НОВЫЕ УСЛОВИЯ, СТАРАЯ СТРАТЕГИЯ
А.А. Шембель, ассистент
Тульский государственный университет
(Россия, г. Тула)
DOI: 10.24412/2411-0450-2022-5-3-209-213
Аннотация. Статья посвящена анализу ограничений в отношении россиян и российских компаний после начала спецоперации в Украине. Выделены такие новые внешнеэкономические условия, как ограничение права РФ распоряжаться валютными резервами, номинированными в валютах «недружественных стран»; ограничение права резидентов и нерезидентов РФ на взаиморасчеты в валютах «недружественных стран», связанных с движением капитала и другие условия. В статье проанализированы изменившиеся традиционные функции денег в новых экономических реалиях. Предложен новый вариант экономического взаимодействия Российской Федерации с «недружественными странами».
Ключевые слова: активы, резервная валюта, военный конфликт, внешнеэкономические условия, ограничения, «недружественные страны».
В течение 30-ти лет после распада СССР большая часть российских резидентов (физических и юридических лиц), обладавших значительными финансовыми средствами, а также Правительство и ЦБ РФ исходили из презумпции надежности активов, номинированных в основных резервных валютах, по сравнению с активами в рублях. Эта позиция учитывала высокий уровень инфляции в РФ, статус частично конвертируемой валюты для рубля, а также значительные колебания (вола-тильность) курса рубля. В отличие от рубля денежные средства, номинированные в резервных валютах, позволяли оплачивать любые товары практически по всему миру и имели низкие риски обесценения.
Кроме того, доверие к резервным валютам опиралось на примат права по отношению к политической целесообразности в основных юрисдикциях. Это означало, что независимо от политической конъюнктуры любое лицо (юридическое или физическое) обладало правом на судебную защиту своих интересов. При этом в судебном процессе стороны рассчитывали на независимость суда, недопустимость дискриминации по национальному признаку и принятие решения по правовым, а не политическим основаниям.
Однако после начала спецоперации в Украине российские резиденты столкну-
лись с новой реальностью. Рестрикции вводились в отношении россиян или российских организаций только на основании гражданства (резидентства), без решения суда, без доказательства вины, при отсутствии права на защиту (включая угрозы со стороны государств в адрес юридических компаний в случае защиты интересов россиян или российских компаний).
Мне могут возразить, что поводом для подобной реакции стали беспрецедентные действия РФ. Военный конфликт в Европе в 21 веке это недопустимо. Не хотелось бы углубляться в спор по этому вопросу. Для меня, как для любого гражданского человека война это трагедия. Но хочу обратить внимание, что 21 век продемонстрировал нам значительное количество военных конфликтов, а это означает, что человечество не отказалось от подобной формы решения разногласий. При этом в многочисленных военных конфликтах 21 века неоднократно принимали участие государства, которые сейчас провозглашают неприемлемость самой идеи войны. Некоторые военные конфликты имеют перманентное состояние. Что касается локализации конфликта, то с учетом равенства рас и наций нельзя говорить, что война в Африке, Азии или Америке приемлема, а в Европе нет.
Государства-участники военных конфликтов 21-го века (и их резиденты) никогда не сталкивались с ограничениями, сопоставимыми с теми, что введены в отношении россиян и российских компаний. Таким образом, можно сделать вывод, что военный конфликт является лишь поводом для подобных ограничений, а, следовательно, прекращение военного конфликта не гарантирует их отмену и возвращение к прежним условиям деятельности. Т.е. российскому правительству, россиянам и российским компаниям не надо оглядываться назад, а следует осмыслить новые условия и научиться осуществлять деятельность в новой реальности.
