Вестник Томского государственного университета. 2017. № 419. С. 193-201. DOI: 10.17223/15617793/419/27
УДК 346.91
О. К. Минева, Л. В. Каширская
НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Рассмотрены вопросы правового регулирования производства экономической экспертизы. Выявлены направления, нуждающиеся в изменениях: приведение к единообразию инструментария и методик проверки; нормативных документов, регламентирующих статус эксперта и процесс его деятельности. С использованием метода правового моделирования, обозначены типичные нарушения хозяйствующих субъектов и проведено соотнесение их со статьями Кодексов РФ.
Ключевые слова: экономическая экспертиза; судебный эксперт; типичные нарушения; системные документы; ведомственное и внутриведомственное взаимодействие; эффективность деятельности; расчетные операции; имущественные отношения.
Безопасность Российской Федерации в области экономики является достаточно новой экономико-правовой категорией, разработка которой обусловлена угрозами, характерными для финансово-экономической сферы государства. Неблагополучие в этой сфере не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование и развитие экономики, создает негативный фон в бюджетной, налоговой и иных сферах финансово-экономической системы РФ. В связи с этим одной из актуальных проблем обеспечения безопасности в экономике страны и хозяйствующих субъектов в частности являются расширение методики производства экономической экспертизы и укрепление статуса судебного эксперта.
Как всякий участник процесса, эксперт наделен рядом обязанностей и прав, исполнение которых служит основной цели его участия в процессе - получению с помощью специальных знаний достоверного доказательства [1]:
- лицо, назначенное судебным экспертом, обязано явиться по вызову судьи (суда) (следователя, дознавателя);
- обязано заявить самоотвод при наличии оснований;
- обязано принять экспертизу к производству;
- эксперт обязан явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании, задавать вопросы
лицам, участвующим в деле, и свидетелям (ч. 1,3 ст. 85 ГПК РФ) [2];
- эксперт имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы (необходимыми для ее производства);
- ходатайствовать о предоставлении дополнительных материалов, относящихся к предмету экспертизы;
- ходатайствовать о привлечении другого эксперта;
- участвовать с разрешения дознавателя, следователя, суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы (ст. 57 УПК РФ) [3];
- эксперт вправе с разрешения арбитражного суда участвовать в судебных заседаниях, задавать вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям (ч. 3 ст. 55 АПК РФ) [4];
- эксперт вправе отказаться от дачи заключения;
- эксперт вправе обжаловать действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.
Все нормативные документы, регламентирующие статус эксперта и регулирующие процесс его деятельности, состоят в процессуальных кодексах, указывающих только одно требование для назначения лица судебным экспертом - наличие специальных знаний (табл. 1).
Статус эксперта при производстве экономической экспертизы
Т а б л и ц а 1
Федеральный закон «О государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации» [1] Уголовный кодекс РФ [3] Гражданский процессуальный кодекс РФ [2] Арбитражный процессуальный кодекс РФ [4] Кодекс об административных правонарушениях [5]
Задача государственного судебно-экспертного учреждения - содействие судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2) Лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном настоящим Кодексом, для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ст. 57 УПК) При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам (ст. 79 ГПК) Лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (ст. 55 АПК) Лицо, не заинтересованное в исходе дела, совершеннолетнее, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения (ст. 25.9 КоАП)
По результатам проводимой экономической экспертизы эксперт формирует заключение. Если заключение эксперта выполнено по форме, установленной
Законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» [6], проведено исследование в полном объеме и даны ответы на
вопросы, суд обязан его принять. Согласно ч. 3 ст. 86 ГПК РФ [2] заключение эксперта по экспертизе, проведенное в точном соответствии с ее правовым регулированием, является доказательством по делу, должно быть приобщено к материалам дела и оценено наряду с другими доказательствами. Суд может не согласиться с заключением эксперта и не принять его в качестве доказательства, однако экспертиза должна быть оценена и включена в судебные издержки.
Состав заключения эксперта имеет незначительные различия в нормативных документах, регулирующих это направление в гражданском, арбитражном и уголовном процессах (табл. 2).
Процедура оплаты труда эксперта по экономической экспертизе в гражданском, арбитражном и уголовном процессах также различна (табл. 3).
