Научная статья на тему 'Новый подход к ремонту электрических машин'

Новый подход к ремонту электрических машин Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Георгиев В. О.

Одним из немаловажных факторов для каждого производителя является сохранение гибкости, низкие прогнозируемые расходы и перспективные возможности для роста. Есть много способов достижения экономии затрат вашего предприятия. Например, исключение из накладных расходов на обслуживание отдельно взятого бизнес-процесса путем применения АУТСОРСИНГА. Или повышения выпуска продукции путем применения современных технологий. В данной статье мы хотели бы поднять тему сни- жения расходов на обслуживания крупных электрических машин. Причем данная концепция не указана в книгах по оптимизации структуры затрат, т.к. основана на личном опыте по обслужи- ванию электродвигателей. Мы постараемся раскрыть суть происходящего и отобразить реальную действительность в нашей промышленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый подход к ремонту электрических машин»

ЭНЕРГЕТИКА

В.О. Георгиев, ООО «РЕМЭЛ»

НОВЫЙ подход к ремонту ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Одним из немаловажных факторов для каждого производителя является сохранение гибкости, низкие прогнозируемые расходы и перспективные возможности для роста. Есть много способов достижения экономии затрат вашего предприятия. Например, исключение из накладных расходов на обслуживание отдельно взятого бизнес-процесса путем применения АУТСОРСИНГА. Или повышения выпуска продукции путем применения современных технологий. В данной статье мы хотели бы поднять тему снижения расходов на обслуживания крупных электрических машин. Причем данная концепция не указана в книгах по оптимизации структуры затрат, т.к. основана на личном опыте по обслуживанию электродвигателей. Мы постараемся раскрыть суть происходящего и отобразить реальную действительность в нашей промышленности.

На сегодняшний момент ситуация на большинстве крупных предприятий одинакова. Нарушение преемственности поколений в таких профессиях, как слесарь по ремонту электрических машин, привела к удручающей обстановке на большинстве предприятий. Молодых и перспективных сотрудников нет, а оставшиеся профессионалы зачастую превышают возрастной порог пенсионера и не могут похвастаться эффективностью труда и способностью разбираться в новом оборудовании с учетом современных тенденций развития машиностроения, в том числе и в области электротехники. При покупке нового оборудования компания зачастую выбирает сервисное обслуживание со стороны, т.к. не может привлечь собственные силы, что делает еще более затратным содержание парка электрических машин. Обновить полностью парк машин и перейти на предупредительное ТОиР - задача невероятно сложная и требующая не только огромных материальных затрат, но и человеческих ресурсов, которых, как правило, не оказывается ввиду отсутствия перспективы развития этой профессии. Любое предприятие, построенное еще в советские времена, имеет в своем штате специалиста, нюансы того или иного электродвигателя, которые зачастую не прописаны в технических характеристиках, т.к. были приобретены в процессе эксплуатации. А с учетом отсутствия таких понятий, как

плановое ТОиР и превентивное ТОиР (и уж тем более предупредительное ТОиР) несложно представить, в каком состоянии находится большинство электрических машин на крупном предприятии. К электродвигателям с небольшой мощностью именуемым «общепромышленные 0,4кВ», как правило, применяют реактивное ТОиР, т.е. при выходе из строя просто меняют на новый. Это не так затратно для предприятия и способствует быстрому устранению неисправности при условии, что данные электродвигатели не специального исполнения и срок их поставки достаточно невелик. Совсем другое дело обстоит с крупными электрическими машинами. Замена такой электрической машины на новую может вызвать серьезную брешь в бюджете небольшого завода и полностью исчерпать лимит денежных средств, выделяемых электроцеху крупного предприятия на

Статор турбогенератора 4АЗМ бесклиновое крепление обмотки. Процесс ремонта

год. Поэтому во избежание таких аварийных ситуаций большинство предприятий все же следит за состоянием электрической машины и проводит ТОиР во время остановки основного оборудования (например, насоса или мельницы). Но здесь и начинаются те самые подводные камни, о которых мы бы хотели поговорить сегодня в этой статье.

