Научная статья на тему 'Новые тенденции использования социальных медиа в избирательном процессе'

Новые тенденции использования социальных медиа в избирательном процессе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИКРОТАРГЕТИНГ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИАПЛАТФОРМЫ / ЦИФРОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КАМПАНИИ / ЦИФРОВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MICRO-TARGETING OF VOTERS / ELECTION CAMPAIGN / PERSONALIZATION OF POLITICS / POLITICAL PROCESSES / SOCIAL MEDIA / ELECTORAL PROCESS / SOCIAL MEDIA PLATFORMS / SUSTAINED INTERACTION / DIGITAL ELECTION CAMPAIGNS / DIGITAL MEDIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялов Артур Андреевич

В данной статье рассмотрены методы использования социальных медиа в избирательном процессе. Особое внимание уделено тому, как и при помощи каких инструментов предвыборные кампании взаимодействуют с избирателями. Целью статьи является определение новых путей ведения избирательных кампаний. В ходе анализа было выявлено, что социальные медиа являются эффективной платформой в избирательном процессе для распространения информации и позволяют привлекать традиционно отчужденных, но потенциальных избирателей. Автором делается вывод, что в условиях стремительного изменения политического пространства с массовым внедрением цифровых технологий исследование новых тенденций в использовании социальных медиа в избирательных кампаниях является необходимостью для понимания сущностных характеристик политических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завьялов Артур Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TRENDS OF SOCIAL MEDIA APPLICATION IN THE ELECTORAL PROCESS

This article describes the methods of using social media in the electoral process. The author considers how and by what tools the election campaigns interact with voters. The purpose of the article is to identify the new modes of election campaigns. In the course of the study the author shows that the social media is an effective platform in the electoral process allowing to disseminate information and reach potential voters usually alienated. It is concluded that in the conditions of rapid changes in the political space with the mass introduction of digital technologies, the study of new trends of social media use in the election campaigns is an absolute must for understanding the essential characteristics of the political processes.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции использования социальных медиа в избирательном процессе»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)

УДК 331.52-055.2 Михайлова Анастасия Валерьевна

аспирант кафедры теоретической социологии Финансового университета при Правительстве РФ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОССИЯНОК ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ЕЕ МОТИВАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СРЕЗ

Mikhaylova Anastasia Valerievna

PhD student, Theoretical Sociology Department, Financial University under the Government of the Russian Federation

POLL: RUSSIAN WOMEN'S ESTIMATION OF ECONOMIC ACTIVITY AND ITS MOTIVATION

Аннотация:

В статье представлены результаты авторского эмпирического исследования экономического поведения женщин, приведены мнения о качествах женской экономической активности и факторах, побуждающих женщин к дополнительной занятости и предпринимательству. Как показало исследование, россиянки ценят умение приносить пользу семьям, а также связи, компетентность и везение. Оценочные суждения зависят от опыта их экономической деятельности. К предпринимательству россиянок подталкивают их жизненные планы, замыслы, амбиции, а кроме того, невозможность найти работу и неумение работать в подчинении. Дополнительно работать вынуждает преимущественно трудное финансовое положение.

Ключевые слова:

социологическое исследование, женщины, гендер, экономическое поведение, экономическая активность, мотивация.

Summary:

The paper covers results of the Russian women's economic activities survey. The research considers opinions about personal characteristics and features which attend economic activity, as well as the motives or reasons which impel women to obtain extra employment or carry on own business. The study shows, that Russian women appreciate the ability to meet family needs, but also connections, competences and luck, moreover, their assessments depend on their economic experiences. Entrepreneurship is spurred by projects, ambitions, inability to get a job or work under the direction of somebody. Extra-employment is stimulated mostly by severe financial state.

Keywords:

sociological study, survey, women, gender, economic behavior, economic activity, motivation.

Настоящая статья продолжает цикл публикаций, посвященных результатам исследования экономического поведения россиянок [1; 2; 3].

Экономическое поведение является основой хозяйствования и жизнеобеспечения людей и оттого активно изучается в науке. В текущем социально-историческом контексте, сопровождающемся серьезной трансформацией социальных институтов, российского общества и его социального капитала, экономическими кризисами, накоплением системных проблем в экономике и обострением социальной ситуации, в том числе и на фоне крымского вопроса, экономическое поведение приобретает особую актуальность. В последние месяцы все чаще говорят о снижении уровня жизни населения, дестабилизации ситуации в экономике из-за падения нефтяных цен, введения санкций, экономической политики властей [4]. В таких условиях понимание экономического поведения женщин способно дать основания для поиска ресурсов, которые могут быть задействованы для преодоления негативных социальных последствий. В статье автор предлагает новую социологическую информацию о представлениях россиянок об экономической активности и их мотивации.

Базой анализа являются результаты комплексного эмпирического исследования (руководитель - заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор Г.Г. Силласте, проведено автором в 2010-2013 гг.) с применением методов социологического наблюдения, двухэтапного анкетного опроса. Выборка - 1200 респонденток из всех федеральных округов, за исключением Северо-Кавказского, возраста экономической активности - 15-72 года.

