Научная статья на тему 'Новые возможности отечественных универсальных классификаций (на примере ББК)'

Новые возможности отечественных универсальных классификаций (на примере ББК) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
292
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ОБЩЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ЗНАНИЕ / ФОРМАЛЬНЫЕ НАУКИ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / МЕТОДИКА КЛАССИФИКАЦИИ / ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ / LIBRARY-BIBLIOGRAPHIC CLASSIFICATION / CLASSIFICATION SYSTEMS / GENERAL SCIENTIFIC KNOWLEDGE / INTERDISCIPLINARY KNOWLEDGE / FORMAL SCIENCES / TERMINOLOGY / CLASSIFICATION METHODS / CLASSIFICATION PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколова Надежда Юрьевна

В статье рассматривается проблема дальнейшего развития библиотечно-библиографической классификации (ББК), в частности, вопрос методической разработки отдела 1 «Общенаучное и междисциплинарное знание». Данная тема, поднятая специалистами еще в конце 1980-х гг., до сих пор является предметом обсуждений как в профессиональном библиотечном, так и в научном сообществах. В статье излагаются предложения, выдвинутые специалистами Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН в ходе предварительного обсуждения в Центре и последующего за этим доклада главного редактора ББК канд. пед. наук Э. Р. Сукиасяна на семинаре «Методологические проблемы наук об информации». Представлены также общие положения решения Научно-методического совета НИЦ развития ББК РГБ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New opportunities of the domestic universal classifications (LBC case)

The article deals with the problem of further development of the library-bibliographic classification (LBC), in particular, the issue of methodological development of Department 1 «General scientific and interdisciplinary knowledge». This topic raised by experts in late 1980s is still the subject of discussion both in the professional library and in the scientific community. The article presents a proposal on this issue compiled by specialists of the Center for studying informatics problems in INION RAS based of discussions and a subsequent report by LBC Chief Editor E. R. Sukiasyan. General positions of the Scientific-Methodological Council of the Research-Publishing Center on LSC development in the Russian Sate Library adopted as the results of the scientific community discussions are presented.

Текст научной работы на тему «Новые возможности отечественных универсальных классификаций (на примере ББК)»

БИБЛИОСФЕРА, 2016, № 4, с. 112-115 /BIBLIOSPHERE, 2016, no 4, pp. 112-115

Дискуссии

УДК 025.47 ББК 78.364

DOI 10.20913/1815-3186-2016-4-112-115

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ ББК)

© Н. Ю. Соколова, 2016

Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия; e-mail: [email protected]

В статье рассматривается проблема дальнейшего развития библиотечно-библиографической классификации (ББК), в частности, вопрос методической разработки отдела 1 «Общенаучное и междисциплинарное знание». Данная тема, поднятая специалистами еще в конце 1980-х гг., до сих пор является предметом обсуждений как в профессиональном библиотечном, так и в научном сообществах. В статье излагаются предложения, выдвинутые специалистами Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН в ходе предварительного обсуждения в Центре и последующего за этим доклада главного редактора ББК канд. пед. наук Э. Р. Сукиасяна на семинаре «Методологические проблемы наук об информации». Представлены также общие положения решения Научно-методического совета НИЦ развития ББК РГБ.

Ключевые слова: библиотечно-библиографическая классификация, классификационные системы, общенаучное знание, междисциплинарное знание, формальные науки, терминология, методика классификации, принципы классификации

Для цитирования: Соколова Н. Ю. Новые возможности отечественных универсальных классификаций (на примере ББК) // Библиосфера. 2016. № 4. С. 112-115. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-112-115.

New opportunities of the domestic universal classifications (LBC case) N. Yu. Sokolova

Institute of Scientific Information on Humanitarians of RAS, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]

The article deals with the problem of further development of the library-bibliographic classification (LBC), in particular, the issue of methodological development of Department 1 «General scientific and interdisciplinary knowledge». This topic raised by experts in late 1980s is still the subject of discussion both in the professional library and in the scientific community. The article presents a proposal on this issue compiled by specialists of the Center for studying informatics problems in INI ON RAS based of discussions and a subsequent report by LBC Chief Editor E. R. Sukiasyan. General positions of the Scientific-Methodological Council of the Research-Publishing Center on LSC development in the Russian Sate Library adopted as the results of the scientific community discussions are presented.

Keywords: library-bibliographic classification, classification systems, general scientific knowledge, interdisciplinary knowledge, formal sciences, terminology, classification methods, classification principles.

