Научная статья на тему 'Новый этап проблемы Косово'

Новый этап проблемы Косово Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
476
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНОЕ КОСОВО / РЕСПУБЛИКА КОСОВО / СЕРБИЯ / ООН / НАТО / NORTH KOSOVO / SERBIA / UNO / NATO

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васильева С. В.

Статья посвящена возможным вариантам развития ситуации в северной части частично-признанной Республики Косово, т.н. Северном Косово, где проживает преимущественно сербское население, отказывающееся признать независимость края и власть Приштины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новый этап проблемы Косово»

Васильева С.В.

Кафедра новой и новейшей истории и международных отношений, Удмуртский

государственный университет

НОВЫЙ ЭТАП ПРОБЛЕМЫ КОСОВО

Аннотация

Статья посвящена возможным вариантам развития ситуации в северной части частично-признанной Республики Косово, т.н. Северном Косово, где проживает преимущественно сербское население, отказывающееся признать независимость края и власть Приштины.

Ключевые слова: Северное Косово, Республика Косово, Сербия, ООН, НАТО Key words: North Kosovo, Kosovo, Serbia, UNO, NATO

В контекст международных событий XX в. Балканы неизменно вписывались как негативно окрашенная геополитическая сфера. Ситуация в XXI в. остается прежней.

Регион нестабилен, этому можно найти несколько объяснений. Геополитическое: некоторые геополитические теории (Х. Маккиндер, А. Мэхэн, Н. Спайкмен) стоят на неснимаемом противостоянии Цивилизации Моря (США) и Цивилизации Суши (СССР, РФ)[1]. Цивилизации борются за Римланд, береговую зону, к которой относятся Балканы, что и придает региону нестабильность. Примером этой борьбы на современном этапе можно считать соперничество проектов «Южный поток» и «Набукко».

Еще один вариант объяснения нестабильности - цивилизационный. Балканы -регион столкновения цивилизаций Запада и Востока.

В регионе непростая экономическая ситуация, которая еще больше обострилась в связи с мировым экономическим кризисом. Экономические неурядицы -мощнейший катализатор народных волнений, этнической напряженности.

Нестабильности на Балканах способствует и отсутствие заметного регионального лидера. Наибольшую активность в этом вопросе проявляла Греция, оказавшаяся в условиях балканских вооруженных конфликтов перед непростым выбором: либо действовать в русле политики США и НАТО, либо отстаивать собственную позицию, претендуя на региональное лидерство. Греческое руководство избрало второй вариант. В частности, недовольство Запада не помешало грекам во время боснийской войны, невзирая на санкции ООН, снабжать Сербию и Черногорию горючим. В связи с постоянным характером греко-турецкого противостояния в рамках НАТО и обострением конфликтной ситуации вокруг Косово, целью греческой стратегии на Балканах оставалось также противодействие турецкой экспансии и предотвращение возможности создания в регионе «исламско-турецкого пояса»[2]. Греция играла активную посредническую роль в урегулировании балканских конфликтов. Но в настоящий период Греция удалилась от региональных дел в связи с тяжелой экономической ситуацией. Скорее всего, наличие одного регионального лидера невозможно, этому будут противодействовать религиозные противоречия: так, лидерству Греции и её участию в качестве посредника в урегулировании конфликтов сопротивлялись албанцы, которые больше симпатизируют Турции, но её усилению в качестве регионального лидерства будут противостоять сербы и греки.

Поэтому, ведущую роль на Балканах играют нерегиональные силы: ЕС, НАТО, непосредственно США. Это могло бы стать позитивным фактором, внешние силы не втянуты в вековые конфликты, но Запад не стал беспристрастным арбитром.

Так, несмотря на усилия Запада, косовская проблема не исчерпала себя объявлением независимости края 17 февраля 2008 г [3]., она переместилась на север региона, где проживает почти половина сербов, оставшихся в Косове.

Согласно резолюции Совбеза ООН № 1244, принятой в 1999г, автономный край Косово и Метохия является частью Сербии, при этом находясь под протекторатом ООН[4]. В то же время власти Республики Косово считают Северное Косово своей территорией, заявляя о территориальной целостности своего государства. Международные силы в Косове считают местные органы власти на севере края незаконными, по их мнению, создание параллельных структур не предусмотрено резолюцией 1244. При этом, объективно, эта резолюция не позволяет считать албанские институты власти Косова более законными, чем сербские на севере, поскольку провозглашение Республики Косово, а равно и формирование её органов государственной власти, само по себе противоречит резолюции.

