времени со стороны США не последовало извинений, например, перед той же Мексикой за грабительскую войну 1846—1848 гг., этого нет и в их планах. Вопросы о какой-либо уступке даже квадратного дюйма американской территории даже не обсуждаются, и политик, посмевший это сделать, немедленно осуждается общественным мнением, он предстает как предатель национальных интересов.
Список литературы
1. История внешней политики и дипломатии США 1775-1877 гг. М., 1994.
2. Американский экспансионизм: редакционная заметка // Новое время. М., 1985.
Представляется, что изложенный нами опыт решения спорных территориальных вопросов США может иметь значение для многих государств, имеющих в своем составе территории, правовой статус которых в полной мере не урегулирован на основе норм международного права, что влияет на национальную безопасность как в локальном регионе, так и во всем мире.
3. Официальный сайт РИА-Новости. URL: http://www.ria.ru/politics/20120301/ 583540220.htm (дата обращения: 16.10.2012).
E-mail: [email protected]
о
03
н
и
И IT
S
а н
о и
и О
X
^
О
а
<
Й и
102
Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,
главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем отраслевого управления научного центра,
доктор юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)
Новые технологии прогнозирования форсайт: зарубежная практика и отечественные перспективы в сфере оптимизации правопорядка
В статье рассматриваются свойства технологии форсайта как способа предвидения будущего с позиции его прикладного значения для сферы правопорядка, обеспечиваемого органами внутренних дел. Проверяемым предположением выступает возможность методом предвидения развития событий (популярного за рубежом) определить приоритеты в процессе реформирования органов внутренних дел.
Форсайт, методы форсайта, этапы становления технологий прогнозирования форсайта, органы внутренних дел и гражданское общество.
В основу деятельности полиции МВД России заложена идея партнерской модели организации ее деятельности, предполагающей формирование отношений сотрудничества между полицией и населением. Полагаем, что основой для такого партнерства могут выступить адекватные представления российской общественности о возможности эффективного влияния органов внутренних дел на состояние правопорядка, соотнесенные с реалистичными представлениями органов внутренних дел о том, что ожидает от них общество.
Можно с уверенностью утверждать, что существующая практика деятельности полиции располагает убедительными примерами нахождения и установления такого баланса. При этом есть и противоположные примеры. Представляется, что систематизация накопленного опыта, нацеленная на выявление возможностей органов внутренних дел по совершенствованию своей деятельности, может существенно приблизить решение рассматриваемой проблемы. Эмпирически выявленная и непрерывно подтверждаемая связь между возможностями органов внутренних дел в деятельности по охране общественного порядка и общественной безопасности и состоянием правопорядка, установленного в данное время и в определенном месте, может стать основой идеологической модели полиции, деятельность которой общественно ориентирована. Адекватно систематизированный опыт правоохранной деятельности, возможно, станет основным ориентиром как для самооценки органов внутренних дел, так и для оценки их работы общественностью. Оптимизация этих оценок сориентирует общественное мнение, окажет влияние на процесс принятия повседневных решений орга-
ЭОЛ
нами внутренних дел и на их практическое воплощение в жизнь. Иными словами, речь идет об организации обратной (взаимообусловленной) связи между состоянием правопорядка, возможностями органов внутренних дел по совершенствованию своей деятельности, с одной стороны, и мнением общественности — с другой.
Такая постановка вопроса позволяет привлечь к решению данной проблеме возможности прогноза развития конкретных проявлений рассматриваемой взаимосвязи, суть которого можно свести к следующему: чем лучше выявлены факторы обусловленности состояния правопорядка, тем лучше на их фоне проявляются возможности для деятельности органов внутренних дел и, следовательно, тем понятнее она (деятельность) становится для российской общественности.
