Научная статья на тему 'Новый уровень стратегического развития инновационной деятельности современных предприятий'

Новый уровень стратегического развития инновационной деятельности современных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
614
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина О. В.

Инновационная активность современных предприятий является необходимым условием обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке. Новый уровень стратегического развития инновационной деятельности современных предприятий предполагает формирование корпоративных сетей и кластеров предприятий, объединенных в национальную инновационную систему, которая способна реализовать концепцию перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к интеллектуально-инновационному типу отечественного хозяйства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый уровень стратегического развития инновационной деятельности современных предприятий»

новый уровень стратегического развития инновационной деятельности современных предприятий

О. В. НИКУЛИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика» Кубанский государственный университет

Инновационная активность современных предприятий является необходимым условием обеспечения их конкурентоспособности на мировом рынке. Новый уровень стратегического развития инновационной деятельности современных предприятий предполагает формирование корпоративных сетей и кластеров предприятий, объединенных в национальную инновационную систему, которая способна реализовать концепцию перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к интеллектуально-инновационному типу отечественного хозяйства.

Ключевые слова: инновационное развитие, конкурентоспособность, управление, инновационная система, инновационные стратегии.

В современных условиях разразившегося экономического кризиса перед отечественными предприятиями стоит непростая задача, которая заключается не только в сохранении существующих позиций в бизнесе, но и в качественном инновационном развитии в целях закрепления своего положения в перспективных отраслях и сферах деятельности на мировом рынке. Кризис оказал негативное влияние на экономические процессы, что ярко выразилось в замедлении темпов роста, снижении спроса, сокращении объемов производства. Однако кризис выявил и необходимость применения рационального и «оздоровительного» подхода к развитию современной экономики. В сложившейся ситуации инновационная активность предприятий приобретает особое значение, так как позволяет осуществить качественный скачок и выход на новый уровень развития. Инновационная активность становится одним из основных факторов конкурентоспособности отечественных

предприятий, способствующих обеспечению экономической безопасности страны.

В настоящее время показатели инновационной активности российских предприятий значительно уступают аналогичным показателям ведущих западных государств и имеют слабо выраженную тенденцию к росту. По данным исследования инновационной активности российских предприятий в 2008 г., проведенного Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, только 10 % отечественных предприятий относятся к инновационно-активным (во Франции — более 40 %, в Германии — более 50 %). Удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции в России составляет 3 % (во Франции — около 30 %, в Германии — более 50 %) [3, с. 9—14]. Основной акцент при реализации инновационной политики в развитых странах делается на малые и средние инновационные предприятия. В Японии число малых инновационных предприятий составляет 99 % от общего числа предприятий, а их доля в ВВП страны достигает 52 %. В США эффективно действует программа «Инновационная деятельность малых предприятий», которая позволила получить ощутимый результат за последние 20 лет (на каждый вложенный государством доллар было возвращено восемь!), причем финансирование по данной программе получают только те малые предприятия, которые воплощают в жизнь научные разработки университетов.

Российская экономика отстает от развитых стран по показателям финансирования инновационной деятельности. В таблице представлены данные о финансировании научных исследова-

ний и разработок в различных странах за период 2008 г. Страны расположены в таблице в порядке убывания по показателю финансирования НИР в млн долл. Лидирующие позиции в данном списке занимают США, Япония, Германия и Китай, где финансирование составляет более 50000 млн долл. США. Из представленных данных видно, что практически во всех зарубежных странах преобладающим источником финансирования научных исследований и разработок (НИР) являются крупные промышленные компании, которые заинтересованы в развитии новых продуктов и технологий. В Японии промышленные компании финансируют 72,4 %, в Финляндии - 70,2 %, в США - 68,2 %, в Германии — 66,1 %. В России этот показатель составляет 32,9 %, что в среднем в два раза меньше по сравнению с перечисленными странами.

