Научная статья на тему 'Новые тенденции энергетической политики ЕС и России'

Новые тенденции энергетической политики ЕС и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОСТАВОК ЭНЕРГОРЕСУРСОВ / DIVERSIfiCATION OF ENERGY SUPPLIES / СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ / ЭНЕР ГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / ENERGY SECURITY / LIQUEFIED NATURAL GAS / ALTERNATIVE ENERGY SOURCES / ENERGY EFFICIENCY / COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND THE EURO PEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашуро Ирина Анатольевна, Коротина Анастасия Михайловна

Статья посвящена новым тенденциям развития отношений России и Европейского союза в сфере энергетики, которые становятся все более явными в связи со стремлением последнего сократить объемы топлива, импортируемого из России. Авторы статьи доказывают, что в краткосрочной перспективе отказ ЕС от российских энергоресурсов невозможен, и необходимо разрешение существующих противоречий с одновременной подготовкой к диверсификации импорта и экспорта энергоресурсов ЕС и России соответственно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New trends of EU and Russia energy policy

The article is devoted to the new trends in the development of the cooperation between Russia and the European Union in energy sector, which are becoming more evident due to the intention of the EU to reduce its imports of Russian fuels. The authors prove that in the short term the European Union has no alternative to Russian hydrocarbons. Along with deepening the EU-Russia cooperation on energy, both sides should prepare the background for diversification of their energy imports and exports.

Текст научной работы на тему «Новые тенденции энергетической политики ЕС и России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. XXVII. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2014. № 1/2

И.А. Кашуро, А.М. Коротина*

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕС И РОССИИ

I.A. Kashuro, A.M. Korotina

NEW TRENDS OF EU AND RUSSIA ENERGY POLICY

Статья посвящена новым тенденциям развития отношений России и Европейского союза в сфере энергетики, которые становятся все более явными в связи со стремлением последнего сократить объемы топлива, импортируемого из России. Авторы статьи доказывают, что в краткосрочной перспективе отказ ЕС от российских энергоресурсов невозможен, и необходимо разрешение существующих противоречий с одновременной подготовкой к диверсификации импорта и экспорта энергоресурсов ЕС и России соответственно.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, диверсификация поставок энергоресурсов, сжиженный природный газ, альтернативные энергоносители, энергоэффективность, сотрудничество России и Европейского союза.

The article is devoted to the new trends in the development of the cooperation between Russia and the European Union in energy sector, which are becoming more evident due to the intention of the EU to reduce its imports of Russian fuels. The authors prove that in the short term the European Union has no alternative to Russian hydrocarbons. Along with deepening the EU-Russia cooperation on energy, both sides should prepare the background for diversification of their energy imports and exports.

Key words: energy security, diversification of energy supplies, liquefied natural gas, alternative energy sources, energy efficiency, cooperation between Russia and the European Union.

Проблема энергетической безопасности — одна из основных в современных международных отношениях. Согласно определению Международного энергетического агентства (International Energy Agency), энергетическая безопасность — это непрерывный доступ потребителей к энергетическим ресурсам по приемлемым ценам1. Основу энергетической безопасности составляют надежные поставки энергетических ресурсов, устойчивое развитие и конкурентоспособность.

Европейский союз является крупнейшим в мире импортером энергетических ресурсов, около трети из них (около 155 млрд куб. м газа) он получает из России2. Евросоюз негативно относится к своей зависимости от российского природного

* Кашуро Ирина Анатольевна — канд. экон. наук, ст. преподаватель ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова. Коротина Анастасия Михайловна — аспирант ф-та глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.

1 URL: http://www.iea.org/

2 Сорокин В.П. Развитие энергетической инфраструктуры Европейского союза: Регуляторные и практические аспекты. М.: Аркаим, 2012. C. 77.

