Научная статья на тему 'Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров'

Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА / INDEPENDENT ASSESSMENT / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН / THE FEDERAL INTERNET-EXAM TRAINING / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ВЫПУСКНИК БАКАЛАВРИАТА / GRADUATE OF BACHELOR'S PROGRAM / ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / VOLUNTARY CERTIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотов Виктор Александрович, Пылин Владислав Владимирович, Наводнов Владимир Григорьевич, Порядина Ольга Викторовна

Рассматриваются вопросы создания системы оценки качества подготовки бакалавров в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года. Предлагается инновационная технология добровольной сертификации выпускников бакалавриата по наиболее массовым направлениям, которая позволит обеспечить проведение независимой оценки качества их подготовки, мобильность при поступлении в магистратуру, информированность работодателей о готовности «вчерашних» студентов к профессиональной деятельности. Приводятся показатели прошедшей в декабре 2014 года апробации федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата.The article touches upon the issue of the necessity for an evaluation system of the quality of education of Bachelors, which is highlighted in the Decree of the Russian Federation of30 December 2012. The authors introduce innovative technology of voluntary certification of graduates of baccalaureate on the foremost wide-scale areas of training, which will assure an independent evaluation of the quality of training, promote mobility for admission on Master’s programmes, as well as raise the employers’ awareness about the readiness of «yesterday’s» students for professional careers. The article describes quantitative indicators of the Federal Internet Bachelor Exam, piloted in December 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотов Виктор Александрович, Пылин Владислав Владимирович, Наводнов Владимир Григорьевич, Порядина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый федеральный интернет-экзамен - новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров»

УДК 378

В.А. Болотов,

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» В.Г. Наводнов, В.В. Пылин, О.В. Порядина, Е.П. Чернова,

Научно-исследовательский институт мониторинга качества образования (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола)

Новый федеральный интернет-экзамен -новая технология независимой оценки качества подготовки бакалавров

В связи с присоединением Российской Федерации в 2003 году к Болонскому процессу, принятием Европейской системы гарантий качества образования, актуализацией таких задач, как образовательная мобильность, создание единого образовательного пространства, повышение требований к подготовке выпускников, становится важным развитие различных практик внешнего оценивания качества образования. На повестке дня - сертификация бакалавров на соответствие профессиональным стандартам, создание независимой системы оценки качества образования, повышение роли общественной и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и организаций. Разрабатываются подходы к введению аналогов единого государственного экзамена в высшем образовании.

Настоящая статья посвящена представлению нового инструмента для независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата. Это актуально и для самих выпускников, так как получаемые по итогам оценивания сертификаты могут дать определенные преимущества при конкуренции за рабочие места, и для работодателей, которые, как показывают опросы, не очень доверяют результатам внутриву-

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

зовского оценивания. Это может быть полезно и самим вузам, получающим внешнюю информацию о качестве своих образовательных программ.

Еще более значимыми для вузов являются проблемы набора абитуриентов на магистерские программы, а также разработки определенных требований к вступительным испытаниям в магистратуру. Особое внимание ака-

демической общественности привлекают вопросы, связанные с поступлением бакалавров на непрофильные, не соответствующие первой ступени высшего образования магистерские программы, а также привлечением на свои программы выпускников других вузов.

Эти проблемы, решение которых важно для будущего системы российского высшего образова-

© Болотов В.А., Наводнов В.Г, Пылин В.В., Порядина О.В., Чернова Е.П., 2015

ВИКТОР

АЛЕКСАНДРОВИЧ

БОЛОТОВ

доктор педагогических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», академик Российской академии образования. Сфера научных интересов: оценка качества образования, философия образования, теоретическая педагогика и профессиональное образование. Автор более 150 публикаций

ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ НАВОДНОВ

доктор технических наук, профессор, генеральный директор Научно-исследовательского института мониторинга качества образования (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола). Сфера научных интересов: управление в социальных системах, системный анализ и математическое моделирование, концептуальное моделирование системы управления и оценки деятельности образовательных учреждений, технологии аккредитации образовательных учреждений, оптимизация управления образованием. Автор более 150 публикаций

ВЛАДИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ПЫЛИН

кандидат технических наук, заместитель генерального директора Научно-исследовательского института мониторинга качества образования (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола). Сфера научных интересов: информационная безопасность автоматизированных систем, архитектура высоконагруженных информационных систем, технологии управления 1Т-проектами Автор более 20 публикаций

