Научная статья на тему 'Новый год и ёлка: становление современных традиций'

Новый год и ёлка: становление современных традиций Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2706
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Область наук
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / НОВЫЙ ГОД / НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА / НОВОГОДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ / HOLIDAY / NEW YEAR / CHRISTMAS TREE / NEW YEAR’S APPEAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурьянов Константин Валентинович, Шатило Ярослав Сергеевич

Рассматриваются общественные отношения, связанные с празднованием наступления Нового года и установки новогодней ёлки, краткие этапы праздника в советской и современной российской истории, становление традиции новогоднего обращения главы государства к согражданам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW YEAR AND CHRISTMAS TREE: THE EMERGENCE OF MODERN TRADITIONS

Discusses the public relations associated with the celebration of the onset of the new year and the installation of the New Year tree; short stages of the holiday in Soviet and modern Russian history; the formation of the tradition of the New Year’s address of the head of state to fellow citizens.

Текст научной работы на тему «Новый год и ёлка: становление современных традиций»



ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

УДК 93+394.262.5+398.332.42

НОВЫЙ ГОД И ЕЛКА: СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРАДИЦИЙ

NEW YEAR AND CHRISTMAS TREE: THE EMERGENCE OF MODERN TRADITIONS

© Гурьянов Константин Валентинович

Konstantin V. Guryanov

кандидат технических наук, доцент, Почётный сотрудник МВД России, преподаватель, Саратовская государственная юридическая академия, Юридический колледж (г. Саратов).

'hD (Technical), Associate Professor, Honored worker of the Russian Interior Ministry, ecturer, Saratov State Law Academy, Law College (Saratov).

И gur_57@mail.ru

© Шатило Ярослав Сергеевич

Yaroslav S. Shatilo

кандидат технических наук, доцент, профессор Академии военных наук старший научный сотрудник, Поволжский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (г. Энгельс).

PhD (Technical), Associate Professor, Professor of the Academy of military Sciences, senior researcher, Volga Region Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation (Engels).

И shatl55@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются общественные отношения, связанные с празднованием наступления Нового года и установки новогодней ёлки, краткие этапы праздника в советской и современной российской истории, становление традиции новогоднего обращения главы государства к согражданам.

Ключевые слова: праздник, Новый год, новогодняя ёлка, новогоднее обращение.

Abstract. Discusses the public relations associated with the celebration of the onset of the new year and the installation of the New Year tree; short stages of the holiday in Soviet and modern Russian history; the formation of the tradition of the New Year's address of the head of state to fellow citizens.

Key words: holiday, New year, Christmas tree, New Year's appeal.

Жизнь любого человека представляет собой чередование праздников и будней. Будни человека обычно наполнены работой и семейными заботами. Отличительной чертой будней была обыденность и простота домашнего существования, необходимая умеренность в еде, удобная для работы, учёбы и службы одежда, ограниченность досуга. В противоположность будням праздничные дни рассматривались как заслуженное время отдыха, общего и/или семейного веселья, радости, ощущения полноты жизни.

Праздники и церемонии сопровождают любого человека всю его жизнь с момента рождения. Любой праздник приподнимает человека над обыденностью его существования и служит определённой вехой в единении его прошлого, настоящего и будущего.

С давних времён люди отмечали чередование лет. При этом началом года считали или сезонное обновление природы, или связывали его с определёнными религиозными традициями.

В нашей стране менялись и даты праздника наступления Нового года, и связанные с этим

событием традиции, обычаи, символы, ритуалы. В праздновании Нового года и установлении рождественской ёлки отразились не только общественные ценности, но и идеологические установки. Поэтому история празднования Нового года в нашей стране является интересной темой для научного исследования.

Ёлка с давних времен считается символом Рождества и Нового Года. Но как она им стала?

История Новогодней ёлки насчитывает много тысячелетий. Её «прообразом» было Мировое Дерево. В древние времена оно символизировало собой устройство мира и само считалось центром мироздания. Его корни, уходящие глубоко в землю, - преисподняя. Его мощный ствол с ветвями - наш наземный мир, его крона, тянущаяся в небеса, - Рай, связь человека с Высшими Силами. У славянских народов Мировое Дерево ассоциировалось с березой, у древних египтян - с пальмой. В Греции центр мира олицетворял собой кипарис, в Риме - фиговое дерево, а у кельтских народов - омела.

Окончательно традиция украшать дома деревьями сформировалась только в Средние Века. День зимнего солнцестояния (22 декабря, самый короткий день в году) считался особенным, так как именно на него, по поверьям, выпадал день рождения Адама и Евы. Поэтому в старину в этот день люди устанавливали в своих домах вечнозеленые растения, украшенные красными яблоками. Вместо настоящих яблок на хвойные праздничные деревья уже в XV веке стали вешать стеклянные шары и другие игрушки круглой формы.

Приблизительно в это же время ель становится символом Рождества (которое отмечается 25 декабря и по дате почти совпадает с днем рождения Евы и Адама). Как уверяют письменные источники, впервые на рождественские праздники наряженную ёлку установили в немецком городе Страсбурге, в начале XVI века. Обычай устанавливать рождественскую ёлку постепенно распространился по всей Европе. А к началу XIX века она добралась и до Америки1.

После принятия христианства и до 1700 г. в России действовала византийская система летоисчисления (совпадает с юлианским календарём)

1 Новогодняя ёлка - история и происхождение [Электронный ресурс]. URL: https://pozdrav.a-angel. ru/prazdniki/novogodnyaya-elka. html (дата обращения 17.05.2019).

- «от сотворения мира» или от 5508 г. до н. э. Наступление нового года отмечали в марте, а с XV века - 1 сентября. В этот день на соборной площади Московского Кремля проходила торжественная церемония «О начатии нового лета» и церковная служба с участием царя, патриарха, представителей духовенства, знати, служивых людей и др.

29 и 30 декабря (19, 20 декабря по старому стилю) 1699 г. Пётр I издал два именных указа о введении новой системы летоисчисления и о праздновании Нового года. Документами предписывалось вести отсчёт лет от Рождества Христова (текущий 7208 г. «от сотворения мира» стал, таким образом, 1699 годом) и праздновать Новый год по примеру европейских христианских государств 1 января. При этом григорианский календарь, на который перешли многие страны Европы, царь вводить не стал. Вплоть до XX века Россия продолжала жить по юлианскому летоисчислению, празднуя Новый год на 11 дней позже, чем европейские государства.

Указом от 30 декабря 1699 г. Пётр I повелел в ночное время с 31 декабря на 1 января «по примеру всех христианских народов» пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить... а стоять тому украшению января в первый день». Но поначалу новогодний праздник не прижился в домах русских людей. После смерти Петра обычай был забыт на долгое время.

Возродилась эта традиция лишь во времена Екатерины II. Здесь уже без принуждения новогодние празднества постепенно распространились по всей России. Тогда же в моду вошли придворные балы по образцу европейских.

К началу XX века новогодняя ёлка «надёжно обосновалась» в России и стала непременным атрибутом рождественского праздника. Ели наряжали и устанавливали на Рождество 25 декабря, и они стояли до Нового года или Крещения 19 января. Новогодние торжества воспринимались лишь как дополнение к рождественским.

