НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ: ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
Глебова Анна Геннадьевна
доктор экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Департамента мировой экономики и мировых финансов, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Ивановская Жанна Владимировна
кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Департамента мировой экономики и мировых финансов, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Лукашенко Инна Владимировна
кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», руководитель Международной финансовой лаборатории, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация: Многие внешнеэкономические решения Российской Федерации имеют не столько экономическое, сколько политическое обоснование. Цель данной статьи - выявить геополитические интересы России в отношениях с быстрорастущей китайской экономикой в рамках китайской инициативы «Пояс и путь». Основные результаты исследования: показаны и проанализированы геополитические интересы Российской Федерации, которые определяют участие нашей страны в инициативе «Пояс и путь». С одной стороны, Россия потеряла возможность интеграции с европейской частью постсоветского пространства; с другой стороны, участие в проектах КНР дает Российской Федерации возможность частично решить свои проблемы инфраструктурного развития, привлечения и размещения инвестиций, противостоять политическому и экономическому давлению Запада..
Ключевые слова: геополитика; геополитические интересы; Российская Федерация; новый шелковый путь; Китай; инициатива «Пояс и путь»; B&R; экономический коридор.
JEL: F42; F55; O53
NEW SILK WAY: GEOPOLITICAL INTERESTS OF RUSSIA
Glebova Anna Gennadievna, Doctor of Economics, Docent,
Professor of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Ivanovskaya Zhanna Vladimirovna, PhD in Economics, Docent,
Associate Professor of the Department of World Economy and World Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Lukashenko Inna Vladimirovna,
PhD in Economics, Docent,
Head of the International Finance Laboratory
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation
Abstract: Many foreign economic decisions of the Russian Federation have not so much economic as political justification. The purpose of this article is to identify Russia's geopolitical interests in relations with the fast-growing Chinese economy. The authors examined the prevailing conditions for the formation of Russian-Chinese relations in the framework of the Chinese initiative «Belt and Path.» The main results of the study: the geopolitical interests of the Russian Federation, which determine the participation of our country in the "Belt and Way" initiative, are shown and analyzed. On the one hand, Russia has lost the possibility of integration with the European part of the post-Soviet space; on the other hand, participation in PRC projects gives the Russian Federation the opportunity to partially solve its problems of infrastructure development, the problems of attracting and placing investments, and to withstand the political and economic pressure of the West.
Keywords: geopolitics; geopolitical interests; Russian Federation; new silk road; China; Belt and Way Initiative; B&R; economic corridor.
Актуальность.
По данным Азиатского банка развития (АБР), до 2030 года Азия столкнется с дефицитом финансирования инфраструктуры, который оценивается в 26 триллионов долларов США [1, с. vii]. Чтобы решить эту проблему, созданы различные региональные и субрегиональные инициативы, направленные на улучшение транспортных связей в Азии. К ним относятся, в частности, инициатива Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) о соединении, программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), программа сотрудничества в субрегионе Большого Меконга (СБМ), программа субрегионального экономического сотрудничества в Южной Азии (SASEC) и инициатива «Пояс и путь» (Belt and Road Initiative - BRI или B&R).
B&R - это трансконтинентальная долгосрочная политика и инвестиционная программа, направленная на развитие инфраструктуры и ускорение экономической интеграции стран по маршруту исторического Шелкового пути.
В официальных документах название инициативы «^.Ш^Щ ШШ ^ Ш 21 ^Ш^Щ»
на русский язык переводится как «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века». Короткое название « Щ» на русский язык переводится как «Один пояс, один путь»,
его сокращение - «Пояс и путь» [2]. Английская версия названия: «the Silk Road Economic Belt and the 21st-century Maritime Silk Road», короткое название «the Belt and Road», допустимо сокращение «B&R» [3].
Инициатива была обнародована в 2013 году Председателем Коммунистической партии Китая Си Цзиньпином. 28 марта 2015 года Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC), Министерство иностранных дел (MOFA) и Министерство торговли (MOFCOM) Народной Республики Китай опубликовали официальный план инициативы «Пояс и путь».
