Научная статья на тему 'Новый закон о налоге на имущество физических лиц экзамен на налоговую грамотность'

Новый закон о налоге на имущество физических лиц экзамен на налоговую грамотность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / НАЛОГ / ИМУЩЕСТВО / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / НЕДВИЖИМОСТЬ / STATE LAW / TAX / PROPERTY / AN INDIVIDUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов Д. Н.

В данной статье представлен короткий комментарий и рассмотрены спорные вопросы в отношении нового Закона о налоге на имущество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW LAW ON TAXES ON PERSONAL PROPERTY AN EXAMINATION ON TAX LITERACY

This article presents a brief comment and considered controversial issues in relation to the new Law on Property Tax.

Текст научной работы на тему «Новый закон о налоге на имущество физических лиц экзамен на налоговую грамотность»

В Великобритании также широко распространилась система программ «LINK». В рамках любой из этих программ происходит поддержка НИОКР, ориентированных на создание научно-технологических новшеств, направленных на будущую продажу на рынке сбыта. Финансирование проектов по программам происходит при долевом участии государства и частного сектора. Расходы государства на проекты «LINK» в год составляют порядка 33 млн. фунтов, столько же платит и бизнес (50%).

На данный момент времени в Великобритании реализуется ряд направлений в политике правительства, ориентированных на стимулирование инновационной деятельности, осуществляемой предпринимательским сектором.

В сфере передачи знаний существуют механизмы поддержки, способствующие эффективному использованию предпринимателями знаний, навыков и технологий университетов и других академических учреждений посредством сотрудничества [2]. Наиболее важными организациями этого направления являются партнерства по трансферу знаний (Knowledge Transfer Partnerships), частично субсидирующихся правительством Великобритании. Каждое партнерство отбирает высококвалифицированных партнеров для компании в целях содействия и помощи в процессе создания продукта. Проекты, как правило, длятся от 1 года до 3 лет. Важнейшая цель подобного взаимодействия бизнеса и образовательных учреждений - это облегчение обмена знаниями и опытом между двумя сторонами, а также стимулирование исследований, ведущихся университетами и осознание их роли и вклада, который они способны внести в развитие и рост бизнеса.

Следующим инструментом поддержки бизнеса являются научные парки или технопарки. Это организации, также ориентированные на поддержку и стимулирование обмена знаний и технологий между университетами, научноисследовательскими институтами и предприятиями. Модели разнообразных технологических парков довольно различны. Например, бизнес инкубаторы поддерживают начинающие фирмы на стадии стартапов (start-ups) и дают доступ к финансированию, помогают в управлении и осуществляют техническую поддержку.

Еще один механизм - это налоговые льготы на исследования и разработки (ИР). Наличие государственной политики по мотивированию частного бизнеса осуществлять расходы на НИОКР путем налоговых стимулов, конечно, является условием для увеличения расходов на исследования в будущем.

Другой формой поддержки бизнеса являются фонды роста на ранней стадии развития компаний, другими словами фонды «раннего роста» (Early Growth Funds - EGF). Они были сформированы на базе правительственной программы по стимулированию рискового финансирования предприятий, находящихся в начальной фазе развития (стартапы и развивающиеся фирмы). Главная цель программы - повысить уровень предоставления рискового капитала в небольших размерах (в среднем до 50 тыс., но не более 100 тыс. фунтов.) для инновационного наукоемкого бизнеса.

Интерес представляет также программа Инициативы научных исследований малым бизнесом (Small Business Research Initiative - SBRI), созданная в 2009 г. из-за увеличения спроса на инновации и с целями стимулирования разработок инновационных продуктов и поддержки правительством малых и средних предприятий [1]. К числу базовых целей этой программы относится: предоставление финансовой помощи малому наукоемкому бизнесу, осуществляющему ИР и способствующему росту размеров рынка ИР; помощь малому бизнесу по увеличению объемов его расходов на ИР и формирование для него выгодных рыночных условий; создание потенциала для роста числа наукоемких стартапов.

В следующие десять лет Великобритания будет стремиться к усилению целенаправленной поддержки в большей части секторов экономики, стимулируя развитие инновационной сферы путем выдачи грантов, закупки инновационных товаров и услуг, а также путем запуска высокотехнологических центров.

Литература

1. Рагулина Ю.В. Малое предпринимательство как субъект экономического развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1. С. 633-635.

2. Филатова Т.В., Оганян Л.А. Роль государственного регулирования инвестиционной деятельности в современной России // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2014. № 5. С. 41-45.

References

1. Ragulina Y.V. Small business as the subject of economic development // Economics and Entrepreneurship. 2014. № 5-1. P. 633635.

