Научная статья на тему 'Новые тенденции в организации инновационной экономики'

Новые тенденции в организации инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ И КОНЦЕПЦИИ ПРОИЗВОДСТВА / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерябина Марина

Автор анализирует основные организационные модели и концепции производства, которые образуются под влиянием новых целей и стратегий, связанных с особенностями инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New tendencies in organizing innovative economy

The author analyzes the basic organizational models and concepts of production which are formed under the influence of new purposes and strategies connected with the peculiarities of innovative development.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции в организации инновационной экономики»

УСПЕХИ НАУКИ -ДЕЛО ВРЕМЕНИ И СМЕЛОСТИ УМА.

ВОЛЬТЕР

Новые тенденции в организации инновационной экономики

Марина Дерябина,

завсектором Института экономики РАН, кандидат экономических наук, доцент Государственного университета управления

Организационные модели и концепции современного производства формируются под воздействием новых целей и стратегий, диктуемых особенностями инновационного развития. При этом в полной мере сохраняется и значимость привычных типовых формальных процессов: формулировка целей и задач, определение состава и места отдельных звеньев общественного производства, их ресурсного обеспечения (в том числе ресурсами знаний), определение возможных рисков и сдерживающих барьеров для развития, выработка регламентирующих норм.

В инновационной экономике традиционное соотношение всех организационных факторов существенно меняется. Определяющим становится момент накопления, использования и обмена ресурсами знаний, что в конце концов даже более значимо, чем изменения собственно в реальном производстве. Наука и качественная инфраструктура, прежде всего информационная, выдвигаются на передний план современной политики долгосрочного экономического роста. Это значит, что неизбежно появляются новые организационные формы и методы экономических и общественных отношений, принципиально изменяющие организацию, сложившуюся в индустриальную эпоху.

Они призваны не только стабилизировать связи и координацию деятельности отдельных организаций (фирм, компаний, домохозяйств и других субъектов рыночных отношений), но и способствовать эффективному обмену ресурсами знаний в интересах всех участников сложных, многоступенчатых производственных, социальных и инновационных взаимодействий. Можно утверждать, что современное организационное знание гибко и вполне адекватно реагирует на новые требования времени. В экономике развитых стран давно и успешно действуют многочисленные формальные и неформальные сети организаций, поддерживающие необходимые связи и взаимодействия и способствующие требуемому для этого уровню обмена ресурсами знаний. К числу направленных на эти цели новых организационных форм следует отнести сетевые связи и структуры, представленные разнообразными конкретными вариантами, такими, например, как виртуальные, обучающиеся и интеллектуальные организации, а также стратегические альянсы.

Сетевые отношения и структуры не отменяют и не заменяют традиционные организационные формы в экономике, а дополняют и обогащают их, гибко решая специфические проблемы взаимодействия, сотрудничества и координации,

свойственные именно инновационной экономике. Поэтому в рамках сетевых структур при необходимости могут быть организованы согласованные действия на рынках не только дружественных фирм и корпораций, но и конкурентов.

Перспективы развития сетевых структур и отношений в экономике и обществе в современном мире буквально не имеют альтернативы. С середины 1990-х гг. в различных странах растет популярность так называемой модели тройной спирали как концепции тройного партнерства науки, бизнеса и власти. В ее рамках принципиально меняются традиционные отношения между государством, бизнес-сообществом и наукой как источником знаний. Рост популярности модели объясняется мировым цивилизационным сдвигом - одновременным переходом к новому общественному укладу (посткапиталистический) и новому способу производства (постиндустриальный). В этих условиях иерархичные системы с вертикальной координацией, широко представленные мощной государственной бюрократией и корпорациями-гигантами, не справляются с возросшими потоками информации и знаний и вытесняются неиерархичными системами, работающими на началах взаимодействия и сотрудничества. Имеется в виду такой механизм партнерства, когда участники кооперации постоянно обмениваются знаниями, координируют решения и взаимно используют активы. В современной теории этот механизм именуется коллаборативным управлением. При этом следует понимать, что поиск новых принципов управления не сводится к его децентрализации в рамках привычной типовой административной вертикали, а направлен на формирование самоорганизующихся сетей, предоставляющих их участникам те общественные услуги, которые раньше оказывали чиновники.