ОЛЬГА

ВИКТОРОВНА

ПОРЯДИНА

кандидат экономических наук, доцент, начальник информационно-методического отдела Научно-исследовательского института мониторинга качества образования (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола). Сфера научных интересов: моделирование экономических процессов, независимая оценка качества образования, процессы модернизации в образовании, компетент-ностный подход. Автор более 35 публикаций

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА ЧЕРНОВА

кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника информационно-методического отдела Научно-исследовательского института мониторинга качества образования (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола). Сфера научных интересов: методологические и методические аспекты оценки результатов обучения, психологическая готовность к учебной и профессиональной деятельности, психология успешного обучения и карьеры. Автор более 80 публикаций

Рассматриваются вопросы создания системы оценки качества подготовки бакалавров в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года. Предлагается инновационная технология добровольной сертификации выпускников бакалавриата по наиболее массовым направлениям, которая позволит обеспечить проведение независимой оценки качества их подготовки, мобильность при поступлении в магистратуру, информированность работодателей о готовности «вчерашних» студентов к профессиональной деятельности. Приводятся показатели прошедшей в декабре 2014 года апробации федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата.

Ключевые слова: независимая оценка, качество образования, федеральный интернет-экзамен, направление подготовки, выпускник бакалавриата, добровольная сертификация.

The article touches upon the issue of the necessity for an evaluation system of the quality of education of Bachelors, which is highlighted in the Decree of the Russian Federation of 30 December 2012. The authors introduce innovative technology of voluntary certification of graduates of baccalaureate on the foremost wide-scale areas of training, which will assure an independent evaluation of the quality of training, promote mobility for admission on Master's programmes, as well as raise the employers' awareness about the readiness of «yesterday's» students for professional careers. The article describes quantitative indicators of the Federal Internet Bachelor Exam, piloted in December 2014.

Key words: independent assessment, quality of education, the Federal Internet-exam training, graduate of bachelor's program, a voluntary certification.

ния, невозможно полноценно решить без создания нового образовательного инструмента, совершенной технологии, позволяющей вузам, с одной стороны, быстро провести массовую объективную оценку качества подготовки бакалавров, с другой - приемную кампанию в магистратуру.

Правительством Российской Федерации два года назад была поставлена задача в 2013-2016 годах разработать и провести пилотную апробацию модели, организационной схемы, инструментария для проведения оценки качества подготовки бакалавров, а в 2017-2018 годах - ввести эту технологию в штатный режим [7]. Разработка и внедрение подобной технологии - задача непростая, поскольку к инструментам оценки качества подготовки обучающихся в российском обществе сложилось неоднозначное отношение, учитывая опыт проведения единого государственного экзамена. Однако ее создание с учетом реалий современной действительности и задач дальнейшей модернизации системы высшего образования просто необходимо.

Разработка такой технологии для отечественной системы высшего образования очень важна, так как во всем мире реализуются различные проекты, позволяющие оценить качество подготовки школьников и студентов. Это, например, Программа международной оценки образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment -PISA), Оценка результатов обучения в системе высшего образования (Assessment of Higher Education Learning Outcomes -AHELO), а в системе высшего образования США и некоторых странах Европы (Великобритании, Финляндии, Франции и др.) существуют вступительные испытания на магистерские программы. Так, для поступления в магистратуру по некоторым эко-

номическим и финансовым специальностям, программам постдипломного образования, таким как «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration - МВА), требуются результаты электронного теста для определения уровня и квалификации тех, кто поступает в бизнес-школы (Gradúate Management Admissions Test - GMAT), или теста, который необходимо сдавать для поступления в аспирантуру, магистратуру или иной последипломный курс в вузы США и ряда других стран (Gradúate Record Examenation - GRE) [4, 5, 6].

Среди существующих и реализуемых на практике высшего образования технологий оценки качества подготовки студентов можно назвать уже известную вузам технологию федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования, которая успешно применяется с 2005 года. Сегодня эта технология сопровождается Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола) [1]. Массовое он-лайн-тестирование студентов на основе единого информационно-методического обеспечения с автоматизированным формированием результатов и предоставлением аналитического отчета вузу в форме педагогического анализа/ мониторинга данных тестирования являются несомненным достоинством федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования как технологии независимой оценки обучающихся [1, 3]. Эта технология с ее программным и методическим обеспечением может стать основой (платформой) для инновационного инструмента независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата. В настоящее время Научно-исследовательским институтом мониторинга качества образования предпринята попытка

создания такого инструмента, который уже получил название «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата» [9].