Сербские районы на севере Косова не признают власти Приштины. Албанские власти Косова в течение почти уже двух лет безуспешно пытаются получить контроль над северной частью края, где крупнейшим населенным пунктом является город Косовска-Митровица, разделенный на две этнические части: южную, где проживают албанцы, и северную, сербскую. В этих районах действуют местные органы власти, избранные в соответствии с законодательством Сербии. Сербы в регионе категорически против жить под властью правительства албанского большинства и отвергают независимость

Один из вариантов разрешения противоречия, который может показаться очевидным, - отделение Северного Косово от Республики Косово и восстановление над ним суверенитета Сербии. Но против отделения настроен Сербский список (партия Северного Косово), ведь в таком случае будут фактически брошены сербы, проживающие в южной части края.

Президент Сербии Б. Тадич не исключает возможности официального раздела Косово на сербскую и албанскую части. При этом Тадич подчеркнул, что раздел Косово пока не стоит в повестке дня, но если все другие способы разрешения конфликта не дадут устраивающих Белград результатов, то тогда сербские власти будут готовы рассмотреть и этот вариант. Президент подчеркнул, что руководство Сербии продолжает настаивать на сохранении Косово в составе страны на условиях предоставления региону значительной автономии[5]. Все это выглядит как заявления для успокоения и сохранения электората Демократической Партии, возглавляемой Тадичем. Президенту, известному своими прозападными взглядами, необходимо сохранять видимость борьбы за столь важный для сербов регион, слова, даже президента, еще ни к чему не обязывают. Это необходимо и потому, что история сохранит имя Тадича, как лидера страны, при котором Косово провозгласило независимость, что бы он ни делал, какие бы слова ни говорил, факт остается фактом. Т.о. можно предположить, что правительство Сербии в его нынешнем составе мало заинтересовано в судьбе сербов края, вряд ли оно будет активно разрешать этот вопрос, тем более что 22 декабря Сербия подала заявку на вступления в ЕС, который в этой проблеме выступает за сохранение целостности Косова. Теперь в руках ЕС есть инструмент давления на Сербию в виде ускорения/замедления процесса принятия. Сербия в своего рода долгу у Европы - в конце ноября 2009 г. Европейский Союз отменил визовый режим для граждан Сербии, Черногории и Македонии, решение вступило в силу 19 декабря.

К тому же слова президента не соответствуют фактическому положению дел. Власти Сербии не только не используют свое право на ограниченный ввод войск в регион, хотя это разрешено п.4 резолюции ООН № 1244, но фактически перестают оказывать поддержку сербам Косова, предлагая им участвовать в выборах в косовские республиканские органы власти, и неодобрительно относятся к протестам. Так министр Сербии по делам Косово и Метохии Г. Богданович охарактеризовал протесты местного населения против албанской экспансии как «провокационные»[6].

Премьер-министр Косова Х. Тачи дал понять, что в вопросе взятия под свой контроль Северного Косова албанские власти края настроены решительно и не намерены давать региону права на самоопределение: «Будущее Митровицы неразрывно связано с Косово. Там еще раздаются голоса экстремистов, но они не представляют сербское население. Сербы входят в структуры новой власти, мы тоже со своей стороны постепенно формируем структуры управления на севере и там не останется пространства для других структур»[7]. Тем не менее, сложно представить какие сербы могут входить в албанские структуры власти.

Тачи заявил, что косовские власти разрабатывают в сотрудничестве с так называемым Международным гражданским офисом (МГО) новую стратегию на севере края, населенном в основном сербами с целью укрепления суверенитета и территориальной целостности Косово. МГО был создан странами, признавшими независимость Косово, как один из главных элементов международного присутствия в крае, однако эта структура не имеет никакого юридического статуса с точки зрения документов ООН. Согласно резолюции СБ 1244 и последующим решениям Совбеза, верховенство управления в крае принадлежит ООН.

Власти Косова заявили, что разработка новой стратегии для Северного Косова ведется с участием МГО и находится на завершающем этапе, а 2010-й назвал «годом консолидации косовского государства»[8].

