Научная статья на тему 'Новые подходы в управлении организациями малого бизнеса'

Новые подходы в управлении организациями малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ / АУТСОРСИНГ / SMALL BUSINESS / MANAGEMENT / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Наталья Павловна

Малый бизнес это база для развития предпринимательской активности. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное звучание, является одним из решающих факторов инновационного обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Повышение экономического развития и конкурентоспособности организаций малого бизнеса во многом видится за счет аутсорсинга тех услуг, которые оказываются сторонними исполнителями, сторонними подрядчиками на основе отдельно заключаемых договоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в управлении организациями малого бизнеса»

В октябре 2009 г. наблюдательный совет Российской корпорации нанотехнологий одобрил концепцию создания Нанотехнологических центров РОСНАНО - инфраструктурных комплексов, предназначенных для коммерциализации нанотехнологических разработок. Ключевая особенность Нанотехнологических центров РОСНАНО - концентрация в одном месте технологического оборудования и компетенций по инкубированию малых инновационных компаний (маркетинговой, управленческой и информационной поддержки).

Согласно концепции, общий объем инвестиций РОСНАНО в создание Нанотехнологического центра не будет превышать 60 % от общей стоимости всех его активов. Если средства вносятся в проект только в денежной форме, доля корпорации не будет превышать 85 % общего объема капиталовложений. При этом на первом этапе создания центра корпорация не планирует инвестировать в девелопмент.

В общем, подход РОСНАНО позволяет сделать инфраструктурные проекты экономически эффективными, а следовательно, привлекательными для соинвесторов. Привлечение частного капитала не только снизит вложения корпорации, но и повысит эффективность реализации проектов за счет профессионального менеджмента и повышения мотивации участников проектов.

Выбранный инновационный путь развития страны должен не основываться на опыте прошлых лет, а только учитывать его, создавая принципиально новое и эффективное для завтрашнего дня.

1. Медведев Д.А. Россия, вперед! URL: http:// www.kremlin.ru/news/5413. Загл. с экрана.

2. Шатраков A. Ю. Инновационная деятельность высокотехнологичных предприятий. М., 2QQS.

3. Аналитическая записка. Малый инновационный бизнес: проблемы и перспективы. URL: http ://www. spb-mb.ru/index.php?page=297. Загл. с экрана.

4. URL: http://www.fasie.ru/fund/about.aspx.

5. URL: http://www.rftr.ru/show.php?type=б.

6. Антонец В.А. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. М., 2QQ9.

7. URL: http://allmedia.ru/newsitem.asp?id=861133.

S. URL: http://www.rusnano.com/Section.aspx/

Show/145Q1.

Поступила в редакцию 17.11.2009 г.

Peredkov A.V. Features of small business development at the present stage. The article considers the ways of small businesses development, in particular innovational sphere, its current state. Perspective directions of small innovative enterprises activity are defined.

Key words: innovation; small innovative business infrastructure to support small innovative businesses.

УДК 33Q.191.6

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА

© Н.П. Петрова

Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности. Развитие малого бизнеса имеет не только экономическое, но и социальное звучание, является одним из решающих факторов инновационного обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности. Повышение экономического развития и конкурентоспособности организаций малого бизнеса во многом видится за счет аутсорсинга - тех услуг, которые оказываются сторонними исполнителями, сторонними подрядчиками на основе отдельно заключаемых договоров.

Ключевые слова: малый бизнес; управление; аутсорсинг.

В большинстве экономически развитых стран главные изменения отношений в сфере развития новых экономических, социально значимых направлений достигаются путем осуществления ряда качественных измене-

ний. При этом формируется инновационный характер современной предпринимательской деятельности, который, в первую очередь, внедряется в значительной части организациями малого бизнеса, что способствует по-

вышению эффективности экономической деятельности и приводит к успеху на рынке [1].

Известный ученый в области управленческого консалтинга Питер Ф. Друкер в конце ХХ в. сказал: «Нововведение - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют измене -ния как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг» [2]. Для развития организаций малого бизнеса базовой экономической стратегией становится внедрение инноваций, эффективный целенаправленный поиск изменений, их совершенствование и использование этими изменениями как можно более эффективно.

В условиях постоянно изменяющегося рынка требование повышения эффективности на каждом этапе производства приводит к возникновению новых форм ведения бизнеса, новых форм сотрудничества. Одним из современных инструментов управления компаниями при сокращении издержек и повышении эффективности бизнеса становится аутсорсинг («outsourcing») - «внешний источник» или «на стороне», т. е. за пределами организации. Компании, исчерпавшие основные резервы издержек, находят в аутсорсинге инструмент повышения эффективности своей деятельности.

Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятельности на основе заключаемых контрактов. Под аутсорсингом бизнес-процессов современные экономисты понимают передачу внешним организациям тех отдельных процессов, которые не являются для компании основными. Аутсорсинг является одним из наиболее ярких примеров разделения труда [3].

Активное применение аутсорсинга крупными компаниями еще больше укрепляет позиции малого бизнеса в современной экономике. Такие производственные отношения выгодны обеим сторонам: крупные компании делегируют и снижают издержки, малые организации получают заказы и доступ к специальным технологическим и маркетинговым знаниям.

Тенденции активного внедрения аутсорсинга в международную систему управления компаниями все яснее указывают на то, что

без привлечения сторонних профессионалов в управлении, производстве и других областях сложно конкурировать в условиях постоянно меняющегося рынка. Первоначально аутсорсинг трактовался как возможность выполнения внешними специалистами некоторых управленческих функций. Позднее специализация коснулась более широкого сектора задач - технологических процессов, бухгалтерского учета, маркетинговых исследований, создания и разработки стратегии продвижения товаров и услуг, разработки, поддержки и продвижения web-сайтов компаний и др. [3].

Для зарубежных компаний стала привычна практика передачи части своих активов (подразделений) или бизнес-процессов в управление внешнему исполнителю и последующее сотрудничество с ним уже в рамках аутсорсинговой стратегии.

Объемы прибыли, полученной зарубежными компаниями от аутсорсинга, увеличивались после 2005 г. в среднем на 11 % ежегодно. На сегодняшний день сфера аутсорсинга поделена на такие отраслевые сегменты, как информационные технологии, трудовые ресурсы, продажа и маркетинговые услуги, финансовые услуги, пр.

Достаточно молодой рынок аутсорсинговых услуг наиболее существенно увеличился в сфере информационных технологий, например, в Украине с 2003 г. он увеличивался ежегодно на 40 %. Наибольшие доходы от аутсорсинга получали Индия и Ирландия. Рынок IT-аутсорсинга развивается и в промышленно развитых странах. Так, в США его ежегодный прирост составляет 14,4 % [4].

Аналитическим агентством «Business Week» рассчитывается индекс глобальной сервисной локализации, определяющий регионы мира, в которых сосредоточены компании, выполняющие услуги аутсорсинга. Подобный индекс базируется на трех составляющих:

1) финансовая привлекательность, основанная на возможности сократить издержки;

2) оптимальное соотношение между уровнем квалификации и стоимостью рабочей силы;

3) показатели экономико-политической среды, развитие институтов, уровень интеллектуальной безопасности в сфере информа-тизационных технологий.

7Q

В мировых отношениях наблюдается высокий уровень развития аутсорсинговых отношений. По данным официального портала системы поддержки малого предпринимательства, в 2004 г. мировой объем стоимости этих отношений составил 72 млрд долл. Из них на американский регион приходится 53 % объема стоимости, на европейский - 44 %, на азиатско-тихоокеанский регион - только 3 %. Доля договоров на оказание аутсорсинговых услуг составляет 33 % от общего числа всех заключенных договоров [5].

Можно выделить следующие сектора применения аутсорсинга:

- производственный, где на американские компании приходится 17 % рынка, а на европейские 15 %;

- телекоммуникационный, 13 % которого заняты американскими и 12 % европейскими компаниями;

- деловые услуги, в оказании которых американские компании составляют 9 % и европейские 12 %;

- прочие услуги - соответственно 9 % и 5 % [6].

Мировая практика подтверждает плодотворность применения аутсорсинга в различных областях бизнеса. Примером является российская фабрика «Глория-Джинс», которая с осени 2003 г. шьет джинсы «Levi’s Signature». Их продукция продается компанией «Levi Strauss & Co» исключительно на территории США в супермаркетах «Wal-Mart». Ответ на вопрос о том, почему заказы по производству одежды размещаются на российской фабрике, которая, располагается в городе Шахты Ростовской области, заключается в необходимости освоения дешевого сегмента массового рынка. Ни один из заводов американской компании, которые располагаются в Венгрии и Польше, не могут произвести подобную и качественную продукцию по такой низкой цене, а именно по 25 долл. за единицу [4].