газа, поскольку импорт такого количества необходимых для функционирования блока энергоресурсов создает угрозу его энергетической безопасности. Дополнительная напряженность возникает из-за возможности прекращения поставок газа из России по идущим через Украину газопроводам, что уже происходило в 2006 и 2009 гг., а в свете событий на Украине эта обеспокоенность приобрела новую силу. Кроме того, на последнем саммите Евросоюза в Брюсселе председатель Европейского совета Х. Ван Ромпей заявил о необходимости принятия срочных мер по ослаблению зависимости от российских поставок газа для укрепления энергетической безопасности ЕС.

Поддержание дружественных отношений и углубление диалога с Россией в вопросах энергетики в ближайшем будущем является ключевым элементом энергетической безопасности Европейского союза.

Анализ путей, с помощью которых ЕС может сократить свою зависимость от импорта российского природного газа, показывает, что в краткосрочной перспективе (до 2020 г.) отказ от российского газа невозможен, поскольку это подорвет энергетическую безопасность Европы. Однако существует несколько способов ослабления зависимости Европейского союза от российского газа:

- диверсификация импорта газа и других энергоресурсов;

- развитие инфраструктуры для импорта сжиженного природного газа (СПГ) и увеличение его объемов;

- расширение использования возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности.

Изучение возможных путей диверсификации европейского импорта природного газа демонстрирует, что в ближайшем будущем Европа не сможет значительно увеличить импорт газа из стран-экспортеров по следующим причинам:

- Норвегия может лишь незначительно (от 10 до 20 млрд куб. м3) увеличить экспорт природного газа в Европейский союз;

- газопроводы «Южного коридора» TAP и TANAP, соединяющие Европу с Центральной Азией, должны быть введены в эксплуатацию только в 2019 г., и их пропускная мощность (от 10 до 26 млрд куб. м газа в год4) мала по сравнению с объемами импорта российского газа;

- страны — экспортеры газа из Северной Африки — Алжир, Ливия и Египет — характеризуются политической и экономической нестабильностью и постоянными террористическими угрозами, что затрудняет разработку новых месторождений и делает их ненадежными поставщиками природного газа;

- увеличение объемов импорта сжиженного природного газа из Соединенных Штатов Америки, который в перспективе мог бы заменить значительную часть газа, импортируемого из России, возможно не раньше 2018 г., поскольку в США отсутствует необходимая для экспорта инфраструктура;

- увеличение импорта СПГ из других стран связано с такими сложностями, как невозможность увеличения объемов добычи газа (Норвегия) и политическая, экономическая и террористическая нестабильность в регионе (Северная Африка);

3 Шкута А.А. Европейский вектор газовой стратегии России. М.: ЭКОМ Паблишерз, 2008. С 160.

4 Там же.

- программы повышения энергоэффективности и увеличения объемов использования возобновляемых ресурсов будут завершены только к 2020 г. и, по некоторым оценкам, могут не принести запланированных результатов5. Наличие перечисленных преград на пути сокращения объемов импорта российского газа говорит о важности продолжения диалога между Европейским союзом и Россией. В ближайшие годы необходимо развивать двухстороннее сотрудничество с целью разрешения существующих разногласий в сфере энергетики, а также подготовки к сокращению объемов взаимной торговли энергоресурсами.

Основными точками разногласий между Россией и Евросоюзом в области энергетики являются отказ России ратифицировать Договор к Энергетической хартии и принятие Третьего энергетического пакета, ущемляющего интересы России как экспортера природного газа в Европу. По обоим вопросам необходим поиск компромиссных решений. В первом случае возможен пересмотр некоторых положений Договора к Энергетической хартии, не удовлетворяющих российскую сторону. Поскольку Россия является крупным игроком в сфере энергетики, необходимо учитывать ее интересы для снижения рисков в функционировании механизмов торговли энергоресурсами между Россией и Европейским союзом. Во втором — необходим поиск решения, по которому ЕС не должен распространять положения Третьего энергетического пакета на контракты, заключенные до его принятия (в частности, по транзиту газа по газопроводу «Северный поток»), а Россия, в свою очередь, должна соблюсти предписания Третьего энергопакета при введении в эксплуатацию новых инфраструктурных объектов.