Сербы называют такие заявления Приштины опасной провокацией, считая, что разработанный так называемым Международным гражданским офисом план предусматривает политику скоординированных действий, направленных на то, чтобы заставить сербское большинство на Севере Косова согласиться с односторонним провозглашением независимости. Эта стратегия может быть реализована лишь насильственным применением ряда драконовских, недемократических мер против сербской общины в Северном Косове. При этом власти Сербии не намерены каким-либо образом препятствовать планам Приштины. О неприемлемости идей, высказанных Тачи, заявил и российский представитель в Совете Безопасности, призвав противодействовать их реализации. Впрочем, противостоять этим планам намерена только Россия, остальным членам международного сообщества мало интересна судьба сербов. Но, так как Россия еще в 2003 г. вывела свой миротворческий контингент из региона, в случае нового вооруженного конфликта в Косове, она сможет лишь выступать в СБ ООН, второго броска на Приштину не получиться.

Тем не менее, некоторые западные аналитики считают, что если над Северным Косово восстановить суверенитет Сербии, то она согласится признать независимость остального края[9]. Но вряд ли признание Сербии необходимо Косово и иностранным архитекторам его независимости, это уже ничего не решает, к тому же мнение Сербии не учитывали раньше, его не собираются учитывать и сейчас. Это государство ничего не может дать Западу, а если от Сербии, что-то и понадобится (например, осложнений для Южного потока), то этого добьются и без ее согласия. Следует отметить в этом сюжете, что череда цветных революций, приведших к власти силы, которые служат Западу, а не своему народу, началась в Сербии 5 октября 2000 (т.н. «Октябрьская» или

«бульдозерная» революция)[10, 390]. Впрочем, такая характеристика тех событий достаточно спорна. Без сомнений, Милошевичу было пора уйти, но человек столько лет правивший страной как король, не мог уйти добровольно. Но то, как его сместили, и кто пришел ему на встречу вполне вписывается в рамки «Оранжевой революции». Сербии не стоит рассчитывать на какие-то уступки со стороны Запада, более того, она все чаще и чаще получает новые требования, судьба страны решается вне ее пределов.

В феврале 2010 г. спикер Ассамблеи Косово озвучил еще один вариант решения проблемы - обмен северных территорий Косово на прилегающие к краю территории Сербии в Прешевской долине, население которых ранее также добивалось независимости. Сербские власти заявили, что Сербия менять свое на свое же не будет[11].

Возможен еще один вариант развития ситуации. Сегодня решающая роль на Балканах принадлежит Соединенным Штатам, которые не имеют исторического опыта урегулирования межцивилизационных конфликтов. Так после подписания Дейтонского соглашения была создана федерация Босния и Герцеговина, разделенная на два нежизнеспособных государственных образования, конфигурация которых напоминает американские резервации для индейцев, способные существовать только при внешней гуманитарной помощи. В едином Косово могут оказаться 2 гособразования: сербский и албанский. Причем положение албанской части по этому сценарию будет лучше в плане инвестиций, экономики, ведь Соединенные Штаты в балканском конфликте оказались единственной страной, которая, нарушив цивилизационный принцип, встали на сторону мусульман.

Тем временем ситуация обостряется. Граница, отделяющая Северное Косово от остальной части (т. н. «желтая линия»), появившаяся в 2002 г. вследствие договоренностей между этническими группами, всё чаще игнорируется властями Республики Косово после провозглашения ею независимости. Как считают албанские власти, никаких разграничительных линий в Косове нет, а поэтому переселение албанцев на север Косова носит законный характер. Власти оказывает значительную помощь албанцам в строительстве нового жилья в Северном Косове. Однако подобной помощи не оказывается сербам, которые были вынуждены покинуть остальную часть края. К тому же албанские власти Косова не дают никаких гарантий безопасности для сербов, желающих вернуться.

После провозглашения независимости Косова в регионе время от времени происходят обострения межэтнических отношений. Последние беспорядки в Северном Косове имели место в начале января, когда в результате нескольких взрывов в Митровице и последующих столкновений сербского и албанского населения были ранены около 10 человек [12] . Район происшествия патрулируют сотрудники полиции ЕС в Косово (ЕЦЬЕХ) и солдаты НАТО.

