Научная статья на тему 'Новые технологии формирования организационного капитала национальных финансовых институтов'

Новые технологии формирования организационного капитала национальных финансовых институтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин В. В.

Неплохие экономические показатели российской экономики, растущие доходы населения и развитие сети финансовых институтов как спектра финансовых инструментов и рынков в целом, привели к тому, к чему долгое время стремились профессиональные участники рынка ценных бумаг к массовому присутствию профессиональных управляющих компаний и частных инвесторов на российском фондовом рынке, который традиционно выступает площадкой для институциональных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые технологии формирования организационного капитала национальных финансовых институтов»

политика администрации, регулирующая цены, уровни рентабельности, надбавки, сужающая возможности для маневра. Высокие производственные издержки - основной ограничитель сбыта как внутри области из-за низкой покупательной способности населения, так и за ее пределами в крупных городах -традиционных потребителях продукции этих предприятий, поскольку к высоким производственным издержкам добавляется транспортная составляющая.

Формирование национального агропродовольственного рынка происходит под влиянием сохраняющейся макроэкономической нестабильности и отсутствия концепции государственного регулирования рынков и, скорее всего и представления о том, как и что, следует регулировать. Острая нехватка оборотных средств в сельском хозяйстве и отчасти в перерабатывающей промышленности породили распространение не денежных форм обмена в продовольственной цепи. Этому содействовала федеральная и региональная политика последних лет (товарные кредиты, торговые межрегиональные барьеры, механизмы формирования региональных продовольственных фондов и т.д.).

Литература

1.Гриберг А.С., Шетсаков В.М. Информационные технологии моделирования процессов управления экономикой. - М.: ЮНИТИ, 2003-399с.

2.Дынкин А.А., Куренков Ю.В., Адью Ю.Л. и др. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. - М.: Международные отношения, 2003-374с.

З.Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика (с основами социально-экономической статистики). - М.: Изд-во МСХА, 2000. - 427с.

4.Клюкач В.А., Клочко Л.Н., и др. Рекомендации по применению маркетинга в агропромышленном производстве. - М., 1995. Z 5.Полов А.А., Ахъев М.А. Агропромышленный комплекс России : Проблемы и решения. - М.:

Экономика, 2003 - 409с.

СО

□ _

™ ГАЛКИН В.В.

* НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КАПИТАЛА НАЦИОНАЛЬНЫХ

2 ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

®

i—

s -

0 а

CD

1 Неплохие экономические показатели российской экономики, растущие доходы населения и развитие сети финансовых институтов как спектра финансовых инструментов и рынков в целом, при-

0 вели к тому, к чему долгое время стремились профессиональные участники рынка ценных бумаг - к

1 масс°В°му присутствию профессиональных управляющих компаний и частных инвесторов на россий-

ЕЕ ском фондовом рынке, который традиционно выступает площадкой для институциональных инвесто-

о

О. ров.

< Следует уделить некоторое внимание экономическим категориям, активно используемым на

^ российском финансовом рынке, таким как управляющая компания и институциональный инвестор.

Q Управляющая компания (англ. Management Company) - это организация, которая имеет право управ-

о лять имуществом своих клиентов посредством индивидуального доверительного управления, паевого фонда или акционерного фонда. Также управляющая компания занимается управлением пенсионны-

£ ми резервами негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Управляющая компания обязательно дол-

£ жна иметь лицензию регулирующего органа, т.е. Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

В настоящее время в России зарегистрировано свыше 200 управляющих компаний.

ï Как известно, институциональный инвестор - (англ. Institutional Investor) - это юридическое лицо

® - финансовый посредник, аккумулирующее денежные средства индивидуальных инвесторов в виде

>| взносов, паев и осуществляющее инвестиционную деятельность, специализированную, как правило,

5 на операциях с ценными бумагами, недвижимым имуществом (в том числе правами на недвижимое

® имущество) с целью извлечения прибыли для владельцев средств. Институциональные инвесторы

s действуют на основании соответствующей лицензии как управляющие компании, вкладывающие (раз-

g мещающие) привлеченные в виде взносов, паев средства индивидуальных инвесторов в инвестиции с

