Научная статья на тему 'Новый вектор развития аграрного сектора экономики в условиях Всемирной торговой организации'

Новый вектор развития аграрного сектора экономики в условиях Всемирной торговой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ТАРИФЫ / WORLD TRADE ORGANIZATION (WTO) / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / COMPETITION / STATE SUPPORT / TARIFFS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

Выявлены и представлены положительные и отрицательные стороны присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) применительно к аграрной сфере. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов государственной поддержки сельского хозяйства России при вступлении в ВТО. Рассмотрены основные направления работы по адаптации сельского хозяйства России к условиям ВТО. Выявлены факторы возникновения угроз в условиях глобализации экономики. Предложены меры по минимизации возможных экономико-социальных потерь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абакарова Рабият Шамсудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW VECTOR OF AGRARIAN SECTOR DEVELOPMENT IN WTO CONDITIONS

The article identifies and describes the positive and negative sides of Russia's accession to the World Trade Organization (WTO) as applied to the agrarian sector. Specific attention is paid to the issues of the state support of Russian agriculture under the WTO accession. The areas of focus in Russian agriculture adaptation to the WTO conditions are considered. Having identified the factors of threat occurrence in the conditions of economy globalization the author proposes measures for the minimization of possible economic and social losses.

Текст научной работы на тему «Новый вектор развития аграрного сектора экономики в условиях Всемирной торговой организации»

УДК 338.43

НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Р.Ш. Абакарова1

Дагестанский государственный институт народного хозяйства, 367008, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Д. Атаева, 5.

Выявлены и представлены положительные и отрицательные стороны присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) применительно к аграрной сфере. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов государственной поддержки сельского хозяйства России при вступлении в ВТО. Рассмотрены основные направления работы по адаптации сельского хозяйства России к условиям ВТО. Выявлены факторы возникновения угроз в условиях глобализации экономики. Предложены меры по минимизации возможных экономико-социальных потерь. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: Всемирная торговая организация; агропромышленный комплекс; конкуренция; государственная поддержка; тарифы.

NEW VECTOR OF AGRARIAN SECTOR DEVELOPMENT IN WTO CONDITIONS R.Sh. Abakarova

Dagestan State Institute of National Economy, 5 D. Ataev St., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367008.

The article identifies and describes the positive and negative sides of Russia's accession to the World Trade Organization (WTO) as applied to the agrarian sector. Specific attention is paid to the issues of the state support of Russian agriculture under the WTO accession. The areas of focus in Russian agriculture adaptation to the WTO conditions are considered. Having identified the factors of threat occurrence in the conditions of economy globalization the author proposes measures for the minimization of possible economic and social losses. 5 sources.

Key words: World Trade Organization (WTO); agro-industrial complex; competition; state support; tariffs.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) - новый этап для российского сельского хозяйства, с одной стороны, открывающий новые возможности для данной отрасли, с другой - создающий немалые дополнительные риски. Среди основных положительных эффектов следует отметить: улучшение делового и инвестиционного климата; повышение транспарентности законодательства; возможность расширения экспорта (особенно в области экспорта зерна, где Россия уже завоевала определенные позиции); участие в выработке правил мировой торговли товарами и услугами; доступ к судебной системе и др. В числе рисков особенно следует отметить обострение конкуренции со стороны высокосубсидируемого импорта.

В рамках плана действий правительства, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства России в ВТО, Министерством сельского хозяйства разработаны ведомственный план конкретных мероприятий и соответствующая дорожная карта. Министерством также намечены и реализуются четыре направления работы по адаптации сельского хозяйства России к условиям ВТО.

Первое направление подразумевает принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйствен-

ной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая является главным инструментом по адаптации агропродовольственного сектора к требованиям ВТО. В рамках реализации Государственной программы будет выстраиваться новая система взаимоотношений с регионами с целью стимулирования субъектов Российской Федерации к увеличению расходов на сельское хозяйство, усиления их ответственности за выполнение взятых обязательств, повышения прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств.

Второе направление включает ежемесячный мониторинг объемов и стоимостных показателей производства и импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия на единую территорию Таможенного союза, особенно по отдельным категориям товаров (живые свиньи, свинина, молоко и молочная продукция, рис, сахар и ряд других), и принятие на основе данных мониторинга мер по защите внутреннего рынка, включая проведение антидемпинговых расследований в случаях необходимости и реализацию упреждающих мер.