Пересмотр положений Третьего энергетического пакета становится особенно актуальным в свете прекращения 16 июня 2014 г. поставок российского газа на Украину. Согласно мнениям российских, украинских и европейских экспертов, перевод поставок природного газа на Украину в режим предоплаты и продолжение его транзита в ЕС через украинскую территорию может привести к тому, что газ будет несанкционированно изыматься украинской стороной. Это вызывает опасения в первую очередь Европейского союза, ведь от недостаточных поставок газа будут страдать именно его граждане.

Газпром создал оперативный штаб, который отслеживает состояние транзита российского газа через Украину. В случае возникновения проблем, руководство Газпрома планирует расширение объемов поставок газа в Евросоюз через газопроводы «Северный поток» и «Ямал — Европа», а также продолжение строительства газопровода «Южный поток». Для осуществления этих планов необходимо разрешить спор вокруг применения положений Третьего энергопакета, согласно которым Газпром не имеет права прокачивать по «Северному потоку» природный газ объемом более половины мощности газопровода. Для использования этого пути для поставок российского газа в обход Украины принятие данного решения должно произойти в ближайшем будущем. Помимо разрешения существующих спорных вопросов Россия и Евросоюз продолжат планомерно готовиться к диверсификации экспорта и импорта газа.

В мае 2014 г. Газпром и китайская компания CNPC заключили контракт на поставку в Китай российского газа на 400 млрд долларов сроком на 30 лет. В год российская сторона будет поставлять в Китай 38 млрд куб. м газа, возможно уве-

5 Energy savings 2020. How to triple the impact of energy saving policies in Europe. The European Commission. September 2010. Brussels: EC, 2010.

личение этого показателя до 50 млрд куб. м. Начало поставок при условии своевременной подготовки соответствующей инфраструктуры с китайской стороны запланировано на 2018 г. Кроме того, планируется создание инфраструктуры для экспорта в Китай сжиженного природного газа из Владивостока, который может начаться к 2019 г.6

Хотя запланированные объемы поставок газа в Китай существенно меньше объемов газа, поставляемого в Европу, азиатское направление является более перспективным, поскольку в отличие от европейского обладает потенциалом к увеличению объемов импорта. Россия должна в ближайшие годы приложить максимальные усилия к организации переговоров с Китаем и другими перспективными импортерами российского газа и строительству необходимой инфраструктуры, ориентированной на азиатский рынок.

Европа, в свою очередь, в ближайшее время продолжит создавать инфраструктуру для использования альтернативных газу источников энергии и увеличения мощностей по импорту сжиженного природного газа, а также приложит максимальные усилия к повышению энергоэффективности и энергосбережения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Взгляд (деловая газета). 2014. 21 марта. URL: http://vz.ru/news/2014/5/21/687748.

html

Гаранина О.Л., МаксимцевИ.А. Российско-европейские экономические отношения: стратегическое партнерство и энергетические противоречия. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2012.

Иванов В.П. Европейское направление в энергетической стратегии России в контексте международной энергетической безопасности. М.: ТЕИС, 2009.

Каныгин П.С. Энергетическая безопасность Европейского союза и интересы России. М.: Алконьюс.ру, 2008.

Матяш В.Н. Россия и ЕС: перспективные направления сотрудничества: Учеб. пособие. М.: ДА МИД РФ, ИАМП, 2002.

Сорокин В.П. Развитие энергетической инфраструктуры Европейского союза: Регуляторные и практические аспекты. М.: Аркаим, 2012.

Шкута А.А. Европейский вектор газовой стратегии России. М.: ЭКОМ Пабли-шерз, 2008.

Energy savings 2020. How to triple the impact of energy saving policies in Europe. The European Commission. September 2010. Brussels: EC, 2010.

URL: http://www.iea.org/

бРоссия и Китай заключили контракт на покупку газа // Взгляд (деловая газета). 2014. 21 марта. URL: http://vz.ru/news/2014/5/21/687748.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.