В декабре 2014 года прошла апробация проекта «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата», в которой приняли участие 74 вуза из 45 регионов Российской Федерации. На пилотном этапе было получено 3688 результатов тестирования по пяти направлениям подготовки бакалавриата. В апреле 2015 года состоится первый основной этап федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата.

Технология федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата включает такие составляющие, как:

- методическая подготовка педагогических измерительных материалов;

- сертификация разработанных педагогических измерительных материалов;

- разработка интернет-тренажера для подготовки выпускников к экзамену;

- модификация программного обеспечения для проведения экзамена с использованием сети Интернет на всей территории Российской Федерации;

- организационная поддержка и проведение экзамена (включая онлайн-трансляцию из каждой аудитории, где проходит экзамен);

- обработка результатов экзамена и подготовка (электронных) сертификатов;

- автоматизированная генерация индивидуальных информационно-аналитических отчетов (педагогического анализа) для каждого вуза-участника.

Назначение федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата как независимой оценки качества образования -это предоставление информации об уровне освоения выпускниками основных образовательных программ высшего образования (уро-

вень высшего образования - бакалавриат). Таким образом, целью проведения федерального интернет-экзамена является оценка индивидуальных результатов освоения основных образовательных программ на соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки бакалавриата.

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата реализуется при поддержке ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) и других ассоциаций вузов. Педагогические измерительные материалы для проведения федерального интернет-экзамена разрабатываются при поддержке учебно-методических объединений высшего образования по направлениям подготовки, научно-методических советов высшей школы и выпускающих кафедр ведущих вузов страны.

Ключевыми принципами организации и проведения федерального интернет-экзамена являются:

- добровольность участия студентов;

- конфиденциальность индивидуальных результатов выпускников;

- независимость как от органов управления образованием, так и от вуза;

- добровольность признания сертификатов вузами и работодателями.

Как и федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования, федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата предполагает добровольное участие вузов и студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата. Сдать этот экзамен могут студенты, заканчивающие учебу в 2015 году, а также выпускники, которые закончили обучение в предыдущие годы. Участие в федеральном интернет-экзамене пре-

доставляет студенту возможность проверить свои результаты образования в вузе по программе бакалавриата.

По окончании экзамена (начиная с апреля 2015 года) каждый студент-участник федерального интернет-экзамена получает именной сертификат (в электронном виде). Предполагаются следующие виды сертификатов -«золотой», «серебряный», «бронзовый» и сертификат участника в зависимости от результатов прохождения экзамена. Преимущество этого документа состоит в том, что он может быть рассмотрен вузами при проведении государственной аттестации выпускников, поступлении в магистратуру и приеме на работу работодателем. Дополнительно к сертификату студент-участник федерального интернет-экзамена получает справочник лучших программ магистратуры и программ магистратуры вузов, участвующих в проекте. Используя материалы этого справочника, студент может более эффективно выбрать образовательную организацию, если у него есть жела-

ние продолжить свое обучение в магистратуре.

Вузы, участвующие в федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалавриата, могут выступать в качестве базовой площадки, вуза-участника или вуза-партнера.

Вуз - базовая площадка для проведения федерального интернет-экзамена должен соблюдать следующие условия, отвечающие техническим и организационным требованиям:

- наличие достаточного количества специализированных аудиторий, оборудованных персональными компьютерами с выходом в Интернет;

- наличие постоянного подключения рабочих мест компьютерных классов к сети Интернет с пропускной способностью канала из расчета не менее 32 Кбит/с на рабочее место;

- оборудование аудиторий веб-камерами для трансляции проведения экзамена;

- наличие в вузе сотрудников, специально подготовленных к организации и проведению федерального интернет-экзамена.

Вуз - базовая площадка заполняет и утверждает график экзаменационных сеансов: число рабочих мест (эквивалентно максимальному количеству студентов, которые смогут зарегистрироваться на участие в экзамене) и желательное время экзамена (из заданного интервала) для каждого направления подготовки. В 2015 году в качестве базовых площадок федерального интернет-экзамена для выпускников бакалавриата планируется зарегистрировать до 100 вузов, чтобы они были представлены в каждом субъекте Федерации.

Вуз-участник может разместить на своем официальном сайте логотип экзамена, предоставить информацию в справочник «Программы магистратуры в России», предложить (на конкурсной основе) задания для федерального интернет-экзамена.

