Научная статья на тему 'Новые военно-исторические маршруты: региональные аспекты создания'

Новые военно-исторические маршруты: региональные аспекты создания Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
499
54
Поделиться
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРШРУТ / ТУРИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Федулин Александр Алексеевич, Минаев Владимир Александрович

В статье рассматриваются вопросы создания в регионах и муниципалитетах России новых военно-исторических маршрутов. Показывается их влияние на патриотическое воспитание как важнейшую образовательную функцию. Делается вывод, что деятельность в данном направлении способствует сохранению социальной стабильности, формированию патриотического сознания. Обращается внимание на задачи систематизации и паспортизации мест и объектов туризма, связанных с военной историей в регионах и муниципалитетах, а также на решение вопросов реконструкции военных действий. Делается акцент на деятельности государственных структур по принятию решений, направленных на помощь бизнесу, занимающемуся развитием военно-исторического туризма. Формулируются требования к деятельности сотрудников региональных и муниципальных туристских администраций при разработке военно-исторических маршрутов. На примере Крыма показываются возможности и направления развития брендов военно-исторического туризма. Делается вывод о необходимости разработки новой туристской стратегии для Крыма, связанной с развитием военно-исторического направления туризма. В заключении говорится о необходимости создания «дорожных карт» при разработке военно-исторических маршрутов.

NEW MILITARY HISTORICAL ROUTES: REGIONAL ASPECTS OF CREATION

The article considers the problems of new military-historical routes creation in regions and municipalities of Russia and shows their influence on patriotic upbringing as the most important educational function. The conclusion is made that the activity in this direction helps to preserve social stability, the formation of patriotic consciousness. Attention is drawn to the problem of systematization and certification of places and objects of tourism related to military history in the regions and municipalities, as well as on issues of hostilities reconstruction. The article focuses on the activities of decision-making state structures, aimed at helping businesses engaged in the development of military-historical tourism and formulates the requirements to the activity of the employees of regional and municipal tourism administrations in the development of the military-historical routes. The possibilities and directions of brands military-historical tourism development are shown on the example of Crimea. The article concludes that the creation of the "road maps" are necessary in the development of the military-historical routes.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Федулин Александр Алексеевич, Минаев Владимир Александрович,

Текст научной работы на тему «Новые военно-исторические маршруты: региональные аспекты создания»

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

References

1. Anisimov, A.F. Dukhovnaya zhizn’ pervobytnogo obshchestva [The spiritual life of primeval society]. Moscow — St. Petersburg, 1967.

2. Beskova, I.A. O prirode transpersonal’nogo opyta [About the nature of transpersonal experience]. Voprosy filosofii [The Questions of Philosophy]. 1994. № 2.

3. Drobnitskii, O.G. Poniatie morali. Istoriko-kriticheskii ocherk [The notion of morality. A critical historical outline]. Moscow: Nauka Publ., 1974.

4. Solov’ev, V.S. Opravdanie dobra [The Justification of the Good]. Moscow: Respublika Publ., 1996.

5. Shcherbak, F.N. Moral’ kak dukhovno-prakticheskoe otnoshenie [Morality as a spiritual and practical relation]. Leningrad: LGU [Leningrad State University], 1986.

6. Ivanchenko, G.V., Leont’evD.A. Kompleksnaia gumanitarnaia ekspertiza [Complex humanitarian expertise]. Moscow: Smysl Publ., 2008.

7. Lukov, V.A. Ot ekspertizy sotsial’noi k gumanitarnoi ekspertize [From social to humanitarian expertise]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. 2012. № 2.

8. Iudin, B.G. Ot eticheskoi ekspertizy k ekspertize gumanitarnoi [From moral to humanitarian expertise]. Retrieved on July, 5, 2014 from: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/expert_exam/articles/2007/Yudin/.

