УДК 339
ю.м. Кукушкина НОВЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ
МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ: ЗНАЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА «ВТО ПЛЮС» ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация. В статье выделены новые тенденции регионализма в мировой торговле. На сегодняшний день глобализм и регионализм не являются безоговорочно конкурирующими концепциями. В пользу данного тезиса говорит такой феномен, как «ВТО плюс». Автор раскрывает понятие «ВТО плюс», употребляемое в разных контекстах. Данная тематика приобрела особую актуальность для России в связи с ее вступлением в ВТО. На основе теоретической части работы представлена авторская позиция по поводу применения нового регионализма в качестве модели для многовекторной интеграции России.
Ключевые слова: мировая торговля, новый регионализм, РТС, ВТО, «ВТО плюс», Сингапурские вопросы, упрощение процедур торговли, торговые отношения Россия-ЕС, единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана.
Yulia Kukushkina NEW REGIONALISM IN MODERN
INTERNATIONAL TRADE: IMPLICATION OF «WTO PLUS» FOR RUSSIAN EXTERNAL ECONOMIC POLICY
Annotation. In the article author identifies new trends of regionalism in international trade. Nowadays globalism and regionalism are not absolutely competing concepts. Such phenomenon as «WTO plus» proves this argument. Thus the author defines the term «WTO plus», which is used in different contexts. After Russia's accession to the WTO this topic became extremely important for Russian foreign trade. On the basis of theoretical framework of the given article the concept of new regionalism is recommended as a model for Russian multiple-vector economic integration. Keywords: international trade, new regionalism, RTAs, WTO, WTO plus, Singapore issues, trade facilitation, Russia-EU trade, single economic space of Russia, Belarus, Kazakhstan.
В мировой торговле на сегодняшний день в какой-то степени сохраняется конкуренция между глобализмом и регионализмом. Однако современный регионализм отличается от исходной теории. Даже такая организация, как ВТО, которая, казалось бы, и создана для многостороннего регулирования торговли, вынуждена признать право на региональную интеграцию и преференциальную торговлю между отдельными странами.
Региональное торговое соглашение (РТС) не противоречит правилам ВТО (ст. XXIV. 5 ГАТТ-1994), если страны - члены ВТО создают региональную экономическую группировку в форме зоны свободной торговли (ЗСТ) или таможенного союза (ТС) при условии, что пошлины и другие меры регулирования торговли в отношении третьих стран - членов ВТО не станут более высокими или более ограничительными в целом, чем они были до этого. При этом, создавая торговый союз, государства должны проинформировать об этом Секретариат ВТО [1].
По информации на 25 апреля 2014 г. ВТО признает 379 РТС по количеству нотификаций (т.е., если считать соглашения о торговле товарами, соглашения о торговле услугами, соглашения, содержащие оба аспекта, а также соглашения о присоединениях новых членов отдельно, даже если фактически это одно соглашение): 207 РТС касаются создания ЗСТ, 17 нацелены на создание ТС. Из них 249 - фактическое число действующих РТС в мире. 135 РТС регулируют исключительно торговлю
© Кукушкина Ю.М., 2014
товарами, лишь одно соглашение полностью посвящено торговле услугами и в 113 одновременно с правилами торговли товарами включены вопросы регулирования торговли услугами (примерно 45 % от общего числа РТС) [14]. Стоит отметить, что правила ВТО не регулируют общие рынки, экономические союзы, единые экономические пространства. Рисунок 1 [14] демонстрирует динамику числа РТС (фактическое число РТС, направивших уведомление (нотификацию) в Комитет ВТО по РТС и вступивших в силу). Необходимо отметить, что учтены только торговые соглашения, охватывающие сферу торговли товарами. Не учтены соглашения, посвященные лишь либерализации торговли услугами и соглашения о присоединении новых сторон к уже действующим торговым блокам. Таким образом, резкий всплеск регионализма приходится на 1990-е гг., когда страны с переходной экономикой стремились минимизировать издержки рыночной трансформации [2], а на 2000-е гг. приходится пик активности в подписании региональных соглашений. Спад в этой сфере произошел в 1980-е гг.