В российской деловой практике сетевые отношения развиты пока недостаточно. Сказывается несовершенство как законодательства, так и правоприменения в рыночной экономике страны. Это касается в первую очередь защиты прав собственности, контрактных отношений, конкурентной среды и норм поведения на рынках. К сожалению, пока объективная необходи-

мость развития хотя бы самых актуальных устойчивых деловых отношений и связей, базирующихся на взаимовыгодной договоренности, опирается не на инициативы самих компаний, а на адресные решения вышестоящих звеньев системы государственного управления. Так, согласование интересов между самостоятельными компаниями, связанными отношениями производственной кооперации (например, между угольщиками и металлургами, металлургами и предприятиями обрабатывающих отраслей), происходит по указанию «свыше» и под угрозой прямого вмешательства в деятельность компаний со стороны органов государственной власти. Хорошо известны случаи, когда предпринимателей запугивают «вызовом доктора», то есть принятием силового решения по конфликту коммерческих интересов.

Компании принуждаются к заключению долгосрочных контрактов на поставки по согласованным ценам по принципу производственной цепочки. При этом интересы компаний-потребителей могут быть для властей более приоритетны, а могут быть и менее приоритетны, чем интересы компаний-поставщиков, так как расставляются только из соображений недопущения социальных конфликтов. Такое своего рода насильственное вступление в сетевые отношения препятствует реализации главного их преимущества - постоянному и взаимовыгодному обмену ресурсами знаний и инновационным опытом. Партнеры по принуждению всегда будут дистанцироваться от интересов других участников ценностной цепи.

Итак, сетевые организации - это не административные образования, а гибкие долгосрочные, динамично меняющиеся объединения организаций, соединяющие на контрактной основе отдельные звенья ценностной цепи. Контрактная, а не жесткая административная основа сетей позволяет легко заменять, дополнять или ликвидировать их отдельные сегменты с целью снижения общих издержек. Таким образом, сети и их членов объединяют преимущественно рыночные механизмы, с помощью которых можно целенаправленно использовать активы и ресурсы нескольких фирм, функционирующих в различных точках ценностной цепи. По

мере частичной или полной реализации поставленных целей ее элементы распадаются, чтобы вновь стать звеньями новой ценностной цепи в интересах следующего инновационного проекта. В ходе его реализации между членами сетевой организации идет постоянный обмен ресурсами знаний, что позволяет им удерживать конкурентоспособные позиции на национальных и глобальном рынках. Это особенно актуально для инновационной сферы, требующей объединенных усилий многих современных отраслей науки и производства. А контрактная основа отношений внутри таких сетей позволяет заменить централизованное ценообразование на инновационные конечные продукты отношениями купли-продажи между отдельными подразделениями со свободным и гибким договорным установлением цен. Формируются так называемые внутренние рынки сетевых организаций, оперативно реагирующие на изменения внешней среды.

Они решают ряд важных задач, невозможных для традиционных организационно-правовых форм. Во-первых, сети незаменимы в осуществлении крупномасштабных инновационных проектов, требующих объединения усилий многих квалифицированных работников различного профиля при сохранении производственно-хозяйственной самостоятельности их базовых предприятий. Во-вторых, сети позволяют поддерживать коммерческие связи и кооперационные отношения между территориально разобщенными крупными компаниями и их многочисленными поставщиками, потребителями, партнерами по производству и инновационным разработкам. В-третьих, сети реально обеспечивают стремление предприятий всех типов, особенно крупных, поддерживать устойчивую конкурентоспособность в глобальном масштабе. Наконец, сетевые отношения дают возможность избежать организационной нестабильности и обходиться без громоздкой и дорогостоящей организационной надстройки для выполнения появляющихся новых функций.

