политика администрации, регулирующая цены, уровни рентабельности, надбавки, сужающая возможности для маневра. Высокие производственные издержки - основной ограничитель сбыта как внутри области из-за низкой покупательной способности населения, так и за ее пределами в крупных городах -традиционных потребителях продукции этих предприятий, поскольку к высоким производственным издержкам добавляется транспортная составляющая.
Формирование национального агропродовольственного рынка происходит под влиянием сохраняющейся макроэкономической нестабильности и отсутствия концепции государственного регулирования рынков и, скорее всего и представления о том, как и что, следует регулировать. Острая нехватка оборотных средств в сельском хозяйстве и отчасти в перерабатывающей промышленности породили распространение не денежных форм обмена в продовольственной цепи. Этому содействовала федеральная и региональная политика последних лет (товарные кредиты, торговые межрегиональные барьеры, механизмы формирования региональных продовольственных фондов и т.д.).
Литература
1.Гриберг А.С., Шетсаков В.М. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой. - М.: ЮНИТИ, 2003-399с.
2.Дынкин А.А., Куренков Ю.В., Адью Ю.Л. и др. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. - М.: Международные отношения, 2003-374с.
З.Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика (с основами социально-экономической статистики). - М.: Изд-во МСХА, 2000. - 427с.
4.Клюкач В.А., Клочко Л.Н., и др. Рекомендации по применению маркетинга в агропромышленном производстве. - М., 1995. Z 5.Полов А.А., Ахъев М.А. Агропромышленный комплекс России : Проблемы и решения. - М.:
Экономика, 2003 - 409с.
СО
□ _
□
™ ГАЛКИН В.В.
* НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КАПИТАЛА НАЦИОНАЛЬНЫХ
2 ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ
®
i—
s -
0 а
CD
1 Неплохие экономические показатели российской экономики, растущие доходы населения и развитие сети финансовых институтов как спектра финансовых инструментов и рынков в целом, при-
0 вели к тому, к чему долгое время стремились профессиональные участники рынка ценных бумаг - к
1 масс°В°му присутствию профессиональных управляющих компаний и частных инвесторов на россий-
ЕЕ ском фондовом рынке, который традиционно выступает площадкой для институциональных инвесто-
о
О. ров.
< Следует уделить некоторое внимание экономическим категориям, активно используемым на
^ российском финансовом рынке, таким как управляющая компания и институциональный инвестор.
Q Управляющая компания (англ. Management Company) - это организация, которая имеет право управ-
о лять имуществом своих клиентов посредством индивидуального доверительного управления, паевого фонда или акционерного фонда. Также управляющая компания занимается управлением пенсионны-
£ ми резервами негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Управляющая компания обязательно дол-
£ жна иметь лицензию регулирующего органа, т.е. Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
В настоящее время в России зарегистрировано свыше 200 управляющих компаний.
ï Как известно, институциональный инвестор - (англ. Institutional Investor) - это юридическое лицо
® - финансовый посредник, аккумулирующее денежные средства индивидуальных инвесторов в виде
>| взносов, паев и осуществляющее инвестиционную деятельность, специализированную, как правило,
5 на операциях с ценными бумагами, недвижимым имуществом (в том числе правами на недвижимое
® имущество) с целью извлечения прибыли для владельцев средств. Институциональные инвесторы
s действуют на основании соответствующей лицензии как управляющие компании, вкладывающие (раз-
g мещающие) привлеченные в виде взносов, паев средства индивидуальных инвесторов в инвестиции с
<т) целью извлечения прибыли, инвестиционные компании, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, кредитные организации (банки), взаимные и благотворительные фонды. В торгах на
Нью-йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange) (http://www.nyse.com/) на долю институциональных инвесторов приходится около 50-70% от всего объема совершаемых операций. Как правило, они обслуживаются так называемыми институциональными брокерами, взимающими в связи с обработкой крупных пакетов ценных бумаг с клиентов меньшие комиссионные в пересчете на одну ценную бумагу, чем с частных лиц. Известно, что в США существует понятие квалифицированный институциональный инвестор (англ. Qualified Institutional Investor), который должен иметь под своим управлением не менее 100 миллионов долларов США и который имеет право, согласно классификации Комиссии по ценным бумагам и биржам (U.S. Securities and Exchange Commission) (http:// www.sec.gov/about.shtml) участвовать в торговых операциях с ценными бумагами наряду с другими квалифицированными институциональными инвесторами без регистрации этих ценных бумаг в Комиссии по ценным бумагам и биржам.
