От редакции:
Минтруд России подготовил законопроект, предусматривающий создание «прозрачного» механизма оплаты труда руководящего персонала и работников государственных и муниципальных организаций. Он одобрен Правительством Российской Федерации и официально внесен на рассмотрение в Государственную Думу. С чем связана необходимость внесения изменений в законодательство по вопросам оплаты труда руководителей - мы рассматриваем в представленном ниже материале.
Шеф-редактор Н.Г. Куракова
V -
Ф.Н. Кадыров
Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, г. Москва, Россия
новые требования к оплате труда руководителей государственных и муниципальных организаций (учреждений)
УДК 614.257
Кадыров Ф.Н. Новые требования к оплате труда руководителей государственных и муниципальных организаций (учреждений) (Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения Минздрава России)
Аннотация. Минтруд России подготовил законопроект об изменении требований к оплате труда руководителей основных видов государственных (муниципальных) организаций. Предлагаемые изменения в трудовое законодательство фактически направлены на сдерживание оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и предприятий. Они не содержат принципиально новых положений, но ужесточают контроль за оплатой труда не только руководителя, но и его заместителей, а также главного бухгалтера. Эти меры касаются также целого ряда других организационно-правовых форм государственных и муниципальных организаций, включая государственные корпорации, к уровню оплаты труда руководителей которых у общественности всегда были вопросы.
Ключевые слова: Государственные (муниципальные) учреждения здравоохранения, трудовое законодательство, заработная плата, оплата труда руководителей, материальное стимулирование, эффективный контракт, показатели оценки деятельности.
Поручениями Президента России по итогам «прямой линии» 17 апреля 2014 года Правительству Российской Федерации совместно с главами субъектов Российской Федерации было предписано принять меры по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, установив приемлемое соотношение между средней заработной платой
© Ф.Н. Кадыров, 2016 г.
№3 Менеджер
201Б здравоохранения
руководителей и средней заработной платой работников таких организаций. Во исполнение этих поручений Минтрудом России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
В чем суть предстоящих изменений?
Речь прежде всего идет о новой редакции статьи 145 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), посвященной оплате труда руководителей. Сохраняются общие положения, касающиеся того, что условия оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) организаций, их заместителей, главных бухгалтеров определяются трудовыми договорами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Суть же изменений заключается в первую очередь в том, что новая редакция данной статьи предусматривает обязательность установления предельных соотношений зарплат руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров с зарплатами остальных работников следующих организаций:
- государственных или муниципальных учреждений,
- государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
- территориальных фондов обязательного медицинского страхования,
- государственных или муниципальных унитарных предприятий.
Это требование распространяется также на руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций,
государственных компаний и хозяйственных обществ, более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.
В соответствии с законопроектом предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в размере, не превышающем размер, который должен быть установлен:
- для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
- для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как видим, конкретных ограничений не установлено - все отдано на откуп властям, «вышестоящим органам». Поэтому скорее
всего действующие ныне ограничения сохранятся на прежнем уровне.
необходимость внесения изменений в законодательство
В чем необходимость внесения изменений в действующее законодательство (на фоне только что введенного для руководителей эффективного контракта), учитывая, что соответствующие требования, хотя и не в законодательном виде, существовали и прежде? В чем новизна?
Можно выделить следующие основные положения законопроекта:
1. До сих пор жесткие требования по соотношению заработной платы существовали только для федеральных государственных учреждений (регионы, муниципальные образования могли не устанавливать подобных ограничений) - теперь эти требования будут касаться всех перечисленных уровней.
2. Расширился перечень организаций, для которых определяется предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников (он будет касаться не только учреждений и унитарных предприятий, как раньше).
3. Установлено требование по обязательному информированию о размере заработной платы руководителей.
4. Предусмотрено усиление ответственности за несоблюдение установленных требований по соотношению заработной платы.
Рассмотрим это более детально.
Распространение требований о соотношении заработной платы на все уровни (федеральный, региональный, муниципальный)
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мерах по
реализации государственной социальной политики» было предусмотрено создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций.
