Научная статья на тему 'Новый порядок использования остатков средств от приносящей доход деятельности и средств, поступающих во временное распоряжение'

Новый порядок использования остатков средств от приносящей доход деятельности и средств, поступающих во временное распоряжение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСТАТКИ СРЕДСТВ / БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА / ПРИНОСЯЩАЯ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ЗАЯВКА / КАССОВЫЙ РАСХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Король Е. А.

Приказ Минфина России № 33н позволил привлекать средства с балансовых счетов органов Федерального казначейства. В статье рассказано о новом порядке использования остатков средств от приносящей доход деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Король Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый порядок использования остатков средств от приносящей доход деятельности и средств, поступающих во временное распоряжение»

Казначейское исполнение бюджета

НОВЫЙ ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСТАТКОВ СРЕДСТВ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СРЕДСТВ, ПОСТУПАЮЩИХ ВО ВРЕМЕННОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ

Е. А. КОРОЛЬ, кандидат экономических наук, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю

Минюстом России 06.05.2010 № 17137 зарегистрирован приказ Минфина России от 13.04.2010 № ЗЗн «О Порядке перечисления в 2010 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата науказанные счета» (далее — Приказ № ЗЗн).

Приказ № ЗЗн подготовлен в соответствии с ч. 6 и 7 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЭ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011и2012 годов».

Приказ № ЗЗн вводит порядок, который не является каким-либо нововведением. В 2009 г. действовал аналогичный порядок, утвержденный приказом Минфина России от 15.05.2009 № 46н.

В 2009г. в Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010и2011 годов» были внесены изменения, касающиеся порядка использования остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение (далее — внебюджетные средства).

В закон о бюджете был добавлен новый пункт, согласно которому остатки внебюджетных средств

могут перечисляться Федеральным казначейством в 2009 г. с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства (далее — ОФК) в федеральный бюджет с их возвратом в конце года.

Эта новая норма позволила привлекать средства с балансовых счетов ОФК№ 40503 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации» (далее — счет № 40503) и № 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений» (далее — счет№ 40302) на единый счет Федерального казначейства. Содержание этой нормы в законе о бюджете связано с остатками средств, которые числятся на счетах № 40503 и 40302 Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ (далее — УФК). В целом по стране на счете № 40503 числятся остатки средств в размере примерно 80 млрд руб., на счете № 40302 — примерно 20 млрд руб. Вместе с тем эти суммы могут быть временно использованы в качестве источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Новая норма не затрагивает существующих прав бюджетных учреждений по получению доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и по осуществлению расходов за счет этих средств. Такое использование средств является лишь одной из форм управления ликвидностью

на счетах, открытых органам Федерального казначейства.

Положения Приказа № ЗЗн распространяются на следующих участников бюджетного процесса:

• на ОФК;

• на федеральные органы государственной власти (государственные органы), которым в установленном порядке открыты соответствующие лицевые счета в территориальных ОФК для отражения операций с внебюджетными средствами;

• на обособленные подразделения федеральных бюджетных учреждений, не наделенные полномочиями по ведению бюджетного учета при их обеспечении территориальными ОФК наличными денежными средствами, а также структурные подразделения территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

Федеральное казначейство обеспечивает ежедневное перечисление УФК остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение. Речь идет о перечислении остатков средств с единых счетов № 40503 и 40302 УФК на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета» (далее — счет № 40105).

Кассовые выплаты бюджетных учреждений производятся в срок не позднее второго рабочего дня после представления ими в территориальные ОФК платежных документов (заявок на кассовый расход, заявок на возврат, заявок на получение наличных денег).

Федеральное казначейство ежемесячно не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным, представляет в Минфин России сведения о суммах средств, фактически перечисленных на счет Федерального казначейства № 40105 со счетов УФК № 40503 и 40302, а также со счета Федерального казначейства № 40105 на счета УФК.

Из порядка определенного Приказом № ЗЗн исключена норма о том, что Федеральное казначейство представляет в Минфин России информацию о случаях возврата ОФК заявок федеральных бюджетных учреждений в связи с недостаточностью остатка средств на счетах УФК.

При завершении финансового года, после 24.12.2010, перечисление средств со счетов УФК № 40503 и 40302 на счет Федерального казначейства № 40105 не осуществляется.

Федеральное казначейство в целях обеспечения возврата средств из федерального бюджета

перечисляет не позднее 28.12.2010 со счета Федерального казначейства № 40105 на счета УФК № 40503 и 40302 суммы, подлежащие возврату из федерального бюджета.

В целях реализации порядка перечисления остатков средств, определенного Приказом № ЗЗн, Федеральное казначейство разработало Порядок взаимодействия Федерального казначейства и его территориальных органов при перечислении в 2010 г. остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных ОФК в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета. Этот порядок утвержден приказом Федерального казначейства от 04.06.2010 № 133, который вступил в действие c24.06.2010.

Рассмотрим основные этапы взаимодействия Федерального казначейства с территориальными органами.

Пунктом 2.1 Приказа № 133 установлено, что УФК по субъектам РФ ежедневно осуществляют перечисление остатков средств со своих счетов на счет Федерального казначейства. Для этого УФК по субъектам РФ оформляют расчетные документы и предоставляют их в подразделения расчетной сети Банка России. Таким образом, все остатки со счетов УФК по субъектам РФ аккумулируются на счете Федерального казначейства.

