Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ МОЛОДЕЖИ[1]'

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ МОЛОДЕЖИ[1] Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
103
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Ключевые слова
КАРЬЕРА В ОБЛАСТИ НАУКИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЁЖЬ / АСПИРАНТУРА / БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Банникова Людмила Николаевна, Кондрашин Сергей Андреевич

Статья посвящена исследованию вопросов привлекательности научной карьеры для университетской молодежи. Обобщение исследовательского опыта изучения социальных проблем российской аспирантуры как формы подготовки научно-исследовательских кадров позволило охарактеризовать условия научно-образовательной деятельности аспирантов университетов, существующие сегодня барьеры профессионального развития молодых ученых. Обоснована особая значимость системной деятельности органов власти по воспроизводству научного потенциала страны, формированию благоприятных условий научно-образовательной деятельности аспирантов университетов для обеспечения устойчивого к внешним вызовам социально-экономического развития страны. Государству необходимо прилагать дополнительные усилия для создания эффективной системы воспроизводства научно-педагогических кадров в аспирантуре вузов, так как именно в вузах обучается почти 90% аспирантов. Выводы авторов основываются на данных кабинетного исследования: обобщении результатов вторичного анализа материалов социологических исследований по анализируемой теме, нормативно-правовых документов, сравнительного анализа данных официальной статистики информационных систем, содержащих сведения о результативности научной деятельности ученых по федеральным округам РФ. Проведенный анализ может стать методологической основой для разработки модели исследования мер государственного стимулирования студенческой молодежи к занятиям научной и исследовательской деятельностью, инструментов повышения привлекательности работы в науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Банникова Людмила Николаевна, Кондрашин Сергей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW OPPORTUNITIES TO INCREASE THE SCIENTIFIC CAREER ATTRACTIVENESS FOR THE YOUTH

The article is devoted to the scientific career attractiveness study for university youth. Generalization of the social problems of Russian postgraduate studying experience allowed us to characterize the conditions of university graduate students’ scientific and educational activities, the barriers to young scientists’ professional development that exist today. The special significance of the authorities’ systematic activity for the scientific potential reproduction in the country, the favorable conditions formation for the graduate students’ scientific and educational activities to ensure sustainable socio-economic development of the country to external challenges is substantiated. The state needs to make additional efforts to create an effective system of scientific and pedagogical staff reproduction in graduate schools, since almost 90% of graduate students study at universities. The authors' conclusions are based on the data of desk research: results generalization and secondary analysis of sociological research materials on the analyzed topic, regulatory documents, comparative analysis of official statistics and information systems containing information on the scientific activities effectiveness in the federal districts of the Russian Federation. The analysis can become a methodological basis for the research model development for new state measures to engage students in scientific and research activities, tools to increase the science work attractiveness.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ МОЛОДЕЖИ[1]»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Банникова Л.Н., Кондрашин С.А. Новые возможности для повышения привлекательности научной карьеры молодежи // Human Progress. 2022. Том 8, Вып. 2. С. 15. URL: http://progress-human.com/images/2022/Tom8_2/Bannikova.pdf, свободный. DOI

10.34709/IM.182.15. EDN CGBTFK.

УДК 316.444.52

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ КАРЬЕРЫ МОЛОДЕЖИ1

Банникова Людмила Николаевна

доктор социологических наук, доцент профессор кафедры социологии и технологий ГМУ ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

[email protected] 19, ул. Мира,

г. Екатеринбург, Россия, 620002 +7 (343) 375-48-22

Кондрашин Сергей Андреевич

Магистрант ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

supersergey99ru@gmail. com 19, ул. Мира,

г. Екатеринбург, Россия, 620002 +7 (343) 375-48-22

Аннотация. Статья посвящена исследованию вопросов привлекательности научной карьеры для университетской молодежи. Обобщение исследовательского опыта изучения социальных проблем российской аспирантуры как формы подготовки научно-исследовательских кадров позволило охарактеризовать условия научно-образовательной деятельности аспирантов университетов, существующие сегодня барьеры профессионального развития молодых ученых. Обоснована особая значимость системной деятельности органов власти по воспроизводству научного потенциала страны, формированию благоприятных условий научно-образовательной деятельности аспирантов университетов для обеспечения устойчивого к внешним вызовам социально-экономического развития страны. Государству