Большое распространение на европейском рынке получил аутсорсинг call-центров [7], т. е. система, обеспечивающая оказание услуг по обработке телефонных обращений, при которой возможно выполнение таких функций, как аренда функционального оборудования, рабочих мест и рабочего времени операторов. Лидерами предоставления этих услуг выступают, в первую очередь, Велико-

британия, Германия, Испания и Франция. Оборудование для полноценного са11-центра стоит достаточно дорого, и даже крупная компания, которая заинтересована в таких услугах, не всегда готова пойти на подобные вложения. Данное направление оказалось по силам малым и средним западным компаниям, которые готовы предоставлять рынку качественные и доступные услуги. В среднем рынок этих услуг растет на 35 % ежегодно [8].

В современных условиях многие компании вынуждены пересматривать свои планы и методы развития, вносить коррективы в свои затраты, снижать издержки. В отличие от крупных и средних компаний, имеющих в своих структурах аналитические, финансовые, маркетинговые и другие отделы, многие малые компании могут быстрее перестроиться в ситуации кризиса.

Применение аутсорсинга в западных компаниях проявилось в предоставлении профессиональных услуг в области информационных технологий, обслуживании и сопровождении ГГ-консалтинга. К услугам аутсорсинговых компаний в сфере информационных технологий прибегают 2/3 западных компаний, в т. ч. и малых. Эта услуга позволяет передавать внешнему подрядчику части внутренних услуг и внутренних сервисов компании-заказчика, в т. ч. на основе использования его программных продуктов, приложений, технических средств и фрагментов инфраструктуры.

В сложившихся условиях российским компаниям необходимо не только изучать рынок аутсорсинга, но и определить свою нишу, в которой их деятельность будет максимально эффективной [9].

Хотя среди руководителей российских организаций малого бизнеса ГТ-аутсорсинг сегодня менее распространен, чем в других странах, и в первую очередь по финансовым причинам, они приходят к выводу, что сотрудничество с профессиональным партне-ром-аутсорсером дешевле и выгоднее, чем принимать в штат ГТ-специалиста. В России постепенно появляется осознание экономической выгоды от использования ГТ-аутсор-синга, но основная причина в том, что такой вид аутсорсинга в России не пользует заслуженной популярностью, это «мнимая» экономия средств.

Руководители отечественных организаций зачастую сравнивают стоимость предлагаемых услуг только с затратами на содержание персонала, не учитывая других, в частности затрат на развитие и обновление технической базы. Однако не каждая компания сможет достичь аналогичного качества предоставляемых услуг самостоятельно. Недоверие к аутсорсинговым компаниям в сфере информационных технологий, в частности и к аутсорсингу, в целом, связано со многими причинами. Среди них можно выделить, в первую очередь, такие, как боязнь потерять контроль над процессами внутри компании, повышающаяся вероятность утечки коммерческой информации, не достаточное представление о целях бизнеса аутсорсинговой компании, предубеждение к аутсорсингу как системе в целом по причине его редкого применения российскими компаниями.

Многие российские организации малого бизнеса, занимающиеся внешней экономической деятельностью, вынуждены значительно сокращать объемы своих продаж импортных товаров в России, что отражается на их доходах. Страдают также многие компании, занимающиеся производством своих товаров в России, т. к. стоимость их продукции зачастую напрямую зависит от стоимости используемого импортного сырья. С такими же трудностями сталкивается любая организация, которая стремится приобретать специализированное производственное оборудование для увеличения объемов производства своей продукции. Это связано с тем, что в настоящее время почти все специализированное оборудование производится за пределами России.

По сравнению с промышленно развитыми странами, в нашей стране наблюдается избыток дешевой, но высококвалифицированной рабочей силы, однако в сравнении с развивающими странами, а именно туда и направляется большая часть аутсорсинга, заработная плата в России очень высока. Однако в аутсорсинге есть ниша, в которой российский бизнес мог бы занять достойное место. Это сфера информационных технологий, в которой востребованы высококвалифицированные работники, а доля материальных затрат невысока.

На данном этапе для российских организаций малого бизнеса, и так обделенных до

последнего времени заботой государства, ситуация дополнительно осложняется в результате сокращения возможности привлечения в период кризиса заемных средств, особенно долгосрочных. Это оказывает негативное влияние на финансовую стабильность организаций малого бизнеса, особенно в производственном секторе, и серьезно осложнит ведение ими основной деятельности. В складывающейся ситуации таким организациям будет все сложнее выделять необходимые средства на закупку сырья или комплектующих изделий, а также последующее продвижение продукции на рынке. Все это отразится на доходах организаций и, в первую очередь, заработной плате сотрудников. Использование аутсорсинга, как инструмента управления компанией, позволит организациям малого бизнеса эффективно влиять на издержки.

