Научная статья на тему '«НОВЫЙ РЕАЛИЗМ» КАК ОБЪЕКТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ'

«НОВЫЙ РЕАЛИЗМ» КАК ОБЪЕКТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новый реализм / литературно-издательский процесс / «толстые» литературные журналы / идеологические стратегии / new realism / literary and publishing process / “thick” literary magazine / ideological strategies

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ольга Юрьевна Шум

Предпринята попытка рассмотреть «новый реализм» как феномен литературно-издательского процесса. Раскрыто понятие «литературно-издательский процесс»: взаимосвязанное функционирование художественной литературы и художественного книгоиздания; охарактеризована роль литературно-издательских институтов в продвижении «нового реализма». Установлено, что организаторы мероприятий, связанных с произведениями «нового реализма», стремились создать и продвинуть литературу, в той или иной степени тенденциозную, с социально значимой проблематикой, для внедрения в общественное сознание определенных идейных воззрений и выработку соответствующих убеждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“NEW REALISM” AS AN OBJECT OF IDEOLOGICAL STRATEGIES

“New realism” is a specific phenomenon of the beginning of the 21st century, which has repeatedly attracted the attention of researchers as a literary trend and method, as well as as a literary and journalistic project. This article at-tempts to consider “new realism” as a phenomenon of the literary and publishing process. The concept “literary and publishing process” is revealed: it is the interrelated functioning of fiction and artistic book publishing; the role of literary and publishing institutions in the promotion of “new realism” is characterized. The organizers of the project sought to promote serious literature, more or less tenden-tious, with socially significant issues, addressing the past, present and future of the country and the state, carrying a patriotic charge even through nihilism and denial. Special events aimed at reviving and promoting ideologically significant literature were organized, such as the Forum of Young Writers of Russia and the Debut literary prize. The works of the participants of these events were published by “thick” literary magazines, articles periodically appeared there to support readers’ interest in “new realism” and its authors, whose composition continued to be replenished at the annual Forum. The project was implemented in printed periodicals and non-periodicals. Books following the results of the award were published in several publishing houses: AST, O.G.I., Izdatel’stvo R. Elinina, Svetlye Golovy, etc. Information about young writers appeared on the websites of literary publications and literary awards. The authors appeared on television; there were news stories about the events related to the Forum, and in 2004 a film was made based on the work of one of the nominees. The analysis of the complex of measures aimed at creating, publishing and promoting the works of the authors of “new realism” allowed expressing the following idea: the intentions of the coordinators and participants in this project are ideological and partially fall under the definition of pub-lishing strategies given in a monograph by Lyubov Zimina, who described academic, nonconformist, traditionalist, etc. strategies.

Текст научной работы на тему ««НОВЫЙ РЕАЛИЗМ» КАК ОБЪЕКТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ»

Текст. Книга. Книгоиздание. 2024. № 35. С. 139-149. Text. Book. Publishing. 2024. 35. рр. 139-149.

Научная статья

УДК 821.161.1+655.5

doi: 10.17223/23062061/35/9

«НОВЫЙ РЕАЛИЗМ» КАК ОБЪЕКТ ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ

Ольга Юрьевна Шум1

1 Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Россия, [email protected]

Аннотация. Предпринята попытка рассмотреть «новый реализм» как феномен литературно-издательского процесса. Раскрыто понятие «литературно-издательский процесс»: взаимосвязанное функционирование художественной литературы и художественного книгоиздания; охарактеризована роль литературно-издательских институтов в продвижении «нового реализма». Установлено, что организаторы мероприятий, связанных с произведениями «нового реализма», стремились создать и продвинуть литературу, в той или иной степени тенденциозную, с социально значимой проблематикой, для внедрения в общественное сознание определенных идейных воззрений и выработку соответствующих убеждений.