Третье направление предполагает совершенствование аграрного законодательства. В рамках реализации данного направления приняты поправки в Налоговый кодекс, предусматривающие:

1Абакарова Рабият Шамсудиновна, преподаватель кафедры налогов и налогообложения, тел.: (8722) 565669, 89884689571, e-mail: abakarovarabiyat@mail.ru

Abakarova Rabiyat, Lecturer of the Department of Taxes and Taxation, tel.: (8722) 565669, 89884689571, e-mail: abakarovarabiyat@mail.ru

- нулевую ставку по налогу на прибыль;

- пониженную ставку по НДС (10%) при ввозе племенного скота и биоматериала;

- освобождение фермеров и индивидуальных предпринимателей от НДФЛ при получении производственных субсидий и грантов по программам поддержки начинающих фермеров и строительства семейных животноводческих ферм;

- продление срока пользования организациями потребительской кооперации единым налогом на вмененный доход;

- предоставление льгот по налогу на прибыль в сфере сельскохозяйственного страхования (в общей сложности прогнозный объем льгот по ним составляет от 14 до 18 млрд руб. в год).

Четвертым направлением является модернизация и инновационное развитие агропромышленного комплекса (АПК).

Для обеспечения конкурентоспособности России как на глобальном, так и на внутреннем агропродо-вольственном рынке необходимо существенно увеличить производительность аграрного труда. Для этого важно решить две взаимосвязанные задачи:

- повысить уровень технических средств за счет государственных и частных инвестиций;

- ускорить темпы внедрения аграрных инноваций (Росстатом на сегодняшний день не ведутся статистические исследования инновационной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей).

Важно отметить, что модернизация в агропродо-вольственном секторе в последние годы осуществляется в основном путем заимствования зарубежных технологий, машин и оборудования, селекционных достижений, что создает риски для обеспечения национальной продовольственной безопасности.

Для решения проблем инновационного развития сельского хозяйства, по нашему мнению, следует стимулировать спрос хозяйствующих субъектов на инновации и обеспечивать их предложение. Речь идет о разработке и реализации специальной агропромышленной инновационной политики, элементами которой должны стать [4]:

- повышение эффективности аграрной науки;

- обеспечение внедрения инноваций в производство;

- формирование инновационной системы образования.

Важнейшими условиями повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, выравнивания экономических условий функционирования отечественных и зарубежных сельскохозяйственных товаропроизводителей являются объем государственной поддержки и механизм ее распределения. В условиях возрастающей конкуренции со стороны крупных международных корпораций на мировом продовольственном рынке именно механизм государственной поддержки как основной компонент национальной аграрной политики способен целенаправленно обеспечивать экономическую стабильность российского аграрного бизнеса. Вот почему проблема трансформации и адаптации российского механизма гос-

поддержки к условиям ВТО является наиболее актуальной. Эта сложная и многоаспектная проблема затрагивает интересы практически всего сельского населения страны и поэтому вызывает справедливый интерес как со стороны ученых и практиков, так и со стороны руководителей структур управления АПК.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусматривает разрешение многих вопросов механизма государственной поддержки с учетом ограничений по направлениям выделения средств. Анализ структуры государственной поддержки показывает, что ключевые направления интенсивного развития отраслей АПК в Государственной программе учтены, однако планируемого объема финансирования для их реализации явно недостаточно. Нельзя не отметить и тот факт, что в Госпрограмме не в полной мере прослеживается инновационная направленность государственной поддержки.

Серьезную озабоченность вызывают следующие положения Госпрограммы, реализация которых приведет к снижению уровня господдержки аграрного сектора:

- исключение субсидирования кредитов, использованных на приобретение техники;

- прекращение субсидирования закупок минеральных удобрений, производства пеньковолокна;

- уменьшение доли возмещаемых затрат на уплату процентов по кредитам (в большей мере это коснется сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся молочным и мясным скотоводством);

- увеличение финансовой нагрузки на региональные бюджеты;

- прекращение с января 2015 г. субсидирования новых инвестиционных кредитов, полученных на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов птицеводства, а с 1 января 2017 г. - объектов свиноводства.

Важнейшей целевой задачей государственной поддержки, учитывая сегодняшние объективные условия функционирования нашего сельского хозяйства, должно стать стимулирование инвестиций в отрасль. В этой связи субсидии должны предоставляться преимущественно на инвестированные в инновационное развитие сельского хозяйства средства.