2. Filatova T.V., Ohanian L.A. The role of state regulation of investment activity in modern Russia // Bulletin of the University (State University of Management). 2014. № 5. P. 41-45.

Сулейманов Д.Н.

Директор Налогового института Российского нового университета, кандидат экономических наук НОВЫЙ ЗАКОН О НАЛОГЕ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - ЭКЗАМЕН НА НАЛОГОВУЮ

ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация

В данной статье представлен короткий комментарий и рассмотрены спорные вопросы в отношении нового Закона о налоге на имущество.

Ключевые слова: государство, закон, налог, имущество, физическое лицо, недвижимость.

Suleymanov D.N.

The Director of the Tax Institute of the Russian new University, candidate of economic Sciences NEW LAW ON TAXES ON PERSONAL PROPERTY - AN EXAMINATION ON TAX LITERACY

Abstract

This article presents a brief comment and considered controversial issues in relation to the new Law on Property Tax.

Keywords: State law, tax, property, an individual property.

В отношении озабоченности наличия в положениях Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» риска серьезного увеличения налоговой нагрузки на граждан в связи с введением нового налога на имущество физических лиц, исходя из определения налоговой базы от кадастровой стоимости объектов налогообложения, необходимо иметь в виду следующее.

В ФЗ № 284-ФЗ предусмотрено:

- снижение налоговых ставок по сравнению со ставками, используемыми при исчислении налога исходя из инвентаризационной стоимости объектов имущества, в среднем в 20 раз, а также предоставление права представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) уменьшать данные налоговые ставки до нулевого значения;

- установление вычетов при исчислении налоговой базы в отношении квартиры, комнаты, жилого дома, единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также предоставление права представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) увеличивать размеры указанных вычетов;

96

- сохранение всех установленных Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налоговых льгот;

- введение специальной формулы расчета сумм налога за первые четыре налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, предполагающей использование понижающих коэффициентов.

В тех же субъектах, где соответствующее решение о переходе на новый порядок не принято, в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц сохранится инвентаризационная стоимость, умноженная на коэффициент-дефлятор. Он ежегодно устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации [2,5,7,8].

Законодательством предусмотрен плавный переходный период и в полной мере налогоплательщики заплатят налог лишь через пять лет. А первое уведомление с суммой нового налога на имущество физических лиц за 2015 год граждане впервые получат в 2016 году.

Налоговую базу рассчитывают оценщики, утверждают органы власти субъектов РФ, а налоговые ставки - муниципалитеты.

Таким образом, итоговая сумма налога по новым правилам будет зависеть от решений региональных и местных властей.

С 01 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 02.04.2014 № 52-ФЗ граждане обязаны будут сообщать налоговым органам об имуществе, если они не получали налоговые уведомления и соответственно не уплачивали налоги.

Приказом ФНС России от 26.11.2014 утверждена форма Сообщения о наличии указанных объектов и Порядок ее заполнения.

Сообщения об объектах налогообложения могут быть представлены в налоговый орган:

- лично или через представителя;

- по почте заказным письмом;

- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Сообщать надо только один раз до 31 декабря.

Если сведения будут представлены в 2015 году, то налог не будет начисляться за 2012, 2013 и 2014 годы, а начнет начисляться за 2015 год и т.д.

Если сведения будут представлены в 2016 году, то налог не будет начисляться за 2013, 2014, 2015 годы, а начнет начисляться за 2016 г. и т.д.

Например, если налогоплательщик представит сведения до 31 декабря 2015 года, то налог будет начислен за 2015 год на основании налогового уведомления, который налоговый орган пришлет ему в 2016 году за один месяц до уплаты. С 2015 года установлен единый срок уплаты имущественных и транспортного налогов - 1 октября. Таким образом, уплата налогов в данной ситуации должна производиться на основании налогового уведомления по сроку - до 1 октября 2016 г.

С 01. 01. 2017 года, если налогоплательщик не представит такие сведения или представит их несвоевременно, будут применяться налоговые санкции в размере 20% неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимости или транспортного средства (п. 12 ст. 1, ч. 3 ст. 7 Закона №52-ФЗ).

В Законе есть нерешенные вопросы, на которые нет официальной позиции Минфина РФ и разъяснений, например:

- если в 2015 году до 01.10.2015 физическое лицо не получит налогового уведомления (при условии, что и ранее не получал и не уплачивал налоги), то в каком году 2015 г. (с 01.10.2015 до 31.12.2015) или в следующем году 2016 г. он должен уведомить налоговый орган об объектах?

Получается, что если сообщит до 31.12.2015, то и уплата будет за 2015 год, а если сообщит в 2016 г. (ведь ему дано такое право по Закону), то и уплата будет за 2016 год.

