Научная статья на тему 'Новые вибропоглощающие материалы'

Новые вибропоглощающие материалы Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
687
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИБРОПОГЛОЩЕНИЕ / ШУМ / NOISE / ВИБРАЦИЯ / VIBRATION / ВИБРОПОГЛОЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ / VIBROABSORBING MATERIALS / КОЭФФИЦИЕНТ МЕХАНИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ / MECHANICAL LOSS COEFFICIENT / ТЕРМОЭЛАСТОПЛАСТ / VIBROABSORPTION / THERMOELASTOPLASTIC

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Сытый Ю. В., Сагомонова В. А., Кислякова В. И., Большаков В. А.

Для уменьшения отрицательного воздействия вибрации на пассажиров, пилотов и микроэлектронику самолетов используются вибропоглощающие материалы. В ВИАМ выпускаются вибропоглощающие материалы на основе термопластов и термоэластопластов, обладающие высокими демпфирующими свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Novel Vibroabsorbing Materials

The vibroabsorbing materials are used for decreasing the negative effect upon passengers, pilots and aircraft electronics. VIAM produces vibroabsorbing materials based on thermoplastics and thermoelastoplastics, possessing high damping properties.

Текст научной работы на тему «Новые вибропоглощающие материалы»

УДК 628.517.2.699.844

Ю.В. Сытый, В.А. Сагомонова, В.И. Кислякова, В.А. Большаков

НОВЫЕ ВИБРОПОГЛОЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

Для уменьшения отрицательного воздействия вибрации на пассажиров, пилотов и микроэлектронику самолетов используются вибропоглощающие материалы. В ВИАМ выпускаются вибропоглощающие материалы на основе термопластов и термоэласто-пластов, обладающие высокими демпфирующими свойствами.

Ключевые слова: вибропоглощение, шум, вибрация, вибропоглощающие материалы, коэффициент механических потерь, термоэластопласт.

Снижение вибрации и повышение акустической комфортности в кабине экипажа и пассажирском салоне является одним из факторов, определяющих конкурентоспособность самолетов. Один из эффективных способов снижения уровня шума и вибрации в кабине экипажа и пассажирском салоне - применение вибропоглощающих материалов в виде покрытий, которые наклеиваются на внутреннюю поверхность панелей фюзеляжа, перегородки и другие конструкции самолета, испытывающие повышенный уровень виброакустических нагрузок.

Наиболее эффективными вибропоглощающими материалами (ВПМ) являются полимерные материалы, обладающие способностью к диссипации внешней акустической энергии, обусловленной особенностями их молекулярного и надмолекулярного строения. В основном, в авиации для демпфирования применяются каучуки, резины и слоистые материалы на их основе.

Для количественной оценки демпфирующих свойств полимерных материалов используют тангенс угла механических потерь 0р5), коэффициент механических потерь компоненты комплексного модуля упругости - динамический модуль упругости (£') и динамический модуль механических потерь (£"). Эти характеристики связаны между собой соотношением Эф=^=Е"/Е' [1].

Наиболее часто способность к поглощению механических колебаний материала характеризуют с помощью коэффициента механических потерь. Известно, что коэффициент механических потерь полимеров не является константой, он значительно зависит от температуры и частоты колебаний [2]. В связи с этим значения Эрб принято приводить при определенной температуре и частоте.

Кроме высокого коэффициента механических потерь, вибропоглощающие материалы, предназначенные для применения в авиации, должны иметь оптимальную плотность, адгезию, стойкость к воздействию повышенной влажности и температуры, низкое водопоглощение, отвечать требованиям пожарной безопасности по горючести, а также быть экологичными и технологичными. Очевидно, что вышеперечисленные требования значительно сужают круг возможных исходных полимерных материалов для создания ВПМ авиационного назначения.

Существуют разнообразные подходы к созданию материалов, характеризующихся высоким вибропоглощением в широком диапазоне температур, на основе полимеров: сополимеризация, создание взаимопроникающих сеток (ВПС) и полу-ВПС, введение наполнителей и других добавок, структурирование и создание слоистых ВПМ.

В последние десятилетия ведется поиск новых вибропоглощающих полимерных материалов, способных заменить каучуки и резины. При исследованиях наибольшее внимание уделяется разработке ВПМ на основе термоэластопластов ввиду их высокой эластичности, в том числе при отрицательных температурах (до -60°С), и способности

(в отличие от резии) перерабатываться литьем под давлением и экструзией как обычные термопласты.