9. Jung, C.G. Arkhetip i simvol [Archetype and Symbol]. Moscow, 1991.

10. Jung, C.G. Dusha i mif, shest’ arkhetipov [Soul and Myth, six Archetypes]. Kiev—Moscow, 1997.

УДК 338.482:303.49 DOI: 10.12737/6462

I НОВЫЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ:

I РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ

Федулин Александр Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, ректор Российского государственного университета туризма и сервиса,

rector.06@mail.ru;

I Минаев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, ведущий I научный сотрудник, m1va@yandex.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье рассматриваются вопросы создания в регионах и муниципалитетах России новых военно-исторических маршрутов. Показывается их влияние на патриотическое воспитание как важнейшую образовательную функцию. Делается вывод, что деятельность в данном направлении способствует сохранению социальной стабильности, формированию патриотического сознания. Обращается внимание на задачи систематизации и паспортизации мест и объектов туризма, связанных с военной историей в регионах и муниципалитетах, а также на решение вопросов реконструкции военных действий. Делается акцент на деятельности государственных структур по принятию решений, направленных на помощь бизнесу, занимающемуся развитием военно-исторического туризма. Формулируются требования к деятельности сотрудников региональных и муниципальных туристских администраций при разработке военно-исторических маршрутов. На примере Крыма показываются возможности и направления развития брендов военно-исторического туризма. Делается вывод о необходимости разработки новой туристской стратегии для Крыма, связанной с развитием военно-исторического направления туризма. В заключении говорится о необходимости создания «дорожных карт» при разработке военно-исторических маршрутов.

Ключевые слова: военно-исторический маршрут, туризм, региональные аспекты, патриотическое воспитание

14

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Новые военно-исторические маршруты: региональные аспекты создания

Новые инициативы

в развитии военно-исторического туризма

Федеральное агентство по туризму и Российское военно-историческое общество (РВИО) в начале 2014 г. подписали соглашение о сотрудничестве в сфере военно-исторического туризма. Это событие актуализировало целый ряд важных инициатив в сфере управления и стимулирования внутреннего и въездного туризма.

Очевидно, что данное направление деятельности способствует сохранению социальной стабильности в обществе, повышению воспитательного воздействия российского образования как важнейшего фактора формирования патриотизма [1].

Анализ востребованности военно-исторических маршрутов (ВИМ), проведенный Рос-туризмом, показал, что к сегодняшнему дню в стране успешно реализуются более трех сотен маршрутов по местам военных событий разных эпох. Среди них наиболее известными являются: «Прорыв Блокады Ленинграда», «Героическая оборона Ленинграда»», «Невский пятачок»; «Поезда Победы — живые уроки истории»» в Волгоградской области; «Курская дуга — Великая Победа»; «Прохоровское поле» в Белгородской области и ряд других.

При Ростуризме создана и функционирует рабочая группа по созданию и продвижению ВИМ. Ее деятельность связана с оценкой ситуации по формированию патриотических маршрутов, решением проблем, сдерживающих развитие ВИМ, изучением международного опыта в данной сфере, улучшением взаимодействия турбизнеса и органов исполнительной власти в сфере культуры и туризма, а также выработкой рекомендаций по развитию ВИМ.

Исполнительными органами Российской Федерации принимаются целевые решения, направленные на помощь бизнес-компаниям, занимающимся организацией военно-исторического туризма. Перечислим некоторые из таких решений:

• консультации со стороны РВИО по разработке модельных ВИМ;

• финансовая поддержка развития модельных маршрутов;

• привлечение и подготовка специалистов для формирования программ для гидов -переводчиков и экскурсоводов;

• льготы для иностранных путешественников по ВИМ, в том числе визовые послабления.

Таким образом, в условиях роста интереса к военно-историческому наследию регионов России как со стороны ее граждан, так и зарубежных путешественников возникла необходимость по-новому взглянуть на организацию ВИМ в нашей стране, с современных научных позиций обосновать разработку ВИМ в регионах [2—4; 9].