Первая ель для публики была установлена на Рождество 1852 г. в Санкт-Петербурге в здании Екатерининского (ныне - Московского) вокзала. Позднее общественные ёлки стали ставить в других присутственных местах, в Москве их проводили в здании Благородного собрания в Охотном ряду (ныне - Дом Союзов). Представители дворянства, купцы и промышленники устраивали благотворительные новогодние праздники для детей. Вскоре публичные ёлки начали устраивать в зданиях дворянских собраний, офицерских и купеческих собраний, клубах, театрах и других местах.

В последние десятилетия XIX века в России впервые стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. А. П. Чехов писал: «Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи... Лесов всё меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днём земля становится всё беднее и безобразнее».

Серьёзным противником ёлки как иноземного и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство ёлок в школах и гимназиях.

Однако это не помешало триумфальному шествию ёлки по России.

Традиция была прервана в годы Первой мировой войны. В 1915 г. немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили рождественский праздник, что вызвало крайне негативную реакцию в русской прессе. В результате император Николай II запретил устанавливать ёлки на Рождество.

В публицистической литературе существует мнение, что, придя к власти в 1917 году, партия большевиков запретила празднование Рождества и рождественскую ёлку сразу же после Октябрьской революции.

В действительности это не так: в первые годы после взятия власти никаких специальных или ограничительных мер, направленных против празднования Рождества Христова и ёлки, не было. Более того после Октябрьской революции 1917 г. царский запрет на установку ёлки отменили, и 31 декабря того же года в Михайловском артиллерийском училище в Петрограде была открыта первая общественная ёлка. В Кремле, пострадавшем от обстрелов в ноябре 1917 г., праздника не устраивали.

24 января 1918 г. Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком) принял декрет о введении в России западноевропейского григорианского календаря: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Согласно документу, следующий день после 31 января 1918 г. предписывалось считать не 1 февраля, а 14 февраля, разница между старым и новым стилем составила 13 суток.

Русская православная церковь не признала эти новшества и сохранила своё летоисчисление по юлианскому календарю. Поэтому православное Рождество стали отмечать не 25 декабря (по юлианскому календарю), а 7 января. 14 января появился новый неофициальный праздник, получивший название «старый Новый год».

Несмотря на принятие нового календаря, отношение новой власти к ёлке и Деду Морозу

Рис. 1. Неизвестный художник «Ленин и Крупская на ёлке в Сокольниках» (1960-е гг.)

было вполне благосклонным. Например, известно, что в 1918 году председатель Совета Народных Комисаров (СНК) В. И. Ленин вместе со своей супругой Н. К. Крупской встречали Новый год на Выборгской стороне в актовом зале одного из местных училищ, где собралась, в основном, рабочая молодёжь и рабочие Петрограда. В дальнейшем по инициативе В. И. Ленина и Н. К. Крупской новогодние ёлки устраивались для детей вплоть до его смерти в 1924 году (рис. 1).

Почему же новая власть лояльно относилась к празднованию наступления Нового года и ёлке. Просто Новый год был, как бы, компромиссным праздником, связывавшим «старую» (царскую) и «новую» (социалистическую) Россию. Отказаться от него было сложно, хотя попытки связать его с новой революционной идеей были.

В середине 1920-х гг. партией и правительством была проведена большая работа по превращению празднования Нового года в общенародный социалистический праздник. Повсеместно встречи Нового года стали проводить в рабочих клубах, домах культуры, театрах, начиная их диспутами и театрализованными постановками. Причём все празднования проходили на фоне антирелигиозных компаний. В детских садах и школах они вылились в «Красные ёлки», «Комсомольское рождество», «Вечера безбожника». Эти новые молодёжные праздники должны были создать противовес христианской традиции наряжать рождественскую ёлку.

Для украшения использовались краснухе флажки, игрушки с изображениями на антирелигиозную тематику.

К концу 1920-х гг. в Советском Союзе завершилось формирование советского «праздничного» календаря, в котором сочетались советские государственные праздники, в которые воспрещалось производство работ:

«...

а) 1 января - Новый год;

б) 22 января - день 9 января 1905 года;

в) 12 марта - день низвержения самодержавия;

г) 18 марта - день Парижской Коммуны;

д) 1 и 2 мая - день Интернационала;

е) 7 и 8 ноября - годовщина Октябрьской революции.»,

а наряду с ними предполагались шесть особых дней отдыха (традиционно они посвящались главным религиозным праздникам): «.Отделы труда, по соглашению с губернскими советами профессиональных союзов, устанавливают, <.> ежегодно шесть особых дней отдыха, согласуя эти дни с местными национально-бытовыми условиями, составом населения и т. п.» [1].

Отметим, что на протяжении 1930-х гг. изменения в праздничный календарь практически не вносились, и в таком виде «праздничные» дни просуществовали вплоть до начала войны.

В 1929 году (23-29 апреля) состоялась XVI Всесоюзная конференция

ВКП(б), которая приняла пятилетний план развития народного хозяйства СССР.

С началом первой пятилетки советская власть вступила на путь «плановой, систематической антирелигиозной работы». День Рождества стал противопоставляться годовщине Октября и превратился в обычный рабочий день. 24 сентября 1929 г. постановлением Совнаркома празднование Рождества было запрещено, вместе с Рождеством отменялась и ёлка, против которой когда-то боролась православная церковь, стала называться «поповским» обычаем1 (рис. 2).

Тогда же началась серьёзная агитационная, антирождественская кампания: в журналах и газетах публиковались карикатуры и стихи-агитки.

Антирелигиозная пропаганда была направлена, в первую очередь, на детей. В детских газетах и журналах с 1930 года систематически печатались антирелигиозные, а по сути, антиёлочные произведения (рис. 3).

Моссовет запретил продажу ёлок на базарах. А комсомольцы предложили в дни Рождества и Нового года проводить лыжные кроссы и другие соревнования на свежем воздухе (рис. 4).

Можно считать, что первые шаги по возвращению празднования Нового года и новогодней ёлки наметились в начале 1930-х гг. с принятием двух документов. Так, 10 января 1931 г. ЦИК СССР утвердил Постановление ЦИК СССР № 45, СНК СССР № 454 от 20 сентября 1930 года «О переносе начала хозяйственного года с 1 октября на 1 января» [2]. Вскоре, 31 ян-

1 Страна, которой не стало [Электронный ресурс] // InVictory : мегапортал. URL: https://www.invictory.org/ articles/history/9379-strana-kotoroj-ne-stalo-rozhdestvo-v-sssr-v-dnevnikah-raznyh-let (дата обращения: 20.04.2019).

рШ

— Нет, нам а, я ив буду плакать,— сказала Шура. —Мы все вместе решили, что елки мы устраивать больше не будем.

— Это ты только сейчас тан го во-' ришь,™ сказала Шурина мака, —Посмотрим, что ты смажешь, когда и в самом деле без ел ни останешься!

Но все таки елку у Шуры решили не делать.

3.

На рождестве в очаг пришли все ребята и весь день провели в труде. Оки разучивали антирелигиозные песни, занимались в рабочей комнате, лисели заметки и клеили свою стенную газету.

Поздно вечером довольные ребята дернулись домой и рассказали родителям про свой день в очаге.