Ключевые слова: новый реализм, литературно-издательский процесс, «толстые» литературные журналы, идеологические стратегии

Для цитирования: Шум О.Ю. «Новый реализм» как объект идеологических стратегий // Текст. Книга. Книгоиздание. 2024. № 35. С. 139-149. doi: 10.17223/23062061/35/9

Original article

"NEW REALISM" AS AN OBJECT OF IDEOLOGICAL STRATEGIES

Olga Yu. Shum1

1 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation, [email protected]

Abstract. 'New realism" is a specific phenomenon of the beginning of the 21st century, which has repeatedly attracted the attention of researchers as a literary trend and method, as well as as a literary and journalistic project. This article attempts to consider "new realism" as a phenomenon of the literary and publishing

© О.Ю. Шум, 2024

process. The concept "literary and publishing process" is revealed: it is the interrelated functioning of fiction and artistic book publishing; the role of literary and publishing institutions in the promotion of "new realism" is characterized. The organizers of the project sought to promote serious literature, more or less tendentious, with socially significant issues, addressing the past, present and future of the country and the state, carrying a patriotic charge even through nihilism and denial. Special events aimed at reviving and promoting ideologically significant literature were organized, such as the Forum of Young Writers of Russia and the Debut literary prize. The works of the participants of these events were published by "thick" literary magazines, articles periodically appeared there to support readers' interest in "new realism" and its authors, whose composition continued to be replenished at the annual Forum. The project was implemented in printed periodicals and non-periodicals. Books following the results of the award were published in several publishing houses: AST, O.G.I., Izdatel'stvo R. Elinina, Svetlye Golovy, etc. Information about young writers appeared on the websites of literary publications and literary awards. The authors appeared on television; there were news stories about the events related to the Forum, and in 2004 a film was made based on the work of one of the nominees. The analysis of the complex of measures aimed at creating, publishing and promoting the works of the authors of "new realism" allowed expressing the following idea: the intentions of the coordinators and participants in this project are ideological and partially fall under the definition of publishing strategies given in a monograph by Lyubov Zimina, who described academic, nonconformist, traditionalist, etc. strategies.

Keywords: new realism, literary and publishing process, "thick" literary magazine, ideological strategies

For citation: Shum, O.Yu. (2024) "New realism" as an object of ideological strategies. Tekst. Kniga. Knigoizdanie - Text. Book. Publishing. 35. рр. 139-149. (In Russian). doi: 10.17223/23062061/35/9

«Новый реализм», специфический феномен начала XXI в., был исследован в ряде научных статей1, а также более полно - в диссертационных

1 Беляков С. Новые Белинские и Гоголи на час // Вопросы литературы. 2007. С. 77-94; Голенко Ж. Литературный симулякр // Вопросы литературы. 2007. № 4. С. 106-111; Ковалева И. Новые писатели или новая литература? // Вопросы литературы. 2010. № 5. С 54-58; Рудалев А. Катехизис «нового реализма». Вторая волна // Литературная учеба. 2010. № 4. С. 46-57; Ротай Е.М. «Новый русский реализм»: основные признаки литературного проекта // Культурная жизнь Юга России. 2011. № 3 (41). С. 73-74; Калита И.В. Новый реализм русской литературы в зеркале манифестов XXI века // Slavica Шегала. 2016. № 19 (1). С. 67-80; Полозова А.Н. «Новый реализм» в русской литературе XXI века // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 44. С. 67-69; Новикова Е.О. «Новый реализм» - его авторы и герои // Сибирский филологический форум. 2019. № 2 (6). С. 45-54; Безрукавая М.В., Баскова Ю.С.

работах Е.М. Ротай и А.А. Серовой. Е.М. Ротай рассмотрела указанный феномен как литературно-публицистический проект, включающий «манифесты, художественные произведения, произведения non-fiction и литературно-критические выступления» [1. С. 5]. По мнению исследовательницы, «новый реализм» представляет собой не столько метод эстетического познания действительности, сколько целостное явление современной словесности, в разработке которого на протяжении последних десяти лет участвуют «прежде всего, молодые, стремящиеся "поднять авторитет" слова авторы». Доказывая свою точку зрения, Е.М. Ротай определила художественные признаки, презентующие «новый реализм» как литературный проект.