Недостаточность финансовых ресурсов не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям модернизировать производство высокими темпами. Поэтому здесь необходим поиск новых подходов к государственной поддержке процессов модернизации технико-технологического потенциала АПК. В первую очередь речь идет о компенсации товаропроизводителям части затрачиваемых на реальную модернизацию производства средств, в том числе на обновление технического потенциала на уровне не менее 25%. Требует изменения также и порядок субсидирования единицы произведенной продукции.

Предпринимаемые в последние годы меры по оптимизации форм и видов государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей пока не

решили одну из главных проблем - обеспечение ее эффективности.

Нельзя не затронуть и следующий аспект механизма реализации государственной поддержки. В последнее время наблюдается определенный дисбаланс структуры государственной поддержки и структуры производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств. Около 90% средств господдержки сельского хозяйства России выделяется крупным организациям, на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств направляется всего 5-6% и 3-4% - на личные подсобные хозяйства. При этом в структуре продукции сельского хозяйства на долю сельскохозяйственных организаций приходится 56,2%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 6,6%, хозяйств населения - 37,2%.

Кроме того, действующий механизм государственной поддержки характеризуется высоким уровнем ее концентрации.

К основным, наиболее значимым принципам, обеспечивающим социально-экономическую эффективность механизма государственной поддержки, по нашему мнению, следует отнести:

- системный подход;

- равный доступ всех сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- экономическую обоснованность каждого вида государственной поддержки;

- оптимизацию критериев и параметров распределения поддержки;

- обеспечение инвестиционной привлекательности;

- экономическую окупаемость;

- социальную ответственность агробизнеса;

Низкая доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, сохраняющаяся в течение многих лет, привела к образованию огромной кредиторской задолженности на сумму более 1,7 трлн руб., которая на данный период превышает годовую выручку от реализации продукции сельскохозяйственных организаций страны. Последствиями диспаритета цен является «вымывание» оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое, по оценке академика РАСХН И.Г. Ушачева, ежегодно составляет до 80 млрд руб., а также усиление финансовой зависимости сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В этих условиях о конкуренции с иностранными товаропроизводителями говорить не приходится. Для начала необходимо временно стабилизировать финансовое состояние множества сельскохозяйственных организаций путем списания части накопившихся долгов.

Активизированию инвестиционных процессов, повышению деловой активности всех укладов сельской экономики и более плавному интегрированию в единое экономическое пространство может способствовать только взвешенный механизм государственной поддержки, учитывающий особенности развития сельского хозяйства России в новых условиях функционирования нашего АПК, который должен обеспечивать

инвестиционную привлекательность отрасли путем [3]:

- увеличения объема господдержки;

- оптимизации структуры господдержки на тот или иной период в зависимости от складывающих внутренних и внешних условий функционирования отрасли;

- повышения доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене продукции;

- обеспечения доходности сельскохозяйственного производства (доля доходов сельскохозяйственных производителей в структуре розничных цен на продукцию переработки весьма мала, и значительная часть средств остается в системе сбыта).

Государственная поддержка малых форм хозяйствования в АПК является важнейшим фактором повышения уровня жизни сельского населения и устойчивого развития сельских территорий. В условиях отраслевых сдвигов в экономике необходимо учитывать и важнейшую социальную роль, которую играют малые формы хозяйствования в сохранении сельского образа жизни, обеспечении занятости и формировании доходов сельского населения. Вместе с тем приходится признать, что эффективность производственной деятельности многих еще малых форм хозяйствования в целом не соответствует требованиям устойчивого развития. Здесь свою роль сыграло и существенное ограничение выделяемых средств на финансирование целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года».

Не менее важным направлением механизма государственной поддержки является формирование системы мер, которые подпадают под правила «зеленой корзины». Однако здесь стоит уже другая проблема -увеличение финансирования. Объем средств, направляемых на поддержку сельского хозяйства, и их оптимизированная структура также могут существенно повлиять на создание конкурентоспособных производств. К таким мерам государственной поддержки, обеспечивающим финансовую устойчивость субъектов аграрного рынка, следует отнести:

- налоговые льготы, которые по правилам ВТО не запрещены;

- финансовую поддержку и усиление значимости в регионах системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации всех категорий работников, занятых в АПК, на основе изучения лучшего отечественного и зарубежного опыта, результатов научных исследований, использования инновационных образовательных технологий (инновационное развитие аграрной экономики предъявляет сегодня особые требования к кадрам, к уровню их профессиональной подготовки, что обуславливает потребность в постоянном обновлении информации);

- финансовую поддержка научного сопровождения реализации в субъектах хозяйствования программ и проектов, которая не ограничена в рамках ВТО;

- поддержку региональных консультационных служб, функционирующих не в качестве самостоятельных организаций, а только на базе научнообразо-вательных учреждений (это позволит создать мощную консультационную сеть, которая способна оказывать в

различных формах самые разнообразные технико-технологические и информационно-экономические консультационные услуги субъектам регионального аграрного бизнеса в условиях модернизации и инновационного развития АПК);

- тиражирование позитивного опыта хозяйствования на селе (чтобы эффективно работать, необходимо постоянно учиться у лучших товаропроизводителей) и др.