В ВИАМ разработаны листовые вибропоглощающие материалы марок ВТП-1В и ВТП-2В на основе термоэластопластов и термопластов.

Вибропоглощающий листовой материал ВТП-1В получают методом экструзии расплава композиции на основе термоэластопласта со специальными добавками, повышающими атмосферостойкость и пожаробезопасность. Материал ВТП-1В рекомендуется для применения в качестве покрытий, эластичных имитаторов силовых элементов фюзеляжа и вибродемпфирующих прокладок, работающих в диапазоне температур от -60 до +80°С.

Слоистый вибропоглощающий листовой материал ВТП-2В состоит из слоя листового материала ВТП-1В, адгезионного слоя из модифицированного поливинилаце-тата ВПС-2,5 и армирующего слоя алюминиевой фольги, усиленной стеклосеткой. Материал ВТП-2В предназначен для работы в интервале температур от -60 до +80°С и рекомендуется для применения в качестве покрытий панелей фюзеляжа в местах повышенной виброакустической нагрузки.

Коэффициент механических потерь вибропоглощающих материалов определяли на динамическом механическом анализаторе DMA/SDTA 861 фирмы «Mettler Toledo» в

а)

условиях динамического сдвигового нагружения в диапазоне температур от -60 до +80°С при частоте 100 Гц, а также в условиях трехточечного изгиба комбинированных образцов ВПМ, наклеенных на металлическую подложку из алюминиевого сплава толщиной 1 мм. На рис. 1 приведены температурные зависимости коэффициентов механических потерь вибропоглощающих материалов ВТП-1В и ВТП-2В при частоте 100 Гц в условиях сдвигового нагружения. На рис. 1, а наблюдается один пик при температуре около -15°С, на рис. 1, б -два пика при температурах около -15 и +38°С.

Известно [3], что полимерный материал обладает максимальными значениями механических потерь и соответственно максимальной способностью поглощать механическую энергию в температурном интервале Тс-Тт (где Тс - температура стеклования, Гт - температура текучести). Из приведенных графиков следует, что введение поливинилацетата (ПВА) в состав материала ВТП-2В повышает диссипативные свойства материала в области повышенных температур. Такой эффект объясняется тем, что первый из пиков, лежащий в области отрицательных температур, соответствует температуре стеклования полиуретанового слоя (-25°С), а второй пик от-

-60

-40

-20

0

20

40

60°С

Рис. 1. Температурная зависимость коэффициента механических потерь вибропоглощающих материалов ВТП-1В (а) и ВТП-2В (б) в условиях сдвигового нагружения при частоте 100 Гц

носится к области стеклования слоя на основе ПВА (28°С), за счет чего и повышается коэффициент механических потерь материала ВТП-2В в области повышенных температур. Таким образом, направленный выбор состава вибропоглощающего материала позволяет изменять не только температурную область эффективного вибропоглощения, но и влиять на величину коэффициента механических потерь.

Разработанные вибропоглощающие материалы ВТП-1В и ВТП-2В имеют водо-поглощение <2%, являются грибостойкими, не вызывают коррозии алюминиевых сплавов и приклеиваются с помощью клеев холодного отверждения ПУ-2 и ВК-27. Свойства разработанных ВПМ в сравнении с аналогом (резина В-14 на основе нитрильного каучука) приведены в таблице.

Сравнительные свойства вибропоглощающих материалов и резины В-14

Свойства Значения свойств материалов

ВТП-1В ВТП-2В В-14

Коэффициент механических потерь в условиях сдвигового нагружения при комнатной температуре и частоте 100 Гц 0,2-0,25 0,35-0,40 0,14

Коэффициент механических потерь комбинированных образцов в условиях трехточечного изгиба при комнатной температуре и частоте 100 Гц 0,08-0,10 0,10-0,12

Температура эксплуатации, °С -60-+80 -40-+80

Поверхностная плотность, кг/м2, при толщине материала 1,5 мм 1,68 1,75 2,0

Горючесть Самозатухающий

Акустические испытания натурной панели фюзеляжа пассажирского самолета Ил-96 в камере АИ-3 (ФГУП «ЦАГИ»), проведенные ведущим научным сотрудником A.A. Ткачевым, показали, что применение вибропоглощающих материалов ВТП-1В и ВТП-2В в виде покрытий с поверхностной плотностью ~1,7 кг/м2 позволяет повысить звукоизоляцию панели фюзеляжа на 2-9 дБ в диапазоне частот от 125 до 6300 Гц при комнатной температуре (рис. 2).