<т) целью извлечения прибыли, инвестиционные компании, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, кредитные организации (банки), взаимные и благотворительные фонды. В торгах на

Нью-йоркской фондовой бирже (New York Stock Exchange) (http://www.nyse.com/) на долю институциональных инвесторов приходится около 50-70% от всего объема совершаемых операций. Как правило, они обслуживаются так называемыми институциональными брокерами, взимающими в связи с обработкой крупных пакетов ценных бумаг с клиентов меньшие комиссионные в пересчете на одну ценную бумагу, чем с частных лиц. Известно, что в США существует понятие квалифицированный институциональный инвестор (англ. Qualified Institutional Investor), который должен иметь под своим управлением не менее 100 миллионов долларов США и который имеет право, согласно классификации Комиссии по ценным бумагам и биржам (U.S. Securities and Exchange Commission) (http:// www.sec.gov/about.shtml) участвовать в торговых операциях с ценными бумагами наряду с другими квалифицированными институциональными инвесторами без регистрации этих ценных бумаг в Комиссии по ценным бумагам и биржам.

При комплексной оценке компании сейчас учитывается целый ряд нетрадиционных факторов, и наряду со стандартным балансом обычно разрабатывается еще один баланс, так называемый "неосязаемый, невидимый баланс" или "неосязаемые активы". Эти два баланса в российской практике бухгалтерского учета не объединены, как принято в американской практике. Стандартный баланс отражает финансово-материальное состояние организации и, в силу сложившихся традиций, упускает чрезвычайно важные аспекты деятельности организации. Неосязаемый баланс состоит из оценки клиентского капитала, организационного капитала и человеческого капитала. Будущее организации зависит от того, какова его клиентская база, насколько клиенты лояльны организации, каков процент потери клиентов и приобретения новых клиентов. Во многом определяющую роль играет и организационный капитал компании, который включает и эффективность бизнес-процессов, и соответствие организационной структуры и корпоративной культуры задачам бизнеса, способность и готовность организации к инновациям, использование информационных технологий, степень слаженности ко- ^ манды руководителей. Человеческий капитал представляет собой совокупность тех знаний, навыков, энергетики, которыми обладают сотрудники компаний. Оценка человеческого и организационного □ капитала компании-участника финансового рынка является наиболее сложной. О

Под корпоративными технологиями формирования организационного капитала управляющей компании обычно понимают требования к самой управляющей компании, определенные требования ^ к персоналу, кодекс корпоративной этики, а также соответствие квалификации участников финансо- а вого рынка существующим профессиональным требованиям. ®

С ростом и развитием российского фондового рынка и его ликвидности все большую важность о приобретают основные акторы этого рынка, которые своей профессиональной деятельностью посте- ®

СО

пенно формируют организационный капитал для финансовых институтов. В то же время, инфраструк- | турные организации, эмитенты и регулирующие органы становятся заинтересованными в повышении ^ профессионализма всего рынка и его участников в целом, а также профессиональных качеств своих о сотрудников и привлечении новых высокопрофессиональных кадров. Интересную тенденцию на рынке ^ образовательных услуг представляет рост интереса к организациям, предоставляющим образователь- S ные услуги для профессиональных участников фондового рынка, финансовых посредников (специа- g-листов управляющих компаний, банков с лицензией на право деятельности на рынке ценных бумаг, специалистов инвестиционных компаний), топ-менеджмента компаний-эмитентов.

Чтобы получить лицензию управляющей компании, нужно удовлетворять лицензионным требованиям, перечисленным в Положении о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 495 от 4 июля 2002 г. Такое лицензирование управляющих компаний осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам (http://www.fcsm.ru/). ;=

В полном объеме российским законодательством регулируются вопросы осуществления деятель- ^ ности, а также повышения квалификации профессиональных участников рынка ценных бумаг, все чаще £ под которыми выступают институциональные инвесторы в лице управляющей компании. ФСФР Рос- >| сии контролирует деятельность управляющих компаний, проводит их периодические проверки, по- о

- тт ®

лучает ежемесячную отчетность компаний. На управляющие компании распространяется очень жес- g ткое регулирование по отчетности и регистрации в целях обеспечения прозрачности их работы. Так, ^

управляющая компания обязана предоставлять отчеты по различным показателям в целях постоян- о ного информирования клиентов. В свою очередь, инвестор имеет право узнать по телефону цену ö чистых активов, котировку пая и другую важную для принятия стратегических решений информацию,

которая должна быть полной, достоверной и своевременной.