А, Фаногеноа

НЕ позволим

Не позволим мы рубить молодую елку, не дадим леса губить, вырубать без толку. Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов. Мы с тобой—враги попам, рождества не надо нам!

Л. Введенский

ПРЕЖДЕ И ТЕПЕРЬ

В нашем доме раньше была пивная. Пьяные были — валялись, дрались, ругались. Грязно было. Везде бутылки валялись. Перемазанные ходили. Милиционеры приходили — пьяных уводили. Разбитые окна были. Грязные стенки были. Спали на панелях. Бочки пивные на кухне стояли. На улице пьяные ходили. Стекла били. Однажды пьяный вышел из пивной, лег на рельсы и его зарезало трамваем. Бутылки били. На пол кружки бросали, Крысы бегали в пивной. Паутины висели спау-наш.

Теперь на месте пивной стал очаг. Отделали его, онраоили, стало чисто. Теперь мы ходим в очаг. Учимся читать, писать, рисоеать. Учимся кушать, чтобы здоровыми быть. На дачу с очагом ездим. Вова Гуцк научился рисовать дом. Витя — пароход. Неяя— тетенек. Роза — дом. Галя научилась китайский дом рисовать. Научились играть в лото. Каждый день отмечаемся. Смотрим за порядном. У нас есть дежурные. Научились маршировать. Делаем гимнастику по радио. Гуляем каждый день. Проводим игры — организованные и свободные.

Ребята 67 очага

Это письмо послали Чижу ребята из 67 Очага. Оки написали его все вместе — коллективно. Все очаговцы должны написать нам о своей работе и о своем очаге.

Не тратьтесь без толку Коньки и лыжи

¡1а рождественскую елку,— Куда нам ближе.

Рис. 4. Пример «Антирождественских» и «антиёлочных» публикаций в прессе2

варя 1931 года ЦИК СССР и СНК СССР приняли следующее Постановление - «Об изменениях в законодательстве Союза ССР в связи с переносом начала хозяйственного года с 1 октября на 1 января».

Примерно в это же время в стране появляется новая традиция - в канун Нового года трудящиеся Страны Советов «дарили» Родине свои трудовые успехи, новые заводы, фабрики, жилые здания, дома отдыха и т. п. Страна же отмечала своих передовых тружеников грамотами, благодарностями и премиями.

1 Ежемесячный журнал «Чиж» издавался с 1930 по 1941 гг. Аббревиатура «Чиж» предположительно расшифровывается как «Чрезвычайно Интересный Журнал», к 1936 году тираж журнала «Чиж» достиг 75 тыс. экземпляров.

На Пленуме ЦК ВКП(б), состоявшемся 25 ноября 1934 года, основной темой обсуждения была отмена карточек. Началась планомерная подготовка отмены карточной системы на основные продукты питания. 25 сентября 1935 года было принято Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) «О снижении цен на хлеб и отмене карточной системы на мясо, рыбу, сахар, жиры и картофель».

Это свидетельствовало о переходе страны после тяжелейшего периода первой пятилетки

2 Рождество в Стране Советов [Электронный ресурс] // Культура.РФ : официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. «Раздел «Традиции». URL: https:// www.culture.ru/materials/158531/rozhdestvo-v-strane-sovetov (дата обращения: 20.05.2019).

Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!

В мрбл'мющюнд« вдои буржуазия я

ЧПНОЛШГКИ Ау11Ху»НИ МЧТИ >!Т1>4НМ.1Н яд Ш>ЯЫЙ ГОЛ СН4ЙН ДвТЯЯ ".тку. ДрЩ Р*А0ЧК1

с лаписть» черлз окно оогнатряй-ми на гкрмющую |ч;Ч1М1п<тнмч11 огиняя елку I «(■(Мишин вокруг иге дете! богател,

Почту V № ШКОЛУ, «тек« дома, ясли. д-пскнс иубы, лмрша няоверов. шлют этото преврасяого ТЖРМЬСТВИ! ре-Лщрггойт: трудящие« Советски! Прага? Какие-то, не ияаче си «л>?аые». аагябщи-кп <к.ииади ять аегс*ое ылмечеияе, ка» бугжудоиую ли»,

атои\ нощивильнешь «ужп-ним ели, которая «инти прекрасных ■чаывчрян^я и« шеЬ. положить конец. К'мооходьпы, шнико-работкип' должны ;мч «0,1 ыП гм ('пт'отпк коллективные ии д.II детей. В школах, ^тлн м*«, в доршх шникфМч а детгких ыу(ки, о детски* вино я театр» — мзде долкв»

бить детсмя ели! Не должно быть ня одяага к .паи, ги бы гмтлчте МЬгге ( Е«яе#*олы»яя № »«троило бы яакаятяе норпго глха ел*\ ия «них рЫмггиш^в. Годоосчы. прекехгтелк районных ясшд-(мьмту, ораны народного сСм-

ЗДРАНЯЯ ШЖЫЫ ГМЯОЧК Г0В*Т-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гсл| МНИ .ия кШП»! ЯМЯЕйД (ОЦЯ-

•чняешчегноЙ мл мин.

Организаций ДетеяоЯ нлмгодие* мня пят» рейят»щ*в будут толпа бмгоаярям.

Я уверен, что кофчшолкнм пр^яут в ятон деде еля« акт* иное учагтие я К'феял ямеляг. ннени*. тгп летгная елка яшетм предраггтпох!

Итак, ламйте *рг*м«?«1 меелую аггре-ч» нового го» для аете!. тгтрян хоро-ймо советмую елку во кет гор«« я паши!

П. ПОСТЫШЕВ.

Рис. 5. Фракгмент полосы газеты «Правда» от 28 декабря 1935 года

к стабильной жизни. В печати стали появляться статьи о том, что граждане страны должны хорошо и сытно есть, красиво одеваться, у них должны быть не только работа, но и досуг, и развлечения.

Можно полагать, что следующим фактором, повлиявшим на изменение ситуации с новогодней ёлкой, стало выступления Иосифа Виссарионовича Сталина на I Всесоюзном совещании рабочих и работниц-стахановцев - 17 ноября 1935 года. Именно тогда была произнесена знаменитая историческая фраза: «... Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живётся, работа спорится.» [3, с. 79-92].

28 декабря 1935 г. в «Правде» была опубликована статья кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) и 2-го секретаря ЦК КП (б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» (рис. 5).

Опубликованное письмо П. П. Постышева получило поддержку, как со стороны партийных, так и общественных организаций: ни у кого не возникло сомнений, что это надо рассматривать как некую партийную директиву.

За считанные дни инициативой была охвачена вся Москва, город преобразился на глазах. По улицам шли

люди, несущие елки, в магазинах и торговых палатках торговали ёлочными игрушками. Ёлку, ставшую главным символом встречи нового года, начали устанавливать в клубах, детских садах и школах, детям начали выдавать пригласительные билеты на ёлку. Ёлка завоевала не только школы и детские сады, она появилась в семьях - в квартирах, домах, а вскоре ёлки стали устанавливать и на главных площадях и улицах городов, собирая вокруг себя множество людей в новогоднюю ночь [6].