В нашей стране частный и банковский сектор проявляет слабую заинтересованность в финансировании инновационной деятельности по причине высоких инновационных рисков, низкой конкурентоспособности инновационных разработок и слабой коммерциализации инновационных проектов. В развитых странах именно крупные компании при участии университетов осуществляют исследовательские работы: в США — 88,9 %, в Японии — 85,5 %, в Финляндии — 88,7 %, в Германии — 86,8 %. К сожалению, не представлена информация об источниках финансирования научных исследований и разработок в Китае, однако по показателю выполнения данного вида работ Китай занимает лидирующие позиции на уровне с развитыми странами — 68,6 % всех исследовательских работ выполняют промышленные компании совместно с университетами. В России основным источником финансирования НИР выступают правительственные учреждения, на долю которых приходится 54,8 %, однако выполнение НИР осу-

ществляют промышленные предприятия совместно с университетами — 75,3 %, что свидетельствует о развитии государственной поддержки научных исследований и разработок в сфере взаимодействия бизнеса и науки.

Анализ экономического развития в странах, добившихся успехов в сфере инноваций, позволяет выделить основные типы стратегий инновационного развития:

1) стратегия наращивания и использования собственного научно-технического потенциала (стратегия первичного использования новой идеи) предусматривает интеграцию фундаментальной и прикладной науки с целью создания нового продукта, высоких технологий, реализуемых в производстве и социальной сфере. Данная стратегия применяется в США, Германии, Франции и Японии;

2) стратегия использования зарубежного научно-технического потенциала и перенесения нововведений в собственную экономику используется развивающимися странами. Инновации, разрабатываемые в рамках данной стратегии, являются вторичными и представляют новизну только для фирмы, их инициирующей;

3) стратегия заимствования предполагает освоение выпуска новой продукции, производившейся ранее в развитых странах, в условиях использования собственной дешевой рабочей силы и наращивания кадров инженерно-технического сопровождения производства. Данная стратегия принята в Китае и в ряде стран Юго-Восточной Азии на основе сочетания государственной и корпоративной форм собственности.

Для российских предприятий в последнее десятилетие характерно было использование стратегии заимствования, способствующей организации совместных предприятий для производства конкурентоспособной продукции и ее сбыта на

Данные о финансировании научных исследований и разработок за период 2008 г.

По источникам финансирования По организациям, выполняющим

Финансирова- НИР, % исследовательские работы, %

Страна ние НИР Промыш- Правитель- Прочие субъекты Промышленные ком- Правитель- Прочие субъекты

(млн долл.) ленные ственные пании совместно ственные

компании учреждения с университетами учреждения

США 265322,4 68,2 27,3 4,5 88,9 7,5 3,6

Япония 98222,2 72,4 19,6 8,0 85,5 9,9 4,6

Германия 52851,1 66,1 31,4 2,5 86,8 12,3 0,9

Китай 50285,3 н. д н. д н. д 68,6 30,6 0,8

Франция 31410,2 54,1 36,9 9,0 80,7 17,8 1,5

Великобритания 27094,3 49,3 28,9 21,8 86,3 12,2 1,5

Россия 10577,7 32,9 54,8 12,3 75,3 24,4 0,3

Финляндия 4391,6 70,2 26,2 3,6 88,7 10,6 0,7

Источник: составлено по данным Евростата Ы!р://ерр. еш^1а1. ее. еигора. еи/рог1а1Д^е/рог1я1/еш^1а1/Ьэте/

внутреннем и внешнем рынках, где уже реализует подобные изделия зарубежный партнер. Однако в условиях развивающегося финансово-экономического кризиса остро встает вопрос не только о мерах сохранения бизнеса, но и о новых механизмах использования грядущего передела всего экономического пространства для занятия компаниями, отраслями и целыми национальными экономиками новых позиций. Возникает необходимость в разработке конкретных стратегий государства и бизнеса не только в отношении поддержки ликвидности и стимулирования спроса, но и в отношении инновационного развития предприятий, рассчитывающих на продолжение борьбы за рынки в условиях кризиса и на активизацию этой борьбы на выходе из него.

В современных условиях инновационная политика становится идеологией, новой парадигмой социально-экономического развития России на долгосрочный период. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г., в качестве главного приоритета хозяйственного развития отмечено производство знаний и новых технологий, что будет способствовать переходу на инновационный путь развития, созданию экономики, интенсивно преобразующей результаты научных исследований и технических разработок в качественно новые продукты и технологические процессы. Переход от экспортно-сырьевого к интеллектуально-инновационному типу экономики обеспечит конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, устойчивые темпы экономического развития, многократное повышение производительности труда и значимый рост уровня жизни населения [1, с. 23—32].