- другой вопрос. Например, лет 8 назад физ. лицо оформило наследство и получило свидетельства о праве собственности на дом и зем. участок. Другому наследнику присылали уведомление об уплате налогов, а ему нет. Было написано письмо в налоговый орган, что есть кадастровые номера, высланы копии документов, но налоговый орган ответил нет в базе данных, налог начислить не можем. Документы за это время не сохранились (утеряны), что делать налогоплательщику?

- третий вопрос. Ни в Законе, ни исходя из его прочтения не ясно, в какой налоговый орган высылать документы (по месту жительства, месту нахождения объекта налогообложения, в Личный кабинет налогоплательщика). Вопрос открытый.

- нестандартных ситуаций очень много бывает, например, до июня 2014 года был земельный участок и налоговых уведомлений не было от налоговых органов и налог не платился ни разу, а потом его продали в сентябре 2014 г., и до 01.11.2014 -ничего не поступало от налоговых органов, как поступить в этой ситуации: надо- не надо сообщать?

- не ясен вопрос с льготной категорией налогоплательщиков. На какой момент наступает обязанность по сообщению, что налогоплательщик, например, на 01.01.2015 (момент вступления в силу Закона) он еще не льготник, а после 01.10.2015 года -возникает право на льготу, но в 2016 году он опять не получает уведомление. Надо ли после 01.10.2016 сообщать налоговому органу, что есть участок и есть право на льготу, поскольку с 01.01.2017 года вступают нормы по налоговым штрафам, при этом в Базе налоговых органов появляются объекты налогообложения [4,5,6]. В налоговом органе по Базе паспортных служб есть сведения о каждом гражданине РФ, но никто не будет сверять возраст и тем более запрашивать есть льгота или нет у такого налогоплательщика.

Литература

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2015.

2. Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».

3. Горбатко Е.С. УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ РЫНКА К ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ. Налоговая политика и практика. 2013. № 9-1 (129). С. 11-15.

4. Кашин В.А., Сулейманов Д.Н. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ. 2013. №11. С.34-39

5. Малахаткина Е.В. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ И РАБОТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ФНС РОССИИ. БИЗНЕС В ЗАКОНЕ. ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2014. №3. С.183-185.

6. Миргородская М.Г. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. 2014.№6. С.726-728.

7. Сулейманов М.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА И ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА.2012. №3-1. С. 34-37.

8. Ткач Е.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ. 2014. №4-3 (23). С.48-49.

9. www.nalog.ru

References

1. Nalogovyj kodeks RF (NK RF) 2015.

2. Federal'nyj zakon ot 04.10.2014 N 284-FZ "O vnesenii izmenenij v stat'i 12 i 85 chasti pervoj i chast' vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshim silu Zakona RF «O nalogah na imushhestvo fizicheskih lic».

97

3. Gorbatko E.S. UChET TREBOVANIJ RYNKA K FORMIROVANIJu KOMPETENCIJ RABOTNIKOV NALOGOVYH SLUZhB. Nalogovaja politika i praktika. 2013. № 9-1 (129). S. 11-15.

4. Kashin V.A., Sulejmanov D.N. POVYShENIE JeFFEKTIVNOSTI KONTROL''NOJ RABOTY NALOGOVYH ORGANOV: SOVREMENNYE PODHODY I INSTRUMENTY. 2013. №11. S.34-39

5. Malahatkina E.V. PUTI SOVERShENSTVOVANIJa NALOGOVOGO ADMINISTRIROVANIJa I RABOTY MEZhREGIONAL''NYH INSPEKCIJ FNS ROSSII. BIZNES V ZAKONE. JeKONOMIKO-JuRIDIChESKIJ ZhURNAL. 2014. №3. S.183-185.

6. Mirgorodskaja M.G. SOVERShENSTVOVANIE FORM I METODOV NALOGOOBLOZhENIJa V ROSSIJSKOJ FEDERACII. JeKONOMIKA I PREDPRINIMATEL''STVO. 2014.№6. S.726-728.

7. Sulejmanov M.D. FORMIROVANIE INVESTICIONNOGO KLIMATA I INTERESY ROSSIJSKOJ JeKONOMIKI. NALOGOVAJa POLITIKA I PRAKTIKA.2012. №3-1. S. 34-37.

8. Tkach E.V. SOVERShENSTVOVANIE NALOGOVOGO PLANIROVANIJa V ROSSIJSKOJ FEDERACII. MEZhDUNARODNYJ NAUChNO-ISSLEDOVATEL"SKIJ ZhURNAL. 2014. №4-3 (23). S.48-49.

9. www.nalog.ru

Ткач Е.В.

Старший преподаватель НОУ ВПО Российский новый университет»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ

ЛИЦ

Аннотация

В данной статье рассмотрено совершенствование методов исчисления и взимания налогов с физических лиц Ключевые слова: государство, закон, налог, исчисление, взимания.

