Научная статья на тему 'Новый взгляд на проблему русской самоидентичности и русскую национальную идею'

Новый взгляд на проблему русской самоидентичности и русскую национальную идею Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
271
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SELF-IDENTITY / РУССКАЯ ИДЕЯ / RUSSIAN IDEA / РЕЛИГИОЗНО-ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ / RELIGIOUS AND PATRIOTIC VIEWS / МОРАЛЬ / MORALS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова Ия Борисовна

В статье представлена новая редакция русской национальной идеи, основанная на авторской интерпретации проблематики русской самоидентичности. Присущие русскому менталитету религиозно-патриотические интенции, осмысленные под углом зрения русской философии и социальных движений, легли в основу идейного блока новой духовности. В фокусе внимания морально-нравственная сфера сознания личности. В статье утверждается: только исповедуя религию моральности, человек и общество в целом могут возвыситься над своей животной природой, порождающей конфликты и противоречия, а общественное благо станет благом отдельного гражданина, одновременно и гражданин будет способствовать достижению блага общественного. Помноженная на патриотический импульс современности, религиозно-патриотическая философия сможет стать действенной силой преобразования не только духовной, но и социальной сферы жизни российского общества. В качестве иллюстрации приведен комплекс проблем сферы отечественного образования, зеркально отражающей общественные изъяны, который можно существенным образом скорректировать, опираясь на идеи религиозно-патриотической философии. Сквозь данную призму не только отчетливей видны недостатки в той или иной сфере общественной жизни, но и пути их преодоления. Статья написана по результатам созданной автором и внедренный в учебный процесс вуза педагогической технологии психолого-педагогического сопровождения процесса морально-нравственного самовоспитания обучающихся. Область применения результатов социальная философия, разделы культурологи, социологии и педагогики. Данная статья часть планируемого автором дальнейшего исследования проблемы русской самоидентичности и культурного своеобразия русской цивилизации. Методы исследования: в соответствии с целями и задачами, применялись исторические и логические методы, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, метод систематизации и обобщения историко-педагогических материалов, источников и научной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW VIEW ON A PROBLEM OF THE RUSSIAN SELF-IDENTITY AND THE RUSSIAN NATSIONALNOY IDEA

In article is presented the new edition of the Russian national idea based on author’s interpretation of a perspective of the Russian self-identity. The religious and patriotic intensions inherent in the Russian mentality comprehended from this point of view the Russian philosophy and social movements formed the basis of the ideological block of new spirituality. In focus of attention the moral sphere of consciousness of the personality. In article is approved: only practicing religion of morality, the person and society in general can tower over the animal nature generating the conflicts and contradictions, and the public benefit will become the benefit of the certain citizen, at the same time and the citizen will promote achievement of the benefit public. The multiplied by a patriotic impulse of the present, religious and patriotic philosophy will be able to become the effective force of transformation not only the spiritual, but also social sphere of life of the Russian society. The complex of problems of the sphere of domestic education which is specularly reflecting public defects which can be corrected essentially is by way of illustration given, relying on ideas of religious and patriotic philosophy. Through this prism not only shortcomings of this or that sphere of public life, but also ways of their overcoming are more distinctly visible. Article is written by results of created by the author and introduced in educational process of higher education institution of pedagogical technology of psychology and pedagogical maintenance of process of moral self-education of the trained. A scope of results social philosophy, sections culturologists, sociology and pedagogics. This article is the part of the further research of a problem of the Russian self-identity and a cultural originality of the Russian civilization planned by author. Research methods: according to the purposes and tasks, were applied historical and logical methods, the analysis and synthesis, ascension from abstract to concrete, comparison, analogy, a method of systematization and generalization of historical and pedagogical mate-rials, sources and scientific literature.

Текст научной работы на тему «Новый взгляд на проблему русской самоидентичности и русскую национальную идею»

Б01: 10.12731/2218-7405-2015-7-17 УДК 32

Новый взгляд на проблему русской самоидентичности и русскую национальную идею

суслова И.Б.

