Научная статья на тему 'Новые технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации: правовые проблемы и перспективы внедрения'

Новые технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации: правовые проблемы и перспективы внедрения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
3990
551
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OBSERVANCE OF CITIZENS’ RIGHTS / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / МОНИТОРИНГ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ТЕХНОЛОГИИ ОБРАБОТКИ БОЛЬШИХ ДАННЫХ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН / OPERATIONAL INVESTIGATIVE INFORMATION / INTERNET NETWORK MONITORING / BIG DATA TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Осипенко Анатолий Леонидович

В статье рассмотрены перспективы повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности за счет внедрения технологий получения и анализа информации, основанных на использовании новых источников оперативно-розыскных данных. Особое внимание уделено способам добывания оперативно значимых сведений в сети Интернет и применению технологий обработки Больших Данных. Обсуждены правовые проблемы соблюдения конституционных прав граждан в процессе сбора оперативно-розыскной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Осипенко Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW TECHNOLOGIES OF OBTAINING AND ANALYSING OPERATIONAL INVESTIGATIVE INFORMATION: LEGAL PROBLEMS AND IMPLEMENTATION PROSPECTS

The prospects of increasing efficiency in operational investigative activities due to the introduction of obtaining and analyzing information technologies based on new sources of data are considered. The special attention is given to methods of obtaining operational data in the Internet network and the use of Big Data technologies. The legal problems of observing constitutional rights of citizens while obtaining operational investigative information have been discussed.

Текст научной работы на тему «Новые технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации: правовые проблемы и перспективы внедрения»

Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015

А.Л. Осипенко,

доктор юридических наук, доцент

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЛУЧЕНИЯ И АНАЛИЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ

NEW TECHNOLOGIES OF OBTAINING AND ANALYSING OPERATIONAL INVESTIGATIVE INFORMATION: LEGAL PROBLEMS AND IMPLEMENTATION PROSPECTS

В статье рассмотрены перспективы повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности за счет внедрения технологий получения и анализа информации, основанных на использовании новых источников оперативно-розыскных данных. Особое внимание уделено способам добывания оперативно значимых сведений в сети Интернет и применению технологий обработки Больших Данных. Обсуждены правовые проблемы соблюдения конституционных прав граждан в процессе сбора оперативно-розыскной информации.

The prospects of increasing efficiency in operational investigative activities due to the introduction of obtaining and analyzing information technologies based on new sources of data are considered. The special attention is given to methods of obtaining operational data in the Internet network and the use of Big Data technologies. The legal problems of observing constitutional rights of citizens while obtaining operational investigative information have been discussed.

Организация системы непрерывного поступления оперативно-розыскной информации является одним из основных условий успешной деятельности оперативных подразделений. От иных видов социальной информации такую информацию отличает специфика источников, методов и тактических приемов получения и использования [1]. Информационные процессы в оперативно-розыскной деятельности связаны с проведением гласных и негласных мероприятий, направленных на обнаружение, получение, проверку и накопление сведений, содержащих новые, ранее неизвестные оперативным подразделениям данные, имеющие значение для противодействия преступности (в первую очередь, это сведения о криминальной деятельности

отдельных лиц и преступных формирований, о времени, месте, способах совершения преступлений и сокрытия их следов, об обстоятельствах, сопутствующих совершению преступлений и способствующих установлению совершивших их лиц). Разумеется, оперативные подразделения при этом не могут замыкаться лишь на выявлении лиц и фактов, связанных с конкретными преступлениями. Добывание оперативно-розыскной информации направлено и на повышение осведомленности о криминогенных процессах, протекающих на обслуживаемой территории или объекте, об иных обстоятельствах, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности. Стоит подчеркнуть, что в современных условиях «ин-

13

Юридические науки

формационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности становится важнейшим элементом информационного противоборства правоохранительных органов с внутренними и внешними криминальными и деструктивными силами» [2].

Интенсивное развитие информационных технологий в последние годы привело к значительному изменению технологий получения и анализа оперативно-розыскной информации. Основная роль в их совершенствовании отводится внедрению новых способов добывания оперативно значимых сведений в сети Интернет.

