Научная статья на тему 'НОВЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОНЛАЙН: ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ'

НОВЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОНЛАЙН: ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / пандемия COVID-19 / выводы / рекомендации / техническая оснащенность / психологические и социальные проблемы / мотивация / традиционные академические методики / distance learning / COVID-19 pandemic / conclusions / recommendations / technical equipment / psychological and social problems / motivation / traditional academic methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Ненюк

В этой статье автор делится опытом преподавания в университете в условиях пандемии COVID-19, делает некоторые выводы и дает рекомендации. Анализируются трудности, с которыми столкнулись преподаватели и студенты при переходе на дистанционное обучение. Затрагиваются проблемы, связанные с технологической и методической подготовленностью профессорского-преподавательского состава, а также с технической оснащенностью учебных заведений. В статье приводятся выводы, обусловленные опытом преподавания английского языка в вузе в период самоизоляции. Приводятся мнения различных ученых относительно настоящего и будущего онлайн-образования. В статье также разбираются возможные учебные, психологические и социальные проблемы, с которыми сталкивается студент в новых условиях. По каждой проблеме приводятся подробные рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EXPERIENCE OF ONLINE LEARNING: PROBLEMS, CONCLUSIONS, RECOMMENDATIONS

In this article, the author shares her experience of teaching at the university in the context of the COVID-19 pandemic, draws some conclusions and makes recommendations. Difficulties faced by teachers and students in the transition to distance learning are analyzed. Problems associated with the technological and methodological preparedness of the teaching staff, as well as with the technical equipment of educational institutions are touched upon. The article provides conclusions based on the experience of teaching English at a university during the period of self-isolation. Opinions of various researchers regarding the present and future of online education are presented. The article also deals with possible educational, psychological and social problems that students face in the new environment. Detailed recommendations for each problem are provided.

Текст научной работы на тему «НОВЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОНЛАЙН: ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ»

5. Новый вид обучения зависит от технических моментов, в частности от качества связи. Обрывы связи ведут к потере времени и концентрации внимания.

Следует отметить важный пункт, по которому мнения разделились. Все перечисленные недостатки - это мнения студентов, которые с удовольствием общаются с аудиторией. Для тех, кто боится аудитории и избегает устных ответов, дистанционное обучение языку подходит больше. С другой стороны, это лишает стимула побороть свою психологическую проблему. На этой проблеме хотелось бы остановиться подробнее.

Боязнь говорить на уроке иностранного языка в классе, в присутствии преподавателя и однокурсников имеет долгую историю исследований, однако существует гораздо меньше исследований, посвященных этому явлению в отношении изучающих язык дистанционно. В большинстве случаев студенты, избегающие устных ответов на занятии, чувствуют себя в большей безопасности, находясь в изоляции.

Библиографический список

Однако среди ученых существует и другое мнение. Изолированный контекст и физическое отсутствие наставника и сверстников предполагают, что на расстоянии тревога может усиливаться. Интерес к таким исследованиям возрос в период пандемии. Цель дальнейших исследований - проверить эту вторую гипотезу и изучить природу языковой тревожности в среде дистанционного обучения и те стратегии, которые студенты используют, чтобы справиться с тревогой и, соответственно, выработать новые методики помощи студентам с подобными психологическими проблемами. Обе гипотезы представляют интерес для педагогов и психолингвистов и заслуживают дальнейшего изучения.

Сейчас трудно делать долгосрочные выводы относительно перспектив внедрения дистанционного обучения. Но один вывод очевиден уже сейчас. Современный студент не готов отказаться от реалий студенческой жизни, несмотря ни на какие финансовые, экономические преимущества дистанционного обучения. Будем ли мы реально или виртуально образованными людьми, покажет будущее.

1. Blake R.J. Current trends in online language learning. Annual Review of Applied Linguistics. 2011; № 31: 19 - 35.

2. Мельничук М.В., Ненюк Е.А., Алисевич М.В. Инновационные психолингвистические приемы как необходимая составляющая продуктивного обучения иностранному языку Инновации и инвестиции. 2014; № 11: 18 - 21.

3. Crawford J., Butler-Henderson K., Rudolph J., Glowatz M. COVID-19: 20 countries' higher education intra-period digital pedagogy responses. JALT. 2020; Vol. 3, № 1.

4. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language learning. Distance Education. 2009; Vol. 30, № 1: 47 - 61.

5. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between emergency remote teaching and online learning, Educause Review. 2020; Vol. 27.