В статье представлена новая редакция русской национальной идеи, основанная на авторской интерпретации проблематики русской самоидентичности. Присущие русскому менталитету религиозно-патриотические интенции, осмысленные под углом зрения русской философии и социальных движений, легли в основу идейного блока новой духовности. В фокусе внимания - морально-нравственная сфера сознания личности. В статье утверждается: только исповедуя религию моральности, человек и общество в целом могут возвыситься над своей животной природой, порождающей конфликты и противоречия, а общественное благо станет благом отдельного гражданина, одновременно и гражданин будет способствовать достижению блага общественного. Помноженная на патриотический импульс современности, религиозно-патриотическая философия сможет стать действенной силой преобразования не только духовной, но и социальной сферы жизни российского общества. В качестве иллюстрации приведен комплекс проблем сферы отечественного образования, зеркально отражающей общественные изъяны, который можно существенным образом скорректировать, опираясь на идеи религиозно-патриотической философии. Сквозь данную призму не только отчетливей видны недостатки в той или иной сфере общественной жизни, но и - пути их преодоления.

Статья написана по результатам созданной автором и внедренный в учебный процесс вуза педагогической технологии психолого-педагогического сопровождения процесса морально-нравственного самовоспитания обучающихся.

область применения результатов - социальная философия, разделы культурологи, социологии и педагогики. Данная статья - часть планируемого автором дальнейшего исследования проблемы русской самоидентичности и культурного своеобразия русской цивилизации.

методы исследования: в соответствии с целями и задачами, применялись исторические и логические методы, анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение, аналогия, метод систематизации и обобщения историко-педаго-гических материалов, источников и научной литературы.

ключевые слова: самоидентичность; русская идея; религиозно-патриотические воззрения; мораль; образование.

NEW VIEW ON A PROBLEM OF THE RUSSIAN SELF-IDENTITY AND THE RUSSIAN NATSIONALNOY IDEA

Suslovа I.B.

In article is presented the new edition of the Russian national idea based on author's interpretation of a perspective of the Russian self-identity. The religious and patriotic intensions inherent in the Russian mentality comprehended from this point of view the Russian philosophy and social movements formed the basis of the ideological block of new spirituality. In focus of attention - the moral sphere of consciousness of the personality. In article is approved: only practicing religion of morality, the person and society in general can tower over the animal nature generating the conflicts and contradictions, and the public benefit will become the benefit of the certain citizen, at the same time and the citizen will promote achievement of the benefit public. The multiplied by a patriotic impulse of the present, religious and patriotic philosophy will be able to become the effective force of transformation not only the spiritual, but also social sphere of life of the Russian society. The complex ofproblems of the sphere of domestic education which is specularly reflecting public defects which can be corrected essentially is by way of illustration given, relying on ideas of religious and patriotic philosophy. Through this prism not only shortcomings of this or that sphere of public life, but also - ways of their overcoming are more distinctly visible.

Article is written by results of created by the author and introduced in educational process of higher education institution of pedagogical technology of psychology and pedagogical maintenance of process of moral self-education of the trained.

A scope of results - social philosophy, sections culturologists, sociology and pedagogics. This article is the part of the further research of a problem of the Russian self-identity and a cultural originality of the Russian civilization planned by author.

Research methods: according to the purposes and tasks, were applied historical and logical methods, the analysis and synthesis, ascension from abstract to concrete, comparison, analogy, a method of systematization and generalization of historical and pedagogical materials, sources and scientific literature.

Keywords: self-identity; Russian idea; religious and patriotic views; morals; education.

Русский человек изначально, в своем генезисе, верит в Добро, однако в добро не только в душах людей, но и в возможность его реализации в социальной жизни. Здесь и многовековые поиски духовного и социального идеала, и вера в «доброго царя», народничество, традиция «вопрошания» в русской гносеологии, литературе и проч. Поэтому в качестве русской национальной идеи сегодня видится некий религиозно-патриотический союзроссиян. Только объединив лучшие силы нации, можно сделать социальную сферу общества достойной ее граждан, а граждан - достойными своей великой страны. В этой связи также и управленческую миссию должны взять на себя не просто лучшие умы или опытные руководители - необходимо выдвинуть на первый план нравственную, этическую составляющую. Сегодня очевидно - чтобы претворить в жизнь идеалы Добра и Справедливости, госслужащие должны обладать высоким уровнем духовно-нравственной культуры.