Вряд ли взаимная ненависть сербов и албанцев позволит им мирно сосуществовать в одном государстве. Скорее всего, лидеры косовских албанцев, бывшие главари легализовавшейся ОАК, попытаются произвести действия по хорвато-грузинскому образцу: военная операция против строптивой территории при массированном информационном прикрытии со стороны Запада. Так была уничтожена Сербская Краина в Хорватии, где столетиями жили сербы-граничары, являющиеся пограничниками христианства. Так пытались уничтожить Южную Осетию. Согласно сообщениям средств массовой информации, в августе 2010 г. министр внутренних дел Косово Б. Реджепи, заявил, что для сохранения территориальной интеграции может быть применена военная сила, а инициаторы со стороны сербов будут арестованы[13]. Данное заявление связано со статьёй, опубликованной в приштинской газете «Koha Ditore», по сведениям которой сербы

Северного Косово могут провозгласить независимость[14]. Уверенность косоварским властям придает решение Международного Суда признать провозглашение независимости Косово непротиворечащим международному праву 22 июля 2010[15]. Решение было поддержано ООН.

На этом фоне главной проблемой выглядит сильное сокращение присутствия ООН на территории Косово. В частности, Пан Ги Мун подтвердил сокращение миссии с нескольких тысяч до 510 человек[16]. В результате ООН постепенно теряет контроль над ситуацией, что может действительно привести к новому рецидиву войны. ООН это организация, которая находится над конфликтом, стараясь не вставать на чью-либо сторону, в то время как НАТО и ЕС показали себя сторонниками албанцев. Но даже сокращение проалбанского контингента НАТО опасно. НАТО приняла решение вдвое сократить контингент в Косово (КФОР) с 10 до 5 тысяч человек в связи с улучшением обстановки в крае. Об этом заявил сегодня генсек НАТО А. Ф. Расмуссен 29 октября 2010 г [17] .

Похоже, что сербы Северного Косово повторят судьбу сербов, оказавшихся после распада Югославии по ту сторону границ Сербии, т.е. будут фактически брошены лидерами Сербии в обмен на призрачные дивиденды от ЕС и США.

Литература

1. Нартов, Н.А. Геополитика : учеб. для вузов рек. МО РФ / Н.А. Нартов ; под ред. В.И. Староверова. - 3-е изд., перераб., доп. - М. : Юнити, 2004. - 544с.

2. Язькова А. Балканский узел. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/2/yaz.html

3. Kosovo Declaration of Independence [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.assembly-kosova.org/common/docs/Dek_Pav_e.pdf

4. Резолюция 1244 (1999), принятая Советом Безопасности на его 4011-м заседании, 10 июня 1999 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.un.org/russian/documen/scresol/res1999/res1244.htm

5. Address before the United Nations Security Council by president Tadic , New York, 22 January 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.predsednik.rs/mwc/default.asp? c=303500&g=20100122092759&lng=eng&hs 1=0

6. Автомобили сербских министров забросали камнями сербы из Белграда, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rian.ru/incidents/20090627/175622857.html

7. РФ и Сербия против плана "решения вопроса Северного Косово" [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rian.ru/world/20100123/205887638.html

8. РФ и Сербия против плана "решения вопроса Северного Косово" [ Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.rian.ru/world/20100123/205887638.html

9. Charles. A. Kupchan. Serbia's Final Frontier? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.foreignaffairs.com/articles/64913/charles-a-kupchan/serbias-final-frontier

10. Двести лет новой сербской государственности: К юбилею начала Первого сербского восстания 1804-1813 гг. / Отв. ред. В. Волков. - СПб.: Алетейя, 2005. - 406 с. - (BibliothecaSerbica).

11. Косовский спикер предложил Сербии поменяться территориями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.izvestia.ru/news/news231413

12. В сербской части Митровицы произошли два взрыва [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lenta.ru/news/2009/01/03/mitrovica/

13. Косовские албанцы угрожают сербам силой [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://geopolitica.ru/news/4521

14. Косовский аперитив для Соединенных Штатов Албании [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://rus.ruvr.ru/2010/08/20/16594111.html

15. 22/07/2010 - 2010/25 - Accordance with international law of the unilateral declaration of independence in respect of Kosovo - Advisory Opinion - The Court finds that the declaration of independence of Kosovo adopted on 17 February 2008 did not violate international law [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.icj-cij.org/docket/files/141/16012.pdf

16. Дебаты СБ ООН по Косово в преддверии Международного суда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirotvorec.net/main/93-httprusruvrru200910152032595html.html

17. НАТО вдвое сократит контингент в Косово [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/10/29/nato-anons.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.