Научная статья на тему 'Способ диагностирования элементов дизельной топливной аппаратуры лесных машин'

Способ диагностирования элементов дизельной топливной аппаратуры лесных машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
73
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шамарин Ю. А., Сиротов А. В., Панферов В. И.

Шамарин Ю.А., Сиротов А.В., Панферов В.И. СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ЛЕСНЫХ МАШИН. В статье дан сравнительный анализ существующих способов испытания нагнетательных клапанов в статических условиях предлагаемым авторами новым способом. Отмечены недостатки применяемых способов и рассмотрены преимущества предлагаемого.Шамарин Ю.А., Сиротов А.В., Панферов В.И. СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ЛЕСНЫХ МАШИН. The article contains comparative analysis of real ways of testing fuel pump delivery valves in statistical conditions and the new way the authors suggest. Also in this article the disadvantages of common methods and the advantages of new one are mentioned.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шамарин Ю. А., Сиротов А. В., Панферов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способ диагностирования элементов дизельной топливной аппаратуры лесных машин»

СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗЕЛЬНОИ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ ЛЕСНЫХ МАШИН

Ю.А. ШАМАРИН, доц. каф. технологии машиностроения и ремонта МГУЛ,

A.В. СИРОТОВ, доц. каф. электроэнергетики лесных комплексов МГУЛ,

B.И. ПАНФЕРОВ, ст. преподаватель каф. электроэнергетики лесных комплексов МГУЛ

Надежность и экономичность работы ма-шинотракторного парка в значительной мере зависит от технического состояния дизельной топливной аппаратуры (ДТА).

Техническое состояние топливной аппаратуры оценивается величиной единичной подачи, опережения и давления впрыска, неравномерностью распределения его по цилиндрам дизеля, началом действия регулятора и др.

Проведенные исследования показали, что основная доля отказов ДТА приходится на три ее элемента: насос, форсунку и линию низкого давления (таблица). При этом основная доля отказов приходится на топливные насосы высокого давления (ТНВД) - 64 % и на прецизионные детали - 51 %, в том числе на плунжерные пары - 23 %. Заклинивание и интенсивный износ плунжерных (как и других прецизионных) пар являются следствием использования загрязненного водой и механическими примесями дизельного топлива.

Известно, что прецизионные пары (плунжер - втулка, нагнетательный клапан -гнездо клапана, игла - корпус распылителя форсунки) имеют очень высокую чистоту поверхности и обычно подбираются инди-

видуально один к другому. В процессе работы абразивные частицы загрязнений топлива, проникая в ТНВД, изнашивают прецизионные пары, что в свою очередь приводит к нарушению подачи и расхода топлива, ухудшает пусковые и мощностные качества двигателя, что в итоге приводит к отказу машины.

Грамотно проведенная диагностика элементов ДТА позволяет принимать обоснованные решения при назначении сроков и объемов мероприятий технического обслуживания и ремонта.

В настоящее время существуют два основных способа диагностирования нагнетательных клапанов в статических условиях и соответственно две разновидности технических средств, используемых для этой цели:

1. Оценка герметичности клапана по запирающему конусу и гидравлической плотности по разгружающему пояску клапана - путем измерения продолжительности в секундах падения давления технологической жидкости в аккумуляторе, за счет утечки жидкости в сопряжении «запирающий конус - седло клапана» и через зазор «разгружающий поясок - седло клапана» (Прибор КИ-1086);

Таблица

Неисправности топливной аппаратуры

Узел Виды неисправности % от общего количества

Насос Износ плунжерной пары; заклинивание плунжера во втулке 23

Износ нагнетательного клапана 10

Износ кулачкового вала и его подшипников 10

Повреждение корпуса насоса 6

Износ толкателя и др. неисправности 15

Форсунка Закоксовование распылителя; заклинивание иглы распылителя 18

Нарушение герметичности 5

Другие неисправности 4

Линия низкого давления Износ подкачивающего насоса 5

Износ перепускного клапана 4

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2006

85

2. Оценка герметичности по запирающему конусу - путем опрессовки клапана воздухом под давлением 0,4-0,5 МПа и проверки зазора по разгружающему пояску пневматическим длинномером (ротаметром).

Первый способ используется в основном в ремонтном производстве, второй -на заводах-изготовителях ДТА.

Оба эти способа имеют существенные недостатки.

Основным показателем работоспособности клапана является объем разгрузки. Существует расчетный (геометрический) и фактический объем разгрузки в реальных условиях работы клапана.

Для обеспечения качества работы насоса необходимо определить фактический объем разгрузки, который зависит от фактического хода разгрузки и зазора между пояском и поверхностью канала седла клапана.

В эксплуатации поясок изнашивается неравномерно: больший износ наблюдается на нижней части пояска.

Рассмотренные выше способы испытания клапана оценивают не фактический объем разгрузки, а лишь величину зазора в одном сечении.

Таким образом, имеет место значительная погрешность в оценке работоспособности клапанов, особенно бывших в эксплуатации.

Новый способ испытания клапана, обеспечивающий оценку технического состояния клапана по фактическому объему

разгрузки в условиях, максимально приближенных к реальным условиям работы клапана, заключается в том, что определяют разгружающую способность нагнетательного клапана по количеству технологической жидкости, вытесненной разгружающим пояском клапана. Причем с целью приближения условий испытания к реальным условиям работы клапана и повышения достоверности подают жидкость под нагнетательный клапан при давлении, обеспечивающем подъем клапана на регламентированную величину, и измеряют количество топлива, вытесненного разгружающим пояском клапана в полость под клапаном при его посадке.

Таким образом, предложенный способ наиболее полно приближен к реальным условиям работы, при этом автоматически воспроизводится такая же величина разгружающего хода клапана, что и в обычных условиях.

Погрешность измерения исходных параметров оценки технического состояния клапана, а также погрешность измерения параметров режима испытания клапана приняты аналогично установленным для контрольно-регулировочных стендов, используемых на заводах-изготовителях и ремонтных предприятиях.

Применение предлагаемого способа диагностирования на ряде лесозаготовительных предприятий показало его эффективность и позволило более рационально планировать мероприятия технического обслуживания и ремонта силовых агрегатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.