В отношении руководителей федеральных государственных учреждений постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 (в редакции от 26 сентября 2012 г.) было предусмотрено с 2013 года установление федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
В «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» (далее - Программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р также говорится о предельном уровне соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8. При этом отмечается: «Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений».
Таким образом, Правительство Российской Федерации лишь рекомендовало для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.
№3 Менеджер
201Б здравоохранения
В письме Минздрава России от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников» предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждения рекомендуется определять этот уровень в кратности от 1 до 6 с учетом сложности и объема выполняемой работы (уровень оказания медицинской помощи, коечный фонд учреждения, численность прикрепленного к учреждению населения, количество сотрудников и др.).
Какая в итоге должна была быть кратность соотношения заработной платы руководителя и работников учреждения: от 1 до 6 или от 1 до 8?
Обращаем внимание на то, что и Программа, утвержденная Правительством, и письмо Минздрава России носят для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований рекомендательный характер. Каким именно рекомендациям следовать - каждый был вправе решить для себя сам.
Итак, пока в регионах это соотношение устанавливают самостоятельно, как правило, на таком же уровне и ниже. По данным субъектов Российской Федерации, в большинстве государственных и муниципальных учреждений здравоохранения соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и средней заработной платы работников учреждений не превысило 4 раза». [5]
В соответствии с рассматриваемым законопроектом, такие механизмы ограничения максимального уровня оплаты труда будут внедрены не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.
Распространение требований о соотношении заработной платы на более широкий круг организаций
В настоящее время предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей и средней заработной платы
работников в кратности от 1 до 8 установлен для:
- руководителей и работников федеральных государственных учреждений (постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. № 975 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583»);
- для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и работников федеральных государственных унитарных предприятий (постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 2 «Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»).
Расширение круга организаций, на которые распространяется требование о соотношении заработной платы руководителей можно рассматривать с положительной стороны. Особенно это касается государственных корпораций, оплата труда руководителей которых вызывала шок у рядовых граждан, но мало интересовала власти. А вот гораздо более скромные зарплаты руководителей учреждений здравоохранения всегда были предметом живого интереса чиновников. С этой точки зрения подобное новшество можно рассматривать как элемент повышения социальной справедливости в отношении руководителей государственных (муниципальных) организаций различных организационно-правовых форм.
Размещение информации о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителя и главного бухгалтера организации
Предполагается также установить требование о широком информировании граждан об уровнях заработной платы руководителей. Законопроектом устанавливается обязанность учредителей размещать информацию
о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате указанных категорий работников в сети «Интернет» на официальных сайтах учредителей либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций.
Трудовой кодекс предполагается дополнить статьей 2771 следующего содержания:
«Информация о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителя и главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя указанных фондов, учреждений и предприятий, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Данная информация может по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя, размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах соответствующих организаций.
В то же время в составе размещаемой на официальных сайтах информации запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, указанных в части первой настоящей статьи, в также информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.
Порядок размещения указанной информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате и представления указанными лицами данной
информации устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На самом деле и это положение нельзя назвать совершенно новым. В соответствии со статьей 275 Трудового кодекса предусмотрено, что руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Информация о соответствующих доходах руководителей, их заместителей и главных врачей обычно публиковалась на сайтах. Но теперь, во-первых, информирование стало обязательным, во-вторых, распространено в обязательном порядке на заместителей и главных бухгалтеров, и на все уровни (от федерального до муниципального).
Усиление ответственности за несоблюдение установленных требований по соотношению заработной платы
С целью усиления ответственности руководителя за соблюдением требований по обеспечению соотношения заработной платы предполагается внести изменения в статью 278 Трудового кодекса, которая посвящена дополнительным основаниям для прекращения трудового договора с руководителем организации. В соответствии с этой статьей, помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается по основаниям, предусмотренным в этой статье.