Роль военно-исторического туризма в патриотическом воспитании

При разработке новых ВИМ в регионах и муниципалитетах особое внимание следует обратить на задачи систематизации и паспортизации мест и объектов туризма, связанных с военной историей страны.

Необходимо также организовать систему развития и проведения военно-исторических реконструкций (их в стране уже насчитывается более сотни) как важного элемента в деле патриотического воспитания молодежи и сохранения военно-исторического наследия.

Указанные мероприятия нужно грамотно популяризировать, а также системно формировать на их основе туристские продукты, то есть пакет туристских услуг, в который будут входить проживание, питание, транспорт, билет на само действие (причем лучше с личным участием) [2; 3; 7].

Кроме того, возникают новые задачи организации грамотного и своевременного взаимодействия сотрудников региональных и муниципальных туристских администраций с бизнес-сообществом, формирующим ту или иную туристическую услугу с тем, чтобы она была востребована и доступна.

В соответствии с современными позициями для создания системы брендов в сфере военноисторического туризма (а именно так сегодня ставится задача) необходимо организовать консультационную сеть, связанную с РВИО, а также создать модельные ВИМ в виде электронных баз и банков данных, которые могут послужить методическими образцами для других регионов, туроператоров [5; 6; 8].

Перед Российской Федерацией, идущей по пути коренных экономических изменений, построения правового государства и формирования гражданского общества, проблема обеспечения национальной безопасности страны вновь встала особенно остро [7]. В связи с этим серьезное значение имеет осмысление отечественного военно-исторического опыта,

15

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

деятельности региональных и муниципальных органов и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Ни для кого не секрет, что начиная с 1991 г. в стране начался бурный, малоуправляемый на первом этапе процесс изменения всей социально-экономической, политической и культурной жизни страны. В результате материальной базе и научно-методическому обеспечению подготовки будущих защитников Родины был нанесен огромнейший ущерб. Только в Подмосковье за первые три года существования новой России сеть военно-патриотических клубов сократилась более чем в 17 раз (с 246 до 14), из 1400 музеев и комнат боевой славы в средних общеобразовательных школах сохранилась лишь треть. В прошлое ушли военно-патриотические игры («Орленок», «Зарница» и др.), по существу ликвидированы военно-спортивные лагеря.

Вместе с тем, в регионах и муниципалитетах работа по сохранению системы военно-патриотической подготовки молодежи не останавливалась: создавались кадетские корпуса, возобновили свою деятельность многие военно-спортивные клубы, активизировались соревнования по военно-исторической тематике, стали формироваться новые и совершенствоваться имеющиеся ВИМ. Но предстоит еще многое сделать, переосмыслив роль военно-патриотического воспитания в России на современном этапе глобальных, зачастую негативных, изменений.

Актуальность данной деятельности во многом вызвана и еще слабой пока координацией государственных органов управления, региональных органов власти, общественных и коммерческих организаций, выступающих в качестве главных элементов системы военно-патриотического воспитания населения.

Таким образом, сотрудники региональных и муниципальных туристских администраций при разработке ВИМ должны:

• формулировать объективные цели, задачи и содержание деятельности органов регионального и местного самоуправления и общественных организаций по военнопатриотическому воспитанию молодежи;

• опираться на объективные военно-исторические факты, не подгоняя их под заранее разработанные схемы и концепции и рассматривая каждое военно-историческое явление во взаимосвязи с другими и анали-

зируя исторические факты в их системном отображении;

• учитывать при совершенствовании военно-патриотической подготовки молодежи не только прошлый опыт, но и актуальные задачи настоящего, связанные с изменениями исторического сознания народа.