6. Goh C.F., Hii P.K., Tan O.K., Rasli A. Why do university teachers use E-learning systems? International Review of Research in Open and Distance Learning. 2020; Vol. 21.

References

1. Blake R.J. Current trends in online language learning. Annual Review of Applied Linguistics. 2011; № 31: 19 - 35.

2. Mel'nichuk M.V., Nenyuk E.A., Alisevich M.V. Innovacionnye psiholingvisticheskie priemy kak neobhodimaya sostavlyayuschaya produktivnogo obucheniya inostrannomu yazyku Innovacii i investicii. 2014; № 11: 18 - 21.

3. Crawford J., Butler-Henderson K., Rudolph J., Glowatz M. COVID-19: 20 countries' higher education intra-period digital pedagogy responses. JALT. 2020; Vol. 3, № 1.

4. Andrade M.S., Bunker E.L. A model for self-regulated distance language learning. Distance Education. 2009; Vol. 30, № 1: 47 - 61.

5. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. The difference between emergency remote teaching and online learning, Educause Review. 2020; Vol. 27.

6. Goh C.F., Hii P.K., Tan O.K., Rasli A. Why do university teachers use E-learning systems? International Review of Research in Open and Distance Learning. 2020; Vol. 21.

Статья поступила в редакцию 18.05.21

УДК 378

Nenyuk E.A., senior teacher, Department of Language Training, Ph.D in Linguistics, Financial University under the Government of Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: janna_tev@hotmail.com

NEW EXPERIENCE OF ONLINE LEARNING: PROBLEMS, CONCLUSIONS, RECOMMENDATIONS. In this article, the author shares her experience of teaching at the university in the context of the COVID-19 pandemic, draws some conclusions and makes recommendations. Difficulties faced by teachers and students in the transition to distance learning are analyzed. Problems associated with the technological and methodological preparedness of the teaching staff, as well as with the technical equipment of educational institutions are touched upon. The article provides conclusions based on the experience of teaching English at a university during the period of self-isolation. Opinions of various researchers regarding the present and future of online education are presented. The article also deals with possible educational, psychological and social problems that students face in the new environment. Detailed recommendations for each problem are provided.

Key words: distance learning, COVID-19 pandemic, conclusions, recommendations, technical equipment, psychological and social problems, motivation, traditional academic methods.

Е.А. Ненюк, ст. преп., Департамент языковой подготовки, Ph.D in Linguistics, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,

E-mail: janna_tev@hotmail.com

НОВЫЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ОНЛАЙН: ПРОБЛЕМЫ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ

В этой статье автор делится опытом преподавания в университете в условиях пандемии COVID-19, делает некоторые выводы и дает рекомендации. Анализируются трудности, с которыми столкнулись преподаватели и студенты при переходе на дистанционное обучение. Затрагиваются проблемы, связанные с технологической и методической подготовленностью профессорского-преподавательского состава, а также с технической оснащенностью учебных заведений. В статье приводятся выводы, обусловленные опытом преподавания английского языка в вузе в период самоизоляции. Приводятся мнения различных ученых относительно настоящего и будущего онлайн-образования. В статье также разбираются возможные учебные, психологические и социальные проблемы, с которыми сталкивается студент в новых условиях. По каждой проблеме приводятся подробные рекомендации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия COVID-19, выводы, рекомендации, техническая оснащенность, психологические и социальные проблемы, мотивация, традиционные академические методики.

Год работы в условиях дистанционного обучения заставил преподавателей пересмотреть основы педагогического процесса. В итоге пришлось отказаться от некоторых базовых технологий, которые не работают в условиях онлайн-препода-вания. В этой статье нам хотелось бы поделиться опытом преподавания в университете в новых условиях, сделать некоторые выводы, представить рекомендации.

Мы регулярно сталкиваемся с различными суждениями о дистанционном обучении. Некоторые из них являются мифами, подпитываемыми желтой прессой и страхами родителей и студентов. Многие преподаватели и студенты считают, что в дистанционном обучении нет ничего плохого. У учебных заведений сейчас просто нет выбора, они могут оставить учеников без занятий, а учителей -без работы. Или они могут адаптироваться к новым реалиям. Другой вопрос: какие знания получили учащиеся при данной форме обучения?

Безусловно, резкая смена типа обучения отразилась не только на учащихся, но и на профессорско-преподавательском составе. Теперь от методологического подхода, который выберет преподаватель, зависит успех новой системы. «Педагог может разработать и создать структурированную задачу, которая организует групповую работу» [1, с. 18].