№3 Менеджер
201Б здравоохранения
В рамках законопроекта, предложенного Минтрудом России, статью 278 Трудового кодекса планируется дополнить пунктом 4, который предусматривает, что трудовой договор с руководителем учреждения может быть расторгнут:
«4) в связи с несоблюдением установленного государственным органом, органом местного самоуправления либо организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия, предельного уровня соотношения между среднемесячной заработной платой заместителей руководителя, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников таких организаций».
Проще говоря, несоблюдение установленного соотношения заработной платы может стать основанием для увольнения руководителя.
Исключения из правил
Ограничения по соотношению заработной платы руководителей, казалось бы, означают фактическую уравниловку, имея в виду, что выдающиеся заслуги руководителя, сумевшего, например, вытащить возглавляемое им учреждение из кризиса, могут быть поощрены в размере, не превышающем установленное соотношение.
Однако при всей жесткости установленных требований из них могут быть сделаны исключения. Законопроект предполагает, что без учета указанных размеров предельный уровень соотношения может быть установлен для руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации, органами местного самоуправления. Это касается и некоторых других рассматриваемых в законопроекте организационно-правовых форм.
Проще говоря, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления дано право утверждать перечни организаций, на которые не распространяются данные предельные уровни.
Регламентированные требования к оплате труда руководителей
Кроме законодательных, существуют и иные ограничения по оплате труда руководителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» (далее - Постановление № 329) утверждена Типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения (далее - Типовая форма). Пунктом 20 Типовой формы установлено: «Одним из условий осуществления выплаты стимулирующего характера является достижение значений показателей, предусмотренных подпунктом «ч» пункта 9 настоящего трудового договора».
Подпунктом ч) пункта 9 Типовой формы трудового договора установлено, что руководитель учреждения обязан «обеспечивать достижение установленных учреждению ежегодных значений показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждения со средней заработной платой в соответствующем субъекте Российской Федерации, указанных в дополнительном соглашении, являющемся неотъемлемой частью трудового договора (в случае их установления)».
Закономерно возникает вопрос: насколько недостижение установленного соотношения заработной платы работников в рамках реализации «майских» Указов Президента
1енеджер №3
здравоохранения 2016
может рассматриваться как вина руководителя учреждения (или как вина исключительно руководителя учреждения)?
В Пояснительной записке к проекту федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» говорится: «В 2015 году с учетом принятых решений предусматривается увеличение заработной платы медицинских работников на уровень инфляции - на 5,5%, что потребует пересмотра «дорожных карт» по повышению оплаты их труда в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В 2016 году планируемый рост субвенции составит всего 5,6% к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации «дорожных карт». В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников. В связи с отсутствием в бюджете Фонда соответствующих ресурсов потребуется изыскание новых источников финансирования для привлечения дополнительных средств в целях решения указанной задачи».
В Пояснительной записке к проекту федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» отмечается: «Размер подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС учтен в проекте постановления Правительства Российской Федерации «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год». В данном нормативе расходы на выплату заработной платы медицинским работникам сохранены на уровне 2015 года».
То есть, очевидно, что средств обязательного медицинского страхования для повышения заработной платы в соответствии
с Указами Президента недостаточно. А пострадает руководитель учреждения. Такую ситуацию никак нельзя назвать нормальной.
Одним из основных документов, определяющих методические подходы к оплате труда руководителя учреждения в рамках вводимого эффективного контракта, является приказ Минздрава России от 28.06.2013 № 421 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников» (далее - Рекомендации Минздрава) предусматривает, что выплаты стимулирующего характера руководителю учреждения не начисляются в следующих случаях:
«а) выполнения государственного заказа ниже 90%;
б) выявления нарушений по результату проверок финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период или за предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующих отчетному периоду, если данный работник исполнял обязанности руководителя в период, когда были осуществлены указанные нарушения;
в) наложения дисциплинарного взыскания в отчетном периоде;
г) выявления в учреждениях нарушения правил противопожарной безопасности;
д) наличия фактов нарушений, осуществления лицензированных видов деятельности учреждения, по результату за отчетный период или за предыдущие периоды, но не более чем за два года, предшествующих отчетному периоду, если данный работник исполнял обязанности руководителя в период, когда были осуществлены указанные нарушения».
