Из приведенного опроса бурильщиков, долгое время работающих ручными электросверлами, выяснилось, что они жалуются на боли в руках и в области позвоночника, на снижение чувствительности пальцев рук и ухудшение зрения в процессе бурения. Все эти явления представляют собой явные симптомы так называемой вибрационной болезни. А так как бурение обычно производится на оазличном уровне от почвы при самых разнообразных положениях тела бурильщика, то вибрации подвергаются все части тела — от верхних до нижних конечностей.
Такое состояние вибраций ручных электросверл требует принятия ряда мер. К ним следует отнести контроль прямолинейности бурильных штанг, производство строгой центровки штанг в сверле, а резцов — в штанге. Для борьбы с явлением искажения сечения шпуров необходимо пользоваться предварительным забуриваниезд и при менять режущий инструмент, не дающий искажения.
Многое по борьбе с вибрацией предстоит сделать и заводам — изготовителям ручных электросверл. Часто эти заводы, проводя модернизацию или разработку новы»'
Рис. 3. Винтовая нарезка на боковой поверх- Рис. 4. Оттиск поверхности
ности шпуров в куске песчаника. забоя шпура.
моделей электросверл, ухудшают их с гигиенической точки зрения. Примером такого рода ухудшения служит, в частности, замена изоляции тыльной части колпака с резины на пластмассу.
Мы считаем, что заводам, выпускающим ручной механизированный инструмент, необходимо тесно увязывать свою работу с гигиенистами для совместной разработки мероприятий по борьбе с вибрацией.
ЛИТЕРАТУРА
И мае А. Д. Увеличение плотности заражения шпуров при вращательном бурении. М., 1956.—Михайлов В. Г. Горный инструмент. М., 1950.
Поступила 9/111 1959 р.
-й- -А- -йг
НОВЫЙ МЕТОД СНИЖЕНИЯ ЗАПЫЛЕННОСТИ ВОЗДУХА ПРИ МОКРОМ МЕХАНИЧЕСКОМ БУРЕНИИ В ШАХТАХ
Г. Надудвари, Н. Балканы, А. Вейс
Из отделения гигиены труда Клужского научно-исследовательского института гигиены
(Румынская Народная Республика)
Сухое механическое бурение, как известно, было и до сих пор остается главным-источником выделения силикозоопасной пыли в воздух шахт.
Основным методом в борьбе с рудничной пылью является мокрое бурение. В Румынской Народной Республике оно применяется с 1949 г. и в настоящее время распространено почти во свех шахтах страны, где для этого существуют технические условия.
В литературе много данных о применении поверхностно-активных веществ, которые повышают эффективность мокрого бурения.
В условиях мягких вод добавление нафтенового мыла к буровой воде снижает количество пыли приблизительно на 50% по сравнению с мокрым бурением. Такие результаты были получены и в работах Клужского научно-исследовательского института гигиены (Продан, Надудвари, Цэрану, 1954). При использовании воды с жесткостью выше 2 немецких градусов эти мыла теряют эффективность и к тому же могут осаждаться в трубах, из-за чего они не получили распространения. Контакт Петрова, некаль и сульфанол не дали хороших результатов и поэтому не применяются.
Нашли применение при разных условиях жесткости воды: ОП-7, ОП-Ю и особенно ДБ, а также их комбинации.
Коллектив врачей и инженеров института начал изучать применение бентонита в качестве добавки к воде для бурения. Работа начата в марте 1956 г. Приблизительно через год после начала исследований мы познакомились со статьей Балдини, опубликованной в итальянском журнале «La Medicina del Lavoro» (июнь—июль, 1956), в которой указано, что при применении бентонита с острова Понца в виде 5—10% грязи достигается снижение пыли на 50% от того количества, которое образуется при мокром бурении с простой водой.
Используя бентонит в малых концентрациях (0,2—0,5—1%) в лабораторных условиях, мы пришли к следующим выводам:
1. Устойчивость 0,5% суспензии бентонита высшего качества сохраняется при рН 4—14.
2. Суспензия остается устойчивой долгое время, когда жесткость воды достигает 10— 12 немецких градусов.
3. Имеются нетоксические вещества, которые при их добавлении к бентониту в сухом виде (0,5—2%) делают суспензию устойчивой при жесткости воды 50—60 немецких градусов и даже больше.
4. В тех водах, в которых имеются твердые частицы в суспензии, часть бентонита пристает к ним в виде хлопьев и инактиви-руется. Эта часть имеет тенденцию медленно осаждаться, но не пристает к стенкам и при самых незначительных движениях снова переходит в суспензию. Потерю активного бентонита при осаждении можно предупредить, если повысить концентрацию на 1% в крайнем случае на 2%.
5. Коллоидальный раствор бентонита имеет значительную адсорбционную силу по отношению к твердым частицам, ибо снижение поверхностного натяжения воды в незначительной мере влияет на механизм увлажнения частиц.
6. Через 6 месяцев после интратрахеального введения 1 мл 0,5—4% коллоидного раствора бентонита фиброзная реакция в легких животных отсутствует.
После этих лабораторных исследований мы перешли к изучению применения вещества при механическом мокром бурении в шахтах. В течение 1957 г. исследования производились 4 раза в разных рабочих местах нескольких шахт по добыче цветных металлов и в одной шахте по добыче редких металлов. Испытания делались при мокром бурении с простой водой и мокром бурении с добавлением вещества, содержащего бентонит. Бурение осуществлялось ежедневно с той же аппаратурой. Были сделаны 2 ряда отверстий и применяли простую воду и воду с бентонитом. На месте работы во время перерыва между опытами в течение 2 дней не производили никаких дополнительных операций. Каждый раз до начала работы брали по одной контрольной пробе атмосферного воздуха. В большинстве случаев делали кониометриче-ские анализы, пользуясь импинджером. Все опыты были сделаны над породами разной твердости и в разных условиях проветривания. Жесткость воды была 5—6 (шахта Б), 10, 5 (шахта Р и 25—30 (шахта Са и СБ) немецких градусов.