При этом многие учителя, которые никогда раньше не имели такого опыта и не прошли достаточной подготовки в области цифровых технологий, оказались неподготовленными к этому процессу. Причем эта проблема не локальная, а международная. С учетом экстремальной обстановки ожидалось, что преподаватели проявят инициативу и вольются в новый процесс самостоятельно, а не будут ждать поддержки извне. Однако ситуация до сих пор остается непростой. Учителя, обладающие ограниченными навыками в области дистанционного обу-

чения, сталкиваются с трудностями и справляются с ними в одиночку, не прерывая процесса обучения. Помимо этого, ресурсы университета, доступ учащихся к цифровым инструментам и их способность использовать эти инструменты, материальная оснащенность учебного заведения и самих учащихся существенно влияют на уровень дистанционного обучения. В частности, преподаватели, работающие в неблагополучных регионах, сталкиваются с большими трудностями в этом процессе и в отдельных случаях не имеют возможности связаться со своими студентами. Более того, даже если преподаватели обладают достаточными техническими навыками и могут связаться со всеми учащимися через каналы связи, дистанционное обучение может оказаться неподходящим для некоторых возрастных групп, а также студентов с низким уровнем как общего образования, так и владения иностранным языком. Кроме того, педагогические методы и стратегии, используемые при дистанционном обучении, должны отличаться от тех, которые используются в классе. В частности, «содержанием образования, особенности которого состоят в вариативной избыточности, модульной структуре, разнообразии форм предоставления учебного материала и деятельности по овладению им, а также в методической информации с использованием традиционных и технико-технологических средств» [2, с. 112].

Чтобы обеспечить вовлеченность и мотивацию студентов, следить за обучением, поддерживать учащихся удаленно, преподавателям приходится использовать новые методы и прилагать больше усилий. Учитывая то, что даже в аудитории довольно сложно организовать обучение в соответствии с потребностями учащихся с разным уровнем подготовки, попытки организовать это дистанционно еще больше усложняют работу педагогического состава.

Учебные заведения и семьи не были готовы к столь драматическому и масштабному переходу к дистанционному обучению. Интернет-оснащение тоже не было готово. Как выяснилось, у многих студентов и преподавателей нет доступа к Интернету и таких устройств, как ноутбук. Во многих семьях есть несколько человек на один ноутбук, при этом сразу несколько студентов и школьников занимаются одновременно.

Основные проблемы, препятствующие дистанционному обучению - это человеческий фактор и технические возможности населения, а точнее - их отсутствие. Поэтому в некоторых регионах прибегают к альтернативным средствам связи. В провинции не в каждой семье есть компьютер, но телевизор есть у всех. Там компьютер был заменен телевидением и мессенджерами. Однако преподавание через телевидение затруднено по нескольким причинам. Требуется дополнительное время для записи видеороликов, их нужно редактировать, дублировать и выбрать необходимый сценарий для видеоурока. Но, несмотря на все усилия, многие студенты и преподаватели отмечают снижение мотивации при таком виде обучения. Многие называют это главной проблемой дистанционного образования. Из-за отсутствия «живой» практики падает уровень знаний.

Еще одна проблема заключается в отсутствии мгновенного контроля со стороны преподавателя, на который рефлекторно настроен мозг учащегося. Невозможно ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать эмоциональную реакцию преподавателя. Выясняется, что личное взаимодействие необходимо для успешного процесса усвоения знаний. Это считают недостатком сами студенты вузов. Кроме того, возникает опасность недостоверности информации. «Серьезной проблемой представляется нарастание цифровой дезинформации. В паутине представлены многочисленные материалы по одной и той же проблеме, разобраться в которых сложно даже преподавателю. Не секрет, что в Интернете размещается множество рекламной и «фейковой», заведомо ложной информации, которую студентам очень сложно оценить» [3, с. 69].

Еще одна проблема - отсутствие социализации и затрудненность личного общения. Невозможно ограничить общение мессенджерами и онлайн-трансля-циями. Это дезориентирует молодое поколение и ведет к серьезным социальным проблемам.

По мнению некоторых ученых, пандемия подорвала существующую систему образования, потому что та уже теряла свою актуальность. «К сожалению, есть школы, где продолжают уделять внимание традиционным академическим методикам и «механическому обучению», а не таким навыкам, как критическое мышление и способность к адаптации, которые являются залогом успеха в будущем» [4, с. 3].