Значительная часть преступлений в сфере экономики совершается хозяйствующими субъектами, для которых производство, распределение, обмен товарно-материальными ценностями являются основной функцией их профессиональной экономической деятельности [7]. Это дает основание разделить совершаемые указанными субъектами деяния на преступления, связанные с их финансово-хозяйственной деятельностью, а именно в соответствии с наиболее распространенными фактами хозяйственной жизни организации [8], такими как формирование системных документов, ведомственного и внутриведомственного взаимодействия, эффективности деятельности, расчетных операций, имущественных отношений (материально-производственных запасов, основных средств, нематериальных активов).
Структура заключения эксперта в нормативных документах
Т а б л и ц а 2
Состав заключения эксперта ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (ст. 25) [6] УПК РФ (ст. 204) [3] ГПК РФ [2] АПК РФ (ст. 86) [4] КоАП [5]
Время и место производства судебной экспертизы + + - + -
Основания производства судебной экспертизы + + - + -
Сведения об органе (лице), назначившем судебную экспертизу + + - - -
Сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, учетная степень и ученое звание, занимаемая должность) + + - + +
Предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения + + - + -
Поставленные вопросы + + - + -
Объекты исследования и материалы дела + + - + -
Сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы + + - - -
Содержание и результаты исследований с указанием примененных методов + + + + +
Оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам + + + + +
Материалы, иллюстрирующие заключение (фотографии, схемы, графики и т.п.) + - - + -
Иные сведения в соответствии с федеральным законом - - - + -
Обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы - + + + +
Примечание. «-» - не указано; «+» - указано.
Т а б л и ц а 3
Процедура оплаты труда эксперта по экономической экспертизе в гражданском, арбитражном и уголовном процессах
Процедура оплаты труда экспертам Гражданский процесс [2] Административный процесс [4] Уголовный процесс [3]
Суммы, подлежащие выплате экспертам, относятся к издержкам, связанным с рассмотрением дела (ст. 94 ГПК РФ) к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела (ст. 106 АПК РФ) к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела (ст. 131 УПК РФ)
Затраты, понесенные экспертом в связи с явкой в суд (проезд, проживание, суточные) возмещаются (ст. 95 ГПК РФ) возмещаются (ст. 106 АПК РФ) возмещаются (ст. 131 УПК РФ)
Вознаграждение эксперту за выполненную им работу по поручению суда (если эта работа не входит в круг его служебных обязанностей) полагается (ст. 95 ГПК РФ) полагается (ст. 107 АПК РФ) полагается (ст. 131 УПК РФ)
Размер вознаграждения эксперту определяется судом по согласованию со сторонами и экспертом (ст. 96 ГПК РФ) судом по согласованию со сторонами и экспертом (ст. 108 АПК РФ) Правительством РФ (ст. 133 УПК РФ)
Оплата труда эксперта, если производство экспертизы осуществляется - по инициативе суда: за счет федерального бюджета (ст. 96 ГПК РФ); - по инициативе мирового судьи: за счет бюджета субъекта РФ (ст. 96 ГПК РФ) лицом, заявившим ходатайство о проведении экспертизы за счет федерального бюджета (ст. 131 УПК РФ) или за счет осужденного (ст. 131 УПК РФ)
Любая проверка начинается с поиска возможных следов противоправных действий. Найденные признаки таких действий ведут к раскрытию экономических преступлений. Основу поиска составляют существующие типичные нарушения. Это связано с тем, что разные направления исследований в ходе экономической экспертизы (вопросы, поставленные перед судебным экспертом) предполагают выявление специфичных именно этим аспектам нарушений. И всегда облегчает поиск определенная гипотеза, которую в данном случае и представляют собой типичные нарушения.
Проблема состоит в том, что выявленные нарушения, например, в бухгалтерском учете, трактуются как «занижение прихода и завышение расхода материальных ценностей» или «несвоевременная выплата заработной платы» и т.д., а в кодексах РФ такая трактовка не предусмотрена, тогда как выявляемое нарушение «не целевое использование бюджетных средств» именно в таком текстовом варианте существует как в Бюджетном кодексе РФ, так и в Кодексе об административных правонарушениях.
В связи с этим возникают вопросы: как должностным лицам и работникам хозяйствующего субъекта, а также представителям контролирующих и судебных органов понять границы и степень экономического преступления? Как соотнести выявленное экономическое преступление с многообразием статей кодексов РФ?
Ввиду разночтения статей кодексов РФ и отсутствия схожести в профессиональных суждениях всех участников экономической экспертизы рекомендовано зафиксировать типичные экономические нарушения с определенными, закрепленными статьями Бюджетного кодекса РФ [9], Кодекса об административных правонарушениях [5] и Уголовного кодекса РФ [3].