Любое предприятие контролирует стоимость ремонта электрической машины или ее запасной части. Но мало кто контролирует качество ремонта и запасных частей. Основным критерием выбора является цена! Никто не задумывается, что качественный ремонт электрической машины основан не только на строгом соблюдении технологии ремонта, но и на высоком уровне специалистов производящих этот ремонт. Следовательно, при экономии материалов, используемых для ремонта нарушается сама технология, и

Статор турбогенератора 4АЗМ бесклиновое крепление обмотки. После ремонта

32 года па газ

маг

00Ы%

алях

истр

Высокоэкономичные газотурбинные приводы нагнетателей газа мощностью 6, 10,16 и 25 МВт, уникальные установки ‘"Водолей” для новых и модернизируемых компрессорных станций

Государственное предприятие )££Ш

Научно-производственный комплекс га^турбостроения Тел-.+за 0512 43 46 62, *38 0512 55 69 92

, к^ н н Факс:+38 0512 49 37 94, +38 0512 55 63 63.

и О II И >С1 п и їй Я IIIП И Л Е иТп Е-таН: йри:^та&Ьргоек4.п ikolaev.ua.

оигл * ІПДШІІГиіПІ omito1@zorya.coni.ua

ЬКр:// Уї^.гтІигЬіпаз.сот

ЭНЕРГЕТИКА

Ротор генератора СДЭ-15-34-6 до ремонта

вы получаете не качественный ремонт, а хорошую дешевую стоимость. Например, ваша организация вряд ли обладает специалистами, способными заметить в спецификации на материалы, предоставляемой ремонтной организацией (если таковая предоставляется), занижение сечения провода для изготовления обмотки, что напрямую повышает нагрев статора (незначительно) и также напрямую уменьшает стоимость ремонта. Последствия этого занижения сечения будут выявлены спустя год или два, в зависимости от условия эксплуатации машины. Опасность заключена в присутствии на рынке недобросовестного гарантийного обслуживания на ремонт крупных электрических машин, зачастую приводящих к отказу приема рекламаций со ссылкой на несоблюдение условий эксплуатации, рекомендованных заводом-производителем. Это говорит о шаблонном подходе к клиентам. А специфика выхода из строя, например, тяговых машин постоянного тока такова, что при не успевшей вовремя сработанной защите (зачастую так и есть) последствия аварии уничтожают следы некачественного ремонта. С учетом того, что главный энергетик предприятия не в силах контролировать весь парк электрических машин, а система контроля качества, даже при условии, что предприятие стандартизировано по ИСО 9000, позволяет только кон-

статировать количество рекламаций,не проводя глубокий анализ причин выхода из строя машин, прояснить ситуацию достаточно трудно. Большинство ремонтов крупных электрических машин предоставлены на откуп отделу снабжения, чьи менеджеры не располагают нужными знаниями и опытом. Большинство тендеров, объявленных предприятиями на крупные работы, проводятся с поверхностными требованиями: не производится классификация значимости условий для определения выигравшего претендента, так называемая шкала расчета приведенной стоимости работ, учитывающая все выше описанные факторы. Таким образом, предприятие может из года в год нести одни и те же затраты на ремонт электрических машин в надежде на то, что парк электрических машин. несмотря на свой возраст, находится в отличном состоянии.

Что происходит на самом деле? С экономической точки зрения, вы несете затраты и обновляете свое электроо-

@ Рыбинский кабельный завод_

{рыбинскнабель )

г. Москва, шоссе Энтузиастов, д. 5, офис 307 Тел.: (495) 937-40-24, 792-51-21 (многоканальные) | rk-vn@rkz.ru

WWW.RKZ.RU

КАБЕЛЬ МОНТАЖНЫЙ МНОГОЖИЛЬНЫЙ С ЭКРАНОМ ИЗ МЕДНЫХ ПРОВОЛОК

(КМЭВ, КМЭВнг, КМЭВнг-1_Э)