Возрастание важности сетевого информационного поиска определяется как массовым перемещением информации обо всех сферах противоправной деятельности в информационное пространство Интернета, так и активным освоением киберпространства организованной преступностью, связанным не только с использованием возможностей сети для координации преступной деятельности, но и с расширением видов криминальной активности, реализуемых непосредственно в Интернете. С учетом этого в последнее время информационные ресурсы сети в деятельности оперативных подразделений прочно заняли место одного из основных источников получения оперативно значимой информации.

В то же время проблема выявления стабильных каналов получения оперативно-розыскной информации непосредственно в сетевом пространстве, упорядочивания этих каналов и оптимизации поступающих из них информационных потоков сохраняет особую актуальность. Для решения этой проблемы важно с позиций оперативно-розыскной науки системно изучать закономерности отражения оперативно-розыскной информации в сетевых ресурсах и особенности применения разведывательно-поисковых методов для ее обнаружения, получения, проверки и фиксации.

Результаты соответствующих исследований подтверждают необходимость учитывать социальную природу Интернета и при выборе методов получения оперативно-розыскной информации опираться на понятия сетевой социальной среды и сетевого информационного пространства (киберпространства). Такой подход помогает внедрять новые технологии добывания информации в социальных сетях, специализированных тематических форумах и блогах лиц, представляющих оперативный интерес. В частности, особое внимание, на наш взгляд, стоит уделять выявлению сетевых криминогенных объектов, среди которых выделим три основных типа: а) сетевые объекты, на которых повторяются попытки преступных посягательств и су-

ществуют условия для их совершения; б) сайты, через которые распространяется социально опасная информация, реализуются предметы, запрещенные к обороту, и т.п.; в) места сетевого общения криминально настроенных лиц. Изучение показало, что важные для выявления преступлений сведения концентрируются на сетевых криминогенных объектах в виде: а) следов противоправной деятельности; б) ссылок на материалы, запрещенные к распространению; в) сообщений лиц, осведомленных об обстоятельствах подготовки и совершения преступлений.

По оценкам специалистов, специфика работы в информационной среде накладывает отпечаток не только на кадровый состав и приемы, но и на облик применяемых средств, заставляя более активно применять специальные разведывательные аналитико-поисковые мероприятия [3]. Особое место в формировании системы выявления оперативно значимой информации в Интернете занимает организация комплекса мероприятий, объединяемых понятием «оперативно-розыскной мониторинг сетевых информационных ресурсов». Основными направлениями мониторинга, позволяющего получать значительные объемы ценной информации, можно считать: 1. Автоматизированный поиск общедоступных сетевых информационных ресурсов, содержащих запрещенную к распространению информацию. 2. Оперативнорозыскное изучение материалов выявленных сетевых ресурсов, связанных с деятельностью преступных сообществ. В процессе такого изучения могут применяться автоматизированные методы контент-анализа. 3. Наблюдение за закрытыми для общего доступа местами сетевого общения криминальной направленности.

Между тем связывать современные технологии получения и анализа оперативно-розыскной информации исключительно с информационным поиском в сети Интернет было бы ошибочным. Сегодня вектор интенсификации получения такой информации уже явно смещается в сторону обработки так называемых Больших Данных. Этот процесс определяется существенным расширением спектра новых технических источников оперативно-розыскных данных. Для того чтобы уяснить, как формируются соответствующие информационные массивы, выделим лишь основные направления внедрения в жизнь современного общества информационно-телекоммуникационных технологий, оказывающих влияние на изменение закономерностей образования и концентрации оперативно значимой информации.