■ 2000-е-апр.2014 1990-е
1980-е
■ 1970-е
0 50 100 150 200
Рис. 1. Число действующих РТС
Экономическая интеграции становится многовекторной, то есть страны не ограничиваются одним РТС для того, чтобы достичь наибольшего положительного экономического эффекта от либерализации торговли. Лидерами по числу торговых соглашений являются ЕС (31), четыре страны -участницы ЕАСТ: Швейцария (27), Исландия (26), Норвегия (26), Лихтенштейн (24) (они заключали РТС как отдельно, так и единым блоком), Сингапур (18), Турция (18), Чили (18). Интересно, что Чили при этом играет своеобразную роль посредника между азиатскими странами, расположенными на побережье Тихого океана, с одной стороны, и атлантическими государствами Латинской Америки -Бразилией и Аргентиной - с другой, благодаря особому режиму либерализации. Таким образом, многие государства, придерживаясь стратегии конкурентной либерализации торговли, развивают глобальную сеть РТС по всему миру.
В случае с региональной экономической интеграцией можно выделять этапы ее развития. Однако классическая схема Б. Балассы уже во многих интеграционных группировках не работает [9, с. 1-2]. Например, появился весьма размытый термин - «экономическое пространство». В призыве российского президента к западным коллегам и партнерам по СНГ о сопряжении европейского и евразийского интеграционных процессов путем создания общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока речь идет как раз о таком понятии. Однако что это? С одной стороны, имеется в виду свободное передвижение товаров, услуг и людей, а, следовательно, формирование ЗСТ или таможенного союза, но столь глубокая интеграция не предполагалась даже в Концепции Общего ев-
ропейского экономического пространства (ОЕЭП) России-ЕС в 2003 г. [4]. ОЕЭП включает в себя элементы зоны свободной торговли и некоторые черты общего рынка, а также экономического союза, но в полной мере не соответствует ни одной из ступеней интеграции Б. Балассы [9, с. 1—2].
Интересным примером является НАФТА, ведь Канада, США и Мексика никогда не преследовали цели создания таможенного союза, однако это и не зона свободной торговли в чистом виде, так как в Соглашении содержатся положения, посвященные помимо торговли товарами, торговле услугами, обмену инвестициями и рабочей силой, вопросам охраны интеллектуальной собственности, гармонизации конкурентной политики и технического регулирования и др. [13]. Исследователи относят данный тип РТС к категории «ЗСТ плюс» [7, с. 5].
Современные тенденции таковы, что географическое соседство уже не стало обязательным для подписания РТС. Примерами этого являются ЗСТ между ЕС и Мексикой, ЕС и Южной Кореей, переговоры о ЗСТ ЕС с США, ТС РФ, Беларуси и Казахстана с Вьетнамом. В этой связи важно отметить, что термин РТС уже не всегда отражает суть явления, но его продолжают использовать в экспертной среде применительно ко всем либерализационным и интеграционным соглашениям. На ряду с этим широко стала использоваться и другая аббревиатура - ССТ (соглашение о свободной торговле).
Понятие «ВТО плюс». К новым формам региональных объединений вместо классической поэтапности Б. Балассы [9, с. 1-2] помимо «ЗСТ плюс» и экономических пространств можно отнести так называемые соглашения «ВТО плюс». При соблюдении правил ВТО участниками торгового союза по отношению к третьим странам режим наибольшего благоприятствования (РНБ) не отменяется, а РТС является соглашением «ВТО плюс». Единого понимания, что такое «ВТО плюс» нет. Сам термин употребляется в разных контекстах.
1. Он может употребляться для обозначения дополнительных обязательств вступающего в ВТО государства. Больше всего обязательств, выходящих за рамки ВТО, но которые фиксируются в протоколе о присоединении нового государства к ВТО, взял на себя Китай. Существуют некоторые сложности в интерпретации обязательств «ВТО плюс», когда происходит процедура урегулирования торговых споров в рамках специального механизма ВТО. Россия взяла на себя довольно мало таких дополнительных обязательств, однако ЕС настоял, например, на неповышении экспортных пошлин на нефть (ВТО регулирует только импортные пошлины) и доступе в будущем к сфере российских госзакупок.
2. «ВТО плюс» может называться и соглашение, которое направлено на дальнейшее снижение тарифов в торговле товарами между двумя или более партнерами. Безусловно, главный критерий «разрешенного» ВТО регионализма - недискриминация по отношению к третьим государствам - в таких ССТ соблюдается.
3. Страны или региональные группировки, ведущие переговоры о торговой либерализации, преследуют в качестве цели не только упрощение доступа на рынок партнера, но и повышение прозрачности условий экономического сотрудничества. Тогда под «ВТО плюс» понимают либерализацию в спектре областей, частично или полностью выходящих за рамки переговорного процесса ВТО. Некоторые специалисты различают положения «ВТО плюс» и «ВТО экстра». Первые подпадают под текущий мандат ВТО, но РТС предполагает более глубокую либерализацию. Вторые полностью находятся за пределами сферы компетенции ВТО.