Религиозно-патриотические воззрения сформированы веками не для того, чтобы критиковать и разрушать, но для того, чтобы созидать и приумножать. Это - силы Добра, разума, веры, любви, справедливости, позволяющие обществу сегодня раскрыть потенциал человека, человека-творца, человека-гуманиста, человека-патриота. Только так вся мощь, весь потенциал Родины будет служить во благо человеку, а он - беречь и приумножать ее богатство.

Идеология религиозно-патриотического союза - эта образец новой духовности, столь необходимой сегодня российскому народу. Эти идеи призваны пробудить национальное самосознание россиян, что позволит народам России осуществить свою историческую планетарную миссию - быть авангардом всего развитого, гуманистически мыслящего, просвещенного человечества.

В основе новой идеологии, как нам представляется, должна стать нравственная сфера сознания человека. Человек - это, в первую очередь, моральное существо, наделенное разумом. Моральность - это то, что возвышает человека над самим собой, делает его существом свободным, нравственным, суверенным. (Данные идеи восходят к великому немецкому философу Иммануилу Канту).

Человеческая личность имеет абсолютную ценность в связи с наличием у нее самосознания, а также вследствие своей принадлежности человеческому роду, к всеобщности, к «идее

человечности». Поэтому человек не может быть использован в качестве средства со стороны любой воли, в том числе, - и воли общества. Человек во всех своих поступках должен рассматриваться как самоцель, и никогда не рассматриваться как средство [9].

Нравственность составляет верховное благо человеческого существования, поэтому недостаточно быть счастливым, довольным собой и своей жизнью, своими творческими и профессиональными успехами - необходимо претворять в жизнь нравственное, морально обусловленное поведение. Забота о себе должна сочетаться с заботой о счастье других - вот залог поистине успешной, гармоничной жизни человека в обществе [2].

Это непреложное условие подлинного самопознания, обретения высшего блага, осуществления человеком своей миссии на индивидуальном, социальном, природном уровнях.

Разум и мораль - вот две сущности, которые выделяют человека из мира неживой природы и царства животных, связывают отдельных индивидуумов со всем человеческим родом.

Сущность каждого конкретного человека заключается в индивидуальном творческом потенциале его личности, но реализоваться данный потенциал может только на пути служения людям, общественно значимой цели, делу.

Сегодня, в условиях техногенного глобального общества, экологического и антропологического кризиса, геополитических, экономических противоречий между игроками большой политики, само существование человека поставлено под угрозу, поэтому человек закономерно с периферии перемещается в центр, в фокус социальных преобразований, из средства реализации социального-политического заказа он должен стать целью социальных стратегий [7, 8].

В гуманистической системе ценностей достижение обществом блага - процесс двусторонний: общественное (всеобщее) благо является благом отдельно взятого гражданина, который, в свою очередь, реализует свой творческий потенциал и положительные задатки, способствуя тем самым достижению блага общественного.

Для достижения этих высоких целей сегодня заново переосмысляется русская национальная идея, позволяющая современникам сплотиться под знаменами новой, поистине гуманной, действенной идеологии созидания, лишенной внутренних противоречий, идеологии, ведущей общество к добру и процветанию.

Новая редакция русской идеи могла бы качественно повлиять на духовную и материальную жизнь общества, добиться зримого прироста в уровне жизни россиян, в их духовной и нравственной культуре. Именно посредством этого духовного рычага могут быть созданы механизмы возрождения и развития материального производства, образования, здравоохранения, социальной сферы, гражданского общества. В основу организации и функционирования

общества в рамках новой духовной парадигмы также будут положены ценности и принципы либерализма. Но это - не свобода произвола, это свободный и осознанный нравственный выбор, исполнение морального долга перед собой, семьей, Родиной, человечеством. Многие нравственные заповеди, изначально присущие менталитету русской нации и всего российского народа в целом, сегодня вновь нуждаются в осмыслении.

Для русских мыслителей понятие разумный помимо значения мыслить, рассуждать было увязано со значением поступать в соответствии с нравственными, этическими, эстетическими, религиозными установками и принципами [4]. Поэтому нравственная подоплека русской национальной идеи органична и непротиворечива.

Религиозный вектор новой духовности понимается нами в гораздо более широком спектре, чем деятельность служителей православной церкви - в самом широком измерении это служение идеалам нравственности, добра, гуманизма, милосердия, справедливости. (Так, известно, что истинной религией для И. Канта была мораль). Мы подразумеваем здесь также идеи соборности, объединения русской нации под религиозными идеалами, индивидуальное духовное служение человека, совокупный потенциал данных устремлений.