Первым официальным документом, возрождавшим празднование Нового года и новогодней ёлки можно назвать Постановление ЦК ВЛКСМ1 «О проведении вечеров учащихся, посвящённых встрече нового, 1936 года» [8], которое напрямую рекомендовало комсомольским и пионерским организациям проведение 31 декабря в школах вечера учащихся 7, 8, 9 и 10 классов, посвящённые встрече нового, 1936 года.

Музыка, пение, декламация, физкультурные выступления и игры, спектакли и инсценировки на этих вечерах проводились на основе самодеятельности самих учащихся.

В Постановлении предусматривалось проведение 1 января для учащихся младших классов ёлки в школах, детских клубах и детских домах

1 В июле 1924 года Российскому коммунистическому союзу молодёжи (РКСМ) было присвоено имя В. И. Ленина и он стал называться Российский Ленинский коммунистический союз молодёжи (РЛКСМ). В связи с образованием Союза ССР (1922) комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодёжи (ВЛКСМ).

Рис. 6. Фрагмент первой страницы газеты «Правда» от 1 января 1936 года1

силами комсомола и пионеров с привлечением родителей, шефов школ, а также организация различных подарков детям.

Таким образом, на государственном уровне была учреждена ёлка, как мероприятие общественных детских учреждений.

В это время выпускались различные сборники статей, где разъяснялась практика организации ёлочного празднества для детей разных возрастов - детсадовского, пионерского, комсомольского [5, с. 53].

Можно считать, что в это же время зародилась и традиция поздравлять граждан страны с наступающим новым годом. В этот период активно развивалась научная деятельность по исследованию ранее слабо изученных островов Северного Ледовитого океана [7, с. 79]. Поэтому 31 декабря 1935 года председатель ЦИК СССР Михаил Иванович Калинин обратился по радио к полярникам - участникам первой арктической экспедиции, в котором и поздравил их с наступающим новым годом.

1 января 1936 года газета «Правда» разместила на первой полосе фотографию Иосифа Виссарионовича Сталина с поздравлением

«С Новым годом, товарищи, с новыми победами под знаменем Ленина- Сталина!» (рис. 6).

Новогодний праздник охватил буквально всю страну. Во многих городах на площадях и в скверах были установлены большие ёлки, украшенные игрушками. Играли духовые оркестры, а Дед Мороз развлекал детишек играми. Была организована торговля сладостями, напитками, ёлочными украшениями.

В Сочи на всех предприятиях, стройках, в санаториях и учреждениях были организованы ёлки для детей. Прошли выступления художественных самодеятельных коллективов. Учащихся премировали за отличную учёбу и участие в самодеятельности [12, с. 77].

В Колонном зале Дома Союзов была организована ёлка для детей и молодёжи. На празднике присутствовал главный новогодний персонаж - Дед Мороз (в исполнении артиста эстрады Михаила Гаркави).

Вскоре, в 1937 году помощницей Деда Мороза стала Снегурочка - именно в этом году

1 Архив «Правды» 1936-1938 [Электронный ресурс] // Сторонники Прорыва : интернет-газета. URL: https://prorivists. org/pravda/ (дата обращения: 27.05.2019).

она впервые появилась на празднике в Доме Союзов в Москве.

С 1954 г. новогодний праздник для детей и молодёжи проходил в Георгиевском зале Большого Кремлёвского Дворца. С 1962 г. его стали проводить в Кремлёвском Дворце съездов (ныне - Государственный Кремлёвский Дворец). С тех пор праздник в Кремле стали называть «главной ёлкой страны».

После празднования наступления нового 1936 года во всех газетах были опубликованы статьи о встрече Нового года в городах и сёлах страны: детских утренниках и ёлках для детей с танцами, подарками, песнями и играми, демонстрацией фильмов; концертах, весёлых спектаклях, выступлениях народных хоров и артистов эстрады и цирка с сольными номерами в рабочих клубах и Дворцах культуры. Совсем невероятным в некоторых городах оказывалось завершение празднования встречи Нового года - новогодним костюмированным бал-маскарадом, который длился всю ночь.

Во многих опубликованных статьях констатировались достижения за прошедший год. Важным пунктом новогодних мероприятий было премирование лучших работников по итогам года. Подарки соответствовали времени: трикотажный отрез на костюм, металлическая кровать, комплект стульев, велосипед, чемодан, а кого-то премировали деньгами, сумма была неплохая - от 50 до 1000 рублей.

Возрождённый праздник - встреча Нового года вместе с ёлкой быстро стал одним из самых любимых семейных и коллективных праздников населения страны. Следует отметить, что по настоящее время государственная символика, используемая на данном празднике, - Кремль, бой курантов, красные звёзды на вершине ёлки, а позже и поздравление главы государства - не воспринимается населением страны как обязательная, коммунистическая, навязанная.

Ёлки вернулись на улицы и в дома, возобновилось производство ёлочных украшений, советские поэты в срочном порядке сочиняли стихи и песни для детских праздников.

Кроме празднования наступления нового года и установления дома нарядной ёлки появилась ещё одна традиция - отмечать встречу Нового года шампанским. 28 июля 1936 года было принято специальное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О про-

изводстве советского шампанского, десертных и столовых вин "Массандра"», - так родилась марка «Советское шампанское». Принятие этого постановления предусматривало, что в 1936 году будет произведено 300 тыс. бутылок, в 1937 году - 500 тыс., а к 1942 году объём производства шампанского должен был составить 12 миллионов бутылок в год [11, с. 198].

В развитие Постановления от 28 июля 1936 года, Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) 5 февраля 1937 года принял ещё одно постановление «О расширении сырьевой базы для производства советского шампанского и высококачественных десертных вин в колхозах РСФСР» в соответствии с которым для производства советского шампанского на территории, прилегающей к району расположения существующего шампанского производства в совхозе «Абрау-Дюрсо» закладывались виноградники в районах Новороссийском, Анапском, Геленджикском и Темрюкском, Азово-Черноморского края; в Цимлянском, Константиновском и Раздорском районах Азово-Черноморского края; в Балаклавском, Куйбышевском и Бахчисарайском районах и в степных районах Крымской АССР; в Минераловодском районе Северо-Кавказского края (Темпельгоф), что позволило бы увеличить производство шампанского почти в 60 раз.

Таким образом, начиная, с середины 1930-х годов, вся советская страна, не только дети, но и взрослые стали привыкать праздновать Новый год 1 января. Иисуса Христа на празднике вытеснил Дед Мороз, в образе которого объединились черты европейского святого Николая и русского народного, фольклорного Мороза.

Забыла о своём неприязненном отношении к ёлке и православная церковь. Теперь зелёные деревца стоят не только в храмах во время рождественского богослужения, но и в домах церковнослужителей.

Новогодний праздник легко входил в жизнь Советского Союза, с радостью был принят гражданами страны и в дальнейшем сыграл большую роль в жизни государства, в том числе и в годы Великой Отечественной войны.

31 декабря 1941 года Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин впервые в истории СССР обратился с новогодним радиообращением ко всему советскому народу, длившимся 3 минуты 40 секунд: «Дорогие товарищи! Граждане Советского Союза! Рабочие и работницы! Колхозники и колхозницы! Советская интеллигенция! Бойцы, командиры и политработники Красной Армии и Военно-Морского Флота! Партизаны и партизанки! Жители советских районов, временно захваченных немецко-фашистскими оккупантами! Разрешите поздравить вас с наступающим Новым годом.» [9].