Citation: Sokolova N. Yu. New opportunities of the domestic universal classifications (LBC case) // Bibliosphere. 2016. № 4. P. 112-115. DOI: 10.20913/1815-3186-2016-4-112-115.

Создание научной классификации даже в отдельно взятой отрасли является весьма трудоемким процессом, в основе которого лежит работа целых коллективов исследователей. Поскольку процесс развития научного знания непрерывен, классификации постоянно совершенствуются наравне с ним.

Классификация по сути есть результат научного поиска и обобщения материала: огромное количество фиксируемых «на входе» событий и явлений выстраивается в систему, из множества фактов складывается общая парадигма [1].

Специалисты по классификациям отмечали общую для всех классификационных систем тенденцию. Любая классификация подвержена процессу морального старения, который носит объективный характер. В определенные моменты, примерно каждые 25-30 лет,

происходят так называемые парадигмальные сдвиги в науке, вследствие чего содержание универсальных классификационных систем оказывается неадекватно новым реалиям и должно быть пересмотрено [2, 8]. В связи с этим большое значение для представления картины отечественного научного знания имеют российские научные классификации, в частности, библио-течно-библиографическая классификация (ББК), являющаяся национальной классификационной системой.

ББК вступила в пору своего обновления, что произошло, как представляется, не просто в связи с «внезапной» отменой ведущей роли марксизма-ленинизма в отечественном социально-историческом процессе. Речь идет в целом об отражении парадиг-мальных изменений, происходящих в научном мире. «Информационный взрыв» середины ХХ в., сопровождавшийся лавинообразным ростом объема научно-

Н. Ю. Соколова, 2016, № 4, с. 112-115 /N. Ун. ЪоШоуа, 2016, по 4, рр. 112-115

технической литературы, стал своеобразным сигналом таких изменений. По оценкам известного философа науки В. С. Степина, в конце ХХ в. мы вступили в пору так называемой четвертой глобальной научной революции, в ходе которой рождается новая постнеклассическая наука. «Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, - отмечает философ, - революция в средствах хранения и получения знаний, компьютеризация науки <...> меняют характер научной деятельности. Наряду с дисциплинарными исследованиями на передний план все более выдвигаются междисциплинарные и проблемно-ориентированные формы исследовательской деятельности» [3].

Впервые вопрос о введении в ББК нового отдела «Общенаучное и междисциплинарное знание» ставился еще в 1987 г. на заседании проблемного совета «Библиотечно-библиографическая классификация и другие информационно-поисковые языки» под председательством доктора философских наук профессора В. С. Тюхтина, где обсуждалась тема «Междисциплинарные науки и глобальные проблемы в современном знании» [4].

Уже тогда наша национальная классификация была готова не только отразить новейшие тенденции и достижения отечественной науки, но и в известной степени - как научная система - спроецировать изменения в социальных практиках советского общества. «В структуре второго издания ББК, - отмечалось в «Концепции.» нового издания Классификации проекта 1982 г., - должны быть учтены изменения в структуре научного знания в целом, в структуре отдельных областей знания: усиление интеграционных процессов, связей различных сфер научного знания, междисциплинарный (комплексный) подход к изучению предметов и явлений, единство естественных, технических и общественных наук.». Более того, обсуждался вариант вхождения марксизма-ленинизма в структуру будущего отдела общенаучного и междисциплинарного знания, с сохранением, однако, за ним первого места в отделе [5].

Уже не раз отмечалось, что успешное формирование отдела «Общенаучное и междисциплинарное знание», как и развитие всей классификации в целом, нуждается в привлечении широкого круга ученых и специалистов [2, 5, 8]. Можно сказать, что успешному налаживанию контактов специалистов информационно-библиотечной и научной сфер способствует научный семинар «Методологические проблемы наук об информации», проводимый ИНИОН РАН совместно с ИПИ РАН1. На семинаре заслушивались доклады таких известных библиотековедов, как доктор педагогических наук Ю. Н. Столяров, кандидат педагогических наук Э. Р. Сукиасян, доктор педагогических наук А. В. Соколов и др.

Так, в ноябре 2015 г. в Центре по изучению проблем информатики ИНИОН РАН состоялось пред-

1 http://www.inion.ru/seminars.mpni

варительное обсуждение материалов к докладу кандидата педагогических наук Э. Р. Сукиасяна. В обсуждении приняли участие руководитель Центра кандидат философских наук Ю. Ю. Черный, старший научный сотрудник Н. Ю. Соколова и главный редактор ББК заведующий сектором РГБ кандидат педагогических наук Э. Р. Сукиасян. Обсуждение было посвящено проблеме представления в ББК отдела общенаучного и междисциплинарного знания.