Претворенная в жизнь новая идеология религиозно-патриотического союза способна, в частности, вывести на качественно новый уровень отечественное образование, дабы оно смогло соответствовать требованиям времени.

В настоящее время образование детей и юношества в России не отвечает требованиям качества. Это проявляется в заформализованности системы управления образованием, преобладании документооборота над контролем качества знаний и умений учащихся, коммерциализации вузов, неразвитости механизмов стимулирования вузовской науки, по-прежнему недостаточным уровне оплаты труда преподавателей, особенно в регионах [9]. У нас ничтожно малое количество первоклассных негосударственных школ и прогимназий, в обучении сохраняется принцип уравнительства - не созданы коррекционные классы для проблемных детей, вузовское обучение зачастую сводится к оплате обучения и получение фальшивых дипломов.

К сожалению, общество уже столкнулось с «профессиональной» деятельностью подобного рода новых специалистов - врачей, инженеров, управленцев юристов и проч.

На наш взгляд, сегодня следует внести коррективы в систему коммерциализации образования и реорганизовать сферу его лицензирования. Коммерциализация образования должна проявляться в создании на базе вузов коммерческих научно-исследовательских центров, спонсируемых бизнесом, дополнительных курсов, других форм деятельности вуза. Государство и бизнес должны успешно сотрудничать в этой важнейшей сфере жизнедеятельности общества.

В общеобразовательных школах и гимназиях преподается много предметов, но прочных знаний по-прежнему нет. Дети перегружены объемом информации, ее бессистемностью, отсутствием единых образовательных программ, широким разбросом учебников по школам, проблему представляет недостаточный уровень собственно образовательных услуг. В частных гимназиях, где дети проходят строгий отбор при поступлении, наблюдается чрезмерная загруженность учащихся, в то время как в общеобразовательных государственных заведениях попросту хромает качество обучения. Здесь часто учителя элементарно не в состоянии установить дисциплину, так как на детей отрицательно влияют отстающие, не желающие учиться школьники с отклоняющимся, девиантным поведением, по несколько человек в каждом классе. Это следствие политики набора детей по территориальному признаку, отсутствия коррек-ционных классов. В данном случае следует производить отбор детей в коррекционные классы уже после первого года обучения с возможностью возвращения в обычный класс при наличии у ребенка стабильных успехов в поведении и учебе. Занятия в таких классах должны проводить специально обученные педагоги, обучение таких детей должно осуществляться по специальным программам.

Мы настаиваем, что гораздо больших успехов и эффекта от обучения можно добиться меньшей учебной нагрузкой и грамотным распределением отраслей знания в соответствии с интересами и личностно-деятельностной, а также - профессиональной ориентацией учащихся. В конце средней школы ученик уже имеет представление о сфере своих познавательных предпочтений, вследствие чего необходимо на деле, а не на словах, реализовать принцип профессиональной ориентации старшеклассников с правом выбора необходимого им цикла предметов.

Необходимо открывать новые частные и государственные школы, детские сады, проводить их техническое оснащение и переоснащение, осуществлять модернизацию, проводить своевременный ремонт помещений. Гораздо более пристальное внимание следует уделять также системе подготовки и переподготовки педагогов. Плохо дело обстоит также с финансированием социально значимых научных проектов в регионах: зачастую исследователи должны за свой счет осуществлять научные разработки, проводить практические исследования.

Для нас самоочевидно, что здесь представлена лишь малая часть проблем отечественного образования. Мы полагаем, что, опираясь на традиции русской философии, в которой нравственное означало разумное, на осмысленные под новым углом зрения современные религиозно-патриотические интенции, научное, педагогическое сообщество, а также, гражданское общество в целом, получит действенный рычаг преобразования многих сфер социальной жизни.

список литературы

1. Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. - М., Гелиос АРВ, 2000.

2. Кант И. Собрание сочинений в 8 т. Т. 6: Религия в пределах только разума. Метафизика нравов. - М.: ЧОРО, 1994.

3. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980.

4. Леонтьева Е.Ю. Рациональность и ее типы: генезис и эволюция. - Дис. .. .докт. филос. наук. - Волгоград, 2003.

