Научная статья на тему 'Новые религиозные движения: проблемы и перспективы изучения'

Новые религиозные движения: проблемы и перспективы изучения Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1505
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ / СЕКТА / РЕЛИГИОЗНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сидоренко Н. С., Овдиенко В. И.

В данной статье религия и религиозные феномены рассматриваются в социальном и философском ракурсах. Авторы делают вывод о многомерности религиозности, сложности типологизации религий и прослеживают особенности влияния религий и общества друг на друга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые религиозные движения: проблемы и перспективы изучения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070

3. Проект нового аэропорта Саратова направлен в «Главгосэкспертизу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.vzsar.m/news/2015/0Ш3/proekt-novogo-aeroporta-saratova-napravlen-v-glavgosekspertizy.html, свободный. - загл. с экрана.

4. Строительство аэропорта в Сабуровке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fn-volga.ru/news/archive/subject/52, свободный. - загл. с экрана.

5. Аукцион по строительству нового аэропорта перенесен в четвертый раз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/wall-32331179_721424?offset=last&f=replies, свободный. - загл. с экрана.

© Растопченко Е.В., Рау А.С., 2016

УДК 316.74

Н.С. Сидоренко

К.филос.н., доцент Кубанский государственный университет, Южный институт менеджмента г. Краснодар, Российская Федерация В.И. Овдиенко К.филос.н., доцент Кубанский государственный университет г. Краснодар, Российская Федерация

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация

В данной статье религия и религиозные феномены рассматриваются в социальном и философском ракурсах. Авторы делают вывод о многомерности религиозности, сложности типологизации религий и прослеживают особенности влияния религий и общества друг на друга.

Ключевые слова

Религия, религиозность, типология религий, секта, религиозная коммуникация.

Религия и религиозность в современном, стремительно меняющемся мире, не теряют давно завоеванных позиций, а наоборот демонстрируют необходимую связь со всеми социальными феноменами. Более того, именно через религию социальное раскрывает свою специфику как в положительной, так и в негативной динамике. Какие основные проблемы возникают в любом исследовании феноменов религии и религиозности?

1. Типология и классификация религий (выделение общих для всех религиозных организаций оснований и принципов).

2. Влияние религий и общества друг на друга.

Одна из важных проблем в социологии религии и религиоведении касается границ понятий, то есть определения смыслового ряда, который использует исследователь в своих изысканиях. Например, само понятие «новые религиозные движения» вызывает массу вопросов как, впрочем, и такие понятия, как «секта», «культ». Разные исследователи руководствуются различными подходами в определении их черт и характеристик. В отечественной литературе, например, принято говорить о сектах (в православных духовных учреждениях преподается и сегодня предмет «Сектоведение»), а в зарубежной предпочитают называть религиозные группы культами. Встречаются организации, относительно которых возникает вопрос: а религиозны ли они вообще? Вообще наше представление о новых религиозных организациях не всегда

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

укладывается в общепринятые рамки и схемы формальной систематизации. Так, например, даже Англиканскую Церковь некоторые священники позволяют себе называть сектой.

Так Жеребятьев М. и Феррони В. приводят несколько вариантов употребления термина НРД. Прежде всего, он используется для характеристики возникших во второй половине ХХ в. религиозных движений и настроений, объединяемых понятием «нью эйдж»; так же для религиозных организаций, выделившихся из «традиционных» конфессий; и для любого религиозного движения, не являющегося свойственным данной культуре. Существенным их признаком является более высокий уровень социальной мобильности по сравнению с «традиционными» религиями [3].

Конечно, одной из проблем изучения НРД является их многообразие, различная специфика реализации в зависимости от культуры и закрытость многих организаций. К тому же НДР часто рассматриваются только с негативной стороны даже светскими исследователями. Например, А.Г. Сафронов считает, что религия специально невротизирует человека при помощи введения каких-либо запретов (чаще всего касательно материальных благ), для того чтобы сделать его более зависимым от организации [4, с. 169]. Фиксация только отрицательных характеристик приводит к одностороннему необъективному анализу.

То же самое касается и каких-то частных теологических моментов. Анализ такого понятия как «монотеистичность» может привести нас к неожиданным результатам и объяснить рост неоязыческих религиозных движений в Европе и России. Обычно понимание божественного у христиан и язычников противопоставляют друг другу. Но если провести осевую линию: ведизм - русско-славянское язычество -греко-кафолическое христианство, то мы обнаружим следующие моменты. В ведизме как и в русско-славянском язычестве присутствует представление о множестве богов, но даже поверхностное их изучение «дает осознание того факта, что в них существует фактически единственное божество, а остальные есть его ипостаси, создаваемые им для решения неких определенных задач» [2, с. 45]. Об этом пишут многие религиоведы. Или же достаточно сложно объяснить, например, мусульманину характер христианской Троицы. Можно сказать, что «между православным христианством и русско-славянским язычеством нет какой-то непреодолимой и издалека видной пропасти в плане не только этическом, но и в целом мировоззренческом (если не брать для сопоставления исходные акты религиозных откровений, которые именно и создают ясно видимую преграду)» [2, с. 47]. Такое «святотатственное» с точки зрения религиозного сознания объединение объясняется существованием единого этнического психотипа [2, с. 45-47].