К сожалению, действующее законодательство и подзаконные нормативные правовые
№3 Менеджер
201Б здравоохранения
акты достаточно противоречивы и зачастую не только необоснованно ограничивают права учреждений на самостоятельное распоряжение имеющимися ресурсами, но и создают ситуации, в которых руководитель учреждения виновен в любом случае - независимо от того, что он сделал. Не бывает проверок финансово-хозяйственной деятельности учреждений, в ходе которых невозможно было бы найти нарушения. Так, перед руководителями учреждений (например, в случае задержки оплаты счетов со стороны страховой медицинской организации) часто встает дилемма: задерживать оплату сотрудникам по обязательному медицинскому страхованию (далее - ОМС), нарушив при этом Трудовой кодекс, или использовать на выплату зарплаты бюджетные средства с последующим восстановлением (нарушив Бюджетный кодекс - нецелевое использование бюджетных средств)? Любое действие в подобной ситуации приводит к нарушению, бездействие - тоже.
В большинстве регионов предложенные Рекомендациями Минздрава показатели пересматривают, расширяют, дополняют новыми условиями осуществления выплат и т.д. При этом в качестве условий осуществления выплат порой устанавливают такие показатели, на которые руководители учреждений не могут повлиять. Например, в одном из регионов в качестве условия осуществления выплат стимулирующего характера руководителю родильного дома установили требование выполнения плана по родам. Закономерен вопрос: как количество родов зависит от работы главного врача родильного дома?
Есть и более поразительные ситуации. Руководителю детской больницы в качестве условия осуществления выплат стимулирующего характера установили требование выполнения плана по числу пролеченных отказных детей, поступающих из ближайшего родильного дома. Мало того, что руководитель больницы не может повлиять на этот показатель, установленные показатели ориентируют его
в направлении, прямо противоречащем интересам общества - заинтересовывают в увеличении числа отказов родителей от своих детей.
На практике оценка деятельности руководителей должна создавать стимулы в нужном для общества направлении деятельности.
за что платить руководителям?
Отметим, что в рассмотренном выше законопроекте речь идет о лишь предельном уровне оплаты труда руководителей, а не о том, как (в виде каких выплат, в каком порядке и т.д.) должен оплачиваться труд руководителей. Это отдельная тема.
Как уже отмечалось, приказом Минздрава России от 28.06.2013 № 421 даны рекомендации по разработке показателей эффективности деятельности руководителей государственных (муниципальных) учреждений. Они касаются основной сферы деятельности учреждения, что вполне логично.
Но необходимо регулировать направленность интересов руководителей и в сфере разрешенной приносящей доходы деятельности. Политика в данном отношении может быть различной. Если стоит задача развития платных услуг (в сложные - кризисные экономические периоды, когда дефицит бюджетного финансирования и средств ОМС проявляется наиболее ощутимо, а также с целью легализации теневой оплаты), целесообразно устанавливать норматив (процент) на оплату труда руководителей от суммы доходов по платным услугам. Это же касается руководителей организаций, основная направленность деятельности которых является коммерческой. Именно такой позиции в свое время придерживался Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в отношении руководителей так называемых «хозрасчетных» поликлиник - процент на оплату труда руководителей устанавливался в диапазоне 1-3% от стоимости оказанных платных услуг (в зависимости от размеров и других характеристик деятельности учреждений).
Вместе с тем, такой вариант не является идеальным. При его использовании в лучшем положении оказываются учреждения, оказывающие материалоемкие услуги (например, стационарные) и, соответственно, имеющие в структуре низкий удельный вес на оплату труда. За счет более высоких цен они легче набирали большие объемы платных услуг, и руководители имели право на более высокую заработную плату.
