УДК 796
Яковлева Л.С.
студентка, отделение летних олимпийских видов спорта, Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург, Россия)
Научный руководитель: Минина Л.Н.
кандидат педагогических наук, доцент; Национальный государственный университет им. П.Ф. Лесгафта (г. Санкт-Петербург, Россия)
НОВЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ
Аннотация: статья посвящена уточнению подвижных игр, используемых при подготовке баскетболистов. Также в результате анкетирования проанализировано мнение тренеров о новых подвижных играх баскетбольного содержания, описание которых отсутствует в специальной литературе по баскетболу. Разработана классификация подвижных игр баскетбольного содержания, основанием которой является степень новизны. Выделено три класса игр.
Ключевые слова: подвижные игры, подготовка баскетболистов, тренеры, анкетирование, классификация.
Подвижные игры - уникальное средство физического и духовного развития личности, утвержденное в конце 19 века П.Ф. Лесгафтом как неотъемлемая часть воспитания ребенка, обеспечивающая его всестороннее и гармоничное развитие. В первую очередь игры приравниваются к упражнениям, направленным на подготовку ребенка к жизни: «Он приобретает таким образом известное умение распоряжаться своими силами, рассуждать над своими
действиями и при помощи полученной таким образом опытности справляться с теми препятствиями, которые он встречает в жизни» [2].
Целесообразность применения подвижных игр в тренировочном процессе баскетболистов объясняется возможностью воспроизведения специфики игровой деятельности с максимальным приближением характера и содержания тренировки к соревновательным условиям. Овладение игровыми навыками возможно лишь в наиболее благоприятных для их формирования условиях -игровых [3]. Следовательно, подвижные игры способны подготовить ребенка и к спортивной деятельности, в частности, к баскетболу.
Вопрос степени осведомленности тренеров о содержании новых подвижных игр, используемых в подготовке баскетболистов, в настоящее время остается открытым. Подвижные игры являются одним из важнейших средств повышения уровня подготовленности спортсменов, обеспечивающих комплексное воздействие в ходе учебно-тренировочного процесса [1].
Но существует ограничение теории и методики баскетбола информацией, касающейся только стандартных (общепризнанных) подвижных игр и отсутствием описания новых игр баскетбольного содержания для спортивной подготовки баскетболистов на разных этапах обучения. В специальной литературе наиболее часто встречаются традиционные подвижные игры баскетбольного содержания [4,5,6].
В связи с этим Ю.И. Портных утверждает важной задачей совершенствования системы тренировки баскетболистов непрерывный поиск и популяризацию оригинальных форм их игровой тренировки [3].
Цель исследования заключается в получении нового знания о новых подвижных играх баскетбольного содержания, используемых в тренировочном процессе на разных этапах подготовки баскетболистов.
Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели исследования был проведен опрос в виде анкетирования среди баскетбольных тренеров Российской Федерации различной квалификации по
вопросам актуальности применения новых подвижных игр в баскетбольной тренировке. Анкета «Применение новых подвижных игр в тренировке баскетболистов» включала в себя 8 вопросов, требующих выбора как одного, так и нескольких вариантов ответа.
Выборка включила 43 тренера, стаж работы которых составил от 1 года до 35 лет и более на различных этапах подготовки баскетболистов. Из них 7 тренеров отметили, что имеют высшую категорию, 3 тренера - первую.
Результаты исследования и их обсуждение. На вопрос «Оцените значение подвижных игр в подготовке баскетболистов» 84% респондентов выбрали вариант «5» из предложенной пятибалльной шкалы ранжирования. Следовательно, преобладающая часть специалистов считает, что подвижные игры являются важной и неотъемлемой частью подготовки баскетболистов.
Большая часть опрошенных отметила необходимость регулярного применения подвижных игр в тренировочном процессе на этапах НП (67%) и ТЭ (39%). Тренеры отмечают, что в группах СС и ВСМ необходимость применения подвижных игр сводится к минимуму (за их регулярное использование проголосовало лишь 6,9% и 2,3% опрошенных), что может быть объяснено высоким уровнем овладения игровыми приемами в соревновательных условиях. Но периодическое включение подвижных игр на данных этапах способно снизить монотонность тренировочного процесса и повысить мотивацию спортсменов к тренировочному процессу.
Выяснилось, что что основными источниками информации при поиске новых подвижных игр служат накопленные знания (60,4%), опыт коллег (51%) и интернет ресурсы (41,8%). Наименее часто тренеры прибегают к изучению специальной литературы (18,6%) и посещению курсов профессиональной подготовки и семинаров для тренеров (9,3%).