5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - С.-Петербург, 1997.

6. Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. - СПб.: РХГИ, 2004.

7. Пудов А.Г. Кризис технической цивилизации и его влияние на менталитет. Дис. .канд. филос. наук. - Якутск, 2001.

8. Синянский Д.А. Картина мира и кризис современной цивилизации. Дис. ... канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.

9. Суслова И.Б. Педагогическая антропология И. Канта - современные проекции: моногр. -Сочи: «Дория», 2011.

10. Федорова Ю.Ю. Персонализм в отечественной гносеологии XX века и идеи И. Канта. Дис. ... канд. филос. наук. - Ульяновск, 1999.

11. Golz R., Petek E. Schulmuseum und Unterricht - aus der Schulgeschichte lemen // J. Humanisierung der Bildung, 1994.

12. Habermas J. Moralität und Sittlichkeit /J. Habermas // Rev. intern. de philosophie. - Wettern. 1988. Vol. 166. № 3.

13. Hoffe O. Universalistische Ethik und Urteilskraft: ein aristotelischer Blick auf Kant / O. Hoffe // Ztschr. für philos. Forschung. Meisenheim aam Glan. 1990. Bd. 44. H. 4.

14. Hofmeister H. Das Gewissen als Ort sittlicher Urteilsfindung / H. Hofmeister // Ztschr. für Evangelische Ethik. Gutersloh. 1981. Jg. 25. H. 1.

15. Keck R.W. Rezepzion der Reformpadagogik in Deutschland, Vorbehalte, Probleme, Desiderata // J. Humanisierung der Bildung. 1994.

References

1. Berulava M.N. Theory and practice of a humanization of education. - Moscow: Helios ARV, 2000.

2. Kant I. Collected works in 8 vol. Vol. 6: Religion within only reason. Metaphysics of customs. -Moscow: ChORO, 1994.

3. Kant I. Treatises and letters. - Moscow: Science, 1980.

4. Leontyeva E.Yu. Ratsionality and her types: genesis and evolution. Thesis of the Doctor of Philosophy. - Volgograd, 2003.

5. Maslou A. Distant limits of human mentality. - St. Petersburg, 1997.

6. Cucumbers A.P., Platonov V. V. Images of education. Western philosophy of education. XX century. - St. Petersburg: RHGI, 2004.

7. Pudov A.G. Crisis of a technical civilization and its influence on mentality. Thesis of the candidate of philosophical sciences. - Yakutsk, 2001.

8. Sinyansky D.A. The picture of world and crisis of a modern civilization. Thesis of the candidate of philosophical sciences. - Rostov-on-Don, 2002.

9. Suslova I.B. Educational anthropology of I. Kant - modern projections: monograph. - Sochi: «Doriya», 2011.

10. Fedorova Y.Y. Personalizm in domestic gnoseology of the XX century and I. Kant's idea. Thesis of the candidate of philosophical sciences. - Ulyanovsk, 1999.

11. Golz R, Petek E. Schulmuseum und Unterricht - aus der Schulgeschichte lemen // J. Humanisierung der Bildung, 1994.

12. Habermas J. Moralität und Sittlichkeit /J. Habermas // Rev. intern. de philosophie. - Wettern, 1988. Vol. 166. № 3.

13. Hoffe O. Universalistische Ethik und Urteilskraft: ein aristotelischer Blick auf Kant / O. Hoffe // Ztschr. für philos. Forschung. Meisenheim aam Glan, 1990. Bd. 44. H. 4.

14. Hofmeister H. Das Gewissen als Ort sittlicher Urteilsfindung / H. Hofmeister // Ztschr. für Evangelische Ethik. Gutersloh. 1981. Jg. 25. H. 1.

15. Keck R.W. Rezepzion der Reformpadagogik in Deutschland, Vorbehalte, Probleme, Desiderata // J. Humanisierung der Bildung, 1994.

данные об авторе

суслова ия Борисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры Психологии и

гуманитарныхдисциплин

Международный Инновационный Университет ул. Орджоникидзе, 10А, г. Сочи, 354000, Россия suslova.iya@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Suslova Iya Borisovna, doctor of pedagogical sciences, professor of department of Psychology and humanitarian disciplines

International Innovative University

10A, Ordzhonikidze St., Sochi, 354000, Russia

suslova.iya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.