При комплексной оценке компании сейчас учитывается целый ряд нетрадиционных факторов, и наряду со стандартным балансом обычно разрабатывается еще один баланс, так называемый "неосязаемый, невидимый баланс" или "неосязаемые активы". Эти два баланса в российской практике бухгалтерского учета не объединены, как принято в американской практике. Стандартный баланс отражает финансово-материальное состояние организации и, в силу сложившихся традиций, упускает чрезвычайно важные аспекты деятельности организации. Неосязаемый баланс состоит из оценки клиентского капитала, организационного капитала и человеческого капитала. Будущее организации зависит от того, какова его клиентская база, насколько клиенты лояльны организации, каков процент потери клиентов и приобретения новых клиентов. Во многом определяющую роль играет и организационный капитал компании, который включает и эффективность бизнес-процессов, и соответствие организационной структуры и корпоративной культуры задачам бизнеса, способность и готовность организации к инновациям, использование информационных технологий, степень слаженности ко- ^ манды руководителей. Человеческий капитал представляет собой совокупность тех знаний, навыков, энергетики, которыми обладают сотрудники компаний. Оценка человеческого и организационного □ капитала компании-участника финансового рынка является наиболее сложной. О
Под корпоративными технологиями формирования организационного капитала управляющей компании обычно понимают требования к самой управляющей компании, определенные требования ^ к персоналу, кодекс корпоративной этики, а также соответствие квалификации участников финансо- а вого рынка существующим профессиональным требованиям. ®
С ростом и развитием российского фондового рынка и его ликвидности все большую важность о приобретают основные акторы этого рынка, которые своей профессиональной деятельностью посте- ®
СО
пенно формируют организационный капитал для финансовых институтов. В то же время, инфраструк- | турные организации, эмитенты и регулирующие органы становятся заинтересованными в повышении ^ профессионализма всего рынка и его участников в целом, а также профессиональных качеств своих о сотрудников и привлечении новых высокопрофессиональных кадров. Интересную тенденцию на рынке ^ образовательных услуг представляет рост интереса к организациям, предоставляющим образователь- S ные услуги для профессиональных участников фондового рынка, финансовых посредников (специа- g-листов управляющих компаний, банков с лицензией на право деятельности на рынке ценных бумаг, специалистов инвестиционных компаний), топ-менеджмента компаний-эмитентов.
Чтобы получить лицензию управляющей компании, нужно удовлетворять лицензионным требованиям, перечисленным в Положении о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 495 от 4 июля 2002 г. Такое лицензирование управляющих компаний осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам (http://www.fcsm.ru/). ;=
В полном объеме российским законодательством регулируются вопросы осуществления деятель- ^ ности, а также повышения квалификации профессиональных участников рынка ценных бумаг, все чаще £ под которыми выступают институциональные инвесторы в лице управляющей компании. ФСФР Рос- >| сии контролирует деятельность управляющих компаний, проводит их периодические проверки, по- о
- тт ®
лучает ежемесячную отчетность компаний. На управляющие компании распространяется очень жес- g ткое регулирование по отчетности и регистрации в целях обеспечения прозрачности их работы. Так, ^
управляющая компания обязана предоставлять отчеты по различным показателям в целях постоян- о ного информирования клиентов. В свою очередь, инвестор имеет право узнать по телефону цену ö чистых активов, котировку пая и другую важную для принятия стратегических решений информацию,
которая должна быть полной, достоверной и своевременной.