Сложности типологизации и систематизации связаны с тем, что одна и та же религиозная организация по-разному функционирует в различных странах и регионах одной страны. Было, например, замечено, что в США религиозные организации разного толка ведут себя более агрессивно, активно продвигая свою «позицию». В России те же самые группы действуют более «аккуратно» и никакой революционный протест не выражают. Поэтому сложно согласится с мнением Балагушкина о том, что «нетрадиционные религии в той или иной степени противостоят исходному, статуарному состоянию традиционных религий, так называемому «религиозному истеблишменту»» [1, с. 18-19].

Балагушкин выделяет следующие аспекты типологизирования новых религиозных движений.

1. Идея культурно-исторических типов религии (связь религии и общества, которую разрабатывали Вико, Гегель, Вебер, Тойнби). Религиозная организация имеет определенную историческую почву и наполняется уникальным культурным содержанием.

2. Различные религии по-разному влияют на жизнь общества, поэтому и связь между ними будет различной. Проследить это влияние можно только в динамике и учитывая культурно-историческую специфику. Но «мироотрицающие» (выражаясь языком Э. Трельча) религиозные движения не способны долгое время выражать свой протест. Обычно их существование прерывается действующим законодательством после определенной деструктивной акции.

3. Взаимодействие между различными категориями верующих в рамках отношений: религиозная организация и государство.

При всем своем многообразии новые религиозные движения все же представляют собой некий целостный феномен, как пишет Балагушкин: «типологическое явление иной религиозности, радикально

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

отличающейся от традиционной для данного общества в рассматриваемый исторический период» [1, с. 17]. Отечественный религиовед и социолог выделяет общие для этого явления характеристики:

1. Интенсификация социальных функций религии,

2. Пропаганда новых социально-религиозных утопий.

Мы не совсем согласны с тем определением «нетрадиционных» религий, которое он приводит и комментирует. Новые религии представляют собой не столько форму протеста против официальной церкви и религиозной традиции, господствующей в обществе [1, с. 17], сколько альтернативный способ социальной реализации. Если мы рассмотрим, например, любые варианты реализации новой религиозной организации -от искусственно созданных (Дианетика) до не имеющих юридического статуса объединений групп единомышленников, мы обнаружим на всех уровнях от верхушки до рядовых адептов стремление воплотить свой социальный потенциал.

Подкупает своей простотой, ясностью и философским подтекстом подход к анализу религиозности, который использует немецкий феноменолог и социолог религии И. Вах. Он отталкивается от понятия «Gemeinschaft» - «взаимное участие». Оно имеет не психологическую подоплеку, а социальную. Это некая данность, самоочевидность, того факта, что индивид не просто является членом группы, а принадлежит ей. Вах выделяет два вида Gemeinschaft - коммуникацию и сообщество. Религиозная коммуникация представляет собой искусство выражения религиозного чувства в религиозной общине. Изменение религиозной коммуникации обратно пропорционально степени индивидуальной религиозной инициативы. Например, высокая степень коммуникации свойственна религиозной общине, которая не поддерживает индивидуальные настроения, как было замечено в тотемической группе Австралии, в то время как меньшая степень такой коммуникации будет свойственна религиозной группе, в которой поощряется индивидуальное вероисповедание или благочестие. В истории Запада Вах обнаружил, что самая высокая степень религиозной коммуникации была в древней Греции, где Полис был одновременно религиозной общиной и городом-государством, тогда как позже, с распадом Полиса, религиозная коммуникация уменьшилась. Вах признавал, что проблема религиозной коммуникации была неразрывно связана со структурным развитием религиозной общины. Современное сообщество, для которого свойственен высокий уровень индивидуализации, имеет низкий потенциал коммуникативности.

Для Ваха принципами религиозного объединения выступают следующие моменты: священный язык, символика и обрядность. Через символы и ритуалы каждая религиозная община пытается сообщить ее членам правила отношения человека к окружающей действительности и передает нормы общественной организации. Но поддержание солидарности внутри организации не является легким делом для любой религиозной общины (и особенно это касается новых религий). Таким образом, влияние религии на общество двойственно. Оно проявляется в изменении формы и характера общественных организаций (от семейных до государственных) с одной стороны, и в формировании, развитии и определении новых религиозных групп, с другой.

Список использованной литературы:

1. Балагушкин, Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ / Е.Г. Балагушкин. - М.: ИФ РАН, 1999. Ч. 1. - 244 с.

2. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. - М.: Культурная революция, 2007. - 368 с.

3. Жеребятьев М, Феррони, В. Феномен новых религиозных движений. // Русский Архипелаг. Сетевой проект «Русского Мира» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.archipelag.ru/geoculture/religions/secular/novel/ (дата обращения: 22.01.2016).

4. Сафронов, А.Г. Психология религии / А.Г. Сафронов. - Киев: Ника-Центр, 2002. - 240 с.

5. Wach, J. The Comparative Study of Religions / J. Wach. - New York: Columbia University Press, 1958. - 180 p.

© Сидоренко Н.С., Овдиенко В.И., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.