В своей книге «21 урок для 21 века» израильский историк Юваль Ной Хара-ри высказывает свой нестандартный взгляд на историческое назначение дистанционного обучения. «Может ли переход к онлайн-обучению стать катализатором создания нового, более эффективного метода обучения студентов. В то время как некоторые опасаются, что поспешный характер перехода к Интернету может помешать достижению этой цели, другие планируют сделать электронное обучение частью своей «новой нормы» после того, как испытали преимущества на собственном опыте» [5, с. 48].

Ранее упоминалось, насколько возросла нагрузка преподавателей в условиях дистанционного обучения. Что касается студентов, то они также сталкиваются с повышенной нагрузкой. Обилие новых форм заданий, которые студенту следует проделать самостоятельно, требует гораздо больше времени, когда курс преподается онлайн.

Вдобавок ко всей дополнительной работе кто-то, возможно, более склонен откладывать выполнение заданий на потом. В системе дистанционного обучения

это ведет к стремительному отставанию. Это в сочетании с более интенсивной рабочей нагрузкой ведет к потенциальному кризису.

Еще одна известная проблема, с которой сталкиваются студенты, обучающиеся онлайн, - это более жесткие экзамены. Поскольку преподаватели оценивают студентов с помощью тестов и при этом не могут легко контролировать их выполнение, были реализованы некоторые стратегии, гарантирующие самостоятельную работу студентов. Иногда это означает, что эти тесты сложнее, чем те, которые предназначены для выполнения в классе, или что преподаватели будут следить за вашей навигацией по экрану компьютера. Неточное соблюдение правил может означать академическое нарушение, и это еще одна причина стресса.

Однако для некоторых студентов формат экзамена, предлагаемый при он-лайн-обучении, действительно идет на пользу. Преподаватели, в частности, могут преобразовать формат тестов или попросить студентов написать эссе вместо экзаменов, что является преимуществом для студентов, которым больше импонирует эта форма работы.

Отсутствие прямого контакта с однокурсником во время занятия в виртуальном пространстве означает, что найти кого-то, с кем можно поговорить о вашей проблеме, может быть намного сложнее, чем в то время, когда вы учились офлайн.

Дистанционное обучение - это плохо? Нет, совсем нет. В дистанционном обучении есть много замечательных вещей, и некоторые студенты говорят, что им нравится гибкость, присущая этой модели. Организованные и мотивированные студенты могут действительно продвигаться вперед в своей работе, а это означает, что промежуточные экзамены больше не вызывают стресса. Также есть возможность работать из любой локации. Вы можете оставаться дома, экономя деньги, живя с семьей, и при этом выполнять свою работу. Также нет необходимости тратить время на дорогу, что для многих студентов может составлять значительную часть дня.

Наконец, и это очевидно, при онлайн-обучении уменьшается вероятность заражения вирусом COVID-19, что является одной из важнейших причин перехода на дистанционное обучение.

Рекомендации

В некоторых случаях приходится адаптироваться к изменениям формы обучения, так как программа, на которую студент зарегистрировался, будет проходить в другом формате. Например, студенты, которые ожидали, что будут проводить эксперименты в лабораторных условиях, могут больше не получить тот опыт, на который они рассчитывали. Или же может отмениться практика за границей в связи с закрытием границ.

Конечно, такая ситуация может повлиять на мотивацию. Не всем дается способность к адаптации, поэтому изменения академического процесса не всем даются легко. Самое полезное в данной ситуации - это прекратить рефлексировать. Вместо того чтобы думать о том, что могло бы быть, лучше сосредоточиться на тех вещах, которые реально выполнить в онлайн-среде. Не следует забывать, что это вынужденная мера, но даже сейчас вы пребываете в одном пространстве со своими сверстниками, людьми, которые находятся в такой же сложной ситуации. Осознание того, что вы не одиноки, - важная часть адаптации.

Учеба за пределами кампуса может быть действительно сложной задачей, но если вы следуете правильным стратегиям, некоторые недостатки дистанционного обучения можно смягчить.

Вот несколько рекомендаций для максимально эффективного использования дистанционного обучения:

1. Составьте расписание.

Важно установить распорядок дня. При дистанционном обучении становится намного проще сказать: «О, я просто посмотрю эту лекцию завтра», но тогда завтра превращается в послезавтра, и в итоге вы сильно отстаете и не можете наверстать упущенное. Даже если лекции предлагаются асинхронно, установите еженедельное время, когда вы будете смотреть лекцию по данному предмету. Запишите это в свой календарь и придерживайтесь расписания. По такому же принципу распланируйте выполнение домашних заданий.

