ПЕРЕКРЕСТОК ИСКУССТВ РОССИЯ—ЗАПАД. СПб., 2016.
М. А. Костыря
НОВЫЙ ИСТОЧНИК КОМПОЗИЦИИ ПОРТРЕТА МАДАМ РЕКАМЬЕ ЖАКА-ЛУИ ДАВИДА
Портрет Жюльетты Рекамье, написанный Жаком-Луи Давидом (1748-1825) в 1800 г. и хранящийся ныне в Лувре, справедливо считается одним из лучших произведений мастера1. Став своеобразным символом эпохи, это произведение оказало значительное влияние на искусство неоклассицизма. В то же время имеются основания полагать, что при создании этого полотна Давид, в свою очередь, испытал воздействие творчества английского рисовальщика и скульптора Джона Флаксмана (1755-1826), а именно сделанных по его рисункам иллюстраций к «Одиссее» Гомера. Влияние других источников, отмечаемых исследователями, например, этрусских саркофагов или фресок Джулио Романо (ок. 14991546) в мантуанском Палаццо дель Те, представляется нам возможным, но отнюдь не решающим2.
Рассмотрим некоторые элементы композиции портрета мадам Рекамье. Сделанные в античном стиле предметы обстановки — высокий светильник, скамеечка для ног и кушетка — не новы для Давида. Впервые они появляются (хотя и в несколько ином виде) в картине «Смерть Сократа» (1787, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Известно, что набор «античной» мебели был изготовлен для Давида знаменитым мастером Жоржем Жакобом (1739-1814). Предметы из этого набора несколько раз использовались художником при создании своих картин. Нет сомнения, что, пригласив мадам Рекамье позировать в свою мастерскую, Давид окружил ее «античными» аксессуарами, имевшимися в его распоряжении (о конкретных прототипах светильника и скамеечки будет сказано ниже).
В Музее изящных искусств города Булонь-сюр-Мер сохранился подготовительный этюд маслом к портрету мадам Рекамье. То, что модель обнажена, не должно нас настораживать, ибо привычный метод художника (восходящий к Рафаэлю) состоял в том, что Давид очень часто вначале разрабатывал композицию с обнаженными фигурами, которые затем «одевал» в законченном произведении. Данный этюд, видимо, являлся отражением первоначального замысла художника. В нем Давид уже почти определился с позой модели (которая, как писал Ж. Базен, должна была быть обычной для мадам Рекамье3), но еще не нашел окончательную идею композиции. Массивный светильник при этом кажется перенесенным из картины «Смерть Сократа», и помещен он аналогично —
1 Основная библиография в: Jacques-Louis David 1748-1825. Сatalogue de l'exposition. Musée du Louvre, Paris; Musée national du château, Versailles (26 octobre 1989-12 février 1990) / Par A. Schnapper, A. Serullaz. Paris, 1989. Cat. 158. P. 356-357.
2 Lajer-Burcharth Е. Necklines: The Art of Jacques-Louis David after the Terror. New Haven & London, 1999. Р. 269-270.
3 Bazin G. Der Louvre. Munchen, 1958. S. 238. 54 © М. А. Костыря, 2016
за кроватью. Модель максимально приближена к зрителю, из-за чего композиция в целом выглядит достаточно компактной, в ней почти нет свободного пространства.
Структура луврской картины совершенно иная. По нашему мнению, окончательный вариант композиции портрета мадам Рекамье имеет несомненную связь с иллюстрацией Флаксмана № 5 к «Одиссее», на которой изображена Пенелопа с являющейся ей во сне богиней Афиной.
Иллюстрации Флаксмана к «Илиаде» и «Одиссее» впервые увидели свет в 1793 г. в Риме. Это были гравюры резцом, выполненные итальянским мастером Томмазо Пироли (ок. 1752-1824) по рисункам Флаксмана. Элегантные, поражающие своим изяществом, гармоничностью и чистотой формы, композиции мгновенно обрели громадную славу в Европе. «Чистый линеарный стиль Флаксмана долгим эхом отозвался в европейском классицизме», — заметил С. М. Даниэль4. Чарующие образы Флаксмана стали источником вдохновения для многих художников. Не избежал этого и Давид. Установлено, что он использовал иллюстрации к «Илиаде» при работе над картиной «Сабинянки» (17961799, Париж, Лувр) — т.е. за несколько лет до создания портрета мадам Рекамье5. Нам представляется, что под впечатлением от сцены «Сон Пенелопы» Давид мог найти важнейшие композиционные элементы портрета мадам Рекамье. Светильник перемещается влево, в силу чего композиционная структура картины приобретает ярко выраженную диагональ. Изменяется сам характер пространственного построения полотна: по сравнению с этюдом из Булони кушетка с моделью переносится с первого плана на второй, общая композиция наполняется воздухом, становится более свободной. С помощью пустого пространства Давид подчеркивает роль силуэта, линейное начало в композиции. Здесь мы не будем останавливаться на столь часто обсуждавшейся проблеме «незавершенности» полотна, указав лишь, что, на наш взгляд, картина Давида является вполне законченным художественным произведеним, достигшим «максимума своего совершенства»6. Возвращаясь к сравнению произведений Флаксмана и Давида, можно заметить, что одежды Пенелопы и мадам Рекамье спадают с кушетки на пол почти одинаковыми складками.
