Научная статья на тему 'Новый способ диагностирования элементов дизельной топливной аппаратуры лесных машин'

Новый способ диагностирования элементов дизельной топливной аппаратуры лесных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
84
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Панферов В. И., Шамарин Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый способ диагностирования элементов дизельной топливной аппаратуры лесных машин»

Панферов В. ИШамарин Ю. А. НОВЫЙ СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ЛЕСНЫХ МАШИН

Наиболее ответственным и, вместе с тем, наименее надежным агрегатом тракторов и лесных машин является двигатель, а топливная аппаратура представляет собой наиболее сложную и дорогую часть дизельного двигателя. Выходные параметры топливной аппаратуры непосредственно определяют характер рабочего процесса дизеля, его мощность, экономичность и надежность в эксплуатации. Практика показывает, что для повышения надежности дизелей необходимо в первую очередь повысить надежность и безотказность работы топливной аппаратуры. Отказы топливной аппаратуры составляют существенную часть отказов дизеля (до 50%).

Основными элементами топливной системы высокого давления, лимитирующими её работоспособность, являются прецизионные детали плунжерной пары, нагнетательного клапана и распылителя форсунки.

Известно, что прецизионные пары (плунжер - втулка, нагнетательный клапан - гнездо клапана, игла - корпус распылителя форсунки) имеют очень высокую чистоту поверхности и обычно подбираются индивидуально один к другому. В процессе работы абразивные частицы загрязнений топлива, проникая в ТНВД, изнашивают прецизионные пары, что в свою очередь приводит к нарушению подачи и расхода топлива, ухудшает пусковые и мощностные качества двигателя, что в итоге приводит к отказу машины.

Заклинивание и интенсивный износ плунжерных (как и других прецизионных) пар являются следствием использования загрязненного водой и механическими примесями дизельного топлива.

Основные виды узлы топливной аппаратуры и их неисправности представлены в табл. 1

Таблица 1

Узел Виды неисправности % от общего количества

Насос Износ плунжерной пары; заклинивание плунжера во втулке 23

Износ нагнетательного клапана 10

Износ кулачкового вала и его подшипников 10

Повреждение корпуса насоса 6

Износ толкателя и др. неисправности 15

Форсунка Закоксовование распылителя; заклинивание иглы распыли-

теля 18

Нарушение герметичности 5

Другие неисправности 4

Линия низкого давления Износ подкачивающего насоса 5

Износ перепускного клапана 4

Грамотно проведенная диагностика элементов ДТА позволяет принимать обоснованные решения при назначении сроков и объемов мероприятий технического обслуживания и ремонта.

В настоящее время существуют два основных способа диагностирования нагнетательных клапанов в статических условиях и соответственно две разновидности технических средств используемых для этой цели:

Оценка герметичности клапана по запирающему конусу и гидравлической плотности по разгружающему пояску клапана - путем измерения продолжительности в секундах падения давления технологической жидкости в аккумуляторе, за счет утечки жидкости в сопряжении «запирающий конус - седло клапана» и

через зазор «разгружающий поясок - седло клапана» (Прибор КИ-1086);

Оценка герметичности по запирающему конусу - путем опрессовки клапана воздухом под давлением 0,4 ...0,5 МПа и проверки зазора по разгружающему пояску пневматическим длинномером (ротаметром).

Первый способ используется в основном в ремонтном производстве, второй - на заводах-изготовителях ДТА.

Оба эти способа имеют существенные недостатки.

Основным показателем работоспособности клапана является объем разгрузки. Существует расчетный (геометрический) и фактический объем разгрузки в реальных условиях работы клапана.

Для обеспечения качества работы насоса необходимо определить фактический объем разгрузки, кото-

рый зависит от фактического хода разгрузки и зазора между пояском и поверхностью канала седла клапана.

В эксплуатации поясок изнашивается неравномерно: больший износ наблюдается на нижней части пояска.

Рассмотренные выше способы испытания клапана оценивают не фактический объем разгрузки, а лишь величину зазора в одном сечении.

Таким образом, имеет место значительная погрешность в оценке работоспособности клапанов, особенно бывших в эксплуатации.

Новый способ испытания клапана, обеспечивающий оценку технического состояния клапана по фактическому объему разгрузки в условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы клапана, заключается в том, что определяют разгружающую способность нагнетательного клапана по количеству технологической жидкости, вытесненной разгружающим пояском клапана. Причем с целью приближения условий испытания к реальным условиям работы клапана и повышения достоверности, подают жидкость под нагнетательный клапан при давлении, обеспечивающим подъем клапана на регламентированную величину и измеряют количество топлива, вытесненного разгружающим пояском клапана в полость под клапаном при его посадке.

Таким образом, предложенный способ наиболее полно приближен к реальным условиям работы, при этом автоматически воспроизводится такая же величина разгружающего хода клапана, что и в обычных условиях.

Погрешность измерения исходных параметров оценки технического состояния клапана, а также погрешность измерения параметров режима испытания клапана, приняты аналогично установленным для контрольно-регулировочных стендов, используемых на заводах изготовителях и ремонтных предприятиях.

Применение предлагаемого способа диагностирования на ряде лесозаготовительных предприятий показало его эффективность и позволило более рационально планировать мероприятия технического обслуживания и ремонта силовых агрегатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шамарин Ю.А., Сиротов А.В., Панферов В.И., Корнеев В.М. Патент на полезную модель № 2005139930/22(044520). Устройство для определения разгружающей способности нагнетательного клапана топливного насоса.

2. Филимонова О.Н. Совершенствование оценки качества технического сервиса при сертификации (на примере топливной аппаратуры дизельных двигателей); диссерт. на соискание ученой степени канд. тех. наук. 2005-169 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.