предпосылки для развития арендных отношений по использованию основных средств. Нормативным документом, регулирующим отношения сторон, является договор аренды, в котором согласовываются условия пользования предметом аренды, сроки, арендная плата, условия расторжения договора, претензиозные и штрафные санкции. Размер арендной платы должен обеспечивать взаимную заинтересованность сторон. Она может взиматься в строго фиксированной величине или же увязываться с результатами производственной деятельности арендатора. Во втором случае сельхозпредприятие (арендодатель) заинтересовано в результатах работы фермера.
1. Аренда земли. В условиях реформирования общественных сельскохозяйственных предприятий договор аренды земли может быть оформлен как с хозяйством, так и с отдельными лицами, владельцами земельных паев. Основными показателями, используемыми для расчета арендной платы за землю, являются показатели расчетной прибыли с 1 га. Для ее определения используются показатели урожайности культур, нормативные затраты на 1 га, цены реализации на продукцию и уровень рентабельности производства. Показатели урожайности культур берутся по данному хозяйству в среднем за 2-3 года, затраты труда, горючего и смазочных материалов, семян в натуральном измерении подсчитываются по технологическим картам с корректировкой на состав машин и орудий в фермерском хозяйстве, стоимостные показатели затрат - по действующим на момент оформления договора ценам, тарифам, расценкам. При их изменении в течение периода аренды производится корректировка величины арендной платы.
Особенности аренды земли предусматривают составление акта на передачу земли в аренду, где дается полная качественная характеристика плодородия земли. Указываются меры ответственности за снижение плодородия земельных угодий и нанесение ущерба окружающей среде. В договоре необходимо указать, что перевод угодий из одного состояния в другое возможен с учетом земельного законодательства.
Для повышения материальной заинтересованности фермеров в использовании малопродуктивных земель хозяйство может передавать в арен-
ду участки на льготных условиях (без взимания арендной платы, с отсрочкой платежей).
2. Аренда производственных помещений. В первую очередь это животноводческие помещения, зерносклады, ремонтные мастерские. Арендная плата рассчитывается исходя из балансовой стоимости помещения, суммы амортизационных отчислений, нормы прибыли.
3. Аренда скота. Аренда помещений может сочетаться с арендой других основных средств, например с арендой продуктивного скота. Арендная плата за продуктивный скот определяется как фиксированная величина в размере установленного процента от балансовой стоимости животных плюс разница между балансовой стоимостью и возможной выручкой от их реализации.
Третье основное направление - взаимодействие фермерских хозяйств и сельхозпредприятий путем интеграции их в агропродовольственный рынок на контрактной основе. Сюда могут входить следующие мероприятия:
- сдача сельхозпродукции К(Ф)Х на хранение сел ьхозпред приятиям;
- сбыт сельхозпродукции, включая К(Ф)Х, сельхозпредприятие заготовительным и перерабатывающим организациям;
- совместный сбыт сельхозпродукции торгующим организациям. Все это может, конечно, осуществляться только на контрактной основе между К(Ф)Х и сельхозпредприятием, начиная с нулевого цикла движения продукции от К(Ф)Х, т.е. с непосредственного ее сбыта сельхозпредприятию.
Конечно, крестьянские хозяйства могут взаимодействовать (участвовать) с сельхозпредприятиями по всей цепочке улучшения рыночной инфраструктуры сбыта их продукции на долевых взносах, но могут участвовать и самостоятельно, вступая в гарантированные договорные отношения с каждым из участников рыночной инфраструктуры: заготовительными, перерабатывающими и торговыми организациями, биржами и сбытовыми кооперативами, и т.д.
Таковы основные направления развития механизма взаимодействия крестьянских хозяйств и сельхозпредприятий в рыночных условиях.
НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК
А.М. Волков, к.э.н., зав. отд., Е.В. Щедрин, науч. сотр. Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства
Структурные изменения российской экономики с момента перехода к рынку привели к необходимости сотрудничества предприятий находящихся в одной производственной цепи. Сельскохозяйственные организации оказались в невыгодном положении: произведенная продукция (особенно мясомолочная) оказалась легко заменимой импортной. Поэтому перерабатывающие предприятия не были заинтересованы в объединении с сельскохозяйственными фирмами. До тех пор пока производители конечного молочного продукта могли получать дешевое зарубежное сырье (сухое молоко) у них не было необходимости включать сельхозпредприятия в интегрированные вертикальные цепочки. Но когда произошел подъем спроса на мировом рынке молока, и, как следствие, увеличение цен, то молочное сырье местных производителей заинтересовало переработчиков.
Еще одной причиной включения сельскохозяйственных предприятий в жесткие интегрированные
структуры стало желание снизить стоимость трансакций и увеличить контроль над всеми этапами создания накопленной стоимости конечного продукта. Кроме того менеджмент холдинговых структур обладает большими компетенциями в таких направлениях как логистика, финансовое управление и т.д.
Трансакционные издержки были вызваны отсутствием или недостатком информации у перерабатывающих предприятий о состоянии дел на сельскохозяйственных предприятиях, о производственных мощностях и т.д. Поэтому для долгосрочного планирования своей деятельности они были вынуждены создавать вертикальные иерархии.
Это послужило причиной начала крупномасштабной обратной вертикальной интеграции, когда инициатива объединения исходит от перерабатывающих производств к организациям, поставляющим сырье, в частности к сельскохозяйственным предприятиям.
Решение о включении сельскохозяйственных предприятий в вертикально-интегрированную производственную цепочку принимается перерабатывающими предприятиями или головными финансовыми группами. Если рассматривать такое объединение с точки зрения модели Кга!рс [1], то оно вызвано тем, что
продукция сельскохозяйственных предприятий стала стратегическим продуктом для перерабатывающих предприятий - интеграторов. Концепция Кгаірс основана на двух параметрах для классификации закупочных материалов или элементов фирмы: «влияние на прибыль» и «риск для поставок».
Стратегические продукты
с
со
Базовые продукты
Некритичные продукты
Проблемные
Риск для поставок
Рисунок 1. Модель КгаЦіс
Стратегические продукты - это продукты, которые критически необходимы для процесса или продукта покупателя. Они характеризуются высоким риском поставок, вызванным дефицитом продукта или трудностью его доставки. В этом случае наблюдается высокий уровень взаимозависимости покупателей и продавцов. Потому стратегическое объединение на основе вертикальной интеграции является наиболее оптимальным решением.
До последнего времени в научной среде и среди экономистов-практиков преобладало мнение, что при вхождении крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в состав холдинговых групп, они во многом теряют свою финансово-экономическую, юридическую независимость. Отношение к ним руководства холдинга чаще всего носит дискриминационный, сугубо прагматичный характер, который определяется целями далекими от непо-
средственно производства сельскохозяйственной продукции (получение в пользование земель сельскохозяйственного назначения, особенно пригородных, распродажа основных фондов и т.д.). Как показывает анализ интеграционных процессов складывающихся в настоящее время в АПК, многие из этих недостатков действительно существуют.
Тем не менее, самостоятельное функционирование сельскохозяйственных предприятий значительно опаснее для их хозяйственного благополучия, особенно в условиях экономического кризиса. И сумма положительных эффектов от вхождения в вертикальные интегрированные структуры превышает сумму отрицательных.
Наиболее распространенным типом вертикальной интеграции являются структуры, созданные на базе перерабатывающих предприятий (рис. 2)
Финансовая система
Сельскохозяйственные предпри-
Перерабатывающие
предприятия
Дистрибьюторская сеть
Логистическая система
Холдинговая группа
Рисунок 2. Интеграционная холдинговая структура на базе перерабатывающего предприятия
Сельскохозяйственные предприятия
Финансовая система
Торговые сети
Дистрибьюторская сеть
Перерабатывающие
предприятия
Логистическая система
Холдинговая группа
Рисунок 3. Интеграционная холдинговая структура на базе торговой сети
В этом случае главная проблема - дискриминация сетевыми структурами розничной торговли, так
как наряду с вынужденной ценовой дискриминацией (требования к производителю со стороны торговой
сети необусловленных экономией издержек скидок под угрозой отказа от заключения договора или от продолжения договорных отношений) и наиболее распространенной формой неценовой дискриминации (отсрочки платежа) возникли другие формы неценовой дискриминации, круг которых постоянно расширяется.