Прежде всего, стоит отметить беспрецедентный охват населения средствами сотовой связи и мобильными устройствами, обеспечивающими

14

Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015

доступ к сетевым ресурсам, и внедрение систем беспроводной связи четвертого поколения (WiMAX, LTE) с высочайшими скоростями доступа к сети с мобильных устройств. Расширяется применение систем геопозиционирования, позволяющих осуществлять привязку различных физических объектов к их положению на местности. Отмечается значительное увеличение мощности вычислительных систем, обеспечившее условия для широкого внедрения технологий распознавания образов (лица, голос, номерные знаки автотранспортных средств и др.), и наращивание арсенала использующих эти технологии систем видеонаблюдения и видеорегистра-торов1. Во многих населенных пунктах производится установка в общественных местах комплексов, не только распознающих в большой толпе лица для обнаружения граждан, находящихся в розыске, но и позволяющих определять отклонения эмоционального и психофизиологического состояния отдельных субъектов (по микровибрациям головы, особенностям моторной активности человека, повышенной температуре и иным параметрам) с целью дистанционного выявления потенциальных нарушителей общественной безопасности. С использованием беспилотных летательных аппаратов осуществляется видеомониторинг территорий и объектов, дающий возможность с высоким разрешением фиксировать события, представляющие оперативный интерес. Шире применяются разного рода нательные датчики (например, фиксирующие физиологические показатели или принудительно закрепляемые для ограничения свободы передвижения отдельных лиц). Развиваются технологии «дополненной реальности», обеспечивающие непрерывный доступ индивидуума к мобильной телекоммуникационной среде с постоянным предоставлением ему информации, влияющей на принятие им решений. Соответствующие устройства (например, очки Google) облегчают ориентацию в незнакомом месте, поиск объектов с заданными свойствами, распознавание зданий и сооружений, получение в режиме реального времени данных о технических характеристиках конкретных устройств и др. Фиксируется резкий рост видов, количества и функций так называемых «умных вещей», оснащенных микропроцессорами и способных осуществлять обмен данными с телекоммуникационными се-

1 Программные решения Hitachi способны за секунду распознавать любое лицо из базы данных, в которой хранится информация более чем о 50 млн. лиц. По данным компании, в 2015 г. объем базы изображений возрастет примерно до 1 млрд. персон.

тями (системы «умного дома», бытовые приборы, оргтехника, навигационные системы автотранспорта, информационные датчики в местах общественного пользования и т.п.). Сформировавшаяся в этих условиях концепция «Интернета вещей» предполагает повышение эффективности удовлетворения запросов пользователей за счет расширения их сетевого взаимодействия с окружающими их объектами. Однако уже сейчас видна тенденция перехода к концепции «Интернета всего», когда к сети будут подключены практически все объекты и инфраструктуры, обслуживающие интересы как отдельных граждан, так и общества в целом.

Все названные технологии и технические средства порождают колоссальные объемы фиксируемых в цифровом виде данных, отражающих в том числе сведения, представляющие оперативный интерес. Рассматривая этот процесс с позиций оперативно-розыскной деятельности, можно считать источниками оперативно значимой информации различные информационные системы государственных органов и коммерческих структур, в том числе банков и операторов связи, потоки данных от различных датчиков (радиочастотных идентификаторов, GPS-трекеров и т.п.), стационарных и мобильных измерительных устройств, систем геопозиционирования, видеонаблюдения и видеофиксации, сообщения из социальных сетей и иных мест сетевого общения и др.

Благодаря постоянному снижению стоимости хранения информации в цифровой форме поступающие из этих источников огромные массивы данных могут быть сохранены и использованы для автоматизированной обработки2.

Кроме того, происходит интенсивный перевод всей доступной информации в цифровую форму, и, по некоторым оценкам, сегодня не оцифровано лишь чуть более 2% такой информации. Логично ожидать, что обработка обозначенных информационных массивов открывает новые горизонты для информационного поиска. Однако анализ не-

2 Многие помнят, какие надежды связывали оперативные сотрудники с появившимися в 1990-е гг. системами управления структурированными базами данных, позволявшими выявлять неявные связи между объектами оперативного интереса, событиями и предметами. Однако тогда на практике оказалось довольно сложно поддерживать функционирование таких СУБД из-за несовершенства вычислительной техники, слабой оснащенности ею оперативных подразделений, недостаточной подготовленности сотрудников, отсутствия кадров для системного пополнения баз данных и иных факторов объективного и субъективного характера. В настоящее время ситуация изменилась и большинство из таких факторов вполне преодолимы.