Эта часть методики экономической экспертизы может быть применена:
- хозяйствующим субъектом для оценки степени экономического преступления и профилактики правонарушений в организации;
- контролирующими и судебными органами в качестве основы судебно-следственных мероприятий и формирование заключение эксперта.
Итак, системные документы представляют собой основу деятельности хозяйствующего субъекта, именно на их основании и строится вся экономическая деятельность организации. К ним могут относится: лицензия на осуществление деятельности, внутрифирменные положения (о документообороте, о взаимодействии со связанными сторонами, об оплате труда и т. д.), приказы и распоряжения, гражданско-правовые договоры с физическими и юридическими лицами, протоколы и пр.
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы системных документов и формирования заключения эксперта представлен в табл. 4.
Т а б л и ц а 4
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы системных документов
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
Отсутствие системных документов Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной
кредитной организации
Несвоевременное изготовление и изменение системных документов Статья 306.4.
Несоответствие системных документов законодательным и нормативным актам Нецелевое использование бюджетных Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) Статья 171. Незаконное предпринимательство
Нарушения, допущенные при оформлении системных документов средств
Ошибки при регистрации системного документа (количественные либо качественные расхождения при переносе данных из документов в учётные регистры) -
Отсутствие необходимых реквизитов в системных документах Статья 15.11. Г рубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Организации не могут сосуществовать обособленно от внешнего влияния, поскольку всегда в их экономической деятельности присутствуют следующие взаимосвязи: с вышестоящей организацией - в части финансирования, имущественного движения, выполнения государственного задания; с дебиторами и кредиторами - в части получения или оказания услуг, продажи готовой продукции, товаров и выполнения работ; с бюджетными и внебюджетными фондами - в части уплаты и возмещения налогов; с контролирующими организациями - в
части исполнения нормативных актов и их предписаний; со своими работниками - в части социального, материального обеспечения и т.д. Таким образом, все эти операции сводятся к формированию ведомственного и внутриведомственного взаимодействия.
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы ведомственного и внутриведомственного взаимодействия и формирования заключения эксперта может представлен в табл. 5.
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы расчетных операций и формирования заключения эксперта представлен в табл. 6.
Макет соотношения типичных нарушений и ко дексов РФ при производстве экономической экспер тизы оплаты труда с примером оформления и форми рования заключения эксперта представлен в табл. 7.
Т а б л и ц а 5
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы ведомственного и внутриведомственного взаимодействия
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Отсутствие государственного (муниципального) задания, плана финансово-хозяйственной деятельности и первичных документов Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 159. Мошенничество
Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
Статья 15.16. Нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами
Нецелевое использование средств Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 159. Мошенничество
Необоснованность расчетов сметных назначений Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита Статья 159. Мошенничество
Нерациональное и неэффективное использование средств Статья 159. Мошенничество
Несоблюдение финансовой дисциплины -
Неотражение результатов актов проверок (ревизий, налогового контроля, бухгалтерской экспертизы) - Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности -
Ошибки, связанные с оформлением финансовой документации Статья 159. Мошенничество
Т а б л и ц а 6
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы
расчетных операций
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Перечисление авансов при отсутствии кредиторской задолженности Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности Статья 159. Мошенничество
Перечисление средств в качестве предоплаты по бестоварным счетам и другим сомнительным операциям
Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами без предварительного оформления договора
Отсутствие в первичных документах штампа банка -
Неправильное отражение в учете произведенных операций - -
Отсутствие утвержденного приказом руководителя списка лиц, которым разрешено получать деньги в подотчет - -
Задолженность подотчетных лиц, не погашенная в установленные сроки Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита -
Отсутствие утвержденных смет представительских расходов Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 159. Мошенничество
Отсутствие визы руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, утверждающего авансовый отчет -
Отсутствие договора займа или составление его с нарушением ГК РФ Отсутствие договора с банком о пролонгации кредита -
Ненадлежащее ведение учета Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица
Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
Неправильный учет расходов по уплате процентов по кредитам и займам -
Нецелевое использование средств кредитов банков Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 159. Мошенничество
Проведение тендера с нарушением требований, искажения или дозирования информации Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита Статья 14.24. Нарушение законодательства об организованных торгах
Отсутствие оправдательных первичных документов или наличие документов неудовлетворительного качества, приложенных к авансовому отчету - Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Выдача денежных средств в подотчет лицам, не являющимся работниками предприятия, без соответствующего обоснования -
Невыполнение условий договора, использование условий договора в качестве прикрытия «отката» Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
Т а б л и ц а 7
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы
оплаты труда (с примером оформления)
