Научная статья на тему 'Новые подходы в использовании графического калькулятора в преподавании экономики'

Новые подходы в использовании графического калькулятора в преподавании экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в использовании графического калькулятора в преподавании экономики»

его вдова. Статья полемична в хорошем смысле слова. «Закат звезды» марксизма и его последователей в России экономист с солидной философской подготовкой объясняет тем, что не оправдались научные прогнозы, особенно относительно обнищания трудящихся, угасания мелкого хозяйства [4]. П.С. Климентов проницательно подметил новаторские подходы в финансовой науке, предложенные И.Х. Озеровым. Об этом можно судить и по статье И.Х. Озерова “О приемах изучения финансовой науки”, опубликованной в "Русской мысли” уже после смерти П.С. Климентова [6]. И.Х. Озеров высказывает суждения, с которыми согласятся институционалисты. Интерес - начало всех начал в финансовой науке и финансовом законодательстве. За отправную точку нужно брать интересы разных социальных групп. В исследовании экономических (особо - финансовых институтов) плодотворны идеи Дж. Ст. Милля, Менгера, а также Лориа. И.Х. Озеров призывает социологов бросить бесплодные рассуждения, а работать с материалом из парламентских отчетов. Именно в парламенте финансовый закон предстает как равнодействующая борющихся сил, и здесь важна роль вожака социальной группы [С. 21, 27, 33].

Поиски забытых экономистов будут продолжены нами в последующих публикациях.

Библиографический список

1. Ан-ский, С. Забытый утопист [Текст] // Русская мысль. - 1903, январь. - С. 91-100.

2. Иванов, Ив. Сен-Симон и зачатки французского позитивизма [Текст] // Русская мысль. -1900. - № 7, 8, 10-12.

3. История экономических учений [Текст]. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М., 2000. - С. 31.

4. Климентов, П.С. Исторический материализм [Текст] // Русская мысль, январь. - С. 71-90.

5. Нормативный и позитивный принципы анализа новой политической экономии. В 3-х ч. [Текст] - Кострома: КГУ, 2007.

6. Озеров, И.Х. О принципах изучения финансовой науки [Текст] // Русская мысль. - 1903, апрель. - С. 15-42.

7. Пефтиев, В.И. Экономическая мысль «серебряного века» России (1881-1914) [Текст] -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. - 211 с.

8. Скаржинский, М.И., Чекмарев, В.В. Методология экономической науки [Текст]. - Кострома: КГУ, 2007. - С. 30-32.

9. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1989. - С. 319.

10. Baudrillart H. Manuel d’economie politique. Paris, 1878/

11. Baudrillart H. J.Bodin et son temps. Paris, 1853.

12. Golovine Ivan. L’Esprit de l’economie politique. Paris, 1843

13. Leroy-Beaulieu Paul. La question ouvriere au XIX siecle. Paris, 1872.

14. Leroy-Beaulieu Paul. Precis d’economie politique. Paris, 1888.

15. Leroy-Beaulieu Paul. L’Etat moderne et ses functions. Paris, 1890.

16. Mill John Stuart. Mes memoires. Histore de ma vie et de mes idees. Paris, 1874.

17. Mill John Stuart. Correspondance inedite aves Gustave d’Eichthal (1828-1842-1864-1870). Paris, 1898.

18. Molinari G. de. Cours d’economie politique. T. 12. Paris, 1863.

Н.Л. БУДАХИНА

Новые подходы в использовании графического калькулятора в преподавании экономики

В законе РФ «Об образовании » под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1. С. 3]. Качество любого объекта, в том числе и качества общеобразовательной подготовки выпускников по экономике, оценивается степенью его соответствия предварительно установленному стандарту, эталону качества. Таким эталоном в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» в практике школ стал принципиально новый норматив - государственный образовательный стандарт, введенный в 2004 г. Он определяет цели изучения предмета, обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений. «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее-обязательный ми-нимум)-обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования» [2. С. 8]. Иными словами, обязательный минимум со-

держания образовательных программ, соответствующий целям образования, в обобщенном виде отражает то содержание, которое школа должна предоставить обучающимся. С точки зрения контроля и оценки качества общеобразовательной подготовки учащихся внимания заслуживают как обязательный минимум, так и требования к уровню подготовки выпускников.

