Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ИЗДАТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ XX И XXI ВВ'

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ИЗДАТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ XX И XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС / ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / "НОВЫЙ РЕАЛИЗМ" / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шум Ольга Юрьевна

В статье предложена характеристика идеологической издательской стратегии, которая выводится на основании сопоставления конкретных примеров из литературно-издательского процесса XX и XXI вв. Так, рассмотрено начало творческой деятельности М. Горького и история публикации первого собрания его произведений, активное участие в которых принимали заинтересованные в писателе представители социал-демократии. В качестве второго примера для исследования взята история литературно-издательского проекта «новый реализм». Показано, что данный феномен является спроектированным для решения идеологических задач. В его организации принимали участие заинтересованные лица из государственных структур, литературоведы и критики. По итогам исследования выведено определение понятия «идеологическая стратегия», указаны ее свойства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL PUBLISHING STRATEGIES IN THE LITERARY-PUBLISHING PROCESS XX AND XXI CENTURIES

The article offers a characterization of the ideological publishing strategy, which is derived from thecomparison of specific examples from the literary and publishing processes of the XX and XXI centuries. The beginning of M. Gorky's creative activity and the history of the publication of the first collection of his works, in which representatives of social democracy interested in the writer took an active part, are considered. The history of the literary and publishing project «new realism» is taken as a second example for research. It is shown that this phenomenon is designed to solve ideological problems. Its organization was attended by interested persons from government agencies, literary scholars and critics. Based on the results of the study, a definition of the concept of «ideological strategy» was derived, and its properties were indicated.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ИЗДАТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ XX И XXI ВВ»

Список литературы:

1. Бархатова Е.В. Конструктивизм в советском плакате. - М., 2005. - 240 с.

2. Горалик Л. Символика и символы советской эпохи в сегодняшнем российском брендинге // Теория моды. - 2007. - №. 3. - С. 13-31

3. Маяковский В.В. Агитация и реклама // [Электронный текст]: http://v-v-mayakovsky.ru/books/item/fD0/s00/z0000011/st053.shtml

4. Морозов А.А. Тенденции использования советского стиля в российской коммерческой рекламе // Сборник научных работ по материалам международной научно-практической конференции Дискурсология и медиакритика средств массовой информации Белгород, 04-07 октября 2017 года. - Белгород: Издательский дом «Белгород». - 2017. - С. 385-388

5. Шрифт и шрифтовой плакат [Текст] / С.И. Смирнов. - Москва: Плакат, 1977. - 144 с.: ил.; 21 см.

6. Сталин И.В. Об итогах съезда РКП (б): на курсах секретарей укомов при ЦК РКП (б) // [Электронный текст]: https://www.marxists.org/russkij/stalin/t6/results_xiii_congress.htm

УДК 655.58

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ В ЛИТЕРАТУРНО-ИЗДАТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ XX И XXI ВВ.

Шум Ольга Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры рекламы, связи с общественностью и издательского дела Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье предложена характеристика идеологической издательской стратегии, которая выводится на основании сопоставления конкретных примеров из литературно-издательского процесса XX и XXI вв. Так, рассмотрено начало творческой деятельности М. Горького и история публикации первого собрания его произведений, активное участие в которых принимали заинтересованные в писателе представители социал-демократии. В качестве второго примера для исследования взята история литературно-издательского проекта «новый реализм». Показано, что данный феномен является спроектированным для решения идеологических задач. В его организации принимали участие заинтересованные лица из государственных структур, литературоведы и критики. По итогам исследования выведено определение понятия «идеологическая стратегия», указаны ее свойства.

Ключевые слова: литературно-издательский процесс, издательские стратегии, идеологическая стратегия, М. Горький, «новый реализм», издательский проект.

Annotation. The article offers a characterization of the ideological publishing strategy, which is derived from thecomparison of specific examples from the literary and publishing processes of the XX and XXI centuries. The beginning of M. Gorky's creative activity and the history of the publication of the first collection of his works, in which representatives of social democracy interested in the writer took an active part, are considered. The history of the literary and publishing project «new realism» is taken as a second example for research. It is shown that this phenomenon is designed to solve ideological problems. Its organization was attended by interested persons from government agencies, literary scholars and critics. Based on the results of the study, a definition of the concept of «ideological strategy» was derived, and its properties were indicated.

Key words: literary publishing process, publishing strategies, ideological strategy, M. Gorky, «new realism». publishing project.

