Научная статья на тему 'Новые тенденции развития устойчивой экономики'

Новые тенденции развития устойчивой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / международное промышленное сотрудничество / страны БРИКС / ЮНИДО.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции развития устойчивой экономики»

Кульков И.В.

координатор Промышленного инновационного клуба Центра ЮНИДО в РФ, член Совета директоров, директор

по развитию и связям с госсектором Международного научного моста, член Координационного комитета по

экономическому сотрудничеству (АФРОКОМ)

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: устойчивое развитие, международное промышленное сотрудничество, страны БРИКС, ЮНИДО.

I. Финансы, торговля, производство

Развитие устойчивой экономики в меняющемся мире XXI века требует поиска новых подходов в торговой, финансовой и промышленной политике для установления экономического равновесия с учётом новых тенденций разных уровней и сфер от глобальной до континентальной, региональной и национальной.

Кризисная ситуация 2008 показала неустойчивость экономики на двух опорах традиционной торговой и финансовой модели. Уроки глобального кризиса ускорили поиски продуктивных решений для развития более надёжной опоры устойчивой экономики.

Итоги Саммита G 20 в июне 2012 в Лос-Кабосе (Мексика) показывают: мировые лидеры начали соглашаться, что финансовый сектор важен, но экономический рост важнее и надо развивать реальную экономику.

Происходят изменения в соотношениях доминирующего финансового сектора и традиционной торговли с реальным сектором экономики, основой которого является производство и промышленное развитие.

II. Реальный сектор экономики

Развитие производственного реального сектора является социально-экономическим фактором, который наряду с экономической устойчивостью укрепляет социальную стабильность общества за счёт повышения благосостояния граждан.

Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати» (сентябрь 2013) в качестве первоочередных приоритетов предусматривает «решительные действия для возвращения на путь продуктивного устойчивого и сбалансированного роста».

Эти тенденции отражены на Конференции ЮНКТАД в «Отчёте по торговле и развитию 2013» в Йоханнесбурге в сентябре 2013, в котором отмечено, что доминирующие торговые экспортные отношения только для доступа к зарубежному рынку должны быть сбалансированы «инфраструктурными взаимосвязями и интеграцией сетей промышленных поставщиков»

Повторные кризисные явления экономической неустойчивости конца 2014 года в связи с зависимостью от сырьевой торговли и доминирующей финансовой формулы усиливают необходимость развития третьей опоры устойчивой экономики, основанной на новых тенденциях активного развития производства реального сектора экономики для сбалансирования доминирования традиционной торгово-финансовой модели.

III. Торгово-финансовая модель

Во время глобального кризиса 2008 года и текущего торгово-финансового кризиса, связанного с неустойчивостью торговых сырьевых цен и валютной нестабильностью, финансовый рынок с «усыхающими бумажно-электронными деньгами» снова показал свою ненадёжность и необеспеченность, и в ближайшем будущем оставшиеся «усохшие деньги» вынуждены будут искать своё применение на более надёжном рынке реальной экономики и, особенно, в приоритетных отраслях промышленности с использованием, в первую очередь, национальных ресурсов, а также иностранных инвестиций.

При всей необходимости и важности прямых иностранных инвестиций они не всегда дают ожидаемый экономический эффект от использования природных и трудовых ресурсов, ограничивая возможности сотрудничества обеспечением рабочих мест и налоговыми доходами. В то же время совершенно ясно, что основные экономические преимущества и доходы проекта по праву остаются у зарубежного инвестора и возвращаются для укрепления зарубежной компании иностранного инвестора.

Эти экономические возможности национальных природных и трудовых ресурсов не могут использоваться страной, принимающей зарубежные инвестиции, для развития реального сектора экономики: для модернизации, диверсификации и создания новых мощностей.