В ходе дискуссии специалисты отметили, что ранее раздел А «Марксизм-ленинизм» в ББК выполнял по отношению ко всей классификации наук, помимо идеологической, общую мировоззренческою функцию. Это подтверждается публикациями Э. Р. Сукиа-сяна [4, 5], в которых говорится, что в основу ББК как системы положены классификационные принципы работы Ф. Энгельса «Диалектика природы».

Методологический принцип формирования отдела «Общенаучное и междисциплинарное знание» раскрывается в комментариях к проекту отдела: «Под индексом 1 и его подразделениями собирается литература, относящаяся к наукам и научным направлениям, дисциплинам, теориям, проблемам, выходящим по своему содержанию за пределы как социальных (общественных, гуманитарных), так и естественных наук, а также прикладных наук и технологий. Литературу отраслевого характера см. в соответствующих отраслевых разделах» [8].

Как отмечали специалисты по классификациям, в последнее время особенно сильно расширился класс наук, которые трудно отнести к каким-либо тематическим разделам [5, 8].

В ходе обсуждения материалов к докладу в Центре по изучению проблем информатики было предложено следующее:

1. В качестве методологической основы взять два основных деления или две группы, составляющие отдел. Это «Общенаучное знание» и «Междисциплинарное знание». Первое деление - это «общенаучное знание». Сюда можно отнести науки, условно говоря, высокой степени обобщения или абстракции. Здесь представляется возможным апеллировать к такой категории наук, как формальные науки [11], то есть к совокупности наук, занимающихся исследованием формальных систем (суммы абстрактных объектов, не связанных с внешним миром).

К первой группе можно отнести такие науки, как методологию, теорию систем, кибернетику, логику, математику, синергетику, семиотику, информатику.

В отечественном научном сообществе до сих пор обсуждается, к какому классу следует отнести информатику: к классу общенаучных или междисциплинарных исследований. Дискуссия на научном семинаре «Методологические проблемы наук об информации» показала, что в настоящее время в исследовательском поле информатики наблюдается так называемая «точка бифуркации». Будущее этой науки зависит от самих ученых: какой вектор исследований

ДИСКУССИИ / DISCUSSIONS

они могут ей задать в настоящее время, таковой и окажется ее дальнейшая судьба.

Структуру второго раздела «Междисциплинарное знание» предположительно составят науки, объекты изучения которых требуют комплексного подхода, и ради него они не могут пожертвовать целостностью. К таким наукам можно отнести глобалистику, комплексные исследования человека, космические исследования, страноведение (востоковедение, африканистику, регионоведение, славяноведение и др.).

2. В итоге была предложена следующая общая схема.

Общенаучное и междисциплинарное знание

Общенаучное знание (формальные науки) Теория систем Кибернетика Логика Математика Синергетика Информатика Семиотика

Междисциплинарное знание Глобалистика

Комплексные исследования человека Космические исследования Страноведение (регионоведение)

Доклад Э. Р. Сукиасяна с учетом дискуссии в Центре по изучению проблем информатики позднее был представлен на семинаре «Методологические проблемы наук об информации» и также вызвал живое обсуждение [8].

Современный этап развития научного знания ставит перед классификациями новые задачи. Как отмечает Э. Р. Сукиасян, в настоящее время не только отечественная, но и вся мировая наука находится под влиянием высоких технологий и чрезвычайно подвижна. Данную особенность можно считать еще одним проявлением постнеклассической рациональности. Это касается не только естественных и технических дисциплин, но и гуманитарной сферы. «Новые науки решительно заявляют о себе, причем столь быстро, что русская научная терминология не успевает их терминировать. Активно идет процесс наращивания общенаучного и междисциплинарного знания» [5, 6, 9].

Действительно, новые технологии в значительной степени влияют на облик современной науки. И это касается не только сферы прикладных дисциплин. Речь идет о возникновении новой философии техногенного периода развития человечества, когда объединение науки, основанное на единстве природы и ее целостном исследовании, приведет к технологической конвергенции и более эффективной социальной структуре, необходимой для достижения общечеловеческих целей. В том числе и для создания более эффективной управленческой структуры, культивирующей

цифровое неравенство в интересах ряда высокоразвитых в технологическом отношении стран [10]. Не исключено, что на смену современным классификациям придут совершенно другие, основанные на иных принципах, построения.