Одной из наиболее распространенных форм сетевых организаций в современной инновационной экономике являются стратегические альянсы. Они уже в течение

нескольких десятилетий успешно работают в развитых странах, причем с углублением глобализации мировой экономики их значимость постоянно возрастает. А поскольку у многих ресурсов знаний, необходимых для динамичного развития и роста, нет соответствующих рынков, то получить доступ к таким знаниям можно только в рамках современных деловых альянсов, так как эта форма стратегического взаимодействия и сотрудничества прежде всего помогает разделять и снижать риски конкурентной борьбы.

Стратегический альянс обычно определяется как объединение нескольких независимых организаций с целью достижения специфических стратегических целей или реализации крупных проектов с использованием знаний, материальных и других ресурсов друг друга. Главное при этом - сохранить самостоятельность всех его членов и избежать слияния или поглощения. Во-вторых, альянс делает возможным совместное решение крупных стратегических задач, которое не под силу отдельной, даже крупной, организации, с соответствующим разделением рисков и противостоянием конкурентам. Последнее весьма важно, поскольку в инновационной экономике переход от отношений недружественного соперничества к взаимовыгодному сотрудничеству даже с конкурентами позволяет сохранять и расширять позиционирование на рынке. В-третьих, намеченные задачи, ради решения которых создаются альянсы, не только расширяют доступ к новым знаниям, технологиям и рынкам, но и несут возможность получения при этом взаимной выгоды.

Внутри любой формы объединения происходят постоянное аккумулирование и обмен опытом и знаниями. Фирмы, особым образом комбинирующие свои ресурсы с партнерами по альянсам, как раз и обеспечивают себе конкурентное преимущество. При этом ресурсы знаний могут быть явными и скрытыми (недоступными для копирования конкурентом), менее или, напротив, более специфичными и сложными (несанкционированное копирование затруднено). Соответственно, обмен такими ресурсами в рамках той или иной формы альянса может дать либо простой эффект экономии от мас-

штаба, либо стать решающим фактором совместного создания новой стоимости и разработки инновационного продукта. А поскольку компании полностью сохраняют свою юридическую и хозяйственную самостоятельность, то каждая из них вправе сама решать, насколько глубоко партнера или конкурента можно допустить к своим ресурсам в интересах общей выгоды.

В инновационной экономике чрезвычайно высоки затраты на новые продукты и разработки; в современной микроэлектронике, например, они измеряются миллиардами долларов. Такое бремя не под силу даже очень крупным корпорациям, в том числе транснациональным. Поэтому им рано или поздно приходится создавать инновационные консорциумы и альянсы с целью освоения новых технологий, продукции и рынков. В индустриальную эпоху бизнес мог расширяться либо за счет собственного естественного развития, либо путем слияний и поглощений. В инновационной экономике рост осуществляется главным образом за счет разнообразных альянсов и партнерств. Искусство их создания становится обязательным условием выживания и успеха.

Итак, стратегические альянсы - это структуры, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве. В их рамках наиболее полно и эффективно используются ресурсы партнеров, осуществляются необходимый обмен информацией, координация и контроль деятельности. При этом предполагается несколько уровней сотрудничества, каждый из которых позволяет решить конкретные задачи инновационного развития.

Стратегическая интеграция. Она подразумевает постоянный контакт между высшими руководителями компаний-членов по самому широкому кругу стратегических целей и изменений в каждой из них. Чем больше таких контактов между представителями высшего менеджмента, тем больше партнеры будут взаимно дополнять друг друга, а не вступать в конфликты. Российский опыт показывает, что нормальное сотрудничество между корпорациями даже при совпадении их стратегических интересов возможно только при условии взаимопонимания и дружеской поддержки доминирующих собственников.

Тактическая интеграция. Этот вид партнерского взаимодействия предполагает регулярные встречи менеджеров или специалистов среднего звена для разработки планов совместной деятельности или конкретных проектов, чтобы своевременно определить системные изменения, необходимые для обмена знаниями и опытом. Каждая из компаний - членов альянса обладает ценным багажом в какой-либо конкретной сфере, необходимым для других участников.

Оперативная интеграция. Она обеспечивает людям, выполняющим повседневную работу, своевременный доступ к информации (например, к базам данных), ресурсам и профессиональным возможностям других сотрудников, если это необходимо для лучшего выполнения их заданий. Оперативная интеграция позволяет, например, ускорять разработку продукции и сокращать циклы поставок. Понятно, что организовать оперативное сотрудничество можно только при условии успешного объединения сил на двух означенных высших уровнях.