Сырьевая и финансовая зависимость наиболее ощутима в кризисные времена. В бюджетном обращении Министра торговли и промышленности ЮАР Р. Дэвиса 30 июня 2009 отмечалось негативное влияние в кризисный период политики защиты большим бизнесом интересов своих головных компаний в ущерб филиалам, расположенным в развивающихся экономиках, таких как Южная Африка: «Кризис, начавшийся в финансовом секторе развитого мира, становится глубоким кризисом реальной экономики, что серьёзно угрожает как развитому, так и развивающемуся миру».

IV. Частно-государственное партнёрство

В рамках реализации программ развития жизненно важным является расширение роли государственно-частного партнёрства. Промышленные проекты на основе частно-государственного партнёрства имеют преимущество по сравнению с проектами на основе прямых иностранных инвестиций, что отмечается руководителями развивающихся стран.

Так, на Африканском деловом Форуме (Лондон, 8 июня 2008) в выступлении Министра торговли и промышленности Намибии Х. Гейнгоб отмечалось: «Инициативы по развитию инвестиций не оправдывают ожиданий в связи с тем, что Африка получает крошечную долю от прямых иностранных инвестиций и которые направляются в основном на использование ресурсов и преимущественно на добывающие промышленные отрасли, включая нефть, алмазы, золото, уран и платину. Создание благоприятных условий инвестиций является новой задачей частно-государственного партнёрства, направленной на улучшение условий инвестирования».

Одной из основных причин экономической отсталости развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является доминирование в экономике прямых иностранных инвестиций, что приводит к нехватке или отсутствию национального дохода для развития национального государственного и частного секторов экономики.

В условиях глобальных и национальных кризисных последствий перед экономическим сообществом становится ключевая задача - установление экономического равновесия, которое наиболее эффективно и стабильно, как показывает мировая практика, возможно при взаимодействии в рамках государственно-частного партнёрства.

V. Экономическое равновесие

Установление экономического равновесия требует от государственного сектора поиска новых подходов торговой, финансовой и промышленной политики с учётом новых экономических тенденций во взаимодействии с частным сектором в разных сферах развития:

экономика - установление экономического равновесия путём создания условий для изменения сырьевой структуры национального дохода и активного развитие экономики среднего бизнеса;

производство - перестройка производства к новым требованиям рынка и адаптация современных технологий и инноваций к новому производству и новым формам сотрудничества;

торговля - установление равновесия между спросом и предложением, выравнивание разности продажной стоимостью производства и первоначальной стоимостью производства;

финансы - пересмотр валютных паритетов, освобождение от финансовых «пузырей»; кадры - регулирование профессиональной структуры соответственно потребностям рынка;

управление - процесс установления экономического равновесия требует административной реорганизации и повышение ответственности в управлении перед обществом;

социум - приоритетная направленность промышленной, финансовой и торговой политики на обеспечение благосостояния общества

VI. Экономика среднего бизнеса

Средний бизнес является одной из ключевых составляющих в экономике каждой страны мира, обеспечивая вместе с большим бизнесом и государственным сектором социально-экономическую устойчивость общества.

Большой бизнес частного сектора является самодостаточным для реализации крупных промышленных проектов, в которых партнёры предпочитают занимать стратегическое положение в виде монопольных или мажоритарных бенефициаров, владеющих контрольными пакетами создаваемых предприятий, начиная с сырьевых отраслей и производства полупродуктов и отстаивающих корпоративные интересы.

Естественные монополии государственного сектора также являются самодостаточными для финансирования проектов и фокусируются на сырьевых отраслях и инфраструктуре.

Развитие среднего бизнеса в промышленной сфере позволяет выполнить ключевые задачи государственных программ развития, включая сокращение импорта за счёт развития собственного производства и создание экспортного потенциала, направленные на увеличение национального дохода для повышения благосостояния общества.

Новые игроки среднего бизнеса создают более здоровую конкурентную обстановку на внутреннем рынке и повышают международную конкурентоспособность страны.

Наряду с этим новые предприятия решают социально-экономические задачи, создавая рабочие места и обеспечивая подготовку местных специалистов, а также дополнительные возможности для развития сопутствующего малого бизнеса в сфере услуг.