12 февраля 2004 г. в "Российской газете" официально опубликовано Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 24 декабря 2003 г. N 03-47/пс "0 специалистах рынка ценных бумаг" (http://www.rg.ru/2004/01/30/nomera-doc.html). Настоящее постановление вступило в силу 22 февраля 2004 г. и регулирует повышение квалификации финансовых посредников. Данное постановление предполагает присвоение единой для всех профессиональных участников рынка ценных бумаг квалификации "специалист рынка ценных бумаг" с разделением на следующие специализации (указывается в квалификационном аттестате): брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами; организацию торговли (деятельность фондовой биржи) и клиринговая деятельность; ведение реестров владельцев именных ценных бумаг; депозитарную деятельность; управление инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; корпоративные финансы (http://www.consultant.ru/).

Несмотря на возникавшие противоречия в связи с упразднением ФКЦБ и созданием Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), разделением нормотворческой и правоприменительной функций, аналогичные функции перешли к созданной ФСФР. Приказ ФСФР РФ от 27.06.2006 N 06-70/ пз-н "0 внесении изменений в порядок лицензирования видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 N 05-3/пз-н.

Интерес представляют внесенные изменения, которыми был расширен перечень документов, представляемых соискателем соответствующей лицензии в лицензирующий орган, - помимо прочего, Z представляются копии документов, подтверждающих соответствие работников соискателя лицензии, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в целях q противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансиро-0ванию терроризма, квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской ^ Федерации, а также расширен перечень оснований аннулирования лицензий. Лицензирующий орган -<> вправе принять решение об аннулировании лицензии в случае непредставления лицензиатом в срок, установленный в соответствующем предписании, документов, подтверждающих устранение наруше-® ний, явившихся основанием для приостановления действия лицензии, или подтверждающих приня-g тие мер, направленных на недопущение совершения нарушений в дальнейшем. ф Кроме того, Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало приказ ФСФР Рос-

| сии, утверждающий Положение об аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка (http://www.fcsm.ru/catalog). Положением определяются условия и поря-о док аккредитации организаций, осуществляющих аттестацию граждан в сфере профессиональной Ее деятельности на рынке ценных бумаг и в сфере деятельности управляющих компаний инвестицион-ЕЕ ных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и специалист зированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударствен-< ных пенсионных фондов (http://www.naufor.ru/naufor.nsf/).

^ В 2002 г. ФСФР стала инициатором принятия "Кодекса корпоративного поведения" (англ. Code

q of forporate Governance) в российской деловой практике. Целью создания этого документа выступало

0 совершенствования управления акционерными обществами, обеспечением прав и интересов владель-^ цев акций и обеспечения раскрытия информации инвесторам. Кроме того, Кодекс должен был решить £ актуальную для российского бизнеса проблему низкого уровня деловой этики и отсутствия траснпа-£ рентности бизнеса, которая тормозила приток иностранного капитала в страну и негативно сказывалась на ее экономическом развитии в целом (http://www.rid.ru/page.).

1 В настоящее время в стране совершенствуется законодательство в сфере корпоративного управ® ления, а также практика корпоративного поведения корпораций. Так, к концу 2006 г. должна быть >| завершена работа по подготовке новой редакции Кодекса корпоративного поведения, которую про-5 водит экспертный совет при ФСФР, созданный в 2005 г. и который занимается обсуждением проектов ® федеральных законов и подзаконных актов, направленных на совершенствование корпоративного § управления в РФ. Деятельность совета носит рекомендательный характер, однако их заключения ак-g тивно используются ФСФР при работе по совершенствованию нормативной базы.

<т) Наличие в компании системы корпоративного управления и принципов корпоративной этики

повышает ее привлекательность в глазах инвесторов и других профессиональных участников финан-

сового рынка, что отражается в премии, которую инвесторы готовы платить к обычной рыночной цене ценных бумаг таких компаний, и созданию такого важного "нематериального актива" как положительный имидж управляющей компании, сформированный на финансовом рынке. В американской деловой практике подобная система корпоративного управления повышает эффективность использования привлеченных средств и, следовательно, общую эффективность компании.