15

Юридические науки

структурированных данных, генерируемых разными источниками, во всей их полноте с извлечением нового знания продолжает оставаться сложной задачей, для решения которой формируются новые концептуальные подходы, объединяемые понятием «Большие Данные».

Термин «Большие Данные» появился относительно недавно, но довольно быстро закрепился в научной и деловой литературе, и сегодня его широко используют крупнейшие разработчики программно-аппаратных средств обработки информации и ведущие аналитики рынка информационных технологий. Под Большими Данными понимают колоссальные по объемам структурированные и слабоструктурированные массивы данных, представленных в самых разнообразных форматах и хранящихся распределенно в различных узлах глобальной сети. Важно учитывать, что происходит постоянное пополнение этих массивов при увеличении их числа, обеспечивающее высочайшие скорости прироста совокупных данных, основной объем которых генерируется автоматически без участия человека.

Обработка таких данных с комплексным использованием особых подходов, специальных инструментов и методов (например, методов массовопараллельной обработки) позволяет получать в различных сферах деятельности (в производстве, здравоохранении, торговле, государственном управлении) новые ценные знания, недостижимые иными способами. Добавим, что такая обработка существенно отличается от традиционно применявшихся для решения подобных задач средств, таких как системы управления базами данных (СУБД) и программы бизнес-аналитики и бизнес-разведки. Это отличие в первую очередь связано с возможностью вовлечения в обработку различных типов слабоструктурированных данных при высоких скоростях обработки.

Понятно, что ценность Больших Данных для оперативно-розыскной деятельности обусловлена возможностью извлечения из них важной оперативно-розыскной информации, а эта возможность определяется не столько объемами обрабатываемых данных, сколько эффективностью применяемых аналитических инструментов. Интенсивное развитие информационных технологий приводит к постоянному появлению новых и совершенствованию существующих методов обработки Больших Данных. В настоящее время ряд корпораций (IBM, Oracle, Teradata, EMC и др.) предлагают готовые программные решения и аппаратно-программные комплексы для массово-параллельной обработки данных, позволяющие агрегировать данные объемом в десятки терабайт и производить их глубокий анализ, обеспечивающие обнаружение неизвест-

ных событий и неочевидных закономерностей, автоматизированное выявление латентных связей между объектами различной природы (событиями, людьми, предметами, сведениями и др.), визуализацию результатов о наличии неявных связей, структуру которых трудно передать иными способами. С их помощью решаются задачи, представляющие интерес и для оперативно-розыскной деятельности: классификация (отнесение новых объектов к одному из известных классов с целью установления предполагаемых характеристик таких объектов и их возможных реакций на различные воздействия); кластеризация (группировка объектов на основе схожих свойств); ассоциация (выявление закономерностей между связанными событиями); анализ отклонений (обнаружение нехарактерных событий); прогнозирование (определение наиболее вероятных вариантов развития изучаемых явлений).

Известно, что технологии анализа Больших Данных уже активно применяются спецслужбами США, других государств. Управление перспективных исследований при Министерстве обороны США (DARPA) реализует программу MEMEX, с помощью которой анализирует скрытые зоны Интернета, чтобы контролировать, как в них общаются участники международных преступных сетей. Есть свидетельства того, что в США осуществляется активная разработка и практическое использование технологий управления групповым и массовым поведением граждан в других странах мира [4].

В целом анализ Больших Данных способен обеспечить преимущество во всех сферах деятельности, связанных с интеллектуальным противоборством и необходимостью получения разведывательной информации. Это, разумеется, относится и к оперативно-розыскной деятельности, реализуемой в условиях интеллектуального противостояния правоохранительных органов с организованной преступностью.