Цели инициативы «Пояс и путь»
Согласно официальному плану, B&R стремится «содействовать соединению азиатских, европейских и африканских континентов и прилегающих к ним морей, устанавливать и укреплять партнерские отношения между странами, расположенными вдоль «Пояса и дороги», создавать многомерные, многоуровневые и составные сетевые связи и реализовать диверсифицированное, независимое, сбалансированное и устойчивое развитие в этих странах» [4, с. 103].
B&R - это глобальная инициатива, но по своей природе исторический Шелковый путь делает основной упор на страны Азии, Восточной Африки, Восточной Европы и Ближнего Востока, т.е. региона, в основном состоящего из развивающихся рынков. К концу 2019 года 137 стран и 30 международных организаций подписали 199 соглашений о сотрудничестве с Китаем по совместной
инициативе «Пояс и путь» [5].
Инициатива «Пояс и путь» объединяет два проекта
1. «Экономический пояс Шелкового пути» (по суше), состоящий из шести «коридоров развития»;
2. «Морской шелковый путь XXI века».
Кроме того, инициатива «Пояс и путь» затрагивает и «Полярный шелковый путь», что официально упоминается в арктической политике Китая.
Экономический пояс Шелкового пути представляет собой долгосрочный план развития инфраструктуры и экономического сотрудничества Евразии и охватывает шесть «коридоров развития» или «экономических коридора», а именно:
1. Экономический коридор «Новый Евразийский сухопутный (континентальный) мост» (NELBEC);
2. Экономический коридор Китай - Монголия - Россия (CMREC);
3. Экономический коридор Китай - Центральная Азия - Западная Азия (CCWAEC);
4. Экономический коридор Китай - Индокитайский полуостров (С1СРЕС);
5. Экономический коридор Бангладеш - Китай - Индия - Мьянма (ВС1МЕС);
6. Экономический коридор Китай - Пакистан (СРЕС).
Морской шелковый путь 21 века соединяет Китай с Юго-Восточной Азией, Индонезией, Индией, Аравийским полуостровом, Сомали, Египтом и Европой, охватывая Южно-Китайское море, Малаккский пролив, Индийский океан, Бенгальский залив, Аравийский Море, Персидский залив и Красное море.
Полярный шелковый путь. 26 января 2018 года Информационное бюро Государственного совета Китайской Народной Республики опубликовало информационный документ под названием «Арктическая политика Китая», в котором предусматривается активное участие Китая в делах Арктики. Этот документ является основой для арктической стратегии Китая и его стремления разработать «Полярный шелковый путь» в рамках Инициативы «Пояс и путь».
Наземный Экономический пояс Шелкового пути, Морской шелковый путь 21-го века и Полярный шелковый путь нельзя рассматривать отдельно, их следует понимать как дополнение друг к другу в отношении стратегической интеграции регионов, входящих в B&R.
Приоритеты сотрудничества
Официальная трактовка инициативы «Пояс и путь» способствует совместной разработке планов и мер по развитию межнационального и/или регионального сотрудничества между странами, вовлеченными в B&R. Это включает межправительственное сотрудничество и многоуровневый информационный обмен, коммуникационные механизмы и политическую поддержку реализации крупномасштабных проектов и координации денежно-кредитной политики.
В соответствии с планом инициатива «Пояс и путь» основана на пяти приоритетах сотрудничества [6]:
1. Координация политики стран-участниц B&R (содействие межправительственному сотрудничеству, многоуровневый межправительственный обмен макроэкономическими политтехнологиями, отладка механизма коммуникации).
2. Взаимосвязь инфраструктуры (усиление взаимосвязи планов строительства инфраструктуры и систем технических стандартов стран-участниц B&R).
3. Беспрепятственная торговля (сокращение инвестиционных и торговых барьеров, содействие региональной экономической интеграции).
4. Финансовая интеграция (координация и сотрудничество в области денежно-кредитной и валютной политики, создание межрегиональных финансовых учреждений).
5. Связи между людьми (культурный и академический обмен, сотрудничество между СМИ,
усиление связей между женщинами стран-участниц B&R, между молодежью, развитие совместного волонтерского движения и т.д.).
