Научная статья на тему 'Новые технологии физической реабилитации детей с учетом индивидуальных особенностей вегетативного гомеостаза'

Новые технологии физической реабилитации детей с учетом индивидуальных особенностей вегетативного гомеостаза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
111
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые технологии физической реабилитации детей с учетом индивидуальных особенностей вегетативного гомеостаза»

Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, Ю.В. Чистякова, А.И. Нежкина

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА

Ивановская государственная медицинская академия

Мониторинг здоровья и детского и взрослого населения на одно из первых мест по распространенности выводит различные виды вегетативных расстройств. Их часто называют болезнью современной цивилизации с характерной для нее психической перегрузкой и физической гиподинамией, которая у старших школьников достигает 85 %. Поэтому не случаен столь высокий интерес к физическим методам реабилитации детей с синдромом вегетативной дистонии.

Однако, изучение существующих методик кинезотерапии показывает, что они, в лучшем случае, направлены на ликвидацию гиподинамии, а не на тренировку вегетативной нервной системы и совершенно не учитывают такой важный, системообразующий фактор вегетативного гомеостаза как исходный вегетативный тонус. Между тем, дети с исходной ваготонией и симпатикотонией абсолютно разные. Следовательно, и процесс их физического воспитания или реабилитации необходимо строить по-разному, с учетом их психофизических особенностей.

На протяжении 10 лет нами проведено комплексное обследование более 1000 детей 7 - 17 лет с синдромом вегетативной дистонии. Изучение их психофизических особенностей позволило получить системные портреты в зависимости от исходного вегетативного тонуса.

Так системный портрет ваготоника характеризуется большей эмоциональной устойчивостью и продолжительностью физической работы, при меньшей силе и быстроте как психических, так и физических реакций. Ваготоники более экономично расходуют свои силы, поэтому и нарушения вегетативной регуляции у них носят менее глубокий и выраженный характер. Системный портрет симпа-тикотоника, напротив, указывает на большую силу и скорость его реакций, при меньшей эмоциональной устойчивости и продолжительности физической работы. Поэтому у симпатикотоников быстрее наступает истощение адаптационных резервов, о чем свидетельствует высокая частота регистрации у них асимпати-котонических вариантов вегетативной реактивности.

Таким образом, доказанная в ходе исследования тесная взаимосвязь физической и психической составляющей системных портретов детей с синдромом вегетативной дистонии определяет необходимость интеграции физических и психических методов коррекции вегетативной дизрегуляции, их объединения в целостную систему психофизического воздействия.

Исходя из этого, нами была разработана универсальная трехэтапная структура практического занятия, названного психофизической тренировкой:

1 этап - динамические упражнения аэробного характера, которые уменьшают дефицит двигательной активности; позволяют утилизировать основные медиа- 62 -

торы стресса в ходе активной мышечной работы; мягко тренируют симпатический отдел вегетативной нервной системы.

2 этап - статические упражнения. Они способствуют ликвидации мышечных зажимов; мягко тренируют парасимпатическую нервную систему; развивают координацию и равновесие, которые всегда нарушены при вегетативных дистониях.

3 этап - сеанс психофизической саморегуляции в состоянии мышечной релаксации. На нем ребенок, вслед за учителем мысленно проговаривает ключевые формулы, которые позволяют внушить себе хороший уровень самочувствия и настроения, достичь психологического комфорта.

Особенности системного портрета детей в зависимости от их исходного вегетативного тонуса определяют необходимость дифференциации программ психофизической тренировки. В ее основу нами был заложен принцип создания устойчивой мотивации к занятиям с опорой на хорошо развитые физические и психические качества, а затем тренировки «слабого звена» вегетативного гомеостаза, физической и психической организации.

В ходе анализа эффективности разработанных программ, было установлено, что дифференцированная психофизическая тренировка детей с синдромом вегетативной дистонией стабильно улучшает их общее самочувствие, практически в 20 раз уменьшая эмоциональную лабильность и в 10 раз снижая проявления болевого синдрома. Она способствует формированию сбалансированного текущего вегетативного состояния, о чем, свидетельствует по данным спектрального анализа ритма сердца увеличение общей мощности спектра нейрогу-моральной регуляции, отражающее повышение функциональных ресурсов организма.

В процессе занятий ПФТ наблюдается улучшение функционирования сердечнососудистой системы при физической работе, что подтверждается достоверным повышением показателей пробы PWCl7o. Данные изменения происходят на фоне гармонизации эмоциональной сферы за счет снижения тревожности, повышения психической активности и работоспособности у ваготоников и снижения избыточной активности, агрессивности, импульсивности у симпатикотоников. Таким образом, высокая эффективность дифференцированных программ ПФТ в гармонизации эмоционально-вегетативной сферы детей, позволяет рекомендовать их в качестве основы курса физической реабилитации для пациентов с синдромом вегетативной дистонии.

Е.А. Пантюшина, А.П. Канина, П.В. Чернядьев, А.В. Катаев

ВИТАМИННАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РАЦИОНА ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Кировская государственная медицинская академия

Рациональное питание детей предусматривает обеспечение детей пищевым рационом, удовлетворяющим их потребности в энергии и необходимых

- 63 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.