К положениям соглашения, являющимся «ВТО плюс», могут относиться вопросы торговли услугами, инвестиций, госзакупок, конкуренции и др. Положения «ВТО экстра» - это, по сути, межправительственная координация различных направлений политики, от антикоррупционной до политики в области ядерной безопасности, и различные формы сотрудничества (см. табл. 1) [10, с.14-15]. Все большее число РТС включает в себя обязательства по гармонизации внутреннего хозяйственного
регулирования. Такие договоренности необходимы для большей предсказуемости отношений стран-партнеров.
Таблица 1
Положения РТС, характеризующиеся как «ВТО плюс» и «ВТО экстра»
«ВТО плюс» «ВТО экстра»
Промышленные товары Антикоррупционные меры Энергетика
Сельскохозяйственные товары Конкурентная политика Финансовая помощь
Таможенное администрирование Защита прав потребителя Здравоохранение
Экспортные пошлины Защита данных Права человека
Фитосанитарные меры Законодательство в области окружающей среды Нелегальная иммиграция
Государственные предприятия Меры по привлечению инвестиций Производственное кооперирование
Антидемпинг Регулирование рынка труда Наркотрафик
Государственные дотации Защита интеллектуальной собственности Информационное общество
Госзакупки Сельское хозяйство Отмывание денег
ТРИМС Сближение законодательства Ядерная безопасность
ТРИПС Аудиовизуальное законодательство Политический диалог
Г АТС Инновационная политика Государственное управление
Гражданская защита Региональное сотрудничество
Сотрудничество в сфере культуры и образования Научное и технологическое сотрудничество
Экономическая политика Малые и средние предприятия
Статистика Налогообложение
Социальная политика Терроризм
Визовые вопросы
С темой «ВТО плюс» тесно связаны так называемые Сингапурские вопросы. Это новые направления, которые планировалось включить в компетенцию ВТО. Их четыре:
— торговля и конкурентная политика;
— торговля и инвестиции;
— прозрачность в госзакупках;
— упрощение процедур торговли.
Лишь вопросы упрощения процедур торговли удалось вынести на всеобщее обсуждение в рамках ВТО с середины 2004 г. В то же время остальные три вопроса и вовсе решено было в итоге не рассматривать, и они были исключены из повестки дня переговоров ВТО. С этого времени и до 2009 г. разрабатываются предложения относительно текста будущего соглашения по упрощению
процедур торговли, после чего был согласован первый проект Соглашения по упрощению процедур торговли. А в 2011 г. он был опубликован с некоторыми дополнениями по сравнению с версией 2009 г. В 2012-2013 гг. появляются точки соприкосновения в переговорах по «раннему урожаю» для упрощения процедур торговли и по другим вопросам дохийского раунда [5]. В ВТО в отношении результатов переговоров действует принцип единого пакета, который означает, что несколько самостоятельных соглашений рассматриваются как единый общий результат переговоров (единый пакет). Этот пакет должен быть принят каждым участником переговоров без каких-либо оговорок, изъятий и исключений - как единое целое [8]. Этому принципу противопоставляется принцип раннего урожая, когда в право ВТО имплементируется только та часть соглашений, которые не вызывают противоречий.
На девятую Министерскую конференцию ВТО, состоявшуюся в декабре 2013 г. на Бали, возлагались большие надежды в отношении вопросов упрощения процедур торговли. Согласно исследованиям авторитетных международных организаций, международная торговля и страны-члены ВТО ощутят на себе положительные эффекты многостороннего упрощения процедур торговли: экономический рост, снижение торговых издержек на 10 % [11], решение проблем задержек в поставках грузов, что важно для современного производства, которое опирается на систему планирования материальных запасов «точно в срок» (just-in-time inventory), преследующую цель получить доход от капиталовложений путем сокращения транспортных расходов, возможности вовлечения малого бизнеса в международную торговлю, рост объема мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности [3].
