Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ'

НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ / ТРЕНЕРЫ / АНКЕТИРОВАНИЕ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Л. С.

Статья посвящена уточнению подвижных игр, используемых при подготовке баскетболистов. Также в результате анкетирования проанализировано мнение тренеров о новых подвижных играх баскетбольного содержания, описание которых отсутствует в специальной литературе по баскетболу. Разработана классификация подвижных игр баскетбольного содержания, основанием которой является степень новизны. Выделено три класса игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW OUTDOOR GAMES IN THE TRAINING PROCESS OF BASKETBALL PLAYERS

The article is devoted to the clarification of outdoor games used in the preparation of basketball players. Also, as a result of the survey, the opinion of coaches about new outdoor games of basketball content, the description of which is absent in the special literature on basketball, was analyzed. A classification of outdoor basketball games has been developed, the basis of which is the degree of novelty. There are three classes of games.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ»

УДК 796

Яковлева Л.С.

студентка, отделение летних олимпийских видов спорта, Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель: Минина Л.Н.

кандидат педагогических наук, доцент; Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург, Россия)

НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ

Аннотация: статья посвящена уточнению подвижных игр, используемых при подготовке баскетболистов. Также в результате анкетирования проанализировано мнение тренеров о новых подвижных играх баскетбольного содержания, описание которых отсутствует в специальной литературе по баскетболу. Разработана классификация подвижных игр баскетбольного содержания, основанием которой является степень новизны. Выделено три класса игр.

Ключевые слова: подвижные игры, подготовка баскетболистов, тренеры, анкетирование, классификация.

Подвижные игры - уникальное средство физического и духовного развития личности, утвержденное в конце 19 века П.Ф. Лесгафтом как неотъемлемая часть воспитания ребенка, обеспечивающая его всестороннее и гармоничное развитие. В первую очередь игры приравниваются к упражнениям, направленным на подготовку ребенка к жизни: «Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими

действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни» [2].

Целесообразность применения подвижных игр в тренировочном процессе баскетболистов объясняется возможностью воспроизведения специфики игровой деятельности с максимальным приближением характера и содержания тренировки к соревновательным условиям. Овладение игровыми навыками возможно лишь в наиболее благоприятных для их формирования условиях -игровых [3]. Следовательно, подвижные игры способны подготовить ребенка и к спортивной деятельности, в частности, к баскетболу.

Вопрос степени осведомленности тренеров о содержании новых подвижных игр, используемых в подготовке баскетболистов, в настоящее время остается открытым. Подвижные игры являются одним из важнейших средств повышения уровня подготовленности спортсменов, обеспечивающих комплексное воздействие в ходе учебно-тренировочного процесса [1].

Но существует ограничение теории и методики баскетбола информацией, касающейся только стандартных (общепризнанных) подвижных игр и отсутствием описания новых игр баскетбольного содержания для спортивной подготовки баскетболистов на разных этапах обучения. В специальной литературе наиболее часто встречаются традиционные подвижные игры баскетбольного содержания [4,5,6].

В связи с этим Ю.И. Портных утверждает важной задачей совершенствования системы тренировки баскетболистов непрерывный поиск и популяризацию оригинальных форм их игровой тренировки [3].

Цель исследования заключается в получении нового знания о новых подвижных играх баскетбольного содержания, используемых в тренировочном процессе на разных этапах подготовки баскетболистов.

Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели исследования был проведен опрос в виде анкетирования среди баскетбольных тренеров Российской Федерации различной квалификации по

вопросам актуальности применения новых подвижных игр в баскетбольной тренировке. Анкета «Применение новых подвижных игр в тренировке баскетболистов» включала в себя 8 вопросов, требующих выбора как одного, так и нескольких вариантов ответа.

Выборка включила 43 тренера, стаж работы которых составил от 1 года до 35 лет и более на различных этапах подготовки баскетболистов. Из них 7 тренеров отметили, что имеют высшую категорию, 3 тренера - первую.

Результаты исследования и их обсуждение. На вопрос «Оцените значение подвижных игр в подготовке баскетболистов» 84% респондентов выбрали вариант «5» из предложенной пятибалльной шкалы ранжирования. Следовательно, преобладающая часть специалистов считает, что подвижные игры являются важной и неотъемлемой частью подготовки баскетболистов.

Большая часть опрошенных отметила необходимость регулярного применения подвижных игр в тренировочном процессе на этапах НП (67%) и ТЭ (39%). Тренеры отмечают, что в группах СС и ВСМ необходимость применения подвижных игр сводится к минимуму (за их регулярное использование проголосовало лишь 6,9% и 2,3% опрошенных), что может быть объяснено высоким уровнем овладения игровыми приемами в соревновательных условиях. Но периодическое включение подвижных игр на данных этапах способно снизить монотонность тренировочного процесса и повысить мотивацию спортсменов к тренировочному процессу.