Такими признаками, по мнению исследовательницы, являются: следование принципам классического реализма в контексте современности; разнообразие сюжетов и стилей, интерес к самым разным формам действительности; автобиографичность повествования, стремление автора соотнести свою судьбу с судьбой персонажа; поиск героя, соответствующего запросам времени, утверждение позитивных жизненных начал; субъективизм как форма преодоления натуралистичности в изображении действительности; отказ от нормы, социально-культурная агрессивность; эклектичность, активное взаимодействие с разными явлениями литературы [1. С. 73-74].

Продолжая наблюдения Е.М. Ротай, мы посчитали актуальным рассмотреть «новый реализм» как целостный феномен, но добавив к литературной издательскую составляющую. Основанием для этого мы посчитали возможность рассмотрения во взаимодействии двух базовых единиц этого феномена - литературно-художественного произведения и литературно-художественного издания. В связи с чем одним из ключевых в нашем исследовании является терминологическое сочетание «литературно-издательский процесс».

Сочетание «литературно-издательский процесс» не равнозначно традиционно используемому в книговедческих исследованиях понятию «издательский» или «редакционно-издательский процесс» и в работах по филологии понятию «литературный процесс». Вместе с тем используемое нами терминосочетание предложено на основе обоих указанных понятий.

В литературном энциклопедическом словаре дано следующее, по сути, базовое определение: литературный процесс - «историч.<еское> су-

«Новый реализм» как знак методологической сложности русской прозы начала XXI века // Казанская наука. 2021. № 10. С. 18-20.

ществование, функционирование и эволюция литературы как в опре-дел.<енную> эпоху, так и на протяжении всей истории нации, страны, региона, мира» [2. С. 195]. Издательский (также используется прилагательное «редакционно-издательский») процесс, по определению, данному в словаре А.Э. Мильчина, есть «процесс подготовки и выпуска издания в свет от заключения авт.<орского> договора или рассмотрения предложенного автором оригинала до сдачи тиража в книготорговую сеть или предприятию, распространяющему издания по подписке» [3. С. 394]. Как видим, слово «процесс» в приведенных определениях охватывает разное по масштабу функционирование: литературный процесс рассмотрен как изменения всего массива художественной литературы, а издательский -как поэтапная подготовка абстрактной издательской единицы. Поэтому мы привлекли ещё одно, более широкое по значению, и, следовательно, более подходящее по содержательному масштабу терминосочетание -«издательское дело». Энциклопедический словарь по книговедению определяет указанное понятие так: «отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет и других видов печатной продукции» [4. С. 193]. Если рассматривать «культурное» производство как процесс, включающий подготовку и выпуск в свет издательских единиц, допустимо объединить понятия «литературный» и «издательский процесс» в одно терминологическое сочетание.

Таким образом, в нашем понимании, литературно-издательский процесс - это взаимосвязанное функционирование художественной литературы и художественного книгоиздания, рассматриваемое синхронически и/или диахронически, в глобальном масштабе и/или с ограничением территориальными рамками. При этом первая часть сложного термина («литературный») показывает, что речь идет о художественной литературе, а вторая («издательский») подчеркивает, что творческая история литературно-художественных произведений рассматривается с привлечением их издательской истории.

Художественная литература взаимодействует с институтами литературно-издательского процесса, к каковым мы относим издательства, в репертуар которых входят художественные произведения, «толстые» литературные журналы, литературные премии, литературные выставки-ярмарки, фестивали, конкурсы и литературно-издательские форумы, а также институт литературной критики. Последний вкупе собственно с произведениями и их авторами, в нашем понимании, принадлежит более сфере литературоведения (составляющие, которые включила в «новый реализм» Е.М. Ротай: художественные, публицистические, non-fiction

произведения, а также литературную критику), тогда как перечисленные выше институты в нашем понимании тяготеют к сфере книгоиздания.

Таким образом, «новый реализм» мы рассматриваем как целостный феномен литературно-издательского процесса, в котором были реализованы авторские и издательские интенции.