Руководство страны в целом позитивно оценивает ход реформы структуры органов внутренних дел, но завершится она лишь тогда, когда деятельность МВД России будет в полной мере соответствовать требованиям общества. Это значит, что только с установлением эффективной обратной связи с обществом органы внутренних дел станут единой, мобильной, эффективной, технически оснащенной структурой, укомплектованной специалистами самого высокого уровня, и в этом цель преобразований, происходящих в МВД России.
Таким образом, в создании новой обратной связи, систематизирующей способы и направления реформирования органов внутренних дел, заинтересованы не только сами сотрудники, но и все государственные и общественные структуры. Как будет проходить это развитие, каковы его перспективы и результат определить достаточно сложно. Сейчас ясно одно: прогнозирование такого развития, тем более легко проверяемое «на подтверждаемость», окажет существенную помощь в определении его направлений.
В этих целях за рубежом широко применяется инструмент научного предвидения — технологии прогнозирования форсайт. «Форсайт (англ. foresight — видение будущего) — это предвидение или прогноз, который включает, как принято считать, элементы активного влияния на будущее. Это организованная как систематический процесс попытка заглянуть в будущее науки, технологии, экономики и общества с целью оценки достижений и определения важнейших направлений стратегических исследований и сфер, где могут появиться технологии, способные принести наибольшие выгоды обществу. Это согласованное ведущими группами интересов представление
о будущем на базе научных прогнозов и признанных приоритетных нужд» [10, с. 4]. В рассматриваемой нами правоохранной сфере необходимо применять технологии выявления обусловленности состояния правопорядка и возможностей осуществления правоохранной деятельности органов внутренних дел.
Технологии прогнозирования форсайта отличаются от всех известных инструментов научного предвидения (прогнозирования, планирования, футурологии) тем, что, во-первых, предполагают участие многих заинтересованных слоев гражданского общества (ученых, представителей органов власти, общественных организаций, политиков и т. д.) в формировании картинки видения будущего и, во-вторых, предлагают участникам самостоятельно и активно реализовывать ими же предсказанные изменения. Иначе говоря, технологии прогнозирования форсайта — это процесс, связанный не с предсказанием завтрашнего дня, а с его созданием. Они содержат элемент активного влияния на будущее, что приучает людей и организации к идее о сотворении ими будущего сегодня [4, 8]. И в этом смысле методы форсайта представляются приемлемыми для оптимизации рассматриваемой здесь обратной связи.
Несмотря на то, что форсайт как инструмент прогнозирования еще молод, в его становлении и развитии ученые выделяют несколько этапов.
Первый этап — «технологический форсайт»; его появление одни представители науки связывают с технологическими разработками компании «RAND Corporation» и применением ею метода Дельфи (в конце 50-х гг. прошлого столетия), другие считают, что форсайт появился и оформился как технология лишь к концу XX в. Обе точки зрения имеют право на существование, однако, если рассуждать о форсайте как о технологии коллективного предвидения, основанной на достижении консенсуса интересов по поводу видения будущего, то появление ее можно отнести действительно к концу XX в.
Второй этап — «рыночно ориентированный форсайт», период, когда появились разработки, определяющие перспективы взаимодействия новых технологий и рынков. Представляется, что рыночное направление применения рассматриваемого метода заведомо неприемлемо для оптимизации партнерства органов внутренних дел и общественности.
Третий этап — «социально и экономически ориентированный форсайт», представляет собой системный инструмент формирования будущего, позволяющий учитывать возмож-
о
03
н
и
И IT
s
а н
о и
и О
X
^
О
а
<
Й и
103
О 03
н
и
И IT
S
а н
о и
и О
X
^
О
а
<
Й и
104
ные изменения во всех сферах общественной деятельности: науках и технологиях, экономике, социальных отношениях, культуре [9]. Полагаем, что подход с этой позиции делает возможным лишь избирательное и дозированное применение возможностей форсайта.
