Научная статья на тему 'Новые пути в биографических исследованиях. Конференция «Биография и перформанс». Краков, декабрь 2009'

Новые пути в биографических исследованиях. Конференция «Биография и перформанс». Краков, декабрь 2009 Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Семенова Виктория

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые пути в биографических исследованиях. Конференция «Биография и перформанс». Краков, декабрь 2009»

Конференции

Новые пути в биографических исследованиях.

Конференция «Биография и перформанс».

Краков, декабрь 2009

Виктория Семенова

12-14 декабря 2008 г. в Кракове состоялась научная конференция «Биография как сценическое представление: о проблемах индивидуальной памяти, а также об искусстве интерпретации». Если быть точным, то конференция называлась «Performing Biography: Memory and The Art of Interpretation», но сложность междисциплинарной постановки этой проблемы в русскоязычных понятиях заставила меня перевести это название весьма приблизительно. Главный организатор и вдохновитель конференции — глава исследовательского Комитета д-р Теа Болт, Германия. Сама конференция была организована исследовательским комитетом «Биографическая перспектива в Европейских обществах» ЕСА совместно с польским Институтом аудиовизуальных искусств, Институтом истории Краковского университета, а также с Фондом развития современного искусства «Пауза».

Уже по перечню организаторов конференции видно, что мероприятие носило междисциплинарный характер, и было в своем роде рискованным и новаторским поворотом, обозначившим поиск реального места биографии в поле разных социальных дисциплин, а также в сфере искусства. Эта инициатива молодой волны исследователей, работающих в поле биографии, позволила высветить новые аспекты биографии как исследовательского жанра. До сих пор среди исследователей, особенно тех, кто работает в традиции немецкой герменевтики, закономерно считалось, что биография является, прежде всего, текстовым источником личностной информации, ее анализ состоит в интерпретации текстовой формы самопре-зентации индивидов. Привлечение исследователей из сферы аудиовизуальных искусств дало возможность рассматривать биографию в более многомерном социальном пространстве: как визуальный акт (как «сценическое» представление «себя») и даже как звуковой акт устной презентации рассказчика, а отсюда и новые проблемы визуальной и речевой интерпретации биографического материала, а также новые проблемы использования биографий в поле социальной педагогики, социальной медицины, проблем социальной реабилитации и адаптации людей.

Основная проблема, с которой столкнулись организаторы: не становится ли биография в таком поле еще большим источником субъективного знания и использования ее в неких идеологизированных схемах, близких к сфере искусства больше, чем к сфере науки. Не лишается ли при этом биография своего статуса как источника информации и нового знания? Являются ли такие исследования научными?

Конференция поставила все эти вопросы в весьма провокативной форме. Эта провокация была подчеркнута и самим выбором места для проведения конферен-

ИНТЕР, 5’2009

ции. Участники собирались и обсуждали свои научные проблемы в весьма непривычных «декорациях»: это были не обычные студенческие аудитории или официальные кабинеты, а небольшие пятачки залов частной фотовыставки, посвященной фотоизображениям человека и человеческого тела, которые находились в полуподвале одного из исторических закоулков старого Кракова. Да и участники конференции в своих выступлениях оперировали больше не текстами, а различными материалами фильмов, видео, аудиопленок или дигитальными источниками. Одним словом, конференции апеллировала не к тем, кто готов получать готовые ответы, а к тем, кто готов свободно дискутировать и открывать новые поля научного поиска в компании с представителями разных дисциплин и научных подходов.

Дискуссии и рабочие семинары перемежались с восприятием выставленных работ «биографического» фотомастера Томека Сикоры и беседами с ним и его коллегами от современного искусства.

Конференция состояла из трех тематических панелей: «Биография как перфо-манс» (председатель Меги О’Нейл, Великобритания), «Визуальная биография: искусство интерпретации» (председатель проф. Роберт Миллер, Великобритания) и «Память и биографические воспоминания», (председатель Виктория Семенова, Россия).

Первая панель была посвящена обсуждению тенденции к перфомансу в современной социальной реальности, а также в социальных науках, где проблема сценической самопрезентации обсуждается, еще начиная с работ Э.Гоффмана. Как следует из докладов участников панели, сценическое искусство все больше становится формой биографической самопрезентации, где грань между реальной биографией исполнителей и образом, создаваемым на сцене, становится объектом для изучения и интерпретации социальных исследователей. При этом, по мнению участников, каждый отдельный фрагмент человеческого движения в танце или высказывания в поэзии может быть истолкован с позиции биографического подхода. Интерес к этой пограничной области является объектом изучения даже не «чистых» исследователей, а больше практиков, занимающихся проблемами творчества мигрантов в процессе культурной адаптации к новой социальной среде (доклад Меги О’Нейл), или же предметом интереса социальных терапевтов, занимающихся проблемами медицинской реабилитации («Искусство, биография и здоровье», проф. Норма Дайкин, Западно-Британский университет).

Вторая панель представляла собой скорее интерактивный семинар по проблемам интерпретации разнохарактерных визуальных данных и устной речи рассказчика. Эти дискуссии начались с обсуждения теоретических аспектов визуального анализа (П.Романов и Е.Ярская-Смирнова, Россия) и проблем фотоанализа. Но наиболее полезным и впечатляющим стал «открытый урок» по видеоанализу, проведенный проф. Вольфрамом Фишером-Розенталем (Университет Касселя, Германия), где профессор продемонстрирован собственную методологию и методику пошаговой работы с видеоданными, начиная с анализа «застывшей» картинки как отдельного биографического эпизода до анализа последовательного видеоряда и биографической реконструкции данных.

Третья панель тематически была более близка к традиционным проблемам соотношения групповой и индивидуальной памяти, а также проблемам преодоления травматической памяти. Докладчики из Восточной Европы были больше ориентированы на рассмотрение проблем преодоления феномена «советскости» в биографической памяти на постсоветском пространстве.

В целом надо отметить, что конференция породила некое «раздвоение» биографического сообщества на «традиционалистов» — людей, готовых следовать уже сложившимся стереотипам анализа биографических данных и «новаторов», которые готовы искать новые горизонты работы с биографиями.

Если мне будет позволено выразить личное мнение, то такие нетрадиционные конференции, где присутствуют представители, как науки, так и искусства, как теоретики, так и практики, намного обогащают исследовательские горизонты, позволяют создать эффект «стереоскопического» видения объекта своего исследования, хотя, с другой стороны, может и свидетельствуют о некоем «кризисе жанра».

Во всяком случае, ясно одно: такая провокативная конференция свидетельствует о смене поколений и смене приоритетов в сфере подходов к изучению биографий. Во-первых, это выход за рамки чисто научного рассмотрения биографии в сторону акцентирования «сценичности», постановочности, т.е. свойства конст-руиромости биографического материала. Во-вторых, это практическое использование биографических данных в ущерб его рафинированно-научному анализу.

Виктория Семенова. Новые пути в биографических исследованиях...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.