В настоящее время работа над отделом 1 «Общенаучное и междисциплинарное знание» продолжается. На заседании научно-методического совета Научно-исследовательского центра развития ББК Российской государственной библиотеки 17 февраля 2016 г. были рассмотрены результаты последних обсуждений в части, касающейся отдела. Было отмечено, что развитие ББК как системы будет продолжено «на основе методологических принципов, положенных в основу первого издания ББК, с максимальным сохранением ее потенциала». Отраслевой характер ББК в целом будет сохранен. Будет уточнено название отдела 1, для которого нужно разработать принципиально новые разделы, «никак ранее в таблицах ББК полностью не представленные» [7].

Было принято решение дать в разделе 1 таблицы по следующим наукам: семиотике, теории систем и системному анализу, управлению, кибернетике, синергетике, теории организации и управления, информатике, экологии, охране окружающей среды.

Специалисты также не исключили возможность дальнейшего развития ББК как системы, в которой могут быть реализованы методологические принципы иного порядка. Однако «в этом случае это будет уже другая система, не ББК - в том виде, в каком она существует сегодня» [7].

Присоединяясь к специалистам по классификациям, хотелось бы обратиться к ученым, прежде всего к философам и методологам, с приглашением к более активному взаимодействию с библиографами и библиотековедами. В противном случае может произойти так, что нам «назначат» другую классификацию. Но это будет уже совсем иная «история».

Список источников

1. Васильева Н. А. Разумное и рассудочное в классификациях наук : Библиотечно-библиографический аспект : дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2006 146 с.

2. Голоднова Н. Н. Программа модернизации ББК: концептуальные подходы // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества : 4-я междунар. конф. «Крым 97», Судак, Авт. Респ. Крым, Украина, 7-15 июня 1997 : материалы конф. Москва, 1997. С. 601-603.

3. Стёпин В. С. Теоретическое знание. Структура и историческая эволюция. Москва : Прогресс-Традиция, 2000. 744 с. URL: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/stepin. html (дата обращения: 24.07.2016).

4. [Решение Научно-методического совета НИЦ развития ББК РГБ от 17 февраля 2016 г. о путях продолжения разработки таблиц отдела 1 ББК ]. В печати.

5. Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание: Классификационный анализ. Подходы к формированию структуры и содержания нового отдела ББК (статья первая) // Научные и технические библиотеки. 2010. № 3. С. 69-78.

Н. Ю. Соколова, 2016, № 4, с. 112-115 /N. Yu. Sokolova, 2016, no 4, pp. 112-115

6. Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание как классификационная проблема // Теория и практика общественно-научной информации. Москва, 2011. Вып. 20. С.92-96.

7. Сукиасян Э. Р. Междисциплинарное и общенаучное знание. Проблемы структуры и содержания ведущего отдела ББК // Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса : материалы 17-й Междунар. конф. «Крым 2010». Москва, 2010. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/ crimea 2010 (дата обращения: 22.07.2016).

8. Сукиасян Э. Р. «Окружение» информатики (проект отдела «Общенаучное и междисциплинарное знание» в Библи-отечно-библиографической классификации) : текст докл. на 22-м заседании семинара «Методол. проблемы наук об информации», Москва, ИНИОН РАН, 3 дек. 2015 г. URL: http://www.inion.ru/files/File/MPNI_22_Sukiasyan_ E_R_Doklad.pdf (дата обращения: 24.07.2016).

9. Сукиасян Э. Р. Структура современного знания и система наук. Отражение в универсальных классификационных системах // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества : тр. конф. 7-й Междунар. конф. «Крым 2000». Судак, Авт. Респ. Крым, Украина, 3-11 июня 2000 г. Москва, 2000. Т. 1. С. 388-391.

10. Черный Ю. Ю. «Шестая волна технологических инноваций: от информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) к конвергентным нано-био-инфо-когнитив-ным (НБИК) технологиям» : докл. на 25-м заседании семинара «Методол. проблемы наук об информации», Москва, ИНИОН РАН, 25 февр. 2016 г. URL: http:// inion.ru/files/File/MPNI_25_Chernyy_Yu_Yu_Doklad(1). pdf. (дата обращения: 28.07.2016).

11. Franklin J. The formal sciences discover the philosophers' stone. Studies in history and philosophy of science, 1994, 25 (4), 513-533. URL: http://web.maths.unsw.edu.au/~jim/ philosophersstone.pdf (accessed 14.07.2016).