Сегодня ученые говорят о появлении «Форсайта четвертого и пятого поколений» [1]. Четвертый этап — развитие инновационной системы, когда основным содержанием форсайт-исследований становятся выявление перспектив развития национальных инновационных систем и выработка рекомендаций для государственной политики. В этом ключе для правоохранительной деятельности, по нашему мнению, методы Форсайта будут интересны лишь настолько, насколько смогут способствовать развитию полезности рассматриваемой нами обратной связи.
Пятый этап связан с разработкой широкого спектра структурных и иных проблем научно-технической и социальной политики, решение которых может стать ответом на социально-экономические и культурные вызовы и будет направлено на развитие межгосударственного сотрудничества в научно-технической сфере. Однако оно должно быть предметно и обоюдно приемлемо для взаимодействующих сторон.
В современной науке и практике выделяют несколько видов Форсайта в соответствии с его уровнем и сферой применения. Например, по степени охвата проблем — это преимущественно глобальный, национальный, межрегиональный, региональный уровень; по сферам — социальный, экономический, политический, научный, научно-технологический, образовательный; по внутренним уровням — отраслевой, кластерный, корпоративный и пр. [6].
Для составления форсайт-проектов используются различные методы, в том числе метод Дельфи, который базируется на опросе экспертов, респондентов. Цель такого опроса — не только предоставить аналитикам информацию для последующей обработки, но и обеспечить обратную связь с респондентами. Метод подразумевает не разовый опрос, а как минимум две итерации опроса одной и той же группы респондентов. Для классического варианта метода Дельфи характерно несколько итераций — (от трех до восьми) и SWOT-анализ. Это помогает выявить сильные и слабые стороны анализируемого решения (ситуации), определить возможности и угрозы, позволяет привлечь к решению проблемы экспертов с помощью мозговых штурмов, способствует созданию и проработке сцена-
риев, построению «дорожных карт» и пр. При этом качественные форсайт-проекты предполагают использование самых разнообразных методов. Что касается применения вышерасс-мотренных методов в правоохранительной сфере, то отметим, что даже при условии, когда эксперты адекватно представляют как возможности органов внутренних дел, так и ожидания общественности от их деятельности, без учета отражающей обратную связь практики их рассуждения не будут результативными.
По мнению ученых, в условиях усложнения социально-экономических и технологических систем, способствующих возрастанию неопределенности, требуется внедрение новых методов форсайт-исследований, основанных на системном подходе. В данном случае речь идет о перспективах применения сетевого анализа, позволяющего выявить взаимосвязи между событиями и тенденциями в рамках исследуемого контекста [5]. Уместно подчеркнуть, что предметность связи обусловленности правопорядка возможностями органов внутренних дел по его поддержанию, а также значимость мнения общественности о качестве деятельности правоохранных органов и есть проявление системности, несомненно, необходимое для оптимизации партнерства граждан и сотрудников органов внутренних дел.
Изначально основной целью форсайт-исследований считалось технологическое прогнозирование. По данным ЮНИДО1, до конца 90-х гг. XX в. прогнозы, которые делались Национальным советом по исследованиям США, использовались в основном для выбивания денег из федерального правительства, а не для воплощения в жизнь «волнующих научных возможностей, имеющихся в данной области». Думается, что однозначно такие прогнозы не могли быть интерпретированы.
Одной из первых преимущества форсайта как новой технологии прогнозирования оценила Япония. С начала 70-х гг. XX в. долгосрочным прогнозированием занялись тысячи экспертов, и каждую пятилетку они составляют форсайт-прогнозы на тридцатилетний период развития страны. Можно сказать, что успехи Японии в научно-технической сфере в какой-то степени — следствие такого подхода. Однако с достаточным основанием можно предположить, что в ситуации беспощадной глобализации мира Япония не заинтересована в громких заявлениях об обусловленности собственных достижений
1 UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) - специализированное агентство Организации Объединенных Наций, деятельность которого посвящена проблемам промышленного развития.
в контексте рассматриваемом технологии прогнозирования и тем более их взаимосвязью с действиями конкретных профессиональных структур.