Tkach E.V.

lecturer «Russian new University»

IMPROVEMENT OF METHODS FOR THE CALCULATION AND IMPOSITION OF TAXES ON INDIVIDUALS

Abstract

This article describes the improvement of the methods of calculation and collection of taxes from individuals

Keywords: state, law, tax calculation, collection.

Государственная экономическая политика напрямую зависит от налоговой политики, системы налогового администрирования конкретной страны. На протяжении всей истории государственности налоги представляют собой ключевой элемент всей экономической системы страны, так как они являются наиболее значимым способом распределения национальных доходов с помощью государственного бюджета. Налоги характеризуются безвозмездностью, принудительностью и устойчивостью. Следует отметить, что методы исчисления и взимания налогов являются также непосредственными составными частями системы налогообложения [2,5].

Рассмотрим непосредственно научные знания о налогах. Различные уровни их теоретизации изложены в научной литературе. Можно отметить, что практически каждый автор старается уточнить понятие налога, функциональную составляющую и принципы системы налогообложения. Относительно понятия «налог» существует около десятка его определений, а также имеется множество мнений применимо к его функциям [1,3,8]. Налоги в современной экономической литературе рассматриваются применительно к безграничному пространству действия, а количество функций и методов налога увеличивается и расширяется в изданиях каждого нового автора, который вступает в дискуссию по указанной проблеме.

Один из принципов налогообложения был исторически определен еще А. Смитом, который утверждал, что любой налог должен быть так разработан, чтобы он удерживал из кошелька народа наиболее меньшую сумму, чем он приносит бюджету государства. Это означает, что методы налогообложения, которые должны быть применены, во многом определяют и дешевизну взимания налогов.

На текущее время налоги с физических лиц имеют особую значимость для бюджетов в регионах и на местах. В России данные налоги являются основным источником доходов, состоящих из налоговых отчислений, региональных и местных бюджетов, что обусловлено реализацией реформы местного самоуправления.

В отношении физических лиц при администрировании их налогов в соответствии с действующим законодательством могут быть применены следующие методы исчисления и взимания налогов: удержание у источника, метод самоначисления и кадастровый метод [4,6,8].

При применении первого метода - удержания у источника - сумма налоговых обложений рассчитывается и удерживается из дохода, который подлежит перечислению в пользу получателя, источником выплаты. Данный метод может быть применен по различным видам доходов, которые получены от налоговых агентов (ст. 226 НК РФ), кроме доходов, которые получены лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и нотариусами (ст. 227 НК РФ), налог с указанных доходов рассчитывается на основании декларации, представленной ими. Доходы, которые получены по операциям с ценными бумагами, и денежные средства, которые получены по гражданско-правовым договорам с физическими лицами, которые не находятся в статусе индивидуального предпринимателя, также облагаются налогом, который удерживается данным методом.

В сферу метода удержания у источника входят следующие обязанности налоговых агентов: рассчитывать, взимать налог, вести учет доходов, которые выплачены по трудовым, гражданско-правовым договорам, договорам доверительного правления и долевого участия в деятельности предприятия, каждый год предоставлять информацию о доходах физических лиц в налоговый орган (ст. 24, 214.1, 230 НК РФ). В обязанности налоговых органов при указанном методе входят следующие процедуры: учет налоговых отчислений в бюджет, получение и обработка информации о доходах, которые могут быть представлены налоговыми агентами, ежегодно, а также осуществление проверок налоговых агентов по соблюдению действующего налогового законодательства.

Таким образом, налоговые агенты практически осуществляют функции налоговых органов по расчету, взиманию и перечислению налога в бюджет при применении рассмотренного метода [2,5,7]. Стоит отметить, что затраты, которые налоговые агенты несут при осуществлении данных задач, никак не компенсируются.

Следующим необходимо рассмотреть метод самоначисления, который может предполагать, что лица, осуществляющие оплату налогов, исчисляют доходы самостоятельно, рассчитывают вычеты, установленные налоговым законодательством, и определяют сумму налога, которую необходимо заплатить, основываясь на специальной декларации. Данный метод указан в Налоговом кодексе Российской Федерации (ст. 227, 228) и используется для расчета лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, нотариусами, физическими лицами, которые получают денежные средства в качестве дохода от физического лица, которые не являются налоговыми агентами. Следует отметить, что расчет налоговых отчислений физическими лицами по декларации осуществляется исходя из денежных средств, которые могут быть получены от продажи имущества.

При методе самоначисления возникают некоторые проблемы, в числе которых может быть определенная сложность, возникающая в рамках налогового контроля некоторых источников доходов (к примеру, продажа недвижимости, осуществление

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.