Основу экономики среднего бизнеса составляют малые и средние предприятия (МСП).

Программы развития многих стран предусматривают активное участие среднего и малого бизнеса в осуществлении промышленной политики государственного сектора и оказание всесторонней, организационной и финансовой поддержки МСП в реализации производственных проектов.

Соотношение доходов бедных и богатых слоёв населения стран мира в настоящее время составляет от 1 : 5 до 1 : 40. Наибольшее расслоение по доходам отмечается в странах с развивающейся экономикой.

Развитие реального сектора, средней экономики на основе МСП и промышленного партнёрства становится стратегической социальной задачей, направленной на сокращение расслоения общества по доходам за счёт развития среднего класса, участвующего в обеспечении богатства страны, социально-экономической устойчивости общества и его культурно-духовного развития.

VII. Малое и среднее предпринимательство

Основой экономической устойчивости является развитие реального сектора экономики за счёт промышленного развития в приоритетных отраслях на основе современных технологий и инноваций с привлечением предприятий малого и среднего бизнеса к реализации национальных планов развития и участию в международном промышленном сотрудничестве.

Тема привлечения МСП в промышленное развитие была одной из ключевых в Декларации Саммита БРИКС 2013 в Южной Африке, принятой главами стран БРИКС: «Мы признаём фундаментальную роль малого и среднего предпринимательства в экономике наших стран. Малый и средний бизнес является основным создателем рабочих мест и благосостояния. Мы признаем необходимость развития диалога между министерствами и учреждениями, ответственными за эту тему, особенно с целью содействия международному сотрудничеству и поддержки инноваций, исследований и развития».

Мировой опыт показывает, что выход на национальной рынок новых игроков малого и среднего бизнеса не вызывает противостояния с большим бизнесом доминирующих компаний, а дополняет возможности промышленных отраслей за счёт создания новых ниш для нового круга потребителей.

Так, например, 60% прокатной продукции и 26% стали производится в мире на 1000 минизаводах по переработке металлолома предприятиями среднего бизнеса, в то время как крупные металлургические компании сфокусированы на производстве высококачественных сталей из руды. В США продукция минизаводов по переработке металлолома обеспечивает около 10,0 млрд. ам. долл. экспорта в год.

Китай, являясь крупным производителем чугуна и стали, обеспечивает производство литейной продукции для машиностроения на 16 000 малых и средних литейных заводах, и в целом по всем видам литья занимает ведущее место в мировом литейном производства.

В странах Евросоюза сектор среднего и малого бизнеса является основой экономики и на долю МСБ приходится более половины произведенной добавленной стоимости: «В 2012 году европейский сектор МСБ обеспечил 67,4% рабочих мест в регионе, валовая добавленная стоимость предприятий МСБ в Европе составила 58,1%» (из отчета Аналитического центра МСП Банк, апрель 2013, «Малый и средний бизнес 2012, опыт регулирования и финансирования»).

VIII. Формы промышленного сотрудничества

При наличии взаимного интереса совместные национальные и международные проекты промышленного развития можно реализовать тремя основными формами сотрудничества:

Прямой договор купли-продажи, в котором одним принимающим решение является Покупатель, включая поставки по закупочным тендерам госсектора;

Прямая инвестиция, в которой одним принимающим решение является Инвестор на правах владельца, главного бенефициара и стратегического партнёра;

Промышленное партнёрство, в котором принимающим решение в проекте промышленного развития является основной владелец совместно с технологическим партнёром.

При общей взаимовыгодности всех форм сотрудничества наиболее эффективным для Проекта является промышленное партнёрство с технологическим партнёром и наиболее результативное при поддержке в рамках частно-государственного партнёрства, т.к.:

При договоре купли продажи доминирует цель Продавца доступа к местному или зарубежному рынку для своей продукции и услуг;

При прямой инвестиции доминирует цель защиты корпоративных интересов Инвестора - главного бенефициара;

При промышленном партнёрстве цели Партнёров совпадают и направлены на максимальную эффективность проекта, что позволяет формировать проект наиболее эффективными компонентами продукции и услуг местного и международного рынка и обеспечить государственную поддержку.