12 февраля 2004 г. в "Российской газете" официально опубликовано Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 декабря 2003 г. N 03-47/пс "0 специалистах рынка ценных бумаг" (http://www.rg.ru/2004/01/30/nomera-doc.html). Настоящее постановление вступило в силу 22 февраля 2004 г. и регулирует повышение квалификации финансовых посредников. Данное постановление предполагает присвоение единой для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг квалификации "специалист рынка ценных бумаг" с разделением на следующие специализации (указывается в квалификационном аттестате): брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами; организацию торговли (деятельность фондовой биржи) и клиринговая деятельность; ведение реестров владельцев именных ценных бумаг; депозитарную деятельность; управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; корпоративные финансы (http://www.consultant.ru/).
Несмотря на возникавшие противоречия в связи с упразднением ФКЦБ и созданием Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), разделением нормотворческой и правоприменительной функций, аналогичные функции перешли к созданной ФСФР. Приказ ФСФР РФ от 27.06.2006 N 06-70/ пз-н "0 внесении изменений в порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 N 05-3/пз-н.
Интерес представляют внесенные изменения, которыми был расширен перечень документов, представляемых соискателем соответствующей лицензии в лицензирующий орган, - помимо прочего, Z представляются копии документов, подтверждающих соответствие работников соискателя лицензии, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в целях q противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро-0ванию терроризма, квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской ^ Федерации, а также расширен перечень оснований аннулирования лицензий. Лицензирующий орган -<> вправе принять решение об аннулировании лицензии в случае непредставления лицензиатом в срок, установленный в соответствующем предписании, документов, подтверждающих устранение наруше-® ний, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, или подтверждающих приня-g тие мер, направленных на недопущение совершения нарушений в дальнейшем. ф Кроме того, Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало приказ ФСФР Рос-
| сии, утверждающий Положение об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка (http://www.fcsm.ru/catalog). Положением определяются условия и поря-о док аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной Ее деятельности на рынке ценных бумаг и в сфере деятельности управляющих компаний инвестицион-ЕЕ ных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и специалист зированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударствен-< ных пенсионных фондов (http://www.naufor.ru/naufor.nsf/).
^ В 2002 г. ФСФР стала инициатором принятия "Кодекса корпоративного поведения" (англ. Code
q of forporate Governance) в российской деловой практике. Целью создания этого документа выступало
0 совершенствования управления акционерными обществами, обеспечением прав и интересов владель-^ цев акций и обеспечения раскрытия информации инвесторам. Кроме того, Кодекс должен был решить £ актуальную для российского бизнеса проблему низкого уровня деловой этики и отсутствия траснпа-£ рентности бизнеса, которая тормозила приток иностранного капитала в страну и негативно сказывалась на ее экономическом развитии в целом (http://www.rid.ru/page.).
1 В настоящее время в стране совершенствуется законодательство в сфере корпоративного управ® ления, а также практика корпоративного поведения корпораций. Так, к концу 2006 г. должна быть >| завершена работа по подготовке новой редакции Кодекса корпоративного поведения, которую про-5 водит экспертный совет при ФСФР, созданный в 2005 г. и который занимается обсуждением проектов ® федеральных законов и подзаконных актов, направленных на совершенствование корпоративного § управления в РФ. Деятельность совета носит рекомендательный характер, однако их заключения ак-g тивно используются ФСФР при работе по совершенствованию нормативной базы.
<т) Наличие в компании системы корпоративного управления и принципов корпоративной этики
повышает ее привлекательность в глазах инвесторов и других профессиональных участников финан-
сового рынка, что отражается в премии, которую инвесторы готовы платить к обычной рыночной цене ценных бумаг таких компаний, и созданию такого важного "нематериального актива" как положительный имидж управляющей компании, сформированный на финансовом рынке. В американской деловой практике подобная система корпоративного управления повышает эффективность использования привлеченных средств и, следовательно, общую эффективность компании.