Целям стимулирования развития платных услуг, более точной привязки к структуре затрат учреждения, заботы о росте общего уровня заработной платы труда сотрудников учреждения более соответствует дополнительная оплата труда руководителей в процентах от общего фонда оплаты труда, сформированного за счет доходов от оказания платных услуг. Именно такой стратегии придерживался Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга в отношении основной части учреждений здравоохранения. В среднем размер материального вознаграждения руководителям подведомственных учреждений за организацию платных медицинских услуг составлял 2,5% и для стационарных учреждений был дифференцирован в зависимости от коечной мощности учреждения.
Но и этот порядок имеет свои недостатки. Они связаны прежде всего с тем, что стимулируют рост расходов на оплату труда в ущерб другим статьям. Кроме того, как и при предыдущих вариантах, в неравном положении оказываются учреждения, имеющие различные возможности для оказания платных услуг (например, в туберкулезных, психиатрических учреждениях такие возможности намного меньше). Попытки учета подобных факторов неизбежно приводят к необходимости установления индивидуальных нормативов на оплату труда руководителей, что в условиях отсутствия четких и однозначных критериев чревато субъективизмом. Наконец, в условиях улучшения финансирования из общественных источников задача стимулирования развития плат-
ных услуг перестает быть главенствующей.
В связи с вышесказанным Комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга было принято распоряжение от 30.01.2009 г. 37-р «О порядке оплаты труда руководителей государственных учреждений, подведомственных Комитету по здравоохранению». Это распоряжение предполагало отход от дополнительной оплаты труда руководителей в зависимости от каких-либо стоимостных показателей, связанных с оказанными платными услугами. Вместо этого была введена надбавка за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. В соответствии с принятым положением, предельный размер надбавки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не может превышать 2 должностных оклада. При этом возможно уменьшение размера или снятие надбавки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, которое производится на основании распоряжения Комитета по здравоохранению при выявлении:
- нарушений установленных действующим законодательством условий предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи,
- нарушений требований нормативных документов, регламентирующих оказание платных медицинских услуг населению и иной предпринимательской деятельности.
Для учреждений, оказывающих платные медицинские услуги, размер указанной надбавки мог быть уменьшен на основании решения действовавшей в то время Комиссии по выдаче разрешения на предоставление платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения. Оплата труда руководителей государственных учреждений могла производиться только за счет тех видов приносящей доход деятельности, по которым предусмотрены выплаты заработной платы руководителям. Тем самым ужесточились требования к оплате
№3 Менеджер
201Б здравоохранения
труда руководителей за счет доходов от приносящей доходы деятельности, и направленность их деятельности теснее приблизилась к миссии бюджетного учреждения здравоохранения.
Приведем примеры стимулирования платных услуг в некоторых других регионах.
Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 12 декабря 2012 г. № 1448 «Об утверждении положения об оплате труда руководителей государственных учреждений города Москвы, находящихся в ведении департамента здравоохранения города Москвы», устанавливает:
«4.6. Стимулирующая выплата руководителю учреждения за счет доходов от приносящей доход деятельности устанавливается как дополнительная стимулирующая выплата сверх утвержденной кратности по оплате труда руководителя и производится с учетом фактически отработанного времени.
4.6.1. Максимальная выплата руководителю составляет 3,5 процента от объема доходов, полученных от приносящей доход деятельности, и фактически направленных на оплату труда».
Пункт 5.5. «Отраслевого соглашения по государственным учреждениям, подведомственным министерству здравоохранения Новосибирской области, на 2014-2016 гг.» предусматривает: «В случае, если учреждению в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять деятельность, приносящую доход, размер выплат стимулирующего характера в пределах фонда оплаты труда, сформированного из средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, руководителю учреждения не может превышать среднего размера выплат руководителям структурных подразделений и специалистам более чем на 30 процентов».
На наш взгляд, для обеспечения большей нацеленности на достижение целей организации система оплаты труда руководителей
за счет доходов от платных услуг должна учитывать конкретные задачи перед учреждениями здравоохранения в конкретный период, и поэтому могут быть достаточно разнообразными и меняться в зависимости от этих задач.