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Выплаты по договорам возмездного оказания услуг необоснованного характера Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности Статья 159. Мошенничество
Отвлечение денежных средств, выплаты подставным лицам, незаконные выплаты
Завышение расчетных сумм
Искажение расчетной информации (включение в табель учета рабочего времени, приписки невыполненных работ) -
Отсутствие документов, подтверждающих законность выплат работникам денежных средств Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
Ошибки при начислении выплат по среднему заработку - -
Ненадлежащее ведение бухгалтерского учета (неправильная корреспонденция счетов, расхождение между данными аналитического и синтетического учета) - -
Неправомерное списание потерь от порчи ценностей сверх норм естественной убыли в себестоимость продукции или за счет чистой прибыли предприятия вместо отнесения на виновных лиц - Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита Статья 159. Мошенничество
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования Статья 160. Присвоение или растрата
Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
Несвоевременная выплата заработной платы работникам Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации
Статья 15.8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога (сбора), страхового взноса, пеней, штрафа
Статья 15.33. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и / или иных сведений в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с физического лица
Нормальное функционирование организации в сфере экономической деятельности предполагает строгое соблюдение нормативных актов и основанных на них системных документов, особенно применительно к использованию имущественных (материально-производственных запасов, основных средств,
нематериальных активов), трудовых и финансовых ресурсов. Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы материально-производственных запасов и формирования заключения эксперта представлен в табл. 8.
Т а б л и ц а 8
Макет соотношения типичных нарушений и Кодексов РФ при производстве экономической экспертизы
материально-производственных запасов
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Отсутствие требуемых реквизитов и наличие исправлений в первичных документах - Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности -
Занижение прихода и завышение расхода материальных ценностей - Статья 159. Мошенничество
Статья 160. Присвоение или растрата
Ошибки и подлоги в процессе кодирования первичных документов - Статья 159. Мошенничество
Дублирование отражения первичных документов -
Искажение данных в момент перфорирования первичных документов (пропуск документов, не пробивка цифр) -
Списание материально-производственных запасов без оприходования -
Несвоевременное и неполное оприходование оплаченных материально-производственных запасов Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
Необоснованность норм расхода материалов Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств
Замена одного материала другим, более дешевым
Списание стоимости сырья и материалов, но фактически неизрасходованным в производстве
Необоснованная уценка материалов -
Отсутствие первичных приходных и расходных документов - -
Неправильное исчисление фактической стоимости заготовления материалов - Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования -
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы основных средств и формирования заключения эксперта представлен в табл. 9.
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспер тизы нематериальных активов и формирования за ключения эксперта представлен в табл. 10.
Т а б л и ц а 9
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы основных средств
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Присвоение инвентарного номера ранее списанным основным средствам или отсутствие таковых - Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности -
Отсутствие обязательных реквизитов - -
Отсутствие документального оформления - -
Учет основных средств обезличенно, без закрепления за ответственными за их сохранность лицами - Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
Передача основного средства с одного места на другое без документального оформления - -
Формальное проведение инвентаризации основных средств - -
Списание основных средств с нарушением установленного порядка - -
Несвоевременное оприходование объектов основных средств Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств -
Неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов основных средств Статья 158. Кража
Статья 160. Присвоение или растрата
Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств - Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и /или сборов с организации
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
Начисление амортизации по полностью амортизированным объектам - Статья 159. Мошенничество
Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности
Т а б л и ц а 10
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы нематериальных активов
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Учет в составе нематериальных активов объектов, не относящихся к ним - Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности -
Отсутствие актов ввода в эксплуатацию нематериального актива с указанием срока их эксплуатации - -
Отсутствие первичных приходных документов или оформление их с нарушением установленных требований - -
Неправильное отнесение отдельных видов расходов к нематериальным активам - Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации
Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования
Неправильное начисление амортизации по отдельным объектам нематериальных активов -
В свою очередь, рациональное, действенное, результативное использование имущественных, трудовых и финансовых ресурсов приводит к эффективности деятельности организации. Значение этого элемента жизнедеятельности предприятия является конечной целью всего его существования.
Таким образом, все перечисленные ранее факты хозяйственной жизни организации играют важную роль в обеспечении устойчивого развития как самого хозяйствующего субъекта, так и экономики в целом.
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы эффективности деятельности и формирования заключения эксперта представлен в табл. 11.