В российской деловой культуре интерес представляет внедрение в организационную культуру компании набора аттестатов по специализированному требованию ФСФР- без аттестата нет возможности получить лицензию ФСФР на профессиональную деятельность, так как в управляющей компании количество аттестованных сотрудников не должно быть менее пяти человек. Естественно, топ-менеджмент управляющей компании обязан быть аттестован - только в этом случае можно зарегистрировать управляющую компанию.
Основными принципами управляющей компании ОАО "НМ-Траст" (http://www.nm-trust.ru/) являются индивидуальный и профессиональный подход к управлению активами всех клиентов, которое основано на многолетнем опыте сотрудников компании, честности, открытости во взаимоотношениях с нашими клиентами и направлено на сохранность, доходность и ликвидность инвестиционного портфеля каждого клиента.
Стратегическое партнерство управляющей компании с НОМОС-БАНКом (www.nomos.ru/ru/) позволяет снизить до минимума инфраструктурные затраты по доверительному управлению, повышая эффективность проводимых операций. Управляющая компания ОАО "НМ-Траст" стремится к тому, что результаты эффективного управления активами каждого клиента становятся основой долгосрочных и взаимовыгодных отношений компании с частными и институциональными инвесторами, доказывая профессионализм руководства и сотрудников компании, руководствуется высокими стандартами, нормами и принципами делового оборота, принятыми в международном сообществе, и использует новые ^ корпоративные технологии формирования организационного капитала.
Немаловажное значение во взаимоотношениях управляющих компаний и банков с клиентами □ играют операционные риски, прежде всего, связанные с техническими ошибками или противоправ- О ными действиями персонала, недобросовестностью клиентов, конфликтом интересов. Значимость данного риска объясняется особенностями бизнеса, в котором первостепенную роль играют такие фак- ^ торы, как качество обслуживания, квалификация персонала, конфиденциальность и безопасность. а
Помимо рисков взаимоотношений с клиентами финансовым операторам приходится учитывать ® и риски, связанные с основными услугами и продуктами, предоставляемыми в рамках индивидуаль- о ного банковского обслуживания. Спектр этих услуг может варьироваться и включать управление ак- ® тивами, инвестиционно-банковские услуги, консультационные услуги, финансовое планирование и | налоговое консультирование. Кроме того, некоторые управляющие компании при участии аффили- ^ рованных структур предлагают своим клиентам дополнительные услуги, такие, как страхование, инве- о стиции в предметы искусства, сделки с недвижимостью, а также услуги для бизнеса клиента, в том числе ^ услуги по выпуску ценных бумаг, проведению слияний и поглощений и др. ^
Диапазон рисков, с которыми сталкиваются управляющие компании и банки при индивидуаль- ^ ном обслуживании частных лиц по основным направлениям этого бизнеса, очень широк и включает ^ в себя рыночные риски, риски рыночной ликвидности, риски активов и пассивов, кредитные риски (в о том случае, если банк предоставляет ссуды), операционные риски, юридические риски. Если финан- 0 совый оператор, специализирующийся на услугах состоятельным частным лицам, входит в состав о коммерческого банка или финансовой группы, он имеет больше возможностей по инвестированию при- т влекаемых средств. Однако это вызывает и новые риски, связанные с взаимоотношениями между раз- £ личными подразделениями, документооборотом, координацией функций и разделением ответствен- £ ности, в том числе ответственности за принимаемые риски. Руководство банка должно иметь пред- ;= ставление обо всех рисках и контролировать их независимо от того, кто занимается исполнением ^ поручений клиентов - сам банк, другие подразделения в рамках одной финансовой группы или дру- £ гие финансовые посредники. >|
Контроль и управление рисками, организованные на должном уровне, позволяют снизить веро- о ятность непредвиденных потерь и, как следствие, затраты на их финансирование (например, стоимость | страхования), что обеспечивает стабильный рост прибыли и финансовую устойчивость бизнеса. Кро- ^ ме того, банк, успешно управляющий своими рисками, может рассчитывать на повышение кредитного § рейтинга, снижение стоимости привлеченных средств и рост рыночной капитализации. Таким обра- о зом, в создании качественной системы риск-менеджмента заинтересованы в первую очередь руко-
водители и владельцы банка.