К ним относятся:
- плата за вход или оплата места на полке (производитель платит торговой сети в зависимости от торговой площади, занятой под выкладку продукции);
- бонусы продукцией (по итогам отчетного периода в зависимости от объемов реализации производитель поставляет часть своей продукции в торговую сеть без оплаты ее стоимости);
- плата за маркетинг (оплата торговой сети за продвижение, так называемых, промакций (про-моушен-акций);
- широкое применение «ретро»-скидок и «ретро»-бонусов, то есть скидок и бонусов, которые
предоставляются поставщиком после завершения отчетного периода при достижении определенного объема поставок в данную торговую сеть;
- другие формы платежей, которые не вписываются в действующее российское налоговое и гражданское законодательство и создают проблемы при расчете налога на прибыль и НДС.
Поэтому, после изучения новейших тенденций в деятельности холдинговых структур, нами предложена схема вертикальной иерархии, интегратором в которой выступала бы торговая сеть (рис. 3).
Источники
1. Peter Kraljic «Purchasing must become supply management» Harvard Business Review (сентябрь-октябрь 1983).
2. Каплински Р., Моррис М. Руководство по проведению исследования цепочек накопленной стоимости. - М.: ГУ-ВШЭ, 2004.
ИНТЕГРАЦИЯ МАЛЫХ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
С.С. Сушенцова, к.э.н., доц., рук. отд. Всероссийского НИИ экономики, труда и управления в сельском хозяйстве, П.Л. Пронченко, мл. науч. сотр.
Наибольший удельный вес в валовом производстве молока в последнее время приходится на малые формы хозяйствовании (МФХ), прежде всего личные подсобные хозяйства (ЛПХ), доля производства в которых в 2008 г. составляла 55,7% общего его объема. Крестьянские (фермерские) хозяйства, по данным официальной статистики, в 2008 г. произвели 4,3% данного вида продукции. Столь невысокий процент объясняется сокрытием реальных результатов производства продукции животноводства фермерами, а также низким уровнем специализации
хозяйств в данной отрасли. Последнее обусловлено высокой себестоимостью, трудоемкостью производства и скоропортящимся характером животноводческой продукции, низким уровнем цен на нее и т.д. Одним из направлений в решении проблемы развития молочного скотоводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и товарных ЛПХ является совершенствование инфраструктуры сбыта молока. Тем более, что необходимость решения проблемы продвижения создаваемой в малых формах хозяйствования продукции назрела уже давно.
Потребители
Рисунок 1. Цепочка движения товара на рынке молока и молочной продукции
Основными потребителями сырого молока являются перерабатывающие предприятия. У отечественных переработчиков молока существуют два канала поставки сырья - это импортное сухое молоко и отечественные поставщики цельного продукта (рис. 1). Серьезное положение в цепочке сбыта молочной продукции занимают дистрибьюторские оптовые компании. Они же имеют достаточно большой удельный вес в структуре цены конечной продукции. Так, в летний период 2009 г. себестоимость 1 кг мо-
лока составляла в среднем 11 руб., а закупочные цены - 9-10 руб., на 1 марта 2010 г. средняя цена закупки установилась на уровне 12,3 руб., а средняя розничная цена - 27,7 руб. [1].
Следовательно, торговая наценка, приходящаяся на дистрибьюторские (оптовые) компании и розницу, составляла 125%. Рентабельность сельхозпроизводителя возможно повысить путем оптимизации сбыта продукции, в первую очередь, изменения структуры каналов ее реализации.