Разработанные таблицы позволят: усовершенствовать систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, организацию которой предусматривает ст. 19 «Внутренний контроль» Федерального закона «О бухгалтерском учете» [8]; иметь своеобразный «ориентир» на халатные или мошеннические действия должностных лиц и работников хозяйствующего субъекта. Дополнительным стимулом применения разработанных таблиц в осуществлении проверки является стоимость услуг эксперта, которые в ряде случаев будут оплачены лицом, заявившим ходатайство о проведении экспертизы. Ориентировочная стоимость услуг эксперта заявлена на сайтах судебных лабораторий, осуществляющих экономическую экспертизу (табл. 12).
Т а б л и ц а 11
Макет соотношения типичных нарушений и кодексов РФ при производстве экономической экспертизы
эффективности деятельности
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Неадекватность результатов, плохая результативность финансовохозяйственной деятельности - - Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с физического лица
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации
Искажение информации в бухгалтерских программах - - -
Необеспечение сохранности государственного имущества - Статья 15.11. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности Статья 158. Кража
Статья 160. Присвоение или растрата
Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность
Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества
Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
Неумышленные ошибки и действия работников - - Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
Потенциальное банкротство - Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве
Нарушения Бюджетный кодекс РФ [9] Кодекс об административных правонарушениях [5] Уголовный кодекс РФ [3]
Статья 196. Преднамеренное банкротство
Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве Статья 197. Фиктивное банкротство
Статья 201. Злоупотребление полномочиями
Необеспечение качества оказываемых услуг - Статья 14.7. Обман потребителей Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований -
Нерациональное и неэффективное использование средств Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита -
Наличие возможных потерь Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования Статья 158. Кража
Статья 160. Присвоение или растрата
Статья 164. Хищение предметов, имеющих особую ценность
Статья 15.2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества
Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
Неэффективное управление бюджетным учреждением Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита Статья 201. Злоупотребление полномочиями
Возможность своевременного погашения дебиторской и кредиторской задолженности Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности
Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с физического лица
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и / или сборов с организации
Стоимость услуг эксперта по производству экономической экспертизы
Т а б л и ц а 12
Организация Стоимость
Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ [10] 31 813,04 руб. за 28 ч (указано минимальное количество часов)
Некоммерческое партнерство «Федерация судебных экспертов» [11] От 15 000 руб. - по гражданским делам, от 30 000 руб. -по уголовным и арбитражным делам
Автономная некоммерческая организация Центр по проведению судебных экспертиз и исследований «Судебный Эксперт» [12] От 40 000 руб. (по судебным экспертизам и внесудебным исследованиям)
Независимое агентство «Эксперт» [13] От 15 000 руб. - по внесудебным исследованиями, от 20 000 руб. -по судебным экспертизам
В целом проведенный анализ различных аспектов нормативного регулирования производства экономической экспертизы показал, что существование этих компонентов в финансово-экономической сфере требует закрепления единообразия в подходах к ее
производству на законодательном уровне и формирования методических разработок по вопросам ее проведения, а разработанные и предложенные в статье приемы и рекомендации позволят создать основу системы экономической экспертизы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кеворкова Ж. А. Экономическая экспертиза : учеб. пособие. М. : Проспект, 2017. 253 с.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2017) . URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.04.2017).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017). URL: http://www.consultant.ru
(дата обращения: 18.04.2017).
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2017) . URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.04.2017).
5. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017). URL: http://www.consultant.ru (дата обраще-
ния: 18.04.2017).
6. Федеральный закон РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 № 73-ФЗ. URL:
http://www.consultant.ru
7. Бертовский Л.В., Образцов В. А. Выявление и расследование экономических преступлений. М. : Экзамен, 2003. 256 с.
8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.04.2017).
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ (28.03.2017). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения:
18.04.2017) .
10. URL: http://sudexpert.ru
11. URL: http://sud-expertiza.ru
12. URL: http://sudexpa.ru
13. URL: http://www.nea-expert.ru
Статья представлена научной редакцией «Право» 12 мая 2017 г.
A NEW TOOL OF LEGAL REGULATION TO PERFORM ECONOMIC EXPERT EXAMINATION
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2017, 419, 193-201.
DOI: 10.17223/15617793/419/27
Oksana K. Mineva, Astrakhan State University (Astrakhan, Russian Federation). E-mail: okmineva@rambler.ru Lyudmila V. Kashirskaya, Astrakhan State University (Astrakhan, Russian Federation). E-mail: kashirskaya76@mail.ru Keywords: economic examination; forensic expert; typical violations; system documents; departmental and interdepartmental interaction; efficiency of activity; settlement operations; examination of property relations.