2. Составьте план, чтобы оставаться мотивированным.

При стандартной модели обучения студенты наиболее мотивированы первые несколько недель семестра. Примерно ко второму месяцу количество заданий накапливается, и мотивация ослабевает. В сетевых условиях эта ситуация усугубляется: находясь в изоляции, вы легче отвлекаетесь на «более важные» дела. Продолжайте напоминать себе, что курс - это последовательное усвоение материала, и его нельзя пройти полностью в последнюю минуту.

3. Включите камеру и активно участвуйте в лекциях и семинарах.

Преподаватели любят увлеченных студентов, а для вас это, безусловно,

полезно, поэтому включение камеры и участие в лекции или семинаре не только гарантирует, что преподаватель знает, кто вы, но и сохраняет с вами эмоциональный контакт. К тому же это заставляет вас отвечать на вопросы, то есть быть активным.

4. Посещайте консультации, даже если у вас нет конкретных вопросов.

Консультации могут проводиться онлайн, но они по-прежнему очень ценны. Многие студенты считают, что они должны посещать консультации только в том случае, если у них есть очень конкретный вопрос по курсу или задолженность. Но это не так. Преподаватели любят озвучивать свои ожидания, поэтому посещение консультаций не только поможет вам сохранить мотивацию, но вы

также узнаете, что преподаватель ожидает от своего курса и от вас лично, и сможете выполнить эти требования.

5. Скорректируйте свой день и находите время для отдыха.

Некоторые студенты из других регионов уезжают домой на время карантина. И тут гибкость онлайн-классов можно рассматривать как преимущество, но если вы живете в часовом поясе, который резко отличается от того, в котором проходят ваши синхронные занятия, это приводит к сдвигу ваших биологических часов. В этой ситуации необходимо находить время для сна и отдыха. И хотя это далеко не идеальная ситуация, помните, что ваш курс - это временное явление, а сон необходим для вашего здоровья и успеха.

6. Находите возможность общения.

Тот факт, что университеты переведены на работу онлайн, не означает, что все другие мероприятия отменены. Есть сообщества и клубы, которые все еще работают, поэтому попробуйте выбрать тот, который связан с вашей областью интересов, и участвуйте в его мероприятиях. Это единственно возможная альтернатива социализации внутри кампуса.

Высшее образование, без сомнения, изменилось (возможно, навсегда) в результате пандемии СШ1>19. Хотя когда-то дистанционное обучение рассматривалось как уступающий вариант очному обучению, сейчас это единственный вариант для многих университетов.

На одних студентов дистанционное обучение оказало большее влияние, чем на других. Это может быть связано с личными особенностями. Некоторые студенты, в частности интроверты, предпочитают онлайн-обучение очному; другие никогда не допускали мысли, что можно учиться, целый день сидя перед компьютером. Но, несмотря на гибкость и небрежный дресс-код, присущие дистанционной модели, остаются некоторые серьезные проблемы. Они обусловлены недостаточной подготовленностью персонала и отсутствием проверенных методик, рассчитанных на университетские программы.

Независимо от степени вашей удовлетворённости, важно помнить, что вы не можете изменить ситуацию; дистанционное обучение в университетах останется, по крайней мере, в ближайшее время. Однако если вы сможете увидеть положительные моменты, научитесь справляться с ситуацией: время, проведенное онлайн, не станет потерянным, и полученный диплом будет на деле соответствовать степени и статусу выбранного университета.

В заключение хотелось бы обобщить мнения студентов Финансового университета (г. Москва), которые, на мой взгляд, очень точно передают социальные,

Библиографический список

профессиональные и бытовые проблемы, возникшие при переходе вузов на дистанционное обучение.

Вторая волна дистанционного обучения внесла некоторые изменения в образовательный процесс, эти изменения исходят из глубин человеческого сознания, которому пришлось переосмыслить многие аспекты учебной деятельности и адаптироваться под формат виртуального социального поведения. Результатом стала быстрая мобилизация человеческого мозга под дистанционное обучение, за которым стоят многие послабления привычной жизни - это и меньшее количество домашнего задания, и ограниченный личный контакт с учащимися и преподавателями. Большое количество свободного времени - ценный ресурс, распоряжаться им могут далеко не все, отсюда вытекают и проблемы онлайн-об-учения: снижение продуктивности, нежелание трудиться, общаться. Возвращение в стены университета - очередной стресс для нервной системы, которая только что заставила организм быстро адаптироваться к онлайн-формату. За этим последовали изменения учебного процесса, которые выражаются в стремлении преподавателей озадачивать учеников большим объемом домашнего задания и прочими делами, ведь наш мозг, настроившийся отдыхать в дистанционной форме, теперь вынужден работать в полном объеме. А ученики, отвыкшие от общества, вынуждены быстро интегрировать в него, привнося все свои прежние ценности и принимая их от других ребят. Скорее всего, данные тенденции имеют свой логический конец, который произойдет летом. Должно пройти время, прежде чем былые образовательные процессы вступят в силу, и учеба приобретет свою былую привлекательность.