Кроме того, существует еще одно свидетельство связи луврской картины с творчеством Флаксмана. При внимательном рассмотрении оказывается, что формы светильника и скамеечки для ног из портрета мадам Рекамье полно стью повторяют формы этих предметов из иллюстрации № 23 все к той же «Одиссее» — «Эвриклея, узнающая Одиссея по шраму на ноге». Возможно, что данные аксессуары были исполнены на картине молодым Жаном Огюстом Домеником Энгром (1780-1867), в то время обучавшимся в мастерской Давида. Это мнение основано на том, что в музее Энгра в Монтобане хранятся рисунки этих предметов. Если эти рисунки являются подготовительными и, следовательно, именно Энгр заменил массивный светильник из этюда Давида на изящный и более соответствующий характеру модели, то можно предположить, что как учитель, так и ученик при работе над картиной пользовались иллюстрациями к поэме Гомера. Исследователи указывают, что Энгр владел множеством гравюр Флаксмана, некоторые из них до сих пор хранятся в
4 Даниэль С. М. Европейский классицизм. СПб., 2003. С.152.
5 Brookner A. Jacques-Louis David. London, 1980. P. 138; Symmons S. Flaxman and Europe: The Outline Illustrations and their Influence. London and New York, 1984. P. 119; ШнапперА. Давид: свидетель своей эпохи. М., 1984. С. 166.
6 Holma K. David, son evolution et son style. Paris, 1940. P. 77.
M. Т. Костыря
библиотеке музея Энгра в Монтобане7.
Таким образом, композиция портрета мадам Рекамье представляется плодом своеобразного «сотрудничества» двух известнейших мастеров неоклассицизма — рисовальщика Флаксмана и живописца Давида. При этом нужно подчеркнуть, что, найдя близкие ему по духу композиционные элементы в работах Флаксмана, Давид в результате обобщения пришел к новому высокому синтезу, позволившему создать один из выдающихся портретов мировой живописи.
Информация о статье
УДК 75.046
Автор: Костыря Максим Алексеевич, кандидат искусствоведения, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. [email protected]
Название: Новый источник композиции портрета мадам Рекамье Жака-Луи Давида Резюме: Портрет Жюльетты Рекамье (1800, Париж, Лувр), написанный Жаком-Луи Давидом (17481825), справедливо считается одним из шедевров эпохи неоклассицизма. Исследователи находили различные источники его композиции, включая, например, этрусские саркофаги и фрески Джулио Романо (ок. 1499-1546) в мантуанском Палаццо дель Те. Однако в данном контексте никогда не упоминалось имя английского рисовальщика и скульптора Джона Флаксмана (1755-1826). В статье изложена гипотеза, что именно сделанные по рисункам Флаксмана иллюстрации к «Одиссее» Гомера (1793) оказали решающее влияние на разработку композиционной структуры портрета мадам Рекамье.
Для обоснования своего мнения автор привлекает различные материалы. Подготовительный этюд к портрету мадам Рекамье (Булонь-сюр-Мер, Музей изящных искусств) представляет первоначальный вариант композиционного решения портрета. В нем определена поза модели, аксессуары, но еще не найдена окончательная идея композиции. Структура луврской картины полностью изменена. По нашему мнению, окончательный вариант композиции портрета мадам Рекамье имеет вполне определенную связь с иллюстрацией Флаксмана № 5, изображающей сон Пенелопы. Под воздействием данного произведения композиционная структура картины приобрела ярко выраженную диагональ, композиция приобрела монументальность, в ней оказалась подчеркнута роль силуэта. Формы светильника и скамеечки для ног из портрета мадам Рекамье полностью повторяют формы этих предметов из иллюстрации № 23 — «Эвриклея, узнающая Одиссея». Эти аксессуары были исполнены Жаном Огюстом Домеником Энгром (1780-1867), бывшим в то время учеником Давида. Можно предположить, что Энгр, владевший множеством гравюр Флаксмана, тоже пользовался его иллюстрациями к поэме Гомера.
Таким образом, представляется очевидным, что на окончательное сложение композиции портрета мадам Рекамье оказало влияние знакомство Давида с гравюрами по рисункам Флаксмана. Ключевые слова: Западноевропейское искусство, XVIII век, неоклассицизм, Давид, Флаксман, Рекамье.
Литература:
Bajou, Valérie. Monsieur Ingres. Paris: Adam Biro, 1999. 383 p.
Bazin, Germain. Der Louvre. Munchen: Knaur, 1958. 320 S.
Brookner, Anita. Jacques-Louis David. London: Chatto & Windus, 1980. 223 р.