Межличностная интеграция. Это совершенно необходимое условие для повышения стоимости компаний в будущем. Постоянные межличностные связи между партнерами помогают не допустить или своевременно разрешить небольшие конфликты, не дать им разрастись в крупные противоречия. Настоящая синергия может быть достигнута только тогда, когда сотрудники лично знакомы друг с другом, имеют желание и возможности обмениваться информацией, точкой зрения, совместно подбирать партнеров по проектам и вырабатывать рекомендации по развитию бизнеса.

Культурная интеграция. Для сглаживания различий во взаимоотношениях необходимы коммуникационные навыки и взаимопонимание в сфере корпоративной культуры. С этой целью руководители компаний - участников альянса должны постоянно обучаться сами и обучать других. Взаимный интерес и уважение позволяют так выстраивать отношения, чтобы существующие культурные и организационные различия не препятствовали развитию.

Перечисленные направления интеграции в альянсах приводят к тому, что партнер (а тем более конкурент) проника-

ет в той или иной степени во внутреннюю жизнь компании. Поэтому в ней всегда должны быть «противовесы» для такого проникновения, препятствующие несанкционированному копированию ресурсов знаний, составляющих основу их конкурентных возможностей.

Анализируя сказанное о стратегических альянсах и их возможностях, приходится с сожалением сделать вывод о том, что российская бизнес-среда еще не вполне готова воспринять новые тенденции в области организации инновационной экономики. Несовершенство отношений собственности, контрактных отношений и их защиты сильно снижает уровень взаимного доверия между агентами рынка. Бизнес часто предпочитает любыми средствами задействовать административный ресурс, больше опираться на помощь иностранных партнеров, строить предпринимательские модели на очень короткую перспективу, отказываться от обмена ресурсами знаний даже тогда, когда это стратегически вполне выгодно и желательно. Это тормозит отношения по весьма актуальной производственно-хозяйственной кооперации, организацию таких отношений приходится брать на себя чиновникам со всеми сопутствующими таким бюрократическим вариантам издержками для бизнеса. А ведь в глобальной экономике знаний любое промедление неизбежно приводит к утрате конкурентоспособных позиций на рынке.

Кластеры в современной экономике. Сетевые эффекты и диффузия знаний, столь характерные для инновационной экономики, нашли свое воплощение в особой форме - кластерах. Такой организационный феномен известен довольно давно и трактовался изначально как географическая концентрация компаний определенных отраслей. По мере усиления конкурентной борьбы на национальных и мировых рынках, а также усложнения современной экономики роль кластеров возрастала, и в настоящее время они рассматриваются как неотъемлемый элемент конкурентного позиционирования корпораций.

Кластер - это сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных компаний и связанных

с ними организаций, действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Конкретные формы кластеров могут быть различными, но обычно они включают следующие звенья: предприятия, производящие готовые продукты и услуги, поставщиков необходимых факторов производства, машин и оборудования, обслуживающие финансовые институты, а также фирмы смежных отраслей. Так, известный кластер итальянских производителей и дизайнеров обуви включает несколько отраслей промышленности, вовлеченных в группу, в том числе производства различных видов кожаных изделий, обуви, модных товаров. В кластер входят также предприятия по выделке и обработке кожи, выпуску необходимых машин и оборудования. Конкурентоспособность данного кластера в немалой степени объясняется наличием множества горизонтальных связей между объединяемыми фирмами и общностью процессов развития. В состав деревообрабатывающего кластера в штате Монтана, США, входит пять основных сегментов: заготовка леса и лесопилки; производство домов из бревен; первичная обработка древесины, изготовление досок и материалов для строительства; мебель и интерьеры; целлюлозно-бумажный сегмент.