С другой стороны, управление рисками играет важнейшую роль и во взаимоотношениях банка с клиентами, которые доверяют ему значительную часть личного состояния, рассчитывая на его сохранность и приумножение. Кроме того, для таких клиентов в силу их особого финансового и общественного статуса первостепенное значение имеют надежность, безопасность и конфиденциальность. Поэтому задача банка - убедить клиента в том, что он надежно контролирует все риски и умеет управлять ими. От этого зависит, сумеет ли банк установить прочные и доверительные отношения с клиентами на долгосрочную перспективу. Таким образом, одна из главных функций риск-менеджмента -формирование благоприятного имиджа банка и повышение доверия со стороны клиентов.
В российских банках, занимающихся обслуживанием VIP-клиентов, существуют подразделения внутреннего контроля и аудита, а некоторые из них используют страхование для защиты от рисков. Тем не менее имеющиеся системы риск-менеджмента носят фрагментарный характер, не всегда эффективны или отличаются в существенных аспектах от "наилучшей практики". Банкам еще предстоит создать комплексные системы управления всеми существенными рисками и выработать мероприятия по их контролю на разных уровнях организации.
Исследование было выполнено в соответствии с современной концепцией "осведомленности о рисках" (англ. risk awareness), получившей в последние годы широкое признание в международной банковской практике. Суть концепции состоит в построении риск-менеджмента как формы деловой ответственности на всех уровнях управления в организации. Ее высшее руководство должно быть осведомлено о возможных причинах финансовых потерь (факторах риска), для того чтобы выработать комплекс превентивных и защитных мер, способных предотвратить наступление нежелательных событий или уменьшить их последствия. Главной организационной мерой является распределение Z ответственности за предотвращение нежелательных рисков (англ. risk allocation) между всеми сотрудниками в пределах их компетенции. g В соответствии с "наилучшей практикой" эффективная система управления рисками требует
0идентификации и постоянного мониторинга рисков, их количественной оценки и разработки мероп-^ риятий по контролю и управлению выявленными рисками. Такая система должна охватывать все риски, <î> принимаемые на себя банком, и действовать на всех уровнях организации. Руководству банка необходимо определить, какие риски оно может контролировать и какие не может, а также является ли ф текущий уровень совокупного риска приемлемым для банка в целом. s
о _
Ф
CL
КАНЧУКОЕВА Л.Б.
Ч ПРОДУКТИВНОСТЬЮ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
о ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ
о
о а
о
<
о Анализируемые здесь подходы к расчету продуктивности и эффективности, получили распрос-
2 транение и применение в концептуальных версиях постановки и решения проблем науки и практики
2 западной аграрной экономики. Нашу задачу мы видим в том, чтобы проблемы методики измерений
* попытаться разрешить путем разработки соответствующих адаптационных методов и способов ана-
о лиза и оценки текущей производственной деятельности и итогов работы хозяйствующих субъектов в
0 АПК России. В широком смысле, предметом нашего исследования выступает методическая составляющая системы научного аппарата методологии аграрной экономической науки, требующая управлен-
1 ческих воздействий рационализаторского типа. Между тем, "инерционно", при анализе эффективно-^ сти агропромышленных предприятий, как правило, используются лишь показатели рентабельности, ™ значения которых сравниваются по отдельным предприятиям и их группам.
5 В соответствии с традиционным представлением, методы и методики измерений, анализа и оценки
ф эффективности АПП опираются на использова-нии частных показателей себестоимости и выручки. | Еще в 19 веке, понятие продуктивности трактовалось применительно к сельскохозяйственной
§ продукции и интерпретировало обобщенную результативность использования факторов производства
° (труд, земля, капитал) при получении доходов. В среде экономистов ученых и практиков принято считать, что продуктивность, в общем смысле, определяется соотношением двух показателей: 1 - выход