Наличие в образовательном стандарте этих двух составляющих стало отражением одной из тенденций совершенствования системы школьного образования - стремления к более полному и четкому определению и описанию результатов обучения, что достигнуто за счет вычленения в них не только элементов содержания, подлежащих обязательному усвоению, но и указания уровня и качественных характеристик этого усвоения. Такая обобщенная система знаний является функционально полной и достаточной для определения уровня общеобразовательной подготовки выпускников средней (полной) школы по экономике. Отсюда следует, что введение государственного стандарта общего образования обозначило не только обязательный минимум содержания предметных программ, но и задало уровень подготовки выпускников, другими словами, чему учить и что должны освоить выпускники на выходе из школы, определено стандартом.

Учителю оставлена свобода в выборе средств, приемов и технологий для достижения необходимого результата. Информацию о результатах обучения предоставляет другая составляющая образовательного стандарта - требования к уровню подготовки выпускников. Они заданы в деятельностной форме и представляют собой описание установленных стандартом результатов освоения выпускниками «Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». Получение желаемого результата в условиях сокращения времени, отводимого на преподавание предмета, возможно только на основе применения рациональных и эффективных методик, поэтому оптимизация процесса обучения, повышение его качества и эффективности становится первоочередной задачей и для самого педагога. Сдерживающим фактором в повышении качества школьного экономического образования является и тот факт, что многие учителя экономики не имеют специального экономического образования, недостаточно владеют

математическими приемами и методами обработки информации.

Решение проблемы повышения качества образования может быть найдено благодаря новому направлению развития малых информационных технологий, которые представлены широким набором научных и графических калькуляторов, а также анализатором данных (мини-лаборатория). «Дидактические воз-

можности позволяют применять их в сложных расчетах, построении и анализе графиков, для статистической обработки данных» [3. С. 5]. В процессе освоения методики работы на графических калькуляторах была подтверждена целесообразность их применения на уроках экономики. В предмете «Экономика» имеется преобладающее количество тем, которые эффективнее преподавать с применением «графического калькулятора, поскольку данное техническое средство является оперативным для решения сложных вычислительных задач, а также средством фиксации и визуализации этапов процесса решения» [4. С.

4].

Например, при изучении механизма формирования рыночного равновесия спрос и предложение могут быть представлены в виде линейных функций, и при изменении параметров можно увидеть их сдвиги, а также динамику изменения равновесия на рынке товара. Обязательный минимум по теме «Рынок» (3 час.) представлен следующими дидактическими единицами:

«Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса. Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры».

В результате изучения данной темы выпускники должны уметь описывать действие рынка.

Приведем пример решения такой задачи.

«Рыночное равновесие», итоговая задача раздела.

Заданы функция спроса Qd= 100 — Р и функция предложения Qs = 2Р — 50, где Р -цена (руб.), а Qd - величина спроса, Qs - количество предложения (тыс. шт.).

1)Найдите равновесную цену и равновесное количество.

2) Если правительство решит снизить цену до 45 руб., стремясь стимулировать потребле-

ние, к чему это приведет? Определите величины спроса и предложения. Есть ли избыток предложения (перепроизводство, за-

товаривание) или избыточный спрос (дефицит)? Каков объем потребления? Какова выручка?

РЕШЕНИЕ:

Решение задачи проводится в режиме TABL. Выразим функции спроса и предложения через обратные функции, т.е. через зависимость P= f ^). Получаем уравнения, занесенные в активное окно дисплея. Следующим шагом надо сделать установки или ограничения действия функций, они одинаковы для обоих уравнений и представлены ниже. Нажав на регистр TABL, получаем таблицу с переменными параметрами Y, в зависимости от Х. Если дважды нажать теперь на регистр EXE (означает выполнение действия), то на дисплее высвечивается система координат, но без графиков. Это означает, что нам необходимо задать параметры как бы «смотрового окна».

Это необходимо сделать через регистр V- WIN, предварительно нажав на кнопку SHIFT.

Если повторить порядок нажатия клавиш, то на дисплее высвечиваются два пересекающихся графика. Теперь приступаем к анализу ситуации на рынке. Поскольку на графике отчетливо видна точка пересечения, легко можно определить координаты рыночного равновесия. Это можно сделать двумя способами: по данным таблицы и в режиме GRAPH.

1. Для нахождения координаты равновесия нажимаем кнопку TRACE, и на дисплее появляются координаты равновесия. Координаты равновесия таковы: Qd= Qs = 50; P d= P s = 50.