1 Исследование было представлено на VIII Международной научно-практической конференции «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» в Школе государственного управления и предпринимательства Института экономики и управления Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г.Екатеринбург)

необходимо прилагать дополнительные усилия для создания эффективной системы воспроизводства научно-педагогических кадров в аспирантуре вузов, так как именно в вузах обучается почти 90% аспирантов. Выводы авторов основываются на данных кабинетного исследования: обобщении результатов вторичного анализа материалов социологических исследований по анализируемой теме, нормативно-правовых документов, сравнительного анализа данных официальной статистики информационных систем, содержащих сведения о результативности научной деятельности ученых по федеральным округам РФ. Проведенный анализ может стать методологической основой для разработки модели исследования мер государственного стимулирования студенческой молодежи к занятиям научной и исследовательской деятельностью, инструментов повышения привлекательности работы в науке.

Ключевые слова: карьера в области науки; студенческая молодёжь; аспирантура; барьеры развития; меры государственной поддержки.

1ЕЬ коды: J62; Z13.

Введение

Вопрос привлекательности научной карьеры для университетской молодежи - один из ключевых для развития научной деятельности. Именно образование и наука, технологический суверенитет государства стали сегодня не просто важными, а, в значительной степени, решающими факторами национальной безопасности. Государству необходимо прилагать дополнительные усилия для создания эффективной системы воспроизводства научно-педагогических кадров в аспирантуре университетов, так как именно здесь обучается почти 90% аспирантов. Аспиранты, как перспективная часть научного сообщества, остаются предметом активного исследовательского интереса отечественных ученых [1; 2; 3].

Целью исследования является обобщение опыта изучения проблем привлекательности научной карьеры для университетской молодежи, существующих барьеров профессионального развития молодых ученых и характеристика появившихся новых возможностей для решения проблем.

Анализ тенденций привлечения молодежи в науку

В последние годы наблюдается тенденция снижения численности работников, занимающихся исследованиями и разработками. В этой сфере в 2019 г. были заняты 682,5 тыс. человек, что на 7,3% меньше, чем в 2010 году [4, с.24]. Особенно острой является проблема снижения доли молодых исследователей (до 39 лет) в общей численности

исследователей, что повышает риск сокращения имеющегося научного потенциала. По стране в целом в 2020 году фактическая доля молодых исследователей была ниже запланированной, 44,3% при планируемой доле 45,6%2 Свердловская область традиционно входит в первую десятку регионов по доле персонала, занятого исследованиями и разработками наряду с Москвой, г. Санкт-Петербургом, Московской и Новосибирской областями. Тенденция снижения доли молодых исследователей проявилась и в Свердловской области (рис.1). В период с 2016 по 2020 годы общее число молодых исследователей (до 39 лет) понизилось на 11%3.

Рис 1: Число исследователей в возрасте до 39 лет в Свердловской области

НIНIИIVIН VI

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 201В 2019 2020

Похожая ситуация наблюдается и в сфере высшего образования. Доля профессорско-преподавательского состава (ППС) в возрасте до 39 лет в общей численности ППС по РФ в 2020 составляла 25,1% при запланированных 28,8%. Доля молодых ППС в Уральском федеральном округе - 25,7%, это - средние показатели среди остальных федеральных округов. Доля молодых ППС в Свердловской области в период с 2017 по 2020 сократилась с 28% до 24%4

Одной из нерешенных проблем системы подготовки кадров высшей квалификации остается сохранение высокой доли отсева обучающихся по программам аспирантуры. За период с 2010 по 2019 годы более чем в 1,8 раза сократилось число аспирантов. Из лиц, окончивших обучение по аспирантским программам (это в среднем 60% от числа поступивших), в 2010 выпустились с защитой диссертации 28%, а в 2019 году таковых было уже всего 10,5% [4, а60].Президент РАН Александр Сергеев привел такие цифры: в 2010 году аспирантов было 157 тыс. человек, в 2019 году - 84 тыс. человек. Доля окончивших аспирантуру с защитой диссертации в 2019 году составила 10%, а в 2020 году - 9%5.