This paper considers legal regulations that are currently applicable to tools and techniques of an expert examination. It presents a comparative analysis of legal regulation of economic expert examination; it also concerns experts’ status and the form of their reports. The article also sets and tackles the tasks to develop approaches to standardization of an economic expert assessment; it also determines the main categories of economic violations that require an economic expert examination to analyze activities performed by economic entities. The methodological foundation of the presented research is the system-based and the process-based approaches towards the set issue. General scientific methods of logical analysis and synthesis (in particular, analogy, typology, generalization) have been applied. Based on the research of substantial empiric material, the authors have determined the specific features of violations revealed by an expert examination and classified them in accordance with types of examinations. As a result, the authors conclude that it is possible to correlate typical violations with clauses of the Russian Budgetary Code, the Russian Criminal Code, and the Russian Code on Administrative Offenses. Using the method of legal sociology (in particular, analyzing materials of criminal and civil cases and other documents), the authors have revealed the degree of efficiency of legal regulation of economic expert examination. Applying the method of legal modeling and analyzing the main contradictions and discrepancies between interpretations of typical violations and clauses of the Russian Budgetary Code, the Russian Criminal Code, and the Russian Code on Administrative Offenses, the authors have revealed a regularity in interpreting the results of economic expert examinations and in referring the obtained conclusions to the original interpretations of the above mentioned Russian Codes. The authors conclude that a number of tendencies requiring considerable changes could distinctly be revealed within the current system of economic expert examination. In particular, there is a tendency to make the following techniques and regulations uniform: the techniques to verify and assess the revealed economic violations as per the above mentioned Russian Codes, the legal regulations determining experts’ status and activity process (including the structure of expert reports) and the procedure of payment for experts’ economic examinations in civil, arbitrary and criminal proceedings. Application of the suggested techniques of economic expertise will make it possible to deter economic violations, enhance the internal control system of an economic entity and prevent similar violations in the future.
REFERENCES
1. Kevorkova, Zh.A. (2017) Ekonomicheskaya ekspertiza [Economic expert examination]. Moscow: Prospekt.
2. The Civil Procedure Code of the Russian Federation of November 14, 2002 No. 138-FZ (as amended on December 19, 2016) (as amended and
supplemented, in force from 01.01.2017). [Online] Available from: http://www.consultant.ru. (Accessed: 18.04.2017). (In Russian).
3. The Criminal Procedure Code of the Russian Federation of December 18, 2001 No. 174-FZ (as amended on 03.04.2017). [Online] Available from:
http://www.consultant.ru. (Accessed: 18.04.2017). (In Russian).
4. The Arbitration Procedural Code of the Russian Federation of July 24, 2002, No. 95-FZ (as amended on December 19, 2016) (as amended and
supplemented, in force from 01.01.2017). [Online] Available from: http://www.consultant.ru. (Accessed: 18.04.2017). (In Russian).
5. The Code on Administrative Offenses of 30.12.2001 No. 195-FZ (as amended on 03.04.2017). [Online] Available from: http://www.consultant.ru.
(Accessed: 18.04.2017). (In Russian).
6. Konsul’tantPlyus. (2001) Federal’nyy zakon RF “O gosudarstvennoy sudebno-ekspertnoy deyatel’nosti vRossiyskoy Federatsii" ot 31.05.2001 №
73-FZ [The Federal Law of the Russian Federation “On State Forensic Expert Activities in the Russian Federation” of May 31, 2001 No. 73-FZ]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru.
7. Bertovskiy, L.V. & Obraztsov, V.A. (2003) Vyyavlenie i rassledovanie ekonomicheskikh prestupleniy [Identification and investigation of economic
crimes]. Moscow: Ekzamen.
8. Konsul’tantPlyus. (2011) Federal’nyy zakon “O bukhgalterskom uchete" ot 06.12.2011 402-FZ [The Federal Law “On Accounting” of 06.12.2011
No. 402-FZ]. [Online] Available from: http://www.consultant.ru. (Accessed: 18.04.2017).
9. The Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (March 28, 2017). [Online] Available from: http://www.consultant.ru.
(Accessed: 18.04.2017). (In Russian).
10. [Online] Available from: http://sudexpert.ru.
11. [Online] Available from: http://sud-expertiza.ru.
12. [Online] Available from: http://sudexpa.ru.
13. [Online] Available from: http://www.nea-expert.ru.
Received: 12 May 2017