Вступление России в ВТО будет полезно для национального аграрного сектора с точки зрения повышения его конкурентоспособности только в случае, если совместными усилиями ученых и практиков будет выработан достаточно эффективный механизм государственной поддержки, направленный на создание благоприятных экономических условий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающих финансовую стабильность последних. Но не стоит забывать и о том, что механизм господдержки должен учитывать реальные требования закона рыночной экономики, ведь именно конкуренция во многом определяет развитие. Без господдержки сельское хозяйство России при вступлении в ВТО не сможет обойтись [1].

Сторонники присоединения России к ВТО говорят о безусловной пользе данного шага для всех без исключения отраслей экономики. При этом утверждается, что отечественный АПК не только не пострадает от резкого усиления конкурентного влияния со стороны зарубежных поставщиков продовольствия, но даже может получить дополнительные выгоды за счет ожидаемого притока инвестиций и увеличения государственной поддержки в два раза: с 4,5 до 9 млрд дол. Однако многие известные специалисты в области аграрной экономики занимают принципиально иную позицию, считая присоединение страны к ВТО на согласованных и, по их мнению, явно невыгодных условиях (которые, кстати, до сих пор не переведены на русский язык и не опубликованы), губительным для аграрного сектора экономики и связанных с ним производств.

Следует отметить, что в течение достаточно длительного периода ряд отраслей развивался в условиях зашиты внутреннего рынка от импорта (птицеводство и свиноводство, молочный сектор, производство крупного рогатого скота, рынки сахара, растительных масел и др.). Это обеспечивало поддержку цен, инвестиционную привлекательность и рентабельность бизнеса. Теперь ситуация изменится. Так, одним из наиболее пагубных последствий вступления России в ВТО станет снижение уровня таможенно-тарифной защиты внутреннего агропродовольственного рынка. При этом снижение ввозных пошлин коснется большей части сельскохозяйственных товаров, производимых в России, что неизбежно приведет к росту предложений и конкуренции на рынке. Положение будет усугубляться процессами выравнивания внутренних и мировых цен на ресурсы для сельского хозяйства, что станет причиной роста издержек производства, а это в условиях практики массированного субсидирования сельского хозяйства в основных странах-конкурентах и занижения таможенных цен на

импортируемую продукцию будет вести к снижению конкурентоспособности отечественного производства [5].

Условием нивелирования возможных негативных последствий является принятие адекватных мер со стороны бизнеса и власти. В части сдерживания вероятного роста издержек производства представляется целесообразным увеличить масштабы субсидирования закупок минеральных удобрений исходя из принципа сохранения текущих расходов на их приобретение независимо от увеличения отпускных цен производителей минеральных удобрений; ввести погектарные субсидии на сохранение плодородия почв за счет использования ресурсо- и почвосберегающих технологий; увеличить масштабы субсидирования закупок сертифицированных семян зерновых культур, что позволит повысить урожайность и снизить себестоимость зерновых. Органам государственной власти необходимо пересмотреть аграрную политику страны и поменять приоритеты государственной поддержки.

Очевидно, что преимущества для АПК в условиях ВТО будут складываться в зависимости от государственной политики по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей. Возможность выхода на мировые рынки появится у тех производителей, которые смогут, прежде всего, произвести конкурентоспособную продукцию по ценовым и неценовым параметрам, грамотно воспользоваться рыночной информацией и при этом проявят деловую активность в продвижении на внешние рынки отечественного продовольствия.

Важным положительным моментом, связанным с присоединением России к ВТО, для АПК может стать преодоление дискриминации и равноправное участие страны в международном разделении труда, а в долгосрочной перспективе членство в ВТО должно способствовать повышению конкурентоспособности отечественного продовольствия на мировом рынке и интеграции отраслей АПК в мировое хозяйство.

