государственно-частное партнерство
Учреждения профессионального образования - победители Всероссийского конкурса по отбору государственных учреждений НПО и СПО, внедряющих инновационные образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологических производств
Ведущий рубрики - А. В. Фаломкин, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией государственно-частного партнерства ГОУ «КРИРПО»
В 2008 году одним из победителей Всероссийского конкурса стало профессиональное училище № 78 г. Юрги, представившее модель взаимодействия с сельхозпредприятиями Юргинского района.
новый этап в развитии сотрудничества с работодателями
Л. Н. БЕЛОВА, зам. директора ПУ № 78, г. Юрга
Казалось бы, в последние годы в нашей стране немало сделано для того, чтобы дать мощный стимул развитию сельскохозяйственного производства. Однако Россия продолжает в значительных объемах закупать импортное продовольствие.
Главный фактор, сдерживающий сегодня перевод отрасли в режим активного развития, - слабое состояние машинно-тракторного парка. Из-за нехватки сельхозмашин или их неудовлетворительного состояния нарушаются агротехнические сроки проведения работ, применяются упрощенные технологии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 466 принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. «Стабилизация обеспеченности основными видами техники, - говорится в документе, - намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов
- к 2011 году». В нашем регионе зерновое хозяйство развивается динамично, идет интенсивное техническое перевооружение.
Плодородная земля и современная сельскохозяйственная техника сами по себе продовольствием страну не обеспечат. Требуется подготовка квалифицированных кадров сельских профессий, обладающих знаниями и навыками не только в использовании машин и агрегатов, но и в применении прогрессивных технологий производства. Поэтому материально-техническая база учреждений профессионального образования должна соответствовать современному уровню развития производства. Образовательные учреждения должны развиваться опережающими темпами, а уровень обученности учащихся должен отвечать запросам работодателей.
В связи с этим в рамках национального проекта «Образование» планируется активно развивать инновационное образование. Суть его - не догонять прошлое, а создавать будущее.
18
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (24), 2009 г.
государственно-частное партнерство
Такой принцип лежит в основе инновационной образовательной программы «Экономическая функция социального партнерства в деятельности ГОУ НПО ПУ № 78». Ее содержание ориентировано не на передачу суммы знаний, которые быстро устаревают, а на овладение базовыми компетенциями, позволяющими выпускнику по мере необходимости приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование более тесно связано с практикой, чем традиционное.
Инновационная образовательная программа предусматривает комплекс мероприятий:
- введение в педагогическую практику новых образовательных программ, отвечающих запросам работодателей;
- освоение и широкое использование профессионально-практическими работниками информационных образовательных технологий, новых учебно-методических материалов;
- дальнейшее совершенствование существующей системы управления качеством обучения;
- значимое совершенствование материально-технической базы;
- повышение квалификации;
- тесная связь теории с практикой, совершенствование договорных отношений с партнерами.
В нашем образовательном учреждении в рамках реализации программы радикально изменилось взаимодействие с социальными партнерами. Передовые хозяйства района СПК «Лебяжье», ООО «Новые зори» обеспечили софинансирование программы, передав современную технику училищу безвозмездно в пользование сроком на 5 лет.
Разработаны учебные программы по спецпредметам, по производственному обучению с участием ра-
ботодателей. По базовой профессии тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и по родственной профессии автомеханик преподавателями составлены тесты тематического, рубежного, итогового контроля знаний. Социальные партнеры стали ответственно относиться к организации производственного обучения в период практик, активно участвуют в итоговой аттестации выпускников, конкурсах, профориентации, на деле реализуя профессионально-трудовую направленность обучения базовых предприятий.
Решением координационного совета администрации Юргинского района три сельхозпредприятия, оснащенные современной техникой и внедрившие интенсивные агротехнологии, расположенных недалеко от училища, функционируют как учебно-производственные центры: ООО «Земляне», СПК «Лебяжье», ООО «Новые зори». Наряду с учебным хозяйством ГОУ НПО ПУ № 78 они являются «учебными полигонами» производственного обучения для обучающихся 2-го и 3-го курсов. Территориальная близость учебно-производственного центра и материальная оснащенность (наличие посевных комплексов «ТОМЬ-10», «Кузбасс», зерноуборочных комбайнов «ДОН-1500», «Енисей-1200», «Вектор» и др.) позволяют обеспечивать высокую эффективность производственного обучения в учебном хозяйстве.
В базовых предприятиях практика оплачивается, успешно обучающимся назначается дополнительная ежемесячная стипендия в размере 300 рублей. Передовые хозяйства района, области координируют и обеспечивают стажировки мастеров и преподавателей профтехцикла.
Совместно решаем проблему комплектования образовательного учреждения. За последние 3 года количество учащихся из сельских территорий возросло с 29 до 41 %.
Развитие предприятий АПК социальной сферы позволит сделать село более привлекательным для трудоустройства и закрепления специалистов.
Средства господдержки, выделенные на развитие нашему училищу, израсходованы на приобретение учебно-методического, учебно-лабораторного, учебно-производственного оборудования.
«образование. карьера. общество» № 2 (24), 2009 г.
19