Весной 2015 года федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата будет проведен одновременно на всей территории страны с учетом часовых поясов. Продолжительность экзамена составляет 180 минут. За это время студенту для решения будет предложен персональный (электронный) экзаменационный билет, в основу которого положены специально подготовленные педагогические измерительные материалы по конкретному направлению подготовки.

Для подготовки к экзамену студентам предлагается программа экзамена, включающая перечень дисциплин базовой части профессионального цикла федеральных государственных образовательных стандартов и их содержание с указанием разделов и тем к ним, литературу для подготовки, а также перечень видов профессиональной деятельности и профессиональных задач, к которым готовится студент в ходе обучения в соответствии с федеральным образовательным стандартом. Экза-

менационный билет в форме педагогических измерительных материалов состоит из двух частей: теоретической и практико-ориен-тированной.

В первой (теоретической) части педагогических измерительных материалов студентам предлагаются тестовые задания по дисциплинам базовой части профессионального цикла федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки. При регистрации студент должен выбрать не менее четырех дисциплин для формирования тестовых заданий первой части. Тестовые задания составлены с учетом требований тестологии. Их надежность и валидность подтверждена методами обработки классической теории тестирования.

Вторая (практико-ориентиро-ванная) часть педагогических измерительных материалов представлена заданиями, моделирующими профессиональные ситуации (кейс-задания, прак-тико-ориентированные задания, квазиреальные ситуационные задания/задачи). Такие задания содержат описание профессиональной ситуации, приближенной к реальной, и задач (подзадач) к ней, количество и сложность которых могут быть различными. Кейс-задания составлены в соответствии с видами профессиональной деятельности и содержат задания, направленные на оценку готовности решать профессиональные задачи.

Все экзаменационные материалы, включая программу экзамена и педагогические измерительные материалы по конкретному направлению подготовки, проходят обязательную процедуру рецензирования и сертификации.

По окончании экзамена вузы, студенты которых участвовали в федеральном интернет-экзамене для выпускников бакалав-

риата, получат информационно-аналитические отчеты (педагогический анализ) о результатах независимой оценки качества подготовки выпускников бакалавриата, проведенной в рамках федерального интернет-экзамена. Педагогический анализ является важным элементом оценки качества подготовки бакалавров для вузов и выпускающих кафедр. Этот отчет будет содержать результаты вуза в сравнении с результатами вузов страны (общий фон, без персонификации), а также результаты по направлениям подготовки.

Весной 2015 года федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата пройдет по следующим десяти направлениям подготовки бакалавриата:

- юриспруденция;

- социология;

- психолого-педагогическое образование;

- экономика;

- менеджмент;

- государственное и муниципальное управление;

- теплоэнергетика и теплотехника;

- электроэнергетика и электротехника;

- информатика и вычислительная техника;

- строительство.

Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата - это новая технология, не имеющая в России аналогов. Экзамен является для вузов современным инструментом проведения объективной и независимой оценки качества подготовки студентов и выпускников бакалавриата, осуществления приемной кампании и конкурсного отбора в магистратуру, а для студентов - инструментом проверки и подтверждения уровня профессиональной подготовки и квалификации, повышения их конкурентоспособности на современном рынке труда.

Внедрение этой технологии в масштабах страны позволит объективно взглянуть и критически оценить имеющиеся на сегодня результаты модернизации высшего образования и ответить на вопросы о целесообразности принятых несколько лет назад мер и дальнейших перспективах совершенствования качества российского образования.

Литература

1. Болотов В.А., Киселева В.П., Наводнов В.Г. Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2013. № 12 . С. 2-6.

2. Единый портал Интернет-тестирования в сфере образования. URL: http://i-exam.ru.

3. Наводнов В.Г., Киселева В.П., Губина А.Н., Киселева К.Н., Поряди-на О.В., Пылин В.В., Чернова Е.П. Концепция и технология проведения федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования. Йошкар-Ола: СТРИНГ, 2014. 59 с.

4. Магистратура в Англии (Великобритании). URL: http://study-england. com.ua/programs/higher-education/ magistracy/.

5. Магистратура в США, Великобритании и Европе. URL: http:// britbridge.ru/magistratura/.

6. Магистратура в Финляндии. URL: http://global-edu.ru/foreign-education/master-degree-in-finland/.

7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"».

8. Федеральный закон от 26 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

9. Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата. URL: http://bakalavr.i-exam.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.