Кроме того, при формировании ВИМ в регионах и муниципалитетах необходимо решить следующие задачи:

• встраивание маршрута в общую концепцию военно-патриотического воспитания молодежи на рассматриваемой территории;

• обоснование актуальности маршрута в связи с его историческим восприятием туристами из других регионов и других стран в современных условиях;

• реализация и рассмотрение наиболее подходящих технологий использования военно-патриотического потенциала новых маршрутов в системе школьных, средних специальных и высших учебных заведений региона и муниципалитета;

• создание критериев и показателей оценки эффективности деятельности региональных органов, органов местного самоуправления и общественных организаций по военно-патриотическому воспитанию молодежи и привлечению туристов на ВИМ. Говоря о создании системы российских

брендов в сфере военно-исторического туризма, следует отметить при разработке ВИМ важность решения на региональном и муниципальном уровнях следующих задач:

• обоснование принципов военно-патриотического воспитания молодежи на примерах героического прошлого края и формирование на этой основе исторического сознания населения как базы патриотизма;

• формирование устойчивости молодежи к чуждым российской ментальности принципам и нормам поведения;

• создание мотивированности молодого поколения в регионе, муниципалитете к военной службе, предусматривающей овладение молодежью основами военного дела и приобретение ею различных военно-технических специальностей;

• стремление будущих защитников страны к нравственному и здоровому образу жизни, занятию военизированными видами спорта. Обобщая сказанное, сделаем следующие

выводы применительно к разработке ВИМ:

16

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Новые военно-исторические маршруты: региональные аспекты создания

Вывод первый. В основе военно-патриотического воспитания молодежи должна лежать государственная идеология, опирающаяся на прогрессивные отечественные военные концепции.

Вывод второй. Подготовку молодежи к защите Отечества должны активно решать все государственные и общественные структуры, объединенные в единый институт военно-патриотического воспитания.

Вывод третий. В работе по подготовке граждан к защите Отечества важнейшую роль должно играть эффективное информационное обеспечение всех аспектов деятельности при разработке ВИМ.

Вывод четвертый. Успешное ведение военно-патриотического воспитания и оборонномассовой работы с молодежью с использованием ВИМ связано с развитием учебно-материальной базы для ее допризывной подготовки, а также активизацией деятельности военных кафедр вузов и массовых добровольных оборонных обществ, местных спортклубов, стадионов, автодромов.

Бренды в сфере военно-исторического туризма.

Пример российского Крыма

Огромное число российских регионов и муниципальных образований имеет все основания для создания брендовых ВИМ, исходя из насыщенной военной истории на своей территории. С учетом особой ситуации развития индустрии туризма Крыма, по праву вернувшегося в состав Российской Федерации, рассмотрим вопросы создания системы брендов в сфере военно-исторического туризма в этой части страны. Очевидно, что применительно к другим территориям России опыт Крыма в этой части является весьма показательным [10-12].

Полуостров с точки зрения перспектив наполнения бюджета просто «заточен» под «эксплуатацию» своей истории, особенно военной. Многие войны, вызванные изменением мировой геополитики, сформировали мощный военно-исторический ресурс развития туризма в Крыму. Этот ресурс связан с эксплуатацией (в хорошем смысле) тем истории, военной истории и этнографии. Крым имеет огромный потенциал стать центром военно-исторического туризма, формирующего системообразующий фактор регионального туристского комплекса.

Помимо развития военно-туристской инфраструктуры (клубов военно-исторической реконструкции, поисковых отрядов и др.) и диверсификации рынка туристских услуг, особое значение для Крыма имеет формирование положительного имиджа региона как центра патриотического воспитания, в том числе ориентированного на молодежь.

Не нужно лишний раз детально говорить о том, что на территории Крыма находятся тысячи памятников истории и культуры, отражающих историю войн, начиная с римских легионов и заканчивая событиями до сих пор ведущейся «холодной войны». Поэтому этот овеянный легендами полуостров — уникальное место в мире, где сосредоточены памятники невероятного числа эпох и событий. Наличие военно-исторических объектов мировой известности и уровня предопределяет успешное развитие ВИМ в Крыму. И это свойство — условие активного развития брендов в сфере военно-исторического туризма, когда при дефиците бюджетных средств инвесторы могут принять активное участие в увеличении своих будущих прибылей.