Так, одним из важнейших результатов встречи на Бали стало заключение Соглашения по упрощению процедур торговли, положения которого включают следующие меры и обязательства:
— публикация и доступ к информации;
— предварительное опубликование и консультирование;
— предварительные решения;
— процедуры обжалования или пересмотра решений;
— иные меры, направленные на обеспечение беспристрастности, устранение дискриминации и повышение прозрачности;
— меры регулирования в области импортно-экспортных пошлин и сборов;
— выпуск и таможенная очистка товаров;
— координирование деятельности пограничных ведомств;
— движение импортируемых товаров под таможенным контролем;
— специальные процедуры, связанные с импортом, экспортом и транзитом;
— свобода транзита;
— сотрудничество таможенных органов [6].
Поскольку у отдельных стран по-прежнему остаются более широкие интересы, регионализм для них может оказаться эффективнее многосторонних переговоров в данной сфере. Все чаще эти вопросы включаются в РТС (см. рис. 2) [12]. Именно с 2004 г., когда начались переговоры в ВТО по вопросам упрощения процедур торговли, наблюдается значительный рост региональных соглашений, охватывающих этот аспект.
Рис. 2. Динамика РТС по упрощению торговых процедур
Вопросы упрощения торговых процедур играют все большую роль в региональной торговле. Об этом свидетельствует их доля в общем объеме подписываемых региональных соглашений (см. рис.3) [12].
50%
14%
0%
20%
40%
60%
80%
100%
12000-е-сер.2013 1990-е 1980-е 11970-е
Рис. 3. Соглашения, содержащие положения по упрощению торговых процедур (в % к общему числу РТС)
Положения, направленные на упрощение процедур торговли в РТС, охватывают большой круг вопросов. Наиболее частыми вопросами в обобщенном виде, включенными в РТС, являются сотрудничество таможенных органов, в том числе обмен информацией между ними, обеспечение формальностей и упрощение процедур, меры по повышению прозрачности (нормы, касающиеся публикации нормативных правовых актов, доступ к информации, предварительные публикации), процедуры обжалования решений, меры регулирования в области импортно-экспортных пошлин и сборов и др. (см. табл. 2) [12]. Наоборот довольно редкими, но все же встречающимися в текстах региональных соглашений, являются консультирование, разделение процедур таможенной очистки от выпуска товара и др.
Таблица 2
Меры по упрощению процедур торговли в РТС (по частоте появления в %)
Торговая процедура Частота
1. Обмен таможенной информацией 69,6 %
2. Таможенное сотрудничество 59,4 %
3. Упрощение формальностей/процедур 52,5 %
4. Публикация и доступность информации 50,2 %
5. Жалобы 41,5 %
6. Гармонизация правил/формальностей 38,7 %
7. Управление рисками 36,9 %
8. Публикация до введения 36,4 %
9. Транзит 36,4 %
10, Предварительные решения 35,9 %
11. Автоматическая/электронная подача документов 35,5 %
12. Применение международных стандартов 33,2 %
13. Меры регулирования сборов и платежей, связанных с импортом и экспортом 32,7 %
14. Возможность комментировать предложенные законы, правила 28,1 %
15. Запросы 27,2 %
16. Интернет-публикации 26,7 %
17. Временный допуск товаров 21,7 %
Ряд экспертов предполагают, что в перспективе многочисленные региональные торговые объединения, созданные на основе соглашений «ВТО плюс», приведут к формированию новой многосторонней системы регулирования международной торговли, которая также будет регулировать вопросы, остающиеся пока за рамками ВТО из-за сложности найти компромисс между разными группами стран [7, с. 9]. Таким образом, регионализм как процесс поспособствует совершенствованию глобального регулятора, а не станет причиной его неэффективности, как считалось ранее. В контексте взаимодополняемости мультилатерализма и регионализма в мировой торговле ряд авторов рассматривают региональные соглашения на предмет юридического соответствия нормам и правилам ВТО. Значительная часть РТС, идущая существенно дальше соглашений ВТО, не ухудшает условия торговли для третьих стран, то есть придерживается основополагающего принципа ВТО о недискри-минационности.
Новый регионализм как модель для многовекторной интеграции России. В своей внешнеэкономической политике В.В. Путин фактически взял курс на глобализм через регионализм, т.е. тот самый новый регионализм. Создание евразийского Таможенного союза/Единого экономического пространства (ТС/ЕЭП) являет собой пример классического пространственного регионализма. В то время как анонсированная российским президентом весьма утопичная на данный момент, но столь важная для долгосрочной стратегии идея создания общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока говорит об отказе от изоляции евразийского интеграционного процесса.