В России, также как и в ряде других стран, для развития аутсорсинга характерны некоторые серьезные факторы. Во-первых, что уже упоминалось, это перспективы снижения текущих расходов на обслуживание организаций за счет сокращения затрат на дополнительные службы и подразделения, отказ от которых не повлияет на эффективность работы организации в целом. Во-вторых, это снижение производственных издержек, связанных с производством комплектующих изделий, изготовление которых на других предприятиях не окажет негативного влияния на конкурентоспособность самой организации. В-третьих, возможность кратковременного использования необходимого специализированного оборудования или складских помещений для проведения исследований. Весомым фактором в пользу применения аутсорсинга является возможность оперативного привлечения дополнительных производственных возможностей в периоды сезонного увеличения спроса на продукцию или временных трудностей, возникших на собственных производственных площадях [10].

Государство сегодня обозначило создание стимулов для массового прихода малого бизнеса в отрасли, прямо связанные с экономикой, и прежде всего с экономикой знаний. Речь должна идти о разработке системы мер, направленных на создание такой среды, когда ключевую роль должен играть не капитал, а идеи и умение доводить их до стадии коммер-

ческой реализации. Создание благоприятной инновационной среды в секторе экономики малого предпринимательства даст импульс для воссоединения и денег, и идей [11].

Значительную роль в этом процессе должны играть аутсорсинговые организации. Такие организации могли бы взять на себя функции по коммерционализации и продвижению на рынок новых технологических идей. В этом контексте именно у малого бизнеса появляется возможность стать рычагом в создании новой модели организации российского бизнеса в целом, быть встроенным в качестве интегральной части в цепочки других (средних и крупных) промышленных предприятий. Развернутая стратегия поддержки и развития малого бизнеса, в конечном счете, постепенно изменит экономический вес этого сектора. Организации малого бизнеса, как и во всех развитых странах, могут стать одними из ведущих - и по росту производительности труда, и по технологической оснащенности, и по инновационной активности [12]. Мировой опыт показывает, что именно малый бизнес должен играть важнейшую структурную роль в социальноэкономическом развитии страны.

1. Баркер А. Алхимия инноваций. «Вершина». М., 2003.

2. Друкер П. Инновации и предпринимательство. «Вильямс». Москва; Санкт-Петербург; Киев, 2007.

3. Бравар Ж.-Л., Морган Р. Эффективный аутсорсинг. Понимание, планирование и использование успешных аутсорсинговых отношений. М., 2007.

4. URL: http://www.outsourcing.ru/content/rus/ 184/1849-article.asp.

5. Официальный портал системы поддержки малого предпринимательства. URL: http:// www.mbm.ru/stuff.asp?ID=120. Загл. с экрана.

6. НП «Московский центр развития предпринимательства». URL: http://www.giac.ru/content/ document_r_BAA778AD-3943-4E73-A81D-1DB66D42 A9B6.html. Загл. с экрана.

7. Гольдштейн Б.С., Фрейнкман В А. Call-центры и компьютерная телефония БХВ. СПб., 2002.

8. Консалтинговая группа MD. URL: http://md-hr.ru/articles/html/article32671.html. Загл. с экрана.

9. Растворова С.Н. Аутсорсинг как инструмент повышения эффективности деятельности компании // Экономические стратегии. 2008. №7 (65).

10. Яновский К.П. Внедрение в инновационное предпринимательство. СПб., 2004.

11. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент. СПб., 2006.

12. Кузнецов А.Н. Инновации как основа развития и совершенствования малых и средних предприятий сферы услуг: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2005.

Поступила в редакцию 14.11.2009 г.

Petrova N.P. New approaches in managing of the small-scale business organizations. Small-scale business is a base for development of enterprise activity. Development of small business is not only of economic but also of social importance, it is one of the decisive factors of technological innovation renewal based on the principals of human assets being realized and growth of personal initiative and responsibility. Growth of economic development and competitiveness of small businesses is to be effected to a greater extent by outsourcing that is with help of services and operations rendered by external contractors engaged by contracts signed on a separate basis.

Key words: small business; management; outsourcing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.