Очевидно, что для эффективного использования Больших Данных в оперативно-розыскной деятельности необходимо решить комплекс сложных организационных, технологических и правовых проблем. Необходимо не только создать дорогостоящую технологическую основу, но и тщательно проработать соответствующие правовые нормы, ясно и четко регулирующие вопросы, связанные с порядком доступа к Большим Данным, их обработки и использования ее результатов. Здесь остро стоит целый ряд вопросов, связанных в первую очередь с обеспечением прав граждан; с определением пределов полномочий оперативно-розыскных органов в наднациональном сетевом пространстве; с регламен-

16

Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015

тацией взаимодействия операторов связи, провайдеров интернет-ресурсов, владельцев информационных систем с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Особый блок составляют проблемы соблюдения прав граждан при обработке оперативнорозыскными органами данных, отражающих обстоятельства их частной жизни. Попадая в Интернет, сведения о частной жизни лица выходят из-под контроля субъекта распространения, могут массово дублироваться на многочисленных информационных ресурсах и храниться там неограниченно долго. Нередко возникают ситуации, когда пользователь не в состоянии удалить из сети нежелательную информацию о себе. Известно решение Европейского суда, по которому гражданин ЕС вправе требовать от владельцев поисковых систем исключать из результатов поиска ссылки на документы, содержащие сведения о нем. Европейский суд назвал это «правом на забвение».

В июне 2015 г. Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект, предусматривающий реализацию аналогичного права для российских граждан. Между тем, по мнению многих специалистов, реализация такого права на практике будет крайне затруднительной, если не сказать невозможной. Важно понимать, что в условиях повышенной информационной прозрачности, создаваемой постоянным накоплением и неконтролируемым дублированием в Интернете информации о гражданах, практически нереально обеспечить полное сохранение тайны их частной жизни. Большинство из нас, не задумываясь, постоянно оставляет цифровые следы своей сетевой активности. При этом все больше размывается грань между конфиденциальными и общедоступными данными, которые без ограничений могут обрабатываться как Большие Данные. Тем не менее, думаем, что полномочия полиции по мониторингу персональных данных граждан, контролю за электронной перепиской разрабатываемых лиц, автоматизированному сбору и анализу разрозненных сведений об их поведении, связях, интересах, финансовых операциях, местонахождении и перемещениях, формированию «электронного досье» должны быть четко регламентированы в соответствующих нормативных правовых актах. Естественно, расширение возможных форм электронного контроля за гражданами и отслеживания их социальной активности со стороны правоохранительных органов резко обостряет задачу поиска оптимального соотношения между интересами личности и общества. Отметим, что в последнее время во многих государствах проявляется тенденция изменения баланса приоритетов в пользу защиты общественных, государственных интересов.

Не меньшую значимость приобретает создание реальных правовых условий для концентрации и обработки Больших Данных, доступа к ним оперативно-розыскных органов. Для этого должна быть сформирована правовая основа передачи в их распоряжение максимального количества рассмотренных ранее информационных массивов, организации подключения к информационным системам государственных органов и коммерческих структур, операторов связи, провайдеров интернетресурсов, системам геопозиционирования, видеонаблюдения и видеофиксации.

Владельцы указанных систем в соответствии с законодательством обязаны обеспечивать защиту персональных данных граждан, сведения о которых обрабатываются в них. Напротив, обязанность и условия предоставления доступа к обрабатываемым в названных системах данным субъектам оперативно-розыскной деятельности в федеральных законах не обозначены. Вернее, это сделано лишь для операторов связи (провайдеров сети Интернет) при исполнении закрепленной Федеральным законом «О связи» обязанности предоставлять субъектам ОРД информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на оперативно-розыскные органы. Полагаем, аналогичные обязанности и условия их реализации должны быть закреплены для владельцев всех информационных систем, данные из которых могут быть эффективно использованы в оперативно-розыскной деятельности.