2. Для определения ситуации на рынке при вмешательстве государства и установлении цены в 45 ден. единиц необходимо сделать некоторые дополнения, в частности, ввести функцию Y= 45 первоначально в режиме TABL. Графический калькулятор позволяет «стилизиро-вать» графические линии, каждой из них можно задать свой вид. Функции Y= 45 придали вид жирной линии, а функции Y= 100-Х - вид пунктирной.

Table Func :V=

V3B45 ' '

V4:

V5:

V6:

fsIT ВНР ИИР ВИР 01Р

Отображение ситуации на рынке в режимах TABL и GRAPH соответственно.

Режим TRACE позволяет наглядно отображать ситуацию на рынке и позволит учащимся без особых затруднений определить состояние дефицита. Причем количественно этот дефицит легко определить простым вычитанием. AQ = 55 — 40 = 15.

Объем потребления легко определить после анализа ситуации. Покупатели смогут приобрести только то количество товаров, которое производители предложат им при данном уровне цен, а именно Qs =40 при Р= 45. А выручку легко найти, перемножив Qs =40 на Р= 45, так как продано будет 40 единиц товара по цене 45 ден.единиц. Графический калькулятор можно использовать и для простых математических вычислений. Для этого нужно выйти в режим RUN-MATH. Активизировать его через EXE и работать как с простым калькулятором. Выручка составит 1800 рублей, что отображено на рисунке экрана дисплея.

Графический калькулятор не только обладает возможностью «ускорять» процесс построения графиков спроса и предложения, но и облегчает педагогу задачу анализа процесса равновесия на рынке и государственного вмешательства в механизм рыночного равновесия. Наглядность отображения рыночного равновесия облегчает понимание этого экономического явления практически всеми учащимися в классе независимо от их уровня математической подготовки, а при освоении учащимися техники работы на графическом калькуляторе решение данной задачи займет не более 5 минут, что позволит учителю высвободить время для решения дополнительной педагогической задачи.

Очевидные преимущества применения графического калькулятора в преподавании школьного предмета «Экономика» и возможности их использования в решении проблемы повышения качества образования школьников актуализировали задачу подготовки учебного пособия по использованию графического калькулятора на уроках экономики. Разработанное автором данной статьи методическое

пособие предназначено для учителей и преподавателей основ экономической теории средних общеобразовательных школ и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. В нем представлены методические рекомендации практически к каждому разделу примерной программы по экономике по использованию графического калькулятора в описании экономических процессов, при решении экономических задач, а также при формировании у учащихся навыков критического осмысления современной информации. Особенностью данного пособия стало структурирование его в соответствии с обязательным минимумом основного содержания образовательных программ базового уровня по предмету «Экономика» и требованиями к уровню подготовки, предъявляемыми к выпускникам на конец учебного года. Данное учебное пособие универсально и с точки зрения его применимости на различных уровнях системы педагогического образования. Оно может стать учебным пособием для изучения экономики не только в школе, образовательных учреждениях начального, среднего 85

профессионального образования на базовом уровне, но и основой для разработки программ курсовой подготовки учителей в системе послевузовского педагогического образования. Задача подготовки специалистов в области преподавания экономических дисциплин возложена на Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. В программы учебных предметов кафедры экономики и управления ЯГПУ физико-математического факультета постепенно внедряются новые формы работы: практикумы по решению экономических задач, экономическая лаборатория, эссе-прогноз, кейс-стади, обуславливая тем самым необходимость использования графического калькулятора. В настоящее время начата работа по разработке учебных программ по использованию графического калькулятора в преподавании экономики для средней школы, для курсов повышения квалификации учителей экономики и спецкурса «Дидактические возможности графического калькулятора в преподавании экономической теории» для студентов

ЯГПУ им К.Д. Ушинского, обучающихся по специальности 03 05 00.18 Профессиональное обучение (экономика и управление). Реализация обозначенных задач на всех ступенях и уровнях системы непрерывного педагогического образования, безусловно, выведет преподавание экономических дисциплин на новый качественный уровень.

Библиографический список

1. Закон РФ «Об образовании» [Текст] - М.: Ось-89., 2003.

2. Сборник нормативных документов. Экономика [Текст] / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

3. Вострокнутов, И.Е., Грудзинский, А.В., Минаева, С.С., Смекалин, Д.О. Методические рекомендации к изучению алгебры в 7-9 классах с использованием возможностей малых вычислительных средств. [Текст] - М.: Навигатор, 2006.

4. Богун, В.В. Методика использования графического калькулятора в обучении математике студентов педагогических вузов [Текст]: авто-реф. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.