Аналогичное поздравление повторилось накануне 1944 года. 14 декабря 1943 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) был утверждён новый вариант Советского

гщр!

Государственного гимна (слова - Александр Васильевич Александров и Сергей Владимирович Михалков; музыка - Эль-Регистан (Габриэль Аршалуйсович Уреклянц)). Впервые новый гимн был исполнен в ночь с 31 декабря 1943 года на 1 января 1944 года в редакции для хора и симфонического оркестра Сергея Никифоровича Василенко. Поздравление предшествовало исполнению нового Государственного гимна СССР.

После смерти М. И. Калинина (03 июня 1946 г.) новогодние обращения были прерваны до 1953 года. 31 декабря 1953 года к советскому народу с поздравлением по радио обратился Председатель Президиума Верховного Совета СССР Климент Ефремович Ворошилов. Именно в это время по всей стране складывается канон советского Нового года: с 1954 года главная детская ёлка страны проводится в Кремле.

Весьма любопытным является тот факт, что хотя пост Генерального секретаря ЦК КПСС был более значимым по сравнению с другими высшими должностями, с новогодними поздравлениями традиционно выступали всё-таки лидеры советской власти, т. е. Председатель Президиума Верховного Совета СССР.

С 1956 года, во время проводимой Н. С. Хрущёвым компании «борьбы с культом личности», новогоднее обращение к советскому народу стало обезличенным и исходило от «ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР» и так продолжалось до начала 70-х годов XX века.

Следует отметить, что, несмотря на огромную популярность среди взрослых и детей празднования встречи Нового года, этот праздник не был внесён в число выходных дней в довоенный период.

Первый день Нового года стал выходным днём в Советским Союзе в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 23.12.1947 г. «Об объявлении 1 января нерабочим днём»: «<...> 2. День 1 января - новогодний праздник - считать нерабочим днём». А если обратиться к истории, то ещё в царской России 1 января был установлен как нерабочий день законом от 2 июня 1897 года, но эта традиция прервалась после Октябрьской революции.

Весьма заметную роль в становлении традиции празднования наступления Нового года сыграло Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» от 29 января 1960 года. Телевидение провозглашалось «.важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии.».

Постановление требовало развития и более широкого раскрытия возможностей телевидения. ЦК КПСС было обращено особое внимание на то, что телевидение становится одним из главных источников информации населения о событиях в стране и за границей, о достижениях промышленности, сельского хозяйства, науки, техники, искусства, литературы, спорта.

Одной из любимых музыкально-развлекательных программ советских телезрителей стала программа «Телевизионное кафе», вышедшая на экраны телевизоров 06 апреля 1962 года. Вскоре программу переименовали: «На огонёк», затем в «На голубой огонёк» (имелся в виду голубоватый свет экранов чёрно-белых телевизоров) и, наконец, в «Голубой огонёк» (с 1998 года - «Голубой огонёк на Шаболовке»).

В новогоднюю ночь впервые «Голубой огонёк» вышел на экраны 31 декабря 1962 года. В течении первых десяти лет его существования авторы и создатели «Голубого огонька» придумали и освоили всё то, чем живёт нынешнее развлекательное телевидение. Отличие заключается только в техническом исполнении, но идеи и наполнение остались прежними, оставаясь одной из наиболее любимых передач до настоящего времени (рис. 7).

Новогодние «Голубые огоньки» всегда проходили в непринуждённой атмосфере, которую подчёркивали традиционная новогодняя ёлка, поздравления, хлопушки, фейерверки, серпантин, летающий по студии и шампанское.

Родоначальником традиции ежегодного новогоднего телевизионного обращения главы государства к советскому народу стал Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Его первое новогоднее выступление

по Центральному телевидению состоялось 31 декабря 1970 года в 23:50.

Выступление Л. И. Брежнева можно назвать революционным. Во-первых, впервые по советскому телевидению было показано телеобращение. Во-вторых, оно шло не от имени «ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР».

Рис. 8. Кадр из новогоднего поздравления Л. И. Брежнева

На этот момент Л. И. Брежнев ещё не возглавлял Президимум Верховного Совета (председателем был Николай Викторович Подгорный), что в определённой мере нарушило традицию предыдущих поздравлений. Но, через год советский народ с наступающим новым годом поздравил Н. В. Подгорный, а ещё год спустя с поздравлением выступил Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин.

Первые годы телепоздравления транслировалась в 23:50 по двум центральным телеканалам. Со временем сложилась традиция параллельной трансляции поздравления всеми телеканалами - как общесоюзными, так и региональными.

Начиная с 1979 года, в связи с ухудшением самочувствия Л. И. Брежнева (к этому времени уже совмещавшего посты и Генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Президиума Верховного Совета СССР), с новогодним поздравлением советскому народу от ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР выступал диктор советского телевидения Игорь Леонидович Кириллов, бессменный ведущий «Голубого огонька».

В год смерти Брежнева, 31 декабря 1982 года советских граждан с наступающим новым годом поздравил исполняющий обязанности председателя Президиума Верховного Совета СССР Василий Васильевич Кузнецов.

В 1983 году председателем Президиума Верховного Совета СССР

был назначен Юрий Владимирович Андропов, которого затем сменил Константин Устинович Черненко. Но, ни Ю. В. Андропов, ни К. У. Черненко с новогодними поздравлениями не выступали ни разу - во время нахождения на руководящих должностях и наступления нового года они оба находились в тяжёлом состоянии здоровья.

31 декабря 1985 года новогоднее обращение от лица государства возобновил вновь избранный Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв. Граждане Советского Союза были поражены - Михаил Сергеевич поздравлял жителей страны с наступающим новым годом своими словами, «без бумажки». На тот момент советское государство возглавлял Андрей Андреевич Громыко, но в имиджевом плане, из-за разницы в возрасте, поздравление М. С. Горбачёва выглядело гораздо эффектнее. При этом выступлении появилось нововведение - с поздравлением он обратился не в студии «Останкино», а из кабинета в Кремле.

При нём же появились ещё два новшества, которые были немыслимы без объявленной им «перестройки» Первое - В 1986, 87 и 88 годах состоялся новогодний, как назвали позже, «советско-американский обмен»: Михаил Горбачёв поздравил с наступающим новым годом американский народ, а президент США Рональд Рейган поздравил советский. Второе - начиная с 1988 года новогодние поздравления главы государства стали сопровождаться сурдопереводом.

15 марта 1990 года на третьем внеочередном Съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачёв был избран Президентом СССР. Поэтому 31 декабря 1990 года в телеобращении к гражданам страны прозвучало его первое и, как оказалось впоследствии, последнее выступление в качестве Президента Советского Союза.

Окончание 1991 года было отмечено важнейшими и трагическими событиями для Советского Союза, которые отразились и на новогоднем поздравлении. Так, 21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча президентов независимых республик, на которой была подписана Декларация о целях и принципах Содружества Независимых Государств, которая подтвердила Беловежское соглашение, указав, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает своё существование.