Наиболее часто в своей практике тренеры применяют следующие традиционные подвижные игры, включающие элементы баскетбола: «Пятнашки с ведением мяча» (76%), «Пятнашки мячом» (59%), «Салки с
ведением мяча» (73%), «Американка» (70%), «Дриблеры в круге» (68%), «10 передач» (85%). Можно сделать вывод о широкой распространённости и применяемости игр, известных еще более чем 30 лет назад тренерами по баскетболу.
73% респондентов применяют в спортивной тренировке новые подвижные игры. Следовательно, наблюдается тенденция к повышению тренерами разнообразия игровых средств тренировки, что подтверждает актуальность проводимого нами исследования.
Абсолютно все опрошенные считают необходимым описание новых подвижных игр, применяемых в подготовке баскетболистов.
67% опрошенных отметили осведомленность о новых подвижных играх как признак профессионализма тренера.
Ранее с новыми подвижными играми встречались 79% опрошенных, и 61% респондентов утверждает, что им приходилось придумывать игру для тренировки баскетболистов.
В результате анкетирования были получены 16 подвижных игр, используемых при подготовке баскетболистов: «Замки», «Эстафета с передачами», «Крестики-нолики», «21 конус», «Автобус», «Сбей конус», «Полицейские и воры», «Крабики и рыбки», «Четыре угла», «Крот», «Свой-чужой», «Догонялки в квадратах», «Модифицированные хвостики», «Две базы», «Отбери мяч + успей забить», «Отбери мяч».
Полученные в ходе анкетирования тренеров и изучения специальной литературы описания подвижных игр баскетбольного содержания были подвергнуты классифицированию, в результате которого выделены три класса игр по степени их новизны (рисунок 1).
Рис. 2. Классификация подвижных игр баскетбольного содержания по степени новизны
Таким образом, в литературе подробно описаны подвижные игры, используемые при подготовке баскетболистов. Средства систематизированы по различным признакам, однако в теории и методике баскетбола отсутствует единый подход к классификации подвижных игр баскетбольного содержания.
К новым относятся следующие подвижные игры, используемые при подготовке баскетболистов: «Замки», «Эстафета с передачами», «Крестики-нолики», «21 конус», «Автобус», «Сбей конус», «Полицейские и воры», «Крабики и рыбки», «Четыре угла», «Крот», «Свой-чужой», «Догонялки в квадратах», «Модифицированные хвостики», «Две базы», «Отбери мяч + успей забить», «Отбери мяч». Всего описано 16 подвижных игр баскетбольного содержания.
Классификация подвижных игр баскетбольного содержания выполнена на основе признака новизны. В зависимости от степени новизны выделено три класса подвижных игр: стандартные подвижные игры баскетбольного содержания; нестандартные подвижные игры баскетбольного содержания; новые подвижные игры баскетбольного содержания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бахарева, С. Ю. Подвижные игры как средство совершенствования технических приемов игры студентами учебных групп по баскетболу / С. Ю. Бахарева, Л. М. Дурова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : Материалы XI Международной научно-практической конференции, Смоленск, 24-26 января 2017 года / Под редакцией А.В. Родина. - Смоленск: ООО "Принт-Экспресс", 2017. - С. 24-26.
2. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 2, ч. 2 : Руководство по физическому образованию детей школьного возраста / П.Ф. Лесгафт ; сост. Г.Г. Шахвердов. - М. : Физкультура и спорт, 1952. - 384 с.
3. Портных, Ю.И. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие / Ю.И. Портных, Б.Е. Лосин, Л.С. Кит, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина. -СПб : Спб.ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008. - 62 с.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол, теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
5. Федорова, Н. А. Физическая культура: подвижные игры: 1-4 классы / Н. А. Федорова. - М. : Издательство «Экзамен», 2016. - 46 с.
6. Красникова, О. С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / О. С. Красникова. — Нижневартовск: зд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 91 с.
Yakovleva L.S.
Student, Department of Summer Olympic Sports, P.F. Lesgaft National State University (St. Petersburg, Russia)
Scientific advisor: Minina L.N.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor P.F. Lesgaft National State University (St. Petersburg, Russia)
NEW OUTDOOR GAMES IN THE TRAINING PROCESS OF BASKETBALL PLAYERS
Abstract: the article is devoted to the clarification of outdoor games used in the preparation of basketball players. Also, as a result of the survey, the opinion of coaches about new outdoor games of basketball content, the description of which is absent in the special literature on basketball, was analyzed. A classification of outdoor basketball games has been developed, the basis of which is the degree of novelty. There are three classes of games.
Keywords: outdoor games, training of basketball players, coaches, questionnaires, classification.