В качестве объекта исследования «новый реализм» выбран нами, поскольку, по нашему мнению, это фактически единственный масштабный литературно-публицистический проект (определение Е.М. Ротай) в современной России, который привел к появлению в литературе художественно и содержательно значимых авторов, был связан с книгоизданием и при этом имел идеологическую подоплеку.

Реализованные намерения авторов «нового реализма» воплотились в художественных произведениях, выступлениях на писательских форумах, в манифесте «Отрицание траура!», который был опубликован в декабрьском номере журнала «Новый Мир» за 2001 г. Создателем его стал Сергей Шаргунов, в то время студент факультета журналистики МГУ. Данный манифест принято считать отправной точкой развития «нового реализма», моментом, с которого запускается процесс продвижения нового литературного феномена в информационном пространстве. И вот это продвижение, как и сама идея «организовать» возрождение «старого доброго» художественного метода в новых условиях, по нашему мнению, имело координационный центр, управлявший рядом специально подготовленных и организованных мероприятий.

В 1997 г. был создан Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ (далее Фонд СЭИП), некоммерческая организация. Если сформулировать ключевые задачи Фонда тезисно, то их суть в подготовке, разработке, реализации программ, проектов и реформ, способствующих решению социально-экономических проблем и укреплению конституционных основ государства [5].

Фонд СЭИП является организатором существенной части мероприятий, связанных с «новым реализмом», и в определенной степени идеологом феномена.

Содержание программ и форумов Фонда СЭИП показывает, что данная общественная организация функционирует преимущественно в гуманитарной сфере, выполняя в том числе идеологические задачи, при этом три четверти всех мероприятий связаны в первую очередь с литературой: поиск, обучение, продвижение молодых российских писателей. Выступая в 2007 г. в «Литературной газете» со статьей, имеющей программное название «Восстановим статус литературы!» [6], президент Фонда

С.А. Филатов сформулировал проблемы, которые, по его мнению, «приводят к тому, что русская литература недополучает многих важных произведений и ощутимо мелеет»: произведения начинающих писателей без поддержки спонсорства не хотят публиковать издатели; книга высокого качества без должной рекламы не доходит до широкого круга читателей; существующий разрыв между центром и регионами мешает профессиональному развитию региональных авторов, - и призвал объединять силы для решения указанных проблем и возрождения «серьезной» литературы.

Важно, на наш взгляд, что эти концептуально оформленные общекультурные проблемы Филатов связывает с интересами общества, которое также «теряет» от отсутствия серьезной литературы, и государства, упоминая, что разговор об этом шёл на встрече молодых писателей с президентом В.В. Путиным. Тем самым культурная проблематика приобретает идеологические коннотации.

Вся деятельность осуществлялась определенным кругом людей, в состав которого входят организаторы, имевшие определенную мировоззренческую установку, а также писатели, критики, издатели. Ключевая цель организаторов заключалась в том, чтобы помочь «серьёзной» литературе потеснить массовую и по возможности вернуть принадлежащее ей веками центральное место в культуре России. Позволим себе сформулировать эту ведущую целевую установку словами С.А. Филатова, высказанными в упоминавшейся выше статье 2007 г.: «Русская литература нового поколения -тревожная, ранящая, больная. Среди молодых писателей много талантливых авторов, которые по-своему, в чём-то по-новому, пытаются отражать современную жизнь, разглядеть современных героев. И читатель в это непростое время жаждет осмысления происходящего и ждёт прежде всего писательского слова. Так уж повелось в России. Но донести серьёзную литературу до читателя крайне сложно...» [6].

На этапе реализации литературно-публицистический проект «новый реализм» стал объектом приложения сил со стороны институтов, тяготеющих к книгоизданию: подключены были «толстые» литературные журналы, литературные премии, издательства.

