Научная статья на тему 'Новые приборы и устройства для работы со смазочными материалами'

Новые приборы и устройства для работы со смазочными материалами Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
127
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМАЗКА / LUBRICANT / ПРИБОР / DEVICE / АДГЕЗИЯ / ADHESION / ШАРОВОЙ НАСОС / ПРОГРАММА / FRICTION COEFFICIENT / BALL-PUMP

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Войнов Кирилл Николаевич, Самойлова Елена Викторовна, Черток Елена Витальевна

Представлены приборы, предназначенные для контроля качества и адгезионных свойств пластичных смазочных материалов, а также определения коэффициентов трения покоя. Приведено описание новой конструкции объемного шарового насоса для перекачивания различных жидких сред.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW DEVICES AND FACILITIES FOR WORK WITH LUBRICANTS

New devices designed for various plastic lubricants testing are presented. The instruments makes it possible to measure the friction coefficient and adhesion characteristics of the lubricant. Construction of a new and very effective ball-pump for liquid materials is described.

Текст научной работы на тему «Новые приборы и устройства для работы со смазочными материалами»

список литературы

1. Литвин Ф. Л. Теория зубчатых зацеплений. М.: Наука, 1986. 584 с.

2. Шанников В. М. Планетарные редукторы с внецетроидным зацеплением. М.: Машгиз, 1948. 172 с.

3. Кудрявцев В. Н. Планетарные передачи с цевочным зацеплением. М.: Машиностроение, 1966. 307 с.

4. ЛямаевБ. Ф. Гидроструйные насосы и установки. Л.: Машиностроение, 1988. 256 с.

5. Рыбкин Е. А. Шестеренные насосы для металлорежущих станков. М.: Машгиз, 1960. 189 с.

6. Юдин Е. М. Шестеренные насосы. М.: Машиностроение, 1964. 238 с.

Сведения об авторах

Борис Павлович Тимофеев — д-р техн. наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики, кафедра мехатро-ники; E-mail: timborp@rambler.ru Вячеслав Юрьевич Дайнеко — аспирант; Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики, кафедра мехатроники; E-mail: zaza.seva@rambler.ru

Рекомендована кафедрой Поступила в редакцию

мехатроники 15.06.09 г.

УДК 620.179

К. Н. Войнов, Е. В. Самойлова, Е. В. Черток

НОВЫЕ ПРИБОРЫ И УСТРОЙСТВА ДЛЯ РАБОТЫ СО СМАЗОЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Представлены приборы, предназначенные для контроля качества и адгезионных свойств пластичных смазочных материалов, а также определения коэффициентов трения покоя. Приведено описание новой конструкции объемного шарового насоса для перекачивания различных жидких сред.

Ключевые слова: смазка, прибор, адгезия, шаровой насос, программа.

В настоящее время существенно изменилась ситуация на рынке продаж различных смазочных материалов. Рекламируемые частными фирмами смазки многоцелевого назначения, как показывают многочисленные проверки, к сожалению, зачастую не отвечают требованиям, предъявляемым к этим материалам. Использование же недоброкачественной смазочной продукции приводит к ощутимым потерям для потребителей. Применение не соответствующих стандартам смазочных материалов вызывает преждевременный выход из строя оборудования и специальной техники.

Для проведения экспресс-контроля качества пластичных смазочных материалов был разработан прибор — „Адгезиметр" [1], в котором использован принцип реализации центробежного ускорения вращающегося образца с предварительно нанесенным на его поверхность мерным количеством пластичной смазки (рис. 1).

В конструкции прибора использован высокооборотный электрический двигатель 1, скорость вращения выходного вала которого может плавно регулироваться с помощью специальной кнопки. До начала опыта электронные весы 7 показывают массу установленного в раме 2 на основании 8 пустого прозрачного стакана 6 с надетой на него крышкой 5. Смазка, нанесенная на пустотелый цилиндрический образец 4, по показанию весов первоначально не фиксируется. Затем включается высокооборотный электрический двигатель. Экспериментатор

Рис. 1

плавно увеличивает и контролирует с помощью датчика Холла число оборотов выходного вала с прикрепленным к нему через муфту 3 образцом. При этом в определенный момент времени смазочный материал начинает отделяться от поверхности образца и за счет центро-

2 бежной силы попадает на внутренние стенки стакана, увеличивая его исходную массу. Это непрерывно фиксируется электронными весами с точностью, например, до 0,02 г. Когда установлен момент, при котором прекращается увеличение массы стакана, наблюдение прекращается. При этом определяются как начальная скорость, с которой часть смазочного материала отделяется от образца, так и предельное ее значение, когда поверхность образца будет полностью освобождена от смазки. По этому показателю прибор также может выявить, имеет ли смазка отклонения от стандарта, а следовательно, является бракованной или фальсифицированной. Данные экспресс-контроля сравниваются с результатами, полученными при испытании стандартизованной (эталонной) смазки. Представленный прибор может работать как при пониженной, так и при повышенной температуре, что позволяет проверять качество и адгезию смазочного материала в условиях, приближенных к эксплуатационным.

Для оценки коэффициента трения покоя шероховатых поверхностей трения — тела и контртела — при разной их взаимной ориентации, а также при наличии тонкого слоя смазочного материала на их поверхностях был разработан другой специальный прибор.