Налицо необходимость разработки новой туристской стратегии для Крыма, во многом связанной с развитием военно-исторического направления туризма. Она должна включать такие программы, как военно-исторические фестивали, военно-исторические туры, экскурсионные программы, военно-исторические музеи, реконструкции сражений.

У перечисленных программ есть сложившиеся категории потребителей: многочисленные почитатели военной истории из России и зарубежья, специалисты и любители, интересующиеся военной фортификацией, военной техникой, оружием, мемориальными комплексами и захоронениями и т. п.

В свете приближающегося 160-летия начала Крымской кампании есть возможность существенно увеличить поток туристов из Европы, которым будет интересно посетить места, связанные с событиями Крымской войны. При этом предпринимателям средства можно получить за счет арендной платы торговых палаток, продажи сувенирной продукции, размещения рекламы, проживания, парковки автомобилей, пользования инфраструктурой.

Воздействие военной истории на туристский потенциал региона, формирование его культурно-исторических ресурсов и развитие

17

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

аттрактивности в Крыму дополняется влиянием вооруженных конфликтов прошлого на появление интереснейших памятников архитектуры и строительства. Так, начавшись еще с эпохи римских легионов с появления деревянных и земляных укреплений, фортификационные сооружения к XXI в. превратились в уникальные памятники.

Однако сотни потенциальных военноисторических объектов показа находятся сейчас в весьма плачевном состоянии. Они завалены мусором, изуродованы местными вандалами. Так, легендарный форт Шишков и форт Сталин превращены бывшими властями по существу в свалки.

Несколько лучше сохранились объекты, связанные с Крымской войной как одной из трагических страниц российской военной истории. Героическое прошлое нашло свое отражение на земле Крыма и Севастополя в богатом многообразии различного рода военномонументальных сооружений, сохраненных в достойном виде. Это дает хорошую возможность для развития форт-туризма, которым во всем мире занимается все больше людей. В Белоруссии, Германии, Польше, Чехии, Финляндии, Франции и в других европейских государствах он переживает настоящий бум. Изучение и использование фортификационных памятников в туристских и воспитательных целях превратилось в устойчивый тренд, положенный в основу названного нового направления туризма.

Поэтому, исходя из имеющегося российского и зарубежного опыта, необходимо, чтобы у каждого значимого военно-исторического памятника в Крыму появился свой «личный» меценат, стремящийся превратить его в объект форт-туризма. И в этом деле большая роль принадлежит местным региональным и муниципальным властям.

Говоря о музейно-экскурсионном туризме, необходимо учитывать тот факт, что артефакты военных конфликтов способствуют превращению музеев в комплекс, туристская притягательность которого находится в прямой зависимости от его военно-исторической ценности.

Одним из наиболее известных комплексов такого рода в Крыму являются Музей «Михайловская батарея», Мемориальный комплекс «35-я береговая батарея» в Севастополе и Военно-морской музей в Балаклаве, представляющие ценность как достопримечательные

военно-исторические места, хранящие память о событиях Крымской и Великой Отечественной войн.

Кроме того, один из старейших военноисторических музеев страны — Военно-исторический музей Черноморского флота и Музей героической обороны Севастополя сегодня в большой степени готовы в своей деятельности органично влиться в комплекс военноисторических программ.

Одной из главных отличительных особенностей военно-исторических музеев в Крыму является наличие богатых коллекций, аккумулирующих в себе информативную и документальную ценность. Эти коллекции обладают высоким потенциалом по репрезентативности, экспрессивности и аттрактивности для многих категорий туристов. А экспонирующееся вооружение и обмундирование солдат, ордена и медали, флаги, фронтовые письма помогают составить им наглядное представление о минувшей эпохе.

Перспективным объектом для организации ВИМ выступает крепость в Керчи. На ее базе можно сделать очень много для развития военно-исторического туризма в Крыму. И это зависит от креативности мышления местной администрации. К примеру, можно использовать крупные музейные комплексы как базу для проведения международных научных конференций по военной истории, интенсификации туристских потоков.

