Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ'

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стимулирование / возможности / эколого-экономические облигации / потенциал / государственная поддержка / incentives / opportunities / environmental and economic bonds / potential / government support

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багинов Иннокентий Петрович

В статье предложена идея создания межрегионального центра компенсации природоохранных затрат в Байкальском регионе, а также предложен выпуск государственных займов и формирование рынка государственных ценных бумаг (эколого-экономических облигаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposed the idea of creating an interregional center for compensating environmental costs in the Baikal region, as well as proposing the issuance of state loans and the formation of a market for state securities (environmental and economic bonds).

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ»

УДК 512.35:51

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ

Багинов Иннокентий Петрович, Московский технический университет связи и информатики, г. Москва

E-mail: ken2004@mail.ru

Аннотация. В статье предложена идея создания межрегионального центра компенсации природоохранных затрат в Байкальском регионе, а также предложен выпуск государственных займов и формирование рынка государственных ценных бумаг (эколого-экономических облигаций).

Abstract. The article proposed the idea of creating an interregional center for compensating environmental costs in the Baikal region, as well as proposing the issuance of state loans and the formation of a market for state securities (environmental and economic bonds).

Ключевые слова: стимулирование, возможности, эколого-экономические облигации, потенциал, государственная поддержка.

Key words: incentives, opportunities, environmental and economic bonds, potential, government support.

Введение. Актуальность. Защита окружающей среды и снижение выбросов промышленных отходов лежат вне экономических интересов предприятий, поэтому экологические проблемы в России в основном решаются административным путем. Это осуществляется через установление дифференциации платы за выбросы, которая возрастает при превышении допустимых или временно согласованных нормативов.

Основная часть. Среди способов воздействия государственных органов (как в ряде стран с развитой рыночной экономикой) на природоохранную деятельность предприятий еще раз отметим следующие:

- субсидии, т.е. гранты, льготные займы и налоговые кредиты;

- стимулы выполнения законов в виде специальных платежей за несоблюдение норм или бонусов по результатам природоохранной деятельности;

- формирование рынка, т.е. торговля выбросами, вмешательство в ситуацию на рынке путем дифференциации налогов и страхование ответственности предприятий.

В целях создания более эффективного механизма охраны окружающей среды оз. Байкал и практической реализации основных этапов концепции устойчивого развития Байкальского региона автором предлагается создание Межрегионального центра компенсации природоохранных затрат (далее - МРЦ КПОЗ) предприятиям Байкальского региона с использованием организационно-административного, экономического и правового ресурса Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края.

Принципиальное значение для создания организационно-административного механизма реализации целей МРЦ КПОЗ имеет четкое

разграничение полномочий и предметов ведения в рассматриваемой сфере между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом полномочия каждого из уровней власти по решению эколого-ресурсных проблем должны быть подкреплены реальными финансовыми возможностями.

Проблема совершенствования эколого-ресурсных налогов как экономических инструментов реализации целей МРЦ КПОЗ может рассматриваться с двух позиций:

а) использование эколого-ресурсных налогов в рамках установленного федеральным центром порядка их определения, взимания и распределения;

б) формирование региональной системы эколого-ресурсных налогов с учетом особенностей и задач природопользования региона в рамках действующего федерального и регионального законодательства.

Последняя позиция представляется наиболее важной, так как в этом случае открываются возможности для формирования финансовой базы реализации целей МРЦ КПОЗ при учете экономических интересов Республики Бурятия, Иркутской области, Забайкальского края, Российской Федерации, а также предприятий региона.

В настоящее время предлагается много моделей экономического стимулирования природоохранной деятельности [1], [2], [3], [4]. В частности, принята плата за выбросы с одинаковым нормативом по региону или по городу и альтернатива этому - продажа разрешений на выбросы (тоже с территориальной градацией). Практика показала, что: а) плата за выбросы по нормативам эффективна, прежде всего, тогда, когда нет превышения ПДК и при пропорциональности выбросов величине ущерба; б) купля-продажа разрешений обоюдно выгодна при работе предприятий на грани ПДК и выше, т.е. при неопределенности выбросов. В этом случае предусматривается, что большая часть средств остается местным органам самоуправления.

Перспективным остается использование фондового механизма для аккумулирования и управления средствами отечественных и зарубежных инвесторов, направляемых на цели охраны оз. Байкал, охраны и использования природных ресурсов.

Отметим, что основной формой стимулирования природоохранной деятельности на сегодняшний день, является взимание платы за загрязнение окружающей среды и штрафы за нарушение правил пользования природными ресурсами. Использующиеся экономические формы явно недостаточны и слабо стимулируют природоохранную деятельность хозяйствующих субъектов.

На наш взгляд, выход из сложившейся ситуации возможен при условии, если наряду с использованием существующих методов развивать новые, сочетать различные формы стимулирования природоохранной деятельности, учитывая особенности и проблемы каждого региона.

Существует также еще одна возможность стимулирования природоохранных мероприятий. Это мобилизации будущих доходов государства для решения неотложных текущих задач путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (эколого-экономических облигаций). Основанный на рыночных механизмах способ финансирования и стимулирования природоохранной деятельности может оказаться эффективным в условиях финансовой турбулентности.

