но-мотивационной сферы, базовых и специальных знаний о грамотном использовании физических упражнений в условиях оздоровительной и спортивной тренировки, в жизнедеятельности в целом. В процессе физического образования осуществляется воздействие не только на двигательные способности человека, но и на его чувства и сознание, психику и интеллект, что обеспечивает формирование социально-психологических проявлений. Основная целевая установка физического образования обеспечивается единством и преемственностью содержания, определяется конкретными критериями эффективности физического процесса. Естественно, что цель физического образования выражается также в достижении определенного уровня физической активности. Данная индивидуальная практическая деятельность содержит в себе реализацию двигательных возможностей и качеств, а также совокупность умений и навыков, об-ладаемых личностью.
Таким образом, практическую сущность физического воспитания целесообразно рассматривать в контексте физической активности, которая характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. Следовательно, для сохранения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, нравственную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
Н.Н. Нежкина, О.В. Кулигин, Ю.В. Чистякова, Н.В. Киселева, Ф.Ф. Фомин, Т.В. Адеева, С.В. Бурова
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
Ивановская государственная медицинская академия,
ООО «Нейрософт», Иваново, Россия
Необходимость разработки новых программ физического воспитания школьников вызвана сегодня целым рядом проблем. И первая из них связана с очень высоким уровнем гиподинамии: в младшей школе он уже составляет 35%, а у старшеклассников достигает 85%. Для того чтобы решить эту проблему в нашей стране законодательно в базовую часть учебного плана был введен третий обязательный урок физической культуры. И многие школы столкнулись с новой проблемой, какие же программы реализовывать на этом третьем часе?
Ведь традиционная физкультура более ориентирована на спортивное развитие практически здоровых школьников. Больные дети продолжают избегать этой системы физического воспитания, и неважно, сколько уроков она предлагает -два или три. В результате гиподинамия еще более возрастает, имеющиеся нарушения здоровья усугубляются, и формируется своеобразный порочный круг. Тем не менее, Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ставит перед физической культурой новую задачу: не просто увеличить двигательную активность школьников, а на основе компетентностного подхода научить детей активно формировать свое здоровье. И это тоже проблема, так как современные учителя физкультуры обучались в основном тренировке физических качеств детей и практически не имеют навыка работы по формированию культуры здорового образа жизни.
На решение этих проблем и направлена новая образовательная программа «Психофизическая тренировка» (ПФТ). Данная программа имеет необычный для традиционной физкультуры теоретический раздел. Основная цель его -сформировать у детей в доступной форме знание и понимание строения собственного организма. Однако получение знаний - это только начало пути. Важно перевести эти знания в мотив деятельности. Эту задачу решает раздел самодиагностики, на котором каждый ученик с помощью специально разработанных методик оценивает функциональное состояние собственного организма. Выявляя те или иные отклонения, он уже с 1-го класса задает вполне логичный вопрос: «Что можно сделать для улучшения здоровья?» В итоге формируется устойчивая мотивация к практической деятельности, т.к. стимулом к ней становится не внешняя оценка учителя, а потребность самосовершенствования и са-мооздоровления! Эту потребность дети реализуют на практических занятиях, место которым легко находится в системе физического воспитания образовательного учреждения. При этом каждый урок имеет принципиально новую структуру, состоящую из трех последовательных этапов: динамических упражнений аэробного характера, статических упражнений и сеанса психофизической саморегуляции в состоянии релаксации, который позволяет детям с помощью учителя внушить себе хороший уровень здоровья, настроения и самочувствия, достичь состояния внутриличностной гармонии. Такая трехэтапная структура занятия позволяет не просто осуществить спортивное развитие школьников, но и решить ряд очень важных задач: научить ребенка произвольно регулировать свое психофизическое состояние с помощью различных по форме, интенсивности и даже психологическому назначению физических упражнений; снизить степень гиподинамии, ведь его моторная плотность составляет практически сто процентов; отреагировать все накопившиеся эмоции: как гиперстенические, так и эмоции уединения и спокойствия. Важной особенностью Программы является наличие в ней схем занятий, учитывающих индивидуальные физические и психологические особенности школьников. При этом суть разработанного нами подхода заключается в том, что природно хорошо развитые качества уважают-
ся, поощряются и на их основе тренируются природно менее свойственные характеристики.