Государственная поддержка была оказана Фонду СЭИП и в 2001 г., когда в г. Липки (Подмосковье) с 15 по 19 октября проходил первый Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, неофициально его называют «Форум в Липках». «Форум молодых писателей России был организован Фондом вместе с "толстыми" литературными журналами "Вопросы литературы", "Дружба народов", "Иностранная литература", "Знамя", "Москва", "Новый мир", "Наш современник", "Октябрь" при участии журналов "Современная драматургия", "День и ночь", "Колобок и два

жирафа" при участии Министерства культуры РФ, при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства печати, Литературного института им. М. Горького, региональных управлений культуры, библиотек и других организаций» [5]. Такой состав, на наш взгляд, убедительно свидетельствует о заинтересованности в мероприятии государственных органов и структур.

Авторов, реализовавшихся в масштабах страны и получивших настоящую большую популярность, а главное - продолжающих писательскую деятельность, «новый реализм» дал немного: Захар Прилепин, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов, Алиса Ганиева, Александр Снегирёв. Среди «новых реалистов» и в кругу премии «Дебют» вращался также небезызвестный Аркадий Бабченко, получивший в 2001 г. премию «За мужество в литературе», поскольку воевал в Чечне и написал об этом цикл рассказов «Десять серий о войне». Бабченко даже называли одним из основоположников современной военной прозы (напр., А. Рудалёв), однако впоследствии его мировоззренческая позиция круто изменилась.

По окончании форума рукописи участников были приняты в «толстые» литературные журналы и напечатаны в двенадцатых номерах. В тех же «толстых» журналах и в литературных газетах периодически появлялись статьи для поддержания интереса читательской аудитории к «новому реализму» и его авторам, состав которых продолжал пополняться на ежегодном форуме. Практически каждый год выходила хоть одна заметная статья, а в 2007 г. их было сразу несколько, так как этот год вообще можно рассматривать в качестве вершины развития литературного явления «новый реализм»1.

Информация о молодых писателях появлялась на сайтах литературных изданий и литературных премий. Авторы выступали на телевидении,

1 См., например, статьи: Славникова О. К кому едет ревизор? Проза «поколения next» - О премии «Дебют» // Новый мир. 2002. № 9; Беляков С. Дракон в лабиринте: к тупику «нового реализма» // Урал. 2003. № 10; Пустовая В. Пораженцы и преобра-женцы. О двух актуальных взглядах на реализм // Октябрь». 2005. № 5; Маркова Д. Новый-преновый реализм, или Опять двадцать пять // Знамя». 2006. № 10; Лебедуш-кина О. Реалисты-романтики. О старом и новом // Дружба народов. 2006. № 11; Рудалев А. В поисках нового позитива // Урал. 2007. № 2; Ганиева А. И скучно, и грустно // Новый Мир. 2007. № 3; Ермолин Е. Не делится на нуль. Концепции литературного процесса 2000-х годов и литературные горизонты // Континент. 2009. № 140; Яранцев В. Прощании с нулевыми // Сибирские огни. 2010. № 4; Сенчин Р. Новые реалисты уходят в историю // Литературная Россия. 2014. № 33-34; Колесников Д. Новый реализм: подводя итоги // Литературная Россия. 2014. № 52; Татаринов А. «Новый реализм» и будущее русской словесности // Литературная Россия. 2015. № 7; Павел Ба-синский: Не очень люблю словосочетание «новый реализм» // Литературная Россия. 2017. № 5.

о событиях, связанных с форумом молодых авторов, появились новостные сюжеты, а в 2004 г. по мотивам произведения одного из номинантов был снят фильм: в 2002 г. лауреатом премии «За мужество в литературе» стал екатеринбургский школьник Илья Попенов, прикованный к инвалидной коляске, его повесть «Чудеса и тайны» вошла в «длинный список», через два года по мотивам произведения был снят одноимённый фильм. Режиссёром и продюсером стала Олеся Фокина, лауреат российских и международных кинофестивалей. Фильм был снят в рамках её авторского проекта «Человек на все времена».

Произведения «новых реалистов» номинировались на соискание литературных премий. Так, с Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ и Форумом молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья были непосредственно связаны литературные премии «Дебют» (упразднена в 2016 г., попытку восстановления в 2018 г. не поддержал Фонд президентских грантов), а также «Большая книга».

