Вестник ДВО РАН. 2002. № 1
Н.Г.АРТЕМЬЕВА
Новый тип
чжурчжэньского панциря
Дается описание тяжелого панциря, который закрывал грудь и спину средневекового воина. Такой тип предмета защитного вооружения впервые встречен на чжурчжэньских памятниках Приморья, точные аналогии ему не найдены.
A new type of the Jurchen armour. N.G.ARTEMYEVA (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Far Eastern Peoples, FEBRAS, Vladivostok).
A heavy armour which covered the breast and back of a medieval warrior is described. Such article of the protective armament was first found in the Jurchen sites of Primorye. Its exact analogies have not found.
Случайная находка на Краснояровском городище больших панцирных пластин была сделана в юго-восточной части Внутреннего города* (рядом с браконьерским шурфом), где затем был разбит раскоп 26.
Краснояровское городище расположено в Уссурийском районе Приморского края и считается памятником XII-XIII вв. Это городище на последнем этапе своего существования (после 1215 г.) было перестроено и превращено в Верхнюю столицу чжурчжэньского государства Восточного Ся — г. Кайюань. Богатейший археологический материал, собранный на этом памятнике, поражает своим изобилием и уникальностью (например, предметы защитного вооружения). Здесь были впервые обнаружены три шлема и панцирь, что дало возможность реконструировать важную часть экипировки чжурчжэньского воина [1].
Панцирные пластины довольно часто встречаются на средневековых памятниках Приморья. Все они довольно стандартны по размерам и расположению отверстий для соединения. Они представляют собой железные полосы, размерами 85 (87)426(27) мм, иногда со срезанными углами нижнего края. В пластинах по длинным краям пробиты симметрично расположенные отверстия: по пять в верхней части, по три — в нижней. Между последними находилось еще одно отверстие. Пластины чаще всего имеют изгиб по длине.
Обнаруженные нового типа панцирные пластины отличаются от стандартных в первую очередь размерами. Их было собрано 35 целых и несколько фрагментов (см. таблицу).
АРТЕМЬЕВА Надежда Григорьевна — кандидат исторических наук (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток).
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ. Проект № 01-01-18071е.
* Эту находку сделал участник Краснояровской археологической экспедиции, ученик 48-й средней школы г. Владивостока Станислав Прокопец.
Размеры панцирных пластин
Тип Размер, см | Кол-во
I А 90 X 134 3
Б 90 X 135 23
80 X 140 2
99 X 140 1
96 X 134 1
90 X 140 1
В 80 X 136 1
90 X 144 1
II 70 X 134 1
III 50 X 130 1
По форме панцирные пластины можно разделить на три типа (рис. 1):
I — прямоугольные, II — трапециевидные, III — узкие прямоугольные.
Тип I — прямоугольные (3 шт.). Их размеры в среднем: ширина 90 мм, длина 135 мм, толщина 2 мм. По расположению отверстий для соединения пластины этого типа делятся на три подтипа, причем подтип А повторяется во всех подтипах.
Подтип А (3 шт.). Нижний край имеет справа и слева по три отверстия, расположенных вертикально. Между ними по горизонтали находятся еще два отверстия. В верхней части пластин справа и слева еще по два вертикальных отверстия. Вверху между ними находилась еще пара вертикально расположенных отверстий.
Подтип Б (25 шт.). Имеет все выше перечисленные отверстия, но к ним еще добавляются: в центре пластины находится одно отверстие, чуть выше которого размещены два вертикальных отверстия.
Подтип В (2 шт.). Тот же набор отверстий, что и подтипы А и Б, но имеются еще по две пары вертикально расположенных отверстий, находящихся справа и слева от центральной верхней пары отверстий подтипа А.
Тип II — трапециевидные (1 шт.). Ее размеры: ширина узкого края 70 мм, ширина широкого — 100 мм, высота 134 мм, толщина 2 мм. Отверстия для крепления в этом типе пластин имеют тот же порядок, как и в типе I, подтипе А, за следующим исключением: на нижнем крае отсутствует пара горизонтально расположенных отверстий, находящихся в центре пластины.
1}_
Рис. 1. Панцирные пластины из Краснояровского городища
Тип III — узкие, прямоугольные (1 шт.). Ее размеры: ширина 50-60 мм, высота 130 мм, толщина 2 мм. Края пластины слегка скруглены, боковые края овальные. Месторасположение отверстий для крепления идентично типу I. Создается впечатление, что этот тип был сделан из разделенного на две части по вертикали типа I. Нижний край пластины слева имеет три вертикальных отверстия. В середине нижнего края, с небольшим смещением вправо, находится еще одно отверстие. В центре пластины, ближе к правой стороне, сделано дополнительное отверстие. Следующие группы отверстий размещаются в верхней части пластины: с левого края — два отверстия по вертикали, в центре — еще пара вертикально расположенных отверстий, справа от этой пары находятся два отверстия, размещенных вертикально.