Используя зарубежный опыт, необходимо силами местных военно-исторических клубов организовать при каждом из музеев парки, связанные с военной тематикой, которые позволят к определенным военно-историческим датам оперативно и недорого организовывать военно-исторические экспозиции, позволяющие туристам «вживую» знакомиться с военной историей.

Говоря о Севастополе, следует отметить, что Военно-мемориальный комплекс «Севастополь» может объединить все фортификационные сооружения вокруг города в единую систему (к 100-тысячному братскому кладбищу, храму-усыпальнице четырех адмиралов, памятникам Лазареву, Хрулеву, Корнилову, Нахимову прибавляется более четырех километров оборонительной стены, памятник на Малаховом кургане, великолепная панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», памятник затопленным кораблям и т. д.).

18

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

Новые военно-исторические маршруты: региональные аспекты создания

Таким образом, более 2,5 тыс. памятников, связанных с войнами, на территории Севастополя — это грандиозный потенциал для развития военно-исторического туризма на этой территории.

Нельзя не отметить военно-исторические шоу как важный элемент развития военноисторического туризма в Крыму, связанный с ВИМ в этом российском регионе. Среди таких шоу нужно назвать:

• День ВМФ в Севастополе, когда массы туристов, в том числе из-за рубежа, приезжают, чтобы поучаствовать в празднике;

• авиационные шоу, связанные с тем, что в Крыму находится большое число объектов, связанных с военно-воздушными силами и авиацией. Напомним, что в провинциальных городках многих стран Европы (Польша, Венгрия и др.) на заштатных сельских аэродромах регулярно проводятся авиашоу, привлекающие сотни тысяч туристов;

• военно-историческое шоу можно организовать, используя бывшие казармы одной из самых уникальных воинских частей Российской императорской армии — Крымского конного Ее Императорского Высочества Императрицы Александры Федоровны полка. Здесь был разбит один из красивейших парков Симферополя — Царская роща (некоторые из деревьев, в посадке которых участвовал Николай II, еще сохранились), находится полковая мечеть «Валиде Шериф», красивейший фонтан.

Таким образом, отечественная военная история является одним из важнейших источников культурно-исторических туристских ресурсов и в современном Крыму, и в других российских регионах, а также в их муниципальных образованиях.

При проектировании военно-исторических туристских маршрутов следует учитывать необходимость выполнения следующих функций:

1) целенаправленное формирование актуальных объектов туристского показа,

2) создание образа туристской дестинации военно-исторического характера,

3) содействие героико-патриотическому воспитанию граждан,

4) налаживание международной межкультурной коммуникации.

Развивая данный вывод, добавим, что рынок военно-исторического туризма, как в Крыму, так и в российских регионах и муниципалитетах очень велик, однако его развитие продолжается бессистемно, без общепринятых правил, регламентирующих его функционирование.

«Хочешь быть богатым? Будь им!» — этот афоризм Козьмы Пруткова как нельзя более подходит сейчас к нынешнему состоянию военно-исторического туризма во многих регионах и муниципалитетах Российской Федерации, а также «сонному» проявлению интересов в этом важном деле не только предпринимательского сообщества, но и властных структур.

В заключение заметим, что сегодня пришло время региональным и муниципальным туристским администрациям озаботиться созданием «дорожных карт» на своих территориях, которые определили бы содержание, принципы, основные направления и формы их деятельности в процессе разработки военно-исторических маршрутов, а также порядок организации, планирования и ведения названной деятельности [9].

Литература

1. Бондаренко А.В. Воспитательная деятельность государственных и общественных организаций СССР по подготовке молодежи к защите родины в 1946—1991 гг. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 2012.

2. Бутко И.И. и др. Туристический бизнес: основы организации. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 384 с.

3. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: Учебник. М.: Сов. спорт, 2008. 280 с.

4. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. № 2, т. 8. С. 38-48.

5. Минаев В.А., Скрыль С.В., Овчинский А.С., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели. Монография. М.: Изд-во РосНОУ, 2013. 200 с.

6. Minaev V.A., Bushueva I.V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics and Technology & Tourism): IDOSI Publications. 2014. Pp. 185-186.

19

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

7. Минаев В.А., Миронов Я.А., Емышев В.С. Безопасность транспортной среды туризма: Учебное пособие / под ред. В.А. Минаева. (Профессиональное туристское образование). М.: Советский спорт, 2007. 264 с.

8. Ополченов И.И. Проблемы оценки конкурентоспособности туристского продукта // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук, т. 1. М.: Изд. РАЕН, 2006. С. 180—187.

9. ФедулинА.А. Профессионализм — требование времени // Туризм: право и экономика. 2013. № 1. С. 12—13.

10. Электронный ресурс: http://warinform.com/?page_id=644/ (дата обращения: 30.07.2014).

11. Электронный ресурс: http://www.crimea-kvn.ru/tourism/military_history.html (дата обращения: 30.07.2014).

12. Электронный ресурс: http://www.pravda.crimea.ua/text/newspapers/2011/06/17/nuzhna-industriya-voenno-istoricheskogo-turizma (дата обращения: 30.07.2014).

NEW MILITARY HISTORICAL ROUTES: REGIONAL ASPECTS OF CREATION

Alexander Alexeyevich Fedulin, Doctor of Historical Sciences, Professor, Rector of Russian State University of Tourism and Service, rector.06@mail.ru, Russian State University of Tourism and Services Studies, Moscow, Russian Federation,

Minaev Vladimir Aleksandrovich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Leading Researcher of Russian State University of Tourism and Service, m1va@yandex.ru, Russian State University of Tourism and Services Studies, Moscow, Russian Federation

The article considers the problems of new military-historical routes creation in regions and municipalities of Russia and shows their influence on patriotic upbringing as the most important educational function. The conclusion is made that the activity in this direction helps to preserve social stability, the formation of patriotic consciousness. Attention is drawn to the problem of systematization and certification of places and objects of tourism related to military history in the regions and municipalities, as well as on issues of hostilities reconstruction. The article focuses on the activities of decision-making state structures, aimed at helping businesses engaged in the development of military-historical tourism and formulates the requirements to the activity of the employees of regional and municipal tourism administrations in the development of the military-historical routes. The possibilities and directions of brands military-historical tourism development are shown on the example of Crimea. The article concludes that the creation of the “road maps" are necessary in the development of the military-historical routes.

References

1. Bondarenko, A.V. Vospitatel’naia deiatel’nost’ gosudarstvennykh i obshchestvennykh organizatsii SSSR po podgotovke molodezhi k zashchite rodiny v 1946—1991 gg. Avto-ref. diss. kand. ist. nauk [Pedagogic activity of state and public organizations in the USSR in 1946—1991 aimed at training of young people for homeland defence. Abstract of Dissertation for Degree of Canditate of Historical Sciences]. Moscow, 2012.

2. Butko, I.I. et al. Turisticheskii biznes: osnovy organizatsii [Tourist business: the basis of organization]. Izd. 2-e [2nd edition]. Rostov-on-Don: Feniks Publ., 2008. 384 p.

3. Guliaev, V.G., Selivanov, I.A. Turizm: ekonomika, upravlenie, ustoichivoe razvitie: Uchebnik [Tourism: economics, management, sustainable development: a textbook]. Moscow: Sov. Sport publ., 2008. 280 p.

4. Minaev, V.A., Platonova, N.A., Pogrebova, E.S. Metodika analiza kachestva regional’noi infrastruktury industrii turizma i turistskogo servisa [The procedure of quality assessment of regional infrastructure of tourism industry and service]. Vfestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Bulletin of association of tourism and service universities]. 2014. № 2, vol.

8. pp. 38—48.