2 Научно-технологическое развитие Российской Федерации. Целевые показатели реализации НП «Наука и университеты». URL: https://xn--m1agf.xn--p1ai/indicators-and-ratings/indicator/cube11/#face2 (дата обращения 01.07. 2022).

3 Там же

4 Там же

5 ТАСС. Наука. URL: https://nauka.tass.ru/nauka/11194719 (дата обращения 01.07. 2022).

В поисках ответа на вопрос о том, почему сокращается число аспирантов, а выпускники аспирантуры не выбирают работу в университетах, исследователи выявили целый ряд проблем и барьеров профессионального развития молодых ученых [5; 6]. Это и сохраняющаяся неопределенность перспектив трудоустройства выпускников аспирантуры, нехватка финансирования для реализации исследования, необходимость совмещать работу и обучение, сложность выполнения публикационных требований для получения кандидатской степени в срок, и целый ряд других проблем. Анализируя препятствия для построения академической карьеры, исследователи классифицируют их по ряду оснований. По этапам карьеры выделяют барьеры входа и закрепления, выталкивающие барьеры, по масштабу распространения характеризуют институциональные, организационные и индивидуальные препятствия, а по сфере действия - финансовые, морально-этические [1, с.57-58]. Такой детальный анализ и классификация позволяет исследователям предлагать пути сглаживания или обхода существующих барьеров развития.

Большинство молодых исследователей называют наличие финансовых ограничений первостепенной причиной ухода из науки, отказа от академической карьеры [2, с.258-259]. Основным финансовым барьером является неравномерное соотношения трудозатрат и заработной платой исследователей. Рост затрат на исследования и разработки можно назвать незначительным, в 2019 г. он составили 1,1 трлн руб., превысив уровень 2010 г. на 13,4% в постоянных ценах. Величина в процентах к ВВП за рассматриваемый период осталась практически на том же уровне (1,03% в 2019г. против 1,13% в 2010 г.) [4, с. 19].

К организационным барьерам исследователи относят регулярные изменения требований к защите диссертаций, реорганизации диссертационных советов. Не менее серьезным препятствием остается сложность выполнения публикационных требований, ибо журналы, входящие в наукометрические базы данных, публикуют материалы на платной основе. К числу организационных барьеров исследователи относят и возможность получения грантовой поддержки. По данным онлайн опроса молодых российских ученых, реализованного екатеринбургскими социологами, только 2% респондентов оценили возможность выиграть грант коллективу под научным руководством молодого ученого как вполне реальный шанс, в то время как остальные респонденты настроены более скептически. Такое возможно только при наличии хорошей идеи и высокопрофессионального коллектива (44%); это сложно, но при определенной доле везения все-таки возможно (42 %), а остальные 12% участников опроса считают, что получить грант очень сложно, нужно обязательно включать в состав научного коллектива соответствующих персон, имеющих определенные

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 8 Выпуск 2 (апрель-июнь 2022) [email protected]

«связи» [2]. Морально-этические барьеры включают в себя также отсутствие связи с ожиданием от профессии и ее реальным социальным статусом.

Анализ мер, предлагаемых правительством, создание федеральных и региональных программ и проектов, локальное финансирование отдельных направлений поддержки молодых ученых пока не дают комплексного результата. Традиционные механизмы поддержки молодых ученых позволяют использовать их исследовательский и личностный потенциал далеко не в полной мере [7]. В ходе опроса профессоров РАН, представляющих все отделения Российской Академии наук, 67,9 % экспертов отметили недостаточность поддержки развития научных кадров со стороны органов власти субъектов РФ [8].

