Научная статья на тему 'Дорожная карта создания региональных военно-исторических маршрутов'

Дорожная карта создания региональных военно-исторических маршрутов Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
89
17
Поделиться
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МАРШРУТ / MILITARY-HISTORICAL ROUTE / ТУРИЗМ / TOURISM / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / INVESTMENT POLICY / ДОРОЖНАЯ КАРТА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / REGIONAL ASPECTS / ROADMAP

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Федулин Александр Алексеевич, Минаев Владимир Александрович

В статье рассматриваются направления и механизмы инвестиционной политики в сфере развития военно-исторического туризма. Обсуждены особенности и практические рекомендации по бизнес-планированию при создании военно-исторических маршрутов (ВИМ). Показано, что в этом случае инвестиционный бизнес-проект это целенаправленное изменение системы управления военно-историческими туристскими мероприятиями в регионе, муниципалитете с установленными требованиями к качеству результатов использования ВИМ, с учетом возможных рисков, ограничениями на расход средств и ресурсов и специфической организации по его разработке и реализации. Учтены наиболее часто встречающиеся принципиальные ошибки подготовки и представления бизнес-планов создания ВИМ. Среди них отсутствие четкости в оформлении бизнес-планов создания ВИМ; незнание его рынка, потенциальной емкости, позиций конкурентов на рынке; некорректность финансовых расчетов. Подчеркивается, что должны быть ясно сформулированы цели проекта ВИМ, результаты их достижения необходимо трактовать однозначно, а ограничения и требования должны быть разумными и выполнимыми. Показаны особенности бизнес-планирования в сфере военно-исторического туризма как сложного объекта управления. Акцентировано внимание на том, что туристская привлекательность территорий и объектов военно-исторического характера может быть существенно повышена путем целенаправленной региональной и муниципальной политики патриотического воспитания и усиления роли военно-исторической компоненты в образовательных заведениях. Рассмотрен механизм выполнения и план мероприятий по реализации проекта создания ВИМ в виде трех фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Охарактеризованы основные участники проекта создания ВИМ, их функции, а также раскрыты десять шагов «дорожной карты» для эффективного планирования мероприятий региональных и муниципальных властей при создании ВИМ.

A ROAD MAP FOR THE CREATION OF REGIONAL MILITARY-HISTORICAL ROUTES

The article considers the directions and mechanisms of investment policy in the sphere of military-historical tourism. The article highlights features and practical advices on business planning in the creation of military-historical routes (MHRs). It is shown that in this case the investment business project is a purposeful change of control of military-historical tourist activities in the region, municipality with the requirements for the quality of the results of the use of MHRs, taking into account potential risks, restrictions on the flow of funds and resources and specific organizations for the development and implementation of such projects. The article describes common and fundamental mistakes in the preparation and submission of business plans for a MHR. Among them are the lack of clarity in the design of business plans for a MHR; ignorance of its market potential capacity, the position of competitors in the market; incorrect financial calculations. The article stresses that there should be clearly stated objectives of the project of a MHR, the results of their achievement should be interpreted unambiguously, and restrictions and requirements should be reasonable. Demonstrated are the features of business planning in the field of military and historical tourism as a complex object for management. Emphasized is the fact that the tourist attraction of sites and facilities of the military-historical nature can be significantly improved by targeting regional and municipal patriotic education and strengthening the role of military-historical components in educational institutions. The authors present the mechanism for implementation and the action plan for the implementation of project to create MHRs in three phases: pre-investment, investment and operations. Described are the main participants in the project to create a MHR, their functions, and also suggested are ten steps of the “roadmap” for the effective planning of regional and municipal authorities in creating MHRs.

Текст научной работы на тему «Дорожная карта создания региональных военно-исторических маршрутов»

УДК 338.482:303.49

РО!: 10.12737/7577

ДОРОЖНАЯ КАРТА СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ

Федулин Александр Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, ректор,

rector.06@mail.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»;

