смелкова З.С. Профессионально-личностное взаимодействие учителя и ученика // З.С. Смелкова. Педагогическая риторика / Под ред.

Н.А. Ипполитовой. М., 2001. С. 50-66.

2.МакаренкоА.С. Флаги на башнях: В 7 т. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1957. Т. 3. 495 с.

3. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах / Н.А. Ипполитова, О.Ю. Князева, М.Р. Саввова / Под ред. Н.А. Иппо-

литовой. М.: ТК Велби; Проспект, 2006. 344 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 января 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.