Особого исследования заслуживает вопрос правового регулирования использования в интересах оперативно-розыскной деятельности массивов персональных данных при условии, что оператор их обработки передает такие массивы субъекту ОРД, предварительно их обезличив (например, заменив конкретные имена последовательностью номеров). Очевидно, что предоставление массивов обезличенных данных для обработки не ограничивает конституционные права граждан и, соответственно, может производиться без судебного решения. Действительно, в определенных ситуациях субъекту ОРД достаточно лишь проверить версию о том, действительно ли имело место сочетание каких-либо событий (например, серия звонков на заданный номер с одного и того же абонентского номера и посещение определенного объекта владельцем этого номера в заданном временном промежутке). При подтверждении такой версии для обезличенного абонента его персональные данные могут быть получены уже в установленном законом порядке после вынесения судебного решения.

17

Юридические науки

При обработке Больших Данных, значительная часть из которых циркулирует в наднациональном информационном пространстве Интернета, могут возникать ситуации столкновения различных интересов и правовых систем. Такое положение дел требует соответствующей регламентации в международных актах. Стоит отметить, что согласование международных правовых средств в изучаемой сфере затрудняется не только существенными различиями в правовых системах государств, но и спецификой объекта правового регулирования. Одной из проблем, становящейся здесь основным камнем преткновения, является проблема определения юрисдикции государства в киберпространстве. Для оперативно-розыскной деятельности актуальность данной проблемы состоит в первую очередь в том, что от вариантов ее решения напрямую зависят пределы полномочий национальных оперативно-розыскных органов, а следовательно, и допустимость осуществления ими отдельных трансграничных действий в киберпространстве с учетом наднациональной природы последнего.

Следует отметить, что преодоление указанных правовых проблем создаст условия для расширения практического использования в ОРД технологий обработки Больших Данных, которое, в свою очередь, позволит решать широкий спектр важных оперативно-розыскных задач:

- обеспечивать сбор максимально полной информации об объектах оперативного интереса с формированием «электронного досье» на потенциальных преступников, обнаружением и визуализацией неявных связей с иными объектами и событиями криминального характера;

- фиксировать социальную активность разрабатываемых лиц, возникновение и изменение их сетевых связей, анализировать степень интереса к тем или иным обсуждаемым в местах сетевого общения событиям;

- отслеживать появление в киберпространстве «цифровых следов» с заданными свойствами, указывающими на высокую вероятность подготовки либо совершения криминальных действий, и оповещать оперативных сотрудников;

- строить и проверять в автоматизированном режиме оперативно-розыскные версии3;

3 Например, может быть поставлена задача выявить лицо, которое в течение последнего времени собирало в сети персональную информацию о состоятельном коммерсанте, а после этого выходило на связь с лицами, на присутствие которых вблизи квартиры этого коммерсанта в момент ее ограбления указывают данные оператора связи. При использовании технологий, приближающихся к технологиям искусственного интеллекта, подобных версий и соответствующих им

- выявлять группировки криминальной направленности (в том числе имеющие сетевую форму организации с гибкой структурой), определять их специализацию, степень организованности, распределение ролей, характер неочевидных связей между фигурантами и их причастность к тем или иным событиям;

- строить «поведенческие профили» для лиц, совершающих преступления определенных видов, и формировать на этой основе поведенческие гипотезы;

- улучшать планирование оперативно-розыскных действий за счет учета сложной совокупности многочисленных факторов, влияющих на развитие конкретной оперативно-тактической ситуации;

- определять оптимальные варианты эффективного управляющего воздействия на представленные в социальных сетях сообщества и группы криминальной направленности на основе моделирования характеристик таких групп;

- формировать комплекс методических рекомендаций на основе анализа постоянно пополняемого массива всех оперативно-розыскных ситуаций и вариантов их развития.

Наконец, что особенно важно, анализ Больших Данных создает реальную технологическую основу использования оперативно-розыскных методов для прогнозирования различных социально опасных событий и предупреждения преступлений. Исследователи отмечают, что системы на основе Больших Данных «направлены на профилактику преступлений путем их прогнозирования вплоть до выявления частных лиц, которые могут их совершить» [5]. Результаты анализа позволят выявлять корреляционные связи между обнаруженными событиями и на этой основе прогнозировать возможные варианты развития оперативно-тактической ситуации; достоверно оценивать масштабы и общественную опасность криминальных явлений, уровень, структуру и динамику преступности; формировать прогнозы их изменений; вырабатывать стратегические рекомендации и упреждающие меры по нейтрализации прогнозируемых негативных факторов.