Минаев Владимир Александрович, доктор технических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, m1va@yandex.ru, ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье рассматриваются направления и механизмы инвестиционной политики в сфере развития военно-исторического туризма. Обсуждены особенности и практические рекомендации по бизнес-планированию при создании военно-исторических маршрутов (ВИМ). Показано, что в этом случае инвестиционный бизнес-проект — это целенаправленное изменение системы управления военно-историческими туристскими мероприятиями в регионе, муниципалитете с установленными требованиями к качеству результатов использования ВИМ, с учетом возможных рисков, ограничениями на расход средств и ресурсов и специфической организации по его разработке и реализации. Учтены наиболее часто встречающиеся принципиальные ошибки подготовки и представления бизнес-планов создания ВИМ. Среди них — отсутствие четкости в оформлении бизнес-планов создания ВИМ; незнание его рынка, потенциальной емкости, позиций конкурентов на рынке; некорректность финансовых расчетов. Подчеркивается, что должны быть ясно сформулированы цели проекта ВИМ, результаты их достижения необходимо трактовать однозначно, а ограничения и требования должны быть разумными и выполнимыми. Показаны особенности бизнес-планирования в сфере военно-исторического туризма как сложного объекта управления. Акцентировано внимание на том, что туристская привлекательность территорий и объектов военно-исторического характера может быть существенно повышена путем целенаправленной региональной и муниципальной политики патриотического воспитания и усиления роли военно-исторической компоненты в образовательных заведениях. Рассмотрен механизм выполнения и план мероприятий по реализации проекта создания ВИМ в виде трех фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной. Охарактеризованы основные участники проекта создания ВИМ, их функции, а также раскрыты десять шагов «дорожной карты» для эффективного планирования мероприятий региональных и муниципальных властей при создании ВИМ.

Ключевые слова: военно-исторический маршрут, туризм, инвестиционная политика, дорожная

карта, региональные аспекты

Направления и механизмы инвестиционной политики в сфере развития военно-исторического туризма. Любой инвестиционный процесс начинается с создания бизнес-плана. Сфера военно-исторического туризма не является здесь исключением. Рассмотрим особенности и практические рекомендации бизнес-планирования при создании ВИМ.

Инвестиционный бизнес-проект при создании ВИМ — это ограниченное по времени целенаправленное изменение системы управления военно-историческими туристскими меропри-

ятиями в регионе, муниципалитете с установленными требованиями к качеству результатов использования ВИМ, с учетом возможных рисков, ограничениями на расход средств и ресурсов и специфической организации по его разработке и реализации.

Бизнес-проекты, как правило, отличает инвестиционный характер [1, 2, 5]. При этом размер инвестиций, требующихся для реал и -зации проекта ВИМ, зависит от всех рисков и ограничений, а также от масштаба, длительности и сложности проекта. По сути, бизнес-

план создания ВИМ — это система доказательств успешности прогноза его реализации, которая зависит от многих рисков и ограничений, а также от масштаба, длительности и сложности проекта. Говоря иначе, бизнес-план создания ВИМ — это представленная в ясном и корректном формате «система доказательств» успешности прогноза деловых предложений, дающая возможность инвестору оценить вероятность возврата своих денег с планируемой прибылью.

Раскроем основные рекомендации по составлению бизнес-плана создания ВИМ. Бизнес-план — технический документ. Конкретные способы подачи материала, степень проработки и детализации его отдельных разделов значительно меняются в зависимости от требований, предъявляемых потенциальными инвесторами. Опыт подготовки и представления бизнес-планов создания ВИМ дает возможность предостеречь от наиболее часто встречающихся принципиальных ошибок.

1. Отсутствие достаточно четкой структуры бизнес-планов создания ВИМ, проявляющееся в отрывочности представленных материалов, отсутствии принятого формата и содержания оформления, изобилующего смешением стиля технико-экономического обоснования, рекламного буклета и множества новомодных терминов. Более того, зачастую из такого бизнес-плана нельзя узнать, кто реальный инвестор проекта. Очевидно, что шансов на успех у такого плана весьма мало.

2. Недостаточное отображение в бизнес-плане ВИМ потенциала рынка и положения на нем конкурентов. Требования, предъявляемые к этой части бизнес-плана, настолько важны, что в ряде случаев инвестор заказывает развернутое маркетинговое приложение к бизнес-плану. Естественно, очень часто недостает статистических данных, обзоров рынка и т. п. Но, как правило, инвестор прекрасно знает обстановку и высоко оценивает именно достоверную информацию. Для него важнейшим элементом является сравнение характеристик различных вариантов бизнес-проекта ВИМ с точки зрения туристов, а не туркомпаний.