Геополитические интересы Российской Федерации в Б&Я
Первая реакция Российской Федерации на приглашение к участию в B&R была нейтральной: инициатива Китая вступала в соперничество с российским проектом - Евразийским экономическим союзом, целью которого являлась интеграция постсоветского пространства под эгидой России. Ситуацию обостряло то, что инициатива «Пояс и путь» презентовалась в столице Казахстана Астане, т.е. китайская сторона видела Казахстан первым крупным участником B&R. Но и Россия рассчитывала на совместную деятельность с Казахстаном в рамках ЕАЭС. Отношение России к ситуации изменилось в условиях ухудшающейся экономики в 2014 году из-за санкций под руководством США и падающих цен на нефть.
До сих пор спорным, с точки зрения геополитики, остается решение России о присоединении Крыма. Получив ряд геополитических преимуществ на мировой арене с получением территории п-ва Крым (в частности, стратегический контроль над всем Черноморским регионом, так как Крым расположен почти в центре Азово-Черноморского бассейна; значительный контроль над морским и воздушным пространством в районе Чёрного моря; неограниченный контроль над базой Черноморского флота в Севастополе; возможность полноценного обновления Черноморского флота, а также все морские порты и военные базы в Крыму [7]), Россия потеряла Украину как потенциального участника российских интеграционных соглашений. Без Украины, второй по величине постсоветской экономики и рынка с населением около 44 миллионов человек, надежды на создание интегрированного блока, который был бы наравне с Европейским союзом и другими глобальными экономическими центрами, были по существу разрушены.
В апреле 2015 года Россия присоединилась к китайскому проекту «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций» (АБИИ). В мае 2015 года лидерами двух стран было подписано заявление об объединении усилий ЕАЭС и проекта Нового шелкового пути [8]. Результатом стала реализация ряда совместных проектов по развитию транспортной инфраструктуры: в июне 2015 года было открыто движение по маршруту «Харбин - Гамбург» с участием России [9]; в начале 2016 года было запущено прямое железнодорожное сообщение между центром России и Китаем; затем начались активные поставки грузов между Харбином, Екатеринбургом и Челябинском [10].
Тем не менее, даже осуществляя совместные с Китаем проекты, Россия продвигает свое собственное видение «Большого Евразийского партнерства» или «Большой Евразии». Китайская инициатива «Пояс и путь» для России - лишь один из проектов, наряду с Евразийским экономическим союзом, Шанхайской организацией сотрудничества, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии.
Отметим, что Российская Федерация сейчас преследует интересы скорее геополитические, чем экономические. Очевидно, что в сфере торговли и финансов позиции России в Евразии намного слабее, чем у Китая. Основные силы России традиционно лежат в военно-политической и дипломатической сферах. Следовательно, оставляя экономические инициативы Китаю, Российская Федерация стремится к роли главного архитектора евразийского политического порядка и стража безопасности. Россия стремится стать главным посредником в сфере безопасности и дипломатии в Евразии, оставляя Китай в роли экономического лидера.
«Большая Евразия», состоящая из самых могущественных незападных наций Евразии, представляется как противоположность миропорядку, в котором доминирует Запад и идеи вестернизации. Все участники предполагаемого евразийского соглашения, за исключением Индии, являются автократиями или нелиберальными демократиями. Китаю может показаться интересной идея нелиберального евразийского континентализма. Однако неясно, примет ли Китай российскую идею о том, что китайское превосходство должно быть каким-то образом ограничено и сбалансировано
в рамках политического соглашения крупных держав.
Несмотря на первоначальные опасения в отношении влияния Китая на российскую экономику, проникновение Китая в Центральную Азию под знаменем Шелкового пути пока не нанесло существенного ущерба российским интересам. Сейчас Россия скорее выигрывает от этого - китайские грузы, направляющиеся в Европу, пересекают Казахстан, а затем следуют транзитом по российской железнодорожной сети. Так же, как и Россия, страны Центральной Азии действуют крайне осторожно в отношении призывов Китая к либерализации условий торговли, опасаясь, что китайский дракон поглотит их экономику. При этом страны Центральной Азии не собираются отказываться от сотрудничества с Россией в пользу Китая. Скорее всего, им еще понадобится Россия, чтобы застраховаться от растущего экономического влияния КНР.
Результаты участия России в инициативе «Пояс и путь»
Сегодня можно говорить о том, что наиболее значимые результаты участия Российской Федерации в проекте «Пояс и путь» достигнуты в рамках коридоров развития «Новый Евразийский сухопутный мост» (NELBEC) и «Экономический коридор Китай - Монголия - Россия» (CMREC).