Постановка проблемы. Особенности стратегического проектирования в литературно-художественном книгоиздании обусловлены определенными устойчивыми тенденциями развития данной издательской отрасли. По определению, данному в монографии Л. В. Зиминой, под издательской стратегией следует понимать «сочетание подходов» к подготовке и продвижению издательской продукции, «зависимых от многих факторов (экономических, культурных, политических, индивидуальных и пр.), а также целевого назначения и читательского адреса издания» [2, с. 28]. Исследователи современного литературно-издательского процесса предлагают типологию актуальных издательских стратегий, применяемых для презентации и распространения книжной продукции [2, с. 28-35]. Академические стратегии связаны с академическими изданиями литературных классиков и шире - публикацией неизданных трудов классиков гуманитарной мысли (философов, теоретиков литературы, социологов), а также современных новаторских исследований. Нонконформистские стратегии, провокативные, политически-радикальные, иногда даже на грани скандала, используются для продвижения так называемой маргинальной литературы или литературы контркультуры. Беллетристические (или развлекательные) стратегии используются для продвижения изданий произведений массовых жанров. Респектабельные стратегии ориентированы на так называемый средний класс, «новую буржуазию». Здесь важен модный канон, будут ли это модные «этнические» авторы (О. Памук, Х. Мураками) или российские интеллектуалы (Макс Фрай, В. Пелевин, П. Крусанов и др.) Традиционалистские стратегии направлены, соответственно, на поддержание и частичное реформирование традиционного литературного канона.

На правах гипотезы выдвинем ещё одну разновидность издательских стратегии -идеологические. Доказательство данного гипотетического положения и выявление специфики указанного вида стратегий составляет цель настоящей работы. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: культурно-исторический метод, позволивший рассмотреть литературно-художественные издания в диахроническом плане как продукты конкретных культурно-исторических условий; метод качественного контент-анализа применялся для выявления актуальных издательских и литературных тенденций, охарактеризованных в новейших публикациях на интересующую нас тему; дефинитивный метод для определения значения выводимого понятия и обозначающего его термина.

Изложение основного материала. Определение актуального терминологического сочетания «издательские стратегии» дано в монографии Л.В. Зиминой: «ибо что есть стратегия как не результирующая неких разнонаправленных импульсов или интегральная интенция, реализующая схемы развития издательства в культурном/литературном поле производства» [2, с. 35]. Яркий пример успешного сочетания в издательском деле разнообразных подходов и «разнонаправленных импульсов» представляют действия сторонников социал-демократического движения по инициации и реализации, говоря современным языком, проекта «Максим Горький».

Безусловно, своим успехом писатель Максим Горький обязан прежде всего своему литературному таланту. Однако в начале творческого пути, как почти все молодые авторы, он нуждался и в руководстве, и в поддержке. «Шефство» над начинающим писателем взяли люди, сочувствующие или прямо связанные с разворачивающимся в 1890-е годы в России социал-демократическим движением.

Постоянные связи и протекции, зачастую заочные, были обычной практикой среди социал-демократов, и контакты не ограничивались рамками одного региона. Так, молодой Горький был связан с поволжским (Нижний Новогород, Казань, Царицын) и кавказским (Тифлис, Баку) кругами, а между революционными деятелями Поволжья и революционными кружками Тифлиса существовали устойчивые связи. К такому выводу пришел Б. Пирадов, подробно и всесторонне изучив материалы, характеризующие пребывание Горького в Грузии в 1891-1892 году. Согласно приведенным Б. Пирадовым документальным свидетельствам А. Пешков, М. Началов, А. Чекин, Б. Корсак и О. Каминская (первая любовь Горького) принадлежали к одному «кружку саморазвития» в Нижнем Новгороде. Шесть его участников оказались затем и в Тифлисе, принимая участие в собраниях на квартире М. Началова. Кроме того, об этом также пишет

Б. Пирадов [3], с Нижним Новгородом был связан А. Калюжный, убедивший Горького отдать один из своих свой рассказов «Макар Чудра» в газету «Кавказ».

В период с 1889 по 1893 год, пока не раскрылся в полной мере горьковский художественный талант, поддержка молодого писателя не носила целенаправленного характера. Помощь и советы М.А. Ромася, В.Г. Короленко, А. Калюжного и других поволжских и грузинских знакомых Алексея была, по сути, спонтанным дружеским участием в судьбе юноши, о котором знали, что он хороший рассказчик и пробует что-то писать. Профессиональная литературная карьера Максима Горького начнется в 1893 году, когда В.Г. Короленко возьмет над ним постоянное «шефство». Горький познакомился с В.Г. Короленко как раз по принципу заочных рекомендаций. Короленко знал о том, кто такой Алексей Пешков, из переписки с М.А. Ромасем. Известный писатель выказывает молодому автору безоговорочную поддержку и готовность помогать в обсуждении рукописей его произведений. С 1893 по 1895 год, до своего отъезда в Санкт-Петербург в 1896 году, он фактически стал для Горького «внимательным руководителем», по словам И.А. Груздева, «отзываясь на каждый рассказ Горького, появлявшийся в местных газетах» [1, с. 19].