3. Слабое представление или некорректность раздела, связанного с финансовым обоснованием бизнес-плана. Нужно понимать, что, в первую очередь, инвестором будет проанализирован именно этот раздел, поскольку ему важно знать, сколько нужно потратить на реализацию

проекта, в какие сроки следует осуществить вложения, когда и по какой схеме они будут возвращены. По сути, бизнес-план создания ВИМ — это система доказательств успешности прогноза деловых предложений по созданию ВИМ, зависит от всех рисков и ограничений, а также от масштаба, длительности и сложности проекта.

4. Неубедительное изложение ключевых моментов в бизнес-плане, связанных с оценкой инициаторами при создании ВИМ: возможности и необходимости создания ВИМ; круга потенциальных потребителей туристского продукта — нового ВИМ; конкурентоспособности туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках ВИМ; показателей различных видов эффективности реализации ВИМ (коммерческой, региональной, имиджевой, бюджетной); достаточности инвестиционных средств разного вида.

Таким образом, бизнес-план создания ВИМ — это по определению системным образом структурированная совокупность целевых и результирующих количественно-качественных показателей, отражающих представление бизнес-процессов в сфере создания и функционирования ВИМ, а также стратегическое отображение развития ВИМ и его инфраструктуры.

Особенности бизнес-планирования в сфере военно-исторического туризма. Специфика бизнес-планирования при создании ВИМ определяется, прежде всего, особенностями этого вида туризма. В этом плане военно-исторический туризм как система туристских, транспортных и инфраструктурных предприятий, оказывающих специфические услуги, а также связанная с ними система целевых мероприятий военно-исторического характера представляет сложный социально-экономический объект, характеризующийся некоторой территориально закрепленной совокупностью свойств, связанных с военной историей. Интерес туристов к такому объекту во многом зависит от сформированных и формирующихся культурно-ценностных ориентиров российского населения и иностранных туристов, а также масс-медийного воздействия на них.

Таким образом, развитие ВИМ в регионе, муниципалитете — процесс управляемый, существенно зависящий от рекламно-информационной деятельности на конкретной территории [3]. В этой связи стоит отметить, что в ряде стран (Австрия, Германия, Финляндия,

Франция, Швеция и др.) грамотно организованная рекламная политика относительно военно-исторических событий, произошедших на конкретных территориях, позволяет поддерживать у туристов значительный интерес к ним, доводя его до массовых действ в различные памятные даты и юбилеи.

Очевидно, что в этом смысле туристская привлекательность территорий и объектов военно-исторического характера может быть существенно повышена путем целенаправленной региональной и муниципальной политики патриотического воспитания и усиления роли военно-исторической компоненты в образовательных заведениях. Естественно, учет указанного туристского интереса в бизнес-планировании ВИМ является важнейшей составляющей [7, 8], без которой нельзя определить потенциальный спрос на военно-исторические туристские услуги и определить их целесообразную структуру.

В маркетинговой информации, содержащейся в бизнес-планах, данные о туристском интересе к ВИМ должны быть базовыми. Исходя из того, что значительная роль в формировании туристской притягательности принадлежит комплексу предприятий и организаций, обслуживающих ВИМ и в известной мере управляемых или контролируемых со стороны региональных и муниципальных властей. В этом комплексе выделяются:

• коллективные средства размещения (отели, мотели, кемпинги), оказывающие услуги по гостеприимному размещению туристов, путешествующих по ВИМ;

• туроператорские и турагентские структуры;

• предприятия питания;

• вспомогательные и обслуживающие предприятия, выполняющие рекламные, транспортные функции, производящие сувениры и т. п.

Анализируя особенности бизнес-планирования указанных предприятий и организаций, осуществляющих различные виды деятельности в области военно-исторического туризма, отметим те из них, которые обеспечивают функции гостеприимства. Здесь можно выделить два направления развития инвестиционной деятельности:

• совершенствование имеющихся на ВИМ коллективных средств размещения (КСР) — отели, мотели, кемпинги, стоянки для участников караванингов и т. п.;

• строительство новых КСР с учетом расширения туристских услуг для путешественников военно-исторического профиля.

Как уже говорилось, одним из самых важных разделов в бизнес-плане создания ВИМ является финансовый раздел [1, 2]. Задача финансового плана ВИМ — обосновать сумму средств, запрашиваемую на проект, и, самое главное, доказать инвестору, что для него вложения именно в этот проект с учетом прибыльности, рисков, инфляции будут наиболее выгодными. По своей сути финансовая часть бизнес-плана помогает «продать» проект инвесторам.