Вместе с тем может возникнуть ряд серьезных негативных, разрушительных последствий для аграрного производства, и негативные последствия для АПК России при глобализации экономических отношений, на наш взгляд, значительно шире. Существует реальная угроза превышения потерь над преимуществами, которая объясняется сложившимися для этого предпосылками (наличие существенной зависимости рынка продовольствия от импорта при низком уровне таможенно-тарифной системы защиты внутреннего рынка; отсутствие действенной государственной системы поддержки отечественных товаропроизводителей; несоответствие требований отечественных государственных стандартов на продукцию международным стандартам, несоблюдение санитарных и фито-санитарных мер). Наиболее острой проблемой при вступлении России в ВТО остается регулирование внутреннего рынка продовольствия, инвестирование организаций аграрной сферы экономики, повышение уровня жизни сельского населения [2].

Таким образом, для снижения негативных последствий в АПК от вступления России в ВТО необходимо

усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу; разработать и реализовать государственные программы поддержки развития АПК и инфраструктуры продовольственного рынка; принять

конструктивные меры по повышению уровня качества жизни населения; усовершенствовать таможенную, кредитную и налоговую политику.

Статья поступила 09.12.2013 г.

Библиографический список

1. Алиева З.Б. Влияние внешнеторговой политики России на продовольственную безопасность страны // Проблемы развития АПК региона. 2013. № 1 (13). С. 79-83

2. Климова Н. АПК России в условиях ВТО: перспективы и угрозы // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 2. С. 203-205.

3.Парахин Н.В., Прока Н.И. Адаптация механизма государственной поддержки аграрного сектора России к условиям

ВТО // Вестник ОрелГАУ. 2012. № 5. С. 2-9.

4. Петриков А.В. Вступление России в ВТО и задачи инновационной политики в сельском хозяйстве // Вестник ВГАУ. 2012. № 4. С. 10-16.

5. Подкопаев О.А. Разработка мер по адаптации аграрного сектора экономики к условиям вТо как фактор экономического роста АПК России // Advances in current natural sciences. 2013. № 3. С. 160-161.

УДК 621:534

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО БЕНЧМАРКИНГА

Л

© М.А. Божедомова1

Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.

Бенчмаркинг широко применяется на уровне отдельных организаций, однако технология его проведения не доведена до уровня методических разработок, особенно для конкретных производств. По мнению автора, методология проведения внутреннего бенчмаркинга должна носить диагностический характер и быть направлена на выявление резервов повышения эффективности деятельности организации. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: внутренний бенчмаркинг; эффективность процессов; планы улучшения.

PRINCIPLES OF INTERNAL BENCHMARKING M.A. Bozhedomova

Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St, Irkutsk, 664074, Russia.

Benchmarking is widely applied in separate organizations, however its procedure hasn't reached the level of a method o-logical guidance particularly in specific productions. According to the author, the methodology of internal benchmarking should be diagnostic and aimed at revealing the resources for improving the organization efficiency. 5 sources.

Key words: internal benchmarking; efficiency of processes; improvement plans.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бенчмаркинг можно определить как проведение сравнительного анализа определенной деятельности по отношению лучшего стандарта для улучшения собственной организации. В более широком контексте бенчмаркинг понимается как процесс совершенствования, в ходе проведения которого организация основывается на трех этапах или фазах:

- подготовка к бенчмаркингу;

- сбор информации;

- анализ информации и ее использование для совершенствования организации.

Каждая организация может разрабатывать и принимать для себя и иное определенное количество этапов его проведения. Так, например, процесс организации внешнего бенчмаркинга в Компании Xerox состоит из десяти ступеней [1]:

- определить, бенчмаркинг какого процесса должен проводиться;

- выбрать компании для сопоставления;

- определить метод сбора данных и собрать их;

- определить текущие уровни качества работы;

- дать прогноз будущих уровней качества работы;

- подготовить отчет о результатах бенчмаркинга и получить одобрение;

- поставить задачи для функциональных областей;

- разработать планы действий;

- провести конкретные действия и мониторинг результатов;

- переоценить стандарты.

Крупнейшая американская компания Alcoa, являющаяся производитель алюминия и имеющая положительный опыт применения бенчмаркинга, потратила несколько месяцев на изучение процесса бенчмаркин-га компании Xerox и других компаний, прежде чем создать свой шестиступенчатый процесс, состоящий из следующих этапов [2]:

- решите, что именно подвергнуть бенчмаркингу;

1 Божедомова Марина Анатольевна, аспирант, e-mail: maribozzz@yandex.ru Bozhedomova Marina, Postgraduate, e-mail: maribozzz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.