Главным узким местом формирования, развития и реализации промышленных проектов является не нехватка финансовых средств, а нехватка обоснованно мотивированных проектов (Bankable Projects). Участие в Технологическом партнёрстве научно-производственных, проектных, инжиниринговых предприятий и владельцев технологий позволяет внедрять принцип отношениях с финансовыми инструментами не «Деньги покупают мозги», а «Мозги выбирают деньги» и шире привлекать государственную поддержку.

IX. Приоритетные промышленные кластеры

Развитие малого и среднего предпринимательства является одной из ведущих экономических задач государственного сектора, в первую очередь в приоритетных областях промышленной сферы для ослабления зависимости от сырьевой экономики и роста благосостояния страны.

Национальные планы и программы развития многих стран предусматривают участие МСП в осуществлении промышленной политики государственного сектора и оказание финансовой и организационной поддержки в реализации производственных проектов.

Планы развития являются лучшим проводником для определения перспективных направлений сотрудничества и партнёрства, ориентирующие на потенциальный спрос и предложения для внутреннего и международного рынка.

Так, например, для стран БРИКС можно определить на основе данных национальных планов следующие базовые направления, которые ложатся в основу Технологической платформы:

Горнодобывающая и перерабатывающая промышленность металлургия и литейное производство - производство металлов и металлопродукции;

Машиностроение, станкостроение, приборостроение;

Топливные и энергетические комплексы энергетика и энергоэффективность возобновляемые ресурсы; Агропромышленность, переработка с/х продукции, мануфактурное производство; Химическая промышленность биотехнологии;

Инфраструктура транспортная и энергетическая промышленное и гражданское строительство; Зелёные технологии, управление промышленными отходами, информационные и высокие технологии (развитие которых невозможно без развития базовых кластеров).

В том числе технологии и инновации, доступные для среднего и малого предпринимательства в целях участия в создании устойчивой экономики и благосостояния общества, включая малую металлургию, малую энергетику, мини с/х заводы, мануфактуры, доступное жильё.

Реализация национальных программ развития создаёт новые промышленные рынки развития с участием малого и среднего предпринимательства на основе технологического партнёрства, активно дополняющего возможности прямых финансовых инвестиций большого бизнеса и постепенно заменяющие традиционные торговые формы сотрудничества «купи-продай» в промышленной сфере на поставки в рамках совместных проектов.

X. Развитие реального сектора БРИКС

Молодой трансконтинентальный союз БРИКС находится на ранней стадии своего развития, что позволяет сформировать приоритеты стратегии и рабочие программы.

Участвуя в реализации решений Саммита G20 по разработке совместных мер снижения уровня неуверенности в мировой экономической и финансовой системе, страны БРИКС разрабатывают альтернативные меры для построения более стабильных систем в соответствии с задачами программы Тысячелетия ООН (Millennium Development Goals)

Со времени первого Саммита БРИКС, состоявшегося в июне 2009 года в Екатеринбурге, страны БРИКС инициировали ряд предложений, направленных на укрепление экономической устойчивости, финансовой надежности и социальной стабильности мирового сообщества.

За пять лет первого раунда БРИКС, когда закончилась первая ротация Саммитов пяти стран БРИКС, приоритетными экономическими инициативами в разных сферах начального этапа стали:

в финансовом секторе - единый Банк развития БРИКС, резервный валютный фонд БРИКС, страховой пул БРИКС, биржевой альянс БРИКС, кредитные линии в национальных валютах;

в торговом секторе - удвоение объема традиционной торговли внутри БРИКС с 230 до 500 млрд. долл. в 2015

году;

в реальном секторе - фокусирование на развитии приоритетных промышленных кластеров реального производственного сектора экономики стран БРИКС на основе современных технологий и инноваций, включая развитие инфраструктуры, науки и управления;