5. Minaev, V.A., Skryl’, S.V., Ovchinskii, A.S., Trostianskii, S.N. Kak upravliat’ massovym soznaniem: sovremennye modeli. Monografiia [How to control the mass consciousness: modern models. A monography]. Moscow: RosNOU [Russian New University] Publ., 2013. 200 p.

20

научный журнал СЕРВИС PLUS Том 8. 2014 / № 4

6. Minaev, V.A., Bushueva, I.V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics and Technology & Tourism): IDOSI Publications. 2014. Pp. 185-186.

7. Minaev, V.A., Mironov, Ia.A., Emyshev, V.S. Bezopasnost’ transportnoi sredy turizma: Uchebnoe posobie [Safety of the tourism transport environment: a textbook]. Under the editorship of V.A. Minaev. Professional’noe turistskoe obrazovanie [Professional tourist education]. Moscow: Sovetskii Sport Publ., 2007. 264 p.

8. Opolchenov, I.I. Problemy otsenki konkurentosposobnosti turistskogo produkta [Problems of assessment of competitiveness of tourist product]. Turizm: ot nauki k praktike [Tourizm: from science to practice]. Trudy Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk [Works Russian Academy of Natural Sciences], vol. 1. Moscow: RAEN [Russian Academy of Natural Sciences] Publ., 2006. pp. 180-187.

9. Fedulin, AA. Professionalizm — trebovanie vremeni [Professionalism as the call of the times]. Turizm: pravo i ekonomika [Tourism: law and economics]. 2013. № 1. pp. 12—13.

10. http://warinform.com/?page_id=644/ (Accessed on July, 30, 2014).

11. http://www.crimea-kvn.ru/tourism/military_history.html (Accessed on July, 30, 2014).

12. http://www.pravda.crimea.ua/text/newspapers/2011/06/17/nuzhna-industriya-voenno-istoricheskogo-turizma (Accessed on July, 30, 2014).

УДК 008(091) DOI: 10.12737/6463

ИСТОРИКО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ФИЛОСОФИИ ФАЛЬСАФА НА ПРИМЕРЕ «КНЯЖЬИХ ЗЕРЦАЛ»

(НАСТАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЯМ) АБУ-ХАМИДА МУХАММАДА АЛЬ-ГАЗАЛИ АЛ-ТУСИ:

СЕМНЫЙ АНАЛИЗ1

I Конурбаев Марклен Эрикович, доктор филологических наук,

I профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, marklen@konurbaev.ru,

I Конурбаев Салават Маркленович, выпускник Института Стран Азии и Африки МГУ

I имени М.В. Ломоносова, востоковед, salavat@konurbaev.ru,

Москва, Российская Федерация

Серия статей «Историко-герменевтический очерк философии Фальсафа» посвящена изучению труда Абу Хамида Мухаммада аль-Газали ал-Туси «Насихат аль Мулюк». Персидский философ XI в. Абу Хамид аль-Газали вошел в историю науки как один из самых ярких представителей мусульманской апологетики средневековья. Изучение его работ позволяет обратиться к разным аспектам жизни мусульманского Востока средневековья. Один из самых известных его трудов, «Насихат аль Мулюк», который входит в состав фундаментального теологического изыскания аль-Газали «Эликсир счастья», принадлежит к жанру средневековой арабо-мусульманской письменности — так называемым «княжьим зерцалам», представляющему собой упрощенное переложение основополагающих философских взглядов мыслителя о государстве и политике на язык, понятный простому человеку, и помогающему через серию аллегорий и повествовательных историй постигнуть на практике сущность управления страной. Проведенный в статье герменевтический анализ «Насихат аль Мулюк» вскрывает уникальный подход выдающегося персидского философа к определению сложных морально-этических понятий, лежащих в основе искусства управления государством. В качестве основы анализа берется методологический подход французского

1 Продолжение. Начало очерка в «Сервис plus», 2014. № 3.

21