Эколого-экономические займы представляют собой способ привлечения средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, срочности, возвратности и платности в целях дополнительного финансирования природоохранных нужд сверх текущих возможностей государства и предприятий. Эмиссию облигаций государственных эколого-экономических займов могли бы осуществлять специально уполномоченные на это банки.

Необходимость в таких уполномоченных банках давно назрела и обусловлена, во-первых, ограниченностью бюджетных возможностей финансирования эколого-экономической сферы; во-вторых, необходимостью льготных условий кредитования природоохранных программ; в-третьих, растянутостью сроков окупаемости эколого-экономических затрат, следовательно, повышенной степенью банковского риска, и, наконец, возросшей потребностью предприятий в дополнительных средствах, вызванной введением платности природопользования.

Такой уполномоченный банк может выступать как эффективный эколого-экономический центр регулирования процессов природопользования, что обусловлено получением максимально полной информации обо всех процессах, протекающих в данной сфере, аккумуляцией необходимых финансовых ресурсов и функционированием в режиме самоуправления. Через жесткую ипотечную политику, уполномоченный банк может на конкурсной основе кредитовать предприятия под конкретные природоохранные программы, организовывать рыночную продажу акций, оценивать имущество, потенциал и перспективы предприятий и т.д. Во многих странах уже созданы и успешно действуют такие банки.

Преимущества банковского кредитования природоохранной деятельности, по сравнению с бюджетным финансированием, состоит в возвратности и платности предоставляемых средств, что способствует повышению эффективности использования выделяемых ресурсов и сокращению времени их реализации. Система эколого-экономического кредитования должна создавать условия, заинтересовывающие как заемщиков, так и кредиторов (банки). Для природопользователей это может быть льготное кредитование (под низкий процент), первоочередное кредитование эколого-экономических мероприятий. Заинтересовать же банки в льготном кредитовании можно только в случае обеспечения полной компенсации затраченных ими средств. Такая компенсация может осуществляться посредством предоставления налоговых льгот путем уменьшения налогооблагаемой базы дохода банка, снижения ставки налога или же освобождения банка от отдельных видов платежей.

Выпуск эколого-экономических ценных бумаг (облигаций) должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, для чего необходима, прежде всего, надежная защита облигаций от инфляции (соответствующей процентной ставкой, скорректированной на темпы инфляции). Привлекательность облигаций может быть усилена предоставлением их владельцам различного рода льгот, среди которых могут быть следующие:

- исключение из налогооблагаемой базы доходов, направленных юридическими и физическими лицами на приобретение эколого-экономических облигаций;

- льготные цены и условия поставки природоохранной техники, экологически чистых технологий и продуктов;

- приоритетный доступ к наиболее ценным природным объектам региона

и т.п.

Кроме того, использование эколого-экономических облигаций, особенно местными исполнительными органами власти, позволит правильно эти деньги использовать. Местные исполнительные власти, как правило, отрицательно относятся к наиболее верному способу использования этих средств - возврату на специальный природоохранный счет предприятия. При этом можно будет контролировать темпы использования этих «эколого-экономических» средств именно на цели охраны природы.

Крайне важно обеспечить успешность эколого-экономического займа, регулируя эмиссию ценных бумаг с учетом реального положения дел на фондовом рынке. Но в выигрыше от успешной организации государственного эколого-экономического займа получат не только эмитенты или владельцы эколого-экономических облигаций, но и общество в целом и регион в частности.

Моделирование природоохранной деятельности связано как с учетом экономических факторов, определяющих поведение отдельных предприятий, находящихся в условиях той или иной природоохранной политики государства, так и с учетом рычагов воздействия, региональных административных структур на предприятия, которые позволили бы вынудить их вкладывать средства в природоохранную составляющую производства. Центральным звеном такого исследования является выбор разумной поведенческой модели предприятия, отражающей как внутренние управления, так и критерий оптимальности.

Выводы. В настоящее время в литературе на основе средств математического моделирования рассматривается ряд вариантов природоохранных взаимоотношений предприятий-загрязнителей и административных органов. Такими вариантами являются различные замкнутые схемы экономического управления природоохранной деятельностью, а также рыночные природоохранные взаимоотношения (торговля лицензиями на загрязнение), формализованные в рамках бабл-принципа, известной в России как схема «пузыря». Исследование, как правило, проводится в рамках конечномерных оптимизационных моделей. В реальности рассматриваемые процессы протекают во времени и конечномерный аппарат плохо приспособлен к учету этого фактора. Здесь нужно использовать динамические модели и соответствующий им аппарат динамической оптимизации (оптимального управления). Конечно, это усложняет математическую формализацию проблемы, но в то же время дает возможность привлечь более богатый арсенал методов оптимизации.

Список использованных источников:

1. Эколого-экономическая стратегия развития региона: Математическое моделирование и системный анализ на примере Байкальского региона // Викулов В.Е., Гурман В.И. и др. - Новосибирск: Наука, 1990.

2. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: учебник. - Мн.: БГЭУ, 2010.

3. Багинов И.П., Дыхта В.А. Оптимизация региональной эколого-экономической модели при наличии ограничений на загрязнение и оценка природных ресурсов: монография // Приложение математических моделей к анализу эколого-экономических систем. - Новосибирск: Изд-во Наука, 1988. - 213 с.

4. Бобылев С.Н. Экономика устойчивого развития: учебник. - М.: Изд-во КноРус, 2021. - 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.