За последние пять лет региональное сотрудничество в рамках «Нового Евразийского сухопутного моста» расширилось, укрепляя партнерские отношения и развивая экономические и торговые связи между Азией и Европой. Помимо прочих результатов для стран-участниц B&R, в основном завершено строительство международной скоростной автомагистрали «Западный Китай -Западная Европа», соединяющая западный Китай, Казахстан, Россию и Западную Европу.
Кроме того, в рамках создания экономического коридора «Китай-Монголия-Россия» страны-участницы предприняли результативные усилия по созданию трансграничной инфраструктурной сети, состоящей в основном из железных дорог, автомобильных дорог и пограничных портов. В 2018 году три страны подписали «Меморандум о взаимопонимании по созданию совместного механизма для продвижения экономического коридора Китай-Монголия-Россия», что позволило добиться дальнейшего прогресса в совершенствовании рабочего механизма трехстороннего сотрудничества. Китайская сторона Тунцзян-Нижнеленинского железнодорожного моста была завершена в октябре 2018 года, российские строители планируют закончить свою часть работ к концу 2020 года [11]. Продолжается строительство автомобильного моста Хэйхэ-Благовещенск. Китайско-российский консорциум предприятий завершил предварительное проектирование скоростной железной дороги Москва-Казань. Вступило в силу «Межправительственное соглашение о международных автомобильных перевозках по сети азиатских автомобильных дорог», подписанное и одобренное тремя странами. Завершена трансграничная наземная кабельная система Китай-Монголия-Россия [12, с. 10].
Центральная Азия - не единственная область, где Шелковый путь пересекается с жизненно важными интересами России. Китай все больше ориентируется на Арктику. Именно здесь может быть проложена третья траектория «Пояса и пути» - в дополнение к континентальному коридору через Евразию и индо-тихоокеанскому морскому маршруту.
Китай объявил себя «почти арктическим государством» [13] и стремится построить «Полярный шелковый путь». Геополитические интересы России выглядят неоднозначно в отношении арктических амбиций Китая. С одной стороны, крайний север рассматривается Россией как ресурс, критически важный для безопасности страны и национального самоопределения. С другой стороны, экономический рост России все больше зависит от эксплуатации арктических морских и биологических ресурсов, разработки новых месторождений газа и нефти, увеличению грузопотока по Северному морскому пути. Развитие Арктики требует огромных инвестиций. В условиях, когда Россия нуждается в привлечении зарубежных инвестиций, Китай, похоже, является единственным реальным источником финансирования. Не случайно крупнейшие инвестиции Китая в Россию
были осуществлена в рамках арктических проектов. «Ямал СПГ» - крупнейший инвестиционный проект России за последние 5 лет, активно реализующийся при участии китайских компаний. CNPC принадлежит 20% акций, а Фонду Шелкового пути - 9,9% в проекте. Условием вхождения в проект было привлечение финансирования, которое предоставил синдикат из китайских банков, возглавляемый Государственным Банком Развития Китая. Совокупный объем инвестиций составил порядка $20 млрд. Сделка была закрыта в 2014-2015 годах. Проект «Арктик СПГ-2» - проект компании «Новатэк» по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Гыданском полуострове. 10%-ные доли участия в проекте были приобретены китайскими CNOOC и CNODC (дочерние компании CNPC). Стоимость сделок не уточняется, однако по экспертным оценкам она составляет порядка $25 млрд. Вхождение сразу двух китайских компаний в проект повышает шансы на своевременную его реализацию. На данный момент доля иностранных инвесторов в «Арктик СПГ - 2» составляет 30%. Предполагается, что в общем сложности, «Новатэк» передаст иностранным инвесторам 40% проекта [14].
Полученные результаты
Во-первых, уточнены русскоязычное название и структура инициативы «Экономический пояс Шелкового пути и Морской Шелковый путь XXI века» (короткое название «Пояс и путь»). Помимо проектов «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века» инициатива «Пояс и путь» включает проект «Полярный шелковый путь», который содержит положения арктической политики Китая.