После начала спецоперации сформировались новые внешнеэкономические условия для Российской Федерации и ее резидентов. Новые условия включают:
- ограничение права РФ распоряжаться валютными резервами, номинированными в валютах «недружественных стран»: долларах, евро, фунтах, франках, иенах (за исключением части резервов в купюрах указанных валют, размещавшиеся на территории РФ);
- ограничение права резидентов и нерезидентов РФ на взаиморасчеты в валютах «недружественных стран», связанных с движением капитала;
- ограничение прав части резидентов РФ распоряжаться денежными средствами, размещенными в банках «недружественных стран», а также активами (имуществом), находящимися на территориях «недружественных стран»;
- ограничение номенклатуры товаров (работ, услуг), которые могут быть приобретены резидентами РФ в «недружественных странах» и поддержавших санкции государствах;
- ограничение номенклатуры товаров (работ, услуг), которые могут быть реализованы резидентами РФ в «недружественные страны» и поддержавшие санкции государства.
Указанные ограничения и порядок их введения полностью меняют условия, которые до конца февраля 2022 года лежали в основе внешнеторговых операций и движения капитала резидентов РФ. Фак-
тически на текущий момент для резидентов РФ функции денежных средств, номинированных в валютах «недружественных стран», существенно трансформировались. Давайте разберемся, что изменилось. Обращаю внимание, что далее термин «Деньги» (денежные средства) включает только валюты «недружественных стран», а функции денег рассматриваются с позиции резидентов РФ.
Как известно из экономической теории деньги имеют несколько функций, в том числе: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления.
Функция меры стоимости сохранилась в наибольшей степени, хотя и здесь можно выделить некоторые сдвиги. Сейчас из-за вновь воздвигнутых торговых барьеров между РФ и «недружественными странами» возникла ситуация, при которой в различных регионах планеты формируются разные цены на один и тот же товар. Например, из-за отказа части европейских потребителей от покупки российской нефти, у российских нефтедобывающих компаний образовались избыточные накопленные объемы нефти. Цена, по которой эти объемы реализуются, имеет значительный (до 35%) дисконт по отношению к рыночной стоимости, индикатором которой является биржевая цена нефти. Одновременно с этим можно утверждать, что текущая биржевая цена нефти, которая используется, в том числе, европейскими покупателями нефти, включает значительную премию из-за дефицита нефти, возникшего после введения ограничений в отношении РФ (резидентов РФ). Аналогичная ситуация сложится в мире и с другими товарными позициями по мере нагромождения новых торговых барьеров. Избыточные производственные мощности и затоваривание продукцией на одном рынке будет сопровождаться дефицитом этой продукции на других рынках, что приведет к формированию нескольких цен на один и тот же товар. Но подобная ситуация скорее всего будет иметь краткосрочный эффект на период глобального перераспределения товарных объемов, ре-балансировки рынка и построения новых логистических цепочек.
Казалось бы, функция меры стоимости не столь важна. Измерять стоимость товара можно в любых единицах, но основная проблема заключается в том, что данную единицу измерения должны признавать все участники процесса товарооборота. В настоящее время цены большей части биржевых товаров измеряются в долларах США и отвязать их от основной резервной валюты, привязать к новой денежной единице или золоту будет сложно, и займет много времени. Замещение произойдет постепенно по мере отказа от доллара как средства обращения.
Перейдем к следующей функции денег - средство платежа (движение денежных средств вне взаимосвязи с движением товаров). После введения ограничений со стороны «недружественных стран» и ответных ограничений со стороны Банка России взаиморасчеты резидентов и нерезидентов РФ в резервных валютах существенно ограничены. В том числе, практически недоступны операции, связанные с движением капитала.
Третья из указанных функций денег -средство обращения. Эта функция связана с использованием денежных средств в цепочке «товар - деньги - товар». Все введенные «недружественными странами» против РФ и резидентов РФ ограничения товарооборота решают две основные задачи: получить для экономики своей страны необходимые товары, производимые в РФ, и максимально запретить (ограничить) поставки товаров, производимых резидентами «недружественных» или поддержавших их стран, необходимые экономике РФ. Резиденты РФ могут поставить в «недружественную страну» товары (например: нефть, газ, цветные металлы и т.п.), получить деньги - фактически цифровую запись в банке, но не смогут затем приобрести необходимые товары (сырье и материалы, машины и механизмы, оборудование и комплектующие, т.д.) за полученные деньги. Следовательно, цепочка «товар -деньги - товар» разрывается, а наличие денежных средств не позволяет приобретать товары (работы, услуги). Таким образом, функция денег как средства обращения не реализуется.