Рассмотрим механизм выполнения и план мероприятий по реализации проекта создания ВИМ.

1 этап — прединвестиционная фаза. В этой фазе изучаются возможности проекта, проводятся предварительные технико-экономические исследования, составление детального технико-экономического обоснования (ТЭО), осуществляются переговорные процессы с потенциальными инвесторами, поставщиками и партнерами. Именно на этом этапе заключается договор на получение кредита (если он необходим), проект юридически оформляется, готовятся контрактные документы. ТЭО проекта создания ВИМ предусматривает: проведение детального маркетингового исследования; подготовку программы оказания услуг и реализации туристского продукта; написание пояснительной записки, в которой раскрываются инвестиционные возможности; подготовку разрешительных документов, технических, технологических и архитектурно-строительных решений, относящихся к инфраструктуре ВИМ; проведение экологических мероприятий на территории прохождения ВИМ; описание системы управления туристскими предприятиями, занимающимися реализацией ВИМ, организацией труда их сотрудников; подготовку финансово-сметной документации, содержащей оценку издержек бизнес-процессов и доходной части, а также расчетов потребности в оборотном капитале и указаний на источники финансирования; планирование сроков реализации проекта; оценку экономической и (или) бюджетной и финансовой эффективности проекта.

2 этап — инвестиционная фаза. В данной фазе разрабатывается проектно-сметная документация; заказывается оборудование; проводится обучение персонала; ведутся

рекламные мероприятия. Источниками финансирования по данному проекту могут быть государственная субсидия, инвестор, банковский кредит.

3 этап — эксплуатационная фаза — включает развитие проекта ВИМ в соответствии с показателями бизнес-плана. В этой фазе осуществляется пуск в действие турпредпри-ятия и предприятий инфраструктуры ВИМ, начинается реализация туристского продукта и оказание услуг, возвращается банковский кредит в случае, если он был использован.

Основные участники проекта создания ВИМ и их функции.

1. Инициатор — сторона, являющаяся автором главной идеи проекта ВИМ, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может и должна выступать администрация регионов и муниципалитетов, ответственно относящаяся к развитию военно-исторического туризма на своих территориях.

2. Заказчик — главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта, как правило, это его предполагаемый владелец и пользователь, определяющий требования к основным параметрам и масштабу проекта, а также финансирующий проект за счет собственных либо инвестиционных средств и заключаю -щий контракты. Во многих случаях, учитывая

государственную значимость проектов ВИМ, заказчиком также могут выступить вышеназванные администрации.

3. Инвестор — сторона, вкладывающая инвестиции в проект ВИМ, например, посредством кредитов. Является полноправ -ным партнером проекта и владельцем всего имущества, которое приобретается за счет его средств, до тех пор, пока не вернет планируемые деньги.

4. Руководитель проекта — лицо, принимающее полномочия по руководству проектом ВИМ, делегируемые ему заказчиком и инвестором.

5. Организационная структура, создаваемая для осуществления проекта ВИМ и возглавляемая его руководителем.

6. Дополнительные организации (юридические, консалтинговые, инжиниринговые и т. п.), связанные с реализацией проекта ВИМ.

7. Туристские компании, задача которых будет заключаться в продвижении и продаже услуг проекта ВИМ.

8. Представители малого и среднего бизнеса, которые привлекаются для создания вблизи и на территории прохождения ВИМ предприятий дополнительного сервиса, например кафе, магазинов, сувенирных лавок, АЗС, автосервиса и др.

Десять шагов «дорожной карты». Такой документ создается для эффективного

Таблица 1

«Дорожная карта» реализации проекта создания ВИМ

Содержание мероприятия Вид публичного обсуждения Вид отчетного документа Ответственный исполнитель Ожидаемый результат

1 2 3 4 5 6

1. Обсуждение предложения инициатора о разработке проекта ВИМ Совещание, рабочая группа (РГ) Протокол Исполнительный орган администрации (ИОА) Определение заказчика проекта. Предварительный маркетинговый план. Определение инвестора.