В теоретико-методологической основе исследования лежат общесоциологические законы, теории социального поведения и социального действия, социальных ролей, предложенные М. Вебером и Т. Парсонсом, Э. Дюркгеймом и Г. Зиммелем, П. Штомпки, частные социологические теории, а также теории экономического поведения [5]. Валидность результатов исследования обеспечена соблюдением критериев репрезентативности, разработанных Дж. Гэллапом, Э. Ноэль-Нойман, Г.В. Осиповым, В.А. Ядовым, выборка квотная по трем признакам: территориальному, возрастной группе, статусу занятости.

Распределение ключевых социально-демографических характеристик респонденток представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Социально-демографические характеристики респонденток

Распределение ответов по социально-демографическим признакам Показатель Доля ответивших, %

По возрастным группам (в соответствии с квотой для укрупненных возрастных групп), лет 15-23 9

23-29 20

30-40 21

40-55 24

56-72 26

По семейному статусу Незамужние 24

В зарегистрированном браке 47

В незарегистрированном браке 8

Разведенные и вдовые 21

По уровню образования Общее 20

Специальное 32

Высшее 47

Послевузовское 1

По федеральным округам (в соответствии с квотой) ЦФО 27

СЗФО 10

ЮФО 16

ПФО 22

УФО 9

По количеству детей Нет детей 29

Один 32

Двое 31

Трое 6

Более трех 2

По статусу занятости (в соответствии с квотой) Работающие по найму 69

Самонаемные 4

Неработающие 27

Как видно из таблицы 1, среднестатическая российская горожанка является женщиной среднего возраста - 30-55 лет, проживает в европейской части России, скорее всего в Центральном федеральном округе. Она, как правило, состоит в зарегистрированном браке и имеет одного или двух детей. Образованна. Структура респонденток с некоторыми отклонениями повторяет структуру российской женской общности [6].

Среди занятых женщин 69 % работают по найму, 27 % неработающих и 4 % самозанятых, тем не менее итоговые данные показывают большие значения самозанятых: 2,7 % предпринимателей, 5,7 % женщин, работающих за гонорары или разовые заработки, 0,8 % женщин, работающих «на хозяина», часть из них - взаимно пересекающиеся. Всего имеющих более одного вида занятости - 4,6 %, причем примерно половина из них выявлена при помощи вопросов-ловушек.

Распределение мнений женщин о характеристиках и качествах, нужных для того, чтобы быть экономически активной, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Мнения респонденток о качествах, присущих женской экономической активности

Какими качествами должна обладать женщина активного экономического поведения? (п = 1200) Доля ответивших, %

Работать с пользой для себя и семьи 60,3

Уметь заводить и налаживать связи 39,3

Иметь массу знаний и навыков 34,3

Быть везучей 34,0

Хорошо разбираться в экономических вопросах и быть успешным предпринимателем 30,5

Быть склонной к риску 15,6

Иное 10,6

Уметь быть жестким начальником 9,6

Заниматься только тем, что нравится 9,4

Быть свободной от семейных и бытовых проблем 9,2

Контент-анализ ответов «иное» отражает следующие мнения (см. табл. 3). Таблица 3 - Мнения респонденток о качествах,

присущих женской экономической активности, из категории «иное»_

Название группировки качеств и примеры ответов Доля ответивших, %

Финансовое и экономическое мышление («уметь считать деньги», «знать, как тратить деньги с умом», «разбираться в финансах», «знать выгоду», «понимать в банках, кредитах», «аккуратно распоряжаться средствами») 1,8

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 12)

Продолжение таблицы 3

Собранность («собранность», «быть самоорганизованной», «уметь себя заставить, даже если не хочется», «взять себя в кулак», «не падать духом», «нюни не распускать», «быть неленивой», «дисциплина») 1,6

Бережливость («уметь копить», «не транжирить деньги», «делать запасы») 1,4

Другие причины («не пить, как мужики, если что-то не получается», «иметь много денег - какое без них экономическое поведение», «работать в банке, в финансах», «вовремя забирать аванс», «в Москве или Петербурге жить», «удачно выйти замуж», «нужна машина», «женщина должна быть хорошей матерью», «зачем это?», «статус», «здоровье важнее денег», «делать карьеру», «кредитки») 1,2

Управленческие качества («уметь мотивировать персонал», «организаторские способности», «уметь спланировать дела», «быть менеджером», «умело применять власть») 0,9

Время («уметь распоряжаться временем», «все успевать», «уметь планировать») и правовая грамотность («знать свои права», «законы знать», «знать законодательство», «всегда читать мелкий шрифт») 0,8

Ответственность («понимать последствия своих действий», «предупреждать последствия», «брать на себя ответственность», «нести ответственность», «держать слово») 0,7