Приведем краткую техническую характеристику этого прибора, реализованного как в механическом, так и в электрическом исполнении. Количество испытываемых образцов — одна пара; формы образцов — круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные и др.; нагрузка прижатия соответствует массе верхнего образца (обычно до 1 кг); шероховатость, покрытие, твердость поверхностей трения — любые; точность измерения коэффициента трения при механическом исполнении прибора — до 0,02 мм (при электрическом или электронном контроле может быть существенно выше). В последнем случае учитывается при наклоне платформы изменение фиксируемого напряжения с учетом изменения встроенного в схему электрического сопротивления.

Изменение коэффициента трения покоя оценивается по следующей схеме. Первоначально на верхнем образце, имеющем, к примеру, круглую форму, сбоку с шагом 30° наносятся риски, которые не портят поверхность трения. Поворотная платформа при этом находится в горизонтальном положении. Далее, нижний образец жестко фиксируется в кювете и на него накладывается верхний образец с нулевой отметкой-риской. Затем посредством плавного вращения винтового механизма осуществляется наклон поворотной платформы до момента „сползания" верхнего образца с поверхности нижнего. Тангенс фиксируемого при этом угла наклона платформы и есть коэффициент трения покоя. При последовательном повторении опыта с шагом 30° определяются значения коэффициента трения покоя как для сухих поверхностей трения, так и при наличии на них тонкой пленки смазки.

Результат анализа изменения коэффициента трения покоя с использованием разработанного в программе МаШСаё алгоритма графически представлен на рис. 2, здесь по верти-

кальнои и горизонтальном осям отложены координаты восьми точек, показывающие изменение коэффициента трения покоя при повороте платформы с шагом 30°. График четко демонстрирует влияние взаимной ориентации шероховатости тела и контртела на изменение величины изучаемого коэффициента: максимальные его значения появляются при таком расположении шероховатости, когда диагональ 1—1', соединяющая соответствующие точки, максимальна; при ориентации шероховатости по линии 2—2' силы трения, температура, износ в паре трения и период приработки будут значительно меньшими.

40

П

Ук 20

q^

а -20

-40

1 1

/ ' Ч ' \ 2

1 / ( г г 2'

1

1 1 1

-40 -20 0 20

Шр, Хк, М>и Г, Щ, р, 5, £

40

Рис. 2

В некоторых случаях нет смысла осуществлять поворот верхнего образца. Это относится обычно к ситуации, когда на поверхностях трения имеется устойчивая тонкая пленка смазки, закрывающая максимальные вершины шероховатости поверхности, а также когда на поверхностях трения имеются шероховатости кольцевого типа.

Авторами была разработана также новая конструкция объемного шарового насоса [2], предназначенного для перекачивания жидких сред.

Изображение шарового насоса с плоскими дисками (а) и с дисками специальной формы (б, в) представлено на рис. 3.

Рис. 3

Насос имеет шаровидной формы корпус, соединяемый из двух половинок. В корпусе на одной оси расположены два поворотных диска, а также имеются по два входных и выходных

0

г

о

патрубка. Одна пара служит для всасывания жидкой среды (воды, масла, глицериновой композиции и др.), а другая обеспечивает полный выброс среды из камеры. Функции патрубков без остановки насоса можно поворотом рукоятки поменять на противоположные. Области применения насоса весьма широки: перекачивание жидкой среды из больших по объему емкостей в малые и наоборот; обеспечение централизованной системы смазки для специального оборудования в цехах предприятий; выполнение функции искусственного человеческого сердца для перекачивания крови; выполнение функции гидромашины с возможностью мгновенного реверсирования тока рабочей среды, а следовательно, и направления прикладываемого усилия. Производительность разработанного насоса и надежность значительно выше по сравнению с известными аналогами такого же класса насосов. Кроме того, насос имеет повышенный ресурс эксплуатации, так как его конструкция содержит минимальное число пар трения. Важным является и тот факт, что выталкивание жидкой среды из шарового насоса осуществляется практически полное, так как диски модернизированной конусовидной формы при работе сближаются до соприкосновения.

Апробация в лабораторных и производственных условиях показала эффективность работы всех описанных вариантов приборов и возможность их использования в различных областях, в частности на железнодорожном транспорте.

1. Войнов К. Н. и др. Новые конструкторско-технологические решения для железнодорожного транспорта: Учеб. пособие. СПб: ПГУПС, 2009. 30 с.

2. Пат. 79619 РФ, МПК F 01 C 3/00. Роторная объемная машина / Дёжинов Б. А., Войнов К. Н., Черток Е. В. // Опубл. 10.01.09. Бюл. № 1.

список литературы

Елена Витальевна Черток

Елена Викторовна Самойлова

Кирилл Николаевич Войнов

Сведения об авторах д-р техн. наук, профессор; Петербургский государственный университет путей сообщения, кафедра теории механизмов и робототехниче-ских систем; E-mail: forstar@mail.ru

аспирант; Петербургский государственный университет путей сообщения, кафедра теории механизмов и робототехнических систем; E-mail: helenasam@mail.ru

аспирант; Петербургский государственный университет путей сообщения, кафедра теории механизмов и робототехнических систем; E-mail: chertok83@mail.ru

Рекомендована кафедрой мехатроники СПбГУ ИТМО

Поступила в редакцию 15.06.09 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.