В 1895-1897 гг. Горький продолжает печататься в основном в поволжской прессе, но семь рассказов («Ошибка», 1895; «Тоска», 1896; «Коновалов», 1897; «Озорник», 1897; «Супруги Орловы», 1897; «Бывшие люди», 1897; «Мальва», 1897) не без содействия Короленко вышли в столичных изданиях. Рассказы «Ошибка» и «Супруги Орловы» опубликовал журнал «Русская мысль», его редактор В.А. Гольцев был знаком и даже переписывался с Короленко, который в 1895 году дебютировал в журнале с рассказом «Сон Макара». Рассказы «Озорник» и «Мальва» были опубликованы в умеренно-либеральном «Северном вестнике». В 1885-1888 гг. Короленко вместе с другими писателями и публицистами, близкими к народническим кругам, был одним из ведущих сотрудников этого журнала, печатался в нем и редактировал его. Рассказы «Тоска», «Коновалов» и «Бывшие люди» вышли в журнале «Новое слово». С октября 1895 по февраль 1897 года его издательницей была О.Н. Попова, представительница демократического книгоиздания. С Короленко она была знакома со времен совместной работы в журнале «Русское богатство».

Именно Ольге Николаевне Поповой было предложено издать первое собрание сочинений М. Горького. С инициативой издания рассказов начинающего провинциального писателя выступил Владимир Александрович Поссе, один из представителей столичного круга социал-демократов, прочитавший некогда в «Русском богатстве» рассказ «Челкаш» и заметивший талантливого провинциала. Поссе «опекал» Горького с 1898 по 1901 год, то есть именно в те годы, в которые к молодому автору пришла настоящая писательская слава.

Поссе обратился к О.Н. Поповой и вел с ней переговоры об издании рассказов с октября 1897 г. Попова отказалась и сообщила об этом в письме к Горькому, которое не сохранилось, поэтому точная причина отказа неизвестна. И тогда - специально для издания горьковских сочинений - было организовано «идейное» издательство «С. Дороватовского и А. Чарушникова» (февраль-март 1898 г.). Оба предприятия успешно функционировали: первое - до 1913 года и второе - до 1914 года.

Сопоставление всех имеющихся источников позволяет реконструировать историю создания издательства Дороватовского-Чарушникова примерно следующим образом: Поссе, то ли встретив случайно своего знакомого А.П. Чарушникова, то ли придя в гости к своему свояку С.П. Дороватовскому (последнее нам кажется более вероятным), посетовал на пренебрежительное отношение к молодому многообещающему таланту. После чего, как вспоминал Поссе в статье «Идейное издательство», «А.П. Чарушников обратился к С.П. Дороватовскому с вопросом: „А не издать ли нам с Вами рассказы Горького? " Дороватовский согласился... Через несколько недель появились два тома рассказов М. Горького, и вместе с тем „составилось" новое издательство -С. Дороватовского и А. Чарушникова"» [5].

В 1898 г. в Санкт-Петербурге издательство Дороватовского и Чарушникова выпустило первые два тома «Очерков и рассказов» Горького, в 1899 г. вышел третий том и переизданы первые два. Состав собрания сочинений позволяет предположить идейную тенденциозность составителей, а также отражение в некоторой степени актуальной

политической конъюнктуры. Так, первый том открывает рассказ «Челкаш», который, как мы отмечали выше, очень одобрил Поссе, поскольку произведение способствовало разрушению мифа о крестьянине-страдальце, возвышая пусть стихийного, но протестанта-босяка. Далее идёт знаменитая программная притча «Песня о Соколе», обличающая обывателей, а за ней целый ряд произведений, объединенных темой безнравственности и бессмысленности существования. Второй том составлен из рассказов о бродягах, маргиналах - босяках разных типов, включает также программное произведение раннего этапа творчества писателя, подводящее определенный итог горьковскому «ницшеанству» и босячеству, - рассказ «Старуха Изергиль». В третьем томе представлен декадентский мотив «лишности», которую или невозможно исправить, или можно преодолеть, примкнув к революционной борьбе, а также важный для Горького вопрос об «учителях» жизни.