Книги, выпущенные по итогам «Дебюта» сборниками и моноизданиями, выходили в нескольких издательствах: АСТ, О.Г.И (Объединенное Гуманитарное Издательство), «Издательство Р. Элинина», «Светлые головы» и др. Победители по всем номинациям получали за издание гонорар, а прочие участники «короткого списка» - по 20 авторских экземпляров книги.

Таким образом, присущая феномену «новый реализм» целостность позволяет рассматривать его не только как литературное течение и метод, не только как литературно-публицистический проект, но и как способ организации и продвижения новых литературных сил с помощью литературно-издательских институтов. Часть задач, которые решали организаторы, типичны для книгоиздательской деятельности в сфере художественной литературы: необходимость постоянно пополнять издательский «портфель» путем привлечения и организации молодых авторов, выпускать книги этих авторов, проводить определенные мероприятия по их продвижению и таким путем пропагандировать новую русскую словесность в государственном масштабе.

Для нас существенно, что организаторы стремились популяризировать литературу с социально значимой проблематикой, обращенную к прошлому, настоящему и будущему страны и государства, несущую патриотический заряд даже через нигилизм и отрицание. В данном случае был осуществлен комплекс мероприятий по подготовке и продвижению изданий литературных текстов, в той или иной степени тенденциозных, для внедрения в общественное сознание определенных идейных воззрений и выработку соответствующих убеждений, в связи с чем реализуемые

в «новом реализме» интенции координаторов и участников, по нашему мнению, являются идеологическими.

С нашей точки зрения, указанные интенции частично подпадают под определение издательских стратегий, данное в монографии Л.В. Зиминой: «сочетание подходов к подготовке и продвижению издательской продукции» [7. С. 28]; «результирующая неких разнонаправленных импульсов или интегральная интенция, реализующая схемы развития издательства в культурном/литературном поле производства» [7. С. 35]. Однако «новый реализм» было бы некорректно рассматривать только в аспекте издательской составляющей, поскольку в нашем понимании это пример именно целостного феномена литературно-издательского процесса. Поэтому в рамках статьи мы только обозначим как гипотезу наличие идеологических издательских стратегий, которые дополнили бы ряд, представленный в исследовании Л.В. Зиминой (академические, нонконформистские, беллетристические, респектабельный, традиционалистские). Очевидно, что доказывать высказанное гипотетическое предположение имеет смысл на примере деятельности конкретного издательства (возможно такого, как «Редакция Елены Шубиной», связанного с авторами «нового реализма»).

Заметим, что в публицистике и критике высказывалось мнение об идеологической составляющей еще одного заметного литературно-издательского феномена: речь идёт о совместном проекте издательства «Захаров», а также писателя, филолога, переводчика и литературного редактора Г. Чхартишвили - «Б. Акунин». Хотя романы Акунина имели, казалось бы, исключительно беллетристический и развлекательный характер, литературовед и критик П. Басинский в 2003 г., когда «Б. Акунин» набирал высоту, заметил: «Все его (Чхартишвили. - О.Ш.) романы -я уже писал об этом и настаиваю на этом сейчас - насквозь идеологичны. В гораздо большей степени, например, чем сентиментальная "Мать" Горького или наивный роман-предупреждение Кочетова "Чего же ты хочешь?" Это тем более любопытно, что на сегодняшний день Акунин -единственный реально удавшийся "либеральный" проект» [8]. Допустимо предположить, опираясь на мнение критика, что характерная для произведений Чхартишвили неявная оппозиционность могла сделать их актуальными в эпоху подготовки белоленточных протестов.

Однако, по нашему мнению, если в случае с феноменом Б. Акунина вести речь об идеологических литературно-издательских интенциях, то иного, отличного от описанного в нашей работе характера, а именно -скрытых, неявных. В данной же работе мы обратились к изучению идео-

логических литературно-издательских интенций, форму которых определяем как открытую, явную. Они более традиционны, если рассматривать их в диахроническом аспекте, поскольку неоднократно получали реализацию в практике литературно-издательского процесса XX в., и сегодня интересны именно как попытка вернуться к проверенным и успешным некогда подходам.