Holma, Klaus. David, son evolution et son style. Paris: P. Lejay, 1940. 135 p.
Jacques-Louis David 1748-1825. Сatalogue de l'exposition. Musée du Louvre, Paris; Musée national du château, Versailles (26 octobre 1989-12 février 1990) / Par A. Schnapper, A. Serullaz. Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1989. 655 p.
Lajer-Burcharth, Ewa. Necklines: The Art of Jacques-Louis David after the Terror. New Haven & London: Yale University Press, 1999. 384 p.
Symmons, Sarah. J. A. D. Ingres: The Apotheosis of Flaxman // The Burlington Magazine. Vol. 121. No. 920 (Nov., 1979). P. 721-725.
7 Symmons S. J. A. D. Ingres: The Apotheosis of Flaxman // The Burlington Magazine. Vol. 121. No. 920 (Nov., 1979). P. 721; Vigne G. Ingres. New York, 1995. P. 37; Bajou V. Monsieur Ingres. Paris, 1999. P. 355, n. 31.
Symmons, Sarah. Flaxman and Europe: The Outline Illustrations and their Influence. London and New York: Garland, 1984. 303 p.
Vigne, Georges. Ingres. New York: Abbeville Press, 1995. 351 p.
Даниэль, Сергей Михайлович. Европейский классицизм. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2003. 304 с.
Шнаппер, Антуан. Давид: свидетель своей эпохи. Москва: Изобразительное искусство, 1984. 280 с.
Information about the article Author: Kostyria, Maksim Alexeevich, Ph.D. in Art History, Associate Professor, Saint-Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; [email protected]. Title: New source of the composition of Mme Recamier portrait by Jacques-Louis David. Abstract: Portrait of Juliette Recamier (1800, Louvre) by Jacques-Louis David (1748-1825) is rightly considered as one of the masterpieces of the Neoclassicism. The researchers found different sources of his compositions, including, for example, Etruscan sarcophagi and frescoes by Giulio Romano (c.1499-1546) at Palazzo del Te. However, in this context, it was never mentioned the name of English painter and sculptor John Flaxman (1755-1826). The article presents the hypothesis that illustrations to the "Odyssey" of Homer (1793) made from the drawings by Flaxman had a decisive influence on the development of the composite structure of portrait of Mme Recamier.
To substantiate his opinion the author draws a variety of materials. Preparatory sketch for the portrait of Mme Recamier (Boulogne-sur-Mer, Museum of Fine Arts) presents the first version of the portrait's composition. It defines the model pose, accessories, but David has not yet found the ultimate idea of the composition. The structure of the Louvre picture is quite different. In our opinion, the final version of the portrait of Madame Recamier's composition has a definite connection with the illustration of Flaxman number 5, representing the dream of Penelope. Under the influence of this work the compositional structure of the painting acquired a pronounced diagonal. Composition became really monumental with a great role of silhouette in it. The shape of lamp and footstool in the portrait of Mme Recamier are the same shape as these items from the illustration number 23 - "Evrikleya recognizes Odysseus". These accessories were executed by Jean Auguste Dominique Ingres (1780-1867), at that time studying in the studio of David. We can assume that Ingres, owning lots of Flaxman engravings, also used them while working on the canvas. Thus, it seems clear, that the final composition of the Mme Recamier's portrait was influenced by the illustrations to the "Odyssey" after the drawings of Flaxman.
Keywords: Western European Art, 18th century, Neoclassicism, portraiture, David, Flaxman, Recamier.
References:
Bajou V. Monsieur Ingres. Paris: Adam Biro, 1999. 383 p.
Bazin G. DerLouvre. Munchen: Knaur, 1958. 320 S.
Brookner A. Jacques-Louis David. London: Chatto & Windus, 1980. 223 р.
Daniel S.M. Evropeiskij klassitsism [European classicism]. Saint-Petersburg: Azbuka-klassika, 2003. 304 p. (in Russian)
Holma K. David, son evolution et son style. Paris: P. Lejay, 1940. 135 p.
Jacques-Louis David 1748-1825. Catalogue de l'exposition. Musée du Louvre, Paris; Musée national du château, Versailles (26 octobre 1989-12 février 1990) / Par A. Schnapper, A. Serullaz. Paris: Éditions de la Réunion des musées nationaux, 1989. 655 p.
Lajer-Burcharth Е. Necklines: The Art of Jacques-Louis David after the Terror. New Haven & London: Yale University Press, 1999. 384 p.
Schnapper А. David: svidetel svojej epokhi [David: témoin de son temps ]. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo, 1984. 280 p. (in Russian)
Symmons S. J. A. D. Ingres: The Apotheosis of Flaxman, in The Burlington Magazine. Vol. 121. No. 920 (Nov., 1979). P. 721-725.
Symmons S. Flaxman and Europe: The Outline Illustrations and their Influence. London and New York: Garland, 1984. 303 p.
Vigne G. Ingres. New York: Abbeville Press, 1995. 351 p.