2. Сбор маркетинговой и иной информации по теме создания ВИМ Заседание РГ с участием представителей туркомпаний, предпринимателей, ТПП, музеев, военно-исторических обществ, поисковых организаций, учебных и научных заведений Протокол, стенографический отчет, публикации в СМИ и передачи на ТВ ИОА, заказчик проекта, инвестор Маркетинговый план востребованности ВИМ и прогноз потока туристов по ВИМ. Создание мониторинговой комиссии, экспертного совета для проведения экспертизы проекта ВИМ и аттестации гидов-экскурсоводов и переводчиков

Продолжение табл. 1

3

6

Проведение обучающих Учебные занятия тренингов, семинаров и дру- (лекции, семинары, гих учебных занятий для ги- тренинги и др.) дов-экскурсоводов и гидов-переводчиков, проведение их аккредитации и сертификации

Мониторинг состояния объектов туристского показа и притяжения, а также имеющейся инфраструктуры на ВИМ

4.

Определение схемы размещения основных объектов ВИМ и его туристской инфраструктуры (как имеющихся объектов, так и проектируемых)

5.

Обсуждение результатов на мониторинговой комиссии с приглашением представителей администрации, туркомпаний, предпринимателей, ТПП, музеев, военно-исторических обществ, поисковых организаций, учебных и научных заведений

Совещание по обсуждению с включенными в проект ВИМ сторонами о размещении основных военно-историче-ских объектов, направлений движения транспорта и пеших маршрутов, стоянок и остановок, средств размещения, объектов питания, мест торговли сувенирами, сбора ТБО, проведения событийных мероприятий

Учебная документация, утвержденные образцы сертификатов и описание процедуры аккредитации

Паспорта объектов показа на ВИМ и отчет о состоянии инфраструктуры. Рекомендации по ремонту дорожного покрытия и строительству дорог по ВИМ, благоустройству инфраструктуры (места коллективного размещения, автостоянок, питания, торговли сувенирами и др.)

Развернутое решение совещания с приложением схемы описания размещения основных и инфраструктур-ных объектов ВИМ

ИОА, заказчик, учебные и научные заведения региона, муниципалитета

ИОА, заказчик проекта, инвестор, руководитель проекта, инвестор, мониторинговая комиссия, экспертная комиссия

Аккредитованные и сертифицированные гиды-экскурсоводы и гиды-переводчики

Итоговый отчет по мониторингу. Решение ИОА об определении сроков и ответственных лиц за готовность инфраструктуры и основных объектов ВИМ к началу его функционирования

ИОА, заказчик проекта, инвестор, экспертная комиссия, представители подрядных и транспортных организаций

Утвержденная схема размещения основных объектов ВИМ и его туристской инфраструктуры. Разработка системы транспортной и инфраструктурной навигации на территории прохождения ВИМ. Выпуск сувенирной продукции

Окончание табл. 1

1 2 3 4 5 6

6. Проведение работ по строительству, обустройству и подготовке к эксплуатации основных и инфраструктурных объектов ВИМ Периодически проводимые совещания (по плану) по подведению промежуточных итогов создания ВИМ Протоколы и решения совещаний ИОА, заказчик проекта, инвестор, руководитель проекта, экспертная комиссия, подрядные и транспортные организации Планы работ и мероприятий на следующий период создания ВИМ

7. Принятие в опытную эксплуатацию ВИМ Итоговое совещание ИОА, инвестора, строителей, транспортных компаний, туроператора, заказчика, руководителя и команды проекта, представителей бизнес-структур, участвующих в создании ВИМ Протокол совещания ИОА, заказчик проекта, руководитель проекта, инвестор, экспертная комиссия, подрядные и транспортные организации Акт о принятии ВИМ в опытную эксплуатацию

8. Проведение обучающих семинаров по приему и сопровождению туристов по ВИМ Семинары, инструктивные совещания Методические рекомендации для каждой категории служб, обслуживающих туристов на ВИМ ИОА, заказчик проекта, руководитель проекта, инвестор, экспертная комиссия, подрядные и транспортные организации Формирование системы организационно-квалификационных мер на территории прохождения ВИМ, обеспечивающих профессиональный и конкурентный прием и обслуживание туристов, содержание объектов показа ВИМ в надлежащем состоянии