К июню 1899 года, т.е. через год с небольшим, два тома - всего 6500 экземпляров -были распроданы, успех очерков и рассказов был очень велик, а имя Горького стало широко известным. Поэтому они тут же были переизданы с добавлением третьего тома.

Второвой пример реализации идеологической издательской стратегии взят нами из периода, отстоящего от предыдущего практически ровно на сто лет. Основанием для такого подхода является не только факт появления политически тенденциозного художественного произведения, напомнившего повесть Горького (мы имеем в виду роман З. Прилепина «Санька»), но и попытка, предпринятая деятелями культуры «нулевых», вернуть литературе идеологическое начало, отвратить авторов от нарочитой безыдейности и направить их внимание на серьёзные общественные проблемы.

Постперестроечный период стал для российской литературы «эпохой идеологического вакуума», на смену которому в 2000-е гг. пришли попытки вернуть в литературу идейное начало, заполнить идеологические пустоты. В этом плане такой попыткой стал «новый реализм» - специфический литературно-издательский феномен рубежа ХХ-ХХ1 вв., времени интенсивного развития информационных технологий. Не случайно и то, что произведение «нового Горького» - Захара Прилепина, да и сам он как писатель появились именно в этот период, именно в дискурсе «нового реализма», представлявшего собой не спонтанно возникший, а подготовленный феномен литературно-издательского процесса 2000-х гг., то есть, иными словами - проект.

Сама идея «организовать» возрождение «старого доброго» художественного метода в новых условиях стала следствием ряда специально организованных мероприятий.

В 1997 г. был создан Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ (Фонд СЭИП), некоммерческая организация. Если сформулировать ключевые задачи Фонда тезисно, то их суть в подготовке, разработке, реализации программ, проектов и реформ, способствующих решению социально-экономических проблем и укреплению конституционных основ государства [4].

Содержание программ и форумов Фонда СЭИП показывает, что данная общественная организация функционирует преимущественно в гуманитарной сфере, выполняя в том числе идеологические задачи, при этом три четверти всех мероприятий связаны в первую очередь с литературой: поиск, обучение, продвижение молодых российских писателей. Решением данных проблем Фонд СЭИП занимается по сей день при постоянной поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).

Государственная поддержка была оказан Фонду СЭИП и в 2001 году, когда в г. Липки (Подмосковье) с 15 по 19 октября проходил первый Форум молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, неофициально его называют «Форум в Липках». К организации Форума подключились Министерство культуры, Министерство печати и Администрация Президента РФ: «Форум молодых писателей России был организован Фондом вместе с „толстыми" литературными журналами „Вопросы литературы", „Дружба народов", „Иностранная литература", „Знамя", „Москва", „Новый мир", „Наш современник", „Октябрь" при участии журналов „Современная драматургия", „День и ночь", „Колобок и два жирафа" при участии Министерства культуры РФ, при поддержке Администрации Президента РФ, Министерства печати, Литературного института им. М. Горького, региональных управлений культуры, библиотек и других организаций» [4]. По нашему мнению, такой состав, безусловно, свидетельствует о заинтересованности в мероприятии государственных структур.

По окончании форума рукописи участников были приняты в «толстые» литературные журналы и напечатаны в двенадцатых номерах. В тех же «толстых» журналах и в литературных газетах периодически появлялись статьи для поддержки интереса читательской аудитории к «новому реализму» и его авторам, состав которых продолжал пополняться на ежегодном Форуме. Практически каждый год выходила хоть одна заметная статья, а в 2007 году их было несколько, так как этот год вообще можно рассматривать в качестве вершины развития литературного явления «новый реализм». Произведения «новых реалистов» номинировались на соискание литературных премий и издают в крупнейших столичных издательствах. Так, с Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ и Форумом молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья непосредственно связаны литературные премии «Дебют» (была упразднена в 2016 г., попытку восстановления в 2018 г. не поддержал Фонд президентских грантов), а также «Большая книга», ее кликабельный логотип размещен на сайте Фонда.

Вся эта деятельность осуществлялась (и по сей день осуществляется уже по другим проектам) определенным кругом людей, в состав которого входят организаторы, писатели, критики, издатели. Относительная целостность феномена «новый реализм» позволяет рассматривать его не только как литературное течение и метод, но и как способ организации и продвижения новых литературных сил, каковым он являлся.

Выводы. Таким образом, идеологическая издательская стратегия - это комплекс мероприятий по подготовке и продвижению тенденциозного литературно-художественного текста (или текстов), основанных на общей заинтересованности круга единомышленников, тесно связанных друг с другом, а также их идейной слитности. Для реализации стратегии используются все институты литературно-издательского процесса: авторитетная периодика, издательства, книжные фестивали и конкурсы и др. Причём в некоторых случаях организаторы идут на то, чтобы создать тот или иной издательский институт специально.