Обеспечение УФК по субъектам РФ средствами для осуществления оплаты денежных обязательств федеральных бюджетных учреждений за счет средств, полученных ими от приносящей доход деятельности (в том числе для уплаты не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ), а также кассового расхода за счет средств, поступивших во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений, происходит на основании Консолидированной заявки.

Консолидированная заявка составляется на основании заявок на кассовый расход, заявок на возврат и (или) заявок на получение наличных денег, представляемых в УФК и ОФК федеральными бюджетными учреждениями.

Заявки на кассовый расход, заявки на получение наличных денег и заявки на возврат включаются в Консолидированную заявку в соответствии со сроком их исполнения.

Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Консолидированной заявке, направляемой УФК в Федеральное казначейство, предполагаемым кассовым выплатам возлагается на

руководителя УФК или уполномоченное им лицо. Если Консолидированная заявка соответствует установленным требованиям, Федеральное казначейство осуществляет подготовку и направление в учреждение Банка России расчетных документов на перечисление средств со своего счета, на счета, открытые УФК. Таким образом, на счете УФК появляется тот остаток средств, который необходим для осуществления кассового расхода.

Формирование Консолидированной заявки осуществляется УФК следующим образом. В наименовании формы документа указывается номер Консолидированной заявки, присвоенный УФК, оформившим документ. В заголовочной части формы документа указываются:

• дата, на которую сформирован документ, с отражением в кодовой зоне даты, на которую сформирован документ, в формате «день, месяц, год» (00.00.0000);

• по строке «Наименование территориального органа Федерального казначейства» — полное наименование УФК, оформившего Консолидированную заявку, с отражением в кодовой зоне его кода по Ведомственному классификатору территориальных органов Федерального казначейства (КОФК);

• в кодовой зоне по строке «Дата, на которую средства должны быть перечислены» — дата в формате «день, месяц, год» (00.00.0000), на которую средства должны быть перечислены на соответствующий счет УФК. При этом дата, на которую средства должны быть перечислены, не должна быть ранее даты текущего рабочего дня.

Раздел 1 «Реквизиты заявки» заполняется следующим образом. В графе 1 указывается общая сумма средств, необходимых для осуществления оплаты денежных обязательств за счет средств от приносящей доход деятельности (в т. ч. для уплаты не включаемых в состав расходов налогов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ) федеральных бюджетных учреждений, а также кассового расхода за счет средств, поступивших во временное распоряжение федеральных бюджетных учреждений.

В графе 2 указывается сумма резерва при получении указаний центрального аппарата Федерального казначейства.

В графах 3, 4 и 5 указываются соответственно очередность, вид и назначение платежа. При этом в графе 5 может указываться дополнительная информация, необходимая для исполнения бюджета, в том числе обоснование направления дополнительной Консолидированной заявки.

В разделе 2 «Реквизиты банковского счета УФК» указываются реквизиты счета, открытого УФК на балансовом счете № 40302 либо 40503.

В графах 1—4 соответственно указываются полное наименование подразделения расчетной сети Банка России, в котором открыт соответствующий счет УФК, номер банковского счета УФК, БИК банка, корреспондентский счет банка.

Направляемые в Федеральное казначейство Консолидированные заявки должны содержать:

• в строке «Руководитель (уполномоченное лицо)» — указания расшифровки подписи руководителя УФК (уполномоченного им лица с указанием должности) с указанием его фамилии и инициалов;

• в строке «Ответственный исполнитель» — указания должности работника территориального органа Федерального казначейства, ответственного за формирование Консолидированной заявки, расшифровки подписи с указанием его фамилии и инициалов, номера контактного телефона;

• дату подписания Консолидированной заявки. При этом дата подписания Консолидированной заявки должна совпадать с датой, на которую сформирован документ.

В случае формирования Консолидированной заявки на бумажном носителе дополнительно должны указываться в строке «Руководитель (уполномоченное лицо)» — подпись руководителя УФК (уполномоченного лица), в строке «Ответственный исполнитель» — подпись работника территориального органа Федерального казначейства, ответственного за формирование Консолидированной заявки.

Федеральное казначейство осуществляет учет средств, поступивших на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете № 40105, со счетов, открытых УФК на балансовом счете № 40302 либо 40503. Учет ведется отдельно по каждому УФК и каждому счету.

Федеральное казначейство осуществляет учет и контроль за непревышением суммы средств, перечисляемых со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете № 40105, на счет, открытый УФК на балансовом счете № 40302 либо 40503, суммы средств, перечисленных ранее на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете № 40105, со счета, открытого соответствующему УФК на балансовом счете № 40302 либо 40503.

Ежемесячно Федеральное казначейство представляет в Минфин России сведения о суммах средств, фактически перечисленных на счет Фе-

дерального казначейства № 40105 со счетов УФК № 40302 и 40503, атакже со счета Федерального казначейства № 40105 на счета УФК № 40302 и 40503.

Список литературы 1.0 Порядке перечисления в 2010 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета: приказ Минфина России от 13.04.2010 № ЗЗн.

2. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЭ.

3. О порядке перечисления в 2009 году остатков средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих в их временное распоряжение, с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства в федеральный бюджет, а также их возврата на указанные счета: приказ Минфина России от 15.05.2009 № 46н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.