В российской деловой культуре интерес представляет внедрение в организационную культуру компании набора аттестатов по специализированному требованию ФСФР- без аттестата нет возможности получить лицензию ФСФР на профессиональную деятельность, так как в управляющей компании количество аттестованных сотрудников не должно быть менее пяти человек. Естественно, топ-менеджмент управляющей компании обязан быть аттестован - только в этом случае можно зарегистрировать управляющую компанию.

Основными принципами управляющей компании ОАО "НМ-Траст" (http://www.nm-trust.ru/) являются индивидуальный и профессиональный подход к управлению активами всех клиентов, которое основано на многолетнем опыте сотрудников компании, честности, открытости во взаимоотношениях с нашими клиентами и направлено на сохранность, доходность и ликвидность инвестиционного портфеля каждого клиента.

Стратегическое партнерство управляющей компании с НОМОС-БАНКом (www.nomos.ru/ru/) позволяет снизить до минимума инфраструктурные затраты по доверительному управлению, повышая эффективность проводимых операций. Управляющая компания ОАО "НМ-Траст" стремится к тому, что результаты эффективного управления активами каждого клиента становятся основой долгосрочных и взаимовыгодных отношений компании с частными и институциональными инвесторами, доказывая профессионализм руководства и сотрудников компании, руководствуется высокими стандартами, нормами и принципами делового оборота, принятыми в международном сообществе, и использует новые ^ корпоративные технологии формирования организационного капитала.

Немаловажное значение во взаимоотношениях управляющих компаний и банков с клиентами □ играют операционные риски, прежде всего, связанные с техническими ошибками или противоправ- О ными действиями персонала, недобросовестностью клиентов, конфликтом интересов. Значимость данного риска объясняется особенностями бизнеса, в котором первостепенную роль играют такие фак- ^ торы, как качество обслуживания, квалификация персонала, конфиденциальность и безопасность. а

Помимо рисков взаимоотношений с клиентами финансовым операторам приходится учитывать ® и риски, связанные с основными услугами и продуктами, предоставляемыми в рамках индивидуаль- о ного банковского обслуживания. Спектр этих услуг может варьироваться и включать управление ак- ® тивами, инвестиционно-банковские услуги, консультационные услуги, финансовое планирование и | налоговое консультирование. Кроме того, некоторые управляющие компании при участии аффили- ^ рованных структур предлагают своим клиентам дополнительные услуги, такие, как страхование, инве- о стиции в предметы искусства, сделки с недвижимостью, а также услуги для бизнеса клиента, в том числе ^ услуги по выпуску ценных бумаг, проведению слияний и поглощений и др. ^

Диапазон рисков, с которыми сталкиваются управляющие компании и банки при индивидуаль- ^ ном обслуживании частных лиц по основным направлениям этого бизнеса, очень широк и включает ^ в себя рыночные риски, риски рыночной ликвидности, риски активов и пассивов, кредитные риски (в о том случае, если банк предоставляет ссуды), операционные риски, юридические риски. Если финан- 0 совый оператор, специализирующийся на услугах состоятельным частным лицам, входит в состав о коммерческого банка или финансовой группы, он имеет больше возможностей по инвестированию при- т влекаемых средств. Однако это вызывает и новые риски, связанные с взаимоотношениями между раз- £ личными подразделениями, документооборотом, координацией функций и разделением ответствен- £ ности, в том числе ответственности за принимаемые риски. Руководство банка должно иметь пред- ;= ставление обо всех рисках и контролировать их независимо от того, кто занимается исполнением ^ поручений клиентов - сам банк, другие подразделения в рамках одной финансовой группы или дру- £ гие финансовые посредники. >|

Контроль и управление рисками, организованные на должном уровне, позволяют снизить веро- о ятность непредвиденных потерь и, как следствие, затраты на их финансирование (например, стоимость | страхования), что обеспечивает стабильный рост прибыли и финансовую устойчивость бизнеса. Кро- ^ ме того, банк, успешно управляющий своими рисками, может рассчитывать на повышение кредитного § рейтинга, снижение стоимости привлеченных средств и рост рыночной капитализации. Таким обра- о зом, в создании качественной системы риск-менеджмента заинтересованы в первую очередь руко-

водители и владельцы банка.