в металлургии - металлургический (литейный) Форум БРИКС, который проводится ежегодно с 2011 года (в 2015 году Форум проводится в России в год Саммита БРИКС в РФ), формируется Ассоциация Литейной промышленности БРИКС, устав которой планируется подписать в России в 2015;

в агропромышленности - План действий БРИКС 2012 - 2016 в области аграрного сектора; в энергетике - Планом действий от 27 марта 2013 Саммита в Южной Африке предусмотрено формирование инициатив в области развития энергетики стран БРИКС;

в инфраструктуре - Коммуникационная связь (Cable BRICS) - прокладка между странами БРИКС общего подводного оптоволоконного кабеля протяженностью 34 000 км. Участок ЮАР - Бразилия (9900 км) уже в процессе создания;

в науке, информации - создание Научного исследовательского Центра БРИКС, проведение Научного и промышленного Банка идей БРИКС (BRICS Think Tank), издание Сводного статистического сборника БРИКС, создание в 2013 Делового Совета БРИКС, создание Союза Университетов БРИКС;

в управлении - развитие новых форм управления: организация виртуального Секретариата БРИКС и создание Делового Совета БРИКС, который осуществляет свою деятельность в форме организации клубного типа без юридической регистрации;

в региональном сотрудничестве - поддержка экономики развивающихся стран Африки, отраженная в теме Саммита БРИКС 2013 в Южной Африке: «БРИКС/Африка: партнерство для развития, интеграции, индустриализации».

Наряду с традиционной сырьевой торговлей и финансовыми операциями все более весомой в экономике стран БРИКС становится доля промышленного развития как ядра реальной экономики, направленной на развитие всех жизненно важных социально экономических секторов на глобальном, континентальном, региональном и национальном уровнях.

Для реализации поставленной цели в странах БРИКС создаётся системная поддержка МСП и оказание малому и среднему бизнесу всесторонней, организационной и финансовой помощи в реализации производственных проектов.

Отдельные страны БРИКС представляют широкий спектр помощи государства малому и среднему бизнесу в рамках национальных систем поддержки промышленного развития на основе долгосрочных планов промышленной политики.

Сотрудничеству в рамках БРИКС Россия придает большое значение. В феврале 2013 президентом России была утверждена Концепция участия в объединении БРИКС. В ней создание этого экономического союза расценивается как «одно из наиболее значимых геополитических событий начала нового столетия».

В документе подчеркивается, что становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных экономических отношений.

В настоящее время Минэкономразвития РФ разрабатывает проект экономической Стратегии БРИКС и проект Дорожной карты БРИКС перспективных промышленных проектов для рассмотрения на Саммите и в Деловом клубе БРИКС.

Х1. Новые тенденции экономического развития

Возрастающий спрос на установление новых форм экономического сотрудничества отмечается в практике и документах международных организаций, что является отражением реально развивающихся экономических тенденций.

1. Необходимость приспособления к изменяющимся условиям отражёна в Отчёте Конференции ООН по торговле и развитию «Адаптация к изменяющейся динамике мировой экономики» - «Adjusting to the changing dynamics of the world economy» (ЮНКТАД, Женева, 12 сентября 2013).

В Отчёте отмечается, что через пять лет после глобального кризиса мировая экономика все ещё находится в неустойчивом состоянии из-за ориентирования на использование неустойчивой торговой и финансовой модели.

В документе подчеркивается, что эта модель уже не может быть моностратегической в посткризисный период и что процесс адаптации требует структурных, фундаментальных изменений в доминирующей ныне модели, как отмечено в ключевых позициях отчёта ООН по торговле и развитию:

Доминирование экспортной ориентации в развитии не подтвердило свою жизнеспособность. Экономики продемонстрируют лучшие результаты с более сбалансированными стратегиями;

Реструктурирование финансовой системы необходимо для обслуживания реальной экономики, торговли и развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возвращение к предкризисным стратегиям развития невозможно и нежелательно и не может быть единственным выбором.