В 19:00 (МСК) 25 декабря 1991-го года в телевизионном обращении, транслировавшимся Гостелерадио и CNN на 153 страны мира, советские граждане увидели прощальное выступление первого и последнего Президента СССР. Он сообщил: «Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям.» и пожелал своим согражданам всего самого доброго [4].

После данного обращения и подписания Указа о передаче управления стратегическим ядерным оружием Президенту РСФСР Б. Н. Ельцину, М. С. Горбачёв навсегда покинул Кремль, а над Кремлём был спущен флаг СССР и поднят флаг РСФСР.

26 декабря 1991 года Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию о прекращении существования СССР «В связи с образованием Содружества Независимых Государств».

Таким образом, теоретически страну должен был поздравлять Президент РСФСР Б. Н. Ельцин. Однако Б. Н. Ельцин появился в телевизионном эфире на день раньше до наступления нового года, то есть не 31-го декабря, а 30-го декабря 1991 года, и, хотя в его речи содержались новогодние поздравления, в большей степени это было разъяснение планировавшихся рыночных реформ. 31 декабря это обращение было опубликовано в официальном печатном органе Правительства Российской Федерации, официальном публикаторе документов в «Российской газете».

В связи с тем, что получилось так, что официальное новогоднее поздравление от главы государства уже состоялось и было опубликовано, в новогоднюю ночь состоялось первое и, пока единственное в российской истории, телепоздравление страны сатириком.

В прямом эфире известный российский сатирик Михаил Николаевич Задорнов сказал: «.В Новосибирске, географическом центре России, вот уже 15 лет висит плакат. Огромными буквами на нём написано: "Да здравствует то, благодаря чему мы несмотря ни на что!" Вот эти слова я считаю лучшим поздравлением народу России!». М. Н. Задорнов не уложился в отведённое для поздравления время, из-за чего трансляция боя курантов была задержана. Таким образом, Новый, 1992 год, наступил в России на одну минуту позже.

Следующие восемь лет, начиная с 1992 года, к россиянам регулярно обращался первый Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин. Необходимо отдать должное его поздравлениям, они отличались от речей предыдущих руководителей страны неказённым, простым и доступным языком. Президент сидел в своём кремлёвском кабинете на фоне российского триколора с бокалом шампанского - он первым из руководителей государства привнёс в новогодние поздравления спиртное - до него ни советские лидеры, ни диктор И. Л. Кириллов, ни сатирик М. Н. Задорнов не поздравляли сограждан с бокалом в руках. Говорил Б. Н. Ельцин недолго и проблемам страны внимания уделял немного, по сравнению с обращением 1991 года. Основное внимание в поздравлениях было уделено именно поздравлению и пожеланиям благополучия, здоровья, счастья и успехов.

31 декабря 1997 года Б. Н. Ельцин подкрепил свои слова в новогоднем поздравлении

Рис. 9. Поздравление с Новым годом Б. Н. Ельцина, 1994 г.

о семейных ценностях присутствием в телевизионном кадре всей своей большой семьи. За несколько минут до наступления нового года, на телеэкране в добавление к привычному новогоднему обращению главы государства к гражданам добавились неожиданные кадры: после окончания речи Президента Б. Н. Ельцина к нему подошли члены его семьи, появился накрытый праздничный стол и сияющая огнями ёлка и под звон бокалов они поздравили друг друга с наступающим новым годом, т. е. ёлка на телеэкране выполняла свою исконную роль, состоящую в утверждении основных человеческих ценностей - единства семьи: родителей и детей.

То же самое повторилось и при встрече следующего, 1999 года. 31 декабря 1998 года в своём поздравительном обращении Президент России Б. Н. Ельцин говорил об излучающей тепло ёлке: «.Пусть это тепло греет нас на протяжении всего года.».

Во время Б. Н. Ельцина произошли ещё два интересных, на наш взгляд, сатирических события. Первое произошло 31 декабря 1993 года, вопреки всем телевизионным традициям, когда на всех каналах демонстрируется новогоднее поздравление главы государства, в новогоднем эфире телеканала НТВ жителей страны с наступающим новым годом поздравлял президент популярного в то время АО «МММ» Сергей Пантелеевич Мавроди. Второе произошло 31 декабря 1998 года - телеканал НТВ оказался единственным каналом, отказавшимся от новогоднего поздравления Президента страны, заменив его куклой-двойником из модного телевизионного шоу «Куклы» и поздравлением Аллы Борисовны Пугачёвой.

Необходимо отметить, что Б. Н. Ельцин относился к каждому своему новогоднему обращению как к личному, семейному празднику. В своих поздравлениях он редко и мало говорил о политике. Этим же отмечено и его новогодняя речь в кризисный 1998 год, когда подводя итоги года, Борис Николаевич не сказал ни одного слова про дефолт.

Уходящий 1999 год был отмечен знаменитым, так называемым «двойным» новогодним телевизионным поздравление россиян от глав государства. В 12:00 (МСК) 31 декабря Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин заявил, что покидает президентский пост, попросил прощения у россиян за допущенные ошибки и поздравил всех с наступающим праздником - новым, 2000 годом. А в новогоднюю полночь с поздравлениями к жителям страны на телевизионных каналах появился Владимир Владимирович Путин. В воём выступлении он признался, что, как всегда, собирался встречать наступающий год дома, как все, слушая Президента страны, однако ему пришлось в экстренном порядке заменить Б. Н. Ельцина и приехать в Кремль для поздравления. Это был первый и последний раз, когда В. В. Путин поздравлял сограждан из кремлёвского кабинета. Уже на следующий год Президент России выступал с новогодним поздравлением, выйдя на Ивановскую площадь Кремля, и остановившись у раскидистой ели. Ещё одна важная деталь - из новогодних поздравлений Президента страны из телекадра пропал бокал с шампанским.

Не изменил такому стилю новогодних поздравлений и следующий российский президент - Дмитрий Анатольевич Медведев. Он поздравлял граждан страны без шампанского, произносил новогоднее поздравление

Рис. 10. Кадр из новогоднего поздравлениея В. В. Путина

на фоне Кремля, стоя на Патриаршем мосту. Новый год - с 2009 по 2012 -россияне встречали с поздравлениями от Д. А. Медведева.

Не обошлось без казусов. В начале 2009 года по непонятной причине один из федеральных каналов в городе Томске семь дней подряд показывал одну и ту же суточную сетку вещания.

В итоге местные жители увидели новогоднее обращение президента Дмитрия Медведева семь раз. Причем, говорят, седьмое обращение побило все рейтинги!

Окончание декабря 2013 года ознаменовалось трагическими событиями. 29 декабря на железнодорожном вокзале в Волгограде произошёл теракт: в 12:43 смертник подорвал себя у рамок металлоискателей на первом этаже. Второй теракт был совершен 30 декабря в 08:27

Рис. 11. Кадр из новогоднего поздравления Д. А. Медведева, 2009 г.

в троллейбусе, следующем из спального района в центр города. Эти два события повлияли на новогодние обращения главы государства к своим согражданам.

