Научная статья на тему 'Новые задачи региональной кластерной политики'

Новые задачи региональной кластерной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые задачи / регион / кластерная политика / new objectives / region / cluster policy
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые задачи региональной кластерной политики»

Рисин И.Е.

д.э.н., профессор, зав. кафедрой региональной экономики и территориального управления Воронежского

государственного университета

НОВЫЕ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: новые задачи, регион, кластерная политика.

Key-words: new objectives, region, cluster policy.

Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» инициировал в субъектах Российской Федерации процесс разработки качественно обновленных стратегий регионального развития. Базовый компонент их структурной композиции - приоритеты, цели и направления социально-экономической политики субъекта РФ1.

Современная региональная политика отличается высоким уровнем разнообразия ее видов, сфокусированных на избирательном перечне целей, основных сфер и объектов воздействия.

Первое десятилетие XXI века отмечено появлением в российской практике нового вида политики субъекта РФ -кластерной. Ее цели, задачи, направления стали заметным компонентом содержания разработанных в тот период региональных стратегий.

Потребность в мобилизации и эффективном использовании в регионах эндогенных факторов экономического роста актуализирует проблему существенного приращения вклада кластеров в социально-экономическое развитие территорий. Необходимой предпосылкой ее успешного решения является постановка новых задач региональной кластерной политики. Их состав может быть определен следующим образом.

Первая задача отражает необходимость обновления характера и расширения спектра видов экономической деятельности создаваемых кластеров.

Речь идет о том, чтобы, во-первых, новые кластеры были изначально ориентированы на внедрение прорывных технологий, т.е. имели статус инновационных. О востребованности именно такого вектора развития структуры экономики свидетельствуют и прогнозные оценки основных параметров развития региональных инновационных кластеров, предложенные Минэкономразвития РФ. Так, число высокопроизводительных рабочих мест, созданных заново или в результате модернизации, должно вырасти в 2017 г. по сравнению с 2013 г. в 1,56 раза, объем инвестиционных затрат организаций-участников кластеров за тот же период - в 2,34 раза, объем работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых участниками кластеров - в 1,61 раза2.

Во-вторых, процессы кластеризации призваны обеспечить реализацию не только имеющихся, но и новых конкурентных преимуществ регионов.

Принципиально значимая задача - расширение сферы базирования существующих и вновь создаваемых в субъекте РФ кластеров. Речь идет о том, чтобы в формировании и развитии их ресурсной базы (кадры, сырье, производственные площади) участвовали субъекты хозяйствования и органы публичной власти разных муниципальных образований. Ожидаемыми эффектами от ее решения может стать не только концентрация ресурсов в перспективных точках экономического роста, но и снижение социально-экономической асимметрии в регионе.

Для успешного противостояния экономики субъекта РФ внешним угрозам необходима не только эффективная мобилизация и повышение уровня использования имеющихся в ней ресурсов, но и приращение потенциала действующих и вновь создаваемых кластеров посредством развития их научной и производственной кооперации с хозяйствующими субъектами других регионов.

Примечательно, что такой вектор развития процессов кластеризации зафиксирован в реализуемых ныне стратегиях Краснодарского края3, Новосибирской4 и Самарской областей5.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - www.consultant.ru

2 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов / Минэкономразвития. - http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/f8e9a887-19ca-40bd-8c72-54f6f3447f98/prognoz2015-2017.zip?MOD= AJPERES&CACHEID=f8e9a887-19ca-40bd-8c72-54f6f3447f98

3 Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года. - http:// Krasnodar.ru/content/ 592/show/49081/

4 Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года. - http:// www.nso.ru/activi ty/socio-Economic_Polisy/Strat_Plan/Documents/1654.pdf

5 Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года. - http:// www.protown.ru/russia/ obl/article_1085.htm

Новой задачей является также формирование «открытых» кластеров, потенциальными участниками которых могут оказаться зарубежные компании, выступая не только в роли инвесторов, но и потребителей продукции «своих» кластеров, и предоставляя для ее сбыта на внешних рынках свои каналы и коммуникации.

Учитывая заметное смещение российских производителей товаров и услуг на новые географические сегменты (преимущественно, азиатские) мирового рынка, предпочтительными участниками таких кластеров могут выступить компании из таких стран, как Вьетнам, Китай, Индия.

Принципиально значимая задача - освоение нового типа кластерной политики. Реализуемый в современной российской региональной практике тип названной политики представляет собой комплекс мер по идентификации кластера, определению поля деятельности формирующих его компаний, созданию специализированной структуры, осуществляющей общую для всех кластерных структур политику в регионе.

Не отрицая важности такой деятельности, учитывая достижения современной зарубежной практики1, полагаем целесообразным переход к другому типу региональной кластерной политики, реализующему индивидуальный подход к проблемам развития конкретного кластера.

Востребованность в нем детерминирована множеством особенных характеристик, присущих кластерам, работающим только на внутреннем рынке, и кластерам, намеренных освоить (уже осваивающих) сегменты мирового рынка товаров и услуг; кластерам, внедряющим технологические и продуктовые новации, и кластерам, использующим прогрессивные, но уже известные технологии. В этой связи, оправданна и дифференциация инструментов государственной поддержки разных кластеров.

Полагаем, что предложенная нами постановка и раскрытое содержание новых задач региональной кластерной политики региона могут быть востребованы при разработке Стратегий социально-экономического развития субъектов РФ на период до 2030 г.

1 Миролюбова Т.В. Кластерная политика в европейских странах и в России: сравнительный анализ / Т.В. Миролюбова, А.Г. Афонина // Вестник Пермского университета. Серия «Экономика». - 2011. - № 1(8). - С. 37-44; Пятинкин С.Ф. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / С.Ф. Пятинкин, Т.П. Быкова. - Минск: Тесей, 2008. - 72 с.; Ракиева О.В. Обзор европейского опыта внедрения и реализации кластерных инициатив // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2010. - № 2. - С. 178-183; Рисин И.Е. Региональная кластерная политика: концептуальное: методическое и инструментальное обеспечение / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский. - М.: Русайнз, 2015. - С. 106-123; Эффективная реализация кластерной политики, опыт Баварии (Германия) и РФ // Информационный медиа-портал Yarsk.ru. - М1р://%'%'%гуагек.ги/11/?аг11с1е=100009076

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.