9. Осуществление мероприятий по маркетинговому и рекламному сопровождению ВИМ (пресс-туры, пресс-конференции, информационные туры, выставки, интернет-представление, статьи в СМИ, ТВ) Маркетинговые мероприятия разного уровня и масштаба Методические рекомендации, рекламные материалы для туроператоров, туристов, служб, обслуживающих туристов на вИм ИОА, руководитель проекта, туроператоры, службы, вовлеченные в обслуживание ВИМ План проведения мероприятий по продвижению ВИМ, промежуточные отчеты об эффективности привлечения туристов на маршрут

10. Запуск проекта в постоянную эксплуатацию. Обоснование и разработка мероприятий по развитию инфраструктуры по конкретным площадкам ВИМ. Создание условий для предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), стимулирующих развитие основных объектов и инфраструктуры ВИМ Итоговое совещание, посвященное запуску проекта ВИМ в эксплуатацию Стенограмма, протокол совещания ИОА, заказчик, инвестор, руководитель проекта, туроператоры, службы, вовлеченные в обслуживание ВИМ Программы поддержки МСБ, участвующего в реализации ВИМ. Подготовка плана постоянного выпуска сувенирной продукции

планирования мероприятий региональных и муниципальных властей при создании ВИМ.

В таблице 1 схематически отображена краткая «дорожная карта», необходимая для эффективного планирования мероприятий при создании ВИМ. Отметим, что перечисленными пунктами не исчерпывается наполнение «дорожной карты». В зависимости от региона, муниципалитета, местного потенциала наполнения военно-исторического маршрута и инвестиционных возможностей по его реализации она может расширяться, видоизменяться, наполняться новым содержанием, интересным для туристов разных категорий [4, 6]. Однако основные этапы в прилагаемой «дорожной карте» учтены и непринятие их во внимание чревато несистемным рассмотрением такого весьма сложного социально-экономического и политико-исторического феномена, как ВИМ.

Военно-исторический туризм надо развивать там, где есть активные, болеющие за дело люди на местах. Желательно наличие эффективной турфирмы-оператора, надо привлекать социально-ориентированные некоммерческие организации, активистов военно-патриотического движения, проводить их обучение и вне-

дрять программы поддержки МСБ, налоговые каникулы на начальных этапах работы. В плане патриотического воспитания необходимо вовлекать подростков и молодежь к поисковым работам на местах, связанных с военной историей края. Очевидно, что во многом положительность такого военно-патриотического «импульса» зависит от эффективности местных туристских администраций.

Заключение

В статье систематизированы научно-практические рекомендации по разработке бизнес-планов и «дорожных карт» военно-исторических маршрутов в регионах и муниципалитетах, а также охарактеризованы цели и задачи научного обоснования их создания. Представляется, что оживлению инвестиционной деятельности может послужить объявление в 2014 г. регионального конкурса на лучший туристический военно-исторический маршрут1.

1 Положение о проведении регионального конкурса на лучший туристический военно-исторический маршрут. Электронный ресурс: http://histrf.ru/ ги/гую/айгуШе8/рго|ей$/йет-752. (дата обращения: 30.07.2014).

Литература

1. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие. Учебник. М.: Сов. спорт, 2008. 280 с.

2. Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. 272 с.

3. Минаев В.А., Скрыль С.В., Овчинский А.С., Тростянский С.Н. Как управлять массовым сознанием: современные модели. Монография. М.: Изд-во РосНОУ, 2013. 200 с.

4. Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С. Методика анализа качества региональной инфраструктуры индустрии туризма и туристского сервиса // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. Т. 8. № 2. С. 38-48.

5. Ополченов И.И. Проблемы оценки конкурентоспособности туристского продукта // Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Т. 1. М.: Изд. РАЕН, 2006. С. 180-187.

6. Середина Е.В. Социально-экономическое состояние региона как фактор развития туризма. В кн.: Туризм: от науки к практике. Труды Российской академии естественных наук. Т. 1. М.: Изд. РАЕН, 2006. С. 202209.

7. Федулин А.А. Современное состояние и приоритетные направления развития туризма и туристского образования в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2009. № 4. С. 70-75.

8. Федулин А.А., Гаврилов А.Ю., Новикова Н.Г. Современные подходы к определению ресурсного потенциала туризма // Сервис plus. 2012. № 1. С. 38-44.

9. Minaev V.A., Bushueva I.V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics and Technology & Tourism): IDOSI Publications. 2014. Pp. 185-186.