Одной из причин низкой эффективности является не только недостаточно высокий в сравнении с другими странами уровень финансовой поддержки, но и несистемный характер мер поддержки. В региональных программах в основном предлагается финансовая поддержка, в том числе по грантам, выделением субсидий фондам. По итогам аудита реализации мер государственной поддержки молодых российских ученых за период 20162018 гг., проведенного экспертами Счетной палаты РФ, на поддержку молодых ученых в 2018 направлено 12,7 млрд руб. При этом за счет региональных бюджетов поддержку получает ежегодно не более 4% молодых ученых [9]. Этого недостаточно, так как важным мотивом для поступления в аспирантуру, условием успешного обучения и защиты является не только финансовая обеспеченность аспиранта, но и сокращение времени на образовательные программы, доступность сложного оборудования, взаимодействие с компаниями высокотехнологичного сектора экономики.

Заключение

Происходящие сегодня институциональные изменения в аспирантуре, такие как введение нового порядка прохождения итоговой аттестации аспирантами, получение вузами права самостоятельного присуждения ученых степеней, а также новые меры государственного стимулирования студенческой молодежи к занятиям научной и исследовательской деятельностью, инструменты повышения привлекательности работы в науке, заявленные в рамках национального проекта "Наука и университеты» (2020-2030 гг)6, нуждаются в осмыслении их социальных последствий.

В рамках реализации проекта на региональном уровне заявлена не столько финансовая поддержка (стипендии, гранты), но и условия для решения проблем трудоустройства,

6 Национальный проект «Наука и университеты» (2020-2030 гг.). URL: http://government.ru/rugovclassifier/851/events/ (дата обращения 01.07.2022).

внедрение облегченных процедур «входа» в профессию для аспирантов, успешно реализовавших научные и научно-технические проекты, увеличение доли молодых исследователей, работающих в организациях, ведущих исследования и разработки, в эквиваленте полной занятости на 25 процентов, а также более широкие возможности профессионального роста. Планируется сокращение времени на образовательные программы, повышение доступности сложного оборудования, расширение возможностей взаимодействия с компаниями высокотехнологичного сектора экономики. Обговариваются и меры поддержки процедуры защиты диссертации, а также привлечение в Свердловскую область ведущих ученых и молодых исследователей из других регионов России и из-за рубежа.

Вместе с тем, анализ мнений экспертов, материалов уже проведенных исследований позволяет сделать вывод о том, что бизнес, с его ноувистским спросом на технологические инновации, готов к заимствованию инноваций у образования, но не заинтересован в долгосрочном инвестировании инновационных технологических продуктов от образования, осознавая, что подготовка инновационных кадров имеет отсроченную выгоду. Заимствуя у образования не только инновации, но и кадры, компании часто не заинтересованы в их профессиональном и карьерном продвижении. Актуальной остается проблема снятия административно-бюрократических барьеров, создания открытых коммуникационных площадок образования и бизнеса для продвижения и коммерциализации научно-технологических разработок. Вариантом снятия таких барьеров может быть использование зарекомендовавшей себя в зарубежной практике модели индустриальной аспирантуры, предусматривающей выполнение диссертационного исследования в интересах компании-работодателя при двойном научном руководстве и финансировании исследования за счёт средств работодателя [10].

Особая роль отводится развитию молодежной предпринимательской активности, созданию высокоразвитой предпринимательской инфраструктуры на уровне отдельных университетов, регионов [11]. По словам вице-премьера Д. Чернышенко, в мировой практике, согласно статистике, порядка 25% от общей численности стартапов рождаются в университетах, в России же только 3% [12]. Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» в рамках национального проекта «Наука и университеты» впервые четко обозначил в федеральном программном документе необходимость развития студенческого технологического предпринимательства, сформулировал конкретные меры поддержки, инструменты развития молодежного (начинающего) предпринимательства в университетской среде. При этом, нормативно-правовые акты, прямо или косвенно затрагивающие вопросы инновационного

предпринимательства в Свердловской области, направлены на стимулирование инноваций на крупных предприятиях и лишь частично затрагивают вопросы технологического предпринимательства в вузах. Важен анализ региональных факторов, влияющих на желание основать технологический стартап, выявление факторов успешности технологических стартапов [13].