В конце 80-х гг. XX в. форсайт-прогнозирование начало применяться практически во всех странах Западной Европы. Например, по результатам форсайт-прогнозов ученые Нидерландов установили, что лучше всего смогут воспринять идею внедрения передовых биотехнологий не крупные аграрные корпорации, а фермерские хозяйства, и после этого открытия малый сельскохозяйственный бизнес страны получил поддержку на государственном уровне. В Великобритании были проведены форсайт-исследования, направленные на предсказания наводнений, затоплений прибрежных территорий и возможных изменений береговой линии, что послужило ориентиром для развития соответствующего бизнеса и укрепления инфраструктуры в прибрежных районах страны.
Аналогом форсайт-прогноза, его российским предшественником считается Комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, разработанная в 1972 г. под эгидой Госплана, Госстроя и АН СССР и просуществовавшая до 1990 г., и заменившая ее Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г., подготовленная Центром стратегических разработок, а также некоторые другие [9]. Следовательно, рассматриваемый метод имеет перспективные российские альтернативы.
В России в 2006 г. Министерство информационных технологий и связи инициировало и осуществило форсайт-проект «Долгосрочный технологический прогноз. Российский ИТ Foresight», цель которого состояла в определении приоритетов развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России на ближайшие 10—15 лет. Проект предполагал организацию открытого активного диалога в ходе проведения опросов, круглых столов, конференций между представителями различных секторов науки, государства и бизнеса [9]. Надеемся, что при создании этого проекта был проведен предметный анализ упомянутого нами советского опыта.
В 2006 году под эгидой Министерства промышленности и энергетики стартовал про-мышленно-энергетический форсайт-прогноз, его цель — разработка современной модели территориального размещения производственных мощностей и объектов энергетики, а также обеспечения комплексного развития субъектов Российской Федерации [7]. Тем не менее оценить новые возможности планирования можно будет лишь при наступлении прогнозируемого результата.
Вместе с тем в России имеется опыт построения региональных форсайт-прогнозов, в частности в Иркутской области, Башкортостане, Пермском крае [2].
Необходимость выработки целенаправленной государственной политики по инициированию и поддержке изучения и использования технологии прогнозирования форсайта (которую в целом можно определить как «опредмечивание» связей между обусловленностью наступления прогнозируемых ситуаций и возможностями профессионалов, способных формировать эту обусловленность) при решении важнейших стратегических задач страны — веление времени. По мнению отечественных исследователей, в России, к сожалению, еще нет процедур и правил использования подобной технологии. Кроме того, нет и соответствующей базы, не согласованы основные тенденции развития России хотя бы до 2020 г.
При этом, по мнению европейских экспертов в области прогнозирования посредством форсайт-технологий, уровень применения форсайт-прогнозов в России впечатляет. В частности, Люк Джоржиу, председатель Международного консультативного совета форсайт-центра Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», отмечает работу по составлению перечня критических технологий, который служит источником ценной информации о зарождающихся экономически значимых направлениях в различных областях жизнедеятельности российского общества.
По мнению ученого-социолога К.Р. Поп-пера, форсайт-прогнозирование характеризуется четырьмя методологическими «полюсами»: экспертизой, доказательностью, взаимодействием и креативностью, и если первые два в России развиты достаточно основательно, то с последними возникают существенные трудности. Что касается взаимодействия, то его добиться значительно легче (из всего вышеперечисленного — Е.Е.), что, как следствие, повысит результативность «форсайтной деятельности» в России в целом [3].
Заметим, что приведенные мнения — это суждения всего лишь двух экспертов, и маловероятно, что они хорошо знакомы с российской действительностью и тем более заинтересованы в развитии преимуществ России.