Говорить о функции денег как средства накопления, в отношении денег, которые имеют значительные ограничения как средство платежа или обращения, это нонсенс. Зачем накапливать то, чем нельзя распорядиться.
Оппоненты могут возразить, что в приведенных аргументах не учтены третьи страны, на территории которых резервные валюты не имеют никаких ограничений для платежей, обращения или накопления. Это правда, но сейчас, во-первых, установлены ограничения на вывоз капитала из РФ, во-вторых, банки третьих стран без энтузиазма открывают счета и принимают деньги от резидентов РФ, в-третьих, в 21 веке основная часть денег это цифровая запись, все транзакции в валютах «недружественных стран» идут через банки корреспонденты «недружественных стран». То, что сейчас ограничения не распространяются на вас, не означает, что следующий пакет санкций вас не затронет.
Конечно, человек «творческий» и сведущий в финансах пояснит, что можно использовать финансовые инструменты или схемы, при которых будет значительно затруднен поиск конечного бенефициара. Но содержание таких схем удовольствие не дешевое, большинство резидентов РФ не готовы связывать себя с такими схемами из-за их непрозрачности и сложной управляемости, а опыт наиболее состоятельных россиян показывает, что в текущих условиях схемы работают не всегда.
Если ко всему вышесказанному добавить высокую инфляцию в ЕС и США, низкую доходность ликвидных низкорисковых инструментов, номинированных в валютах «недружественных стран», то на текущий момент с учетом всех ограничений и рисков, отказа «недружественных стран» по отношению к резидентам РФ от правовой модели ради политической целесообразности, обоснованность использования резервных валют «недружественных стран» для оплаты товаров из РФ вызывает больше сомнений.
Может сложиться впечатление, что автор призывает к отказу от торговли с «недружественными странами» или является апологетом торговли за рубли. Нет, внеш-
няя торговля необходима и, в том числе, с «недружественными странами». Ни одна страна в мире не способна производить все товарные позиции (работы, услуги), необходимые для ее экономики. И на самом деле не так важно, за какие денежные единицы продавать свои товары. Гораздо важнее, чтобы полученные деньги могли использоваться в качестве средства платежа и обращения без каких-либо ограничений. Схема с открытием счетов в банках РФ для импортеров из «недружественных стран» изящна, но она решает только одну задачу. Это попытка обезопасить резидента РФ, отгрузившего товар в «недружественную страну», от изъятия денежных средств, номинированных в валюте «недружественной страны». Но данная схема не позволяет резидентам РФ покупать необходимые товары в «недружественных странах».
Если РФ и резиденты РФ не смогут обеспечить внешние поставки или внутреннее производство необходимых для страны товаров, то последствия (потери) в зависимости от конкретных отраслей и рынков могут измеряться процентами ВВП, утратой компетенций и даже человеческими жизнями. Идея импортозамеще-ния красива и масштабна, но для того, чтобы вступить на этот путь необходимо создать условия. Одним из важнейших факторов, который оказывает негативное воздействие на любые попытки создания новых производств, является полная занятость в РФ. В стране отсутствуют необходимые трудовые ресурсы для масштабных программ новой индустриализации. Но даже если необходимые ресурсы будут изысканы, запуск любого крупного проекта - это годы. Следовательно, необходимо выиграть время и обеспечить экономику поставками необходимых товаров из «недружественных стран» на период запуска программ импортозамещения и перестроения логистических цепочек на новых поставщиков. Аналогичные задачи решают сейчас правительства «недружественных стран», которые не могут в одночасье отказаться от российских товаров. Они вынуждены будут в течение некоторого переходного периода использовать россий-
ские товары, отказ от которых может привести к деиндустриализации и социальным потрясениям.