Во-вторых, показаны геополитические интересы Российской Федерации, которые определяют участие нашей страны в инициативе «Пояс и путь». С одной стороны, Россия потеряла возможность интеграции с европейской частью постсоветского пространства; с другой стороны, участие в проектах КНР дает Российской Федерации возможность частично решить свои проблемы инфраструктурного развития, проблемы привлечения и размещения инвестиций, противостоять политическому и экономическому давлению Запада.
Выводы
В Центральной Азии Китай становится одним из наиболее влиятельных игроков, и Россия мало что может с этим поделать. Перспективы Евразийского экономического союза выглядят неясными в отношении инициативы Китая «Пояс и путь». На данный момент договоренность России и Китая довольно стабильна, однако опасения нестабильности в отношениях с Южной и Центральной Азией заставили КНР наращивать уровень своей безопасности.
Россия считает экономическое развитие своих восточных территорий стратегическим императивом, для которого китайские инвестиции необходимы. Но китайские инвестиции реализуются не так широко, как хотелось бы российским деловым интересам, в то время как Китай часто использует свои экономические рычаги для извлечения выгодных коммерческих условий.
В Арктике Россия нуждается в Китае для реализации многих своих целей по развитию инфраструктуры и добыче ресурсов. Китай стремится получить доступ к экономическому потенциалу Арктики и повысить свой технологический уровень, сотрудничая с Россией по ключевым проектам. Тем не менее, это создает новые проблемы для России, которая жестко охраняет свой суверенитет в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Meeting Asia's infrastructure needs // Mandaluyong City, Philippines: Asian Development Bank, 2017. 131р.
2. Один пояс, один путь. Портал. URL: https://rus.yidaiyilu.gov.cn/ydylzt.htm (дата обращения
14.05.2020)
3. Belt and Road Portal. URL: https://eng.yidaiyilu.gov.cn/ztindex.htm (дата обращения 14.05.2020)
4. Development coordinated between regions // The 13th five-year plan for economic and social development of the People's Republic of China (2016-2020) Part IX, p. 103. URL: https://en.ndrc.gov.cn/ newsrelease_8232/201612/P020191101481868235378.pdf (дата обращения 14.05.2020)
5. Belt and Road Initiative Creates Remarkable Achievements // National Development and Reform Commission (NDRC), People's Republic of China. URL: https://en.ndrc.gov.cn/newsrelease_8232/202003/ t20200317_1223419.html (дата обращения 14.05.2020)
6. BRI Projects // Belt and Road Initiative. 2020. URL: https://www.beltroad-initiative.com/ (дата обращения 14.05.2020)
7. Крым +. География и геополитика [электронный ресурс] // Periskop.su [сайт]. URL: https:// periskop.su/1207332.html (дата обращения 14.05.2020)
8. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути // Президент России [сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/4971 (дата обращения 14.05.2020)
9. Китай запустил грузовой железнодорожный маршрут Харбин — Гамбург // РБК. 2015. 14 июня. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/557ccdf49a79476298666da9 (дата обращения 14.05.2020)
10. Между Китаем и Россией открылся новый маршрут грузовых ж/д перевозок // РИА Новости. URL: https://ria.ru/east_economy/20160227/1381129243.html (дата обращения 14.05.2020)
11. Фаляхов Р. «Может завалиться»: трудная судьба моста через Амур в Китай. Определены новые сроки сдачи железнодорожного моста из ЕАО в Китай [электронный ресурс] // Газета.Ru [сайт]. 16.12.2019 г. URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/12/16/12868772.shtml (дата обращения 14.05.2020)
12. The Belt and Road Initiative. Progress, Contributions and Prospects. 2019. p. 10 // National Development and Reform Commission (NDRC), People's Republic of China. URL: https://en.ndrc.gov.cn/ newsrelease_8232/202002/P020200228350122318527.pdf (дата обращения 14.05.2020)
13. Dou E. A New Cold War? China Declares Itself a "Near-Arctic State" // The Wall Street Journal. Jan. 26, 2018. URL: https://www.wsj.com/articles/a-new-cold-war-china-declares-itself-a-near-arctic-state-1516965315 (дата обращения 14.05.2020)
14. Топ-11 китайских инвестиций в Россию [электронный ресурс] // Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей [сайт]. 30 Мая 2019 г. URL: https://raspp.ru/business_news/top-11-kitayskikh-investitsiy-v-rossiyu/ (дата обращения 14.05.2020)