Оценивая неопределенные перспективы трудоустройства выпускников как магистерских, так и аспирантских программ университетов, риски неполной их занятости, эксперты делают вывод о росте опасности потенциальной растраты образовательных ресурсов общества. Цель национальной политики должна заключаться в том, чтобы интегрировать свою политику в области высшего образования в промышленную стратегию, которая сосредоточена на продвижении и стимулировании повышенного уровня инноваций.

Литература

1. Ефимова, Г.З. Барьеры на пути построения академической карьеры преподавателями высшей школы // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Том 25. № 4. С.: 5574. Б01: 10.15826Zumpa.2021.04.036.

2. Швецова, А.В.; Симонова, А.А.; Давыдова, Н.Н. Воспроизводство кадрового потенциала науки в оценке молодых российских ученых: результаты прикладного исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С.: 248-268. Б01: 10.14515/тош1опп§.2020.5.736.

3. Васильев, А.А.; Печатнова, Ю.В. Правовое положение ученого в России и за рубежом // Управление наукой и наукометрия. 2021. Том 16. № 4. С.: 523-540. Б01: 10.33873/26866706.2021.16-4.523-540.

4. Индикаторы науки: 2021: статистический сборник / Л.Н., Гохберг; К.А., Дитковский; Е.И., Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т» Высшая школа экономики». М.НИУ ВШЭ. 2021 г. 352 с.

5. Красинская, Л.Ф.; Климова, А.А. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Том 29. № 3. С.: 24-36. Б01: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36.

6. Терентьев, Е.А.; Рыбаков, Н.В.; Бедный, Б.И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. 2020. № 1. С.: 4069. Б01: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69.

7. Долженко, Р.А.; Карпилянский, В.А.; Хади, Р.А.; Диденко, А.С. Мотивация молодых ученых к научно-исследовательской деятельности в российских региональных вузах // Образование и наука. 2019. Том 21. № 9. С.: 122-153. БОТ: 10.17853/1994-5639-2019-9-122-153.

Журнал «Human Progress» http://progress-human.com/

Том 8 Выпуск 2 (апрель-июнь 2022) [email protected]

8. Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста. Парламентские слушания. 13 мая 2021. URL: http://science.council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/127381 (дата обращения 01.07. 2022).

9. Орлова, С.Ю. Господдержка молодых ученых носит несистемный характер // Счетная палата Российской Федерации. 2019. 5 марта. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/36112 (дата обращения 02.07.2022).

10. Тесленко, В.А.; Мельников, Р.М. Перспективы развития индустриальной аспирантуры в России // Высшее образование в России. 2020. Том 29. № 5. C.: 157-167. DOI: 10.31992/08693617-2020-29-5-157-167.

11. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. -Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. 2016. 48 с.

12. Чернышенко рассказал о платформе университетского предпринимательства. Текст: электронный / РИА Новости // https://ria.ru/20211007/predprinimatelstvo-1753518967.html (дата обращения 01.07.2022).

13. Толмачев, Д.Е.; Чукавина, К.В. Технологическое предпринимательство в российских регионах. Образовательные и географические траектории основателей стартапов // Экономика региона. 2020. Том 16. Вып. 2. С.: 420-434. URL: 10.17059/2020-2-7.

NEW OPPORTUNITIES TO INCREASE THE SCIENTIFIC CAREER ATTRACTIVENESS FOR THE YOUTH

Lyudmila Bannikova

Professor, Department of Sociology and Technology in GMU, Ural Federal University

Yekaterinburg, Russia

Sergey Kondrashin

Master student of Ural Federal University Yekaterinburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the scientific career attractiveness study for university youth. Generalization of the social problems of Russian postgraduate studying experience allowed us to characterize the conditions of university graduate students' scientific and educational activities, the barriers to young scientists' professional development that exist today. The special significance of the authorities' systematic activity for the scientific potential reproduction in the country, the