Внимательность («скрупулезность», «дотошность», «внимательно к деньгам относиться», «внимательность») и интеллект («быть умной», «мозги молодые», «интеллект», «общая развитость») 0,6

Гуманитарные качества («быть интеллигентной», «оставаться человеком», «кроме выгоды о людях думать», «быть справедливым начальником») 0,4

Важно заметить, что позиции респонденток разных социальных групп отличаются. Так, женщины с низкими доходами и уровнем образования чаще отмечают везение и связи в качестве обязательных элементов экономической активности. Не имеющие опыта самозанятости чаще указывали на необходимость наличия множества разнообразных знаний и навыков. Обе группы разделяют популярные стереотипы в том, что женская экономическая активность сопряжена со свободой от семейных и бытовых проблем и возможностью заниматься только тем, что нравится. Респон-дентки-предпринимательницы и самозанятые активнее пользовались возможностью высказать свое мнение в форме ответа на полузакрытый вопрос; их мнения касались преимущественно финансовой и правовой грамотности, ответственности и собранности. Примечательны ответы, не попавшие ни в одну из группировок, среди них респондентками отмечены как территориальные («в Москве и Петербурге жить»), так и имущественные («нужна машина»), профессиональные («работать в банке...»), семейные («удачно выйти замуж») и другие («не пить, как мужики...») категории. Помимо того, респондентки оспаривают необходимость в экономической активности, апеллируя к здоровью («здоровье важнее денег») и материнству («женщина должна быть хорошей матерью»).

Мотивы, побуждающие респонденток к особой форме экономической активности - предпринимательству, представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Побудительные мотивы женского предпринимательства

Что побудило Вас заняться предпринимательством? (п = 55) Доля ответивших, %

Хочется самостоятельности в работе, реализовать амбиции 89,1

Невозможность найти работу 81,8

Не выношу, когда мною руководят 74,6

Решила претворить в жизнь идею, деловой проект 45,5

Работа по найму не позволяет получать приемлемый доход 36,4

Семейные традиции 9,1

Иное 25,5

Среди иных мотивов: стремление к богатству («разбогатеть», «финансовая независимость»), амбиции («люблю, когда все по-моему», «польстить себе, что смогу»), личностные («муж бросил с тремя детьми», «ушел муж») и другие («пригласила подруга», «хотела воплотить мечту отца») причины.

Дополнительная занятость обусловлена качественно иными причинами (см. табл. 5).

Таблица 5 - Побудительные мотивы дополнительной женской занятости

Почему Вы решили работать на дополнительной работе? (п = 47) Доля ответивших, %

Зарплаты с основного места работы не хватает на жизнь 66,0

Дополнительный доход - существенное подспорье в бюджет семьи 59,6

На дополнительной работе удается реализовать себя, заниматься любимым делом 14,9

У меня много свободного времени, хочу проводить его с пользой 6,4

Иное 8,5

Как видно из таблицы 5, женщины выходят на дополнительную работу преимущественно по материальной причине, чтобы поправить материальное положение, свое или семьи.

Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что экономическая активность воспринимается россиянками не как обычная занятость в сфере труда, а как некая дополнительная деятельность, связанная с финансово-банковскими операциями, предпринимательством, карьерой, а потому требующая связей, везения, знаний и навыков. Представления женщин об экономической активности тем упрощеннее, чем ниже их социальный статус и меньше опыт самозанятости.

При этом в качестве важнейшей характеристики экономической активности отмечается польза для самой женщины и ее семьи. Среди дополнительно высказанных суждений: профессиональные, финансовые, организационные, правовые компетенции. Женщины с опытом предпринимательства отмечают в качестве побудительных мотивов экономической активности амбициозность, самостоятельность, независимость, а также невозможность трудоустройства. Дополнительная занятость женщин носит вынужденный характер и объясняется денежными трудностями семьи.

Ссылки:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Михайлова А.В. Экономическое поведение и быт современных россиянок: социологический взгляд // Дискуссия. 2015. № 4 (56). С. 79-90.

2. Михайлова А.В. Экономическое положение российских женщин: социологический срез // Научное обозрение. 2015. № 9. С. 396-403.

3. Михайлова А.В. Бюджет времени жительниц мегаполисов: социологический срез // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 577-579.

4. Силласте Г.Г. Экономическая социология : учеб. пособие. 2-е изд. М., 2012. 480 с.

5. В условиях увеличения стоимости кредитов и снижения цен на нефть и другие топливно-сырьевые товары развивающимся странам предстоит сложный переход в 2015 году [Электронный ресурс] : пресс-релиз Всемирного банка. 2015. 10 июня. URL: http://www.worldbank.org/ru/news/press-release/2015/06/10/developing-countries-face-tough-transi-tion-in-2015-with-higher-borrowing-costs-and-lower-prices-for-oil-other-commodities (дата обращения: 13.06.2015).

6. Женщины и мужчины России. 2014 : стат. сб. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_50/Main.htm (дата обращения: 20.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.