12
-Economy and Business-
К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ В РФ ПРИНЦИПА САМОНАЧИСЛЕНИЯ НАЛОГОВ
ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
И.Н. Дворцова, старший преподаватель
Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГ АОУ ВПО «ВолГУ»
(Россия, г. Волжский)
Аннотация. В работе рассмотрены основные положения принципа самоначисления налогов. Проанализированы изменения налогового законодательства РФ, связанные с применением этого принципа. Выявлены особенности налогообложения физических лиц в РФ. Показаны перспективы применения принципа самоначисления имущественных налогов граждан России.
Ключевые слова: самоначисление налогов, налоги, налогообложение граждан, имущественные налоги, налоговое уведомление
Более 15 лет прошло с момента вступления в силу I части Налогового кодекса РФ (НК РФ). Можно сказать, что в настоящее время налоговая система в РФ в целом сформирована и является стабильной. Вместе с тем современные условия развития законодательства о налогах и сборах предполагают необходимость постоянного совершенствования налогового администрирования, прав и обязанностей участников налоговых отношений.
Новым совершенствованием налогового законодательства следует признать изменение механизма уплаты имущественных налогов граждан в соответствии с принципом самоначисления налогов.
Самоначисление налогов (selfassessment, tax) - принцип начисления налогов, при котором налогоплательщик сам сообщает обо всех своих доходах и всех причитающихся скидках с налогов и сам вычисляет величину подлежащего уплате налога. После этого налоговые органы проверяют данный расчет. Альтернативная система заключается в том, что налогоплательщик сообщает все свои доходы и заявляет о скидках, но непосредственно расчет величины налога производится налоговым органом.
Недостатком принципа самоначисления является то, что он требует как знания налоговой системы, так и математической подготовки. Этот метод вполне применим для компаний, чьи налоговые отчеты готовятся профессиональными бухгалтерами,
но менее пригоден для небольших фирм или отдельных граждан.
С момента вступления в действие I части НК РФ принцип самоначисления налогов в полной мере применяется к налого-плательщикам-организациям и налогопла-тельщикам-индивидуальным предпринимателям. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 23 НК РФ налоговые декларации (расчеты) представляются указанными налогоплательщиками в налоговые органы по месту учета и служат основанием для исчисления и уплаты налога [ 1].
Другой порядок исчисления и уплаты налогов действует по отношению к нало-гоплательщикам-физическим лицам.
В соответствии с действующим законодательством, с физических лиц, не являющихся предпринимателями, взыскиваются следующие налоги:
- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- налог на имущество физических лиц;
- транспортный налог;
- земельный налог.
В большинстве случаев НДФЛ исчисляется, удерживается из дохода налогоплательщика и перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации источником дохода - налоговым агентом. По отдельным видам доходов [1, ст. 228] исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, т.е. в соответствии с вышеупомянутым принципом самоначисления.
Journal of Economy and Business, vol.4
-Economy and Business-
13
По остальным налогам (имущественным) исчисление сумм производится налоговым органом с использованием информации регистрирующих органов (Росре-естр, ГИБДД и др.), которая не всегда актуальна. Оплата имущественных налогов гражданами предусмотрена на основании налогового уведомления, направленного им налоговым органом [1, ст. 397, п. 4]. Если уведомление не получено, гражданин фактически освобожден от уплаты налога, а также пеней и штрафов за налоговые правонарушения.
Важным с точки зрения развития действующего законодательства о налогах и сборах в РФ является введение с 2015 года принципа самоначисления налогов и для налогоплательщиков-физических лиц.
С предложением рассмотреть вопрос о самоинформировании физическими лицами налоговых органов выступил в мае 2013 г. министр финансов Антон Силуанов со ссылкой на общепринятую международную практику [2]. Впервые о планируемом новшестве в налоговом законодательстве сообщил руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин в своем выступлении в январе 2014 года, в рамках V Гайдаровского форума, организованного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара и Фондом Егора Гайдара [2, 3].
Инициатива ФНС России была поддержана Министерством финансов РФ и в апреле 2014 года Федеральным Законом 52-ФЗ внесены соответствующие изменения и дополнения в НК РФ [4]. Ст. 23 НК РФ дополнена пунктом 2.1, в соответствии с которым налогоплательщики-физические лица обязаны сообщать в налоговые органы о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом в случае неполучения налоговых уведомлений по этим объектам.