A ROAD MAP FOR THE CREATION OF REGIONAL MILITARY-HISTORICAL ROUTES

Fedulin Alexander Alexeyevich, Doctor of History, Professor, Rector of Russian State University of Tourism and Service, rector.06@mail.ru;

Minaev Vladimir Aleksandrovich, Doctor of Technical Sciences, Professor, Leading Researcher of Russian State University of Tourism and Service, m1va@yandex.ru, Moscow, Russia

The article considers the directions and mechanisms of investment policy in the sphere of military-historical tourism. The article highlights features and practical advices on business planning in the creation of military-historical routes (MHRs). It is shown that in this case the investment business project is a purposeful change of control of military-historical tourist activities in the region, municipality with the requirements for the quality of the results of the use of MHRs, taking into account potential risks, restrictions on the flow offunds and resources and specific organizations for the development and implementation of such projects. The article describes common and fundamental mistakes in the preparation and submission of business plans for a MHR. Among them are the lack of clarity in the design of business plans for a MHR; ignorance of its market potential capacity, the position of competitors in the market; incorrect financial calculations. The article stresses that there should be clearly stated objectives of the project of a MHR, the results of their achievement should be interpreted unambiguously, and restrictions and requirements should be reasonable. Demonstrated are the features of business planning in the field of military and historical tourism as a complex object for management. Emphasized is the fact that the tourist attraction of sites and facilities of the military-historical nature can be significantly improved by targeting regional and municipal patriotic education and strengthening the role of military-historical components in educational institutions. The authors present the mechanism for implementation and the action plan for the implementation of project to create MHRs in three phases: pre-investment, investment and operations. Described are the main participants in the project to create a MHR, their functions, and also suggested are ten steps of the "roadmap" for the effective planning of regional and municipal authorities in creating MHRs.

Keywords: military-historical route, tourism, investment policy, roadmap, regional aspects

References

1. Guliaev V.G., Selivanov I.A. Turizm: ekonomika, upravlenie, ustoichivoe razvitie. Uchebnik [Tourism: the economy, governance, sustainable development. textbook]. M.: Sov. sport, 2008. 280 p.

2. ZdorovA.B. Ekonomika turizma: Uchebnik [Tourism Economy: A Textbook.]. M.: Finansy i statistika, 2005. 272 p.

3. Minaev VA., Skryl'S.V., OvchinskiiA.S., TrostianskiiS.N. Kak upravliat' massovym soznaniem: sovremennye modeli. Monografiia [How to manage the mass consciousness: the current models. Monograph]. M.: Izd-vo RosNOU, 2013. 200 p.

4. Minaev VA., Platonova N.A., Pogrebova E.S. Metodika analiza kachestva regional'noi infrastruktury industrii turizma i turistskogo servisa [Methods of analysis of the quality of regional infrastructure for tourism industry and tourist service] // Vfestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities of Tourism and Service Association Bulletin]. 2014. T. 8. № 2. Pp. 38-48.

5. Opolchenov I.I. Problemy otsenki konkurentosposobnosti turistskogo produkta [Problems of assessing the competitiveness of the tourism product] // Turizm: ot nauki k praktike. Trudy Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk. T. 1. M.: Izd. RAEN, 2006. Pp. 180-187.

6. Seredina E.V. Sotsial'no-ekonomicheskoe sostoianie regiona kak faktor razvitiia turizma [Socio-economic status of the region as a factor for tourism development]. V kn.: Turizm: ot nauki k praktike. Trudy Rossiiskoi akademii estestvennykh nauk, t.1. M.: Izd. RAEN, 2006. Pp. 202-209.

7. Fedulin A.A. Sovremennoe sostoianie i prioritetnye napravleniia razvitiia turizma i turistskogo obrazovaniia v Rossii [Current state and priorities for the development of tourism and tourism education in Russia] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Contemporary problems of service and tourism]. 2009. № 4. Pp. 70-75.

8. Fedulin A.A., Gavrilov A.Iu., Novikova N.G. Sovremennye podkhody k opredeleniiu resursnogo potentsiala turizma [Modern approaches to defining tourism resource potential] // Servis plus [SERVICE plus]. 2012. № 1. Pp. 38-44.

9. Minaev V.A., Bushueva I.V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics and Technology & Tourism): IDOSI Publications. 2014. Pp. 185-186.