Представляется важным отметить одну особенность, связанную с внедрением дистанционного образования. Тотальная смена модели произошла не в силу естественных причин, а явилась вынужденной мерой в критических условиях. Сущность этой модели только в процессе изучения и, без сомнения, появится много новых исследований, новые интересные гипотезы. Однако уже сейчас возникает вопрос: возможно, и само дистанционное образование не является естественным методом и противоречит гуманитарным основам образовательного процесса?

Дистанционное обучение, как форма педагогического процесса, будет еще долго исследоваться и корректироваться. Очевидно сдно: в настоящий момент мир столкнулся с тяжелой проблемой, затронувшей все сферы жизни. При всей сложности момента нам следует превратить эту чрезвычайную ситуацию в возможность для дальнейшего развития международного сотрудничества и обмена опытом, навыками и капиталом для создания глобальной сети онлайн-образования.

1. Than C.M., Werner J.M. Designing and Evaluating E-Learning in Higher Education: A Review and Recommendations. Journal of Leadership and Organizational Studies. 2005; Vol. 11, № 2, 15 - 25.

2. Зайченко Т.П. Инвариантная организационно-дидактическая система дистанционного обучения. Санкт-Петербург: Астерион, 2004.

3. Цыгалов Ю.М. Эффекты и риски дистанционного образования в высшей школе. Управленческое консультирование. 2020; № 10: 61 - 73.

4. Horn M. Covid-19 Boost to Online Learning May Backfire Education. Next. 2020.

5. Харари Ю.Н. 21 урок для 21 века. Синдбад, 2018.

References

1. Than C.M., Werner J.M. Designing and Evaluating E-Learning in Higher Education: A Review and Recommendations. Journal of Leadership and Organizational Studies. 2005; Vol. 11, № 2, 15 - 25.

2. Zajchenko T.P. Invariantnaya organizacionno-didakticheskaya sistema distancionnogo obucheniya. Sankt-Peterburg: Asterion, 2004.

3. Cygalov Yu.M. 'Effekty i riski distancionnogo obrazovaniya v vysshej shkole. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2020; № 10: 61 - 73.

4. Horn M. Covid-19 Boost to Online Learning May Backfire Education. Next. 2020.

5. Harari Yu.N. 21 urok dlya 21 veka. Sindbad, 2018.

Статья поступила в редакцию 18.05.21

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia),

E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

FORMATION OF MOTIVATIONAL READINESS OF STUDENTS OF ACCORDION PLAYERS IN INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN. The article substantiates relevance of the process of formation of motivational readiness of students of accordion players in institutions of additional education of children. The article deals with difficulties of the initial stage of training, which is associated with the setting of the performing apparatus, the development of the necessary complex of articulation, basic strokes, performing techniques and methods of sound production, sound science, as well as the ergonomics of the instrument, the topography of its keyboards. It reveals the physical, physiological and psychological nature of the performing art of accordionists. The expediency of organizing a specialized preparatory stage aimed at forming the motivational readiness of novice accordion players, within which a complex overcoming of physical, physiological and psychological difficulties is carried out, is justified. It is proved that on its basis it becomes possible, without losing sight of the details of the technological and psychological order, to master scrupulously, gradually and consistently the basics of sound production and sound science, active and inertial, reproductive and productive performing actions-movements, taking into account the unity of form and content, stylistic and genre, technical and artistic-figurative, articulation and stroke, emotional-sensory and logical-semantic, canonical and specific, traditional and innovative principles. It is suggested that the training of young accordionists to play the related instruments, including the piano, can optimize and make more effective the process of forming their motivational readiness. In conclusion, the study of the issues under consideration is a promising direction in the field of pedagogy and psychology of musical and instrumental performance, which largely determines the process of reforming and modernizing the modern system of additional education for children.

Key words: motivational readiness, specialized preparatory stage, learning accordionists, accordion, formation, teachers, initial training.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки,

E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.