Таким образом, суть принципа самоначисления для налогоплательщиков-физических лиц в российском законодательстве заключается в том, что налогоплательщик, не получив уведомление, обязан самостоятельно проинформировать налоговый орган об имеющихся у него в собственности объектах налогообложения. При этом обязанность расчета суммы налога сохраняется за налоговым органом. В этом случае факт неполучения уведомления не освобождает налогоплательщика от обязанности уплаты налогов. Неуплата же налогов в срок, приводит к начислению пеней и штрафов. Налоговые уведомления рассылаются гражданам до середины июня, и до конца года в случае неполучения такого уведомления у граждан появляется обязанность обратиться в налоговые органы с сообщением информации о собственных налогах. Форма такого сообщения разработана ФНС России [5].
Таким образом, в 2015 году граждане обязаны уплачивать имущественные налоги за 2014 год в соответствии с новыми правилами.
Для большей части граждан введение самоначисления налогов принципиально ничего не изменит, они смогут, как и прежде, уплачивать налоги на основании уведомлений, сообщив налоговым органам о неучтенных объектах. При желании граждане смогут на основе своих данных рассчитать суммы налогов самостоятельно, с условием их последующей корректировки налоговиками. Возможность самостоятельного исчисления налогов гражданами предполагает развитие института коммерческих налоговых консультантов [6].
Гражданам, не уплачивающим налоги в силу неполучения в течение трех и более лет налоговых уведомлений и не сообщившим в налоговый орган о своем налогооблагаемом имуществе, будет начислен налог за предыдущие периоды (но не более 3 лет) с предъявлением к уплате дополнительно соответствующих сумм пеней и штрафа. Для граждан, своевременно уведомивших налоговый орган об имеющемся имуществе, начисление налогов предполагается только с текущего периода
Journal of Economy and Business, vol.4
14
-Economy and Business-
что пока преждевременно говорить о предполагаемой сумме дополнительных доходов соответствующих бюджетов.
Механизм самоначисления позволит повысить уровень гражданского самосознания, ответственности за свое имущество. Самоначисление присутствует в мировой практике, и везде это воспринимается как нормальная обязанность налогоплательщика.
(по сути - налоговая амнистия за предыдущие годы). ФНС надеется таким образом вовлечь в налоговый оборот неучтенное по разным причинам имущество граждан и тем самым полноценно реализовать принцип всеобщности и равенства налогообложения. По словам Михаила Мишустина, это обеспечит рост доходов бюджетов муниципальных образований и регионов, которым поступают имущественные налоги физических лиц. В ФНС отмечают,
Библиографический список
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998); (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 08.06.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.pravcons.ru/nalogovy_kodeks.php (дата обращения: 26.06.2015 г.)
2. ФНС: Участников системы самоначисления налогов будет ждать налоговая амнистия / Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140116211538. shtml (дата обращения: 24.06.2015 г.)
3. Взгляд.ру Деловая газета 16.01.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.vz.ru/news/2014/1/16/668122.html (дата обращения: 24.06.2015 г.)
4. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 52-ФЗ от 02.04.2014 [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/70627310 (дата обращения: 26.06.2015 г.)
5. Приказ ФНС России от 26.11.2014 № ММВ-7-11/598@ «Об утверждении формы и
формата представления сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также порядка заполнения формы и порядка представления сообщения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_172094 (дата обращения: 26.06.2015 г.)
6. Граждан переводят на налоговое самообслуживание // Газета «Коммерсантъ» №4 от 16.01.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.kommersant.ru/doc/2384757 (дата обращения: 27.06.2015 г.)
TO THE QUESTION OF IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLE OF TEX SELF-ASSESSMENT BY INDIVIDUALS IN THE RUSSIAN FEDERATION
IN Dvortsova, senior lecturer
Volzhsky humanitarian institute (branch) of the Volgograd state university (Russia, Volzhskiy)
Abstract. The article describes the main points of the principle of tax self-assessment. It reviews the changes to the Russian Federation tax legislation related with this principle, defines the features of taxation of individuals and shows the prospects for self-assessment of property taxes in Russia.
Keywords: self-assessment, tax, individuals, taxation, property taxes, tax notice
Journal of Economy and Business, vol.4