Выяснилось, что что основными источниками информации при поиске новых подвижных игр служат накопленные знания (60,4%), опыт коллег (51%) и интернет ресурсы (41,8%). Наименее часто тренеры прибегают к изучению специальной литературы (18,6%) и посещению курсов профессиональной подготовки и семинаров для тренеров (9,3%).

Наиболее часто в своей практике тренеры применяют следующие традиционные подвижные игры, включающие элементы баскетбола: «Пятнашки с ведением мяча» (76%), «Пятнашки мячом» (59%), «Салки с

ведением мяча» (73%), «Американка» (70%), «Дриблеры в круге» (68%), «10 передач» (85%). Можно сделать вывод о широкой распространённости и применяемости игр, известных еще более чем 30 лет назад тренерами по баскетболу.

73% респондентов применяют в спортивной тренировке новые подвижные игры. Следовательно, наблюдается тенденция к повышению тренерами разнообразия игровых средств тренировки, что подтверждает актуальность проводимого нами исследования.

Абсолютно все опрошенные считают необходимым описание новых подвижных игр, применяемых в подготовке баскетболистов.

67% опрошенных отметили осведомленность о новых подвижных играх как признак профессионализма тренера.

Ранее с новыми подвижными играми встречались 79% опрошенных, и 61% респондентов утверждает, что им приходилось придумывать игру для тренировки баскетболистов.

В результате анкетирования были получены 16 подвижных игр, используемых при подготовке баскетболистов: «Замки», «Эстафета с передачами», «Крестики-нолики», «21 конус», «Автобус», «Сбей конус», «Полицейские и воры», «Крабики и рыбки», «Четыре угла», «Крот», «Свой-чужой», «Догонялки в квадратах», «Модифицированные хвостики», «Две базы», «Отбери мяч + успей забить», «Отбери мяч».

Полученные в ходе анкетирования тренеров и изучения специальной литературы описания подвижных игр баскетбольного содержания были подвергнуты классифицированию, в результате которого выделены три класса игр по степени их новизны (рисунок 1).

Рис. 2. Классификация подвижных игр баскетбольного содержания по степени новизны

Таким образом, в литературе подробно описаны подвижные игры, используемые при подготовке баскетболистов. Средства систематизированы по различным признакам, однако в теории и методике баскетбола отсутствует единый подход к классификации подвижных игр баскетбольного содержания.

К новым относятся следующие подвижные игры, используемые при подготовке баскетболистов: «Замки», «Эстафета с передачами», «Крестики-нолики», «21 конус», «Автобус», «Сбей конус», «Полицейские и воры», «Крабики и рыбки», «Четыре угла», «Крот», «Свой-чужой», «Догонялки в квадратах», «Модифицированные хвостики», «Две базы», «Отбери мяч + успей забить», «Отбери мяч». Всего описано 16 подвижных игр баскетбольного содержания.

Классификация подвижных игр баскетбольного содержания выполнена на основе признака новизны. В зависимости от степени новизны выделено три класса подвижных игр: стандартные подвижные игры баскетбольного содержания; нестандартные подвижные игры баскетбольного содержания; новые подвижные игры баскетбольного содержания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бахарева, С. Ю. Подвижные игры как средство совершенствования технических приемов игры студентами учебных групп по баскетболу / С. Ю. Бахарева, Л. М. Дурова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : Материалы XI Международной научно-практической конференции, Смоленск, 24-26 января 2017 года / Под редакцией А.В. Родина. - Смоленск: ООО "Принт-Экспресс", 2017. - С. 24-26.

2. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2, ч. 2 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт ; сост. Г.Г. Шахвердов. - М. : Физкультура и спорт, 1952. - 384 с.

3. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных, Б.Е. Лосин, Л.С. Кит, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. -СПб : Спб.ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - 62 с.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол, теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

5. Федорова, Н. А. Физическая культура: подвижные игры: 1-4 классы / Н. А. Федорова. - М. : Издательство «Экзамен», 2016. - 46 с.

6. Красникова, О. С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / О. С. Красникова. — Нижневартовск: зд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 91 с.

Yakovleva L.S.

Student, Department of Summer Olympic Sports, P.F. Lesgaft National State University (St. Petersburg, Russia)

Scientific advisor: Minina L.N.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor P.F. Lesgaft National State University (St. Petersburg, Russia)

NEW OUTDOOR GAMES IN THE TRAINING PROCESS OF BASKETBALL PLAYERS

Abstract: the article is devoted to the clarification of outdoor games used in the preparation of basketball players. Also, as a result of the survey, the opinion of coaches about new outdoor games of basketball content, the description of which is absent in the special literature on basketball, was analyzed. A classification of outdoor basketball games has been developed, the basis of which is the degree of novelty. There are three classes of games.

Keywords: outdoor games, training of basketball players, coaches, questionnaires, classification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.