УДК: 376
НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
Волосовец Т.В., к.п.н., профессор, E-mail: volosovets@yandex.ru Кутепова Е.Н., к.п.н., доцент, E-mail: enkutepova@mail.ru Кафедра специального образования, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В работе представлено одно из направлений развития системы специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -возможность участия коррекционных школ в создании специальных условий обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях. Определены условия включения ребенка м ОВЗ в образовательный процесс общеобразовательной школы. Задан вектор развития коррекционных школ как ресурсного (методического) центра по сопровождению детей с ОВЗ в системе общего образования Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), адаптированная основная образовательная программа, ресурсный центр, сетевое взаимодействие, специальные образовательные условия, общеобразовательная школа.
THE NEW VECTOR IN DEVELOPING SPECIAL (REHABILITATIVE) SCHOOLS.
Volosovets T.V., PhD., prof., E-mail: volosovets@yandex.ru Kutepova E.N., PhD., assist. prof., E-mail: enkutepova@mail.ru Chair of special education, Peoples' Friendship University of Russia Moskow, Russia
Abstract. The current work presents one of the directions which dedicates to the system of the special education development for the children with the limited opportunities of health (LOH) - the ability for special schools to participate in framing special conditions for children with special needs within the comprehensive school conditions. The conditions to make the educational process for the child with the limited opportunities of health (LOH) possible within the comprehensive school terms are set. A vector has been given as to upgrowth special schools for children with the limited opportunities of health (LOH) as a resource center aimed to follow up them in the educational system.
Key words: children with limited opportunities of health (LOH), adopted general educational program, resource center, special educational conditions, comprehensive school.
Российское законодательство - прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. Т 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ.
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого -медико -педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий. Остановимся на возможности участия СКОУ в создании специальных условий обучения детей с ОВЗ. Согласно статьи 79 [1], специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе предполагает разработку индивидуального учебного плана, обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося и адаптированной образовательной программы, т.е. образовательной программы, адаптированной для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Для включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс общеобразовательной школы ей необходимы определенные ресурсы:
• наличие педагогов, имеющих знания и опыт работы с детьми с ОВЗ разных категорий;
• наличие специалистов психолого-педагогического сопровождения;
• программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
В большинстве случаев общеобразовательная школа ими не располагает, в отличие от специальной (коррекционной) школы (СКОШ).
Наличие в СКОШ специалистов дефектологического профиля - дефектологов, учителей-логопедов, олигофренопедагогов, сурдо- и тифлопедагогов - знающих особенности психофизического развития разных категорий детей с ОВЗ и владеющих методиками их обучения и воспитания, позволяет говорить о высокой ресурсности СКОШ как методического центра по сопровождению детей с ОВЗ в системе общего образования. Обратим внимание на то, что признание СКОШ Ресурсным центром не приводит к изменению организационно-правовой формы образовательного учреждения и может как фиксироваться в его Уставе, с возможностью оказания государственной услуги по психолого-педагогическому сопровождению, так и не фиксироваться, а учитываться при установлении стимулирующих выплат к должностному окладу работников образовательного учреждения, которым присвоен статус Ресурсного центра, например, как в Калининградской области. В последнем варианте средства на стимулирование направлений деятельности Ресурсного центра выделяются в рамках целевых программ региона.
Основными направлениями деятельности Ресурсного центра должны стать разработка, апробация и внедрение:
- новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, форм, методов и средств обучения детей с ОВЗ как в специальных, так и в общеобразовательных учреждениях;
- вариативных специальных (коррекционных) образовательных программ (дошкольного, общего и дополнительного образования) с максимально широким диапазоном, соответствующим различным возможностям и потребностям детей с ОВЗ;
- оказание помощи в разработке адаптированных программ детей с ОВЗ;
- новых профилей (специализаций) углубленной трудовой подготовки в сфере начального профессионального образования, обеспечивающих максимальную социальную адаптацию детей с ОВЗ;
- новых форм (стажировок) повышения квалификации педагогических работников, обучающих, воспитывающих детей с ОВЗ на основе применения современных образовательных технологий;
- практики сетевого взаимодействия образовательных учреждений, направленной на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку.
Последнее направление является достаточно значимым в условиях действия нового Закона об образовании, предполагающего, что именно «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций» и осуществляется на основании договора между организациями, кроме того, «...для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы».
Основная цель работы ресурсного центра - формирование общего образовательного пространства, внутри которого возможно оказание дополнительной коррекционно-развивающей помощи в любом образовательном учреждении на основе сетевого взаимодействия различных образовательных учреждений. Ресурсными центрами могут быть определены специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты различного вида (для детей с нарушениями слуха, зрения, с интеллектуальными особенностями и
др.).
Задачами ресурсного центра могут быть:
• обеспечение сопровождения детей с ОВЗ по профилю ресурсной школы или школы-интерната (зрение, слух, интеллектуальные нарушения и др.), в общеобразовательных учреждениях;
• научно-методическая и консультационная поддержка образовательных учреждений, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ;
• обеспечение информационно-психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
Создание условий для сетевого взаимодействия в муниципальной системе образования специальных (коррекционных) и общеобразовательных школ, обеспечивающих возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации адаптированных образовательных программ детей с ОВЗ и адаптированных основных образовательных программ, использования разработок специальной (коррекционной) педагогики и специальной психологии позволит повысить эффективность и результативность деятельности всей системы образования.
Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования Калининградской области от 13 мая 2009 г. № 462/1 «Об инновационной деятельности государственных областных специальных (коррекционных) образовательных учреждений». Калининград, 2009. [Электронный ресурс]. URL: www.edu.baltinform.ru/?pid=106.