Завершая, отметим, что эффективное использование Больших Данных в оперативнорозыскной деятельности возможно лишь при условии не только создания дорогостоящей технологической основы и формирования соответ-

запросов может быть сгенерировано очень много. Однако при наличии достаточных вычислительных мощностей и доступа к необходимым информационным массивам все они могут быть проанализированы в течение приемлемого промежутка времени.

18

Вестник Воронежского института МВД России №2 / 2015

ствующей правовой базы применения указанных технологий, но и решения сложных вопросов кадрового обеспечения. Востребованность специалистов по обработке данных крайне высока во всем мире. Это высокооплачиваемая категория квалифицированных сотрудников, обладающих аналитическими навыками и глубокими знаниями в области информационных технологий, математики, статистики, экономики и социологии. Между тем стандарты, по которым сегодня идет подготовка специалистов для службы в оперативных подразделениях полиции, не предусматривают получения глубоких знаний о методах получения информации, необходимой для раскрытия и расследования преступлений, в современной информационной среде и формирования соответствующих умений и навыков. В них отсутствуют и требования приобретения навыков аналитической деятельности. В то же время в условиях, когда организованная преступность проявляет интерес к технологиям Больших Данных, отставание оперативных подразделений в овладении ими представляется крайне опасным. Добавим, что причины того, что колоссальный потенциал добывания оперативно значимой информации по указанному направлению сегодня задействован не в полной мере, разнообразны, но к ним может быть отнесено и недостаточное внимание оперативно -розыскной науки к соответствующим проблемам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация / под ред. А.С. Овчинского и В.С. Овчинского. — М., 2000. — С. 18.

2. Овчинский А.С. Оперативно-розыскная аналитика (ответ современным угрозам). — М., 2015. — С. 7.

3. Макиенко А.В., Борбат А.В. Разведывательно-поисковая работа в информационной сфере — тактика и возможности // Российский следователь. — 2003. — № 12. — С. 29—35.

4. Овчинский В.С., Ларина Е. Кибервойны XXI века. О чем умолчал Эдвард Сноуден. — М.,

2014.

5. Майер-Шенбергер В., Кукьер К. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим. — М., 2014.

REFERENCES

1. Ovchinskiy S.S. Operativno-rozyisknaya in-formatsiya / pod red. A.S. Ovchinskogo i V.S. Ovchinskogo. — M., 2000. — S. 18.

2. Ovchinskiy A.S. Operativno-rozyisknaya analitika (otvet sovremennyim ugrozam). — M.,

2015. — S. 7.

3. Makienko A.V., Borbat A.V. Razvedyivate-lno-poiskovaya rabota v informatsionnoy sfere — taktika i vozmozhnosti // Rossiyskiy sledovatel. — 2003. — # 12. — S. 29—35.

4. Ovchinskiy V.S., Larina E. Kibervoynyi XXI veka. O chem umolchal Edvard Snouden — M., 2014.

5. Mayer-Shenberger V., Kuker K. Bolshie dannyie. Revolyutsiya, kotoraya izmenit to, kak myi zhivem, rabotaem i myislim. — M., 2014.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Осипенко Анатолий Леонидович. Заместитель начальника по научной работе. Доктор юридических наук, доцент.

Воронежский институт МВД России.

E-mail: osipenko_al@mail.ru

Россия, 394065, г. Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-50-03.

Osipenko Anatoliy Leonidovich. The deputy head on scientific work. Doctor of Law, Assistant Professor. Voronezh Institute of the Ministry of Interior of Russia.

E-mail: osipenko_al@mail.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-50-03.

Ключевые слова: оперативно-розыскная информация; мониторинг сети Интернет; технологии обработки Больших Данных; обеспечение соблюдения прав граждан.

Кеу words: operational investigative information; Internet network monitoring, Big Data technologies; observance of citizens’ rights.

УДК 343.2

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.