С другой стороны, управление рисками играет важнейшую роль и во взаимоотношениях банка с клиентами, которые доверяют ему значительную часть личного состояния, рассчитывая на его сохранность и приумножение. Кроме того, для таких клиентов в силу их особого финансового и общественного статуса первостепенное значение имеют надежность, безопасность и конфиденциальность. Поэтому задача банка - убедить клиента в том, что он надежно контролирует все риски и умеет управлять ими. От этого зависит, сумеет ли банк установить прочные и доверительные отношения с клиентами на долгосрочную перспективу. Таким образом, одна из главных функций риск-менеджмента -формирование благоприятного имиджа банка и повышение доверия со стороны клиентов.

В российских банках, занимающихся обслуживанием VIP-клиентов, существуют подразделения внутреннего контроля и аудита, а некоторые из них используют страхование для защиты от рисков. Тем не менее имеющиеся системы риск-менеджмента носят фрагментарный характер, не всегда эффективны или отличаются в существенных аспектах от "наилучшей практики". Банкам еще предстоит создать комплексные системы управления всеми существенными рисками и выработать мероприятия по их контролю на разных уровнях организации.

Исследование было выполнено в соответствии с современной концепцией "осведомленности о рисках" (англ. risk awareness), получившей в последние годы широкое признание в международной банковской практике. Суть концепции состоит в построении риск-менеджмента как формы деловой ответственности на всех уровнях управления в организации. Ее высшее руководство должно быть осведомлено о возможных причинах финансовых потерь (факторах риска), для того чтобы выработать комплекс превентивных и защитных мер, способных предотвратить наступление нежелательных событий или уменьшить их последствия. Главной организационной мерой является распределение Z ответственности за предотвращение нежелательных рисков (англ. risk allocation) между всеми сотрудниками в пределах их компетенции. g В соответствии с "наилучшей практикой" эффективная система управления рисками требует

0идентификации и постоянного мониторинга рисков, их количественной оценки и разработки мероп-^ риятий по контролю и управлению выявленными рисками. Такая система должна охватывать все риски, <î> принимаемые на себя банком, и действовать на всех уровнях организации. Руководству банка необходимо определить, какие риски оно может контролировать и какие не может, а также является ли ф текущий уровень совокупного риска приемлемым для банка в целом. s

о _

Ф

CL

КАНЧУКОЕВА Л.Б.

Ч ПРОДУКТИВНОСТЬЮ

АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

о ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И ПРОДУКТИВНОСТЬЮ

о

о а

о

<

о Анализируемые здесь подходы к расчету продуктивности и эффективности, получили распрос-

2 транение и применение в концептуальных версиях постановки и решения проблем науки и практики

2 западной аграрной экономики. Нашу задачу мы видим в том, чтобы проблемы методики измерений

* попытаться разрешить путем разработки соответствующих адаптационных методов и способов ана-

о лиза и оценки текущей производственной деятельности и итогов работы хозяйствующих субъектов в

0 АПК России. В широком смысле, предметом нашего исследования выступает методическая составляющая системы научного аппарата методологии аграрной экономической науки, требующая управлен-

1 ческих воздействий рационализаторского типа. Между тем, "инерционно", при анализе эффективно-^ сти агропромышленных предприятий, как правило, используются лишь показатели рентабельности, ™ значения которых сравниваются по отдельным предприятиям и их группам.

5 В соответствии с традиционным представлением, методы и методики измерений, анализа и оценки

ф эффективности АПП опираются на использова-нии частных показателей себестоимости и выручки. | Еще в 19 веке, понятие продуктивности трактовалось применительно к сельскохозяйственной

§ продукции и интерпретировало обобщенную результативность использования факторов производства

° (труд, земля, капитал) при получении доходов. В среде экономистов ученых и практиков принято считать, что продуктивность, в общем смысле, определяется соотношением двух показателей: 1 - выход

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.