Информация о предвидении будущего существенно влияет на перестройку системы правоохранительных органов, в частности органов внутренних дел, однако только в случае ее предметности и связи с возможностями органов внутренних дел по охране правопорядка
о
03
н
и
И IT
S
а н
о и
и О
X
^
О
а
<
Й и
105
О 03
н
и
И IT
S
а н
о и
и О
X
^
О
а
<
Й и
106
и обеспечения общественной безопасности. Например, МВД России прилагает значительные усилия по развитию сферы предоставления государственных услуг правоохранительными органами в электронном виде. Это требует переориентации и новой подготовки персонала, а также изменения материального обеспечении данной сферы (установки нового оборудования, поставок технических средств, материалов и пр.). Но прежде всего это требует переосмысления приемлемости идеи предоставления государственных услуг в сфере оптимизации правопорядка.
Новые требования, предъявляемые обществом к правоохранительной системе в период ее реформирования, вызваны, с одной стороны, возникновением иных видов преступлений, с другой — внимательным отношением к деятельности органов внутренних дел со стороны нашего общества.
Современная жизнь, предполагающая перемещение и проживание в разных регионах мира, высокие темпы развития миграционных процессов способствуют распространению самых разнообразных запрещенных веществ (средств), изощренных способов совершения преступлений и т. д. Необходимо вкладывать государственные инвестиции в новые дисциплины (например, биоинформатику, биоме-
Список литературы
1. Джумабеков А. Форсайт и стратегическое планирование. М., 2010.
2. Калюжнова Н.Я. Региональный Форсайт Сибири // Интернет-сайт «Стратег.ру». URL: //http://www.stra.teg.ru/library/glob-al/Prognoz/foresight/10 (дата обращения: 26.09.2012).
3. Креативность и взаимодействие. Пространство роста для российского Форсайта // Форсайт. 2011. Т. 5. № 4.
4. Макарова В.В. Форсайт как инструмент стратегического управления инновационной деятельностью в экономических системах: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
5. Нугрохо Я., Саритас О. Увидеть и осознать невидимое. Сканирование, сетевой и сценарный анализ // Форсайт. 2011. № 3. Т. 5.
6. Семёнова Н.Н. Форсайт в условиях глобализации. URL: http://www.emag.iis.ru/ arc/infosoc/emag.nsf/ВРА/с8494fae9с4b
трию и пр.) с тем, чтобы создать адекватную инфраструктуру противодействия современным угрозам. Особое значение имеет междисциплинарное взаимодействие специалистов. Все это побуждает к стратегическому переосмыслению возможностей, предоставляемых технологиями прогнозирования форсайта.
Рассматриваемая методология привлекательна тем, что формирует взгляды на будущее в гражданском обществе и помогает согласовывать разные интересы. Вместе с тем, как и любая технология, форсайт-прогноз пригоден там, где способствует «опредмечиванию» управленческих технологий. В большей мере это касается сферы деятельности органов внутренних дел, вынужденно противостоящих криминалитету и поэтому обязанных скрывать от общества часть своей профессиональной методологии. С учетом последнего обстоятельства, рассуждая об оптимизации партнерства органов внутренних дел и общественности, в основание которого подведена идея об улучшении характеристик правопорядка в России, можно выступить с предложением использования лишь отдельных элементов форсайт-методик в качестве технологического инструментария, адаптированного к предмету и специфике такого партнерства.
f86ac3257589004alc27 (дата обращения: 25.09.2012).
7. Сессия стратегического планирования «Сценарные условия и технологическое будущее производственных секторов Российской Федерации» (г. Нижний Новгород, 14-15 июня) // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли России. URL: http://www.minpromtorg. gov.ru/actions/foresight/8 (дата обращения: 26.09.2012).
8. Третьяк В.П. Формирование Форсайта и развитие гражданского общества // Наука. Инновации. Образование. М., 2007. Вып. 2.
9. Третьяк В. П. Форсайт в вопросах и ответах. В 3-х ч. М., 2011.
10. Форсайт Иркутской области: 20 вопросов и ответов. Иркутск, 2006.
E-mail: [email protected]