заключение
В заключение отметим, что рассматриваемый законопроект разработан на основе поручений Президента и одобрен Правительством Российской Федерации. Поэтому трудно ожидать серьезных изменений в рассматриваемом законопроекте - скорее всего он будет принят в предложенной Минтрудом России варианте.
При этом следует иметь в виду, что руководители учреждений здравоохранения - это особая категория работников, которая никогда не отдыхает спокойно: ни днем, ни ночью, ни в отпуске, ни на больничном и т.д. -в любой момент может раздаться звонок по поводу возникших в учреждении проблем, чрезвычайных ситуаций и т.п. Не только указанные особенности условий труда и отдыха руководителей, но и колоссальная степень ответственности (в рамках нового законодательства - и личная материальная), риски увольнения по многократно возросшим основаниям (за кредиторскую задолженность, за неурегулирование конфликта интересов, за неполную информацию о своих доходах и т.д.), возможная перспектива непродления срочного трудового договора (ранее были бессрочные) и т.д. предполагают достойную заработную плату. Это целесообразно и в целях предотвращения коррупции. Поэтому ограничения по размеру оплаты труда руководителей учреждений не должны быть чрезмерными - необходимо установить, как сказано в поручениях Президента России, «приемлемое соотношение между средней заработной платой руководителей и средней заработной платой работников таких организаций».
1енеджер №3
здравоохранения 2016
Литература
1. Кадыров Ф.Н. Влияние снижения реальных полномочия руководителей государственных (муниципальных) учреждений на эффективность деятельности возглавляемых ими учреждений // Менеджер здравоохранения. 2015. - № 10. - С. 65-73.
2. Кадыров Ф.Н. О некоторых проблемах совершенствования оплаты труда в здравоохранении // Менеджер здравоохранения. 2014. - № 10. - С. 59-64.
3. Кадыров Ф.Н. Федеральные рекомендации по региональным и муниципальным системам оплаты труда в здравоохранении // Менеджер здравоохранения. 2014. - № 11. - С. 67-72
4. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».
5. http://www.rosmintrud.ru/labour/salary/69/
UDC 614.257
Kadyrov F.N. New requirements to remuneration pay of executives in State and Municipal organisations (institutions) (Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow)
Abstract. The Russian Ministry of Labour prepared a legislation bill on changing requirements for remuneration pay of executives of main types of state (municipal) organisations. Suggested changes in the labour legislation are essentially directed towards withholding remuneration and pay-outs to executives of state (municipal) organisations and institutions. They do not contain any principally new statements; however, toughen control over remuneration payouts to not only executives, but deputies, and chief finance officers (accountant). These measures are relevant to a whole plethora of other organisational-legal forms of state and municipal organisations, including state corporations, which paid their executives salaries that have raised a lot of questions among the public for a long time. Keywords: State (municipal) healthcare organisations, labour legislation, remuneration pay, executives pay, incentive system, effective contract, criteria for activity evaluation.
Здравоохранение-2016
РОССТАТ ОБНАРОДОВАЛ ДАННЫЕ О ПРИЧИНАХ СМЕРТИ РОССИЯН В 2015 ГОДУ
В 2015 году достигнуто значительное снижение смертности от болезней органов дыхания и от болезней системы кровообращения, причем вклад последнего показателя в снижение смертности был наибольшим. Большим успехом стало и снижение смертности от туберкулеза на 8%. Об этом на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» «Демографические итоги 2015 года» 22 марта сообщила начальник Управления здравоохранения населения Федеральной службы государственной статистики (Росстата) Светлана Никитина. В то же время наблюдался рост смертности от болезней органов пищеварения на 4% и инфекционных заболеваний на 3%. По данным Росстата, в 2015 году снизилась смертность и от внешних причин, а также от несчастных случаев на транспорте - почти на 15%, в том числе от ДТП почти на 14%.
Окончательные данные медицинских свидетельств о смерти в региональных офисах Рос-стата еще находятся в обработке, поэтому в предварительных статистических отчетах высок показатель неустановленной причины смерти, который еще будет уточняться.
Источник: Медвестник
№3 Менеджер
201Б здравоохранения