References

1. Vasil'eva N. A. Razumnoe i rassudochnoe v klassifikatsi-yakh nauk: bibliotechno-bibliograficheskii aspekt [Reasonable and rational in sciences classifications: a library-bibliographic aspect] : dis. ... kand. filos. nauk. Tyumen', 2006 146 p. (In Russ.).

2. Golodnova N. N. The program of the library-bibliographic classification modernization: conceptual approaches. Bib-lioteki i assotsiatsii v menyayushchemsya mire: novye tekh-nologii i novye formy sotrudnichestva : 4-ya mezhdunar. konf. «Krym 97», Sudak, Avt. Resp. Krym, Ukraina, 7— 15 iyunya 1997 : materialy konf. Moscow, 1997, 601-603. (In Russ.).

3. Styopin V. S. Teoreticheskoe znanie. Struktura i istoriche-skaya evolyutsiya [Theoretical knowledge. The structure and historical evolution]. Moscow, Progress-Traditsiya, 2000. 744 p. URL: http://www.philsci.univ.kiev.ua/biblio/ stepin.html (accessed 24.07.2016). (In Russ.).

4. Reshenie Nauchno-metodicheskogo soveta NITs razvitiya BBK RGB ot 17 fevralya 2016 g. o putyakh prodolzheniya razrabotki tablits otdela 1 BBK [Resolution on ways to continue developing the matrix of 1 BBC division by Scientific-Methodological Council of SRC of BBC development in RSL on February 17, 2016]. In press. (In Russ.).

5. Sukiasyan E. R. Interdisciplinary and general scientific knowledge: classification analysis. Approaches to forming the structure and content of a new department of the library-bibliographic classification (first article). Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki, 2010, 3, 69-78. (In Russ.).

6. Sukiasyan E. R. Interdisciplinary and general scientific knowledge as a classification problem. Teoriya i praktika obshchestvenno-nauchnoi informatsii. Moscow, 2011, 20, 92-96. (In Russ.).

7. Sukiasyan E. R. Interdisciplinary and general scientific knowledge. Problems of structure and content of the leading department the library-bibliographic classification. Biblioteki i informatsionnye resursy v sovremennom mire nauki, kul'tury, obrazovaniya i biznesa : materialy 17-i Mezhdunar. konf. «Krym 2010». Moscow, 2010. URL: http://www. gpntb.ru/win/inter-events/crimea 2010 (accessed 22.07.2016). (In Russ.).

8. Sukiasyan E. R. «Okruzhenie» informatiki (proekt otdela «Obshchenauchnoe i mezhdistsiplinarnoe znanie» v Biblio-techno-bibliograficheskoi klassifkatsii) : tekst dokl. na 22-m zasedanii seminara «Metodol. problemy nauk ob informa-tsii», Moskva, INION RAN, 3 dekabrya 2015 g. [«Neighborhood» of informatics (the Department project «General scientific and interdisciplinary knowledge» in the library-bibliographic classification) : rep. at the 22nd sess. of the seminar «Methodological problems of information science», Moscow, INION, Dec. 3, 2015]. URL: http://www. inion.ru/files/File/MPNI_22_Sukiasyan_E_R_Doklad.pdf (accessed 24.07.2016). (In Russ.).

9. Sukiasyan E. R. The structure of modern knowledge and sciences system. Reflection in universal classification systems. Biblioteki i assotsiatsii v menyayushchemsya mire: novye tekhnologii i novye formy sotrudnichestva : tr. konf. 7-i Mezhdunar. konf. «Krym 2000». Sudak, Avt. Resp. Krym, Ukraina, 3-11 iyunya 2000 g. Moscow, 2000, 1, 388-391. (In Russ.).

10. Chernyi Yu. Yu. «Shestaya volna tekhnologicheskikh inno-vatsii: ot informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii (IKT) k konvergentnym nano-bio-info-kognitivnym (NBIK) tekhnologiyam» : dokl. na 25-m zasedanii seminara «Meto-dol. problemy nauk ob informatsii», Moskva, INION RAN, 25 fevr. 2016 g. [«The sixth wave of technological innovation: from information-communication technologies (ICT) to converged nano-bio-info-cognitive (NBIC) technologies» : rep. at the 25th sess. of the seminar «Methodological problems of information science», Moscow, INION, Feb. 25, 2016]. URL: http://inion.ru/files/File/MPNI_25_Chernyy_ Yu_Yu_Doklad(1).pdf (accessed 28.07.2016). (In Russ.).

Материал поступил в редакцию 01.08.2016 г.

Сведения об авторе: Соколова Надежда Юрьевна - старший научный сотрудник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.