В стратегическом плане переход от экспортной энергосырьевой модели развития российской экономики к инновационной имеет несколько вариантов:

1) стратегия, основанная на интеграции национальных технологий в глобальные международные инновационные цепочки, предполагает формирование транснационального инновационного модуля в интересах нескольких стран. Данная стратегия применяется при реализации программ освоения космического пространства, защиты окружающей среды, открытия новых источников энергии, обеспечения коллективной безопасности;

2) стратегия создания кластера инновационных технологий, обеспечивающих формирование конкурентоспособного инновационного сектора в российской экономике. Практическая реализация

14 -

стратегии сводится к расстановке приоритетов, выбору главного вектора развития экономики и направлению инвестиций в соответствующие наиболее перспективные отрасли;

3) стратегия формирования прорывного инновационного направления развития российской экономики применяется в отношении реализации инновационного суперпроекта общенационального уровня, конкурентоспособного на мировых рынках. Примером использования данной стратегии является опыт развития автомобилестроения в США в 1930-е гг. и развитие информационных и наукоемких технологий в Японии в 1970-е гг.

При выборе одного из вариантов стратегического развития инновационной экономики на пути к достижению стратегических целей необходимо предпринять следующие меры:

• создать действенные механизмы и инструменты реализации эффективной инновационной политики;

• разработать модели инновационного развития приоритетных отраслей и регионов, способных стать «локомотивами» национальной экономики в условиях выхода из экономического кризиса;

• сформировать и укрепить эффективную систему взаимодействия и развития всех элементов национальной инновационной системы;

• осуществить развитие гражданского общества и его институтов, внедрение «духа инноваци-онности» в сознание общества;

• обеспечить защиту окружающей среды и формирование бренда российской экономики в отношении прорывных технологий. Основными направлениями реализации стратегии инновационного развития национальной экономики должны стать мероприятия по формированию кадров для инновационной экономики, развитию инновационной инфраструктуры, формированию и проведению кластерной политики, поддержке экспорта инновационной продукции, привлечению инвестиций в инновационную сферу, нормативному закреплению важнейших механизмов регулирования инновационной деятельности, пропаганде и продвижению накопленного опыта в регионах России и за рубежом (см. рисунок).

Стратегия развития инновационной деятельности отдельно взятого современного предприятия должна четко вписываться в рамки единой стратегии инновационного развития национальной экономики. Для этого необходимо обеспечить взаимосвязь предприятий всех уровней (малых, средних и крупных), четко сформулировать цели и

задачи, решаемые каждым предприятием в рамках реализации единой концепции инновационного развития. Неоспоримым фактом является устойчивая связь между размером предприятия, его рыночной долей и уровнем инновационной активности. Крупные предприятия могут себе позволить отвлекать значительные средства для разработки и внедрения инноваций, реализовывать сразу несколько проектов, за счет диверсификации претворять в жизнь самые смелые инновационные идеи. Однако и малые предприятия и индивидуальные инноваторы в XX столетии подарили истории 70 наиболее крупных инноваций, что свидетельствует о целесообразности развития инновационного потенциала малого бизнеса.

Существует ряд отраслей, которые в силу своей специфики являются неприемлемыми для развития инновационного малого предпринимательства: авиастроение, металлургия, фармацевтика, производство цемента, стекла, синтетических материалов, химическая промышленность, машиностроение для атомной энергетики и судостроения [2, с. 3—14]. Однако даже в этих отраслях малые и средние предприятия способны выполнять определенные функции по созданию и апробации новых идей и продуктов.

Малые предприятия зарекомендовали себя инноваторами в области научного приборостроения, электроники, текстильной промышленности, кожевенно-обувной, деревообрабатывающей,

Основные направления реализации стратегии инновационного развития национальной экономики

мебельной промышленности, в сфере сервисного и бытового обслуживания. Влияние размера предприятия на его склонность к осуществлению инноваций зависит от многих специфических свойств отрасли:

• возможности развития технологий;

• стоимости НИОКР;

• уровня предсказуемости технологического развития;

• уровня коммерциализации инновационных разработок;

• наличия экономии от эффекта масштаба;