Коэффициент механических потерь комбинированных образцов в условиях трехточечного изгиба ниже результатов испытания материалов в условиях сдвигового нагружения из-за влияния подложки из металла, который имеет низкий коэффициент механических потерь.

Вибропоглощающий материал ВТП-1В поставляется ВИАМ по ТУ 1-5959-771-2004 в виде рулонов с толщиной материала от 0,5 до 5,0 мм и шириной 330 мм, а также в виде профилей прямоугольного сечения. Вибропоглощающий материал ВТП-2В поставляется по ТУ 1595-9-884-2006 в виде листов размером 450^700 мм толщиной 1,5±0,2 мм.

В настоящее время вибропоглощающий материал ВТП-1В применяется на нескольких пассажирских самолетах

Рис. 2. Результаты акустических испытаний натурной панели фюзеляжа самолета Ил-96 с облицовкой из материалов ВТП-1В (о) и ВТП-2В (•); — необлицованная панель

Ту-214 и Як-42, в изделиях ОАО «Красноярский машиностроительный завод», а также проходит стендовые испытания на изделии Т-50 ОКБ «Сухого».

ЛИТЕРАТУРА

1. Соломатов В.И., Черкасов В.Д., Фомин Н.Е. Вибропоглощающие композиционные материалы. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. 2001. 95 с.

2. Черкасов В.Д., Юркин Ю.В., Надькин Е.А. Вибропоглощающие материалы экстра-класса. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та. 2007. С. 17-19.

3. Ионов A.B. Средства снижения вибрации и шума на судах. СПб.: ГНЦ РФ ЦНИИ им. А Н. Крылова. 2000. 123 с.

УДК 669.295

Л.В. Проходцева, B.C. Ерасов, О.Ю. Лаврова, A.B. Лавров

ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ ЦИКЛА НА УСТАЛОСТНЫЕ СВОЙСТВА И МИКРОСТРОЕНИЕ ИЗЛОМОВ ТИТАНОВОГО СПЛАВА ВТ3-1

Исследовано влияние формы цикла нагружения на скорость роста усталостной трещины и характер изломов материала диска компрессора, разрушившегося в процессе эксплуатации. Установлено, что при трапецеидальной форме цикла нагружения скорость роста трещины выше, а строение излома в большей степени соответствует эксплуатационному излому, чем при синусоидальной форме цикла.

Ключевые слова: диски компрессора, титановые сплавы, циклическое нагружение, излом, скорость роста усталостной трещины, шаг усталостных бороздок.

В эксплуатации неоднократно имели место случаи преждевременного разрушения дисков компрессора из титановых сплавов в результате усталости, при этом не было обнаружено отклонений от требований технической документации по химическому составу, макро- и микроструктуре.

Режим работы дисков компрессора представляет собой циклическое нагружение в малоцикловой области с выдержкой при максимальной нагрузке (трапецеидальный цикл).

На основе проведенных различными авторами исследований поведения титановых сплавов в условиях циклического нагружения [1-4] отмечается их повышенная чувствительность к форме, асимметрии цикла, частоте нагружения. Явление чувствительности псевдо-а- и (а+Р)-титановых сплавов к форме цикла нагружения рассматривается в течение последних 30-ти лет [5-6], и, несмотря на это, оно до сих пор представляет интерес для конструкторов и организаций, эксплуатирующих двигатели.

На одном из разрушенных дисков из сплава ВТ3-1 было проведено исследование влияния формы цикла усталостного нагружения на характеристики циклической тре-щиностойкости и микростроение изломов разрушенных образцов.

В исследованном диске микроструктура глобулярного типа чередуется с участками вытянутой а-фазы, на отдельных участках виден мелкодисперсный распад ß-фазы. Данная микроструктура соответствует следующим типам шкалы микроструктур: 1а, 16, 3а (ОСТ1 90197) и является типичной для существующей технологии на предприятии-изготовителе дисков компрессора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.