Так, 31 декабря 2013 года для жителей Дальнего Востока, для которых новый год наступает значительно раньше, чем на остальной территории России, было показано новогоднее обращение В. В. Путина, записанное за несколько дней до Нового года без упоминания о терактах в Волгограде. Для всех остальных жителей страны было показано новогоднее поздравление главы государства, экстренно записанное за несколько часов до наступления нового года в связи с событиями в Волгограде. Новое поздравление Президента записывалось в Хабаровске, куда В. В. Путин прилетел встречать Новый год вместе с семьями, пострадавшими от наводнений в июле-августе 2013 года, когда на Дальний Восток обрушился мощный паводок, вызванный интенсивными двухмесячными дождями. Это поздравление транслировалось из закрытого помещения - впервые в практике В. В. Путина - после 1999 года.

Ещё одно изменение в новогодних поздравлениях В. В. Путина произошло 31 декабря 2014 года. Поздравление прозвучало не с Ивановской площади Кремля, а на фоне Большого Кремлёвского дворца - в связи с проходившей в то время реконструкцией Спасской башни Кремля.

Необходимо отметить, что новогоднее телевизионное обращение Президента России весьма сложное и ответственное мероприятие. Оно готовится в администрации президента и записываются заранее. Президент пишет текст поздравления за несколько дней до наступления Нового года - не обременяет его цифрами

рШ

и политическими тезисами, его телеобращения отличаются личной и традиционной семейной направленностью. За несколько дней до записи составляется план записи обращения, который согласовывается с Федеральной службой охраны и Комендатурой Кремля, определяется место размещение телевизионных камер, передвижных электростанций, прожекторов, подсвечивающих здание Кремля. Съёмка на открытом пространстве технически значительно сложнее, чем в помещении - необходимо учитывать погодные условия. Кроме этого, примерно за час до начала съёмки, в небо над кремлёвским сквером бригады соколятников выпускают соколов, чтобы разогнать голубей и ворон. Их количество так велико, что им не составит труда заглушить речь главы государства в момент его выступления.

После того, как всё готово и проверено -свет, звук и всё остальное, выходит Президент России. Традиционно поздравление записывается быстро и с первого дубля, без монтажа и склеек, поэтому запись, как и эфир, длится не больше пяти минут. Самое сложное, учитывая обращение М. Н. Задорнова в 1991 году, - выдать поздравление в эфир так, чтобы оно закончилось с первым ударом курантов.

Практически за год до прекращении существования СССР, на государственном уровне была возобновлена традиция отмечать православное Рождество в нашей стране - принято Постановление Верховного Совета РСФСР от 27.12.1990 № 2981-1 «Об объявлении 7 января (Рождества Христова) нерабочим днём» и уже 7 января 1991 года стало нерабочим днём. Заметим, что для большинства наших современников Новый год и Рождество сейчас переживаются как нечто единое.

Ещё через год, в 1992 году, наши граждане получили право отдыхать и 2 января, а в 2005-м Россия получила в подарок единственные в мире новогодние каникулы - с 1 по 5 января. С учётом выходных дней и праздничного дня - Рождества - в настоящее время Россия отдыхает в праздники до десяти дней.

Подводя итог нашего исследования, отметим, что благодаря печатной периодике 1930-х годов удалось восстановить историю празднования нашего «особенного» Нового года. Празднование наступления Нового года и установка новогодней ёлки играли важную роль как в 1920-х-30-х гг., так и в настоящее время. Как показал исторический опыт нашей страны последнего столетия, с изменением общественного строя менялся и официальный праздничный календарь, иногда - до неузнаваемости. В зависимости от конкретной исторической и политической обстановки новогодний праздник и ёлка использовались в идеологических целях. С одной стороны, новогодний праздник выступал как важное средство просвещения населения, с другой - как антирелигиозная пропаганда

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и инструмент государственной агитационной и пропагандистской политики.

На протяжении 1920-х-30-х гг. накапливался опыт проведения новогоднего праздника, начиная от полного его отрицания, до возведения на уровень государственного семейного праздника.

Таким образом, на всём протяжении советского и российского периода истории новогодний праздник и ёлка стали иметь огромное значение. Это, очевидно, предопределилось тем, что в нём на протяжении веков наряду с появлением новых обычаев и обрядов сохранялись традиции прошлого, при этом нередко «новое» находило аналог в «старом», а «старое» продолжало бытовать, получив новое осмысление и значение. Многочисленные обряды традиционного праздника ушли в прошлое, магическая составляющая утратила свой сакральный смысл, на первое место вышли не только его развлекательная, но и эстетическая сторона.

В добавление к ставшему традиционным новогоднему обращению главы государства к гражданам страны добавилась новогодняя ель - на телеэкране она стала выполнять свою исконную роль, состоящую в утверждении основных человеческих ценностей - единства семьи: родителей и детей.

Традиционным стал и накрытый праздничный стол рядом с сияющей огнями новогодней ёлкой, а празднующие сограждане - под звон бокалов с шампанским поздравляют друг друга с наступающим новым годом.

В последние годы празднование Нового года в России всё больше становится праздником строго семейным, снижается его корпоративная составляющая, получившая широкое распространение в начале 1990-х гг. Каждый житель страны стремится провести его в кругу родных. Все члены семьи получают возможность простить друг другу старые обиды; каждый связывает с Новым годом надежды на будущее семейное счастье, здоровье и благополучие. Считается, что, как встретишь Новый год, так он в будущем и сложится. Празднование наступления нового года, установка новогодней ёлки - ритуал, в котором в значительной мере представлена связь времён и поколений, старого и нового, повторения и развития.

В заключение приведём один интересный, на наш взгляд, факт. Как известно, Израиль - государство еврейское, а потому почти все отмечаемые в нём праздники так или иначе связаны с традициями иудаизма. Именно поэтому светский Новый год не является в Израиле праздником. Нет в Израиле и выходных ни 31-го декабря, ни 1-го января. «Главным» Новым Годом израильтяне считают Рош ха-Шану (еврейский Новый Год), который обычно празднуется в сентябре-октябре.

Но «русские» израильтяне, а «русскими» в Израиле называют всех выходцев из стран бывшего СССР независимо от их национальности,

привезли с собой традицию празднования Нового года.

Пока же 1 января в Израиле -обычный рабочий день, но желающих отметить этот праздник в кругу семьи зачастую спокойно отпускают с работы на денёк. Как и на просторах бывшего СССР, во время празднования Нового года на стол ставятся любимые всеми оливье, селёдка под шубой и шампанское, а русскоязычные телеканалы транслируют поздравление первого лица страны в полночь - таковы современные реалии «русского» Израиля.

Причём из-за разницы во времени «официальная» встреча Нового года для жителей Земли Обетованной не первая: кабельное телевидение, которое часто смотрят в отелях туристы, приехавшие на отдых в Израиль, принимает все ведущие неизраильские русскоязычные каналы. «Русские» рестораны готовят в этот вечер праздничную программу и традиционные угощения.

Материалы поступили в редакцию 06.06.2019 г.

Библиографический список (References)

1. Об изменении статей 111 и 112 Кодекса Законов о Труде Р.С.Ф.С.Р. : постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.07.1928 [Электронный ресурс] // ИПС КонсультантПлюс. -URL: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU ;n=7843#022511235920704187/ (дата обращения: 01.05.2019).