Границы кластеров не всегда явно обозначены. Они в отличие от альянсов, базирующихся на контрактных соглашениях, организационно следуют за динамикой рынков, опираются на стабильные или вновь возникающие связи и взаимодействия между фирмами. Преимущества в конкурентной борьбе, которые обеспечивает организационная форма кластеров, реализуются тремя способами: во-первых, через рост производительности входящих в их состав фирм, во-вторых, через восприимчивость к инновациям, в-третьих, через стимулирование новых бизнесов, поддерживающих инновации и расширяющих границы кластера.

Повышение продуктивности достигается за счет привилегированного или более дешевого доступа к специализированным факторам производства и рабочей силе, к информации, которая накапливается в виде обширных знаний по маркетингу, технологиям и пр., взаимодополняемости

видов деятельности участников и выпускаемой продукции фирм, обеспечиваемой их близким расположением, а также благодаря более простому и дешевому доступу к общественным организациям и благам, таким, например, как наем обученной по местным программам рабочей силы, специализированная инфраструктура, консультационные и экспертные услуги.

Участие в кластерах предоставляет преимущества в доступе к новым технологиям, методам работы, передовым концепциям в маркетинге или возможностям выгодных поставок. В целом в кластере фирмы развиваются быстрее, чем аналогичные предприятия в других местах.

Обычно новые бизнесы в современной экономике возникают именно в рамках кластеров, что объясняется их лучшей информированностью о существующих благоприятных возможностях, например о свободных нишах в ассортименте продукции, которые можно заполнить. Барьеры входа на рынки в рамках кластеров оказываются ниже, чем в любом другом месте. В них легче собрать для нового предприятия все необходимые активы, навыки, факторы производства, ускорить процессы нововведений. А финансовые институты и инвесторы могут требовать меньших связанных с рисками процентов на капитал. В целом же за счет образования новых бизнесов кластеры разрастаются вширь и вглубь, что еще больше усиливает их преимущества в рыночном позиционировании.

В наукоемких отраслях экономики развитых стран получили распространение так называемые инновационные кластеры предприятий. Речь идет о таких отраслях, как биотехнологии, информация и телекоммуникации, другие отрасли, находящиеся на переднем плане мирового прогресса. Наукоемкие производства, как правило, оказываются и наиболее капиталоемкими, поэтому для их формирования и финансирования необходима государственная поддержка.

Типичным примером инновационного кластера является кластер биотехнологий в г. Уппсала, Швеция. Импульсом для его развития стала концентрация и согласованная деятельность в одном регионе научных учреждений, специализирующихся на биотехнологиях. Многолетние научные разработки,

проводившиеся в Университете Уппсалы, имели в качестве своего рода «побочного» результата появление технологий, которыми заинтересовались фармацевтические фирмы. Вуз «притянул» к себе ряд таких компаний, стремившихся к более тесному сотрудничеству с научными лабораториями. В результате весь регион Уппсалы стал специализироваться на медицине и биотехнологиях, были созданы предприятия по производству исследовательского, медицинского оборудования и инструментов. Кластер обрел свою собственную структуру, сейчас его ядро состоит из университета и крупнейших фармацевтических фирм. Заказчиком исследований, определяющих основные направления развития кластера, является крупный бизнес (национальные и наднациональные корпорации с филиалами). Вокруг него концентрируются малые и средние предприятия. Такая структура позволяет сосредоточить усилия на коммерциализации продуктов и достигнуть впечатляющих результатов на конкурентных рынках.

Кластер биотехнологий в Уппсале является одним из виднейших мировых научно-технических центров. Анализ его деятельности позволяет сделать ряд важных выводов о причинах этого успеха. Во-первых, основным импульсом для формирования структуры стало научно-техническое сотрудничество между образовательными учреждениями и промышленностью. Во-вторых, кластер последовательно прошел несколько этапов развития, в ходе которых его научная составляющая оказалась способной предоставлять национальной промышленности необходимые знания и технологии для выхода на мировые рынки. В-третьих, формальным каналом обмена знаниями являются программы взаимодействия академической, прикладной и образовательной частей кластера с бизнесом. Причем инициатива в значительной мере принадлежит крупным корпорациям и правительственным агентствам. В-четвертых, малый и средний бизнес в кластере представлен очень широко, что вызвано необходимостью отработки элементов исследовательского процесса на базе коммерчески обособленных предприятий.