• состояния спроса и перспектив его развития в будущем на основе дифференциации продукта. Поэтому невозможно разработать единый «рецепт» формирования стратегии инновационного развития для предприятий различных отраслей и сфер бизнеса. Наиболее целесообразным является создание концептуальной модели инновационного развития национальной экономики с учетом соблюдения принципа комплексности инновационного развития. Успех инновационной активности предприятия, т. е. реализация в рыночных условиях фирменной конкурентоспособности зависит от эффективной инновационной деятельности предприятия, в ходе которой постоянно осуществляются разработка, внедрение, совершенствование и замена продукции, производственных процессов и методов сбыта [4, с. 35]. Сущность процесса успешной инновационной деятельности составляет

перманентное развитие инновационной составляющей бизнеса, которое обеспечивает взаимосвязь технологического нововведения, процесса его внедрения и распространения. Одним из эффективных способов обеспечения перманентности инновационного процесса является стратегическое планирование инноваций. Системный подход к разработке стратегических планов инновационных аспектов деятельности призван обеспечить и упорядочить процессы их исследования по всем направлениям деятельности предприятия. В данном аспекте целесообразно произвести планирование по ряду стратегических установок инновационной деятельности предприятия:

1) определить уровни развития деятельности на каждой стадии жизненного цикла инновационного процесса;

- 15

2) разработать стратегию сотрудничества и взаимодействия с поставщиками и потребителями для обеспечения непрерывности процесса реализации инноваций;

3) сформировать команду профессионалов-новаторов для реализации каждого этапа коммерциализации проекта;

4) обеспечить непрерывность проведения маркетинговых исследований с целью определения отношения потребителей к предлагаемым инновациям, уровня внутреннего потребительского спроса на рынке аналогичных продуктов;

5) оценить динамику потребительских предпочтений в условиях кризиса и возможность реализации запланированных мероприятий;

6) сформулировать цели и задачи развития новых направлений инновационной деятельности в зависимости от полученных результатов исследований в отношении перспектив укрепления существующего положения предприятия или обеспечения непрерывного роста показателей его деятельности.

Невозможно развивать только один вид инноваций или культивировать их развитие только в одной группе предприятий. Необходим комплексный подход к развитию инновационной деятельности, который позволит реализовать полный жизненный цикл инноваций и обеспечит выход отечественных предприятий на новый уровень. Комплексность предполагает создание фундаментальной системы, позволяющей максимально эффективно использовать преимущества каждого отдельно взятого предприятия в совокупности его достижений и взаимодействий по разработке продуктовых, управленческих, маркетинговых, технологических инноваций на основе взаимного обмена знаниями и технологиями. Новый уровень стратегического развития инновационной деятельности современных предприятий предполагает формирование корпоративных сетей и кластеров предприятий, объединенных в национальную инновационную систему, которая способна реализовать концепцию перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к интеллектуально-инновационному типу отечественного хозяйства. В условиях глобализации, и особенно в моменты серьезных эконо-

мических потрясений, стратегия межфирменного сотрудничества становится важной составляющей стратегии роста и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий. Кризисная ситуация меняет характер конкуренции и распределения сил в сфере инноваций между предприятиями на внутреннем рынке в направлении развития консолидации и концентрации бизнеса для решения единых стратегических целей и задач по выводу национальной экономики на качественно новый уровень.

Таким образом, в условиях глобального экономического кризиса меняется вектор развития хозяйствующих субъектов. Предприятия изыскивают ресурсы и возможности для инновационного развития, которое предполагает не только организацию процесса инноваций, но и формирование ресурсной базы и системы взаимодействия с другими экономическими субъектами. Условием интенсивного использования инновационного потенциала предприятия является социально-экономическая адаптация структур бизнеса к особенностям жизненного цикла инновационных процессов. При переходе от ресурсной модели экономики к новой экономике, основанной на знаниях, ключевую роль должны сыграть инновационные формы создания и развития малого предпринимательства, формирование научно-технических альянсов и корпоративных сетей, система контрактных взаимоотношений между органами государственного управления, экономическими субъектами и научными организациями, что позволит современным предприятиям выйти на новый уровень стратегического развития инновационной деятельности в рамках единой концепции инновационного развития экономики страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амосов А А Вопросы перехода к инновационному типу воспроизводства // Экономист. 2008. № 5.

2. Гончар К Р. Инновационное поведение крупнейших российских компаний // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 3.

3. Зверев А В. Финансирование инновационного развития экономики // Финансы. 2008. № 12.

4. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.