Количество вещества, прибавленного к воде, составляло 0,2—1% в зависимости от качества воды. Для каждого опыта сверлили одинаковое число отверстий с той же длиной. Для каждого опыта число отверстий колебалось от 5 до 8, а длина — от 0,5 до 1,5 м. Во время бурения каждого отверстия брали 2 пробы на уровне дыхания шахтера.
Результаты наших исследований показывают, что во время сверления отверстий с простой водой было от 320 до 1180 частиц пыли в 1 см3 воздуха, в среднем 784 частицы. При бурении же водой с добавлением вещества, содержащего бентонит, число частиц пыли колебалось от 25 до 172, в среднем 62 частицы в 1 см3 воздуха. Для иллюстрации приводим данные по шахте Р (см. рисунок). Что касается эффективности добавления вещества, то снижение количества пылинок, оставшихся после мокро-
— - W \ ^ . I
1 2 3 4 5
& о Ярел/я бурения шпуров по=
Ре»ультаты мокрого бурения в шахте Р.
I— мокрое бурение с водой; » — бурение с водой, содержащей 0,5% бентонита; 3 — бурение с водой, содержащей 2% бенто-
.го бурения, достигает 88,3 и 94%, в среднем 91,7%. Исследование бентонита в белее высоких концентрациях, чем 0,5%, не давало лучших результатов. На других шахтах получены примерно такие же данное. Весовы пробы, полученные в шахте Са во время бурения с исследуемым веществом, показали 1,5 мг/м3 пыли и ниже.
При бурении с веществом, содержащим бентонит, имеется незначительное снижение процента частиц меньше микрона. Содержание БЮ2 в породе и в пыли было 79—89%.
Во время всех исследований отмечалось отсутствие образования пены у отверстий. У отверстий, ориентированных косо вверх и горизонтально, остатки, полученные ври бурении стекали по стенкам или почве, образуя массу, склеивающуюся больше, чем при бурении только с водой.
Выводы
1. Добавка бентонита при бурении к промывной воде более эффективна, чем применяемые до сих пор другие поверхностно-активные вещества. При бурении оно снижает количество пыли ниже допускаемых норм.
2. Бентонит имеется в достаточных количествах в Румынской Народной Республике и является относительно дешевым, легко приготовляемым и применим при любой жесткости воды.
3. Имеющиеся предварительные материалы дают основание считать, что применение бентонита не вредно для рабочих, однако в дальнейшем необходима более глубокая биологическая проверка этого.
Л ИТЕРАТУРА
Барон Л. И. Профилактика силикоза и антракоза при горных разработках. М., 1954.— Он же. Гиг. и сан., 1956, № 8, стр. 50. — О н же. Там же, 1952, № 8, стр. 54. — Галкина К. А. Там же, 1955, № 4, стр. 20. — Гончарова Н. Н., Мед-ведовская Д. И., Шкарбань Я. Я. Там же, 1949, № 10, стр. 32. — С а ч-ков А. Ф. Там же, 1955, № 11, стр. 14. — Снежко Я. С., Олейник Н. К-, К у р-.саков Н. К. Там же, 1951, № 12, стр. 48.
Поступила 2в/У 11 1959 г
К 50-ЛЕТИЮ ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЫ
ХЛОРОМ В РОССИИ
Проф. Г. М. Попов, кандидат медицинских наук И. Г. Попов
Пятьдесят лет назад для обеззараживания водопроводной воды в России впервые был применен хлор, который в настоящее время является наиболее распространенным средством для обеззараживания воды на водопроводных станциях СССР.
История первых экспериментов по хлорированию водопроводной воды в нашей стране представляет несомненно интерес для гигиенистов, тем более что в современной литературе этот вопрос мало освещен.
Впервые в России хлорирование водопроводной воды было произведено под руководством С. К. Дзержговского в Петербурге в 1908 г. во время эпидемии холеры. Хлорированию была подвергнута вода на водопроводной станции усадьбы Института экспериментальной медицины. Этому опыту предшествовали лабораторные исследования.
Хлорирование воды производилось белильной известью в комбинации с серной кислотой дозой 5—10 мг хлора на 1 л воды. Опыты шли под бактериологическим контролем и закончились успешно. О результатах своих экспериментов в том же 1908 г. С. К. Дзержговский сделал доклад в «Русском обществе охранения народного здравия» и затем на объединенном заседании санитарной и водопроводной комиссии Петербургской городской думы. Но вопрос о хлорировании воды, несмотря на убедительные результаты проведенных опытов и срочную потребность в надежных способах обеззараживания воды на водопроводных станциях России, по выражению самого С. К. Дзержговского, «был похоронен»Многие врачи тогдашнего Петербурга, в том числе и гигиенисты, выступили против хлорирования водопроводной воды на том основании, что при этом происходит денатурация природной воды. Несмотря на отрицательное отношение к хлорированию воды со стороны многих врачей. С. К. Дзержговский продолжал свои исследования и пропаганду практической целесообразности этого метода обеззараживания воды.
' С. К Дзержговский. Русский врач, 1910, Лк 37, стр. 1289—1292.