2. О переносе начала хозяйственного года с 1 октября на 1 января (утв. Постановлением ЦИК СССР от 10.01.1931) : постановление ЦИК СССР № 45, СНК СССР № 454 от 20.09.1930 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cg i%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DESU% 3Bn%3D24063?req=doc&base=ESU &n=879#09764406059824691 (дата обращения: 16.04.2019).

3. Сталин, И. В. Речь на Первом Всесоюзном совещании стахановцев 17 ноября 1935 года // И. В. Сталин. Сочинения. Т. 14. - М. : Писатель, 1997.

- 360 с. - ISBN 5-87271-034-8.

4. Заявление об отставке Президента СССР М. С. Горбачёва [Электронный ресурс] // Официальный сайт Международного фонда социально-экономических и политологических исследований «Горбачёв-Фонд». - URL: http://www.gorby.ru/userfiles/file/ zayavleniem_ob_otstavke_prezidenta_ sssr_m.pdf (дата обращения: 01.06.2019).

5. Адоньева, С. Б. Категория ненастоящего времени (антропологические очерки) / С. Б. Адоньева. - СПб. : Петербургское Востоковедение, 2001.

- 176 с. - ISBN 5-85803-194-4.

6. Тольц, В. С. Ёлка, фокстрот и шампанское [Электронный ресурс] / В. С. Тольц, Е. Ю. Зубкова, О. В. Эдельман // История повседнев-

1. (1928). Ob izmenenii statej 111 i 112 Kodeksa Zakonov o Trude R.S.F.S.R. : postanovlenie VCIK, SNK RSFSR ot 30.07.1928 [About change of articles 111 and 112 of the labor Code R. S. F. S. R. The resolution of VTSIK, SNK of RSFSR of 30.07.1928]. URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU ;n=7843#022511235920704187/ (accessed 01 May, 2019).

2. (1931). Operenose nachala hozjajstvennogo goda s 1 oktjabrja na 1 janvarja (utv. Postanovleniem CIKSSSR ot 10.01.1931): postanovlenie CIKSSSR № 45, SNK SSSR № 454 ot 20.09.1930 [On the postponement of the start of the financial year from 1 October to 1 January (app. Resolution of the CEC of the USSR of 10.01.1931). Resolution of the CEC of the USSR № 45, SNK of the USSR № 454 of 20.09.1930]. http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi%3Freq%3Ddoc%3Bbase %3DESU%3Bn%3D24063?req=doc&base=ESU &n=879#09764406059824691 (accessed 16 April, 2019).

3. Stalin, I. V. (1997). Rech' na Pervom Vsesojuznom soveshhanii stahanovcev 17 nojabrja 1935goda [Speech at the First all-Union meeting of Stakhanovites November 17, 1935. Compositions. Vol. 14]. Moscow. 360 p. ISBN 5-87271-034-8.

4. (1991). Zajavlenie ob otstavke Prezidenta SSSR M. S. Gorbachjova [Resignation of the President of the USSR Mikhail Gorbachev]. URL: http://www. gorby.ru/userfiles/file/zayavleniem_ob_otstavke_ prezidenta_sssr_m.pdf (accessed 01 June, 2019).

5. Adon'eva, S. B. (2001). Kategorija nenastojashhego vremeni (antropologicheskie ocherki) [Category of non-real time (anthropological essays)]. SPb. Peterburgskoe Vostokovedenie. 176 s. ISBN 5-85803-194-4.

6. Tol'c, V. S., Zubkova, E. Yu., Jedel'man, O. V.

(2009). Jolka, fokstrot i shampanskoe [Christmas tree, Foxtrot and champagne]. URL: http://el-history.ru/node/361 (accessed 17 April, 2019).

ности : сайт. - URL: http://el-history.ru/node/361 (дата обращения: 17.04.2019). 7. Зайков, К. С. Советские исследования арктических островов и архипелагов в 1920-е-1940-е гг.: особенности отбора, подготовки и мотивации персонала / К. С. Зайков, А. А. Сабуров // Новейшая история России. -2017. - № 1(18). - С. 78-93. - ISSN 2309-7973.

8. Изобразительное искусство СССР. Новый год [Электронный ресурс]. - URL: https://laila50. livejournal.com/751473.html (дата обращения: 17.04.2019).

9. Калинин, М. И. Обращение к советскому народу в ночь с 1941 на 1942 год [Электронный ресурс] / М. И. Калинин // Старое радио : сайт.

- URL: http://www.staroeradio.ru/audio/16o68 (дата обращения: 26.05.2019).

10. Чиж [Электронный ресурс] : ежемесячный журнал для детей младшего возраста. -1931. - № 12. - Л. : ОГИЗ-Молодая гвардия // Российская государственная детская библиотека. Национальная электронная детская библиотека. Раздел «Архив оцифрованных материалов». - URL: http://arch.rgdb.ru/xmlui/ handle/123456789/35457#page/1/ mode/ 2up (дата обращения: 09.04.2019).

11. Семененко. А. М. Иваново-Вознесенск и иваново-вознесенцы / А. М. Семененко. -Иваново : Филиал РГГУ в г. Иваново, 2011. -296 с. - ISBN 978-5-904846-03-9.

12. Шаповалов, С. Н. Генезис советских государственных праздников на Кубани в 19181930-е гг. : монография / С. Н. Шаповалов.

- Краснодар : Кубанский гос. ун-т, 2012. - 125 с.

- ISBN 978-5-8209-0849-1.

7. Zajkov, K. S., Saburov, A. A. (2017). Sovetskie issledovanija arkticheskih ostrovov i arhipelagov v i920-e-i940-e gg.: osobennosti otbora, podgotovki i motivacii personala [Soviet studies of the Arctic Islands and archipelagos in the 1920S-1940S.: features of selection, training and motivation of personnel]. Novejshaja istorija Rossii. No 1(18). P. 78-93. ISSN 2309-7973.

8. (2015). Izobrazitel'noe iskusstvo SSSR. Novyj god [The fine art of the USSR. New year]. URL: https:// laila50.livejournal.com/751473.html (accessed 17 April, 2019).

9. Kalinin, M. I. (1941). Obrashhenie k sovetskomu narodu v noch's 1941 na 1942 god [Appeal to the Soviet people in the night from 1941 to 1942]. URL: http://www.staroeradio.ru/audio/16068 (accessed 25 May, 2019).

10. (1931). Chizh: ezhemesjachnyj zhurnal dlja detej mladshego vozrasta [Chiz. Monthly magazine for young children. No 12]. Rossijskaja gosudarstvennaja detskaja biblioteka. Nacional'naja jelektronnaja detskaja biblioteka. Razdel «Arhiv ocifrovannyh materialov». URL: http://arch.rgdb.ru/xmlui/ handle/123456789/35457#page/1/mode/2up (accessed 09 April, 2019).

11. Semenenko. A. M. (2011). Ivanovo-Voznesensk i ivanovo-voznesency [Ivanovo-Voznesensk and Ivanovo-Voznesentsy]. Ivanovo. 296 p. ISBN 9785-904846-03-9.

12. Shapovalov, S. N. (2012). Genezis sovetskih gosudarstvennyh prazdnikov na Kubani v 19181930-e gg. : monografija [The Genesis of Soviet national holidays in the Kuban region in 1918-1930. Monograph]. Krasnodar. 125 p. ISBN 978-5-82090849-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.