Идеологическая разновидность издательских стратегий используются для внедрения в общественное сознание определенных идейных воззрений и выработку соответствующих убеждений. Очевидно, внутри данных стратегий можно выделить различные направления в зависимости от направленности собственно идей (религиозные, социальные, моральны и т. д.), но важно, что как только идеологи приступают к реализации своих идей в обществе, их действия приобретают политический характер. Поэтому и мы рассматриваем идеологические стратегии в первую очередь как политические.

Список литературы:

1. Груздев, И.А. Горький / Груздев Илья Александрович. - Текст: электронный // ЛитМир: электронная библиотека. - С. 12. - URL: http://www.litmir.co/br/?b=196982&p=12 (дата обращения: 10.06.21).

2. Зимина, Л.В. Современные издательские технологии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти : монография / Л.В. Зимина. -Москва : Наука, 2004. - 274 с. - Текст: непосредственный.

3. Пирадов, Б.У истоков творчества Максима Горького / Б. Пирадов. - Тбилиси: Заря Востока, 1957. - 109 с. - Текст: непосредственный.

4. Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ: официальный сайт. - URL: http://www.sfilatov.ru/news (дата обращения: 10.06.21). - Текст: электронный.

5. Чарушников, А.И. Издатель А. П. Чарушников (к истории издательства „С. Дороватовский и А. Чарушников") / А. И. Чарушников // Книга. Исследования и материалы : сборник. Ч. 51 / Всесоюз. книж. палата; [гл. ред. Н.М. Сикорский]. - М.: Книга, - 1985. - С. 85-108. - Текст: непосредственный.

УДК 800

ПОЯВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ И КНИГОПЕЧАТАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ РОССИИ

Яковец Евгений Николаевич,

доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации Центр исследования проблем российского права «Эквитас» (г. Москва);

Журавленко Николай Иванович, кандидат юридических наук, доцент Нефтекамский филиал Башкирского государственного университета (г. Нефтекамск);

Балацкая Юлия Юрьевна, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена исследованию появления письменности восточных славян, развитию книгопечатания в Московском государстве, способствовавшего ускорению процессов распространения информации в российском обществе, повышению уровня грамотности населения и увеличению круга образованных людей. Изучены первые носители информации и первые документы. Показано влияние христианства на активизацию информационных процессов.

Ключевые слова: письменность; книгопечатание; первые носители информации; первые документы; средства коммуникации.

Annotation. The article is devoted to the study of the emergence of writing of the Eastern Slavs, the development of book printing in the Moscow state, which contributed to the acceleration of the dissemination of information in Russian society, which influenced an increase in the level of literacy of the population and an increase in the circle of educated people. The first carriers of information and the first documents have been studied. The influence of Christianity on the activation of information processes is shown.

Key words: writing; typography; the first carriers of information; first documents; means of communication.

Постановка проблемы. Не являясь приверженцами «норманнской» теории возникновения Российского государства, авторы данной статьи все же полагают целесообразным рассмотреть историю развития технологий сбора и защиты информации силовыми структурами России именно со времени прибытия на восточнославянские земли посланцев других земель, поскольку лишь после появления первых достоверных сведений о зарождении Древнерусского государства стали поступать данные, связанные с обеспечением его безопасности, в том числе - информационной.

Как свидетельствуют летописные источники, новгородские славяне и кривичи не смогли самостоятельно управлять своими землями и «отрядили послов к варяжскому племени русь со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Братья Рюрик, Синеус и Трувор - три варяжских князя, в славянские земли пришли в 862 г.» [4, с. 1-2]. Начальник староладожской археологической экспедиции профессор А.К. Кирпичников отмечает, «возможно, они были выходцами из ободритов - племени западных славян (территория современной Северной Германии). Или из Скандинавии - Швеции или Норвегии. По одной из версий, мать их была восточной славянкой» [3, с. 45].

Изложение основного материала. Главным средством коммуникации и передачи информации в тот период являлись речные просторы. В.О. Ключевский писал в этой связи: «Русская река воспитывала дух предприимчивости, привычку к совместному, артельному действию, заставляла размышлять и изловчаться, сближала разбросанные части населения, приучала чувствовать себя членом общества, обращаться с чужими людьми...» [6, с. 69].

Приглашенные управлять землями восточных славян варяги также воспользовались водным путем. Рюрик около трех лет пребывал в Ладоге, и, присмотревшись к обстановке, вскоре погубил здешнего князя Вадима Храброго. Власть была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.