Эффективность ПФТ научно доказана. Для этого разработана специальная мониторинговая система. Реализация психофизической тренировки только в течение 1-го учебного года уже позволяет увеличить количество детей с 1-ой группой здоровья в 1,2 раза. Занятия по программе в течение 3-х лет увеличивают количество здоровых детей в 1,4 раза. Этот показатель наглядно демонстрирует, что образовательное учреждение может не только сохранять, но и активно формировать ресурсы здоровья! Улучшение показателей здоровья сопровождается значительным повышением умственной работоспособности детей. Это подтверждают результаты Г осударственной итоговой аттестации школьников в форме единого государственного экзамена. Они показывают, что введение психофизической тренировки в учебный процесс повышает качество обученности в 1,3 раза. А это, в конечном итоге, и является основной задачей системы образования.
В образовательном учреждении технология психофизической тренировки может реализовываться в следующих направлениях: как вариативный компонент основной образовательной программы по физической культуре в рамках одной учебной четверти; как третий час урока физкультуры; как основная программа для учеников, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Важно, что реализация технологии через учебный процесс не требует выделения дополнительного времени, а значит и не создает дополнительной нагрузки ни на учителя, ни на ученика. Большие возможности для реализации программы дает внеклассная работа и дополнительное образование школьников, которым в новых образовательных стандартах уделяется особое внимание.
Психофизическая тренировка имеет полное методическое обеспечение, обучающие программы (в том числе в дистанционной форме), благодаря которым технология активно внедряется в Московской, Ивановской, Владимирской и Тюменской областях.
При этом практика показывает, что школы, прошедшие обучение по программе психофизической тренировки начинают активно включать в процесс формирования здоровья не только учеников, но и их родителей и педагогов. Это очень важно, ведь воспитывать здоровый образ жизни детей должны именно педагоги. Однако многочисленные исследования показывают, что большинство учителей не владеют технологиями самооздоровления, а категория «здоровье» занимает мало значимое место в структуре их профессиональных ценностей. Налицо парадокс: если педагог учит детей писать и читать, то, подразумевается, что он сам хорошо умеет это делать. А если он сам не обучен регулировать состояние своего здоровья, то, как же он может научить этому детей? Поэтому нами разработаны специальные программы ПФТ для учителей. При этом обучается весь коллектив образовательного учреждения, который подроб-
но узнает об основах здорового образа жизни при таких распространенных заболеваниях среди учителей как: вегетативные дистонии, артериальная гипертония, избыточный вес, остеохондроз позвоночного столба, нарушения зрения и голосового аппарата. Затем учителя практически осваивают программы психофизической тренировки при наиболее распространенных у них заболеваниях, с удовольствием отмечая те позитивные изменения, которые происходят в их организме. А это позволяет с одной стороны приобрести навык эффективной саморегуляции собственного здоровья, а с другой стороны понять, каким же образом необходимо воспитывать здоровый образ жизни своих учеников.
Е.Д. Никулина, Т.Д. Пушкарёва
РЕГУЛЯЦИЯ ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА СЕРДЦА У СПОРТСМЕНОК А РАЗЛИЧНОЙ СКЛОННОСТЬЮ К РИСКУ
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, ека1егта[email protected], [email protected]
Введение: Риск представляет собой деятельность субъекта в условиях неопределенности будущего поведенческого результата.
Степень риска определяется величиной потерь при наступлении непредусмотренного события (математическим ожиданием величины потерь) в сравнении с вложенными средствами (затраченными усилиями). Особую роль риск играет в соревновательной деятельности спортсменов.
Степень риска можно квалифицировать как цену решения, принятого в ситуации опасности, т. е. как ожидаемую величину потерь в результате действия. Физиологические механизмы данного феномена изучены недостаточно.
Цель работы: Провести сравнительный анализ вегетативной регуляции ритма сердца у спортсменов с различной готовностью к риску.
Материалы и методы: В эксперименте участвовали 11 девушек - добровольцев (27% - “рисковых”, 73% - “осторожных”), в возрасте от 18 до 21 года, занимающихся ситуационными видами спорта, сопоставимых по уровню своей физической подготовленности. Готовность к риску определяли по тесту Шуберта, в котором предлагалось ответить на 25 вопросов, оценивая каждую ситуацию в баллах.
Далее предлагалось выполнить активную ортостатическую пробу (АОП) по стандартной методике: 10 минут покой в положении «лежа» - 7 минут в положении «стоя». В течение этого времени регистрировалась кардиоритмограм-ма с последующим анализом показателей вариабельности сердечного ритма (ВСР) с помощью комплекса функциональной диагностики «Валента». В обоих положениях анализировались последние 5 минут записи, исключая переходные периоды. При анализе ВСР вычислялось большое число показателей, из которых для анализа были отобраны: частота сердечных сокращений (ЧСС), индекс