Вместе с тем отсутствие значимого продолжения у открытой формы идеологических литературно-издательских интенций показывает ее малую действенность во фрагментированном пространстве современной литературы. Зато скрытая форма широко используется в массовой культуре XXI в. и, безусловно, заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку ее отличает большая эффективность в современном сегментированном литературном пространстве.

Список источников

1. Ротай Е.М. «Новый реализм» в современной русской прозе: художественное мировоззрение Р. Сенчина, З. Прилепина, С. Шаргунова : дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2013. 178 с.

2. Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П.А. Николаева. М. : Советская энциклопедия, 1987. 1256 с.

3. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп. М. : ОЛМА-Пресс, 2003. 558 с.

4. Книговедение : энциклопедический словарь / ред. Н.М. Сикорский (гл. ред.) и др. М. : Советская энциклопедия, 1982. 664 с.

5. Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ : официальный сайт. URL : http://www.sfilatov.ru/news (дата обращения: 10.08.2022).

6. Восстановим статус литературы! / Филатов Сергей // Литературная газета. 2007. № 42. URL: https://lgz.ru/article/N42-6142---2007-10-17-/Vosstanovim-status-Ht%D0%B5ratur%D 1 %8B%211910/ (дата обращения: 10.08.2022).

7. Зимина Л.В. Современные издательские технологии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. М. : Наука, 2004. 274 с.

8. Басинский П.В. Классики и современники // ЛитМир : электронная библиотека. URL: https://www.litmir.me/br/?b= 189404&p=31 (дата обращения: 10.08.2022).

References

1. Rotay, E.M. (2013) "Novyy realism " v sovremennoy russkoy proze: khudozhestven-noe mirovozzrenie R. Senchina, Z. Prilepina, S. Shargunova ["New realism" in modern Russian prose: The artistic worldview of R. Senchin, Z. Prilepin, S. Shargunov]. Philology Cand. Diss. Krasnodar.

2. Kozhevnikov, V.M. & Nikolaev, P.A. (eds) (1987) Literaturnyy entsiklopedicheskiy slovar' [Literary Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.

3. Milchin, A.E. (2003) Izdatel'skiy slovar'-spravochnik [Publishing Reference Book]. 2nd ed. Moscow: OLMA-Press.

4. Sikorskiy, N.M. et al. (eds) (1982) Knigovedenie: entsiklopedicheskiy slovar' [Book Studies: An Encyclopedic Dictionary]. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya.

5. The Foundation of Socio-Economic and Intellectual Programs: official website. [Online] Available from: http://www.sfilatov.ru/news (Accessed: 10th August 2022).

6. Filatov, S. (2007) Vosstanovim status literatury! [Let's restore the status of literature!]. Literaturnaya gazeta. 42. [Online] Available from: https://lgz.ru/article/N42-6142— 2007-10-17-/Vosstanovim-status-lit%D0%B5ratur%D1 %8B%211910/ (Accessed: 10th August 2022).

7. Zimina, L.V. (2004) Sovremennye izdatel'skie tekhnologii: ottraditsionnogo knigoiz-daniya do setevykh tekhnologiy kul'turnoy pamyati [Modern publishing technologies: from traditional book publishing to network technologies of cultural memory]. Moscow: Nauka.

8. Basinskiy, P.V. (n.d.) Klassiki i sovremenniki [Classics and Contemporaries]. [Online] Available from: https://www.litmir.me/br/?b=189404&p=31 (Accessed: 10th August 2022).

Информация об авторе:

Шум О.Ю. - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и издательского дела Института медиакоммуникаций, медиа-технологий и дизайна (структурное подразделение) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (Симферополь, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

O.Yu. Shum, Cand. Sci. (Philology), docent, associate professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 15.12.2022; одобрена после рецензирования 29.06.2023; принята к публикации 27.06.2024

The article was submitted 15.12.2022; approved after reviewing 29.06.2023; acceptedfor publication 27.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.