С учетом вышесказанного, один из возможных вариантов это построение искусственных цепочек «товар-деньги-товар», при котором деньги между государствами используются в основном как мера стоимости. Т.е. вместо схемы с оплатой необходимых «недружественным странам» товаров рублями, построение схемы с получением на стоимость отгруженных российских товаров, товаров «недружественных стран» необходимых для российской экономики. Для реализации такого подхода можно создать некий аналог министерства внешней торговли в виде департамента Минпромторга или отдельного учреждения, которое будет осуществлять сбор и систематизацию данных от различных компаний, согласование условий со всеми участниками товарооборота, определение государственных приоритетов в экспорте и импорте, и проведение согласованной внешнеэкономической деятельности, как части внешнеполитического курса, опирающегося на силу государства.
Рассмотрим предлагаемую схему на примере. В настоящий момент экономика Германии в значительной степени зависит от российского газа. Допустим, необходимый годовой объем газа составляет 60 млрд. м3 при средней цене в 300 долларов США за 1 тыс. м3 газа. Т.е. общая стоимость поставок равна 18 млрд. долларов США. При этом многочисленным российским предприятиям необходимы поставки различной продукции из Германии (например: продукция тяжелого машиностроения, химической отрасли и т.д.). «Министерство» собирает заявки российских предприятий-импортеров, и определяет общую потребность в продукции из ФРГ в денежном эквиваленте. Если потребность РФ в продукции из Германии превышает стоимость поставок газа, то «министерство» либо уменьшает количество запрашиваемых товаров, либо предлагает дополнительный объем поставок продукции российских предприятий (нефть, удобрения, продукты питания и т.д.) для достижения баланса в сделке. Со-
глашение достигается на уровне правительств двух стран. Отказ Германии в поставках необходимых для РФ товаров влечет отказ в поставках газа (или других товаров). Такое решение может быть принято только на государственном уровне. Если стороны договорились, то далее следуют встречные поставки продукции в адрес заинтересованных предприятий. Газпром осуществляет поставки газа и должен получить деньги, но плательщиками являются не немецкие компании, а российские предприятия, получающие продукцию из ФРГ. Аналогично в Германии предприятия, осуществляющие поставки продукции в РФ, получают деньги потребителей газа. Для взаиморасчетов используются клиринговые центры в двух странах.
Построить подобную схему в рамках обычной хозяйственной деятельности компаний практически невозможно. Это в большей степени политический, а не экономический (хозяйственный) вопрос. Автор не призывает заменить предпринимательскую инициативу на бюрократическую процедуру. Предложенная схема может действовать в отношении ограниченного числа сырьевых товаров, экспорт которых и так осуществляется через госкомпании, для защиты финансовых интересов экспортеров от санкций. При этом такое «министерство» может быть полезным для российских предприятий-импортеров, которые самостоятельно не смогут добиться поставок необходимых товаров «недружественных стран».
Библиографический список
1. Деньги, кредит, банки. Финансовые рынки. В 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / С. Ю. Янова [и др.]; ответственный редактор С.Ю. Янова. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. -299 с.
2. Гелмерт Р.В. Деньги и их функции. История и виды денег // В сборнике: Международная научно-техническая конференция молодых ученых. - Белгород, 2020. - С. 51555160.
NEW CONDITIONS, OLD STRATEGY
A. A. Shembel, Assistant Tula State University (Russia, Tula)
Abstract. The article is devoted to the analysis of restrictions on Russians and Russian companies after the start of the special operation in Ukraine. Such new foreign economic conditions as restriction of the right of the Russian Federation to dispose of foreign exchange reserves denominated in the currencies of "unfriendly countries"; restriction of the right of residents and non-residents of the Russian Federation to mutual settlements in the currencies of "unfriendly countries" related to the movement of capital and other conditions are highlighted. The article analyzes the changed traditional functions of money in the new economic realities. A new variant of the economic interaction of the Russian Federation with "unfriendly countries" is proposed.
Keywords: assets, reserve currency, military conflict, foreign economic conditions, restrictions, "unfriendly countries".