КАБЕЛЬ МОНТАЖНЫЙ МНОГОЖИЛЬНЫЙ С ЭКРАНОМ ИЗ МЕДНЫХ ПРОВОЛОК С БРОНЕЙ ИЗ СТАЛЬНЫХ ОЦИНКОВАННЫХ ПРОВОЛОК

(КМЭКВ, КМЭКВнг, КМЭКВнг-ЬБ

180 9001:2000

ЗОЛОТО

ЗА КАЧЕСТВО 2006

Ротор генератора СДЭ-15-34-6 после ремонта

борудование, вкладывая средства в его модернизацию, капитализацию, плановопредупредительное обслуживание. Фактически же ваше оборудование,отремонтированное за низкую стоимость (с явным нарушением технологии - иначе как понизить стоимость?) персоналом, чья квалификация вызывает сомнение (не могут специалисты высокого класса получать низкую заработную плату), в будущем потребует колоссальных затрат. И эти затраты могут быть значительно больше, т.к. нарушение технологии может ухудшить техническое состояние электрической машины в разы (например, испорченное железо статора). Последствия весьма плачевны: через два-три года ваш электродвигатель выходит из строя. При расследовании выясняется причина - плохое качество ремонта. Сроки гарантии истекли, а если и нет, то в суде условия эксплуатации электрической машины дадут дополнительное преимущество организации производящей ремонт.

Итак, задумайтесь, кто контролирует качество ремонта на вашем предприятии? Можно ли говорить о качестве, если в большинстве случаев побеждает компания, дающая дешевую стоимость? Самое интересное, что ответственных за выбор компании, производящей некачественный ремонт, нет, т.к. менеджер по закупкам или ремонту действовал согласно неписаной инструкции:

что дешевле - то лучше. В погоне за снижением затрат сегодня мы совсем забываем о завтрашнем дне. Перспективы серьезных денежных вложений в ваши электрические машины наверняка не радуют вас с учетом того, что уже сегодня вы вкладываете в них немалые деньги. Единственный выход из создавшейся ситуации - это заинтересовать ремонтную организацию в качественном ремонте электрических машин,с максимально грамотным экономическим обоснованием цены и долгосрочными гарантийными обязательствами на выполненные работы. Ваша задача сделать так что бы ваши электрические машины служили вам долго и денежные вложения в обслуживание данных электродвигателей с лихвой окупались их безаварийной работой. Ведь на сегодняшний день двигатели переменного тока являются крупнейшими потребителями электрической энергии. Согласно последним исследованиям, они потребляют свыше 80% вырабатываемой электроэнергии. Однако в процессе эксплуатации могут возникать повреждения элементов двигателя, что в свою очередь, как мы уже говорили, приводит к преждевременному выходу его из строя.

Многочисленные исследования характера повреждений двигателей переменного тока позволили получить следующие статистические данные:

• повреждения элементов статора - 38%;

• повреждения элементов ротора - 10%;

• повреждения элементов подшипников - 40%;

• другие повреждения - 12%.

Во многих производствах внезапный выход из строя двигателя может привести к непоправимым последствиям. Кроме того, эксплуатация находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии электродвигателей приводит как к прямым финансовым потерям, связанным с непрогнозируемым выходом из строя оборудования и вызванным этим нарушением технологического процесса, так и к значительным (до 5-7%) косвенным непродуктивным затратам электроэнергии, обусловленным повышенным электропотреблением (при той же полезной мощности). Поэтому возникает необходимость диагностики состояния двигателя в процессе его работы. В настоящее время в России широко используется метод вибродиагностики состояния элементов электродвигателей. Данный метод является достаточно дорогим и трудоемким,

требующим применения специальной измерительной техники и программного обеспечения. Кроме того, должен быть обеспечен доступ к обследуемому объекту, что в некоторых случаях сопряжено с определенными организационными и техническими трудностями. Минус данного метода вибродиагностики в том, что он не определяет состояние обмотки статора и ротора, а это как видно по статистике половина всех выходов из строя электрических машин.

В последнее время за рубежом развиваются методы диагностики состояния электрических машин, основанные на выполнении мониторинга потребляемого тока с последующим выполнением специального спектрального анализа полученного сигнала, что позволяет с высокой степенью достоверности определять состояние различных элементов двигателя. Важным преимуществом такого подхода является то, что проведение мониторинга тока электродвигателя может быть выполнено как непосредственно на нем, так и в электрощите питания (управления). Только такой подход к услуге по ремонту электрических машин позволит вам точно быть уверенными в своем завтрашнем дне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.