В Отчёте подчёркивается, что анализ 15-летнего развития после утверждения в 2000 году стратегии устойчивой экономики в задачах программы Тысячелетия ООН (MDG - Millennium Development Goals) показывает, что на посткризисный период на следующие 15 лет требуется разработка новых стратегий и такая программа «MDG after 2015», будет разрабатываться.

2. Эти тенденции отражены на Конференции ООН по торговле и развитию в Йоханнесбурге в сентябре 2013, на которой было отмечено, что доминирующие торговые экспортные отношения только для доступа к зарубежному рынку должны быть сбалансированы «инфраструктурными взаимосвязями и интеграцией сетей промышленных поставщиков».

3. Возрастающий спрос на установление промышленного партнерства в международном промышленном сотрудничестве по сравнению с традиционной торговой субконтрактацией отражается также в программе ЮНИДО субконтрактации и партнёрства (UNIDO SPX Network).

Программа принимает во внимание текущие тенденции промышленного развития, и отмечает потребность развития нового поколения субконтрактации, основанной на трансформации традиционной торговой субконтрактации в полноформатное партнёрство между предприятиями.

Основой экономической устойчивости и равновесия на всех уровнях интеграции становится укрепление реального сектора экономики за счёт промышленного развития в приоритетных отраслях на основе современных технологий и инноваций с участием госсектора, крупного частного бизнеса и привлечением предприятий среднего бизнеса к реализации национальных программ развития и к международному промышленному сотрудничеству и партнёрству.

Выводы

Традиционная торгово-финансовая модель глобальной экономики показала свою ненадёжность в обеспечении экономической устойчивости на всех уровнях меняющегося многополярного мира от межконтинентального и континентального до регионального и национального. Старая модель себя изжила, идёт процесс формирования новой экономической модели.

Стержнем экономической устойчивости и равновесия становится реальный сектор экономики на основе промышленного развития в приоритетных отраслях промышленности за счёт современных технологий и инноваций.

Промышленный сектор, становясь ядром реальной экономики, уменьшает зависимость национальной экономики от доминирующих сырьевых секторов и активно содействует реализации жизненно важных задач: созданию новых мощностей, модернизации и диверсификации существующих предприятий и в целом осуществляет процесс реиндуст-риализации в новых экономических условиях.

Стратегическим потенциалом промышленного развития для обеспечения экономической устойчивости и равновесия в дополнение доминирующим в настоящее время возможностям большого бизнеса в сырьевых отраслях и государственного сектора в инфраструктуре является экономика среднего бизнеса, включающая основные факторы развития: производство, торговлю и финансы.

Перспективной формой сотрудничества в экономике среднего бизнеса на основе среднего и малого предпринимательства является промышленное партнерство, расширяющее возможности доминирующей традиционной торгово-финансовой модели и развивающее новые формы сотрудничества в рамках частно-государственного партнёрства.

Промышленное партнёрство является основой развития реальной экономики - третьей опоры экономической устойчивости и равновесия.

Развитие реального сектора, средней экономики и промышленного партнёрства становятся стратегической задачей в новых быстро меняющихся многополярных экономических условиях XXI века.

Список литературы и источников

Публикации

1. Приложение 1 / 2014 «Металлургия» для журнала «ЮНИДО в России». 2014. - № 13, апрель. Подготовлено Промышленным инновационным клубом Центра ЮНИДО в Российской Федерации. - http://www.unido-russia.ru/archive/special_02; http://www. unido-russia.ru/archive/num13

2. Развитие БРИКС // ЮНИДО в России. 2013. - № 11, июнь. - http://www.unido-russia.ru/archive/num11/art11_19/; Приоритеты БРИКС // ЮНИДО в России. 2013. - № 10, март. - http://www.unido-russia.ru/archive/num10/art10_8

3. Паритеты БРИКС // ЮНИДО в России. 2013. - № 8, октябрь. - http://www.unido-russia.ru/archive/num8/art8_6; ЮНИДО / Африка // ЮНИДО в России. 2013. - № 10, март. - http://www.unido-russia.ru/archive/num10/art10_9