Что касается обнаруженных нами пластин, то следует отметить, что все они сделаны из больших откованных листов железа, которые, очевидно, резали без точного шаблона, поэтому имеется небольшая разница в размерах пластин. Есть пластины, слегка выгнутые, есть — прямые. Отверстия на пластинах довольно большие — 5-7 мм (рис. 2,1,2). Несмотря на то, что пластины такого размера встречены впервые, места отверстий по нижнему краю совпадают с расположением отверстий на маленьких, узких пластинах, которые являются одним из массовых материалов на чжурчжэньских памятниках.
По письменным источникам известно, что у чжурчжэней существовало два вида панцирей: 1 — тяжелый, 2 — легкий. Исследователи считают, что тяжелым панцирем называли панцирь, сделанный из железа, а легким — из кожи [2, с.77]. Ла-меллярные панцири, обнаруженные на чжурчжэньских городищах, имели вес не более 2,5-3 кг — в нашем понимании, это довольно легкий панцирь. Из-за своей легкости и подвижности такие панцири были на вооружении у лучников. В тяжелые латы должны были одеваться копьеносцы, которые принимали на себя первый удар. Возможно, тяжелый панцирь должен был быть оснащен большим количеством защиты: нагрудником, подолом, плечами, рукавами и т. д.
Мы считаем, что найденный новый тип панциря можно отнести к тяжелому панцирю, который должен был быть у чжурчжэней XII-XIII вв., наряду с легким. Судя по количеству найденных нами пластин, этот панцирь должен был закрывать не только грудь, но и спину. Возможно даже, у него имелся подол, прикрывающий воина ниже талии. При этом использовались пластины типа I. Пластины типа II могли применяться на рукавах, а типа III — на плечах.
Такой тип панциря встречен впервые, точные аналогии ему не найдены. По размеру пластин он близок к монгольскому кожаному панцирю [4, с.50].
Подобные большие панцирные пластины найдены на пластинчатом панцире у енисейских киргызов в XII-XIII вв., причем у такого панциря оставалась незащищенной спина [5, с.125, табл. XLIII, табл.14].
Довольно интересными для сравнения являются доспехи, обнаруженные на воинах погребального эскорта из гробницы императора Цинь Шихуана (III в. до н. э.) [3, с.19, рис. 18]. Этот доспех состоял из больших панцирных пластин, которые закрывали грудь, спину, плечи и частично руки воина. Причем пластины, закрывающие спину и грудь воина, прикреплялись, очевидно, к кожаной основе вплотную друг к другу при помощи заклепок. Нарукавные пластины шли внахлест.
У чжурчжэней панцирем прикрывались не только воины, но и боевые лошади. Известно, что в авангарде чжурчжэни выставляли копьеносцев. Эти солдаты и их лошади были одеты в латы. Конница составляла костяк цзиньской армии, тяжелая конница называлась конно-панцирной [2, с.76, 197]. Что представлял собой конский панцирь, не известно. Хотелось бы отметить, что он должен был быть подвижным. Большие по размеру пластины вряд ли могли относиться к нему.
__
I ■ .■ * X ■ * 'А
-г ■■■ ■■■ л ;■ ■. а 1- ?
МШрЩ';, ЩЯ
¿шУ-к
ж /е
I
/У*. Л I
киЯбИ^Ввь
(иЬ' 5
£
V . '
ЯИрвА!» .(.те '
тя ■г1
I г
^ г
г I,
г ¿V,
Т -
V ■¡/В!! ' г
! /-7. 1
ж ?
1
[■¡Ж ■■■
Чч
ЭЧ£
* £.1
г
ЙП
- >■■ Лл1 а
.............
■■■ ЗГЧ1
V" ......I...
Рис. 2. Панцирные пластины
Обнаруженный на Краснояровском городище новый тип панцирных пластинок, по-нашему мнению, относится к тяжелому панцирю, который должен был прикрывать воина со всех сторон и, конечно, являлся важной составной частью индивидуальных боевых средств воина — копьеносца.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Н.Г. Предметы защитного вооружения // Вестн. ДВО РАН. 1999. № 5. С. 36-41.
2. Воробьев М.В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в.— 1234 г.). Исторический очерк. М.: Наука, 1975. 448 с.
3. Искусство Китая. М.: Изобразительное искусство, 1988. 272 с.
4. Плано Карпини. История монголов. М.: Гос. изд-во геогр. лит-ры, 1957. 272 с.
5. Худяков Ю.С. Вооружение енисейских киргызов. Новосибирск: Наука, 1980. 176 с.