То, что регионализм становится постепенно многосторонним, применительно к России значит следующее. Несмотря на то, что ЕЭП с Казахстаном и Беларусью является примером «старого» регионализма, по крайней мере до тех пор, пока все члены данного союза не вступят в ВТО, необходимо по возможности придерживаться стратегии конкурентной либерализации торговли для наибольшего положительного экономического эффекта. Другими словами, при всех политических и экономических последствиях сегодняшней ситуации в Украине в перспективе из-за возрастающей
конкуренции со стороны различных региональных блоков, РФ и ЕС будут вынуждены развивать экономическое сотрудничество, ведь все текущее положение дел являет собой наглядный пример классической «дилеммы заключенного», когда игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Поэтому единственным выходом является преодоление всех политических разногласий ЕС и России, которые грозят взаимными экономическими санкциями. Формат же будущего РТС (ЗСТ/ЗСТ плюс России и ЕС, ЗСТ РФ и ЕС, ЗСТ ТС и ЕАСТ, Общее пространство и др.) должен быть определен, исходя из целесообразности для обеих сторон. Несомненно только то, что ввиду все возрастающей многосторонности регионализма, перспективы есть только у РТС из категории «ВТО плюс», которое стало возможным с присоединением РФ к ВТО.
России важно грамотно формировать свою внешнеэкономическую стратегию с учетом новейших тенденций в мировой торговле. События в Украине уже внесли свои коррективы. Скорее всего российские власти будут стремиться переориентировать более тесные внешнеэкономические связи с европейского на азиатское направление, что поможет снизить зависимость от торговли с ЕС. Однако у РФ пока лишь один достаточно перспективный проект торговой либерализации в АТР - ЗСТ ЕЭП с Вьетнамом, потенциальные положительные экономические эффекты которого значительно уступают тем выгодам, что можно получить от режима «ВТО плюс» и более тесного экономического сотрудничества с ЕС. По этой причине, на наш взгляд, дипломатические усилия должны быть направлены на нормализацию отношений с Европой и возобновление переговоров о новом базовом соглашении, поскольку оно фактически должно стать РТС категории «ВТО плюс» и содержать разделы «ВТО экстра», что позволит эффективно реализовывать модель многовекторной экономической интеграции России. Таможенное сотрудничество России и ЕС, включая дополнительные меры по упрощению процедур взаимной торговли, поможет разделить планы ЕС по созданию трансконтинентальных коридоров с выходом на Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Без нового соглашения такого рода проекты не могут быть реализованы, да и рост взаимной торговли будет затруднен.
Библиографический список
1. Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13
2. Исаченко Т.М. Региональные торговые соглашения и их роль в мировой торговле [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.mgimo.ru/fileserver/books/rami4konvent/t5-isachenko.pdf
3. Исаченко Т.М. Соглашение по упрощению процедур торговли открывает новые возможности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ictsd.Org/i/news/bridgesrussian/185126/#_edn2
4. Концепция Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) России-ЕС, Италия, Рим, 6 ноября 2003 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mid.ru/bdomp/ns-dos.nsf/162979df2beb9880432569e70041fdle/432569d800223f3443256ddc0046e815!OpenDocument
5. Руководство по вопросам предложенного Балийского пакета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ictsd.org/downloads/bridgesrussian/bridges_ru_6-7.pdf
6. Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли. Деловое руководство для развивающихся стран [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.intracen.org/uploadedFiles/intracenorg/ Content/Publications/AssetPDF/WTO %20Trade %20Facilitation %20Agreement_Russian.pdf
7. Спартак А. Современный регионализм // Мировая экономика и международные отношения. - 2011. -№ 1.-С.9.
8. Терминологический справочник по ВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vavt.ru/wto/wto/SingleUndertakingRule
9. Balassa В. The Theory of Economic Integration. L., 1961. P. 1-2.
10. Horn H., Mavroidis P.C., Sapir A. Beyond the WTO? An anatomy of EU and US preferential trade agreements // Bruegel Blueprint Series, Vol.7, 2009, pp.14-15.
11. Moïsé Е., Orliac Т.,Minor P. Trade Facilitation Indicators [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.org/english/tratop_e/tradfa_e/case_studies_e/oecd_paper_e.pdf
12. Neufeld N. Trade facilitation provisions in regional trade agreements. Traits and Trends [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.wto.org/english/res_e/reser_e/ersd201401_e.pdf
13. North American Free Trade Agreement (NAFTA) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nafta-sec-alena.org/Default.aspx?tabid=97&language=en-US
14. WTO's RTA database [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wto.org/english/tratop_e/ region_e/region_e.htm