© n.H.EaHHHKOBa, C.A.KoHgpamuH 8 DOI 10.34709/IM.182.15

favorable conditions formation for the graduate students' scientific and educational activities to ensure sustainable socio-economic development of the country to external challenges is substantiated. The state needs to make additional efforts to create an effective system of scientific and pedagogical staff reproduction in graduate schools, since almost 90% of graduate students study at universities. The authors' conclusions are based on the data of desk research: results generalization and secondary analysis of sociological research materials on the analyzed topic, regulatory documents, comparative analysis of official statistics and information systems containing information on the scientific activities effectiveness in the federal districts of the Russian Federation. The analysis can become a methodological basis for the research model development for new state measures to engage students in scientific and research activities, tools to increase the science work attractiveness.

Keywords: scientific career; student youth; postgraduate studies; development barriers; state support measures.

JEL codes: J62; Z13.

References

1. Efimova, G.Z. (2021) Barriers to building an academic career by higher school teachers // University management: Practice and analysis. Vol. 25. No. 4. P.: 55-74. DOI: 10.15826/umpa.2021.04.036.

2. Shvetsova, A.V.; Simonova, A.A.; Davydova, N.N. (2020) Reproduction of the human potential of science in the assessment of young Russian scientists: results of applied research // Monitoring public opinion: economic and social changes. No. 5. P.: 248-268. DOI: 10.14515/monitoring.2020.5.736.

3. Vasiliev, A.A.; Pechatnova, Yu.V. (2021) The legal status of a scientist in Russia and abroad // Management of science and scientometrics. Vol. 16. No. 4. P.: 523-540. DOI: 10.33873/26866706.2021.16-4.523-540.

4. Indicators of science: 2021: statistical collection / Gokhberg, L.N.; Ditkovsky, K.A.; Evnevich, E.I. et al. (2021). Moscow. National Research University "Higher School of Economics". 352 p.

5. Krasinskaya, L.F.; Klimova, A.A. (2020) Postgraduate studies in anticipation of changes: how ready are graduate students and their supervisors for them? // Higher education in Russia. Vol. 29. No. 3. P.: 24-36. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36.

6. Terentyev, E.A.; Rybakov, N.V.; Poor, B.I. (2020) Why are they going to graduate school today. Typologization of motives of Russian graduate students // Questions of education. No. 1. P.: 40-69. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69.

7. Dolzhenko, R.A.; Karpilyansky, V.A.; Khadi, R.A.; Didenko, A.S. (2019) Motivation of young scientists to research activities in Russian regional universities // Education and Science. Vol. 21. No. 9. P.: 122-153. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-9-122-153.

8. Scientific personnel potential of the country: state, development trends and growth tools. Parliamentary hearings. May 13. 2021 URL: http://science.council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/127381.

9. Orlova, S.Yu. (2019) State support of young scientists is non-systemic in nature // Accounts Chamber of the Russian Federation. March 5. URL: http://audit.gov.ru/press_center/news/36112.

10. Teslenko, V.A.; Melnikov, R.M. (2020) Prospects for the development of industrial postgraduate studies in Russia // Higher education in Russia. Vol. 29. No. 5. P.: 157-167. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-5-157-167.

11. A global study of the entrepreneurial spirit of students. National report. - Saint Petersburg: Saint Petersburg State University. 2016. 48 p.

12. Chernyshenko spoke about the university entrepreneurship platform. / RIA Novosti https://ria.ru/20211007/predprinimatelstvo-1753518967.html.

13. Tolmachev, D.E.; Chukavina, K.V. (2020) Technological entrepreneurship in Russian regions. Educational and geographical trajectories of startup founders // The economy of the region. Vol. 16. Issue. 2. P.: 420-434. URL: 10.17059/2020-2-7.

Contact

Lyudmila Bannikova

Ural Federal University

19, Mira str., 620002, Yekaterinburg, Russia

[email protected]

Sergey Kondrashin

Ural Federal University

19, Mira str., 620002, Yekaterinburg, Russia

supersergey99ru@gmail. com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.