В России многие регионы проявляют интерес к кластерам. Так, фармацевтические кластеры формируются в Санкт-

Петербурге, Москве, Новосибирске, Ярославле, Ставрополе, Екатеринбурге. Такая активность объясняется тем, что данный рынок один из самых доходных и быстро растущих секторов экономики. Кроме того, фармацевтика - это современная инновационная отрасль, развитие которой будет снижать зависимость от иностранных лекарств, а также способствовать модернизации не только собственно производства фармацевтических продуктов, но и ряда сопряженных отраслей. При формировании Санкт-Петербургского фармацевтического кластера правительство города определило его участников. Ими стали компании «Герофарм», «Биокад», «Самсон-Мед», «Неон» и «Фарм-Холдинг». Объем инвестиций составил от 20 до 50 млн долл. Фирмы были намерены вкладывать не только собственные средства, но и привлекать долговое финансирование.

Участники петербургского кластера работают в разных сегментах рынка, при этом каждая компания имеет перспективные инновационные наработки, представляющие интерес для партнеров. Речь идет не только о готовых лекарственных средствах, но и об уникальных промышленных технологиях, которыми субъекты кластера предполагают на выгодных условиях обмениваться. Здесь удалось собрать лидеров отечественной фармацевтической отрасли, способных выпускать инновационную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Важным элементом политики региона, заинтересованного в расширении доходного и перспективного фармацевтического рынка и создании дополнительных рабочих мест, является система мер по поддержке участников кластера. Это льготы по налогу на прибыль и имущество (в части средств, зачисляемых в бюджет города), городской заказ и др. Государственная поддержка инновационных кластеров совершенно необходима, поскольку новейшие разработки и налаживание инновационных производств очень дороги. Так, стоимость создания одного современного нового препарата уже приблизилась к одному миллиарду долларов.

Стоит отметить, что подобные меры поддержки вполне вписываются и в политику федеральных властей, весьма за-

интересованных в формировании в стране фармацевтических кластеров. Первым шагом со стороны государства уже стала компенсация процентных выплат по займам, взятым для закупки иностранного высокотехнологичного оборудования, а также освобождение от НДС и таможенных пошлин некоторых его видов. Использование кластерной модели организации современных инновационных производств предполагается расширять и далее. Так, в активе администрации Санкт-Петербурга уже реализуются проекты по созданию автопромышленного и электронного кластеров.

Мировой опыт свидетельствует, что формы организации таких структур могут быть весьма разнообразными. Они могут исподволь вызревать в недрах вполне успешно действующих производств по мере выявления необходимости серьезных инноваций, требующих совместных усилий и затрат. Кластеры могут формироваться сознательно по инициативе правительств или местных администраций для решения конкретных задач развития, создаваться вокруг известных университетов и исследовательских центров, ориентируясь на использование ресурсов знаний. В основе интеграции может лежать объединение примерно одинаковых по размерам и доле рынка фирм, а также консолидация вокруг доминирующей фирмы с большой рыночной властью. Но какие бы ни использовались формы кластера («сверху» - по инициативе властей, или «снизу» - по инициативе фирм-участниц), основной побудительной силой их создания является повышение конкурентоспособности регионов, отраслей и стран. ■

Литература

1. Мильнер Б.З. Теория организации. - М., 2012. С. 662-676.

2. Н. Смородинская. Тройная спираль как новая матрица экономических систем // Инновации. 2011, №5.

3. Гарретт Б., Дюссож П. Стратегические ал ья нсы. - М., 2002.

4. Уоллес Р.Л. Стратегические альянсы в бизнесе. Технологии построения долгосрочных партнерских отношений и создания совместных предприятий. - М., 2005. С. 28.

5. Стратегические альянсы. - М., 2008. С. 139-144.

6. Портер М.Э. Конкуренция. - М., 2000. С. 205-292.

7. Третьяк В.П. Кластеры предприятий. - М., 2006. С. 51.

8. Ланин Д. Кластерный анализ // Эксперт. 2010, №22. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.