4. БРИКС / Африка. 2013. - http://www.unido.ru/upload/files/s/sbornik_pic.pdf

5. БРИКС / Африка». Localization for Africa. 2014. - 7 января. - http://www.localisationforafrica.com/news/brics-and- africa-partnership-for-development-integration-and-industrialisat

6. Промышленная политика стран Африки и участие среднего бизнеса в международном промышленном и инновационном сотрудничестве. 22 февраля 2012 для АФРОКОМ. - http://www.afrocom.ru/news/analytics/18

7. Сотрудничество России со странами САДК // Коринф. Журнал Министерства экономического развития Российской Федерации. -М., 2006. - № 5, май и № 24/2004

8. Россия-Африка. Международное научно-техническое сотрудничество / Специальное приложение Международного научного моста в научно-аналитическом журнале «Инновации и инвестиции» ГАСИС Министерства науки и образования РФ. 2004. - № 3, декабрь. - С. 55-92.

9. Кульков И.В. Сотрудничество России со странами Содружества развития Юга Африки // Коринф. - М., 2004. - № 25.

10.Россия и страны САДК. 2003 для Конференции «Тысячелетие Африки: развитие и инвестиции», организованной Экономическим обществом ЮАР, Кейптаун в рамках программы Тысячелетия ООН «Africa Millennium»; Материалы на веб сайте конференции. - www.essa.org.za/download/papers 2003.htm

Выступления

«Опыт технологического сотрудничества российских предприятий в южноафриканском регионе» в рамках Конференции Африканского Союза / ЮНИДО по диверсификации экономики Африки, Аддис-Абеба, 5 июня 2012.

«Развитие промышленного сотрудничества с Южной Африкой», 16 февраля 2011, Инвестиционный форум Министерства торговли и промышленности ЮАР в Москве.

«Промышленная политика ЮАР (IPAP) и международное сотрудничество», 5 августа 2010 Деловой форум Министерства торговли и промышленности ЮАР в Москве в рамках визита Президента ЮАР в Россию.

«Промышленная политика Африки», 20 апреля 2010, Общее собрание АФРОКОМ, Москва.

«Управление международными инновационными проектами», 5 марта 2010 Высшая школа инновационного бизнеса Московского государственного Университета.

«Опыт развития и поддержки промышленного сотрудничества со странами САДК». 7 октября 2009 Деловой семинар, организованный Группой Послов САДК, аккредитованных в РФ, Москва.

«Международное научно-техническое сотрудничество и развитие стран Африки», 20 ноября 2008 Конференция ЮНИДО и дип. корпуса стран Африки в РФ «First Moscow Africa Industrialization Day».

«Россия - Африка: новое партнерство. Научно-техническое сотрудничество для промышленного развития», 28 октября 2006. Секретариат САДК, Секретариат НЕПАД.

Представление Международного научного моста и программа научно-технического сотрудничества (октябрь 2004 для Группы Послов стран САДК, аккредитованных в Москве).

Россия и страны САДК. Двустороннее и региональное сотрудничество для развития новой экономики (2003, для Информационного семинара руководства САДК и Группы Послов САДК в Москве).

Представления

Презентации Концепций «Малая металлургия для ЮАР» и «Малая энергетика для ЮАР» в Министерстве торговли и промышленности ЮАР, Претория и в провинциях Восточный Кейп, Западный Кейп, Гаутенг, Мпумаланга на основе российских технологий и совместных проектов (металлургия, энергетика) в рамках Программы DTI поддержки промышленного сотрудничества (12-20 июня 2011).

Обмен опытом подготовки специалистов для совместных промышленных проектов во время визита российской металлургической делегации в ЮАР, 4-14 ноября 2011.

«Экономический оборот интеллектуальной собственности и инжиниринговое образование в России» 20 марта 2006., Российская Инженерная академия, Москва.

Предложения по развитию двусторонних отношений российских предприятий и организаций в южноафриканской регионе (для СМПК 2004 «Россия - ЮАР»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.